В 1766 г. сербский (ипекский) независимый патриархат был упразднен по настоянию константинопольского патриарха Самуила I и сербские епархии поставлены были в зависимость от константинопольского патриархата. Самуил 112 имел два побуждения к закрытию независимого сербского патриархата: 1) патриархат этот не мог продолжать независимое свое существование, так как он обременен был неоплатными долгами, и потому Самуил взял на себя уплату долгов его Порте; 2) в сербские епархии в это время проникала римская пропаганда и совращала православных, между тем сербские патриархи часто не извещали об этом великую церковь константинопольскую 113 . И вот ипекский патриарх Каллиник, по наущению п. Самуила, подал ему и свят, синоду прошение об увольнении его от кафедры сербской и присоединении сербских епархий к константинопольскому патриархату. А сербских епархий тогда считалось не более 10, именно: кишская, белградская, ужицкая, скопийская, гени-пазариииская, боснийская, самоковийская, кюстенделийская, ерсекинская и призренская. Прошение его немедленно было исполнено. Мало того: все епархиальные архиереи, родом сербы, удалены были со своих кафедр, а их место заняли греки. И до 1830 г. как митрополит, так и епископы присылались в Сербию из Константинополя: но в этом году дозволено было сербам избирать из среды своей кандидатов на архиерейския кафедры 114 . А в начале 1832 г. сербским правительством заключен был с константинопольским патриархом конкордат, состоящий из 8 пунктов: 1) митрополит и сербские епископы избираются князем и пародом из сербского духовенства, без вмешательства константинопольского престола. 2) Избираемый архиепископ именуется митрополитом всей Сербии, и ему подчиняются все сербские еппскопы. При каждом новом избрании митрополита из сербского духовенства, князь и народ извещают патриарха о сделанном выборе и лице избранном, и представляют его на утверждение, и патриарх немедленно присылает письменное соизволение. 3) Сербские епископы, избранные князем и митрополитом из сербского духовенства, посвящаются без предварительного патриаршего соизволения, по власти своего митрополита: патриарху же только сообщается об этом для сведения. 4) При всяком новом избрании митрополита патриарху посылается 300 австрийских дукатов. 5) Кроме взноса определенной ежегодной суммы в кассу великой церкви, – все сербское духовенство свободно от всяких искательств и требований великой церкви. 6) Ни митрополит, ни епископы сербские не могут делать долгов ни на счет сербского народа, ни на счет великой церкви. 7) Митрополит не может быть удален из епархии без законной воли константинопольского патриарха и соизволения сербского князя, а сербские епископы без соизволения митрополита и князя. 8) На богослужении сербский митрополит поминает константинопольского патриарха, а митрополита сербские епископы 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в Белградском университете 20 февраля 2020 г. 13:24 18 февраля 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Белграде с двухдневным визитом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Сербского Иринея, посетил Православный богословский факультет Белградского государственного университета, где выступил с лекцией на тему «Православное богослужение как школа богословия и богомыслия». Декан православного богословского факультета иерей доктор Зоран Ранкович обратился к высокому гостю с приветственным словом. На лекции, прошедшей при большом стечении преподавателей и студентов Белградского университета, почетным доктором которого является митрополит Волоколамский Иларион, присутствовали митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, епископы Бачский Ириней и Шумадийский Иоанн, а также атташе по культуре Посольства России в Белграде Д.И. Круглов. В своем выступлении митрополит Иларион, в частности, отметил, что богослужение вводит верующих в таинственное общение с Господом и сообщает им благодатные дары Святого Духа. Владыка также подчеркнул, что православное богослужение — это синтез искусств, в нем все взаимосвязано и все имеет значение. Церковная архитектура и фресковая роспись, иконопись, богослужебные тексты и церковное пение — все слито в единое служение Богу. Именно поэтому православное богослужение не допускает произвольных вмешательств и интерпретаций. «Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы любили и изучали наше православное богослужение и дорожили этим сокровищем, полученным от предков, чтобы мы любили свои храмы, благоукрашали их и передали свою любовь к православному богослужению следующим поколениям верующих — поколениям наших детей, внуков и правнуков», — сказал иерарх. По завершении выступления митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы аудитории. Председатель ОВЦС передал в дар богословскому факультету Белградского университета свою книгу «Литургия. Исторические и богословские комментарии к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого». «В этой книге я рассказал об истории Литургии, рассмотрел ее текст и постарался богословски истолковать каждое слово», — сказал, в частности, владыка Иларион, выразив надежду, что этот труд будет востребован и сербскими читателями. Затем в деканате Православного богословского факультета состоялась краткая встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с деканом иереем доктором Зораном Ранковичем и представителями профессорско-преподавательского корпуса. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5594620.ht...

В 1927 г. число недельных часов по Закону Божию в русских средних учебных заведениях увеличено с 11 до 12 . 30 января 1928 г. Учебный совет дополнил список праздничных дней, в которые не проводились учебные занятия в эмигрантских школах, 27 сентября - праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня . 26 мая 1930 г. Учебный совет откликнулся на просьбу приходского совета Русской православной церкви оказать содействие в праздновании дня святого князя Владимира 28 июля. Учебный совет рекомендовал педагогическим советам русских средних учебных заведений перед отпуском учащихся на каникулы прочитать лекции как о самом историческом периоде от Крещения Руси до монголо-татарского нашествия, так и об отражении данной эпохи в русской литературе («Слово о полку Игореве», былины Алексея Толстого), искусстве (киевские храмы), музыке («Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Рогнеда») . Несмотря на то, что законоучителя в учебные заведения назначались с согласия управляющего русскими православными общинами в Югославии митрополита Антония, решение по той или иной кандидатуре принималось в Учебном совете и утверждалось в Министерстве народного просвещения. 26 января 1931 г. Учебный совет отклонил просьбу митрополита Антония о временном допущении священника Владислава Неклюдова к исполнению обязанностей законоучителя Белградского детского дома. Закон о народных школах от 5 декабря 1929 г. запрещал освобождать преподавателей основных школ от должности в течение учебного года. К тому же, по мнению участников совета, преподавание протоиерея Петра Беловидова приносило детям Белградского детского дома «чрезвычайную пользу» . 30 марта 1931 г. Учебный совет в порядке исключения, т.к. согласно положению оплата труда законоучителя русской основной школы производилась за счёт местной русской церковной общины, учитывая заслуги законоучителя Белградского детского дома, назначил протоиерею Петру Беловидову с 1 марта того же года вознаграждение в размере 550 динар в месяц . Воспользовавшись предполагаемой с 1931/32 учебного года отменой преподавания законоведения в старших классах, Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей обратился в Державную комиссию, Министерство народного просвещения и Синод Сербской православной церкви с просьбой предоставить часы упраздняемого законоведения на преподавание Закона Божия . 18 мая 1931 г. Учебный совет постановил ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о введении в VIII класс русских средних школ одного недельного часа Закона Божия за счёт упраздняемого урока по государственному и общественному устройству. Знакомить же учащихся с основами законоведения предлагалось на уроках истории по учебнику проф. Е.В. Спекторского .

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

Амвросий ( Погодин Алексей Александрович ; 10.7.1925, Панчево, Югославия – 30.10.2004, Спринг-Валлей, Нью-Йорк, США), архимандрит. Сын русского эмигранта – профессора русской литературы Белградского университета. Окончил богословский факультет Белградского университета со степенью кандидата богословия (1949), диакон (14.10.1949), священник (16.10.1949), рукоположение совершил сербский еп. Викентий Сремский, недолгое время служил на приходах в Сербии, эмигрировал во Францию и принят в юрисдикцию РЗЦ (кон. 1949), помощник настоятеля Знаменской церкви в Париже (нач. 1950-х гг.), пострижен в монашество архиеп. Иоанном (Максимовичем) в Версале (1951), откомандирован в Австралию с назначением на должность настоятеля церкви в Сиднее (сер. 1950-х гг.1957), помощник настоятеля Успенской церкви в Лондоне (19571963), игумен, настоятель Св.-Николаевской церкви в Риме (3.10.19633.2.1966), обслуживал также церковную общину при домовой церкви виллы Оланда в Вал-Пелличе на севере Пьемонта (19631966), магистр богословия Св.-Сергиевского богословского института в Париже (22.12.1963), представитель РЗЦ на 2-м Ватиканском соборе в качестве наблюдателя (1964), настоятель Св.-Тихоновской церкви в Сан-Франциско (3.2.19661967), доктор богословия богословского факультета Белградского университета (1965), принят в клир Западно-Европейской Русской Архиенископии (10.7.1967), заместитель настоятеля Св.-Николаевской церкви в Брюсселе (6.8.19671.6.1968), благочинный приходов в Бельгии и Нидерландах (9.8.196719.2.1968), уволен по прошению (1.6.1968), уехал в Америку и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1969), клирик Сан-Францисской епархии (19692001), настоятель церкви Свв. жен-мироносиц в г. Сакраменто (19711973), настоятель церкви Рождества Богородицы в Менло Парк (1973кон. 1990-х гг.), вышел за штат по болезни (кон. 1990-х гг.), заштатный клирик Нью-Джерсейской епархии (7.8.2001), приписан к церкви в г. Пэрл Ривэр (9.10.2001). Последние годы жизни провел в старческом доме при Ново-Дивеевском монастыре и на Толстовской ферме. Автор многих переводов святоотеческих текстов с греческого и латинского языков на русский, а также многочисленных статей но патрологии и истории церкви, опубликованных в журналах «Вестник РХД» и «Православный Путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря дружеским отношениям М. с патриархом К-польским Иоакимом III (Деведзисом) , к-рому он постоянно выражал почтение и преданность, 20 окт. 1879 г. СПЦ получила долгожданную автокефалию. Но это скорее привело к политическому укреплению Княжества Сербия, чем к повышению авторитета Церкви. Отношения М. с сербскими властями осложнились после его отказа поддержать внешнеполитический курс княжества, ориентированный на Австро-Венгрию, и изменения сербских планов относительно территории Боснии и Герцеговины. В 1881 г. был принят закон «О сборах» (таксах), вводивший выплату гос-ву пошлин за рукоположения иерархов, пострижение в монашество и другие церковные назначения. М. безуспешно просил министра просвещения и церковных дел С. Новаковича отменить этот закон. 21 сент. Архиерейский Собор отказался признать закон, т. к. он был принят с нарушением установленных процедур и противоречил канонам правосл. Церкви. Тогда представители правительства допросили всех иерархов по отдельности и затем обвинили М. в неподчинении законам и Конституции Сербии. 18 окт. 1881 г. кн. Милан Обренович издал указ об отстранении М. от управления Белградской митрополией и назначении ее временным управляющим еп. Неготинского Моисея (Вересича) . Удаление М. с кафедры вызвало протесты со стороны серб. духовенства и бурную реакцию в России, но это не повлияло на серб. власти. 31 дек. 1882 г. был принят закон «Об изменениях и дополнениях в закон «О церковных властях православной веры»», к-рый позволил правительству полностью сменить всю иерархию Белградской митрополии. 20 марта 1883 г. новым митрополитом Сербским был избран архим. Феодосий (Мраович) . Это произошло при участии 7 духовных и 9 светских лиц, ни один епископ на заседания выборного Собора не прибыл. Хиротонию нового митрополита по просьбе властей совершили иерархи Карловацкой митрополии. Непокорные епископы Белградской митрополии были удалены с кафедр, на кафедры поставили новых епископов, некоторые епархии указом короля в 1886 г. были упразднены.

http://pravenc.ru/text/2563622.html

Сопротивление сербских правых организаций гей-парадам в Белграде С первых лет своего существования сербский «Образ» начал противодействовать белградским «парадам поноса». Первые столкновения с «гордыми» белградскими геями произошли 30 июня 2001 года. 23 мая, 2011 С первых лет своего существования сербский «Образ» начал противодействовать белградским «парадам поноса». Первые столкновения с «гордыми» белградскими геями произошли 30 июня 2001 года. Сербская организация «Образ», руководитель которой, молодой сербский историк Младен Обрадович, обвиняется в организации разгона «парадов поноса» в 2009 и 2010 года , была создана в 2000 году на базе православно-миссионерской школы при храме Святого Александра Невского в Белграде. В рамках издательской деятельности школы Небойша Крстич, социолог, богослов и член Ассоциации писателей Сербии начал издавать православно-патриотический журнал «Образ». В 2002 году общественная организация «Образ» получила государственную регистрацию. Сербский «Образ» исповедует крайнеправую православную идеологию. У этой организации в России существует «побратим» — движение «Русский Образ», неоднократно обвинявшееся прессой и правозащитниками в «правом экстремизме» и «неофашизме». После трагической гибели Небойши Крстича в автокатастрофе, которую некоторые обозреватели до сих пор считают подстроенной, сербский «Образ» возглавил молодой историк Младен Обрадович. По мнению ряда ЛГБТ-организаций Сербии штаб-квартира сербского «Образа» располагается в Доме армии Сербии в Белграде. С первых лет своего существования сербский «Образ» начал противодействовать белградским «парадам поноса». Первые столкновения с «гордыми» белградскими геями произошли 30 июня 2001 года. Но «парады поноса» продолжались. В исконно православной Сербии это не могло не вызывать возмущения граждан и Сербской Православной Церкви. Говоря о «параде поноса» 2009 года митрополит Амфилохий (Радович) назвал его «парадом срама, парадом Содома и Гоморы». Самая громкая акция прошла во время «парада поноса» 2010 года. Участники сербского «Образа» заранее развесили в Белграде и других сербских городах массу плакатов, призывавших сербских граждан прийти и продемонстрировать, как они на самом деле относятся к разнузданной пропаганде содомии в самом центре православной столицы.

http://pravmir.ru/soprotivlenie-serbskix...

Еще раньше Константинопольская Патриархия даровала автокефальный статус Сербской Церкви, первым Архиепископом которой стал св. Савва (1219). Но когда при могущественном царе Стефане Душане Сербская Церковь объявила себя Патриархатом (1346), Константинополь прервал церковное общение с нею (1352). Схизма прекратилась в 1374 году. Турецкое завоевание привело к большим изменениям в церковной жизни. После завоевания Болгарии в 1393 году Тырновская Патриархия была упразднена и ее епархии вошли в состав Константинопольской Церкви. А в 1766 — 1767 гг. были упразднены и включены в состав Константинопольского Патриархата также Сербская Патриархия и Охридская Архиепископия. На территории огромной Турецкой империи оставались древнейшие автокефальные Церкви: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты и Кипрская Архиепископия. Но при том положении, какое занимал в Оттоманской империи Константинопольский Патриарх как этнарх всех православных христиан, независимость этих Церквей была весьма относительной, скорее номинальной, чем реальной. Они все зависели от Константинопольского Предстоятеля, который, в свою очередь, не был независимым от султанского правительства. XIX век стал веком освобождения целого ряда порабощенных народов. В новых независимых государствах возникают автокефальные Церкви: Сербская Белградская Митрополия, Элладская Церковь, Румынская Митрополия, Болгарский Экзархат. Этот последний возник поначалу в пределах Турции, и ценой его создания была длительная греко-болгарская схизма (1872-1945). В ХХ веке продолжалось церковное созидание. NocлeI Мировой войны произошло объединение Сербии и Черногории и присоединение к ним населенных сербами территорий, принадлежавших прежде Австро-Венгрии. Сербы, принадлежавшие до того к нескольким Поместным Церквам (Белградская Митрополия, Черногорская Митрополия, Карловацкая Митрополия-Патриархия, Буковинско-Далматская Митрополия, епархии Боснии и Герцеговины Константинопольского Патриархата), объединились теперь в единую Церковь, восстановившую в 1920 году статус Патриархата.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Белград Операторы: Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 14 ноября 2014 г. 19:38 14 ноября 2014 года начался официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Сербскую Православную Церковь . В ходе поездки Святейшего Патриарха сопровождают: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ; председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда ; заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов ; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; руководитель Патриаршего протокола протоиерей Андрей Милкин; руководитель  Патриаршей пресс-службы   диакон Александр Волков . В белградском аэропорту «Никола Тесла» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали  Святейший Патриарх Сербский Ириней , министр иностранных дел Республики Сербия Ивица Дачич, представители епископата и духовенства Сербской Церкви, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Сербии В.Н. Чушев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, другие официальные лица. После торжественной церемонии встречи Предстоятели Сербской и Русской Православных Церквей обратились к представителям средств массовой информации. Святейший Патриарх Сербский Ириней сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, прибывшего с мирным визитом в пределы Сербской Церкви, и отметил, что Сербию и Россию, сербский и русский народы связывают особые братские отношения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви сказал: «Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова, с которыми Вы встречаете меня в белградском аэропорту. Хотел бы выразить чувство большой и искренней радости в связи с тем, что могу вступить на эту землю, близкую для русского сердца, в качестве Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3840899.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Белград 14 ноября 2014 г. 13:29 14 ноября 2014 года начался официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербскую Православную Церковь . В ходе поездки Святейшего Патриарха сопровождают: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов ; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; руководитель Патриаршего протокола протоиерей Андрей Милкин; руководитель Патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков . В белградском аэропорту «Никола Тесла» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Сербский Ириней , министр иностранных дел Республики Сербия Ивица Дачич, представители епископата и духовенства Сербской Церкви, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Сербии В.Н. Чушев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, другие официальные лица. После торжественной церемонии встречи Предстоятели Сербской и Русской Православных Церквей обратились к представителям средств массовой информации. Святейший Патриарх Сербский Ириней сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, прибывшего с мирным визитом в пределы Сербской Церкви, и отметил, что Сербию и Россию, сербский и русский народы связывают особые братские отношения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви сказал: «Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова, с которыми Вы встречаете меня в белградском аэропорту. Хотел бы выразить чувство большой и искренней радости в связи с тем, что могу вступить на эту землю, близкую для русского сердца, в качестве Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3839528.ht...

Да будет же вечная память новопреставленному митрополиту Сербскому Михаилу! 12 февраля 1898 года Сергиев Посад. 1 «Светковина двадесетпето-годишньег архипастирског рада митрополита Српскаго Г. Михаила. За штампу приредно Ж. Иовичич, свештеник, професор богословльа. У Београду, 1880», стр. 4. (Священник Ж. Иовичич – нынешний настоятель сербского подворья в Москве, о. архимандрит Кирилл). 2 До введения нового сербского церковного закона от 27 апр. 1890 г. четыре сербских епархии именовались: белградская, шабачская, ужичская и негодичиская, а с 1890 г. именуются так: белградская, нишская, жичская и тимокская. 4 Сын Георгия Петровича Черного (по-турецки Кара-Георгия), первого вождя народного сербского восстания. 7 В 1880 г. вышла в Белграде книжка: «Независност Српске цркве проглашена 1879 годные», – в которой приведены все официальные документы, касающиеся этого предмета. 8 Юбилей этот описан в названной уже выше (см. стр. 261, примеч. 1) книге свящ. Ж. Иовичича. Ко дню юбилея митрополит Михаил был избран в почётные члены Московской и С.-Петербургской духовных академий (благодарственное письмо митрополита в Совет МДА с извещением о получении диплома – в Журн. Сов. МДА. 1879, стр. 247). 9 См. «Послание митрополита сербского Михаила к иерархам православной церкви» – в Синод. Церк. Вед. 1889, 36, стр. 1073. 10 Нужно заметить, что экс-король Милан был врагом митрополита Михаила не столько из твёрдых каких-либо принципов, сколько, главным образом, вследствие личной ненависти за то, что митрополит стал на сторону его оскорблённой супруги, королевы Наталии, и не дозволял беззаконного развода с нею. Во всё время этой грустной истории почивший сербский первосвятитель стоял на высоте своего архипастырского достоинства. Он не дал развода, потому что королева Наталия была правою и невинно гонимою. Преемник же его Феодосий Мраович дал этот развод, который, однако, в 1894 г. по новому требованию экс-короля Милана был признан неканоническим и недействительным. 11 Это сербское подворье, единственное в России, и открыто-то было русским Св. Синодом только благодаря ходатайству митрополита Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010