Начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов зачитал приветствие вице-губернатора Северной столицы А. Н. Говорунова, в котором представитель городской администрации выразил надежду, что участники конференции, осмыслив историческое прошлое и настоящее Духовной Академии, обменяются мнениями о ее месте и значении в современном социокультурном пространстве. Также участников конференции поприветствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и архиепископ Верейский Евгений, чьи поздравительные адресы зачитал проректор по научной работе протоиерей Константин Костромин. В контексте празднуемого события, спикеры первой половины пленарного заседания освещали преимущественно исторические темы, которые были связаны с деятельностью самой Академии, либо ее работой ректоров или выпускников. Заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. Ю. Суханова прочитала доклад на тему «Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории «ученого монашества» 1840-1860-х гг.», в котором на примере двух представителей церковной иерархии XIX века проиллюстрировала различные судьбы академического монашества, его положительные и отрицательные стороны.      Заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук произнес доклад, посвященный митрополиту Макарию (Булгакову) и деятельности Комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве. Доклад рассматривал деятельность владыки на посту председателя Комитета в период подготовки церковной судебной реформы. Доцент Православного богословского факультета Университета в Белграде священник Деврна Зоран рассказал о судьбе и деятельности С. В. Троицкого – выпускника Духовной Академии императорской столицы, который в годы советской власти эмигрировал в Сербию, где послужил развитию сербской школы церковного права, будучи профессором Белградского университета.

http://pravoslavie.ru/98689.html

Приняли в нем горячее участие и люди практической жизни и деятельности: собирали многолюдные митинги, которые составляли резолюции, петиции в адрес не только к своему сербскому правительству, но и к другим юридически и нравственно-авторитетным в данном случае силам, напр., к «турецкому султану» и «русскому царю», а также «вселенскому патриарху» – с выражением своих мнений, желаний и вообще заветных стремлений сербства в тех краях, которые находятся-де под влиянием «чужой пропаганды» 1 . На всех этих митингах и затем в печати неоднократно выражалось сербами, между прочим, желание иметь в Македонии своих сербских епископов и священников, а в некоторых органах нашей печати проскользнуло даже известие, что конечною целью подобного рода желаний было и есть стремление сербов «восстановить патриархию в Печи (Ипеке)» 2 . В упомянутых резолюциях и адресах об этом последнем стремлении ясно по крайней мере не говорится, – может быть подразумевается это в самом требовании резолюций и адресов относительно сербских епископов и священников в Македонии, «верность» которых «вселенскому патриарху» обещается однако весьма определенно в адрес последнему 3 . Не понятно, след., каким образом совместима с «верностью» «вселенской патриархии» мысль о восстановлении Старо-Сербской Печской Патриархии, прежний церковно-административный центр которой находится теперь в границах Турции и в пределах Цареградского Патриархата. Правда, вопрос о восстановлении Печской Патриархии связывается и не с местонахождением её в древности: даже сербские ученые – одни говорят, что продолжением её служит Карловицкая митрополия – архиепископия 4 , а другие утверждают, что продолжением уничтоженной в 1766 г. Печской Патриархии может служить только Белградская архиепископия – митрополия, долженствующая с благословения Цареградского Патриарха получить титул и права Сербской Патриархии 5 . Как бы то ни было, во всяком случае мечты о восстановлении Печской Патриархии у православных сербов не исчезают, исторические воспоминания обращают их мысль к будущему, которое для некоторых из них, более нетерпеливых, представляется слишком отдаленным, особенно в виду тех – правда весьма серьезных – национально-объединительных целей сербства, какие достигаются отчасти учреждением Патриархии, способной собрать воедино разрозненное сербство, по крайней мере в Турецкой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Сегодня начинается визит митрополита Илариона в пределы Сербской Православной Церкви 16 ноября, 2012. Новостная служба Он будет сослужить Предстоятелю Сербской Православной Церкви на торжественной церемонии освящения колокольни Иверской часовни и отреставрированных участков Русского Некрополя 16 ноября. ПРАВМИР. Митрополит Волоколамский Иларион посетит пределы Сербской Православной Церкви в период с 16 по 18 ноября 2012 год. В ходе своего визита в Сербию митрополит Иларион встретится со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, Президентом Республики Сербия Т. Николичем и Премьер-министром Республики Сербия И. Дачичем. Он также будет сослужить Предстоятелю Сербской Православной Церкви на торжественной церемонии освящения колокольни Иверской часовни и отреставрированных участков Русского Некрополя, сообщает сайт ОВЦС . Посещая Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине председатель ОВЦС побывает в Баня-Луке, где запланированы его встречи с Президентом Республики Сербской М. Додиком и с епископом Баня-Лукским Ефремом. Целью проекта «Русский Некрополь» в Белграде является восстановление четырех участков белградского кладбища «Ново гробле», где похоронены воины российской армии, погибшие в Первую мировую войну. Проект также предусматривает реставрацию Иверской часовни и строительство звонницы. Комплекс историко-мемориальных памятников «Русский Некрополь» в Белграде включен правительством в список мест, имеющих для России историко-мемориальное значение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 ноября, 2012 18 ноября, 2012 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/segodnya-nachinaetsya-...

Здесь, в Сремских Карловцах, нашли отголосок трагические события, произошедшие почти сто лет назад в России и приведшие к братоубийственной междоусобной войне и к разделению в Русской Православной Церкви. Сейчас эти события стали достоянием истории. Мы не перестаем благодарить Бога за Его милость, явленную в восстановлении в 2007 году канонического единства внутри нашей Церкви. И мы никогда не забудем подвига деятельной христианской любви и теплого гостеприимства со стороны Сербской Православной Церкви, которая и в наши дни была среди тех, кто горячо приветствовал и поддерживал процесс воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, способствуя успеху этого исторического начинания. Открываемая ныне мемориальная доска, изготовленная заботами российского Фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного, является не только данью памяти митрополиту Антонию, но и памятником братской любви, на протяжении многих веков объединяющей Русскую и Сербскую Православные Церкви. Вечная и благая память богомудрым Архиепископам Печским, Митрополитам Белградо-Карловацким и Святейшим Патриархам Сербским Димитрию и Варнаве! Вечная и благая память Высокопреосвященнейшему митрополиту Антонию! Низкий поклон Преосвященному епископу Сремскому Василию, жителям Сремских Карловцев и всем чадам Святейшей Сербской Православной Церкви за явленную ими искреннюю любовь к братьям из России!» Инициатором установки в Сремских Карловцах мемориальной доски в честь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого) выступил Фонд святого апостола Андрея Первозванного.  Мемориальная доска изготовлена по проекту известного белградского скульптора Златко Кузмановича, который выполнил барельефное изображение митрополита Антония (Храповицкого) с портрета, принадлежащего кисти русского художника-эмигранта Г.И. Гринкевича-Судника. Надпись на мемориальной доске гласит: «Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17(29) марта 1863 — 28 июля (10 августа) 1936».

http://patriarchia.ru/db/text/3841757.ht...

За образец устройства митрополичьего округа была взята церковно-административная схема патриаршего управления в Русской Церкви, но с проведением еще большей централизации. От Указа святейшего Патриарха Тихона, давшего мне всю полноту власти в церквах и приходах Западной Европы, не оставалось ничего… Только моей нравственной подавленностью, доходившей до болезненной нервной депрессии, можно объяснить мою непонятную уступчивость. Чувство жалости к бедному митрополиту Антонию заставило меня допустить и назначение его пожизненным и бессменным председателем Синода, хоть я сначала и возражал, защищая выборное начало при назначении председателя, понимая, что при беспомощности митрополита Антония руководство Синодом останется в руках синодальных чиновников. Одного я " карловчанам " не уступил — юрисдикции Вселенского Престола. Я заявил, что без благословения Вселенского Патриарха я ничего не предприму в деле новой организации Управления зарубежной Русской Церковью, и хотя подписал (скрепя сердце) выработанный " Проект временного Управления Русской Церковью за границей " , но я принял его условно, т. е. если оно будет одобрено совещанием моих епископов и нашим Епархиальным собранием из епископов, клириков и мирян… Работы Совещания тянулись около трех недель. Признаюсь, более тяжелого периода, чем эти три недели, я за все время моего архиерейства не переживал, так сложна и мучительна была обстановка различных на меня воздействий. Я чувствовал, что я слабо выполнил свою миссию, которая заключалась в том, чтобы отстоять канонически правильную и жизненно справедливую и целесообразную форму Управления зарубежной Русской Церковью; с болью воспринимал я сознание разлада между тем, что я думал, и тем, что я подписал… Однако несколько полезных практических мер для достижения церковного объединения, по моему предложению, было принято: 1) восстановление богослужебного общения; 2) осуждение всякой враждебной церковной полемики в проповедях, печати и общественных выступлениях; 3) запрещение открывать параллельные приходы и 4) запрещение принимать клириков, переходящих из одной епархии в другую без отпускной грамоты. Первая и наиболее существенная из этих мер была закреплена, как я уже упоминал, Божественной Литургией, совершенной членами архиерейского Совещания и некоторыми другими иерархами в русской церкви, и второю, еще более торжественною Литургиею, которую совершил Патриарх Варнава в сослужении с 15 русскими и сербскими архиереями в Белградском кафедральном соборе. Велика была радость множества народа… Однако подлинного, искреннего мира между нами по-прежнему не чувствовалось, было как-то смутно, тоскливо на душе и не верилось, чтобы наскоро составленное нами и с большими трудностями принятое " Временное положение " могло всех нас объединить…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5. Патриарх должен иметь собственную позицию. А ёё, похоже, нет. Тот ли это случай, когда пастырю надо спрашивать совета у овец? - Когда эти овцы и сами в полном разброде и шатании... --- Умилило: " Третье. Хотел бы обратить внимание на упразднение жеребьёвки. Конечно, в разных Поместных Церквях существуют различные практики избрания Предстоятеля. Но прямой переход к «парламентаризму» попахивает маловерием и отсутствием упования на Промысл Господний. " (с) Напомню, что сербский патриарх был выбран жребий, а патриарх Кирилл - голосованием. 4. Re: Патриарх пытается противостоять давлению Не надо было минору возжигать в Белградской синагоге... такие вещи просто так не проходят... 3. Ответ на 2., Павел Тихомиров: Славянские Поместные Церкви потихоньку подбирают к рукам... болгары следующие? 2. Ответ на 1., М.Яблоков: Что это за «поместные митрополии»?! И что это за их «конфедерация»? Православное каноническое право не знает таких понятий. Интересно, кто за всем этим стоит... Ватикан или Фанар? ожидаем комментарий сербского юриста, спеца по церковно-каноническим вопросам, чтобы оперировать конкретными цитатами из " проекта нового Устава СПЦ " , иначе ведь наши " партнёры " могут юлить и требовать " пруфов " . Заинтересован как Истанбул, так и Ватикан. Считается, что один из влиятельных архиереев, стоящих за перестройкой, является человеком латинян, другой - человеком фонариотов. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/10/pa...

С остатками Добровольческой армии в «набитых людьми мрачных трюмах пароходов», заедаемый вшами и измученный болезнью, В.Н. Краинский наконец прибывает на о. Лемнос. Здесь «бурные порывы борьбы сменило унижение изгнания». Вот что говорится еп. Никоном (Рклицким) об этом пребывании в Жизнеописании митрополита Антония (Храповицкого): «Остров Лемнос находится в непосредственной близости от Афонского полуострова и вполне понятно, что очутившись там, русские люди, взирая на видневшиеся очертания русских Афонских монастырей, мечтали о том, чтобы попасть туда, и многие из них, пережив ужасы революции и гражданской войны, несомненно, поступили бы в Афонские монастыри и остались бы там навсегда. Но, увы, доступ на Афон для русских был закрыт. Все хлопоты о разрешении русским беженцам въезда на Афон оказались безуспешными». С о. Лемноса Н.В. Краинскому удаётся в сентябре 1920 г. вернуться в Крым, вРусскую армию Врангеля. А 30 октября 1920 г. вместе с братом Дмитрием Васильевичем из Севастополя на корабле «Ялта» он эвакуируется сначала в Константинополь, а потом в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Здесь же оказались многие русские врачи, в том числе ученик И.А. Сикорского, известный невропатолог М.Н. Лапинский, который организовал в 1921 г. при Загребском университете медицинский факультет и открыл кафедру и клинику нервных и душевных болезней. С ним Н.В. Краинский работал ещё в 1917-1918 гг. на кафедре психиатрии и невропатологии Киевского университета. И вот их вновь свела судьба. В Загребе на кафедре у М.Н. Лапинского в должности ассистента, а потом доцента Н.В. Краинский начал работать с в 1921 г. Через год Николай Васильевич становится начальником госпиталя в г. Лабор (Хорватия), а после закрытия его - врачом в хорватском селе Хашина(с 23 мая 1924 г.). К этому и последующему периоду относится целый ряд его работ, в частности «Математические основы естествознания» (1927). С 1928 г. Н.В. Краинский - профессор кафедры психиатрии и экспериментальной психологии Белградского университета, активный участник Сербского врачебного общества. Здесь он издаёт такие труды как: «Лев Толстой как юродивый. Психопатологический очерк» (1928); «Логические ошибки и заблуждения в научном творчестве» (1930) и др.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/01/...

В ответ на эти нападения мы утроили нашу миссионерскую деятельность. Кроме еженедельных собраний у нас на Сеньяке и открытых воскресных лекций, мы начали устраивать семинарии по догматике, литургике и по истории Церкви. Они привлекли к нам новые круги студенческой молодёжи. Вся эта работа брала много сил, но она давала и большое удовлетворение. В январе 1925 года я второй раз ездил в Англию на многотысячный миссионерский съезд, раз в четыре года устраиваемый Британским Студенческим Движением. В этот раз он был в Манчестере. Мне стало легче понимать лекции, чем два года тому назад; я стал лучше разбираться в различных течениях внутри английского христианства. Для меня было неожиданным открытием, что многие студенты богословы были лабористы 38 и придерживались левых политических взглядов. Социализм и христианство не были несовместимы в Англии, как во многих других странах! По дороге в Манчестер я остановился на несколько дней в Париже, где познакомился со многими членами нашего Движения. Особенное впечатление произвели на меня три брата Ковалевские, сыгравшие большую роль в судьбах эмигрантской Церкви 39 . Вопрос о нашем будущем встал перед нами, мои сестры и я должны были окончить наше ученье осенью 1925 года. Мой брат, как медик, имел ещё год до окончания своего курса. Россия всё дальше уходила от нас, приходилось строить свою жизнь в изгнании. Моих сестёр привлекала мысль переехать во Францию. Я много думал о монашестве и священстве, но не считал себя готовым для такого решающего шага. Оставалась возможность преподавания в одной из сербских семинарий, к чему стремились другие русские, оканчивающие со мной богословский факультет. Все эти поиски путей и колебания закончились неожиданно в марте 1925 года, когда я получил письмо от Зеньковского, предлагавшего мне работу секретаря Р.С.Х.Д. Это означало мой переезд в Париж. Самого меня Париж страшил, но мои родители советовали мне согласиться на эту работу. Митрополит Антоний был того же мнения. Я высказал ему опасение, что меня будут считать лицом, продавшимся иностранцам. На это он в шутку ответил: «Пиши на своих карточках, секретарь с благословения митрополита Антония». Отец Алексей Нелюбов 40 тоже благословил меня на этот путь. Я согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

– Значит, Вы с детства воспитывались в духе традиции и понимания ее важности? – Я росла, как и все мое поколение, училась в школе, в которой продолжалась индоктринация, родители были в растерянности, они не были церковными людьми, но уважали и хранили традиции. Мне повезло, я росла среди бабушек и дедушек, а для них вопроса: «есть ли Бог» не возникало. Соблюдались посты, когда у бабушки не оставалось масла для лампадки, она делала масло из грецкого ореха, вот видите, тогда было нетрудно поститься! Счастье и благословение Божие, что я все это впитывала с детства и хорошо помню свое детское чувство: «Господи, какие же тут все хорошие!» – Вас крестили в детстве? – Да, вместе с двумя братьями в родном доме, в Текерише. В селе был такой обычай – крестить детей в родном доме, в родном очаге. Моя бабушка Живка и покойный дед Милан были глубоко верующими людьми, бабушка со мной сидела, родители работали, меня никогда не отдавали в детский сад. И с раннего детства остались эти впечатления, сильные впечатления, как дедушка молился, часами, клал земные поклоны, каждый день, и книги, иконы на стене. Сегодня, когда приезжаю к бабушке и вижу те иконы, слезы наворачиваются. – Когда началась Ваша церковная жизнь? – Позже, в старших классах. Бунт против лжи, в которой мы жили и воспитывались, выражался преимущественно через рок-культуру. Помню, например, первый альбом белградской группы «Партибрейкерс» – чистый бунт, жажда свободы! Или группа «Мизар», это была такая, я бы сказала, неовизантийская поп-музыка… и ты и не понимаешь, что это, о чем поют, но чувствуешь за этим что-то великое! Настоящая церковная литургическая жизнь началась в студенческие годы, особенно после встречи с теперешним владыкой Йованом Чулибрком, тогда иеромонахом. Тогда сформировался какой-то круг людей, мы вместе посещали митрополию Черногорско-приморскую, а позже закипела работа на радио «Светигора», я работала в первом составе радио. Некоторые записи из моей авторской передачи до сих пор звучат. Передача «Кликче вила» была посвящена традиционному звуку, песне, музыке, в основном православных народов, было много интересного.

http://pravmir.ru/serbskaya-pevitsa-svet...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛГРАД [серб. Београд - белый город], столица Сербии, престольный город архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого и Патриарха Сербского. История В древности на территории Б. было укрепленное поселение кельтов под названием Сингидунум (лат. Singidunum, Singedunum), затем одноименный рим. город (I в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.). К этой эпохе относятся древнейшие сохранившиеся свидетельства существования первых христ. храмов. Во время гонений здесь приняли мученическую кончину диак. сингидунский Ермил и его друг Стратоник (по нек-рым данным, с ними также Монтан и Донат ), утопленные в Дунае в 315 г., при имп. Лицинии. С разделением Римской империи (395) Сингидунум отошел к вост. части (Византии). В V в. город, являвшийся стратегически важным центром на крайней сев.-зап. границе империи, был захвачен и разорен варварами (гуннами, сарматами, остготами); с 510 г. Сингидунум (греч. Σιγγηδνον) вновь вошел в состав Византийской империи и при имп. Юстиниане I (с 535) был заново отстроен и обнесен мощными стенами, став «славным и хвалы достойным градом» ( Procop. De aedific. IV 5). Однако уже к кон. VI в. город с областью заняли авары , участились вторжения славян из-за Дуная, и Византия потеряла свое влияние в этих землях. В IV в. в Сингидунуме существовала епископская кафедра; ее предстоятель Урсакий известен как активный участник арианских споров (Соборы в Трире (335), Сердике (343) и Сирмии (351)); сторонником ариан был также еп. Секундиан, смещенный в 381 г. Город был крупным церковным центром, где строились храмы и создавались высокохудожественные произведения раннехрист. прикладного искусства, о чем свидетельствуют археологические находки (напр., Ионин саркофаг IV в., светильник с изображениями святых Константина и Елены VI в., золотое шейное украшение с изображениями креста и неск. нательных крестов VII в.). Епископия в Сингидунуме упоминается в 579 г. в связи с приходом на берег р. Савы под стены города аварских полчищ под предводительством кагана св. Бояна.

http://pravenc.ru/text/77876.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010