Чтобы выразить мысль точнее и полнее, приведем здесь заключительные слова («предлог») автора вышеуказанной статьи – «Ко je наследник» и пр. «Так как, говорит автор, св. Савва, учредитель Сербской архиепископии и иерархии, перенес её центр в Жичу, так как Первовенчанный король Стефан утвердил, чтобы в Жиче поставлялись Сербские архиепископы; так как Жича во все время – до учреждения Сербской Патриархии, хотя бы в ней постоянно и не пребывали архиепископы, называлась «великою архиепископиею», а после учреждения Патриархата «дом Спасов (т.е. Жича) Православная Патриархия отечества нашего» (т. е. сербского), и только со времени князя Лазаря, когда Сербская держава стала падать, Сербская Патриархия получила наименование «Печской Патриархия»: то предлагаем, чтобы в Королевстве Сербском архиепископия и митрополия Белградская наименована была «архиепископиею Жичскою и Патриархиею Сербскою», а архиепископ и митрополит Белградский – архиепископом Жичским и Патриархом Сербским, и чтобы Жича обновлена была для того, чтобы в ней мог иметь местопребывание свое архиепископ и Патриарх. В нее следовало бы перенести и «богословию», устроить в ней типографию, печатать в ней церковные книги и богословские сочинения, словом – Жича должна бы быть тем, чем был во время Душана Хиландар, т. е. центром церковной учености и литературы». Далее автор говорит, что, принимая во внимание те соображения, какие «руководили Душаном» при учреждении Сербской Патриархии, – «потому и рекомендуем сербскому правительству в Белграде, чтобы и оно обдумало лучше, как полезно было бы учреждение Сербской Патриархии в Королевстве Сербском – там, где она действительно и возникла». «Если кто именно, то Сербский только архиепископ в Королевстве Сербском может и должен быть наследником Печского Сербского Патриархата, а чтобы достигнуть этого, необходимо избрать правильный и законный путь, т. е. необходимо обратиться к Цареградскому Патриарху и у него просить, чтобы он со Св. синодом постановил решение об отмене определения Св. синода от 1766 года касательно уничтожения и присоединения Печской Сербской Патриархии к Цареградской Патриархия и дал согласие на то, чтобы Сербская архиепископия и митрополия в Белграде возвышена была на степень Сербской Патриархии, и этим бы окончательно решен был вопрос о том: Кто наследник Печской Сербской Патриархии?» Гласник, кн. LXII, стр. 170–I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

До недавнего времени здесь стояла очень хорошая погода (каковою я наслаждался и во время путешествия), а дня три как выпал снег и стала зима. Адрес мой в Белграде Beldrd, Fu(..)rstenthum Serbien. Russisches Consulat. Для передачи такому-то. Сколько еще времени останусь в Белграде, пока ничего не могу сказать. Но во всяком случае до конца этого месяца. В Карловцы еще не ездил и собираюсь на днях. Покорнейше прошу усердно поклониться от меня всем нашим. Ваш покорный слуга Е. Голубинский. 8 декабря, 1872. (Смею беспокоить Вас покорнейшей просьбой. Если зайдет к Вам засвидетельствовать почтение находящийся в России в отпуску Белградский генеральный консул Николай Павлович Шишкин, то примите его поласковее. Он был в отношении ко мне до последней степени обязателен). Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Ректор! Пишу Вам из Константинополя, в который приехал третьего дня поутру. В Белграде зажился более, чем предполагал, вследствие дурной погоды. Зима сначала была прекрасная, но потом вдруг испортилась так, что пуститься в путешествие, имея перед собой переезд через Черное море, было невозможно. Сербов княжества сербского во всех нужных мне отношениях высмотрел достаточно, книг закупил и сведений собрал тоже, и вообще остаюсь своим пребыванием в Белграде доволен. Нельзя сказать, впрочем, чтобы житье в нем было веселое; древний Сигиндун и нынешняя столица княжества сербского не есть столичный город, как, может быть, Вы его представляете, не есть даже и просто город, а большая турецкая деревня, находящаяся в состоянии превращения из деревни в город. Знакомых между сербами у меня было достаточно, но у них вовсе не принято ходить друг к другу, и все мои выходы ограничивались только нашим консульством и митрополитом. Последний был со мной весьма любезен, но в то же время смотрел на меня, как иерусалимские греки смотрели на Арсения Суханова . В Карловцы и Новый Сад, т. е. к австрийским сербам, не ездил, потому что поездку эту мне решительным образом отсоветывали консул и все знакомые белградские сербы. Вследствие происходящих волнений австро-венгерское правительство там до того подозрительно, что русский путешественник, явившийся притом в такое необычное для туристов время, как зима, непременно был бы провозглашен за русского шпиона. Бог даст, заеду на возвратном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Чего не только никогда не бывало, но и весьма тому насупротив при избрании нынешнего митрополита камисар цесарской генерал Локателли всему собранию указом декларовал, что, чем более народ сербский во обучении прилежать будет, тем милостивее цесарское величество сие примет; но он, Ямбрекович, толковал сие, будто сказано за лице, и свои ковы распространял; когда же Суворов из Сербии в Вену приехал, то и из Вены наипаче его выбить старался, и митрополиту весьма лживо доносил, будто он весь народ тамо, в Вене, оглашает. Но наконец исподволь все вскрылося, и он арестован, и дело его следуется. Чего ради сербской митрополит Викентий Иоаннович писал именем всего клира и общества к российскому Синоду как со объявлением о вышеупомянутых Ямбрековича тяжких преступлениях, так и с прошением, дабы указом ее императорского величества Суворов у них был по-прежнему оставлен. В Синод переводчик Суворов доносил из Сегедина от 1 марта и от 17 мая 1736 года, что он, Суворов, по писму епископа сегединского Висариона и с позволения по оному посланника Ланчинского поехал чрез Горватскую землю, где виделся с епископом Симеоном, прежде бывшим его, Суворова, учеником, и оттуда в Сегедин приехал в ноябре месяце, но епископа Висариона не застал, понеже прежде приезду его, Суворова, с асистенциею немецкой команды белградской митрополит взял его нагло без всякого суда за арест и в Корловицком своем дворе запер в тесной комнате, имение же его все освоил и пред народом всюду писмом и словом публиковал его безместным беззаконником и хотевшим быть униатом и тайным с Российским царством и посланником корреспондентом. Помянутое гонение, начатое от митрополита, дело не знающих причины сначала всех удивило, что виделось из-под руки, якобы всюду команды различными мерами, якоже и духовенство римское, ему помогали и в разговорах речми мирволили; но 30 января сего году сегединский капитан, он же и цесарский толмач, римлянин (Румун?) греко-российские веры, пред тремя офицерами сказал, что митрополит обещался быть у них и весь клир, и народ сербский, под цесарскою державою сущий, на унию привесть и для того-де епископ Висарион, что он не есть и униатом быть не хочет, под крутым арестом содержится.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

А причащались, по благословению Владыки Митрополита, все, до 300 человек, после общей исповеди, в виду явно грозившей всем смертной опасности.    Ровно через неделю, в Лазареву субботу, в совершенно разгромленный и опустошенный город вошли немцы, и начались тяжкие для русской эмиграции в Югославии годы. Вместе со всей своей белградской паствой Владыка Митрополит благодушно переносил и голод и холод и всевозможные стеснения и лишения, разные неприятности со стороны оккупационных германских властей и выпады враждебного отношения со стороны известной части сербского населения, поддавшейся коммунистической пропаганде.    Вскоре после оккупации Югославии германскими войсками, чины Гестапо произвели в покоях Владыки Митрополита Анастасия тщательный обыск, а затем изъяли делопроизводство Архиерейского Синода. Им пришлось, однако, убедиться, что Владыка, как истинный Архипастырь Церкви Христовой, глубоко чужд всякой политики, и они оставили его в покое. Несколько позже они сделали попытку использовать в своих целях авторитет Владыки — предложили обратиться к русскому народу с призывом — оказать содействие немцам, в их походе против большевиков. Но несмотря даже на то, что в начале войны многие русские люди доверяли немцам, Владыка Митрополит мужественно отклонил это предложение, считая что цели немецкой политики в отношении России сомнительны и что он не вправе сделать такой призыв.    Никогда Владыка Митрополит ни в чем не проявил какой-либо крайности, а всегда держал себя с полным достоинством, как истинный Архиерей Божий. О таком поведении его дал важные показания в Лондоне разным церковно-общественным кругам Сербский Патриарх Гавриил, подчеркнувший, что Митрополит Анастасий с великой мудростью и тактом держался при немцах, несколько раз подвергался обыскам и не пользовался доверием немцев.    В сентябре 1941 года Владыка Митрополит дал благословение русским патриотам, надеявшимся, что наступил час освобождения русского народа от кровавого гнета большевизма, на образование Русского Корпуса. Однако, этот Корпус не был допущен немцами к участию в военных действиях на Восточном фронте, а был оставлен в Югославии для защиты от местных коммунистических банд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

«Московские Ведомости», конечно, не остались в долгу, и в ряде корреспонденций разъяснили истинный смысл и значение этого «протеста» 193 . Но как отнеслись к протесту митрополи­тов сербская печать и православное сербское население Боснии и Герцеговины? Вся сербская печать единодушно осуждает протест, который, в сущности, есть попытка австрийского правительства прикрыть свои темные деяния мантией православных иерархов. Но попытка оказалась неудачной и дала только повод вновь воскресить пред обществом массу тех возмутительных фактов, которые красноречиво говорят об истинном отношении австрий­ского правительства к православию и сербской народности. Так, белградская газета «Дневни Лист» напомнила, что австрийское правительство изгнало из страны таких доб­лестных патриотов и защитников православия, как митрополиты Савва Косанович и Дионисий, и посадило в тюрьму архимандрита Аджича и протоиерея Пешчича, подвергнув их предварительно грубому оскорблению. Так же оно поступило со священниками Юнгичем, Варешским и многими другими. Правительство преследует сербо-православных патриотов и протежирует своих креатур. Оно приказало митрополиту Георгию Николаевичу рукоположить во священники лицо, которое должно быть судимо за уголовное преступление. Ныне лицо это состоит секретарем православной консистории в Сараево. За тем, благодаря содействию того же правительства, Босния и Гер­цеговина кишат римско-католическими патерами и сестрами милосердия. Ради чего же пришли латинские миссионеры в искони православную землю? Неужели ради защиты православия? В протесте, между прочим, указывается на то, что австрийское правительство ассигновало даже значи­тельные суммы на православные церкви и семинарию, но умалчивается о том, что оно несравненно более щедро к латинским церквам и семинариям, так что, напр., на одну иезуитскую семинарию оно ассигнует ежегодно 64 тыс. гульденов. Правда, правительство ассигновало 20 т. гульд. на издание новых церковных книг; но только для того, чтобы таким образом вытеснить из Боснии и Герцеговины настоящие православные книги, вы­писываемые из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

С. VII-XVI (переизд.: 2010. С. 31)). Композитор и музыковед М. Милоевич в сравнительном исследовании о музыке в правосл. Церкви писал о едином серб. церковном пении и о церковных композиторах. Композитор И. Байич подробно рассмотрел актуальные вопросы «нашего церковного пения», единого для Сербской Церкви, как и Алимпий Попович почти 40 лет спустя. П. Конёвич в исследовании «Musica Divina» выделяет неск. стилистических вариантов серб. церковного пения, но при этом не упоминает ни К. р., ни белградский распев . Профессор литургики Карловацкой семинарии протопресв. Йован Живкович писал о «церковном пении» в Сербской Церкви, к-рое под названием «карловачко преподавалось в правосл. богословских школах и гимназиях на территории Белградско-Карловацкой митрополии. Термин «карловачко использовался во 2-й пол. XIX в. самостоятельно или в соединении с общим названием «србско церквено «njehuje церковно» (церковное пение), «народно црквено (народное церковное пение), «православно црквено у српског народа» (православное церковное пение серб. народа), «српско народно црквено (серб. народное церковное пение), «српско по карловачком начину» (серб. пение карловацкого вида). В Сербском королевстве пение было только частью устного предания или записывалось системой «трила», знаки которой (4 невмы, показывающие направление движения мелодии) служили напоминанием для музыкантов, уже знавших мелодии наизусть. Сербы, жившие в Австро-Венгрии, в посл. четв. XIX в. освоили западноевроп. муз. письменность, и объемный мелодический материал был нотирован в неск. вариантах. Этому способствовало серьезное муз. воспитание в школах, в т. ч. изучение церковного пения. Собирателями церковного пения стали профессиональные музыканты, записывавшие песнопения с голоса известных исполнителей, а также духовенство и другие выпускники духовных школ, получившие в них муз. образование, а затем фиксировавшие напевы в собственной практике. Прежде всего был записан репертуар ежедневного богослужения (литургия, т. н.

http://pravenc.ru/text/1681085.html

Богобоязненный Благое очень любил своих родителей и не хотел вскоре после смерти брата вновь их огорчить. Родители в ответ на это срочно послали к нему сестру и зятя, чтобы каким бы то ни было образом отговорить его от монашества, что им Благое пока и пообещал. Данное им обещание было не чем иным, как только временным откладыванием принятия пострига, хотя в сердце своем Благое уже был Христовым монахом. Резкая перемена — какая-то замкнутость в себе и тихая молитвенность — была заметна и в его внешности, так что родственники и знакомые удивлялись происходящему с ним. Известные признаки свидетельствуют о том, что в то время он в душе пережил какой-то внутренний переворот и возрождение, оставившее в нем неизгладимый след, ибо с тех пор и до конца своей жизни он возложил на себя великие подвиги, особенно поста и молитвы, как мы это увидим впоследствии.    Ужасная военная трагедия, охватившая весь сербский народ, не миновала и Благое. Он, обслуживая раненых и больных в госпитале, разделял скорби и страдания своего народа, а в конце 1914 года и сам заболел страшной болезнью — сыпным тифом, который тогда свирепствовал в изнуренной сербской армии и многострадальном народе. Милостью Божией он перенес кризис этой смертоносной болезни и был выписан на несколько дней домой, чтобы немного оправиться. Уже 8 января 1915 года он вновь служит санитаром в Нише, где остается вплоть до отхода сербской армии к Косову и перехода через Албанию.    В то время, когда война велась с переменным успехом, сербское правительство, и особенно митрополит Белградский Димитрий, будущий первый сербский Патриарх в восстановленной Патриархии, имели намерение сохранить молодых богословов от гибели и послать их из Ниша в Россию для обучения в духовных академиях, чтобы по окончании войны они принесли больше пользы своему народу. Это намерение, впрочем, в то время осуществить не удалось, потому что вскоре началось всеобщее отступление сербской армии к славному и горестному Косову и далее через скалистую и непроходимую Албанию до Скадара и острова Корфу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Делопроизводство в апелляторской консистории возлагается на секретаря и других должностных лиц белградской епархиальной консистории. Сессии апелляторской консистории бывают в митрополичьем городе, ежегодно, в мае месяце, а в некоторых случаях, по усмотрению митрополита, ещё и в сентябре (§ 63) и продолжаются до тех пор, пока не рассмотрены будут все накопившиеся дела (§ 64). В каждом заседании апелляторской консистории должно участвовать не менее четырёх лиц (§ 65). В случае недостатка в действительных членах, в ней, по распоряжению митрополита, заседают члены почётные (§61). Дела решаются по большинству голосов (§ 66). Основания для решений у апелляторской консистории те же самые, что и у консисторий епархиальных (§ 53). Решения свои апелляторская консистория приводит в исполнение через консистории епархиальные, причём она полномочна наблюдать за точностью их исполнения (§ 49–50). Протоколы подписываются всеми участниками заседаний (§ 68). По окончании каждой сессии апелляторская консистория представляет через митрополита министру просвещения и церковных дел отчёт о своей деятельности (§ 74). У апелляторской консистории есть также своя печать (§ 51). Как и епархиальные, апелляторская консистория не может вводить ничего нового в существующие постановления, но имеет право ходатайствовать о желательных изменениях пред архиерейским собором через митрополита и пред правительством через министра просвещения и церковных дел (§ 52, ср. § 3). Что касается, наконец, епархиальных архиереев, то к компетенции их по епархиальному управлению, кроме тех дел, которые они ведают вместе с епархиальными консисториями (§ 96 ср. §§ 38, 39, 40:42), относятся: избрание и рукоположение в священный сан, назначение и возведение в сан протоиерея, игумена, настоятеля и выдача тем и другим соответственных документов; избрание и представление на утверждение министра просвещения и церковных дел законоучителей, перемещение, согласно прошениям, духовных лиц из одних приходов и монастырей в другие (§ 97); избрание и определение духовников, разрешение духовным лицам отлучки из монастыря и прихода на время свыше трёх дней и назначение вместо них других лиц для временного исправления их обязанностей (§§ 98–99).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   Сведения о нем см. в главе «Обзор источников».    В древности мина стоила дорого — 24 наших рубля. Какую ценность могла иметь мина во времена турецкие — сказать не можем.    В подлиннике сказано «модий». Наш автор определяет эту мерку так: «Модий составляет третью часть вьюка одной лошади».    Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum (греч. и лат. текст). Lipsiae, 1671. Р. 838—846    Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. P. 110.    На с. 233, 240, 247, 254—255.    Малышевский И. И. Мелетий Пигас, патриарх Александрийский. С, 273— 274.    Maurer. Das Griechische Völk. Bd. I. S. 393.    Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 158. — По определению патриарха Костантия I в 1831 г. митрополит БелградскийСербии) обязан был при своем избрании платить патриарху 150 золотых, а рядовые епископы Сербии — 100 золотых. См.: Γεδεν. Σ. 691.    На текущие нужды патриархии две сербские кафедры, в том числе и Белградская, платили ежегодно в XIX в. 3 000 грошей (пиастров). См.: Γεδεν. Σ. 691.    Мелетий Афинский. Церк. история. Т. III. Σ. 403, 430, 450.    Maurer. Op. cit. S 393; Мата Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 800; Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ. Σ. 134.    Maurer. Op. cit. S. 393; Silbernagl. Verfassung der kirchen des Oriens. S. 16— 17; Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов... С. 158.    Maurer. Ibid.; Silbernagl. Op. cit. S. 16.     Κομνηνο Yψηλαντον. Τα μετα τν αλωσιν. Σ. 399.    Silbernagl. Op. cit. S. 17.    Elssner. Neueste Beschreibung. S. 82; Silbernagl. Op. cit. S. 16.    Курганов Ф. А. Указ. соч.//Правосл. Собесед. 1873. I. С. 52—53. Ср.: Pitzipios. L " eglise Orientale. Т. III. Rome, 1855. Р. 141.    Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 145.    Курганов Ф. А. Устройство Церкви в королевстве Греческом. Казань, 1870. С. 49 (слова о. Лукианова, взятые нашим автором из «Русского Архива»). Ср.: Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ. Σ. 132.    Silbernagl. Op. cit. S. 17. — О том, какие подати и повинности исправлял патриарх в XVIII в. и ранее, достаточно материалов находится в «Истории» Комнина-Ипсилантиса, но входить в подробности вопроса мы находим лишним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Широко развита в Белграде и научная и учебная работа. Стараниями короля и культурных руководителей сербского народа, которым большую помощь оказывали русские ученые, Белград стал не только политическим, но и культурным центром Югославии. И научная, и учебная работа сосредоточивается главным образом в Королевском Белградском университете. В стенах этого университета учится много русских студентов. И, как всюду, как всегда, русские студенты держат высоко свое знамя, идя впереди прочих на поприще науки. Много русских ученых трудится в этом университете, и вообще в научной жизни Югославии русские ученые играют большую роль. В медицинском мире Югославии значительная роль принадлежит докторам: профессору Игнатовскому, Софотерову, Трегубову и др. Между прочим, в больнице профессора Игнатовского лечился Святейший Патриарх во время тяжелой и опасной болезни, которой он был болен в сентябре минувшего года. Научную работу в области геодезии налаживал в Югославии русский профессор генерал Свищев, в области искусства по исследованию древнесербской живописи и архитектуры, столь близких и по духу и по оформлению к лучшим образцам нашего древнего искусства, много трудятся С. Н. Смирнов, барон Мейендорф и ряд других лиц. Но не только в чисто научной области искусства сыграли русские значительную роль. И техническая сторона жизни нового родного нам по вере и крови королевства в значительной части налажена ими же. И притом необходимо отметить, что только благодаря тому, что как раз в решающий, переломный момент истории Югославии, когда малая и по пространству, и по техническим масштабам Сербия преобразовывалась в значительную державу, в нее хлынула могучая струя высококультурных сил русской эмиграции, – только благодаря этому государственное преобразование этой державы прошло столь блестяще и удачно и во внутреннюю жизнь славянского королевства не проникли чужие, инородные элементы. Таковое свидетельство мы с чувством глубокого восхищения всюду слышали от родного нам, дружественного сербского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010