Архиерей говорит: «Поставьте животных, чтобы отдохнули, дайте им корму и готовьте все потребное». Воссиял день и тронулись в путь. Людей было: архиерей, духовник, Сервий, Иоанн, Павел и слуга. Перевалив, достигли они южной стороны и остановились в одном местечке, называемом Питорион; там стали расспрашивать о искомом месте, но никто не знал о нем; только один престарелый стодесятилетний старик нашелся, который сказал: «Когда я был еще маленьким мальчиком, то пас овец; по преданию от отцов, то место называлось Васмос. Однажды, когда мы потеряли двух овец, искали их наверху и внизу и не находили, некто сказал нам: «В Васмосе пресвятом есть две овцы, одна черная, а другая белая; они так красивы, что всякому было бы в сладость поглядеть на них. Когда же мы на них смотрели, то одна белая вдруг почернела и до того стала красива, что нам было приятнее любоваться ею, чем делать свое дело, какое следовало. Услыхав эти слова от человека, мы подумали, что это наши собственные овцы, щедро заплатили человеку, чтобы он довел нас туда посмотреть; когда пришли на место, именуемое Васмос пресвятой, то увидали двух овец — одну черную и другую белую; когда мы подошли ближе, белая сделалась черной и до того стала красива, так засияла ее шерсть, что от вида ее померкли очи наши: вокруг ее было множество ягнят, и все черные; мы подумали, что это целое заблудшее стадо и вознамерились одну поймать, но раздался голос: “Не искушай овец, Иакове: сейчас пойду к игемону и он накажет вас”. Услыхав, подумали мы, что это их пастухи оставили овец, ушли; на дороге, когда возвращались, нашли мы наших овец, которые были потеряны. Это только и ведаю я, владыко святый, и это тебе говорю». (Прим.: Это видение, как видно, было промыслительное; две овцы прообразовали: черная — духовника (т. е. монаха), а белая — Сервия, который еще не был монах, потом же сделался монахом (т. е. белая овца сделалась черной и засияла полученной благодатию. Множество черных барашков означало множество имевших здесь собраться монахов).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Вдруг влетает белая-белая голубка с красным гребешком на голове и, облетев несколько раз вокруг единственного этого человека, села на верх полки на край плетенной из золотых прутьев корзинки, которая была полна красивейших золотисто-красных яблок, и, ранив одно яблочко клювом, сбросила его, и мальчик-автор на лету подхватил то яблочко и от восторга вскрикнул. За одну копейку такое чудесное яблоко. И проснулся с полными глазами слез и биением сердца. Автор, конечно, понял, что его хотя и копеечный труд, но принят преподобной и сам он еще малый, малый человек… Тот святитель Нонн святый, обративший в христианстве Маргариту в Пелагию, видел во сне, что он литургисал и черная смрадная голубка летала вокруг престола, а после литургии, когда он выходил из храма, она опять летала вокруг его головы, когда он приблизился к выходу, направо был баптистериум, где крестили людей взрослых, он схватил ту голубку и трижды окунул в купель, и она мгновенно стала белая-белая и ароматом залило весь храм, и она скрылась в небесной голубой выси. В Антиохии, куда Нонн ехал, пришлось ему крестить Маргариту в Пелагию. Вот почему Пелагия преподобная и называется голубицей, и в самом припеве так называется» 5 . В беседах Владыка любил пересказывать жития святых и одной из тем было житие преподобной Пелагии. Возможно, живое повествование из уст Владыки о подвигах Святой подвигло кого-то на написание поэтического произведения, посвященного Преподобной. На машинописи с текстом поэтического произведения о преподобной Пелагии рукой иерарха было написано: “Почтительнейшее приношение чете Таборанских — повторение 48 года что из Челябинска… Тогда (!) Е. Иосиф 55 г. ко дню преподобной Пелагии из Кокчетава”. Слово о святой Пелагии 8 октября Хранит Священное Писанье в своих немеркнущих листах одно чудесное преданье о тех, дано минувших днях… Пройдут века и канут в Лету, земля изменит облик свой, но не умрет преданье это и образ будет жить святой. Лишь новой славой воссияет оно над новою Землей: что свято, то не увядает,

http://pravmir.ru/slovo-o-svyatoy-pelagi...

Каким видит Иоанн Христа? Он видит не Страдальца в терновом венце, но облеченного в подир – длинную одежду иудейских царей и первосвященников. Он видит Христа Царя и Первосвященника; Сына Человеческого, облаченного в подир, то есть причастного Божественной славе. И по персям , то есть по груди, опоясанного золотым поясом . Важно, что опоясан Христос не в поясе, как обычно люди, а по груди. Люди опоясываются в поясе для укрепления своей немощи, для приведения себя в готовность к труду, для подтянутости, для укрощения похоти. Во всем этом не нуждается Божественная Плоть Христа. Он опоясан по груди, во-первых, чтобы этим показать, что Божественный гнев на грешников удерживается Его Человеколюбием; во-вторых, левая и правая грудь в Писании часто обозначают Ветхий и Новый Заветы. И вот золотым поясом, Истиною, которою является Сам Христос ( Ин. 14:6 ), эти заветы опоясываются воедино, в единый завет Божий с людьми через Иисуса Христа. Христос, облеченный в подир, является здесь и как Первосвященник вечный по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ; Евр. 7 ). Описав одеяние явившегося ему Христа, Иоанн описывает далее вид Самого Господа: Откр.1:14 Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный. Интересно сравнить с Песнью Песней, где Господь Иисус Христос изображается с черным волосом «и кудри его волнистые, черные, как ворон» ( Песн. 5:11 ). Там показывается Его вечная юность. Здесь же Он является как старец с белым волосом. Там – начало, там – цветущая любовь Христа и Церкви – Возлюбленной Его. Здесь кончина века, Господь ветхий днями, с убеленным волосом, готовый совершить жертву, ибо и нивы уже побелели. Здесь Он показан и как Древний, как Предвечный. Белая волна – не волна морская, а волна, то есть как белая овечья шерсть. Белизна агнца. Этим показывается невинность, непорочность, чистота и святость Его, глубина Его мыслей. Глубина Божественного Промысла и Провидения. Белая, как снег, – бесконечно чистая. И очи Его, как пламень огненный . Ничто не может укрыться от всевидящих очей Божиих. Пламень огненный, просвещающий святых и опаляющий нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Нет, и это не точно. Это было не начало Пасхальной службы… и не конец… И никто из нынешних архиереев не должен был появиться из алтаря… Служба уже шла, вне времени и пространства. Та самая Пасха, что длится всегда. Если кто-то полагает, что Пасха – это лишь некий день в апреле-мае, он серьезно ошибается. В этот день она нам открывается наиболее ярко. Но у Пасхи нет дня, ибо она в вечности. Здесь, в храме, вдруг какая-то невидимая преграда сделалась необычайно тонкой, и мы почувствовали это торжество Воскресения. Ко гробу не разрешали подходить ближе, чем на полтора-два метра (опять эти метры, всего лишь пара метров!) Проходящие крестились, клали поклон и отходили. Как полагается, лицо Патриарха было закрыто… Отчего-то мне особо запомнилась сияющая золотая митра, утопающая в золоте собора, золоте свечей и… чуть прикрытые руки Патриарха. Меня удивил их цвет. Было ли тому виною освещение, или просто показалось – не знаю. Этот цвет в иконописи носит название санкирь. Очень тёплый, прозрачный санкирь. Что это за цвет? Смесь золотисто-желтого, коричневого, плюс капелька зеленого и совсем чуток красного – цвет, немного похожий на горчичный. Санкирь используют как основу для письма ликов и открытых частей тела. И еще один цвет сиял в этом пространстве – белый. Да-да, все погребальные торжества неминуемо связаны с белым. Но здесь он присутствовал столь активно, столь властно, что об этом даже заговорили корреспонденты по телевизору. Белые одежды на отпевании, белые розы бросали перед процессией с гробом Патриарха монахини, бесчисленные белые венки… «Святейший любил белые цветы» – говорят журналисты. Возможно. Но это было нечто большее. Ощущение белого, горящего, пылающего белого было сильнее, чем реально видимый белый. Это была Белая Пасха. «Как так?!» – возмутится иной благочестивый читатель. – «Пасха, известное дело, красная!» Конечно же, Великая Господня Пасха красная! А это святительская, малая Пасха… личная Пасха, белая. Белая Пасха, осветившая наш сине-серый, серо-фиолетовый, серо-коричневый и серо-зеленый (в зависимости от сезона) мир. В эту безумную дождливую серую зиму она стала для нас долгожданным чистым, сияющим снегом.

http://pravoslavie.ru/37176.html

Белая Берёзка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В конце XX века на древней Трубчевской земле возник новый приходской храм. Это церковь Святителя Николая в поселке Белая Берёзка, расположенном в 30 км к югу от Трубчевска, у самой границы с Украиной. Сам поселок возник в 1910-х годах при лесопильном заводе военного ведомства, однако основное развитие получил уже при Советской власти. Разумеется, что в те годы не могло быть и речи о строительстве храма в этом весьма удаленном уголке Трубчевской земли, и те жители Белой Березки, которые хранили православную веру, в течение десятилетий были вынуждены искать утешения своей души в церквях города Трубчевска и села Гремяч (Черниговской области). В 1989 году, с благословения епископа Орловского и Брянского Паисия, в Белой Березке возникла православная община, и тогда же начались регулярные Богослужения в приспособленном помещении. А в 1991 году началось строительство каменного храма Святителя Николая, которое продолжалось до 2000 года. Значительную помощь в этом святом деле оказали благотворители - председатели колхозов из прилегающих районов Сумской области: Анатолий Петрович Голенок (село Уралово), Николай Иванович Круглик (село Знобь-Трубчевская) и другие, а также Николай Ефимович Короед - бывший заместитель генерального директора ОАО " Селецкий ДОК " (поселок Белая Березка). Важнейшее же значение в деле строительства храма имела благотворительность брянского предпринимателя Ивана Владимировича Медведь – уроженца Белой Березки. В настоящее время храм Святого Николая - теплый, однопрестольный, довольно вместительный. Точное количество прихожан сегодня установить сложно; сюда приходят жители не только самой Белой Березки, но и окрестных сел, расположенных на правом берегу Десны. При храме существует приходской совет, в который входит 12 человек. В ходе строительства храма сюда приезжал епископ Орловский и Брянский Паисий, а также бывший архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек. Неоднократно посещал белоберезковский храм и нынешний наш архипастырь, епископ Брянский и Севский Феофилакт. Подъем православной духовности, который отмечается сегодня во всех уголках России, возрождает к жизни и многие старые храмы, чья древняя история получает достойное продолжение.

http://sobory.ru/article/?object=47432

Божиею милостию Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексиевич, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, пожаловали из Лихвина Доброго монастыря Покрова Пречистыя Богородицы Архимандрита Варсонофия с братиею, или кто по них в том монастыре иныя Архимандриты и братия будут, в Лихвинском Уезде в Оке да в Упе реках рыбными ловлями, потому в нынешнем во 1685-м году, Января 1 день, бил челом нам, Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексиевичу, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцу, он Архимандрит, с братией: в прошлом, де, в 1651 году, по Указу отца Нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, даны им те рыбные ловли в Доброй монастырь вместо вкладу, в урочищах в Оке реке, от Гощова оврага вверх до речки до Козельны, по оба береги, и в Упе реке вверх же до речки Вацы оба же береги, с озерки и с упалыми речками, и об отказе, де, тех довел в монастырь их посланы в Лихвин к Воеводам отца нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя две грамоты, а жалованные, де, грамоты за вислою печатию на те ловли им не дано, и нам, Великому Государю, Пожаловать их велеть на те рыбные ловли дать им из Приказу Большего Дворца с писцовых и окладных книг из прежней дачи нашу, Великого Государя, жалованную грамоту за вислою печатию, почему им теми рыбными ловлями впредь владеть. А в Приказе Большего Дворца в приходных окладных книгах с 136 по 162 год написано: в Лихвинском Уезде рыбныя ловли в реках в Оке да в Упе и в увпалых речках и с озерки, за откупщики на денежных оброках. И во 161 году, Февраля в 2 день, бил челом отцу Нашему Государеву, блаженные памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцу, Окольничий наш Михайло Алексеевич Ртищев, о тех вышеописанных рыбных ловлях в Доброй монастырь вместо вкладу, и отец наш Государев, блаженный памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержец, Окольничего Михаила Алексеевича Ртищева пожаловал, те воды в тот монастырь дать велел, и о том в Лихвин к Воеводе Осипу Хитрово грамота отца нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя, из Приказа Большего Дворца послана Февраля в 2 числе, 161 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вдруг влетает белая-белая голубка с красным гребешком на голове и, облетев несколько раз вокруг единственного этого человека, села на верх полки на край плетенной из золотых прутьев корзинки, которая была полна красивейших золотисто-красных яблок и, ранив одно яблочко клювом, сбросила его, и мальчик-автор на лету подхватил то яблочко и от восторга вскрикнул. За одну копейку такое чудесное яблоко. И проснулся с полными глазами слез и биением сердца. Автор, конечно, понял, что его, хотя и копеечный труд, но принят Преподобной и сам он еще малый, малый человек. Тот святитель Нонн святый, обративший в христианство Маргариту в Пелагию, видел во сне, что он литургисал, и черная смрадная голубка летала вокруг престола, а после Литургии, когда он выходил из храма, она опять летала вокруг его головы, когда он приблизился к выходу, направо был баптистериум, где крестили людей взрослых. Он схватил ту голубку и трижды окунул в купель, и она мгновенно стала белая-белая, и ароматом залило весь храм, и она скрылась в небесной голубой выси. В Антиохии, куда Нонн ехал, пришлось ему крестить Маргариту в Пелагию. Вот почему Пелагия преподобная и называется голубицей, и в самом припеве так называется”. Первый кондак в акафисте Преподобной читается так: “Избранней Богом от мрака языческаго и дивными путями призванную к свету невечернему в Иерусалим горний прекрасный, всеславную и преподобную матерь нашу Пелагию, ты же всечестная голубице Христова, яко имущая велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бедственных обстояний спасай зовущих: Радуйся, Пелагие, голубице Христова предивная”. В 1973 г. Владыка написал: “Завтра мой келейный праздник и пирог. Но служу в соборе ради слова в честь Святой. Слово предполагается: две старухи-вдовицы и мотивы бывшей блудницы. Святитель Нонн, спеши в Антиохию возродить Пелагию. Архидиакон Иаков, заостряй трость изобразить житие бывшей Маргариты и ставшей Пелагией. Монахи иерусалимские, перепуганные неожиданным явлением женского естества во время облачения Пелагии, знайте, и мы видим нетления ея. О, Троице Святая! Как дивно все в Твоем творении. Слава Тебе!”.

http://pravmir.ru/iosif-mitropolit-alma-...

В «Стихах о Прекрасной Даме» (1901–1902), даже в «Ante lucern» (1898–1900), столь отрешенных и бескровных, есть некоторый конкретный фон: земной пейзаж. Небесная лазурь и пояс зорь – обычное место действия или даже действующее Лицо. Там, в небесах, разыгрывается подлинная драма, в борьбе света, тьмы и облаков. Но и земля служит подножием небесного театра. Линии пейзажа даны скупо, как на иконе, но они конкретны, они безошибочно характеризуют родной поэту русский, подмосковный ландшафт: «Роща у оврага, зеленый холм... Море клевера... Белая церковь вдали... Камыши, осока... Кругом далекая равнина, да толпы обгорелых пней». Они повторяются, эти намеки, и белая церковь , и клевер, и камыши, свидетельствуя о памяти родной, не пригрезившейся земли. Есть одна деталь, которая, как мы знаем из книги Бекетовой, характерна именно для шахматовскогопейзажа: Там над горой твоей высокой Зубчатый простирался лес. Этот образ, прочно связанный с закатным видением Девы, расширяется до космического значения: «зубчатой земли». Над русской землей поднимается русское небо, в огнях зари горят небесные терема Царевны, с узорной резьбой коньков, с крыльцом, «словно паперть», под углом гул колокольных звонков. Войди в «узорчатую дверь» и увидишь «узорную скатерть»; в углу образа и красные лампадки. Здесь царица смотрит заставки, «буквы из красной позолоты», царевна кормит белых голубей, и облик ее рисуется чертами русской сказочной красоты: «молодая, с золотою косою, месяц и звезды в косах». Поэт сам тогда чувствует себя героем русской сказки: Входи, мой царевич, приветный... Мой любимый, мой князь, мой жених. Изредка терем царевны расширяется в сказочную страну, в преображенную Русь, где в вечер под вербную субботу идут боярышни, где царю и боярам снятся заморские гости. Почти всюду на неясном бытовом фоне этой фантастической Руси – икона, свеча, лампада, кроткая поэзия церковного обряда. Весь этот мир образов совершенно лишен плотности, тяжести, характерной для условно-национального русского стиля. Из каких впечатлений строится этот мир? Мы видели отражения русского искусства (деревянное зодчество Севера, книжная миниатюра), русской сказки, песни, духовного стиха и церковного обряда. Этот мир, построенный из тех же элементов, как и живописная Русь, открытая Васнецовым, Билибиным, Нестеровым на рубеже XX века. Русь Блока еще более воздушна, бесплотна, ирреальна. Ее идея – девическая чистота и мужская верность. Это святая, «белая» Русь. За лазурью неба, за алыми золями .именно белый цвет особенно дорог поэту (см. выше: «Белая Ты»).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Вдруг влетает белая-белая голубка с красным гребешком на голове и, облетев несколько раз вокруг единственного этого человека, села на верх полки на край плетенной из золотых прутьев корзинки, которая была полна красивейших золотисто-красных яблок, и, ранив одно яблочко клювом, сбросила его, и мальчик-автор на лету подхватил то яблочко и от восторга вскрикнул. За одну копейку такое чудесное яблоко. И проснулся с полными глазами слез и биением сердца. Автор, конечно, понял, что его хотя и копеечный труд, но принят преподобной и сам он еще малый, малый человек... Тот святитель Нонн святый, обративший в христианство Маргариту в Пелагию, видел во сне, что он литургисал и черная смрадная голубка летала вокруг престола, а после литургии, когда он выходил из храма, она опять летала вокруг его головы, когда он приблизился к выходу, направо был баптистериум, где крестили людей взрослых, он схватил ту голубку и трижды окунул в купель, и она мгновенно стала белая-белая и ароматом залило весь храм, и она скрылась в небесной голубой выси. В Антиохии, куда Нонн ехал, пришлось ему крестить Маргариту в Пелагию. Вот почему Пелагия преподобная и называется голубицей, и в самом припеве так называется, и сегодня не случайное яблочко. Такого красивого и вкусного я не ел еще никогда в жизни, хотя и бывал в Крыму, жил на Кавказе и ел дорогие яблоки. Вот как. Слава, слава Богу. Дед. 21 октября 1948 г. Дорогой мой...! Привет вам. Оказалось желание написать вам, но письмо мое сие пустое. Слава Богу, и ноябрь. Новостей из Белокаменной несть. К Михайлову дню собираюсь в миллионную Караганду, там почти миллион населения. Народ выше чем превосходный... Шахтеры. А из Караганды на воскресенье заеду в Акмолинск. Заговины дома. Алма-Атинский архиерей всем говорит, что вот-вот Москва оформит меня к святителю Иннокентию. Недурно бы... Но не слова ли это только?! Но жезлы раздает только Бог . Как поживаете? Как первосвятитель Ленинградский? Как ныне Епископ Новгородский С? Мне могилевский благочинный писал, как в августе там погребали Епископа Сергия б. Смоленского. Где свечи берете для церквей епархии? Мы в Алма-Ате, но там – то перебои, то хитрости... И сами же просят: «поддержите». Страшно мне все видеть и переживать!..

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1988 г. епархии был передан Воскресенский собор, возведенный в 1913–1916 г.г., который после освящения стал кафедральным собором, а церковь Живоначальной Троицы была приписана к нему. Однако в глазах тверичей она своего значения не утратила. В храме сосредоточены дорогие для горожан святыни, здесь находится рака с мощами преподобного Макария Калязинского. Церковь Троицы Живоначальной – является древнейшим из сохранившихся храмов и самым древним каменным зданием в Твери. Строилась она на месте еще более древнего храма. Освящена в 1564 г. Белая Троица расположена за рекой Тьмакой и первоначально встречала людей, въезжающих в Тверь. Постепенно территория вокруг неё была застроена жилыми кварталами. Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Кровля и главы в свое время были покрыты белой черепицей, что и дало церкви это название – " Белая Троица " . Еще один из вариантов происхождения его названия – Церковь Белая Троица принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю и, по легенде, ее название указывает на то, что она не платила податей местному епископу, то есть была " белой " . Первоначально весьма скромный храм имел одну или три главы, но в результате многочисленных пристроек 1787 г. и 1860-х г.г. к концу XIX в. храм приобрёл семь глав. В таком виде существует и в настоящее время. В 1815 г. с западной стороны была пристроена двухъярусная колокольня, в 1878 г. у нее появился еще один ярус и шатер. Её высота вместе с куполом и крестом составляет 27,7 м. В настоящее время здание церкви представляет собой одноэтажный кубический храм, с четырехскатной крышей, увенчанный семью главами, с востока к нему примыкает трехчастная абсида, с запада – односветная трапезная с двускатной вальмовой крышей и двумя приделами, а так же четырехъярусная колокольня с шатровым завершением , с подклетом под частью здания. В 2015-2018 г.г. были проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрация фасадов, работы по кирпичной кладке, отделочные работы, работы по белому камню, работы по кровле шатра и кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=00015

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010