4 Профессор Титов был научным руководителем многих сербов, которые учились в Киевской духовной академии и там писали свои кандидатские работы по темам, относящимся преимущественно к истории Сербской Церкви. В частности, Титов был научным руководителем Милоша Анджелковича (Положение Сербской Церкви с времен установления сербского княжества до нынешних времен (1815–1893), 1895), Стевы Димитриевича (Путешествие сербских иерархов и других духовных лиц в Россию в XV–XV III вв. и результаты этих поездок, 1898), Иосифа (Цвийовича) (Участие сербского православного духовенства в войне за освобождение и независимость родины, 1912) (данные по: Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1894/1895 учебный год//Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1895. С. 378; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1897/1898 учебный год//Труды Киевской духовной академии. Т. III. 1898. С. 39; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1911/1912 учебный год//Труды Киевской духовной академии. Т. IV. 1913. С. 67). Единственная работа Ф.И. Титова по истории Сербской Церкви, написанная в Киеве: Титов Ф. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, Митрополит Сербский (19 августа 1826 г. – 5 февраля 1898 г.)//Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1898. С. 390–411; С. 466–482; Т. III. 1898. С. 3–23. На данную работу ссылались впоследствии известные сербские историки Стева Димитриевич и Джоко Слиепчевич С. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит као православни Србин, Словен и неимар Српске Цркве. 1933. 2. С. 73; Михаило, архиепископ београдски и митрополит Минхен, 1980. С. 7). 5 Надо учитывать тот факт, что профессор Титов преподавал на белградском Богословском факультете библейскую историю с библейской археологией, а какое-то время и догматическое богословие. См.: Архив Православног богословског факултета (Београд). Записници седница I. С. 209. 6 Рецензия на книгу Д.С. Мережковского «Иисус Неизвестный», которую Титов опубликовал в журнале «Преглед Цркве Нишке» (Титов Т. Д.С. Mepeжkobckiй. Неизвстный. Т. 1. Стр. 367. Блградъ. 1932 г.//Преглед Цркве Нишке. 1932. 11–12. С. 275–277), была заимствована журналом «Гласник Српске православне (Непознати Исус//Гласник Српске православне 1934. 5–6. С. 99–100).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/na...

Если сам факультет дал нам мало знаний и не пытался воспитывать нас в церковном духе, то зато участие наше в жизни русского прихода в Белграде оказало на нас плодотворное влияние. Многочисленная русская колония была настроена церковно, богослужения всегда привлекали множество молящихся. Настоятель, о. Пётр Беловидов, был опытный и хороший священник, в церкви часто служил митрополит Антоний и другие русские епископы, жившие в сербских монастырях, недалеко от столицы 6 . Мы, студенты, участвовали в богослужениях, читали и пели на клиросе, и так готовились к своей пасторской и миссионерской работе. В моем случае решающую роль сыграл студенческий кружок, начавший собираться в нашем доме, В кружке же произошла встреча нас, студентов, с епископами и профессорами, она перекинула мост между дореволюционным и пореволюционным поколением руководителей Церкви. Необходимость зарабатывать на жизнь, трудные материальные условия, отсутствие книг и пособий, – все это неблагоприятно отзывалось на моих занятиях. Моей целью было выдержать экзамен, о приобретении серьёзных знаний не было времени заботиться. Устные экзамены происходили в конце каждого семестра, и я обычно получал высшую отметку «10», однако готовился я к экзаменам по запискам преподавателей, не имея возможности читать в подлинниках древних и современных богословов. Исключением был Владимир Соловьёв (1853–1900). У нас имелось полное собрание его сочинений, и он оставил глубокий след в моем миросозерцании. Хотя мне чуждо было его софианство, зато его понимание Боговоплощения, его истолкование Ветхого Завета и смысла любви стали для меня источником вдохновения. Он подготовил меня к участию в экуменической работе и дал толчок моим идеям об особом призвании русской Церкви в деле примирения между Востоком и Западом. Кроме Соловьёва, я много читал аскетическую литературу: Добротолюбие, Древний Патерик, Феофана Затворника (1815–1894). Моим любимым автором был Исаак Сирианин (восьмой век), который хотя и был епископом еретической Несторианской Церкви, но считается одним из самых проникновенных и дерзновенных духовных писателей Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

О пасхальных концертах в БЗФ рассказали их организаторы апреля 2018 Пресс-конференция, посвященная большим просветительским пасхальным концертам в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, состоялась 10 апреля в пресс-центре " Интерфакс-Северо-Запад " . Пасхальные концерты в БЗФ пройдут 11 и 16 апреля, они организованы Фондом поддержки русского искусства и православной культуры " Общество возрождения художественной Руси 1915 " .   Директор фонда " Общество возрождения художественной Руси 1915 " Наталья Орлова рассказала об опыте фонда в организации подобных мероприятий. В 2010 году, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, состоялись первые Великопостные и Пасхальные концерты в Филармонии; была организована международная школа " Академия православной музыки " , где обучились, в том числе знаменному распеву, тысяча человек из пятидесяти стран. Благодаря деятельности фонда стали проходить Крещенские вечера в БКЗ " Октябрьский " , неизменно собирающие полные залы.   " Великопостные и Пасхальные концерты - это дореволюционная традиция, не мы ее придумали, но мы продолжили то, что было прервано, - отметила Наталья Орлова. - " Общество возрождения художественной Руси " существовало в царской России, и его возглавляла императорская семья. Мы соединили эти два периода - дореволюционный и современный. К сожалению, от проведения Великопостных концертов пришлось отказаться, но мы изо всех сил пытаемся не потерять совсем традицию просветительских концертов. И пусть в этом году пройдут всего два концерта, но мы надеемся, что они подарят пасхальную радость петербуржцам " .   Сербская певица Дивна Любоевич рассказала, что ее сотрудничество с Натальей Орловой началось в 2011 году в московском Кремле на празднике, посвященном славянской письменности и культуре: " С того момента мы частые гости в России, в частности в Санкт-Петербурге. Я была преподавателем " Академии православной музыки " , мы регулярно участвуем в Крещенских вечерах " . Дивна сравнила белградский концертный зал " Kolarac " и БЗФ, назвав их " очень гостеприимными в музыкальном плане " . Как в Белграде, так и в Санкт-Петербурге хор " Мелоди " вышел за пределы камерных залов на более крупные площадки, зачастую не совсем подходящие для исполняемой Дивной музыки и требующие сложной настройки акустики. После БКЗ " Октябрьский " она очень рада выступать в зале с настоящей акустикой, который изначально создан для музыкальных концертов и не требует каких-то дополнительных технических средств.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Высокопреосвященный Владыко, Милостивый Отец и Архипастырь! Московская духовная академия с особенным уважением приветствует Ваше Высокопреосвященство по случаю сорокалетия Вашей архипастырской службы. С искренней любовью и глубоким уважением она постоянно следила за Вашей мудрою, ревностной и плодотворной архипастырской деятельностью, вследствие чего ещё в 1879 году включила Ваше Высокопреосвященство в число своих почётных членов. Академия чтит в лице Вашем твёрдого и непоколебимого поборника и охранителя церковных канонов и заветов вселенской церкви и радуется мирному преуспеянию церкви в Сербии, – особенно в последнее время, когда Вы, после перенесённых невзгод за верность и охрану заветов вселенской церкви и непоколебимую любовь к единоверной и единоплеменной Вам России, вновь приняли в свои руки кормило управления сербской церковью. Нет надобности исчислять многие и плодотворные труды Вашего Высокопреосвященства, которые направлены ко благу сербской церкви и народности, её просвещению и устройству церковному и гражданскому: довольно напомянуть, что по Вашей инициативе составлен и утверждён 27 апреля 1890 года «Закон о церковных властях восточно-православной церкви в королевстве Сербии». Под Вашим мудрым руководством выработан и свято охраняется соборно-выборный характер устройства сербской церкви, основанный на неизменных началах вселенской церкви. Высоко ценя Вашу ревностную просветительную и административную архипастырскую деятельность в течение прошедших сорока лет и Вашу непоколебимую искренность и любовь к России, и в частности к Москве и её древним святыням и духовно-воспитательным учреждениям, Московская духовная академия выражает Вашему Высокопреосвященству свои искренние пожелания и молит Бога, чтобы Вы ещё много-много лет держали кормило управления сербской церковью в Ваших руках на счастье сербского народа и утешение родной Вам по воспитанию, вере и духу России и на славу всего славянства. (Подписали: ректор академии, инспектор, профессоры и вся академическая корпорация).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Последние недели его пребывания на родине проходили в " нетопленной теплушке ползущего эшелона разбитой армии, на полу переполненного сарая-госпиталя, в сыпно-тифозном бреду " . Из Новороссийска, с остатками Добровольческой армии в " набитых людьми мрачных трюмах пароходов " , заедаемый вшами и измученный болезнью, В.Н. Краинский наконец прибывает на о. Лемнос. Здесь " бурные порывы борьбы сменило унижение изгнания " . Вот что говорится еп. Никоном (Рклицким) об этом пребывании в Жизнеописании митрополита Антония (Храповицкого): " Остров Лемнос находится в непосредственной близости от Афонского полуострова и вполне понятно, что очутившись там, русские люди, взирая на видневшиеся очертания русских Афонских монастырей, мечтали о том, чтобы попасть туда, и многие из них, пережив ужасы революции и гражданской войны, несомненно, поступили бы в Афонские монастыри и остались бы там навсегда. Но, увы, доступ на Афон для русских был закрыт. Все хлопоты о разрешении русским беженцам въезда на Афон оказались безуспешными " . С о. Лемноса Н.В.Краинскому удаётся переехать в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Здесь же оказались многие русские врачи, в т.ч. ученик И.А. Сикорского, известный невропатолог М.Н. Лапинский, который организовал в 1921 г. при Загребском университете медицинский факультет и открыл кафедру и клинику нервных и душевных болезней. С ним Н.В. Краинский работал ещё в 1917-1918 гг. на кафедре психиатрии и невропатологии Киевского университета. И вот их вновь свела судьба. В Загребе на кафедре у М.Н. Лапинского в должности доцента Н.В. Краинский работал в 1921-1927 гг. К загребскому периоду относится целый ряд его работ, в частности " Математические основы естествознания " (1927) (есть сведения, что в 1912 г. Николай Васильевич, будучи уже известным специалистом, закончил ещё и математический факультет С.-Петербургского университета). С 1928 г. Н.В. Краинский - профессор кафедры психиатрии и экспериментальной психологии Белградского университета, активный участник Сербского врачебного общества. Здесь он издаёт такие труды как: " Лев Толстой как юродивый. Психопатологический очерк " (1928); " Логические ошибки и заблуждения в научном творчестве " (1930) и др. Л.Н. Толстого Н.В. Краинский называл не иначе как " великим растлителем земли русской " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/06/...

Накануне выборов наши белградские корреспонденты выделяли внутри сербского епископата три группировки: во-первых, это - модернистски настроенные владыки, поддерживающие прозападный политический курс официального Белграда (самыми известными из них являются епископ Бачский Ириней, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), епископ на покое Афанасий (Евтич)); во-вторых, архиереи традиционалисты и консерваторы, настроенные оппозиционно к прозападной политике официальных властей (такие как епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банатский Никанор), с некоторыми оговорками сюда можно отнести и самых ярких представителей так называемого «боснийского лобби» (епископа Зворничко-Тузланского Василия (Качавенду) и епископа Баня-Лукского Ефрема (Милутиновича)); в-третьих, архиереи, занимающие среднюю линию, лавирующие между модернистами и консерваторами, старающиеся поддерживать конструктивные отношения с государственной властью, но соблюдающие определенную дистанцию (самые известные - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Нишский Ириней). Выборы претендентов на патриарший престол как раз отразили этот расклад сил. Как нам сообщили наши источники в Белграде, без особых проблем пятидесятипроцентный барьер перешагнули именно владыки Амфилохий и Ириней, став первыми кандидатами. А вот за третье место в списке кандидатов шла борьба между модернистом епископом Иринеем Бачским и консерватором епископом Ефремом Баня-Лукским. В результате, третьим претендентом стал, к сожалению, известный своим экуменизмом владыка Ириней (Булович). Затем сербские архиереи предоставили самому Господу определить достойнейшего, - и дальше уже ничего не зависело от человеческого хотения. И Господь указал на епископа Иринея (Гавриловича). Святейшему Иринею в нынешнем году исполнится 80 лет. Таким образом, Промыслом Божиим у руля церковного корабля поставлен умудренный опытом старец, которому, видимо, предстоит умиротворять как внутрицерковные нестроения, так и острейшие противоречия, существующие внутри общества и политической элиты Сербии.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/201...

Проехав небольшое расстояние по Греции, мы достигли пограничной станции Гевгелии. Началась проверка паспортов. Мы сразу почувствовали иное отношение: благожелательность, отсутствие придирок, грубости… При пересадке с поезда на поезд начальник станции радушно пригласил нас, архиереев, в свою комнату и угостил закусками и вином. С каким наслаждением после голодовки и при упадке сил мы выпили по стакану вина! Как мы были благодарны этому доброму человеку! Вино нас сразу согрело и подкрепило. На станции всем пассажирам роздали по банке мясных консервов: они показались нам лакомством… До Белграда мы ехали около суток. Дорогой мы любовались живописной долиной реки Вардара, ущельями, горами… На остановках в Скоплье, Нише… мы могли уже приметить сытость, достаток сербского населения: в витринах лавочек уже белый хлеб… — в нашем беженском представлении несомненный показатель благополучия. По совету спутников-сербов мы с дороги послали телеграмму митрополиту Димитрию Белградскому следующего содержания: " Пять русских архиереев прибывают (по-сербски " долазят " ) Белград просим вашего гостеприимства. Евлогий Георгий Митрофан Гавриил Аполлинарий " . В Белград наш поезд прибыл утром 5 февраля. Не успел еще поезд поравняться с платформой, смотрю, стоит мой приятель граф В.Бобринский и машет издали фуражкой. Мы тоже замахали ему из окна. Однако поезд у платформы не остановился: нас сразу отвели на запасной путь и приступили к проверке бумаг. В это время подъехала к вокзалу карета; из нее вышел маленький епископ и направился к нам. Это был преосвященный Досифей Нишский, воспитанник нашей Киевской Духовной Академии, друг русских, а потом завязавший и со мною самые добрые, дружественные отношения. Владыка обратился ко всем нам с радушным приветствием: — Приветствую вас, владыки, с любовью, а также и всех вас, русских… — обратился к нам преосвященный Досифей. — Мы рады оказать вам гостеприимство за все то, что русские для нас сделали. И это не фразы… Эти слова были сказаны искренно, горячо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кн. Милош был ктитором мн. серб. храмов и мон-рей, обителей на Афоне и в Иерусалиме. В 1819 г. он добился отмены согласования с османскими властями строительства храмов в Белградском пашалыке. В 1816 г. его усилиями Ужицко-Валевским митрополитом был назначен серб. архим. Мелетий (Никшич), Милош хотел также своего кандидата поставить митрополитом Белградским, но им стал грек Агафангел (впосл. К-польский патриарх). Князь стремился контролировать Белградского митрополита и иерархов, назначаемых К-польской Патриархией, и улучшить положение приходского духовенства. В 1831 г. благодаря его усилиям К-польская Патриархия предоставила автономию правосл. Церкви в Княжестве Сербия. Правление кн. Милоша имело абсолютистский характер. В 1835 г. он утвердил Конституцию (Устав), но вскоре ее отменил, не желая ограничивать свою власть. Его отказ считаться с Советом, учрежденным новой Конституцией в 1838 г., вызвал бунт в обществе, поэтому 13 июня 1839 г. он отрекся от престола в пользу старшего сына Милана и эмигрировал. Милан II (9 окт. 1819, Крагуевац - 26 июня 1839, Белград), кн. Сербии (1839). С юности болел туберкулезом. Вскоре после восшествия на престол скончался. Михаил III (4 сент. 1823, Крагуевац - 29 мая 1868, Белград), кн. Сербии (1839-1842, 1860-1868), младший сын кн. Милоша. 21 окт. 1839 г. был утвержден князем Сербии султанским бератом, а не провозглашен как наследник. В это время он находился с родителями в Бухаресте и с согласия отца вернулся на родину. Много внимания уделял образованию: по его инициативе в 1841 г. было основано Об-во сербской словесности (впосл. ставшее АН), лицей в Белграде преобразован в Великую школу (впосл. Белградский ун-т). Изменил Конституцию 1838 г., ограничив свою власть и расширив участие османских властей в делах княжества. В 1841 г. перенес столицу Сербии из Крагуеваца в Белград. Фактическое управление княжеством осуществлял Правительствующий совет, состоявший из т. н. уставобранителей (защитников конституции). 6/7 сент. 1842 г. под давлением членов Совета кн. Михаил отрекся от престола и эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/2720072.html

Ваш покорнейший слуга Е. Голубинский. 3 ноября 1872 г. Пятница. Прошу передать усердный поклон всем нашим. Успел пробежать каталог сербских книг, продающихся в Белграде, гульденов за 50–70 приобрету все нужные. В моих странствованиях вспомнил я о г. Воскресенском, нашем филологе: настоятельнейше посоветуйте ему выучиться вполне свободно говорить по-немецки. Если послушается совета, то не один раз скажет спасибо, если не послушается, то не один раз назовет себя дураком. Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Ректор! Сейчас получил Ваше письмо от митрополита Белградского Михаила, пересланное ему М. Ф. Раевским. Искреннейше сожалею вместе с Вами о не совсем удовлетворительном положении дел в Академии. О Дмитрии Федоровиче я спрашивал у венского посольского чиновника, через руки которого проходят все дела. Он отвечал, что совершенно не помнит, когда был Косицын и что если и был (в посольстве), то никак не более как один раз (сколько времени был он в Вене и когда он уехал из Вены, посольство этого не знает). Он предлагал было мне справиться в исходящей, но я, к сожалению, этого не сделал, будучи уверен, что Дмитрий Федорович давно воротился. В Белграде в настоящее время я занят приисканием квартиры. Как управлюсь с ней, тотчас же окончательно пересмотрю свои тетрадки и, если можно будет, пошлю Вам. Так как консул живет чрезвычайно далеко, а письмо нужно отправить сейчас, то я не могу приложить к нему для Юнкера моей засвидетельствованной консулом записки. Я полагаю, что он удовольствуется предъявлением этого моего письма, засвидетельствованного Академией, или записки, которую, на всякий случай, прилагаю на следующей странице. Чрезвычайно благодарный Вам за Ваши заботы обо мне остаюсь Вашим покорнейшим слугой. Е. Голубинский. 4 ноября 1872 г. NB. Если о Дмитрии Федоровиче необходима точная справка, то напишите Михаилу Федоровичу. Он тотчас ее сделает. NBB. На будущее время денег моих не отдавайте Юнкеру, а оставляйте до требования в Академии. Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Ректор!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Зарубежные ученые особую заслугу Глубоковского видели в том, что он сумел установить «живую связь» русской богословской науки с западным ученым миром. 377 Глубоковский являлся почетным членом ряда заграничных академий. В числе учеников Глубоковского, составлявших, по его признанию, «единственную честь и главную славу», рассеянных не только по России, но по всему свету до Китая и Японии включительно, были многие будущие иерархи Русской Православной церкви и поместных церквей, в числе последних архиепископ Афин и всей Греции Хрисостом, митрополит Тырновский Филипп, митрополит Неврокопсии Макарий, архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и патриарх Сербский Варнава (Петр Росич) и др. 378 Готовя к изданию переписку профессоров МДА, Глубоковский писал в предисловии: «Жизнь есть мозаика частностей, объединенных и условливаемых жизненным началом. Без последнего это куча песку, достойная лишь буйного восторга, без первого – пустой мираж, лишенный ценности и даже пагубный, если он неспособен воплощаться. Необходима пропорциональная комбинация этих двух элементов. В таком случае для полного и истинного ее понимания обязательно брать обе стороны, когда по деталям уясняется основной принцип, а из него определяется их соотносительное достоинство. Без частностей не бывает реальной жизни и помимо их не может быть достигнуто объективное и проникновенное ее воспроизведение в идейной истории». 379 В жизненной мозаике Глубоковского таковым принципом являлось служение науке. Светильник его необыкновенной учености зажжен от храмовой лампады, и слова «святая Академия» произносились им с благоговением на протяжении всей жизни. Духовно-академический мир, в котором Глубоковский – одна из центральных фигур, есть особое (про)явление русской христианской культуры. Будучи православным ученым, Глубоковский утверждал, что христианство невозможно познать извне, ибо это не доктрина, не эзотерическое учение, но «универсально-спасительная сила». «Христианство как сила и жизнь божественные, – писал он, – постигается духовным общением с ним, в котором только и уразумевается по своей исключительной божественности. Для него в особенности незыблемо, что «духовный духовно востязуется» ( 1Кор. 2:14 ) в таинственно-жизненном единении, когда приобретается совершенное уразумение предмета и для собственного познания и для разъяснения его другим». 380

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010