26 окт. 1787 г., сконч. в Вене 26 янв. 1864 г.). Бренные останки Караджича были положены в специально изготовленный для этого художественной работы саркофаг и опущены в могилу по правой стороне собора. Торжество почтили своими речами митрополит Михаил, также председатель сербской академии наук и еще один академик, кроме того министр просвещения и церковных дел и др. 1136 Несколько ранее, 15 сентября, согласно королевскому указу, обновлена в ограде той же соборной белградской церкви гробница и предшественника Вукова, известного писателя и начинателя новой сербской литературы Досифея Обрадовича (род. 1739 г., сконч. в Белграде 1811 г.). 1137 (Окончание следует) Г. Воскресенский Горский В.В. Страница из истории православной русской миссии в Китае: Пекин. (Письма миссионера) [В.В. Горского к родителям и А.В. Горскому: письмо XXX, 12-й луны 13-го числа. 1840 год. 23 декабря. 21-й год царствования Дао гуана]//Богословский вестник 1898. Т. 2. 6. С. 342–359 (2-я пагин.). (Продолжение.) наш. Песчаные холмы, поросшие гибельною сулэ (травою очень вредною для наших лошадей), изрытые дождевыми потоками, все более и более возрастали пред нами и пересекали дорогу. На всем этом огромном расстоянии вы не найдете ни ключа холодной, чистой воды, ни зеленого оазиса, как в Аравии; все пространство как будто дно морское, покрытое песками; напрасно глазами своими будете отыскивать где-нибудь богатой юрты. Здесь ни один монгол не выйдет к вам на встречу с усердною просьбою посетить его юрту, сделать у его очага маленький кэйер, – напиться кирпичного чаю, подкрепить свои силы чашкою цахэ (квашеного молока верблюжьего, или кобыльего, или кумыса) и закусить урмэ – сушеными сливками или пенками. Монголы, скитающиеся по здешним местам, очень бедны, и вы ни за какие подарки, ни за деньги не можете достать у них ничего порядочного. Часто случалось, что какой-нибудь бедняк, еще издалека завидев наш поезд, бросал свою юрту и, отбежавши от своего бедного жилища на полверсты, у нас же просил боба и айраку – хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

. Мысли вполне в духе К. Н. Леонтьева (см.: Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). Под. ред. Г. Б. Кремнева. М. 1996. С. 612, 743 и др. Ср.: Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Т. 26. С. 77-82). Такие же мысли высказывал и Г. Е. Распутин. В октябре 1913 г. он говорил своему собеседнику: " Что нам, - спрашивал он, - показали наши " братушки " , о которых писатели так кричали, коих защищали, значит... Мы увидели дела братушек и теперь поняли... Все... Да... А что касаемо разных там союзов, - то, ведь, союзы хороши, пока войны нет, а коль она разгорелась бы, где бы они были? Еще неведомо... " (Петербургская газета. 13.10.1913). В другой беседе на утверждение собеседника, что ведь надо же " защищать от притеснений угнетаемые Турцией народы " , он ответил: " А, может быть, славяне неправы, а, может быть, им дано испытание? " И тут же вспомнил свои впечатления от паломничества: " Я ездил в Иерусалим, бывал в Старом Афоне - великий грех там от греков, и живут они неправильно, не по-монашески. Но болгары еще хуже. Как они издевались над русскими, когда нас везли; они - ожесточенная нация, ощетинилось у них сердце; турки - куда религиознее, вежливее и спокойнее. Вот, видишь как, а когда смотришь в газету - выходит по-иному. А я тебе говорю сущую правду " (Семенников В.П. Романовы и германские влияния во время мipoboй войны. Л. 1929, С. 29-30). . Патриарх Сербский Димитрий (Павлович, 1846 +1930) - первый после восстановления Патриаршества Патриарх. Родился в семье ремесленника в г. Пожаревац. Окончив Белградскую Духовную семинарию (1868), принял сан священника (1870). Овдовев, поступил (1873) на филологическое отделение Высшей школы в Белграде. Преподавал в Белградской Духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Нишского (1882), переведен на Шабацкую кафедру. Митрополит Сербский (1905). На Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах избран Патриархом (12.9.1920). . Архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (в мipy Антонин Врабец, 1880 +ноябрь 1959) - родился в Праге, где окончил реальную гимназию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

На остановке в Карловцах, не доезжая Белграда, в вагон вошли секретарь Карловацкого Синода граф Граббе и архимандрит Виталий. " Разрешите вас сопровождать, Владыка, …по предписанию митрополита Антония… " — сказал Граббе, представляясь мне. На Белградском вокзале меня встретили тоже какие-то официальные лица и повезли в Русскую школу, где меня ожидал Штрандтман. Оттуда я проехал к митрополиту Антонию. Когда я вошел, митрополит Антоний в окружении нескольких духовных лиц доканчивал утреннее правило. Больной, дряхлый, он сидел в кресле и заплетающимся языком произносил возгласы. Я подошел к нему. Он заплакал… Первые минуты нашей встречи прошли на людях. Пили чай. Говорить было трудно. Митрополит Антоний грустно глядел на меня. " Все такой же… и улыбка все та же… " — сказал он. Слушать бедного больного моего друга и учителя было мне горько. " Пойдем, прочтем молитву " , — предложил он. Мы перешли в его маленькую спальню. Митрополит Антоний надел епитрахиль и прочел надо мною разрешительную молитву. Потом я — над ним. На душе стало ясно и легко… " Ты с дороги устал, — отдохни… Потом поговорим " . Вечером неожиданно для меня появилось несколько епископов — и ясное небо вновь стали заволакивать тучи… Митрополит Антоний и я начали было обсуждать, как нам вместе служить, а епископы запротестовали: нельзя, надо предоставить дело на решение Синода… На Вознесенье за Литургией митрополит Антоний и я стояли вместе на клиросе. Митрополит Антоний от слабости едва обедню достоял. Пытался сказать проповедь, но мысли у него путались, он начал говорить о Вознесеньи, потом забыл и перешел на Воскресение, посреди " слова " вдруг разволновался, раскричался, зачем забыли форточку закрыть… Очень он был жалкий в своей старческой беспомощности… Я хотел увидаться с Патриархом Сербским Варнавой. Патриарх прислал за мною протоиерея с извещением, что я буду принят в Карловцах. Патриарх Варнава встретил меня очень ласково, говорил о разрыве между мною и " карловчанами " и выразил желание, чтобы мир как можно скорей был восстановлен и завершился нашим общим с митрополитом Антонием служением. Я указал на незакочность наложенного на меня запрещения. " Протягивать руку, просить о примирении я не буду, — сказал я, — а молитвенное общение было бы мне утешением, но епископы считают, что без нового постановления Синода это невозможно… " Патриарх высказал желание теперь же устроить сослужение мое с карловацкими епископами; об этом же усердно хлопотали и приходы, однако без успеха. Желая, по-видимому, всенародно показать всю ничтожность наложенных на меня запрещений, Патриарх пригласил меня отслужить в Хоповском монастыре: высшая церковная власть в Сербии, под покровительством которой находился Карловацкий Синод, как бы подчеркивала, что не признает этого постановления Синода.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Статистик карловицкой православной сербской митрополии Матвей Косовац представил в сентябре 1904 г. комитету сербскаго народно-церковного конгресса обширный доклад с статистическими сведениями о недвижимых и движимых имуществах митрополии. В этом докладе перечислены и все древности и драгоценности, которые принадлежат архидиецезе, епископиям, церквам и монастырям. Из приложенной описи видно, что все монастыри митрополии имеют 323 древних вещи, 1808 драгоценностей и 4810 книг и рукописей. Стоимость этой движимости огромна, – мало того, она неоценима. В описи сказано, что старинные вещи стоят 16 тыс. крон, драгоценности 186 тыс. все 202 тыс. крон. Но это нельзя даже и приблизительно назвать действительною стоимостью. В монастыре Вердниике между драгоценностями есть серебряная модель мо- —161— настыря Раваницы, в Сербии, бывшая и на парижской выставке, где её оценили в 50 тыс. франков, тогда как в описи она оценена в 2 т. крон (=франков). Старые рукописи и книги неоценимы. Между ними имеются рукописи от XIV в., печатные книги от XV в., грамоты сербских королей, привилегии и т. д. К сожалению, много древностей, драгоценностей, книг и рукописей уже бесследно пропало. Назад тому 40 лет они описаны были Π.И. Шафариком в его книге: «Ucmopja српске кньижевности» (1865 г.). И оказывается, что многих драгоценностей, виденных и описанных Шафариком, ныне уже не встречается в монастырских описях. Между такими драгоценностями отметим: золотой покров, вышитый для царя Лазаря царицей Милицей (1392–1406 г.), две митры князя Максима, украшенные бисером, серебряная чаша игумена Дионисия от 1523 г., митра белградского митрополита Иоакима, украшенная драгоценными камнями и бисером от 1607 г., серебряная вызолоченная рипида с драгоценными камнями митрополита Хаджи Илариона от 1664 г. Комитет народно-церковного конгресса постановил взять от монастырей древние вещи и драгоценности, выставить их в народном доме в Карловцах и таким образом образовать народный музей древностей, на что монастыри отозвались очень неохотно, а большинство их и прямо не дали своего согласия на передачу в народный дом своих древностей и драгоценностей 228 . Из доклада того же официального статистика далее видно, что в карловицкой митрополии имеется 666 народно-церковных общин, 715 приходов, 27 монастырей, 7 епархий, 9 средних и высших учебных заведений и 859 основных школ, в которых преподавание совершается на сербском языке. Из основных школ 459 вероисповедных и 400 коммунальных. В 859 школах работают 859 учителей. Что касается недвижимого имущества, то карловицкая митрополия владеет 108.267 гектарами (гектар=2197 квадр. саж.), приносящими чистого дохода 1.145.000 крон. В митрополии числится 813 церквей, 119 домов в городах, 1.511 в сёлах. Имеются рыбные ловли, водяные мельницы, сельскохозяй-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но что все это значит сравнительно с той материальной 709 и нравственной поддержкой, которую правительство оказывает назойливой латинской пропаганде, нахлынувшей в Боснию и Герцеговину вместе с оккупационными властями? И что это, наконец, значит в сравнении с тем страшным нравственным поражением, которое нанесено местным православным сербам, лишившимся в период уже оккупационный двух своих патриотов-владык – Сараевского Саввы Косановича и Зворникского (Дольно-Тузланского) Дионисия Илиевича, ставших жертвой оккупационного террора?» 710 . «Московские Ведомости», конечно, не остались в долгу, и в ряде корреспонденций разъяснили истинный смысл и значение этого «протеста» 711 . Но как отнеслись к протесту митрополитов сербская печать и православное сербское население Боснии и Герцеговины? Вся сербская печать единодушно осуждает протест, который, в сущности, есть попытка австрийского правительства прикрыть свои темные деяния мантией православных иерархов. Но попытка оказалась неудачной и дала только повод вновь воскресить пред обществом массу тех возмутительных фактов, которые красноречиво говорят об истинном отношении австрийского правительства к православию и сербской народности. Так, белградская газета «Дневни Лист» напомнила, что австрийское правительство изгнало из страны таких доблестных патриотов и защитников православия, как митрополиты Савва Косанович и Дионисий, и посадило —93— в тюрьму архимандрита Аджича и протоиерея Пешчича, подвергнув их предварительно грубому оскорблению. Так же оно поступило со священниками Юнгичем, Варешским и многими другими. Правительство преследует сербо-православных патриотов и протежирует своих креатур. Оно приказало митрополиту Георгию Николаевичу рукоположить во священники лицо, которое должно быть судимо за уголовное преступление. Ныне лицо это состоит секретарем православной консистории в Сараево. За тем, благодаря содействию того же правительства, Босния и Герцеговина кишат римско-католическими патерами и сестрами милосердия. Ради чего же пришли латинские миссионеры в искони православную землю? Неужели ради защиты православия? В протесте, между прочим, указывается на то, что австрийское правительство ассигновало даже значительные суммы на православные церкви и семинарию, но умалчивается о том, что оно несравненно более щедро к латинским церквам и семинариям, так что, напр., на одну иезуитскую семинарию оно ассигнует ежегодно 64 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

89 Единственный известный в настоящее время список слова находится в Санкт-петербургской Публичной библиотеке, Толстовских рукоп. отд. II, 203, л. 257 об.–282 об. Через посредство одного из наших знакомых мы получили дипломатически верную копию с него от благодетельнейшего между библиотекарями А. Ф. Бычкова, которому и приносим здесь нашу искреннейшую благодарность. 90 Епархии белградская, браничевская, вельбуждьская и нишская, отошедшие от болгарской патриархии во второй половине тринадцатого – начале четырнадцатого века, называются в синодике епископиями; из этого следует заключать, что и большинство остальных епархий переименованы были из епископий в митрополии не ранее как уже после начала четырнадцатого века. 91 Город Ζρραι – Сер (Серез, на иностранных картах Seres и Siroz) находится на северо-восток от Солуни, недалеко от левого берега нижнего Стримона, см. о нем Григоровича Путеш. стр. 143. Город Филиппы, в настоящее время не существующий (на его развалинах деревня Филибеджик), находился на восток от Сереза и на юго-восток, не в дальнем расстоянии от Драмы на полдороге между сей последней и приморской Кавалой. 92 Вероятно, хотели перенести на Вельбуждь достоинство остававшейся еще во власти греков соседней Софии. 93 В болгарском синодике. Что в синодике под Белградом должен быть разумеем именно Белград сербский, а не албанский, это ясно из того, что из епархий подведомых архиепископии ахридской, к числу которых принадлежал Белград албанский, в синодике прямо не упоминается ни одной, а только самая архиепископия, с которою они сами собой подразумеваются. 94 Кодин, см. у Ралли и Потли V, 501, утверждая, что Анхиал, принадлежавший к епархии месембрийской, получил своего архиерея немедленно вслед за тем, как епархия несембрийская из архиепископий возведе на в митрополии, говорит неправду. – В древнейшем известном в настоящее время каталоге архиерейских кафедр, у Ралли и Потли V, 457, говорится об Анхиане, находившемся в провинции родопской. Если в напечатанном списке каталога не ошибка, то кроме Анхиала, о котором говорим и который находился в провинции гемимонтской или балканогорской, был еще другой Анхиал с кафедрой архиерейской, лежавший где-то на берегу Егейского моря или Архипелага.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Владыка отошел в вечность 30 сентября 1920 года, в возрасте семидесяти девяти лет. Святитель оставил после себя усилившуюся, упорядоченную, расцветшую за благословенные сорок пять лет его правления митрополию, самую добрую память у народа и множество прекрасных духовных трудов. Один из них, впервые переведенный на русский язык, мы и предлагаем здесь благочестивому читателю. Предисловие Когда ещё в молодые годы, будучи начинающим священником, я стал постоянно исповедовать, то сразу увидел, что для правильного исполнения этого Святого и спасительного Таинства нет нужного руководства. Меня это очень тревожило, потому что я знал, какую ответственность берет на себя священник, который не имеет необходимых знаний, чтобы при исповеди спросить кающегося о всех грехах, проистекающих от его душевных и телесных слабостей, дать советы, насколько это ему необходимо, чтобы уберечь от дальнейших грехопадений и научить его христианской жизни. Узнав по себе, насколько необходим исповеднику духовный опыт и как тяжело он дается, я, ещё в мои молодые годы, часто об этом говорил с некоторыми друзьями по сану и уверился, что многие из них, к сожалению, как и я, испытывают такие же трудности. Наше священство, во многом весьма ревностное, в этом вопросе недостаточно духовно совершенно, что неудивительно, потому что в силу обстоятельств они много раз бывали вынуждены заниматься более оружием, нежели книгами. Дабы православное сербское священство стремилось к должному исполнению Святых Таинств, в «Духовном дневнике» и «Настольной книге священника» блаженнопочивший, многопретерпевший и многозаслуженный митрополит Белградский Михаил кратко написал об исповеди. Об этом также писали в «Пастырском Богословии», журнале «Постир», задарской «Истине», и других газетах. Кроме того, ещё и некоторые архиереи посылали подвластному им священству свои поучительные беседы, в которых имелись наставления для более лучшего и более достойного исполнения Святого Таинства Исповеди. Но, по моему скромному размышлению, этого всего недостаточно. Как для священства, так и для народа нужно более обширное руководство для правильного совершения Святого Таинства Исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви в сербських храмах пожертвування передадуть для друку 28 лютого 2022 р. 18:36 «Мы решили собрать все пожертвования, которые собираются в храмах на Святых Литургиях и вне их, сегодня и в эти дни, и направить их Украинской Православной Церкви и ее митрополиту Онуфрию », — отметил Святейший Патриарх Сербский Порфирий 27 февраля 2022 года в Первосвятительском слове на богослужении в белградском храме святого Саввы на Врачаре. Эта помощь, переданная Украинской Православной Церкви, станет «выражением любви», и будет доставлена туда, где это нужно, выразил уверенность Его Святейшество, которого цитирует официальный  сайт Сербской Церкви . «Пусть Бог позволит нам быть с Ним и посвятить себя Ему, — сказал Патриарх Порфирий, — чтобы мы могли иметь мир в себе, а также чтобы мы могли молиться вместе едиными устами и единым сердцем о мире, особенно сегодня в Украине, но также и о мире во всем мире». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru грецька , за темою Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года) [Стаття] В Луганську передали з зведення про допомогу 2 2024 року) [Стаття] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Сербська Церква – допомога Церкви та постраждалим – Православна Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5904813...

В ГАРФ хранится интересный документ о прибытии в 1924 г. в Россию белградского профессора Димитриевича, с миссией «от сербского митрополита для переговоров с обновленцами». В своем запросе в ГПУ заведующий 5-м отделом Наркомюста Красиков подчеркивал, что «вопрос этот чрезвычайно важен. В особенности важно было бы знать, какие сношения Дмитриевич имеет здесь кроме как с обновленцами». 41 Другой информации в архиве не обнаружено. Известно лишь то, что протоиерей С. Дмитриевич, в свое время учившийся в России, приезжал для передачи благотворительной помощи голодающим Одесской и Екатеринославской губерний. 42 В Сремских Карловцах патриарший указ произвел ошеломляющее действие. Безусловно, указ надо было выполнять, хотя все, в том числе и митрополит Евлогий, были убеждены, что он имеет вынужденный, т.е. политический характер, будучи написан под диктовку Советской власти. Выход из создавшейся ситуации был найден Владыкой Анастасием. На основании известного постановления Св. Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. о ситуациях, позволяющих организовывать «высшую инстанцию церковной власти», 43 он предложил вместо ВЦУ создать временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 31 августа 1922 г. соответствующее постановление Архиерейского Собора было подписано «за председательствующего Синода» митрополитом Евлогием. Председателем нового центра стал старейший иерарх Владыка Антоний. В отличие от прежней структуры, в которой были и клирики, и миряне, в новую входили только епископы. В 1923 г. в Сремских Карловцах вновь было заявлено о том, что все русские православные заграничные епископии являются лишь частью Московской Патриархии, и вся полнота власти принадлежит лишь Всероссийской Церкви. Эта во многом формальная зависимость приводила к новым осложнениям. Так, митрополит Евлогий не считал уже для себя возможным подчиняться Архиерейскому Синоду. Начались внутренние раздоры, то утихавшие на время, то разгоравшиеся с новой силой, не преодоленные до конца и по сию пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Цимисхий, завоевав (971 г.) предбалканскую или верхнемизийскую часть Болгарии, образовал в ней особую митрополию с кафедрою в Доростеле (Силистрии) и подчинил ее констаитинопольскому патриарху, оставив однако для болгар независимую охридскую архиепископию. Такою же признал эту архиепископию и греческий император Василий после покорения (1019 г.) себе Болгарии 389 . Епархии первого болгарского царства. Епархии открыты были в Болгарии при Борисе. Их тогда считалось до 10, наприм. проватская (от ярбр-хтоу–овца), открытая на константинопольском соборе 879 г., но впоследствии причисленная к митрополии доростельской или дристской (ныне Силистрия, на Дунае), дебельская или загорская, прежде бывшая греческая, а с 879 г. отданная болгарам, по при Цимисхии отчисленная к адрианопольской митрополии, брегальницкая– на р. Брегальнице, не далеко от г. Струмицы, впоследствии, вероятно, присоединенная к струмицкой, охридская, открытая в 879 г. – К ней принадлежали города Охрида, Преспа, Мокр и Кичав. Пред падением болгарского царства архиепископская кафедра перенесена была в Охриду 390 . В некоторых древнейших болгарских епархиях были архипастырями ученики св. Мефодия Моравского– Климент в Охриде, и Горазд 391 . При Петре Симеоновиче в Болгарии считалось 29 епархий, именно: охридская, касторийская, главеницкая, могиленская, би-тольская, моровиздская, вельбуждская, триадицкая, ниш- ская, белградская (в албанском, а не сербском Белграде), скопииская, прииитинская. липенийская, виддинская (Виддин– на Дунае, не далеко от границы Болгарии (с Сербиею), враницкая (браническая), тримская, сервийская, орейская (близ нынешнего города Чуприя), черникская (в Албании), химерская (в Албании), адрианопольская, вутротская, янтская (в южной Албании), козильская, петрская (и доселе существующая и принадлежащая к митрополии солунской), стажская или стагонская, причисленная в XIV в. к митрополии ларисской, веррийская (в южной Македонии, где Верия– древнейший город, в котором проповедывал еще св. апостол Павел ( Дeяh. XVII, 13 ), и еще неизвестная по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010