Нет, никогда, ни в кои веки, ни в кои дни не оставлял Господь Русскую землю, никогда не говорил нам: Се, оставляется вам дом ваш пуст. Нет, не оставлял нас Господь! Наказывая, любил. Разве не посылалось нам солнце на Благовещение, на Пасху, разве не гремели грозы на Илию пророка, не шел легкий снег на Покров, разве не горела высокая луна среди звезд на Рождество, не трещал лед на реке в крещенские морозы?.. Боже мой, а Пасха! Ее сияние, ее стряпня, радостная для голодных животишек. А обязательная чистая белая рубашка. И пасхальные крашеные яйца!.. Матери боялись за нас, да и за себя: как же это так – праздновать Пасху опасно. Но неужели смогли бы мы сдержать эту ликующую радость появления на улице в новехонькой рубашке, разве могли б стерпеть и не воскликнуть: «Христос Воскресе!»? А Вербное воскресенье! Мы шли за вербой. Ее называли по-разному: верба, тальник, краснотал, ракита – прямо плыли к ней в снегу по грудь. Возвращались все мокрехоньки. В другие дни матери ругали бы нас, а тут – нет. Брали ветки ласковыми руками, проводили по ладошке, по щеке, будто гладили себя пушистыми крохотными серыми зайчиками. Лишенные Церкви, мы не знали символического значения вербы – устилать земной путь Спасителя, но что-то же входило в наши души! Вербное воскресенье – последнее перед Пасхой. Иначе оно называется Вход Господень в Иерусалим. Именно тогда Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных, на осле, в простой одежде. Но встречали Его как Царя. Постилали одежды и пальмовые ветви на Его пути, и непрестанно слышался крик: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!.. Осанна Сыну Давидову!» А Спаситель… глядя на город, заплакал. Не о Себе – о городе: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

http://pravoslavie.ru/102556.html

А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, подобна Сыну Человечу (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу - по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный. Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее - предвечный; об этом свидетельствуют Его власи белы. Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых. И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи. Григорий Назианзин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос - медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос - ладан) - Божеское, а соединенные вместе в одно слово халколиван - благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан - обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (Песн. 4,8). Ноги Христа - апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу. И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей. Совершенно правильно говорит, что голос Его как глас вод многих, ибо он один и тот же у Него и у Духа, чрез Которого из чрева верующих истекают реки воды живы (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Алексей. Что спрашиваешь, маменька? Сама знаешь – сделаю. Ефросинья (тихонько отстранив его, – чуть слышным вздохом). Клянись! Алексей. Богом клянусь!   Ефросинья задувает свечу. Темнота, тишина, – только свист ветра и глухой гул морского прибоя.   Занавес. Четвертое действие В Петербурге, в Зимнем дворце, в рабочей комнате Петра. В углу, перед образом Спаса Нерукотворного, теплится лампада и свечи в паникадиле. Белая ночь.   Петр (один, сидя в кресле и глядя на образ). Господи, да не в ярости Твоей обличиши мене, ниже во гневе Твоем накажиши мене! Яко Моисей в пустыне, вопию к Тебе, Господи: для чего Ты мучаешь раба твоего, и почто не обрел я милости пред очами Твоими? Почто возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве моем весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты обещал? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною; то лучше умертви меня; Господи!   Встает, подходит к аналою и раскрывает Библию.   Петр (читает). «Бог искушаше Авраама и рече: пойми сына твоего возлюбленного, его же возлюбил еси, Исаака, и вознеси его во всесожжение. И созда Авраам жертвенник и, связав Исаака, сына своего, возложи его на жертвенник. И простре руку свою, взяти нож заклати сына своего…»   Походит к образу и опускается на колени.   Петр. Сына заклати! Овна Ты послал Аврааму за сына, а мне не пошлешь, Господи? Почто искушаешь? Чего хочешь? Именем твоим клялся я простить. Клятву нарушить, казнить, – погубить себя? Клятву исполнить, простить, – погубить Россию? Чего же хочешь? Отступи, ослаби, избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего! Помилуй! Помилуй! Помилуй! (С криком почти гневным) . Да помилуй же. Господи!   Падает ниц. Молчание. Стук в дверь. Петр встает, отходит от образа и садится в кресло.   Петр. Андреич, ты? Голос Толстого (из-за двери). Я, государь. Петр. Войди.   Входит Толстой.   Толстой (целуя руку Петра). Здравия желаю, ваше величество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35). Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом  8 ноября  (нов: 21 ноября). В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

http://pravmir.ru/arxistratig-arxangel-m...

В Вавилоне «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (18. 24). Сами же святые призваны радоваться падению Вавилона: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним» (18. 20). И вот тут мы подошли к одному из ключевых с точки зрения рассматриваемой нами темы мест Апокалипсиса. Откровение Иоанна – очень жесткая книга. За исключением посланий к семи Церквам (Откр 2 – 3) картина мира здесь представлена исключительно черно-белая. Есть только «наши» и «ваши», «добрые» и «злые», последователи Агнца и поклоняющиеся зверю, однозначно спасающиеся и столь же однозначно погибающие, без всякого отражения того посредствующего между этими крайностями многообразия жизненных ситуаций и человеческих судеб, которое мы видим как в окружающей нас действительности, так и на страницах Евангелий, Деяний или апостольских посланий. В рамках этого видения мира нет места для жалости по отношению к погибающим. Но именно в конце гл. 18, где этот бескомпромиссный дуализм выражен, казалось бы, с предельной степенью откровенности, мы как будто сталкиваемся с отступлением от него – отступлением мимолетным, но именно в силу своей единичности столь значимым. Сказав о падении Вавилона, Тайнозритель как будто смягчается на мгновение и предлагает нам выдающее его сочувствие перечисление того, чего уже не будет в великом городе: «И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе» (18. 22 – 23). Обращает на себя внимание использование здесь образов пения и игры на гуслях, света, жениха и невесты – это ведь все образы, используемые Тайнозрителем в других местах его книги для характеристики сферы божественного, святого… И это образы, которые являют в Апокалипсисе красоту. Что мир красоты был дорог Иоанну, мы можем, таким образом, сказать не только на основании рассмотренных выше описаний в Апокалипсисе сферы святости, но и на основании этого места. Красота создана Богом, создается она и человеком, но именно в силу предоставленных ему Богом творческих способностей. И вовлечение этой красоты в контекст безбожия и богоборчества – это подлинная трагедия.

http://pravmir.ru/krasota-v-apokalipsise...

В возрастающем человеческом организме неизбежно бывают разного рода болезни; так и в духовно-нравственном развитии нашем неизбежны для нас разные ошибки и грехопадении, более или менее уязвляющие нашу совесть, и более или менее удаляющие нас от любви и милости Божией. На эти случаи Господь изготовил для нас врачебницу духовную во святом таинстве покаянии, где возвращаетея нам спокойствие совести и примирение с Богом, и где таинственно излечиваются все наши язвы греховные, и притом столь всецело и полно, что как будто их и не было. Если будут грехи ваши, как багряница, – говорить Господь, – то сделаются белыми, как снег; если будут красны, как пурпур, сделаются, как белая волна ( Исх. 1:18 ). Далее, – как для роста и продолжения жизни нашего тела, для его бодрости и энергии необходима здоровая и питательная пища; так и для души нашей Господь изготовил таинственный хлеб, сходящий с неба. И кто бы мог подумать? Этим хлебом он сделался для нас сам, таинственно предлагая во святейшей Евхаристии нам в пищу и питие свое пречистое тело и кровь, и Единение, которого достигает здесь человек с Богом, столь полно и велико, что это можно только выразить подлинными словами самого Господа. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем. ( Ин. 6:54–56 ). Находясь в таком тесном единении с Господом, таинственно осеняемый и подкрепляемый всесильною благодатию Св. Духа, и руководимый правилами св. церкви Христовой, человек может конечно, и при немощах своей природы, противостоять всем козням диавольским и возвысится до возможных и желанных им степеней нравственного совершенства. Всех этих тайн не хотят знать современные оплотянившиеся и ни во что не верующие мудрецы людские, а за ними и массы их учеников, подобные им по направлению и характеру, мудрствуют и живут также, как и их учители. Дивное домостроительство спасения человеков, совершенное крестом и смертию единородного Сына Божия, как будто не для них устроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В городе жило очень много людей, сто двадцать тысяч, и он отказывается плыть на корабле в Ниневию, он садится в корабль, который плыл в противоположном направлении, и разыгралась буря. И потом все пассажиры этого корабля поняли, что это из-за Ионы. Эта буря не унималась, по просьбе самого Ионы его бросили в море, и огромная рыба проглотила его. Может быть, это был кит, белая касатка, и он оказался, в конце концов, в Ниневии. Эта огромная рыба извергла его на сушу, он пошел в Ниневию и начал там говорить, что они все провалятся. Жители Ниневии наложили на себя строгий пост. Причем постились не только взрослые, но и дети, и не только дети - и животные даже постились. И сам царь Ниневии наложил на себя обет и строго постился. И по проповеди Ионы произошло раскаяние глубокое этих людей, и они были прощены Богом. Иисус Христос ставит в пример Иону, при этом говорит, что здесь больше Ионы, потому что Иисус Христос - это не просто пророк или человек, это Сын Божий, это Богочеловек. И если от проповеди Ионы покаялись ассирийцы, жители Ниневии, то почему же евреи, Богоизбранный народ, не слышат проповеди Христа Иисуса – Сына Божия подлинного Мессию? Вот в этом заключался укор этих людей, потому что царица Савская приходила из дальней Эфиопии, чтоб послушать мудрости Соломона и пророчества Ионы среди язычников. Собственно говоря, и те послушались и наложили на себя покаяние, а среди евреев такой реакции на проповедь Христа не наблюдалось. А если говорить о ситуации, связанной с апостолом Петром – да, действительно апостол Павел увидел, что апостол Петр при появлении ревнителей закона стал стыдиться язычников, с которыми он сидел вместе за столом, кушал и беседовал. И Павел обличает Петра в некоем лицемерии, что он поступает не прямо по истине Евангельской. И Павел обличает, что и Варнава лицемерил вместе с Петром. Но при этом святые отцы, когда дают комментарии на это событие, они всегда стараются сгладить как бы такое неправильное поведение Петра, они говорят даже, что Павел не в укоризну Петру это говорил, чтобы научить других.

http://radonezh.ru/text/s-kakimi-slovami...

«В ответ на вопль мучеников им дана была каждому белая одежда как знак их чистоты и невинности» (прот. Орлов) и как одежда брачного пира (см.: Мф. 22 -я гл.). Этим указывалось в Откровении, что души праведных уже получают, и до всеобщего воскресения, свое воздаяние, уже наслаждаются тем предначинательным блаженством, какое доступно и одной душе человека, еще до восстания тела его. Но, кроме дарования этих белых одежд, Господь уже и теперь утешает их, как и всех смущающихся кажущейся безнаказанностью насильников, «непреложностью Своего суда по Божественному Своему предопределению» 205 . Бог во всем управляет по Своим законам и нормам. Так это и здесь. Есть свой предел и свое число для таких жертв, предопределенных на заклание, но только ведомы они единому Отцу Небесному и никому больше. И в этом сознании должны успокоиться все так смущающиеся, начиная с самих этих убиенных, но на малое время – пока дополнится это положенное число. Относительно срока этого малого времени в данном случае не нужно забывать, не нужно упускать из виду, что речь эта все ведется на небе, т. е., так сказать, в небесных перспективах, небесных сроках, а потому малое там не есть непременно малое и здесь, на земле, ибо жизнь и ожидания там, безусловно, определяются и текут в иных восприятиях и в бесконечных горизонтах. Затем идет снятие шестой печати, обнимающее конец 6-й и всю 7-ю главу. 12–17. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих; и цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? И пятая, и шестая печати раскрывают нам совершенно иные страницы в бытии и истории мира, нежели кони с их всадниками в первых четырех видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:7-9 ). Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца ( Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия. У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее ( Дан. 10:13, 21; 12:1 ). Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8(21) ноября). Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисеове» ( Иуд. 9 ), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

В переводе книги Левит исправлений немного, и они, вообще, не очень значительны. Лев. 2:12 – «Дар верхний да принесется Господу» (как приношение начатков приносите их Господу). На полях стоит начаток, так и должно быть. Лев. 2:16 – « И да вознесет жрец память ея от прягыи с маслом» (и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном). Невразумительное прягы или пергы, заменено словом всем известным, которое употребляется и для обозначения муки (σεμιδλις). См. ниже 5:11. Здесь же, собственно, разумеются зерна хлебные. Лев. 3:9 – «И да принесет от жертвы спасения Господу, тук и чресла» и Лев. 7:3 – " И весь тук его да принесет от него, и чресла». На полях вместо чресла стоит хвост. Так и должно быть с еврейского. Лев. 4:3 – «Аще старейшина жрец согрешит» (если священник помазанный согрешит). На полях вместо слова жрец стоит помазанный. Так и должно быть с еврейского. Лев. 4:27 – «Аще же душа едина согрешив не согрешит от людей из земли сея» (Если же кто из народа земли согрешит по ошибке). На полях вместо земли сея стоит селян. Смысл выражен правильно. В законе разумеется именно человек из простого народа. Лев. 6:10 – « И да облечется жрец в платняну и надраги платняны» (и пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье). На полях стоит белую. Льняная одежда у священников тоже была белая. «И да вознесет пепел, что ижжет огонь всесожжения от требника, да поставит подле требника» (снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника). В прежнем переводе было: «и да вознесет принос и ижжет огонь и всесожжение от требника». Исправитель перевел и дополнил недостающее точно с еврейского языка. Здесь сказано: «и возьмет пепел всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и поставит его подле жертвенника». Лев. 6:11 – « Да принесет принос вне полка на место чисто» (и вынесет пепел вне стана на чистое место). Вместо принос на полях стоит пепел. Так и должно быть с еврейского. Лев. 6:12 – « И огонь на алтари да горит в нем и не угасает: и да возжжет на нем жрец дрова по вся утра» (а огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро). В старом переводе были пропущены слова в нем и не угасает. Вся утра, т. е. каждое утро, правильно с еврейского языка. Прежде было до заутра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010