К числу канонистов, сформировавшихся до революции, но работавших уже в эмиграции, относится профессор Сергей Викторович Троицкий (+1972). Будучи синодальным чиновником, он принимал участие в «имяславских спорах», затем эмигрировал в Югославию, где с 1920 г. служил профессором юридического факультета Белградского университета по кафедре церковного права. Начиная с 1948 г. работал в качестве сотрудника Сербской Академии наук, где до 1961 г. был членом комиссии Академии по изданию Кормчей св. Саввы. В 1947 году С. Троицкий был официально зачислен профессором МДА, однако на 1949-й год контракт продлён не был по политическим причинам. Следует отметить, что реакция слушателей на его «небольшие и довольно простенькие», по словам протоиерея Всеволода Шпиллера, курсы лекций была довольно удручающей. Студенты не воспринимали саму идею возможности существования в одной стране двух правопорядков – церковного и государственного. Согласно тому же источнику, происходило это не от неинтеллигентности студентов, а «от того, что, будучи воспитанными в условиях… не существовавшей… [ранее] системы правоотношений, они приобрели совершенно новые «категории правового мышления», настолько своеобразные, что даже, как прежде казалось, само собой разумеющиеся правовые и церковно-правовые понятия в них не укладывались» . Сказанное не означает полного отсутствия историко-канонических и (что особенно важно!) практических исследований в области канонического права в послевоенный период. В этой связи следует вспомнить подготовленный в рамках деятельности Всеправославных совещаний 1961—1968 гг. текст, составленный по инициативе возглавлявшего делегации от Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова; 1929—1978) . Это резолютивные документы, подготовленные комиссией Священного Синода Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного собора и представляющие несомненный интерес именно в наше время. Непосредственное начало подготовки к Всеправославному собору было положено на Первом Всеправославном совещании (о. Родос, сентябрь 1961 г.). В ходе этого совещания был предложен обширный каталог тем, обобщенных в следующие разделы:

http://bogoslov.ru/article/6171354

15) Епархия белградская. В истории переходов Белграда из одних рук в другие выше мы остановились на том, что в правление Милутина он принадлежал венграм и был отдан сими последними во временное вассальное владение старшему брату Милутина Драгутину. После смерти Драгутина (в 1316 г.) Милутин успел было совсем присоединить его к своему государству, но в самом непродолжительном времени (в 1319 г.) снова принужден был возвратить его венграм. В конце правления Душанова он опять был завоеван сербами, но вскоре после смерти Душана снова возвратился к своим прежним владетелям. Если верить некоторым свидетельствам, князь Лазарь успел отнять его у венгров после 1382 г. (Гласн. XXI, 253); но если это и правда, то во всяком случае весьма ненадолго. Преемник Лазарев Стефан деспот выпросил его себе у венгров, вероятно, посредством какой-нибудь с ними политической сделки (см. житие Стефана § 48). Еще раз возвращенный венграм преемником Стефана Юрием Бранковичем, он завоеван был у сих последних в 1521 г. турками, под властью которых, за исключением небольшаго промежутка, 1717–1739 годов, когда был под австрийцами, и находился со всей остальной Сербией до начала настоящего столетия. Что касается до церковной истории Белграда, то за промежуток времени между Драгутиным и деспотом Стефаном она остается неизвестной. Стефан, избрав Белград в свои столицы, сделал продолжавшую существовать после Драгутина или – вероятнее – восстановленную им самим здешнюю митрополию главной митрополией патриархата, с титулом экзархии всех сербских земель (жития § 51). После Стефана митрополия осталась существовать навсегда, не быв закрываема и во время господства венгров (Сношений с Востоком ч. 1, стр. 14 fin.). 16) Епархия венчацкая и рудничская или просто рудничская. Два архиерея рудничских записаны в сопочанском помяннике XV-XVII вв. (Записок Географич. Общ. XIII, 152 и 153); митрополия венчацкая и рудничская упоминается под 1632 – 35 годами (см. Даницу 1826 г. стр. 25 и Путешествие по Сербии Вуича стр. 340). Село Рудник, бывшее в старое время городом, находится в нынешнем княжестве сербском, недалеко на север от г. Милановца, на речке Деспотовице, впадающей слева в сербскую Мораву (см. о нем у Каница в «Serbien» S. 60). Что касается до Венчаца или Венчца, то на северо-запад от Рудника есть гора Венчац (см. карту, приложенную к сейчас названному сочинению Каница), при подошве которой есть развалины города, называвшегося по местному преданию одним и тем же с горою именем (см. Даницу 1826 г. стр. 25). Когда была закрыта епархия венчацко-рудничская, остается неизвестным (город Рудник разрушен был турками, во время войны с австрийцами, в 1737 г., Kahuц ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

16) Самуил Маширевич. Не желая, чтобы преемник Иосифа носил титул патриарха и в то же время находясь в 1862 г. не в таком положении, чтобы раздражать сербов отказом, правительство извернулось тем, что на время назначило администратора патриархии, а в 1861 г., когда улучшило свои дела, приказало избрать митрополита, в каковые и выбран был Самуил Маширевич, управлявший кафедрой в продолжение 7 лет и умерший в прошлом 1870 году. После него до настоящего времени кафедра остается вакантною. Сколько было епископских кафедр у венгерских или австрийских сербов перед прибытием в Австрию патр. Арсения Черноевича, как уже мы говорили выше, положительным образом остается неизвестным. Императорским указом от 1 марта 1695 г. было постановлено, что на будущее время диоцез сербо-австрийской православной архиепископии имеет состоять из следующих 7 епархий, не считая собственной епархии архиепископа: 1) иенопольско-(арадско)-темешварской, 2) карлштадтской и аринопольской, 3) будимской или офенской и стольно-белградской, 4) шегединско-бачской, 5) могачской и сигетской, 6) вершецкой и 7) великоварадской и егерской 350 .  Перемены относительно числа епархий, происходившие после 1695 г., были следующие: 1) вскоре после 1695 г. была вновь замещена остававшаяся в сем последнем году праздною и предполагавшаяся было правительством к упразднению епархия вараждинская или кроатская; 2) перед 1707 г. была закрыта епархия великоварадская и егарская, быв разделена между епархиями иенопольской и шегединской; 3) в 1708–10 г. была открыта епархия пакрачская, ставшая продолжением прежней епархии пожегской; 4) в 1713 г. была открыта епархия костайничская, быв отделена от епархии карлштадтской; 5) в 1722 г. епархия иенопольско-арадско-темешварская была разделена на две: арадско-иенопольскую и темешварскую; 6) после 1731 г. была закрыта епархия могачско-сигетская, быв присоединена к епархии будимской; 7) после 1749 г. была закрыта епархия вараждинская или кроатская; 8) в 1771 была закрыта епархия костайничская; 9) в 1783 г. подчинены были правительством ведению архиепископа сербского трансильванская и буковинская епархии-германштадтская и радауцкая или черновицкая; 10) в 1815 г. с присоединением к Австрии далматинских владений бывшей республики венецианской поступила в ведение архиепископа епархия, далматинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Географические сведения о большей части городов сих епархий сообщены нами выше. Город Водена по-греч. Во δεν и Βοδην, в древнее время называвшийся Едессой (см. Та αеля De Thessalonica р. 308 прим.), знаменитый своим прекрасным местоположением, находится в 18 часах пути, следовательно верстах в 90, на северо-запад от Солуни, см. о нем Pouqueville’a Voyage III, 96, Гpuзeбaxa Reise durch Rumelien II, 82, Григоровича Путеш. 109, Гана  Ρeise S. 124. Город Корица или Горица, также Горча ( Κορυτζ, Го ρυτζ, Γοριτζ), находится на левом берегу верхнего Девола, не очень далеко на юго-юго-восток от Ахридского озера, см. Pouqueville’a ibid. III, 40 и Аравантиноса Χρονογραφαν τς περου II, 41; полнее титул митрополита корицкого Ко ρυτζς κα Σελασφρου (Хризанфа Синтагмат., у Цахариф в Beilrage S. 20 и Сношений с Востоком ч. II, стр. 52), – Селасфор есть древнее название одного из двух Деволов (см. у Ралли и Потли V, 495), о которых говорено было выше (и след. епархия корицкая была продолжением епархии девольской). Город Диррахий, в древнее время у греков Епидамп, в настоящее время Дураццо, Драч, находится в средней Албании, на берегу Адриатического моря, см. о нем Albanesische Studien Гана S. 74. Город Авлона находится в южной Албании, на берегу того же Адриатического моря, см. о нем ibid. S. 60. Город Μολεσχς или Μολισχς, как кажется в настоящее время не существующий, находился где-то между Прилепом, Могленой, Островом и Битолем и принадлежал в древнее время в гражданском отношении к одной области со вторым из сейчас названных городов, см. в Fontes rerum Austriacarum, издаваемых Тафелем, в т. XII – грамоту импер. константиноп. Алексея III, стр. 263 и 278, и акт о раздел Греческой Гимпфрии крестоносцами: стр. 486, также Memor. pop. II, 639. Γρα или Κρα κα Μκρα – те самые, о которых говорено было прежде. Епархия дебрьская по-гречески большею частью пишется во множественном τν  Δεβρν или Δευρν; это потому, что область Дебря, как мы говорили, подразделяется на две – на верхнюю и нижнюю; в некоторых позднейших надписаниях епархия эта- Δβρας Δαρδανας (см. у Цахарие в Beitrage S. 21), – последнее не совсем правильно по древней области Дардании. Область (но не город) Σπθια в настоящее время принадлежит к епархии белградской (см. στορικν περιγραφν τς  μητροπλεως Βελεγρδων митр. Анфима,  ν Κερκρα, 1868, стр. 49) и след. лежит где-нибудь около города Белграда или Берата. Титул епископа сисанийского полнее Σισανου (или Σισανων) κα Συατιστς (Хризанф ibid., у Цахарие ibid. S. 20). Город Сисаний или Сисани, по одной из находящихся у нас карт, верстах в 20–25 на юго-восток от Бастории; город Сиатиста или Шатиста верстах в 40–50, в том же направлении, от той же Бастории (см. Pouqueville’я Voyage III, 78 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Охридская архиепископия была продолжением архиепископии первого болгарского царства и пережила терновский патриархат почти 4 веками. Император Василий болгароборец, покорив (1019 г.) Болгарию, оставил эту архиепископию, как мы выше видели, автокефальною, независимою от константинопольского патриарха, как древнее учреждение Юстиниана. По той же причине она признавалась автокефальною и по учреждении в Болгарии терновского патриархата, до 1767 г. Но епархии её почти беспрерывно переходили от одних правителей к другим. Сперва они принадлежали (с 1185 г.) грекам, потом (1204 г.) крестоносцам, потом опять грекам (1207– 30 г.), потом болгарам (1230– 45 г.). Затем около 100 лет они принадлежали грекам, а со времени сербского короля Душана (1335 – 1355 г.) частию сербам, а частию туркам. – Полный титул охридского первосвятителя был: «Архиепископ Юстинианы первые, Ахриды и всея Болгарии и сербския земли и Арвании (Албании) и Волошския и Молдавския и иных». – А константинопольские патриархи титуловали его: «Блаженнейший архиепископ первые Юстинианы Ахридския и всея Болгарии, во святом Духе возлюбленный брат нашей мерности и сослужитель». – Охридский архиепископ только не носил титула патриаршего, но по правам равен был патриарху 404 . Епархии охридской архиепископии Названия епархий сохранились теже самые, какия были и в первое болгарское царство. Но число епархий то сокращалось, то увеличивалось. В половине XVII века считалось 17 епархий, в начале XVIII века только 12, а в год закрытия (1767 г.) автокефальной охридской архиепископии 13. Ныне в пределах бывшей охридской архиепископии считается 13 митрополий, именно: 1) преспанская и лихниоская (кафедра в Охриде), 2), касторнская, 3) пелсаонская, или битольская, 4) сисанийская и сиатистская, 5) струмицкая и тивериупольская, 6) белградская или бератская. 7) горская и дирахийская (кафедра в Дураццо), 8) воденская, 9) корицкая или горицкая и селасфорская, 10) гревенская, 11) могленская, 12) дебръская, 13) велесская или кюпрюлъская 405 . Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Так вот владыка Гавриил достаточно хорошо научился говорить по-сербски. Я объясняю это его артистической способностью имитировать и его музыкальностью. Я заметил, что имитаторские способности очень помогают изучению языков. А еп. Гавриил обладал этой способностью в полной мере. Кроме того, он прожил долго в сербском монастыре, среди сербских монахов, селяков рабочих и в общении с окрестными священниками. Сам он в шутку говаривал, что частенько он в монастыре не видал никого, кроме старого пса «Швиндлера», с которым он и научился говорить. И говорил он не столько может быть стилистически правильно, сколь музыкально и диалектически верно. Выговор у него был «пречански», т.е. из Воеводини, из б. Австрии, несколько певучий и лениво растянутый. Это особенно дополнялось еще и тем, что любитель церковной музыки и большой ее знаток, владыка оценил красоту сербских церковных мелодий и народных песен. Сербское осмогласие очень трудное, витиеватое, кудрявое, с множеством коленцев, припевов, вариаций. Это все еп. Гавриил и постиг и полюбил. Полюбил до увлечения. Этим он, конечно, импонировал сербскому церковно-национальному самолюбию. Помню как-то на улице, около белградской русской церкви, он меня поразил своим отношением к сербской церковной музыке. Это было еще в мои студенческие годы, когда я, еще не окунувшись в сербскую стихию, не оценил еще всей красоты этих мелодий. Мы шли по улице и заговорили о сербских напевах. Я что-то по молодости самоуверенно небрежное сказал об этих напевах. Владыка на меня критически и строго посмотрел своими маленькими глазками и поправил меня. «Напрасно ты так судишь. Ты, вероятно, не дал себе труда поглубже вникнуть в эту музыку и потому так судишь. Ты все еще остаешься в привычных наших русских представлениях, что лучше нашего пения нет ничего. Да еще при том в попорченных бахметьевских переделках. А ты вот послушай этот замечательный догматик: «Кто-о-о тебе не ублажит, Пресвятая-я-я Де-е-ево, кто-о-о не восхвалит твоего Пречи- и-истого ро-о-ождества...»

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Об этом и других насущных вопросах жизни Сербской Церкви в беседе с корреспондентом белградского издания «Печат» говорит митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). – Проведение конференции блока НАТО в Белграде патриарх назвал плохим лекарством для сербских ран. Лечатся ли вообще такие раны? – Вспоминается, что этот военный альянс бомбил Республику Сербскую в 1995 году, Сербию и Черногорию – в 1999 году. Если углубимся дальше в историю, то увидим, что первые европейские бомбы падали на Подгорицу в 1915-м, потом летели немецкие (тоже европейские) бомбы в 1941 и 1943 годах на Белград, «союзнические» (англо-американские) – в 1944-м. Все зло приходило из одних центров, из одних мест на сербские земли падали бомбы. Чувствуют ли себя сегодня Сербия и ее народ пленниками, отпущенными на свободу и воспевающими бывшую каторгу, я не знаю, но я чувствую, что эти натовские бомбы и сегодня сыплются, падают, как груши, с неба. Раны не зарастают, потому что НАТО нас бомбит и сегодня. – Какое лекарство нам предлагается для косовских ран? – Сегодняшнее положение в Косово и Метохии представляет собой продолжение фашистской оккупации времен Второй мировой войны – с далеко идущими последствиями. Многочисленны испытания для Церкви в Косово и Метохии. Первое и главное испытание, как для Церкви, так и вообще для правды и справедливости в Косово и Метохии, – это плоды здешнего и международного насилия – одностороннее провозглашение независимости Косово. Глубоки и очень глубоки косовские раны, старые и новые: разрушенные храмы, отнятое церковное и народное имущество, сотни тысяч изгнанных от своих вековых очагов православных сербов, невозможность их возвращения, все большая нищета и угроза самому существованию еще оставшихся здесь сербов, да и всех жителей Косово. Тамошний народ, выдержавший пятивековое турецкое рабство и верный своему Косовскому завету, выдержит, несомненно, и это новейшее. – Гонение на монашество в Черногории, кажется, является естественным продолжением попытки разрушения нашей Церкви вне территориальных границ Сербии. Что подталкивает власть к проведению этих мер?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

греч. населения О. и. При этом к-польские греки-фанариоты (см. Фанар ) ощущали угрозу своему традиц. привилегированному положению, а султан и его правительство опасались сепаратизма и стремления к воссоединению с Грецией греч. населения Македонии, островов Эгейского м. и др. областей, не вошедших в состав Греческого гос-ва. Монопольные политические позиции К-польского Патриархата в отношении правосл. населения Балкан постепенно ослабевали в связи с созданием автономной Белградской (Сербской) митрополии (1832), провозглашением автокефалии Элладской Православной Церкви (1833; официально признана К-польским Патриархатом в 1850) и утратой контроля О. и. над Юж. Грецией, Сербией и Дунайскими княжествами. Централизаторская политика султана Махмуда II (1808-1839), важнейшими проявлениями к-рой стали ликвидация янычарского корпуса (1826), создание новой регулярной армии и борьба с непокорными наместниками в ряде провинций, способствовала вновь постепенной консолидации гос. власти. Но в 1831-1840 гг. султану и его правительству пришлось вести борьбу с могущественным наместником Египта Мухаммадом Али-пашой, к-рый создал сильную армию по европ. образцам и стремился подчинить себе сир. провинции О. и. В 1833 г., после серии военных поражений, султан обратился за помощью к России. Пребывание корпуса рус. войск на берегах Босфора для защиты Стамбула и Ункяр-Искелесийский договор о военном союзе между О. и. и Россией вызвал обеспокоенность Великобритании, к-рая в 1840 г. предприняла военную кампанию с целью изгнания войск Мухаммада Али из Сирии и сумела установить свое доминирующее дипломатическое влияние на Порту. Заключенная в 1838 г. англо-тур. торговая конвенция открыла рынки О. и. для потока брит. промышленных товаров. Эпоха Танзимата (1839-1876) В 1839 г. вступивший на трон султан Абдул-Меджид I (1839-1861) провозгласил Гюльханейский Хатт-и шериф, документ, ознаменовавший начало эпохи реформ в О. и., известной как Танзимат. Османское правительство взяло курс на постепенное уравнивание немусульман (христиан и иудеев) в правах с мусульманами.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Жалобы на неисправную выдачу жалованья, прогонных и суточных представляются министру просвещения и церковных дел. §230 Архиепископ белградский и митрополит Сербии, точно также и епархиальные епископы, при исполнении своих служебных обязанностей вне постоянного своего местопребывания, равно и при перемещении епархиальных епископов из одной епархии на другую, получают из кассы министерства просвещения и церковных дел на покрытие расходов, согласно закону о выдаче денег на содержание во время пути, для переезда и на обзаведение (на новом месте службы) для чиновников и служащих (Закон от 20 августа 1863 года. Сборник XVI, стр. 46). §231 Священнослужители обоих чинов – в случае, если бы были назначены вне своего постоянного местопребывания исполнять какие-нибудь государственные служебные поручения (дела) или исследовать священнические вины, буде они не государственные чиновники, получают из кассы министерства просвещения и церковных дел на путевые расходы и суточные, как чиновники с годичным содержанием от 2500 динаров; а если они исполняют это на месте, в котором постоянно живут, то получают за все время занятий по три динара суточно. Священнослужители эти могут быть посылаемы для исполнения вышеупомянутых поручений только с одобрения министра просвещения и церковных дел. Осужденные священнослужители, смотря по наказанию, присуждаются к внесению в кассу министерства просвещения и церковных дел тех расходов, которые были употреблены на исследование их вин. Надзор Государственной власти §232 Все церковные власти в королевстве Сербии находятся под верховным надзором министра просвещения и церковных дел. §233 Жалобы на злоупотребления церковных властей представляются министру просвещения и церковных дел. §234 Как истец, так и обвиняемый могут приносить жалобу министру просвещения и церковных дел, если Великий Духовный Суд или епархиальные Духовные Суды или следственные комиссии затягивают расследование вин и споров, которые они исследуют и судят. §235 Переписка церковных властей сербской восточно-православной церкви с заграничными церковными властями, соборами и синодами, производится с одобрения министра просвещения и церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

—325— обходимо, наконец, освободить сербов от греков». И действительно, сербский и черногорский посланники в Константинополе получили от своих правительств предписание прервать всякие переговоры относительно этого вопроса с патриархией, а турецкому правительству сделать представления о необходимости восстановления сербской патриархии в Ипеке или, по крайней мере, сербского экзархата со столицею в Константинополе. 1108 Скоро, однако, и патриархия проявила склонность к уступкам в интересах сербского народа. Патриарх Константин V, желая положить конец тем печальным явлениям, которые имели место в Скопии в бытность там митрополита Амвросия, предложил, по сообщению «Цареградского Гласника» в заседании Синода вызвать Амвросия в Константинополь с тем, чтобы дать ему другую кафедру, а администратором скопийской митрополии поставить архимандрита Илариона Весича, директора сербской гимназии в Скопии. Сообщалось в газетах за июль месяц, что определение Синода о назначении Илариона Весича уже подписано, и он на днях вступит в управление скопийской митрополией. 1109 Однако телеграф от 31 августа принес новое известие из Константинополя, что «архимандрит Фирмиллиан, ректор белградской духовной семинарии, уже несколько недель находящийся здесь (в Константинополе) принял сегодня турецкое подданство, и Синод назначил его управляющим скопийской митрополией. А 18 сентября, по сообщению телеграфа, султанским ирадэ архимандрит Фирмиллиан назначен митрополитом скопийским. И так вопрос о назначении митрополита в Скопию разрешен, наконец, согласно желанию сербского народа, и понятна радость сербов, которые с таким трудом сбросили с себя духовное иго Фанара. Сербское и черногорское правительства поручили по телеграфу своим представителям в Константинополе высказать вселенскому патриарху благодарность обоих правительств за благоприятное решение сербского церковного вопроса в Скопии… 4 октября 1897 года прибыл, наконец, в Скопию архимандрит Фирмил- —326— лиан, вновь назначенный администратор, и вступил в отправление своих обязанностей. 1110

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010