127 „Записки Русского Географ. Общества», кн. ХШ. В собрании сочинений А. Ф. Гильфердинга (СПБ 1873) т. III. 129 Свое нынешнее название Герцеговины Захолмия получила с половины XV в., когда захолмский воевода Стефан Косача или Козарич (1434–1466) отдался в ленную зависимость немецкому импе­ратору Фридриху III, от которого получил титул герцога. 131 О географическом положении Боснии и Герцеговины краткая заметка в Слав. Изв. 1908, 6. стр. 253–256. 132 Данные переписи 1885 г. взяты пз официального народного календаря „ Бoшujak» на 1887 г. См. Изв. С.-Петерб. Слав. Блоготв. Общества 1887, 3, стр. 184–186. А данные переписи 1895 г., на осно­вании сообщений белградской газеты „Дневни Лист» и журнала „Пастирска Реч“. приведены в Слав. Изв. 1906 г., 8. стр. 643, в Церк. Вед. 1906, 51–52, стр. 3187, и в Страннике 1907 года февр., стр. 281. 133 Л. Нидерле, указ. соч., 117. В вероисповедном отношении наиболее крупную цифру представляют сербы православные – 740,000 душ, затем идут сербы мухаммедане – 548.632, сербы католики (хор­ваты) – 335,124, около 9,000 евреев, из которых большинство выходцы из Испании. Слав. Изв. 1908, 6, стр. 255 – Проф. Т. Д. Флорин­ский (в своей книге: Славянское племя. Киев. 1907. стр. 92), опреде­ляет население Боснии и Герцеговины в цифре 1.861,000. 135 Слав. Изв. 1909, 2, стр. 264 –265. По сведениям белград­ской газеты „Дневни Лист " , за время оккупации в Боснию и Герцеговину переселилось свыше 36 т. душ, главным образом католиков и евреев; за это же время из оккупированных провинций выселялось около 25 т. душ, православных и мухаммедан. 141 Српски Сион, 1894. , 8, стр. 120. Здесь же (стр. 120–123) напечатан полностью новый устав преобразованного богословского училища для Боснии и Герцеговины. 142 Совсем иначе, мрачными красками изображается состояние рельевской семинарии в статье газ. „Застава», 1902, 196: „Yбujahьe тела и душе (у cpnckoj npabocлabhoj бorocлobhju у Рсльеву)». 151 А до того времени митрополиты боснийские вместе со всеми митрополитами и епископами собственно Сербии подведомы были сербскому патриарху печскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Не тотчас после падения государства сербо-венгерские переселенцы могли отказаться от надежды – изгнав поработителей, снова возвратиться в отечество. Но когда надежда эта все более и более стала исчезать, они должны были позаботиться, чтобы прочным образом устроить себя на новом месте жительства. Вместе со всем другим приступлено было к устройству и дел церковных. Хотя венгерские короли, несмотря на свое желание перезвать к себе как можно более сербских колонистов, как кажется, не изъявляли готовности быть слишком щедрыми на привилегии относительно свободы и прав их православного исповедания 341 : однако дело не доходило и до того, чтобы в видах насильственного привлечения их к католицизму совсем лишить их права иметь у себя своих собственных православных епископов (как это было с теми же сербами в далматинских владениях республики венецианской). Поэтому устроение дел церковных состояло в том, что сербо-венгерские переселенцы, начиная с конца XV века, приступили к постепенному учреждению у себя своих собственных сербо-венгерских епископских кафедр 342 . Первою по времени учреждения кафедрой была кафедра сремская, которая назначена была по отношению к прочим, имевшим быть открытыми после нее, кафедрам составлять их митрополию. Что касается до этих прочих, постепенно вслед за первою открывавшихся, кафедр, то, к сожалению, ни за какое время настоящего периода мы не имеем полного их каталога, и узнаём о существовании тех или других между ними только из отдельных о каждой и разновременных свидетельств и указаний. По таковым свидетельствам и указаниям известны, как существовавшие в те или другие времена настоящего периода, следующие епископские кафедры: 1) будимская или офенская (вероятная), 2) шегединско-бачская, 3) вараждинская или хорватская, 4) иеновско-темешварская, 5) арадская, 6) пожегская, 7) вершецкая, 8) хоповская 343 . Сколько именно было кафедр перед приходом в Австрию патр. Арсения Черноевича, остается нам неизвестным. В грамоте сему патриарху импер. Леопольда 1-го от 1695 г. поименованы кафедры, имеющие существовать на будущее время. Если предположить, как это весьма вероятно, что все эти кафедры существовали уже прежде прибытия патриарха, то они называются в грамоте следующие: 1) темешварская и иенопольская, 2) карлштадтская и зринопольская, 3) шегединская, 4) будимская и стольно-белградская, 5) могачская и сигетская, 6) вершецкая и 7) великоварадская и егарская (см. грамоту у Чапловича в сочинении Slavonien und zum Theil Croatien B. 2, Pesth, 1819, S. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Лишенные престолов, архиереи в 1776 г. искали было помощи против насилий константинопольского патриарха у нашего правительства, изъявляя при этом свою готовность на то, чтобы архиепископ сербский (sic, т. е. архиереи соглашались довольствоваться вместо патриарха по старому архиепископом) находился в зависимости от русского Синода и даже в случае нужды избираем был из природных русских (в 1776 г. архиереи эти в числе девяти, именно: самоковский, истибский, скопийский, новопазарский, нишский, ужичский, белградский, боснийский и герцоговинский обращались с сейчас указанной своей просьбой, чрез посредство черногорского владыки Саввы Петровича, к московскому митрополиту Платону, см. письмо владыки – в подлиннике в библиотеке Вифанской Духовной Семинарии, а напечатанным в Гласнике кн. XXII, стр. 357sqq; дано ли было митрополитом Платоном какое-нибудь движение просьбе, остается нам неизвестным). 2. Архиерейские кафедры Церковная область сербского патриаршего престола в большую часть времени его существования разделялась на две особые половины – на половину внутреннюю и на половину внешнюю. Спустя сто лет после учреждения патриархата, когда сербское государство и вообще все сербские земли покорены были турками, сербы начали огромными толпами переселяться в соседнее королевство венгерское. Пользуясь дозволением венгерских королей, интересы которых требовали поощрять переселения, и которые поэтому даровали переселяющимся некоторую свободу веры и в частности право иметь свое собственное высшее духовенство, эти сербско-венгерские колонисты скоро начали открывать у себя свои особые архиерейские кафедры, и с течением времени; по мере своего умножения вследствие постоянно продолжавшихся новых переселений, и открывали их довольно значительное количество. Таким образом церковную область или диоцез сербского патриархата составляли – во-первых, епархии, находившиеся в собственных или коренных сербских землях, – во-вторых, епархии, находившиеся у сербско-венгерских, или вообще у сербско-задунайских колонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

авторитетным словом русского посланника г. Нелидова, не остались бесплодными: греческий митрополит Амвросий, отказавшийся добровольно покинуть Скопию, был административным порядком выслан из Скопии в г. Велес; вместе с сим, султанским указом и вопрос о школах в Македонии решен был согласно желанию сербов. Администратором скопийской епархии назначен был в начале мая архим. Никифор Перич, родом серб. Константинопольский патриарх не замедлил выразить Порте протест против насильственного удаления митрополита Амвросия из Скопии. Когда же в ближайшем заседании патриаршего Синода обсуждался вопрос о новых выборах скопийского митрополита, то все члены Синода высказались против избрания серба. В частности вновь назначенный администратор скопийской епархии архим. Никифор очень не понравился патриархии и вместо митрополичьей кафедры, которая по всем предположениям должна была выпасть на его долю, как администратора, несчастный архимандрит попал в ссылку на остров Патмос. «К великому нашему удивлению, пишет «Србобран», прочли мы в венских и будапештских газетах, что Никифор осужден на заточение. В газетах белградских об этом нет ни слова даже и теперь, когда «Цариградски Гласник» опубликовал решение Синода, приговорившего Никифора к ссылке на Патмос. Странно и непонятно всё это. Или серб-архимандрит действительно нарушил чем-либо канонические постановления, или это есть просто ответ греческой патриархии на требования сербского народа и сербских государств. Если последнее предположение верно, то нечего и думать о соглашении с вероломными членами Синода. Византийская неразборчивость в средствах проявила здесь себя в полном своем блеске. Сербского архимандрита пригласили на совещание, поместили его в самой патриархии, десять дней обращались с ним как с гостем, а затем его осудили и позвали турецких заптиев (жандармов) привести в исполнение бесчеловечный и нехристианский приговор. Но, быть может, этот позорный поступок греческой патриархии с высшим сербским духовным лицом будет на пользу сербам: он убедит великие державы в том, что не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Ламбрович (в миру Лазарь Ламброс); ок. 1780, Эдирне - 1822, Кишинёв), митр. Белградский в 1801-1813 гг. По происхождению грек. В 90-х гг. XVIII в. пришел в Белград. Благодаря митр. Белградскому Мефодию обучился грамоте. Принял монашество, был рукоположен во иерея и назначен протосинкеллом. После убийства турками владыки Мефодия (26 янв./1 февр. 1801) в апр. 1801 г. Л. стал митрополитом Белградским (предположения о возможном его заговоре против митр. Мефодия свидетельствами не подтверждаются). В силу сложного политического положения в Белградском пашалыке в 1801-1804 гг. Л. фактически не мог управлять митрополией. После начала в 1804 г. 1-го Сербского восстания во главе с Карагеоргием (см. ст. Карагеоргиевичи ) Л. участвовал с османской стороны в переговорах с восставшими, тайно поддерживая с ними контакты. Когда это стало известно тур. властям, бежал в Австрийскую империю, но вскоре вернулся и примкнул к восставшим, от имени к-рых отправлял послания в Стамбул и С.-Петербург. В 1806 г. Л. также участвовал в переговорах, связанных с военными действиями, во время русско-тур. войны подчеркивал лояльность к К-польской Патриархии. Это вызвало подозрения серб. властей, и Л. пришлось в авг. 1809 г. вновь покинуть Сербию. В 1810 г. Карагеоргий разрешил ему вернуться, но из-за опасений за жизнь он приехал в 1811 г. Во время его отсутствия участники восстания пытались поставить своего кандидата митрополитом всей Сербии, но безуспешно. После подавления восстания (1813) Л. вместе с его лидерами уехал в Австрийскую империю (мнение, что именно Л. уговорил Карагеоргия уйти без борьбы, не имеет оснований). Белградскую кафедру возглавил митр. Дионисий (Попович) . Стамбул требовал выдачи Л. в числе лидеров восстания, поэтому австр. власти его арестовали, чтобы уберечь от похищения турками. В сент. 1814 г. Л. уехал в Кишинёв, где жил на пособие от российского правительства. Переписывался с серб. кн. Милошем Обреновичем, оказывал ему дипломатическую помощь. Лит.: М. Лeohmuje митр. београдски//ГлСПЦ. 1901. Бр. 1. С. 26-39; Бр. 2. С. 129-146; Бр. 3. С. 256-276; Бр. 5. С. 534-542; Бр. 6. С. 640-649; Бр. 7. С. 708-726; Српски jepapcu. С. 285; Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 98-398; он же. Шест портрета православних митрополита, 1766-1891. Београд, 2009. С. 47-64. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2463519.html

Епархия созопольско-агатопольская (приморских городов Созополя и Агатополя, которые по-турецки Сизебол и Ахтебол). Нам неизвестно пространство этой епархии: если она ограничивается только береговой полосой, то есть чисто греческая; если же значительно подается внутрь страны, то смешанная, греко-болгарская. Епархия визийско-мидийская (городов Визы и Мидии, из которых второй на берегу Черного моря, а первый на запад от второго) – смешанная, болгаро-греческая. Епархии адрианопольская, литицкая 140 и дидимотихская – смешанные, греко-болгарские, причем первая из них есть гораздо более болгарская, чем греческая. Обширная епархия Филиппопольская – почти-что чисто болгарская; есть в ней небольшое число греков, но сравнительно с общим количеством населения совершенно незначительное. Епархии драмская, серезская, кассандрийская (на полуострове Кассандре), кампанийская (епископия митрополии солунской, кафедра в Колакии на нижнем Вардаре), – смешанные, болгарогреческие, и две первые из них, вероятно, более болгарские, чем греческие (может быть должна быть причислена к ним же от чисто греческих и епархия южной Фракии ксанфийская, которой кафедра в Енидже, за левым берегом нижнего Карасу). Епархия касторийская – смешанная, болгаро-греческо-албанская. Епархии горицкая и дебрьская – смешанные, болгаро-албанские (вторая если не исключительно, то преимущественно албанская. Незначительные болгарские поселение есть в албанских епархиях белградской или бератской и диррахийской). Епархия рамско-призрфнская (в северовосточной Албании, кафедра в Призрене), если ее округ на юго-восток доходит до верхнего Вардара, есть также епархия не чисто сербская, а сербско-болгарская. За сим, начиная на востоке от Фракии, епархии меленикская или Мельницкая 141 , струмицкая, полянинская или полянская 142 , воденская, могленская, битольская, преспанская и лихнидская или ахридская, велесская, снопийская, кюстендильская, софийская и самоковская суть епархии чисто болгарские. Ересь богомилов Об ереси богомилов – первоисточники: Козьмы пресвитера болгарского «Слово на еретики препрение» (рукопп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Обращался Сербский Синод к генералу Недичу и с более конкретными протестами и просьбами. Так, в письме от 10 сентября 1941 г. он выразил протест против уничтожения немцами и усташами имущества Белградско-Карловацкой митрополии в Сремских Карловцах, затем протестовал в связи с тяжелым положением сербского духовенства в области Бачка и заключением 200 священников и монахов из фрушкогорских монастырей в лагерь Славонская Пожега. В ноябре 1941 г. Синод передал генералу перепись закрытых в Хорватии храмов, ликвидированных приходов и конфискованного церковного имущества. 24 января 1942 г. Недичу был передан более детальный меморандум о насильственном окатоличивании православного населения в Хорватии, уничтожении церквей и массовых убийствах сербов, где говорилось уже о 380 тыс. жертв. В конце этого документа Синод просил: 1. о признании Сербской Православной Церкви законной и равноправной конфессией в Хорватии; 2. о возвращении конфискованного церковного имущества; 3. об освобождении из заключения сербских епископов и священников и недопущении впредь их арестов; 4. о свободе совершения православных обрядов; 5. о сохранении в неприкосновенности канонов Православной Церкви и сербского церковного устава; 6. о прекращении официальных и неофициальных гонений на православных сербов, их перевода в католичество и о запрещении соответствующей пропаганды. В марте Синод передал Недичу еще один меморандум о положении в Хорватии, а 17 апреля третий и последний в 1942 г., прося защитить православных сербов от преследований. Однако глава сербского правительства ничем помочь не мог, он лишь передавал меморандумы представителю германского МИД в Белграде Феликсу Бенцлеру, от которого получал указания не допускать эти документы за границу [lxvi] . Первоначально обрушившиеся на сербов гонения коснулись и проживавших в Хорватии русских эмигрантов. Усташи отождествляли сербов с православными; если под угрозой уничтожения те переходили в Католическую или униатскую Церкви, то они больше не преследовались. Уже в апреле 1941 г. местные хорватские органы власти все ограничения, касающиеся сербов, распространили и на русских. Правда, 31 мая последовал указ МВД, разъяснявший, «что, хотя русские и православные, они не подлежат ограничениям, относящимся к сербам» [lxvii] . Но на практике эти преследования продолжались еще почти год.

http://bogoslov.ru/article/2842069

Секретарь записывает процесс судопроизводства, а также составляет решения и приговоры и все остальные акты Великого Духовного Суда. Письмоводитель ведет протоколы, следит за порядком судебного архива, помогает секретарю в канцелярских делах и заменяет его, если по каким-либо причинам он не может исполнять своих обязанностей. Великий Духовный Суд, во второй и последней инстанции: 1) рассматривает, одобряет, изменяет и отменяет решения и приговоры епархиальных духовных судов, которые, по действующему закону, подлежат его рассмотрению и конечному решению; 2) рассматривает споры о компетенции, т. е., о правах отдельных церковных властей; 3) решает об отводе председателя и членов Великого Духовного Суда и, наконец, 4) решает об отводе отдельных епархиальных духовных судов и в этом случае определяет, какому епархиальному суду должно подлежать рассматриваемое дело. Решения и приговоры Великого Духовного Суда признаются окончательными и никакому обжалованию не подлежащими; а потому они немедленно приводятся в исполнение надлежащими церковными и гражданскими властями. В конце года Великий Духовный Суд представляет Архиерейскому Собору, министру просвещения и духовных дел, к сведению, годичный отчет о всей своей деятельности. При вступлении в должность все члены Великого Духовного Суда пред белградским архиепископом или- что тоже-сербским митрополитом-принимают следующую присягу: „Я-такой-то-клянусь Всемогущим Богом в том, что буду верен королю, по совести буду держаться конституции, точно и добросовестно буду исполнять свою должность и, при произнесении справедливого приговора, невзирая на лицо, буду руководиться Законом Божиим, церковными канонами и государственными узаконениями. Как я буду судить, так да судить и поможет мне Господь Бог!“ Присяга секретаря и письмоводителя несколько иная: „Я-такой-то-клянусь Всемогущим Богом в том, что буду верен королю, по совести буду держаться конституции и исполнять свою должность точно и добросовестно. Как я буду исполнять свою должность, так да поможет мне Господь Бог!“ Присяжные листы после их подписания митрополит, удостоверив от себя, отсылает министру просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Представители Московского Патриархата приняли участие в мероприятии Комитета министров Совета Европы по религиозному измерению межкультурного диалога 10 ноября 2016 г. 12:12 9-10 ноября 2016 года в Страсбурге прошли консультации по религиозному измерению межкультурного диалога на тему «Роль образования в предотвращении радикализма, ведущего к терроризму, экстремизму и насилию». Подобное мероприятие на различные актуальные темы общественной жизни в европейских странах является ежегодным и проводится под эгидой Комитета министра Совета Европы, начиная с 2008 года. От лица руководства Совета Европы собравшихся приветствовали постоянный представитель Эстонии, страны-председателя Комитета министров, К. Киви, заместитель генерального секретаря Совета Европы Г. Баттаини-Драгони, председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы П. Аграмунд, председатель Комиссии по правам человека Конференции Совета Европы международных неправительственных организаций М. Агиляр. От Русской Православной Церкви в форуме приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков) и представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) . Религиозные организации России также представляли муфтий Камиль Самигуллин, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, председатель Союза мусульманок России Н. Зиганшина, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Е.А. Агапова. Поместные Православные Церкви были представлены митрополитом Галльским Эммануилом ( Константинопольский Патриархат ), протоиереем Василием Иргулеску ( Румынский Патриархат ), профессором факультета православного богословия Белградского Университета Раштко Йовичом ( Сербский Патриархат ). В консультациях приняли участие высокие представители Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, протестантских конфессий, исламских, иудейских и буддистских общин из стран-членов Совета Европы, а также организаций нерелигиозных убеждений. Кроме того, на конференции присутствовали представители неправительственных организаций, академических кругов, СМИ из различных европейских стран, высокопоставленные сотрудники Совета Европы и других межгосударственных организаций, дипломаты из стран-членов Совета Европы. На протяжении двух дней участники консультаций провели разностороннее обсуждение двух основных тем: обучение демократическим гражданским ценностям в контексте культурного и религиозного разнообразия и усиление роли женщин и семьи в противостоянии радикализациии и насильственному экстремизму. Результаты дискуссий будут представлены Комитету министров Совета Европы и послужат важным экспертным материалом для работы этой международной организации. Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4665788.ht...

Постоянный интерес и теплые чувства к православной Церкви обрели “внешние формы” в начале 60-х гг., когда Дж. Нил, Дж. Уиль­ямс, У. Дентон (изучавший историю Сербской церкви) и “ветераны” Оксфордского движения Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Г. Лиддон выступили с инициативой создания Ассоциации восточных Церквей, целью которой было сближение англиканской и православной Церквей (не исключались и неправославные церкви Востока). 60-е гг. стали, таким образом, важнейшей вехой в истории англикано-православных контактов. От теоретического, чисто научного интереса к Православию англикане перешли к практическим действиям. Ассоциация была создана в 1863 г. В это же время при нижней палате конвокаций (Синода англиканской церкви) был создан греко-русский комитет, которому предстояло развивать отношения с православной Церковью Греции и России. В поддержку создания греко-русского комитета выступили многие выдающиеся прелаты англиканской церкви (Кр. Уордсвот, епископ Линкольна, С. Уилберфорс, епископ Оксфорда и др.). В Синод было представлено много петиций, в которых рекомендовалось “предпринимать определенные меры для сближения греко-русской Церкви с англиканским сообществом” 27 . Полномочия созданного комитета были весьма ограничены, тем не менее, в отличие от Ассоциации, это был официальный орган церкви Англии, призванный содействовать развитию отношений с православной Церковью. Задачи Ассоциации восточных Церквей были четко определены в ее программном документе: 1) распространение знаний о Православии среди англикан; 2) разъяснение вероучения англиканской церкви православным христианам; 3) постепенное сближение с православной Церковью; 4) содействие православным епископам в деле духовного просвещения их паствы 28 . Ассоциация включала 282 члена, среди которых было 16 епископов и архиепископов (их называли попечителями). Попечителями стали высокопоставленные прелаты церкви Англии и епископальной церкви Америки, а также архиепископ Белградский, митрополит Сербский. В Ассоциацию входили известные богословы и свя­щенники англиканской церкви, а также два православных священника: Евгений Попов (служил в Лондоне с 1843 по 1875) и С. Стратули­ас. Численность Ассоциации постоянно увеличивалась, и уже к 1866 г. у нее было четыре новых попечителя 29 .

http://pravmir.ru/iz-istorii-anglikano-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010