Да он же архимарит Великой пост вновь завел земныя поклоны, а в наших крылоских уставах того не написано. Написано сице: по утру рано, за три часа до дни, в чесноковик 3913 звонить, за старыми остатки «часы» 3914 говорить, а «блаженна» 3915 ведре над вчерашним пивом, на шесть ковшов, «слава и ныне», до свету на печь спать. Да он же архимарит нам, богомолцам твоим, изгоню чинит: когда ясти прикажет, а на стол поставят репу пареную да ретку вяленую, кисель з братом 3916 да посконная каша на вязовой лошке, шти мартовские, а в братины квас налевают да на стол поставляют. А нам, богомольцом твоим, и так не сладко: ретка да хрен, да чашник старец Ефрем. По нашему слову ходил, лучши бы было: для постных же дней вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях да ушка стерляжья, трои бы пироги да двои блины, одне бы с маслом, а другия с медом, пшонная бы каша да кисель с патокою, да пиво б подделное 3917 мартовское, да переварной бы мед. И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас знающих людей, не спросится, сам во нраве своем один живет, а з горя одни хлеб жует, весь мед перекис, а сам воду пьет. И мы, богомолцы твои, тому дивимся, что у нашего архимарита вдруг ума не стало: мыши с хлеба опухли, а мы з голоду мрем. И мы, богомолцы твои, архимариту говорили и добра доводили, и к пиву приводили, и часто ему говорили: будет, архимарит, хочешь у нас в Колязине подоле побыть и с нами, крылошаны, в совете пожить, и себе болшую честь получить, и ты б почаще пива варил да святую братию почаще поил, пореже бы в церковь ходил, а нас бы не томил. И он архимарит родом ростовец, а нравом поморец, умом колмогорец, на хлебе на соль каргополец, нас, богомолцев твоих, ни в чем не слушает, а сам не смыслит, мало с нами пьет да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метиолными комлями да ременными плетями, и та нам у него была честь добра, во всю спину ровна, и кожа с плечь сползла. А коли мы, богомолцы твои, за правилом к вечеру утрудимся, до полуночи у пивново ведра засидимся и на утро встать не можем, где клобук с мантиею, не вспомним, и тогда мы немножко умедлим и к девятой песни поспеем, а иные к росходному началу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 алт. на 3 д.»; в 1698 г. куплено в поднос патриарху на Рождество Христово «осетр, стерлядей, щук, лещей» на 2 р. 31 коп. 532 . Разные бояре, воеводы и т. п. лица также получали почесть и угощались, когда приезжали в монастырь. Напр., в 1697 году «боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну, как он ехал с Москвы на службу, поднесена икона окладная во имя Рождества Пр. Богородицы, дано рублей 20 алт. (60 коп.), да ему ж в поднос куплено рыбы свежей на рубль». Тогда же января 20 «куплено свежей рыбы в городе в почесть стольнику и воеводе (Рязанскому) Ефиму Панкратьевичу Зыбину да сборщику Калине Благому, да сыщику Максиму Селиванову щук и язей на рубль». В расходных книгах и списках монастырских стряпчих мы встречаем имена воевод Переяславского (Рязанского), Шацкого, Зарайска и Скопипского 533 , также засечных, получавших почести от монастыря. Некоторые из них, как, напр., засечный Колтовасов, даже называли за это Сол. архимандрита «своим приятным добродеем» и, не стесняясь, заявляли, что «когда не станет у них запасов, то будут бить челом ему» 534 . Особенно чествовались и угощались те из чиновных лиц, которые приезжали в монастырскую вотчину для разных, касающихся монастыря, дел, напр., составления переписных книг, межевания земли и измерения леса. Когда, напр., в 1697 г. приезжал в монастырскую вотчину стряпчий, по указу государеву, «для досмотру заповедного государского леса», ему куплено на угощение: «белая рыбица да щук и лещей, и язей, и стерлядей, и ушной на рубль на 3 алт. (9 коп.) да в поднос ему еще свежей рыбы на 30 алт.» 535 ; когда в 1699 году приехал стряпчий Щелканов «ради монастырского дела, что с Богословскими (из-за лесу), куплена ему церковного вина скляница, дано 11 алт. (33 коп.), ему ж в задаток того дела куплена патруска рыбья зуба с оботком и с тиском и с мерою серебрянною и с пояском золотым дана та патруска 6 рублев» 536 . При этом платилось подьячим и стрельцам, которые иногда сопровождали чиновников. Много приходилось тратиться монастырю в Москве на дьяков, подьячих и других приказных, потому что там всегда была в них нужда при сдаче монастырских платежей, при получении отписей, справок и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В сем городе церквей, сказывали нам, 42; все каменные, не худые. В городе строения много каменного нового; гостиный двор, лавки и постоялые дворы каменные, хороши; прочее строение старое деревянное средственное. Весь город на месте ровном и возвышенном; ибо на берегу Волги стоит, и положение места хорошее. Волга местами имеет острова, близ версты; в ней ловятся стерляди, небольшие осетры, белая рыбица и прочая рыба. Город не столько велик, как прежде мы слышали, ибо он по берегу имеет длины до трёх вёрст, а ширины от реки до двух вёрст, или с половиною. Жители не так по наружности расположены, как бы от такого города ожидать надлежало. Извозчиков нигде не видели столько нахальных и мало стыда знающих. Ездили мы до обеда в Толгский монастырь, вёрст 7 сухим путём; но как он стоит на другом берегу Волги, то не могли переехать реки, по причине немалого волнования и сильного ветра. Шедши берегом, приметили, что по берегу растёт, не саженое, называемое божье деревцо, что кажется в других местах необыкновенно. В Кострому приехали в три часа пополуночи; въехали прямо в архиерейский дом, что в бывом Ипатиевском монастыре, который встречается первым с проезда и отделен от города немалою рекою Костромой. Слушали раннюю литургию в домовой церкви у Преосвященного Костромского, который принял нас любовно. После того приезжали городничий и другие чиновные и граждане; но граждане, хотя всех нами виденных городов жителей достаточнее и приборнее, однако обыкновения, чтобы нас почтить принесением хлеба, неизвестно почему, соблюсти не рассудили за благо. Господин Генерал Губернатор Заборовский присылал нас поздравить; но сам посетить отозвался болезнью, а потому и мы его в болезни беспокоить не смели. Посетил нас Губернатор и другие чиновники. После того, ходили по монастырю Архиерейского дома и за монастырём. Настоящая церковь старинная, не худа и росписана по старинному, похожа на все соборы старинные; иконостас старинный, резной, не худой. На местном образе Троицы вещи золотые и похожи на лаврские, что у Троицкого образа; под ним висят три золотые медали с изображением Карла девятого, Шведского Короля, привешены к образу от Царя Михаила Феодоровича, как видно из надписи на золотой дщице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Корыстолюбие и жадность отдельных священнослужителей разоблачается в «Сказании о попе Савве». Отметим, что когда нами используется термин «антиклерикальные», то имеется в виду то обстоятельство, что авторы данных произведений в своих обличениях духовенства преследуют вполне определенные неблагочестивые цели. Их стремления и критика, как правило, направлены не на улучшение нравственности или искоренение пороков отдельных представителей духовенства, не на реформирование отдельных церковных структур. Они движимы совсем другим. Их изменившийся менталитет, их секулярное обмирщенное сознание направлено на преодоление всего того, что ограничивает моральными узами свободу человека делать все то, что захочется. Отсюда и презрение к Церкви и религии, как хранительнице моральных устоев. Ведь ежели Бога нет, то все дозволено. Конечно же, здесь присутствует и критика от низов, и народный протест против социальной несправедливости, угнетения народа и т.д., поскольку Церковь являлась хранительницей феодальных устоев. Примечательны и сатирические произведения этого периода, в которых обличалась несправедливость суда и судейских чиновников к низшим слоям русского феодального общества. Это «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче». Так, «Повесть о Ерше Ершовиче» пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 года, а также «классовую пристрастность и продажность судейских чиновников» 125 . «Герои повести – рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы – господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели» 126 . В том же XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче, в России все больше стали обращать взоры на Запад, что прежде всего касается сторонников подражания всему тому, что шло с Запада (западнического направления), в отличие от «националов-консерваторов» неприязненно относившихся ко всему иноземному.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семинарская линия не худа и не мала. Положение монастыря не лучшее, ибо почти в средине города и окружено строением приватным. Ездили в городской собор слушать литургию раннюю. Приезжали в архиерейский дом господин губернатор и другие чиновные поздравить с приездом. Граждане приносили хлеб и соль и поднесли 9 живых стерлядей. Обедали мы в архиерейском доме. Собор в городе древний, такой же, как и Ростовский, только меньше; иконостас резной, не худой. При нем старый архиерейский дом, каменный, не худ был, но ныне запущен. Изрядный и довольно новый архиерейский дом, саженей до 30, о двух этажах, на красивом месте и с службами, который, соединив с старым архиерейским домом, был бы выгоднее нынешняго архиерейскаго дома в Спасском монастыре и притом пристойнее, яко близ самаго собора состоящий, но он ныне, так как и старый архиерейский дом отдан светскому правительству. В сем городе церквей, сказывали нам, 42; все каменныя, не худыя. В городе строения много каменнаго новаго; гостиный двор, лавки и постоялые дворы каменные, хороши; прочее строение старое деревянное средственное. Весь город на месте ровном и возвышенном, ибо на берегу Волги стоит, и положение места хорошее. Волга местами имеет острова; близ версты в ней ловятся стерляди, небольшие осетры, белая рыбица и прочая рыба. Город не столько велик, как прежде мы слышали, ибо он по берегу имеет длины до трех верст, а ширины от Москвы до двух верст, или с половиною. Жители не так по наружности расположены, как бы от такого города ожидать надлежало. Извощиков нигде не видали столько нахальных и мало стыда знающих. Ездили мы до обеда в Тольгский монастырь, верст 7 сухим путем , но как он стоит на другом берегу Волги, то не могли переехать реки, по причине не малаго волнования и сильнаго ветра. Шедши берегом приметили, что по берегу растет, не саженое, называемое божье деревцо, что кажется в других местах необыкновенно. В Кострому приехали в три часа по полуночи; съехали прямо в архиерейский дом, что в бывом Ипатиевском монастыре, который встречается первым с приезда и отделен от города не малою рекою Костромою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3829...

Икры Полоток семожей 10 сельдей паровых 3 пластины капусты Ставец огурцов Щука паровая Щука колодка Уха щучья Уха карасья Уха окунева Двои пироги пряженые Звено осетрины Звено белужины Зено семжины Кружек телной Звено белые рыбицы Стерлядь паровая Уха стерляжья Звено осетрины свежие С погреба питья: оловеник квасу житного, оловеник квасу подделного, оловеник меду. < л. 144 об.>// Людей 490 их кормят в шегнуше Хлеб односитней или брацкой Икра Рыба паровая И другая Каша семожья 3 рыбы звенные Квас овсяной, квас ячной подносят в чашках. Боярского же стола отпуск в вечере, к ужине Четверть хлеба белово Колачь Икры 6 сельдей паровых Полоток семожей 2 пластины капусты Огурцы Лещь или язь паровой Пироги пряженые Уха карасья Уха окунева Звено белужины Звено семги Окунь росолной Стерлядь паровая < л. 145 >// Звено 491 белые рыбицы Уха стерляжья С погреба пития: оловеник квасу житного, оловеник квасу подделного, оловеник меду. Людей кормят в шегнуше, что прилучится. Роспись прибавощным ествам В великий мясоед в постные дни отпускают в столы Сельди паровые Щуки паровые Лещи паровые А росолного, белая рыбица свежая Стерлядина свежая Осетрина шехонская свежая Осетрина касячная Спинки белужьи < л. 145 об.>// В 492 Петров пост Сельди паровые Щуки паровые Ухи щучьи Ухи лещевые Ухи карасовые Ухи стерляжьи Ухи судочьи Ухи черевца стерляжьи Тавранчюг белужей Тавранчюг осетрей Тавранчюг севрюжей Тавранчюг стерляжей Стерлядина вислая Грибы вареные Грибы печеные Грибы вищеные Шти Караси В Госпожин мясоед Отпускают против того же, опричь грибов, а прибавки каши новые. < л. 146 >// После 493 Семеня дни дают сухие рыбы да телные. В Филипов пост Сельди паровые Сиги Лодоги паровые Уха мнева Печени Молока мневые Ухи судочьи Лини Окуни Плотицы Лещи росолние Сельди жареные Шти На Масленой неделе Хворосты Орехи Ельцы Ядра месеные Шишки Сыры губчатые Молочи вареные Сыры сметанные сухие < л. 146 об.>// В Великий пост Икра паюсная Икра осетрея Икра стерляжья Снетки Сущи Пласти карасовые и язовые Вязига в уксусе Лопша горохова

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 126. Там же. Там же. С. 127; Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 411, 415, 422, 424, 433. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 127; Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря… С. 411, 412, 415, 422, 433. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 127—128; Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря… С. 415–418, 422, 424 438. Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 415–420. Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 109. Шаблова выявила еще 7 рукописей с подписью старца Варфоломея (Там же). Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря… С. 117, 132, 155, 159, 171, 179, 190 и др. См.: Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря… Указатель личных имен. С. 617. В полной редакции описи строений и имущества 1621 г. упоминается строитель старец Варфоломей (Численность братии и слуг, сведения об экономическом состоянии Кирилло-Белозерского монастыря в 1620—1621 гг.// Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв. Приложение 6. СПб., 2003. С. 299). Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 386, 391. Там же. С. 107. Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 190.   1560—1630-е гг.— Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»   Погод. 1566 (Погод. 1) 1.(Л. 2) Память , коли поедет игумен с старцы к Москве о Рожестве Христове, емлют рыбы поминочной: 50 осетров с осетром или два, пол-30 стерлядей вислых на архиепискупа, 1500 судоков головы, 300 ходит щук и лещов и стерлядей, и коли которой рыбе лов, и тое дают к Москве поболе. 2. Да с ыгуменом же и з старцы емлют рыбы едебной: 1800 численого, 1300 лещевого, осетр пресносолной, осетр вислой, 30 щук болших, 30 судоков болших, 40 щук на ухы, лещиков на жаренье, 30 окуней, 6 семог, 3 нелмы, 2 рыбицы белые, 20 сигов свежих, 20 сигов просолных, 13 лососей, 3 стерляди вислые, по 10 прутов семжины и лососины, белая рыбица вялая, 16 пластей лещевых, 10 пластей язевых, лукошко (Л. 2 об.) икры черные, лукошко икры белые рыбицы, став икры красной, став патоки, решетка сорог и окуней мелких.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

А 486 иных городов митрополиты и архиепископы, которой изволит в монастыре у Пречистые Богородицы и у Чудотворца помолитися, и им такоже посылают соборного старца с кормом навстречю в Рукину Слободку. А как приедет к монастырю, и архимарит з братьею стречают во Святых воротех. Архимарит и священницы в ризы не облачаются. Токмо один священник облачится в ризы, а дьякон в стихарь. Священник держит крест на блюде, а дьякон с кадилом. А благовесту и звону нет. В церковь пришед, поют молебен < л. 142 >//собором 487 , будет изволит. А молебна в то время не изволит петь, октеньи не поют. А в келью такоже провожают собором. А на поезде из монастыря такожь подносит архимарит образ, и казенные поминки, и еству, и питие на дорогу. И провожают до Святых ворот собором. А звону не бывает. И до стану келарь и старцы не провожают. А случится с Москвы в монастырь быти боярину, и к нему встречати такоже посылают старца с кормом в Рукину Слободку. А как приедет к монастырю, и его во Святых воротах встречают келарь да старцы < л. 142 об.>//соборные. А архимарит встретит в паперти, и поют молебен собором, будет изволит. А в келью провожают келарь да старцы соборные. А на поезде из монастыря по тому жь провожают келарь да старцы соборные до Святых ворот. А архимарит не провожает к воротам. < л. 143 >// Роспись гостина стола ествам Капуста с сельдми Рыжики Икра черная Икра красная Студени окрошены от розных рыб Вязига Щука паровая Лещ паровой Стерлядь паровая Судок паровой Сиг паровой Спина семожья Шти Кружек телной Уха щучья Уха стерляжья Уха окунева Уха плотичья Уха мнева Уха судочья Потрох щучей Пирог росолной Пирог с вязигой Пирог мневой Пироги сладкие Пироги со пшеном Пироги с ягоды с ызюмом < л. 143 об.>// да 488 с винными ягоды Пироги кислые Карасики круглые Оладьи под сахаром Колодка под чесноком Щука росолна Лещь росолной Сиговина росолна Белая рыбица Осетрина Семга под лимоны < л. 144>// Роспись 489 , что отпускают у Троицы в Сергиеве монастыре в боярском столе еств Четверть хлеба белого 2 колача

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И однако ж сей великий боится греха, как слон мыши, да не како, иным проповедуя, сам неключим будет (1 Кор. 9, 27). 24) Не только пред скончанием мира диавол возглаголет словеса на Вышняго, как говорит Даниил (7, 25); но и ныне бывает, что он чрез наши помыслы; тяжкия возсылает хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит, и создания Его и Святые Христовы таинства. Мы же, твердо стоящие на камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости этого нечестивца, но верою и теплейшею молитвою вооружась и вышнего сподобясь пособия, смело отвещать врагу. 25) С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что изшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ея. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильною в Господе, окрыляется радостию, воодушевляется мужеством, видя сопровождающия ее небесныя силы и как стеною ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола: что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и спасения в Нем честный Его Крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. — От таких дерзновенных слов души хребет наконец даст диавол, раздирающий испуская крик, в безсилии устоять против имени Христова; душа же превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл ворону. — После сего она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место. 26) Что и малое некое искушение иногда по попущению полагает препону в преуспеянии ревнителю, да удостоверит тебя в сем Ехениис, малейшая рыбица, одним прикосновением своим останавливающая тьмами вещей нагруженный корабль и не дающая ему подвигаться вперед; припомни при том и того.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ГОРНАЛЬСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1865 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1865 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курской епархии Курской митрополии), находится в с. Горналь Суджанского р-на Курской обл. Основан иеромонахами Феодосием, Лаврентием, Кесарием, Памвой и старцем Никодимом, в авг. 1671 г. переселившимися из разоренного татарами и «воровскими людьми» Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . На правом крутом берегу р. Псёл на белых меловых утесах братия построила кельи. В 1672 г. указом патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II на имя митр. Белгородского и Обоянского Мисаила († 1684) мон-рь был официально учрежден (грамота опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 74-77). В том же году царь Алексей Михайлович пожаловал обители земли, а также «книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь» ( Антошечкина. 2006. С. 225-226). По преданию, дивногорские монахи принесли с собой икону свт. Николая Чудотворца, во имя которого в 1688 г. в Н. Г. м. была освящена небольшая теплая деревянная церковь. Первый настоятель - иером. Феодосий. Одним из благотворителей Н. Г. м. стал полковник Сумского казацкого полка стольник Андрей Герасимович Кондратьев († 1708), передавший братии земли и леса по р. Псёл, в окрестностях городов Суджа и Мирополье, а в 1688 г.- мельницу на р. Псёл, под с. Вел. Рыбица, с работниками. Насельники жили от продажи извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На вырученные деньги были построены деревянные колокольня, ограда с 2 въездными воротами, большой летний храм в честь Преображения Господня. Угловая башня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Угловая башня. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1726 г. еп. Белгородский и Обоянский Епифаний (Тихорский; † 1731) передал настоятелю (1726-1744) игум. Самуилу (Ленийскому) «в доброе смотрение» суджанскую во имя св.

http://pravenc.ru/text/2566152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010