Дворник продолжал: Вы здесь хотите церковь строить! Этого мы вам не допустим делать, и только узнаем, что вы зачинаете такое дело, выгоним вас отсюда. Я ответил: Чтобы здесь построить церковь , это от меня не зависит, а зависит от желания здешних жителей и от воли епископа; я же не имею на то никакого полномочия. Дворник еще сказал: Вы прежде проповедовали здесь безбрачие! Я отвечал: Правду говорите, господин дворник, и тогда бы, за эту проповедь безбрачия, вам следовало нас по справедливости выгнать; но тогда вы нас не гнали, а теперь, когда мы проповедуем истину, вы грозите нам изгнанием! После этого дворник спросил: А долго ли вы пробудете здесь? Я ответил: Когда исправлю все свои потребности, тогда и отправлюсь отсюда. Дворник опять спросил: Вы, может, целый год проживете? – Года жить не буду, отвечал я, а сколько мне потребуется, поживу. Дворник сказал: Смотрите же, не развращайте наше село, а то мы вас тотчас же выгоним! Я ответил: Если чтó буду говорить развратно, за это я подлежу суду начальства; но развратного я не говорил ничего и говорить не буду. Если же вы не верите этому, то извольте послушать мою проповедь, и увидите, что я говорю от книг. Дворник сказал: «Я не хочу слушать!». А другие бывшие тут старшины из поповцев сказали: «Мы сами читали книги, сами знаем, что в книгах писано!». Я отвечал: Это и хорошо, что вы сами читали книги, знаете, чтó в них писано; давайте от знакомых вам книг и поведем беседу. Но от беседы и они уклонились, сказавши: «Мы занимаемся житейскими делами и всего знать не можем, чтобы состязаться в беседе». Я заметил им, что на то имеются у них духовные лица, с которыми я не откажусь и при них поговорить о вере. Так меня с громады и отпустили, – просили только, чтобы я долго в Климоуцах не жил. 7. Пасха в Климоуцах. – Монастырь Сучавцы. – Белая-Криница: разговор с белокриницкими старцами, свидание и беседа с Кириллом. – Разговор одного из обращающихся с поповцем. – Ответ епископа Евгения Первый светлый день Пасхи не только мне, но и новопознавшим святую церковь , весьма грустно было встретить без церковного священнослужения. К празднику Пасхи им желательно было присоединиться и приобщиться святых таин; а мне тогда вполне припомнилась мрачная моя прежняя без священства жизнь. Я, конечно, мог мы на первый день съездить к службе в православную церковь ; но опасался этим еще больше причинить скорбь новообращающимся к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В 1770-е годы Тверь, как многие губернские города, начала обретать регулярную застройку. Это было обусловлено и обстоятельством случившемся в 1763 году, когда центральная часть Твери сильно пострадала от пожара. В огне погибли почти все казённые строения, около восьмисот частных дворов, гостиный двор. Обгорел и кремль, который решили уже не восстанавливать, так как своё оборонное значение к середине XVIII века он утратил. Регулярная перепланировка коснулась и Затьмачья, которое по новому проекту вошло в состав города лишь частично. Троицкая церковь, таким образом, оказалась у самой Старицкой заставы. Видимо, по замыслу архитектора она должна была встречать въезжающих в город со стороны Старицы, представляя собой своего рода " парадный фасад " Затьмацкой стороны. Впоследствии, однако, церковь оказалась отделена от городской границы жилым кварталом, что отняло от впечатления, производимого ею, несколько торжественности, но зато прибавило немного уюта. Тем не менее, вокруг неё сохранена небольшая округлая площадь, благодаря чему Белая Троица хорошо просматривается с четырёх сторон - приятная редкость для городского храма. С течением времени изменялась не только городская среда вокруг Троицкого храма. Сам он тоже менялся сообразно потребностям растущего населения Затьмачья и его усердию к украшению дома Божия. По всей видимости, ещё в XVII столетии он приобрёл дополнительные главы, а к началу XIX века церковь уже совершенно осовременилась. Начать с того, что узкие окна четверика растесали, дабы в храме стало светлее. К счастью, это деяние обошлось без непоправимых потерь - а ведь история знает случаи, когда древние храмы обрушивались полностью или частично, не выдержав расширения оконных проёмов. Затем, в 1787 году, к четверику с юго-западной стороны пристроили Ефремовский придел - в честь почитаемого тверичами св. Ефрема Новоторжского. А уже к приделу " прилепили " в 1812 году колокольню, первоначально двухъярусную. Третий ярус, обозначивший колокольню как существенную доминанту окружающей городской застройки, появился лишь в 1878 году. Немногим ранее, между 1864 и 1867 годом, был сооружён придел во имя свт. Арсения Тверского и мч. Татианы - с северо-западной стороны, в пандан Ефремовскому.

http://sobory.ru/article/?object=00015

Док. « Записка коменданта дома Ипатьева Я.М. Юровского о расстреле царской семьи и попытках спрятать трупы». ГА РФ. Ф.601. Оп.2. Д.27. Л.35–38. Копия без помет. Машинопись. Формат А4. Без даты составления. Док. « Воспоминания коменданта дома Особого назначения в г. Екатеринбурге Юровского Якова Михайловича, чл.партии с 1905 года о расстреле Николая II и его семьи». РГАСПИ. Ф.588, Оп. 3с. Д.11. Л.1–7. Заверенная копия. Машинопись. Формат А4. Белая бумага. Фотокопия с экз., переданного Я.Я. Юровским: « Копия верна А. Юровский. 22 января 1958 г. Этот материал передан Я.М. Юровским в 1920 году М.Н. Покровскому, историку. А. Юровский». Док. « Воспоминания коменданта дома Особого назначения в г. Екатеринбурге Юровского Якова Михайловича, чл.партии с 1905 года о расстреле Николая II и его семьи». ЦДООСО. Ф.221. Оп.2. Д.497. Л.9–15. Заверенная копия. Машинопись. Подпись. А.Я. Юровского. Формат А4. Белая бумага. Подлинный автограф А.Я. Юровского: « Копия верна А. Юровский. 22 января 1958 г. Этот материал передан Я.М. Юровским в 1920 году М.Н. Покровскому, историку. А. Юровский». Док. и Док. Известно, что аналогичные копии « Воспоминания коменданта дома Особого назначения в г. Екатеринбурге Юровского Якова Михайловича, чл.партии с 1905 года о расстреле Николая II и его семьи» были направлены А.Я. Юровским в 1958 году в Центральный Музей Революции СССР и Архивный стол КГБ СССР. Опись документов Я.М. Юровского, переданных сыном Александром составляет 21 наименование (см.: Личный архив Л. Лыковой). Кроме того, в Музее революции хранится еще один документ Я. Юровского, датированный 13 марта 1927. Я. Юровский обращается к директору Музея революции о передаче оружия, из которого им был убит царь и дострелены царские дочери. Документ заверен подписями Я. Юровского и Г.П. Никулина. Также имеются две приписки, сделанные рукой Я. Юровского. Первая – «Без разрешения ЦК ВКП(б) для обозрения не выставлять» и вторая – «Подробности мною в 22 г. были переданы в ЦК партии». Все эти документы имеют одинаковое содержание и атрибутированы со слов А.Я. Юровского – сына Я.М. Юровского – 1920 годом. Что формально поддержано большинством исследователей. На самом же деле ни один из указанных экземпляров «записки» не имеет даты составления, что у ряда «отрицателей» вызывает ложные суждения о фальсификации этих документов «чекистами, КГБ, МВД СССР и т.д.». С другой стороны, некоторые исследователи, например, Ю.А. Жук ( Жук Ю.А. «Записка Юровского»: мнимые противоречия подлинного документа. Ответ А.А. Мановцеву), связывают документ с существованием и ведением архивного «дела ВЦИК» (ГА РФ. Ф.601. Оп.2. Д.27) и полагают, что «записка» была составлена М.Н. Покровским в 1919 году, когда Я.М. Юровский прибыл на службу в Московское ЧК.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/20/k_...

С уважением, священник Дионисий Свечников. Как церковь относится к магии а точнее к белой магии? Ведь сила идет от бога и направляется человеком (который занимается истиной белой магией, а не шарлатанством как многие) на благие деяния, служению человеку и богу. Эта сила сравнима с очень сильным покоем, умиротворенностью, добродетелью.   благодарю заранее за ответ, Да прибудет с вами благословение бога.     Андрей Здравствуйте, Андрей! Церковь относится к белой магии отрицательно. Впрочем, и как к любой другой магии. Не имеет значения, белая она, или черная, или красная, или зеленая. Магия и есть магия. С Богом она не имеет ничего общего. И Вы глубоко заблуждаетесь, думая, что сила белого мага идет от Бога. Еще в Ветхом Завете Господь предостерегал богоизбранный народ от занятия магией и оккультизмом, дав заповедь: «Не ворожите и не гадайте». Занятие магией каралось смертью: «Ворожеи не оставляй в живых». А уже в Новом Завете, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под воздействием апостольской проповеди «из занимающихся чародейством и астрологией, многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми» (Деян 19:19). Таким образом, они засвидетельствовали несовместимость веры во Христа с магией и астрологией. И уж поверьте, человек не может контролировать (направлять) Божественную силу. Господь не какой-то служебный дух, которому можно указать, куда направить свое действие. Возможно, Вы спросите, кто же дает магам подобные возможности. Ответ однозначный: диавол. Его называют также отцом лжи. Поэтому не удивительно, что ради искушения человека он преподносит многие вещи в нужном ему свете. А т.к. немногие согласятся заниматься магией, зная, что она есть порождение лукавого, то появляется такое понятие, как белая магия. Но внутренний смысл остается тем же – это обращение к лукавому. Библия говорит, что «сам сатана принимает вид ангелов света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14–15). Знайте, что лукавый может определенным образом воздействовать не только на психику, но и на физиологию человека. Тем более, если человек сам раскрывает ему свое сердце, думая, что эта сила от Бога. Поэтому, все описанные Вами ощущения (умиротворенность, покой) вполне могут быть всего лишь видимостью, созданной диаволом. Поэтому, не делайте разделение между черной и белой магией. В обоих случаях магия остается порождением диавола. А разве может быть что-то доброе от диавола? Ответьте на этот вопрос сами. Думаю, что Ваш ответ совпадет с мнением Церкви. Помощи Вам Божией!

http://pravmir.ru/poisk-vyxoda-iz-lyuboj...

Так-то вот ходил и ходил угодник Николай по древней широкой Руси… Только вдруг является к нему небесный вестник. – Забрался ты, святитель, в такую трущобину, что сыскать тебя мудрено, и все свои церковные дела ты запустил. А между тем беда идет неминучая. Восстал на православие злой Арий-Великанище . Книги святоотческие наземь мечет. Хулит святые таинства. Похваляется громко, что в Неделю православия стану-де я, Арий-Великанище, посреди Никитского собора и при всем народе истинную веру навеки ниспровергну… Поспеши же, батюшка Никола, на выручку. На тебя одного надежда. – Поеду, – молвил святитель. – Да не медли, родной. Времени совсем чуть-чуть осталось, а путь, сам знаешь, какой долгий. – Сегодня же поеду. Сейчас. Улетай с миром… Был у святителя один знакомый стоешник, по имени Василий, человек жизни благочестивой, но по своему делу первый знаток: такого другого протяжного ямщика было не найти. К нему и зашел во двор угодник. – Облекайся, Василий. Пои коней. Едем. Не спросил Василий – далеко ли. Знал, что если дело поблизости, то Никола милостивый пешком бы пошел, потому что очень жалел лошадей. Говорит: – Слушаю, отец. Посиди в избе. Мигом заложу. В эту зиму снега лежали страх какие глубоченные, а дороги были еле проезжены. Запряг Василий трех лошадей гусем: впереди – лошаденка махонькая, лядащенькая , от старости вся белая в гречке, но хитрющая и в дороге удивительно памятливая; за ней – вороная, доброезжая, однако с ленцой – кнут ей вроде овса был надобен, а в оглоблях – доморослая гнедая кобыла, смиренная и старательная, кличкой Машка. Навалил Василий в сани с отводами ворох соломы, покрыл веретьем , подтыкал с боков и посадил святителя. А сам уселся на облучке, по-ямщичьи: одна нога в санях, а другая снаружи, чтобы, значит, на раскатах отпихиваться. Шесть вожжей у него веревочных в руках да два кнута: один – покороче, за валенок засунут, а другой предлинный, кнутовище на руку вздето, конец далеко за санями бежит, снег вавилонами чертит. . Неказистая троечка у Василия, а другая с ней никакая не сравнится. На двух передовых лошадях хомуты с бубенцами – бубенцы в лад подобраны, – а под дугой у коренника валдайский колоколец качается, малинового звона. Такая музыка, что за пять верст слышно: честные люди едут. Со стороны поглядеть – точно вразвалку лошади бегут, а ни одному знаменитому рысаку за ними впротяжную не угнаться – духу не хватит. Белая лошаденка шею опустила, снег разнюхивает, к снегу приглядывается; где дорога свертку дает, ей и вожжей не надо – сама путь верный учует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В искусстве Запада и Византии детали изображений К. могли отличаться. В рукописях и на фресках, созданных на Западе в раннем средневековье, К. мог не иметь головного убора: на фресках ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII-IX вв.), в миниатюрах Сакра паралелла (IX в., Paris. gr. 923), где святитель изображен в разных типах: погрудно (Fol. 13v, 36v, 76v, 139r, 170r, 256r, 295v, 330v, 348r, 390r), в медальонах (Fol. 20r, 49r, 122r, 131r, 186r, 196r, 208r, 209v, 222r, 237r, 289v, 375r, см.: Weitzman K. The Miniatures of the Sacra Parallel, Paris. gr. 923. Princeton, 1979. P. 223). В визант. искусстве XI-XII вв. встречаются варианты в расцветке и форме головного убора К.: как правило, на его голове белая шапочка-скуфья (М. Л. Матюшкина называет ее белой наметкой, см.: Матюшкина. 2001. С. 86), напоминающая головной покров егип. монахов (об особенностях этого типа одежды см.: Innem é e. 1992. P. 56-59, 148. Pl. 53),- миниатюра из Минология имп. Василия II, мозаика в жертвеннике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), миниатюры с образами отцов Церкви из Изборника Святослава (1073 г., ГИМ. Син. 1043. Л. 3) или из «Паноплии Догматика» (1110-1118 гг., Vat. gr. 666. Fol. 1v). На фресках «Служба св. отцов» она иногда сетчатая, с крупными ячейками, как в росписях ц. вмч. Георгия в Атени (кон. XI в.), Кирилловской ц. в Киеве (3-я четв. XII в.), бывает белая, как в Благовещенской ц. на Мячине (в Аркажах) близ Вел. Новгорода (1189) или в ц. Богоматери серб. мон-ря Студеница (1208/09), или это белый плат, подвязанный узлом под подбородком, как на круглом золотом медальоне с изображением, выполненным в технике перегородчатой эмали, в верхней части Золотого алтаря (Pala в соборе Сан-Марко в Венеции (ок. 1100) (см. также: Матюшкина. 2001. С. 86). Отличия касаются и формы бороды - узкой, темной, как на миниатюре из Изборника Святослава (1073) или на фресках Кирилловской ц. (посл. четв. XII в.); круглой, короткой и седой - на фреске Благовещенской ц. на Мячине. Обычное облачение К. в памятниках средневизант. периода - темная фелонь, белый омофор с крестами, белый плат-енхерион на правом боку под фелонью; на левой руке святитель держит кодекс, как на миниатюре из Минология имп. Василия II или на мозаике Осиос Лукас.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Откр.1:11 .  то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Этот голос предупредил Иоанна, что он видит и слышит не только для себя, но и для других, и потому должен записать, чтобы иметь возможность передать не только близким, но и дальним. Непосредственно же это откровение должно быть передано семи церквам – христианским обществам: в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Откр.1:12 .  Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников Видение семи золотых светильников указывает на свойство Божественной природы, по которому Бог есть свет ( 1Ин 1:5 ). Но чтобы удостоиться созерцания этого света, требуется то, что Иоанн выражает словом «обратить ся», т. е. отрешиться от мирских попечений, нужно возвести духовные очи горе. Откр.1:13 .  и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: Будучи в духе, ев. Иоанн увидал сообщающего ему откровение среди семи светильников подобным Сыну Человеческому, облеченным в подир (длинная белая одежда, носившаяся первосвященниками и царями). Эта одежда напоминает царскую блестящую одежду, почему и золотой пояс был опоясан не по бедрам, а по груди, что в свою очередь придавало особенное величие всей фигуре явившегося. Откр.1:14 .  глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; Откр.1:15 . и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Откр.1:16 . Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Следующие 14–16 стихи сообщают другие особенности внешнего вида Христа. Он предстал как восседающий одесную Отца. Волосы на голове Его были как бела шерсть и бел снег. Белизна говорит о предвечном рождении Его как Сына Божия и о Его Божественном всеведении ( Дан.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Белая лестница академика Бориса Раушенбаха 14.04.2021 1026 Время на чтение 4 минуты Москва . Пресс-конференция по проблемам СОИ. На снимке: академик Борис Раушенбах. Фото Виталия Созинова/Фотохроника ТАСС 20 лет назад ушёл из жизни удивительный человек — Борис Раушенбах (1915-2001). Один из создателей советской космонавтики, лауреат Ленинс кой премии, Герой Социалистического Труда. А ещё специалист по русской иконописи, богослов, лектор в Московской духовной академии. И при этом протестант, гугенот, лишь незадолго до кончины принявший православие. Что значила для него вера? Русский немец, учёный-зэк — По существу Борис Викторович был православным миссионером, — вспоминал протоиерей Димитрий Смирнов, лично знавший академика. — У многих людей он пробудил интерес к вере. А ведь первые молитвы в своей жизни Раушенбах у слышал на немецком языке от матери: «Der Vater und der Sohn und der Heilige Geist…» В их семье потомственных русских немцев на равных использовали оба языка. По праздникам мама вела его в протестантскую церковь на Невском проспекте. Особого рвения к вере Борис не проявил. Позже напишет, что у него не было «гена религиозности». Ещё мальчишкой узнал о ракетах и нашёл своё призвание. В 22 года он сотрудник Ракетного института, один из самых ярких, талантливых в команде Сергея Королёва. А в 27 лет — зэк, доходяга. Шла война, и его, как и других советских немцев, отправили в лагерь. Страдая от голода, он писал родным бодрые письма и в уме рассчитывал движение самонаводящегося зенитного снаряда. Молился ли тогда? В его мемуарах об этом ни слова. Половина его соседей по бараку погибли. Как тут без молитвы? Так или иначе, спасение пришло. Расчёты со снарядом оказались верными, ему велели «рассчитывать» дальше. И это позволило избежать гибельного лесоповала. Ориентация в пространстве После войны вернулся к Королёву. И тогда же начал регулярно ходить в православные храмы. Заходил не крестясь (он же протестант!), стоял всю службу, слушал, проникался. На вопросы партийного начальства отвечал: «Интересуюсь древнерусской культурой. Православие тут ни при чём, я же гугенот».

http://ruskline.ru/opp/2021/04/14/belaya...

Ведет ли роман читателя к Богу? Дерзну сказать: “Да!” Честного перед самим собой человека роман, как, впрочем и “сатанинская библия”, ведет к Богу. Если благодаря “Мастеру и Маргарите” поверить в реальность сатаны как личности, то неизбежно придется поверить и в Бога как в Личность: Воланд ведь категорически утверждал, что “Иисус действительно существовал” (284). И то, что булгаковский Иешуа не является Богом, булгаковский же сатана в “евангелии от себя” сам всеми способами пытается показать и доказать. Но верно ли с научной (то есть — атеистической) точки зрения изложил Михаил Булгаков события, происшедшие в Палестине две тысячи лет назад? Быть может, есть какие-то основания предполагать, что исторический Иисус из Назарета — совсем не описанный Булгаковым Иешуа Га-Ноцри? Но тогда — кто Он?.. Итак, отсюда следует, что читатель логически неизбежно обязан перед своей совестью встать на путь поиска Бога, на путь богопознания. Примечания Архиепископ Иоанн (Шаховской) . Метафизический реализм. “Мастер и Маргарита”.//Избранное. Петрозаводск, 1992 г. С. 506. Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 27. Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 21. Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 17–18. Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 25. Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 27. Андрей Кураев, диакон. Ответ на вопрос о романе “Мастер и Маргарита”//Аудио-запись лекции “О искупительной жертве Иисуса Христа”. Лосев В. И. Из фотоархива М. А. Булгакова.//Жл “Слово”, 11–12, 1996 г. С. Ссылки на текст даются по изданию: Булгаков М. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Минск, 1988 г. “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?” ( Мф. 16:26 ). Александр Башлачев. Посошок. Андрей Кураев, диакон. Ответ на вопрос о романе “Мастер и Маргарита”//Аудио-запись лекции “О искупительной жертве Иисуса Христа”. Сахаров В. И. Михаил Булгаков: уроки судьбы.//Булгаков М. Белая Гвардия. Мастер и Маргарита. Минск, 1988 г. С. 12.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-prochteniy...

И. С. Мазепа. Гравюра. 1706 г. Худож. М. Бернигерот Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии , знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной . Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).

http://pravenc.ru/text/2561228.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010