Духом глубокой церковности пронизана книга " Основы православного воспитания " , написанная современным сербским богословом, педагогом и писателем митрополитом Черногорским Амфилохием (Радовичем). Он с удивительной, радостной проникновенностью раскрывает перед нами святоотеческий взгляд на педагогику, такой живой и новый для нас — и такой вечный, ибо устремлен он на Вечного, Живого и Истинного Педагога. Будучи одним из ярких современных богословов, носителем традиции исихастов Афона, учеником и духовным сыном преподобного Иустина (Поповича), владыка Амфилохий имеет к тому же прекрасное светское образование. Он окончил философский факультет Белградского университета, обучался в Риме и Берне, владеет шестью языками. Это дает автору право и возможность сопоставлять философские и педагогические системы западного мира с православным взглядом на воспитание. Его книга — это не просто систематизация традиционных христианских педагогических позиций, не только педагогическое осмысление православной христологии, антропологии и экклезиологии. Книга митрополита Амфилохия — это новая страница православного богословия, которое можно назвать педагогическим богословием. Митрополит Амфилохий рассматривает педагогику (детоводство) как мистагогию (тайноводство) ко Христу, а весь мир — как сферу действия Божественной Педагогики. Истинной целью образования и воспитания он видит обожение человека. Автор говорит о том, что вся природа как творение Божие — воспитуема ! Владыка пишет: " …Само сотворение мира представляет собой некий способ " образования " , потому, что творческим Божественным актом ничто получает свое бытие, то есть свой " лик " и облик, свой " образ " , правда, все еще несовершенный, но полный чудесных возможностей. Так, изначально сотворенное " безобличие " ( Земля была безвидна и пуста ) образуется и формируется, восходя от хаоса к космосу, от атома к человеку " . И далее: " все творение имеет в себе жажду, некое таинственное влечение к совершенству, к полноте данного ему образа " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иеродиакон Спиридон ограничился лишь исправлением замечания касательно пения славословия 23 сентября, о посте в среду 5 недели и в Великую Субботу, прибавкой новых замечаний касательно перенесения службы великомученицы Екатерины на 25 ноября и службы Спиридона под 12 декабря и трех новых статей касательно Пасхалии. Судя по изданию типикона 1738 г. с заявлением, что оно νεωστ τυπωθν κα πιμελς διορθωθν, последующие издания типикона лишь перепечатывают типикон 1771 года. Печатный типикон Греческой Церкви имел своим оригиналом, как мы сказали, типикон рукописный, поэтому, весьма естественно, между ними должно существовать самое тесное и близкое родство. Г. Мансветов же думает, что «дисциплинарная часть» печатного типикона составляет нечто новое, неизвестное в рукописях (стр. 251), а равно – деление на главы и количество марковых глав, тогда как на самом деле все это целиком перешло на печатный станок из рукописей. История «иерусалимского устава в землях южнославянских» обработана г. Мансветовым старательно. Для нее он сделал справки в Петербургской публичной библиотеке и, через профессора Варшавского университета Кулаковского, в библиотеке БелградскойСербии), но история эта далеко все же не обнимает разнообразия списков южнославянского типикона, какое было в действительности, чтобы можно было ее считать совершенно удовлетворительной. Для примера мы укажем на два 493 и 241) типикона из Халандарской библиотеки, которые по составу и изложению во многом отличаются от описанных г. Мансветовым . Г. Мансветов полагает, что сербские списки типикона Саввы Освященного и «были первой известной на Руси редакцией иерусалимского устава» (стр. 272). «На Руси у нас поворот от студийского устава к иерусалимскому начался еще в то время, когда первый был в полном ходу и ясно обнаруживается в XIII в.» (стр. 269). Автор и объясняет этот поворот появлением у нас с Востока сначала одних только особенностей иерусалимского устава, которые, сталкиваясь с обычаями господствовавшего в ту пору устава студийского, порождали разного рода недоумения и вопросы, решавшиеся на Соборах (напр., Константинопольском 1276 г.) и авторитетными пастырями Русской Церкви (Нифонтом, еп. Новгородским, Киприаном, митрополитом Московским, и др.). Когда же явились и самые списки устава из Сербии, то они мало-помалу начали вытеснять прежние обычаи церковной практики и устав студийский. Окончательная замена одного устава другим совершилась просто без всяких волнений со стороны лиц, пользовавшихся тем или другим уставом, и без официальных принуждений со стороны церковно-административной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Антиэкуменисты устроили акцию протеста перед зданием Патриархии в Белграде 19 мая, 2011. Новостная служба Вчера, во время заседаний Архиерейского Собора Сербской Церкви перед зданием Сербской Патриархии противники экуменизма устроили акцию протеста. Главной задачей акции антиэкуменистов была защита бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия, которого, по слухам, должны были отлучить от Церкви на Архиерейском Соборе. Белград. 19 мая. ПРАВМИР — Вчера, во время заседаний Архиерейского Собора Сербской Церкви перед зданием Сербской Патриархии противники экуменизма устроили акцию протеста. Главной задачей акции антиэкуменистов была защита бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия, которого, по слухам, должны были отлучить от Церкви на Архиерейском Соборе. Защитники бывшего епископа Артемия считают, что он был осужден несправедливо из-за своих антиэкуменистических высказываний. Такого же мнения придерживается и один из иерархов Элладской Православной Церкви Пирейский митрополит Серафим, который опубликовал свое заявление по этому поводу несколько дней назад. На акции протеста перед зданием белградской патриархии также присутствовали представители «Русской народной линии», которые активно участвовали в защите бывшего епископа Артемия. Они прибыли в Белград для участия в конференции, посвященной концлагерю в Ясеноваце, но перед началом конференции сочли возможным принять участие в акции протеста против экуменизма вместе со своими сербскими единомышленниками. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/antiekumenisty-ustroil...

Ни в коей мере. Русские архиереи-эмигранты, создавшие в 1921 году в сербском городке Сремские Карловцы временный Синод епископов во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) и карловацкое священство в целом, окормляли " белые " воинские соединения и их сторонников, и вместе с ними бежали от " красных " . В массе своей это были православные южнорусских епархий и никакого глубокомысленного наследия Отечеству просто технически оставить не могли. Без обид: психология малоросса, белоруса или русина и психология великоросса – это разные вещи. Не говоря о прочих контекстах разницы культур, одно лишь географическое пространство изначально предполагает иной масштаб и глубину мысли... Традиционно южные окраины Российской Империи (речь идёт об имперских, а не древнерусских временах) были именно культурными окраинами и крупных мыслителей России исторически не дали, а если и дали, то состоялись эти мыслители не на окраинах, а в культурных центрах (например, Н.В. Гоголь). Из современников революции можно упомянуть лишь отца Василия Зеньковского, родившегося в г. Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий), сполна " отработавшего " свою малороссийскую идентификацию, по его собственным словам, с " чувством долга " . В 1918 г. в течение пяти месяцев Василий Васильевич, тогда еще не принявший сана, занимал пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского с целью " послужить устроению Украины в интересах России, борясь против сепаратизма и русофобства " (Зеньковский В. Воспоминания. М., 1995, с. 50). Далее, с 1920 по 1923 г. Зеньковский был профессором философии Белградского университета, благодаря эвакуации следом за карловчанами в Югославию. Но имя отца Василия – пожалуй, единственное современное революции исключение. Немаловажно, что эта среда верных Богу и Отечеству, но неискушенных в любомудрии южно-русских пастырей и их духовных чад, уже к 1921 году была крайне отягощена неприемлемой в православии политизированностью сознания, стоящей на грани, если не за гранью, антицерковного " политического сектантства " . До сих пор это сознание крайне ригористично, довольно узко и неглубокомысленно (какое уж там " кесарево кесарю, а Божие Богу " ).

http://religare.ru/2_42274.html

Спасение пришло неожиданно. В 1727 г. вместе с митрополитом, чей дом был разрушен вследствие перестройки белградской крепости, Суворов переезжает в знакомые уже Сремские Карловцы. В новой школе собрались уже 124 ученика. Среди них было немало и взрослых лиц духовного звания. Все они, почти безграмотные, начали учебу с изучения грамматики Смотрицкого. Учение шло тяжко. Здесь, как и в Белграде, у просветителя было предостаточно недоброжелателей. Кулаковский отмечал, что в церковной среде возникли опасения: «если младшие научатся», то займут со временем их места, и тогда дети мирских людей «прервут левитское наследство», заняв священнические места». 9 Единственной опорой для Суворова и его школ оставался митрополит Моисей, понимавший всю важность умственного и духовного просвещения своего народа с помощью единоверной России. В его завещании находим такие строки: «...без учения мы порабощены многими народами, по сказанному: мудрые обладают неискусными, а учение всегда есть свет для души и дает крепость». 10 Тогда и знание латыни считалось наинужнейшим делом. Однако ее преподавание было сопряжено с рядом трудностей. Самая основательная состояла в том, что Суворов недостаточно хорошо знал местный язык, который им был охарактеризован как венгеро-немецко-турецко-сербская смесь, а его ученики плохо владели «славянским» языком. Местное католическое духовенство, считавшее преподавание латыни сферой своих интересов, с подозрением смотрело на деятельность Суворова. Тем не менее с лета 1729 г. он начал обучать языку Квинта Горация Флакка. Положение русского просветителя стало особенно затруднительным после смерти в 1730 г. митрополита Моисея. Отношения с его преемником складывались далеко не лучшим образом. Новый глава Сербской Церкви считал, что деятельность Суворова не принесла той пользы, на которую сербы рассчитывали. Но это мнение резко расходилось с оценкой Собора сербского духовенства (1731 г.), на котором труд русского учителя был признан «угодным и полезным». Однако на практике иерархи, занятые плетением интриг друг против друга, довольно равнодушно взирали на русского учителя и его школы. Суворов стал все больше задумываться над вопросом: «Нужен ли он, забытый и в России, сербам?» Он был «безпищен и безодежден», поскольку денежное содержание из России не поступало уже четвертый год. Утешение было в одном: его ученики сами становились учителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

309 Никон, л. 3, 244. «Видится ные яко жив в той, юже сам созда великую обитель, глаголемую Раваницу». В грамоте Стефана 1405 г. «светы кнез Лазарь» (Миклошича Monum р. 268). Служба к. Лазарю в белградской рукоп. (Гласник IX, 252). 310 Раича Ист. 3: 69, 70. Сказание нап. в Гласнике XII, 681–684. Ныне Раваница кн. Лазаря опять с иноками, хотя и немногими. Дантон в «Хрис. Чт.» 1865 г. 2, 141. 312 Сербский текст у Гильфердинга в Зап. геогр. общ. XIIÏ 280, 281. В Изв. акад. 1, 347 Евфимия считается супругою кн. Лазаря. Но инокиня Евфимия – вдова деспота Углеша и по житию св. Стефана деспота вместе с вдовою кн. Лазаря Милицею являлась к султану. На завесе шитой в 1399 г. по атласу серебром, золотом и шелками, инокиня Евфимия называет себя: «дъщи господина кн Кесара Воихне, лежащаго зде, некогда же деспотица». (Гласник V). 313 Сношения России с востоком стр. 54 Спб. 1858 г.; служба св. кн. Лазарю сербскому на 15 июня – у Царского 563 в серб. ркп. Гласник 1, 160. Вершинского Месяцеслов под 15 июня. 315 Павлин в письме к Северу, писанном в 202 г.; «в таком виде рекомендовал я тебя уважаемому и ученнейшему епископу Никите, который пришел из Дакии, и по справедливости составляет предмет удивления для римлян». Ер. 29. 316 См. пр. 39. Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана, пишет: «в области Дакии средиземной, находящейся под правлением консула, пять городов: Сардина (Сердика, Средец) – главный город, Пайталия, Германа, Наис (Ниш) Ремесиана... В области Дардании, находящейся в управлении воеводы, 3 города: Скупы – главный город, Мирион, Ульпиана». Тоже у Константина De themat. 3, 393; 56: 297, 298, 434, 435. Ульпияна – у славян Липляна (у Кедрина и Анны Комниной Липенион). 321 Временник и. общ. ист. X: 19, 20, 74, 105. Города Бесов – Пловдин (Филиппополь), Caмakob(Uscudama); по округу Драговичи митрополит пловдинский назывался зкзархом Фракии-Драговитии. Κωνσταντινου εγχειρ. περι επαρχ. Φιλιππουπολεως. Βιεννη.1819. Шафарик знал по Птоломею бесов, славянскую ветвь, в восточной Галиции, под Карпатами (Древн. § 10. ч. 10). Но опустил вовсе из виду балканских бесов, которых часть ушла под Карпаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе… Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится Патриархия, один известный священник, одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном „мерседесе“, остановился, вышел и обратился к патриарху: — Ваше Святейшество, позвольте я подвезу Вас! Только скажите куда нужно… Патриарх , не желая ему отказать, сел в машину, как только машина тронулась, разглядев как роскошно выглядит эта машина, Патриарх спросил: — А, скажи мне, отче, чья же это машина? — Моя, Ваше Святейшество! – как бы похвалился протоиерей. — Остановитесь! – потребовал патриарх Павел. Вышел, перекрестился и сказал священнику: — Бог Вам в помощь! И пошел своей дорогой. Эх, брат Стефан, до чего хорош этот твой «варбург»! Смиренный Патриарх В 2003 году гостей Саровских торжеств доставил из Москвы в Саров специальный поезд. Поскольку вокзал в Сарове чуть больше сарая и всего одна платформа, то, когда встретили основных гостей, прибывших поездом и кортежами развезли по местам дислокации, то оказалось, что забыли про Патриарха Павла, который видимо долго выходил из поезда. Патриарх был обнаружен сидящим около вокзала на своем чемоданчике и смиренно обозревающим окрестности. Из транспорта осталась одна лишь «Газель» (для помощников, которые встречали гостей). Святейший спокойно сел в нее и с сопровождающими сербскими гостями (митрополит Амфилохий в их числе, и отцы) прибыл в гостиницу. Патриарх Сербский Павел Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 ноября, 2012 12 августа, 2011 14 ноября, 2012 1 апреля, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 августа, 2023

http://pravmir.ru/patriarh-serbskiy-pave...

Вашему превосходительству уже хорошо известно, что здешний митрополит Игнатий, вместе с помощником своим протосингелом Вениамином, представляют редкий пример безнравственности. Корыстолюбием своим и неприличным поведением люди эти, вместо того, чтобы быть опорою христиан пред турецким правительством, окончательно отшатнули от себя народ. Из этой первой причины проистекает и вторая: из эгоистических и корыстолюбивых расчетов в иереи рукополагались в Боснии люди, набранные не за их личные достоинства и к тому же нисколько не приготовленные к своему высокому призванию. Кроме того, иереи эти и до сих пор не имеют необходимых книг для священного богослужения, о чем меня уже не раз просил довести до сведения вашего превосходительства лично известный вам Гавро Вулкович, коджа-баши боснийского народа. Затем, чтобы характеризовать здешний зажиточный торговый класс, который поддержкою всякого доброго движения в народе и поощрением образования в среде его мог бы иметь такое на него влияние и предотвращать от заблуждений, довольно указать, что Стана Скендерева, эта женщина, такт бескорыстно служащая пользам всего народа, не раз уже и даже в последнее время, была указана Осману-паше, как женщина опасная для турецкого правительства и как шпион княжества сербского; кроме этих преследований, здешний торговый класс ни за что не хотел помочь ей в деле образования здешнего женского общества, говоря, это они не дадут ничего ее школе, которая есть заведение русское. При таких обстоятельствах, способствующих развитию мусульманского, а равно и католического прозелитизма, я полагал бы необходимыми следующие меры: 1) назначение синода, влиянием ли патриархата, или собственным влиянием вашего превосходительства, митрополита, исполненного добродетелей и понимающего важность призвания церкви в деле христиан на Востоке; 2) исходатайствование, если возможно, визириального письма, с приказанием Осману-паше отдавать, как было прежде, всякого, изъявившего желание принять исламизм, на несколько дней в митрополию или в общину; 3) присылка церковных книг, которые здешняя община желает приобресть даже покупкою; 4) содействовать отправлению отсюда юношей в белградскую семинарию, где они, кроме приобретения познаний, могли бы привыкнуть смотреть на Сербию, как на центр славянства, на Востоке, откуда они могут ждать всего лучшего для их политической жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Председательствует в этом избирательном собрании старейший по хиротонии архиерей (§ 128); созывается же оно министром просвещения и церковных дел (§ 131). Избрание производится по абсолютному (не менее ) или относительному (более половины) большинству голосов, (§138). При этом предполагается, что голоса всех членов равны. Акт избрания представляется через министра просвещения и церковных дел на утверждение короля (§ 139). Последний полномочен и не утвердить избрания (§ 142). Утверждая избрание, король особым указом назначает избранного архиепископом белградским и митрополитом сербским (§ 139). Архиепископ белградский избирается из состава сербских архиереев (§ 21). По проступкам и преступлениям против архиерейской должности митрополит подлежит суду архиерейского собора (§ 77, п. 2). Отпуска ему из епархии в другие места Сербии и за границу разрешает король (§ 22:8). В случае продолжительной болезни митрополита правительство, по представлению архиерейского собора министру церковных дел, назначает ему заместителя (§ 19, п. 22). Великий духовный суд есть, по закону, высшая церковно-судебная власть. Он, следовательно, то же самое учреждение, что и апелляторская консистория закона 1862 года. И в своём устройстве он во многом сходен с последней. Так, члены его также утверждаются королём (§ 82), также дают присягу при вступлении в должность (§ 117), также за свои проступки против должности подлежат гражданскому суду (§ 172), также получают отпуск на время свыше 10 дней от министра просвещения и церковных дел (§ 94), в своей деятельности руководствуются теми же основаниями (§ 116), какими должны были руководиться и члены апелляторской консистории, и проч. Как на отличия в устройстве великого духовного суда от апелляторской консистории закона 1862 года можно указать разве на следующее. В нём нет подпредседателя (§ 79), и несколько – больше почётных членов 1393 . Все члены его (за исключением председателя § 80) избираются не на один, а на три года (§ 82). Избрание их (за исключением председателя и членов-архимандритов, избираемых архиерейским собором §§ 80 и 82) производится не митрополитом, а съездами епархиального духовенства (§ 82). Он имеет своего особого секретаря и других должностных лиц, назначаемых королём на три года по предложению министра просвещения и церковных дел и по соглашению с его председателем (§§ 83:84). Он собирается для своих занятий не однажды, а дважды в году (§ 85). Открытие и закрытие его сессий совершается митрополитом (§ 85). О начале и окончании его заседаний уведомляется министр просвещения и церковных дел. Отчёты о своей деятельности он представляет архиерейскому собору и министру в конце каждого года (§ 125). В случае отсутствия председателя его место занимает старейший по хиротонии епископ (§ 88).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

—491— лий, протосинкел Доростольской и Червенской митрополии 776 . Этот выбор нельзя не признать очень удачным. Духовное образование архим. Василий получил в Халкийском училище и Белградской семинарии и завершил высшее философское образование в Германии. И по своим душевным качествам, и по характеру архим. Василий – по отзыву „Новин“ 777 стоит вполне на высоте своего нового назначения, что мы и отмечаем с удовольствием. В первое время после присоединения принца Бориса к православию в некоторых славянских газетах и журналах (болгарских и сербских 778 ) появились настойчивые слухи, будто константинопольский патриарх имел переговоры с русским послом в Константинополе по вопросу о снятии т. н. „болгарской схизмы“, и что посольство константинопольского патриарха в Москву по случаю коронования Государя Императора имело, кроме приветствия, ещё и ту миссию, чтобы войти в соглашение с русским Свят. Синодом по тому же вопросу... Весь православный мир, конечно, с радостью приветствовал бы всякий серьёзный шаг в этом направлении. Но газетные известия не подтвердились, и вызваны-то были, может быть, тем обстоятельством, что болгарский князь Фердинанд во время своего пребывания в Константинополе неоднократно посещал болгарского экзарха и сделал визит также константинопольскому патриарху 779 . Между тем, этой болгарской „схизме“ вот уже скоро минет 27 лет. Назад тому два года, 28 февраля 1895 г. торжественно праздновалось болгарами двадцатипятилетие со времени обнародования султанского фирмана о болгарском экзархате. В экзархийской церкви в Константинополе —492— болгарский экзарх произнёс в этот день пространное и глубоко прочувствованное слово, в котором предложил исторический взгляд на прошедшие двадцать пять лет и назидания своей пастве на будущее время 780 . Нечего и говорить, что болгарские газеты и журналы в своё время отдали всё подобающее внимание такому знаменательному событию. С двадцатипятилетним юбилеем совпало издание нового „Экзархийского Устава, приспособленного к княжеству“ и утверждённого 13 января 1895 г. в замен прежнего „Экзархийского Устава, приспособленного к княжеству“, изданного и утверждённого 4 февраля 1883 г. 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010