– Это я тебе после объясню! – сказал Кирилл и перешел к молочной каше с сахаром, которую очень любил. Дьяконша и Мотя пришли и рассматривали диплом. – Его надо в рамку поместить! – сказала Мотя. Она припомнила, что у настоятеля отца Агафона все дипломы – и на священство, и на набедренник, и на скуфью – висели в рамках на стене. – Что ж, только и остается! – со вздохом заметила дьаконша. Мефодий ходил по комнате с видом негодования и все говорил, что он не понимает. Тетка с красными веками явилась и с умилением разглядывала диплом. – Ну, что? Подкрепился? А? Накушался? – спросил вошедший дьякон. Как человек, привыкший соразмерять и взвешивать каждый свой шаг, он пытливо заглянул в лица всех присутствующих и понял, что уже – свершилось. – Славная у вас рыбица! – сказал Кирилл и радостно взглянул на отца, как на единственного человека, который понимает и одобряет его намерения. – Из города! – сказал дьякон. – У нас ведь в колодцах рыба не водится! Тут дьякон понял, что теперь самое время развеселить всех приятной новостью. – А знаешь, Ариша, – обратился он собственно к дьяконше. – Кирилл-то у преосвященного был; преосвященный целовал его и сказал: «Есть, – говорит, – у тебя брат – дьякон Назар; он, – говорит, – во священники просился; так ты…» И видя, что все домашние слушают его с напряженным любопытством, дьякон на минуту остановился для того, чтобы подразнить их. – Или, может, не рассказывать? А? – Ну, как же?! Что же преосвященный сказал? – Ага! Любопытно! А вот возьму и не скажу! – Ну вот еще… Тогда зачем было начинать! – Впрочем, дьякон в конце концов, расскажет, и, конечно, ему самому хотелось этого больше, чем всем остальным. – «Так ты, – говорит, – скажи ему, чтобы он приехал, и я сделаю его священником». – Сказал? Суровое и сухое лицо дьяконши расцвело. Священство Назара – это была заветная ее мечта. Даже академическая карьера Кирилла стушевывалась перед этим благом. Что Кирилл! Вольная птица, заберется куда-нибудь за две тысячи верст, и поминай его как звали. Назар же – человек, привязанный к месту, коренной, куча детей у него. Он будет жить до веку на ее глазах. Да, это обидно, что младший сын ее, магистрант, идет в сельские священники, но зато какое огромное счастье, что старший сын, дьякон, будет священником, хотя бы и сельским. Мефодий радостно потирал руки; Мотя прыгала в соседней комнате, потому что ей перед Кириллом неловко было прыгать; тетушка рыдала от радости.

http://azbyka.ru/fiction/na-dejstvitelno...

Как отвечу на заботу твою, с которой ты во все дни о спасении душ наших печешься, в святом учении наставлением, и святейшей жизни прежних отцов примером, и полученного мной послания твоего богатством? Я не могу воздать тебе ничем, кроме благодарности и к Богу молитвами с обильными слезами. Подобает, чтобы во всякое время на всяком месте всем сердцем, всей душой, всеми силами моими, чистосердечным желанием, делом и словом на протяжении всей жизни моей возлюбил тебя. И не я только, но и все правоверные, праведные сердцем, полюбят и восхвалят тебя, почтят и прославят тебя вместе со мной, те, которые любят тебя, поставленного владыкой и наученного в святоотеческом законе и истине, как отца чествуют, и за тобой, искушенным во всякой премудрости основательных знаний и преисполненным учения, как за главой пойдут, жизнь, в которой прославляются блаженных души неложно, унаследуют. Ибо твое учение светлое темного Федора просвещает, и поэтому я великую благодарность воздаю тебе за твои благодеяния, чтобы избежать порока неблагодарности. Ведь неблагодарность – враг души, исчезновение добродетелей, сил душевных истощение, добродетелям конец и ветер жгучий, иссушающий источник милости, росу милосердия и поток благодати смущающий. По этой причине я прилежно повиновался и еще прилежнее буду всегда повиноваться повелениям твоим и благодарность свою делающим благо воздавать, потому что и звери, как мы видим, избегают порока неблагодарности и о данной им пище хранят воспоминание. Ведь я желаю, чтобы сочиненьице это неученое для твоих ученых ушей столь же приятно было бы, как для уст моих была приятна твоя рыбица, даром мне данная. Своими словами ты призываешь меня быть до конца стойким в терпении, в печалях и несчастьях моих, яснейшими советами послания твоего. Но поскольку люди, скорбям подверженные, в этом мире плавают, будучи в разном положении, поэтому для времяпрепровождения я сейчас также решил нечто краткое тебе написать. И для понимания этих вещей ты правильно, как мне кажется, поставил следующий вопрос: для устойчивости дела народного, или царства, или власти важнее правда или терпение? Если мы скажем, что терпение важнее для сохранения власти или царства, тогда напрасно составлены законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 52  голоса:  3.8 из  5) Байка о щуке зубастой В ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси! Лещи, окуни, ерши – все собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду. Вода той порой в Шексне всколыхалася; шел паром через реку, да чуть не затопился, а красные девки гуляли по берегу, да все порассыпались. Экая щука родилась зубастая! И стала она расти не по дням, а по часам: что день, то на вершок прибавится; и стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей, окуней подавливать: издали увидит леща, да и хвать его зубами – леща как не бывало, только косточки хрустят на зубах у щуки зубастой. Экая оказия случилась в Шексне! Что делать лещам да окуням? Тошно приходит: щука всех приест, прикорнает. Собралась вся мелкая рыбица, и стали думу думать, как перевести щуку зубастую да такую торовастую. На совет пришел и Ерш Ершович и так наскоро взголцыл: «Полноте думу думать да голову ломать, полноте мозг портить; а вот послушайте, что я буду баять. Тошно нам всем тепере в Шексне; щука зубастая проходу не дает, всякую рыбу на зуб берет! Не житье нам в Шексне, переберемтесь-ка лучше в мелкие речки жить – в Сизму, Коному да Славенку; там нас никто не тронет, и будем жить припеваючи да деток наживаючи». И поднялись все ерши, лещи, окуни из Шексны в мелкие речки Сизму, Коному да Славенку. По дороге, как шли, хитрый рыбарь многих из ихней братьи изловил на удочку и сварил забубённую ушицу, да тем, кажись, и заговелся. С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Закинет рыбарь удочку в воду, да ничего не вытащит; когда-некогда попадется стерлядка, да тем и ловле шабаш! Вот вам и вся байка о щуке зубастой да такой торовастой. Много наделала плутовка хлопот в Шексне, да после и сама несдобровала; как не стало мелкой рыбицы, пошла хватать червячков и попалась сама на крючок. Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная! Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало. Погубит, изведет. Голчить – говорить, кричать. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1561  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Да совершениемъ убо чисмянимъ красн и лп премудрый хитрецъ всея твари совершеную состави тварь» (Сочинения преподобного Максима Грека . Казань, 1862, ч. 3, с. 277; в рукописи ЦГИА текст дефектный). Этот текст, насколько нам известно, не получил убедительной интерпретации, а поэтому не ясна его связь с предшествующим посланием Федора Карпова. 650 ...зане великими скорбьми одрьжимъ есмь. – Указание на несчастья, которые мешают работать автору письма, не следует понимать буквально: это общее место средневековых посланий. 651 ...плачевнаа книга Иеремина... – Библейский пророк Иеремия после разрушения Иерусалима вавилонянами остался в городе и оплакивал родное пепелище (Книга Плач Иеремии). 653 ...на ркахъ Вавилонскихъ. – Намек на Псалтирь: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (136:1). 654 ...сладка твоа рыбица... – Сравнение письма с пищей относится к числу устойчивых метафор средневековых посланий (ср. выше сравнение с животными, которые не забывают «спричастимые пищи»). 658 …игреца Давида... – Библейский царь Давид (конец XI в. – ок. 950 г. до н. э.) был искусным музыкантом. 659 ...философъ нравоучителны Аристотель бесдуетъ во своей 10 книз нравъ. – Имеется в виду посвященное этическим и экономическим проблемам сочинение Аристотеля «Этика к Никомаху». 660 ...паче похотнию последуеть чювственому, неже правому словества суду. – Д. Фрейданк видит здесь отражение аристотелевской терминологии: похотнию – epithumía, чювственому – aisthtikós, словества – logistikón. 662 ...от пръваго зла Каинова... – Каин – библейский персонаж; из зависти убил своего брата Авеля. 665 ...язычская... – Одним из достоинств послания считалась его краткость; Федор Карпов боится растягивать свое письмо, чтобы оно не показалось адресату «варварским» (ср. в послании Филофею: «не варварски же»). 667 Златыа вки... любовь. – Цитата из Овидия («Наука любви», II, 277–278). Перевод М. Л. Гаспарова. 672 Нын живутъ... редка есть. – Цитата из Овидия («Метаморфозы», I, 144–145). Перевод С. В. Шервинского. 676 ...имя рек... – Распространение посланий в списках обычно сопровождалось удалением из них имен и конкретных реалий. 677 Уподобляет бо тебе наученному мужу... – Федор Карпов имеет в виду притчу из Евангелия от Матфея (13:52). 678 Омировым бо словомъ... – Ссылка на Гомера носит неопределенный характер, его имя используется для определения достоинств послания Филофея. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 9: Конец XV-nepbaя половина XVI века. - 2006. - 566 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Безъблагодарство бо врагь есть души, испражнение добродтелемъ, силам душевнымъ разсточение, добродйством пагуба и втръ жгомы, изсушаа источникъ милости, росу благоутробиа и потокъ благодати смущая. Сеа ради вины прилженъ бхъ и прилжне буду повелниемъ твоимъ всегда повиноватися и благодарение от себе благотворящимъ воздати, поне бо и зврие порокъ безъблагодарства бежати видимъ и спричастимые пищи хранити память. Азъ бо желаю, дабы писанейцо сие неученное твоимъ ученнымъ ушесем тако бы сладко было, якоже устомъ моимъ сладка твоа рыбица, 654 туне поданная. По предиреченных же веледушна мя твориши к терпнию даже до конца, свтлйшими епистолии твоей совщании во скорбхъ и противствх моихъ. Но зане человци в сем мир, скорбемъ подлежащие, въ разнныхъ чинхъ плавають, сего ради за провожение долгаго времени в настоящихъ такоже умыслихъ нчто тоб от малыхъ написати. И за разумъ тх спригодно то видяшеся послдующи сподвигнути слово: или дло народное, или царьство, или владычьство къ своей вчности паче приемлет правду или тръпние? Аще речемъ, яко тръпние паче есть потребно к соблюдению владычества или царства, тогда вотще сложены суть законы. Тогда обычаи святые и благые уставы разърушени и въ царствехъ, в начальствех, во градхъ, сожительство человкъ живеть безъ чину, или, аще к тому всемогий Богь безвстнаа и тайная премудрости своеа открылъ кому, или вселичн мудростию упрмудрилъ, или думою укрпилъ, или ратнымъ духомъ въружил, вся сиа Духу наплъняти мнимъ о блазмъ. Кто можеть противитися Богу – помилованныхъ от Бога нищетою или несмотрениемъ казнити, и гд паки положимъ святого апостола Павла поучениа: «Кто, – рече, – воиньствуеть своими оброки коли?» 655 Сирчь да царю въиньствуеть, а своими оброки довлится, а не царскими. И паки святый апостолъ Ияковъ глаголеть: «Се мзда, – рече, – длателей, длавших нивы ваша, лишена от васъ, въпиетъ; и вопиениа жавших въ уши Господа Саваофа внидоша». 656 И аще нивы жавших и длавшихъ тацхъ кричание въ уши Господа Саваофа внидоша, мъзды не взявших, колиц ми мниши болши быти великы труды подъемлящихъ за царя и за царство, и крови проливающи, и самую душу полагающе, и мъзду малу приемлюще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23) Великое нечто есть человек, возрастающий внутри и величаемый за добродетели. И однако ж сей великий боится греха, как слон мыши, да не како, иным проповедуя, сам неключим будет (1Кор.9,27). 24) Не только пред скончанием мира диавол возглаголет словеса на Вышняго, как говорит Даниил (7,25); но и ныне бывает, что он чрез наши помыслы; тяжкие воссылает хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит, и создания Его и Святые Христовы таинства. Мы же, твердо стоящие на камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости этого нечестивца, но верою и теплейшею молитвою вооружась и вышнего сподобясь пособия, смело отвечать врагу. 25) С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что изшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ее. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильною в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеною ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола: что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеете Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и спасения в Нем честный Его Крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. - От таких дерзновенных слов души хребет наконец даст диавол, раздирающий испуская крик, в бессилии устоять против имени Христова; душа же превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл ворону. - После сего она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место. 26) Что и малое некое искушение иногда по попущению полагает препону в преуспеянии ревнителю, да удостоверит тебя в сем Ехениис, малейшая рыбица, одним прикосновением своим останавливающая тьмами вещей нагруженный корабль и недающая ему подвигаться вперед; припомни при том и того, кто говорит о себе: я Павел, - толикий, однажды и дважды хотех приити к вам, и возбранил мне сатана (1Сол.2,18). Однако ж не приходи от сего в смятение, но паче подвизайся против сего с терпением и получишь благодать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/686/...

23. Великое нечто есть человек, возрастающий внутри и величаемый за добродетели. И однако ж сей великий боится греха, как слон мыши, «да не како, иным проповедуя, сам неключим будет» ( 1Кор. 9, 27 ). 24. Не только пред скончанием мipa дьявол «возглаголет словеса на Вышнего», как говорит Даниил (7, 25); но и ныне бывает, что он чрез наши помыслы; тяжкие воссылает хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит, и создания Его и Святые Христовы таинства. Мы же, твердо стоящие на камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости этого нечестивца, но верою и теплейшей молитвою вооружась и вышнего сподобясь пособия, смело отвещать врагу. 25. С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ее. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильной в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого дьявола: что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и спасения в Нем честный Его Крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. – От таких дерзновенных слов души хребет наконец даст дьявол , раздирающий испуская крик, в бессилии устоять против имени Христова; душа же превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл ворону. – После сего она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место. 26. Что и малое некое искушение иногда по попущению полагает препону в преуспеянии ревнителю, да удостоверит тебя в сем Ехениис, малейшая рыбица, одним прикосновением своим останавливающая тьмами вещей нагруженный корабль и не дающая ему подвигаться вперед; припомни при том и того, кто говорит о себе: «я Павел, – толикий, однажды и дважды хотех прийти к вам, и возбранил мне сатана» ( 1Сол. 2, 18 ). Однако ж не приходи от сего в смятение, но паче подвизайся против сего с терпением и получишь благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Особого внимания заслуживает спроектированная курским архит. Грозновым ц. арх. Михаила (1828-1833) в с. Густомой Льговского р-на - строгая, в виде ротонды на четверике, с небольшой трапезной, 2-ярусной колокольней (не сохр.) и монументальными дорическими портиками. Грознов перестраивал нек-рые старинные храмы Курска в ампирной стилистике, в т. ч. Смоленскую или Георгиевскую ц. (1754, перестройка - 1832, не сохр.), ц. арх. Михаила (1767). Уникальное по архитектуре здание представлял собор во имя Св. Троицы (1783) в пос. Глушково Глушковского р-на, перестроенный помещиком и архитектором-любителем С. П. Потёмкиным в 1822 г. Собор был в 1933 г. переделан в Дом культуры, при этом утрачены большая часть основного объема и колокольня. Трехчастная композиция включала кубический 5-главый храм с купольной ротондой в завершении и квадратными барабанами малых глав, трапезную и 5-ярусную колокольню, к к-рой с торцов примыкали 2-этажные паперти, оформленные пилястрами и фронтонами. Интерьер был богато украшен скульптурой, лепниной и живописью в технике гризайль в духе ампира: кессонированный свод трапезной поддерживали наподобие кариатид античного Эрехтейона фигуры крылатых ангелов. В епархии сохранилось большое число церковных сооружений 2-й пол. XIX в. в стиле эклектики. Часто использовались присланные из С.-Петербурга образцовые или местные типовые проекты. В 50-80-х гг. XIX в. доминировал русско-визант. стиль в духе проектов К. А. Тона. Наиболее значительное сооружение этого стиля - собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. (1852-1860, архитекторы Н. И. Козловский, В. А. Сербин, губ. архит. М. Л. Григорьев). Шестистолпный 5-шатровый собор с нартексом и характерными щипцовыми завершениями центральных фасадных прясел представляет собой вариант образцового проекта Тона ( Тон. 1838. 8). Тот же тип храма с колокольней был применен и в ряде храмов: Знаменской ц. (1863) в с. Борки и Преображенской (70-е гг. XIX в.) в с. Замостье, обе - в Суджанском р-не. Образцовые проекты Тона для 5-главых храмов типа ц. во имя мч. Мирона лейб-гвардии Егерского полка в С.-Петербурге (1849-1855, не сохр.) или Вознесенского собора в Ельце (между 1845 и 1889) использовал в своей работе курский гражданский инженер Пироговский. Особенностью этих проектов являются 4 закомары на фасадах: церкви арх. Михаила в Мирополье (1855) и в с. Вел. Рыбица (1857) в Сумской обл. Украины; храмы праведных Иоакима и Анны (1852) в с. Долгом Золотухинского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1893) в с. Становом Тимского р-на, у обоих утрачены малые главы. Близки к этому ряду церкви в честь Рождества Христова (1851-1861) в с. Уланок Суджанского р-на, в честь Покрова Пресв. Богородицы (60-е гг. XIX в.) в с. Илёк Беловского р-на и в с. Банищи (1880-1881) Льговского р-на. Знаменский собор во Льгове (1850, не сохр.) в виде массивного куба, увенчанного луковичной главой на барабане, и с шатровой колокольней также имел сходство с проектами Тона.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Раскольники из «Киевского патриархата» пытались захватить православный храм в Сумской области Украины 03.12.2009 Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий (Гутченко) заявил о попытке приверженцев " Киевского патриархата " захватить Архангело-Михайловский храм в городе Ахтырка Сумской области Украины . Верующие воспринимают " такое пренебрежение их законными интересами " как попытку дестабилизировать ситуацию в регионе, " используя религиозный фактор " , говорится в телеграмме владыки главе обладминистрации Николаю Лаврику. Иерарх также сообщил, что 25-26 ноября в селе Великая Рыбица в той же области сторонники " Киевского патриархата " собирали подписи среди жителей за то, чтобы местный приход перешел к этой самопровозглашенной организации. Кроме того, была предпринята попытка склонить старосту к передаче молитвенного дома. " Во время нашей последней встречи Вы заверили меня, что на Сумщине больше не будет захватов храмов, что Вы приложите усилия для создания атмосферы спокойствия в межконфессиональных отношениях " , - сказано в телеграмме. Однако, продолжил владыка Евлогий, упомянутые факты " не дают оснований для оптимистичных выводов " . Он призвал Н.Лаврика защитить " конституционные права и интересы православных общин Сумской епархии УПЦ и положить конец попыткам захватов православных храмов со стороны приверженцев УПЦ КП " . " Считаю, что Вы имеете достаточно властных полномочий для налаживания общественного мира в области. Сумщина должна перестать быть регионом церковного рейдерства и систематического нарушения конституционных прав и свобод православных граждан " , - говорится в телеграмме. В июле этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на переговорах с президентом Украины Виктором Ющенко среди прочего затронул проблему нарушения прав православных в Сумской области, где был отмечен ряд захватов храмов канонической Украинской Православной Церкви. Озабоченность захватом храмов на Сумщине выражала и депутат Европарламента Татьяна Жданок. Как сообщалось, в феврале сторонники " Киевского патриархата " обманным путем завладели зданием и имуществом православного храма св. Параскевы Пятницы в селе Гудымы, а накануне Пасхи захватили Свято-Преображенский храм в селе Беево. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.12.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7561.html

Тогда, говорит автор, родились киты великие подобные островом, другие же – «дробни» (мелкие рыбы) и наполнили моря, реки, озера, блата. О чудо! как могло водное естество – мякко и разливаемое, и бездушное – произвести этот бесчисленный род с плотью и костьми?! «Смотри же, жестосердый жидовине, како роди Дева младенца: тако убо плоть и кость понесе Он (младенец), естества человека от Девы приемь, но божества в себе силу не описанну нося» 68 ... Дальнейшее объяснение в Палее почти буквально сходно с Шестодневом Иоанна Экзарха. «Небо украсилось звёздами, земля – произрастениями; украшаются, по слову Творца, и воды живыми тварями. По слову Господа моря, реки и озера наполнились рыбами и „не бысть праздна тогда ни тина, ни кал“, потому что в этот же день явились жабы, комары и „весь жупелный род“» 69 . Птицы произошли также «от воды» потому, что у них есть некоторое сродство с плавающими: как рыбы рассекают воду посредством движения перьев и «ошибием» (хвостом) управляя, так и птицы плавают по воздуху на крыльях 70 . Но кто может «исписать сущий род рыбный, и птиц, и гад, тот может и звёзды небесные исчислить или, сосудом черпая, измерить море» 71 . После этого следует описание некоторых пород птиц и рыб. «Есть морская птица алконост (в русском переводе: зимородок). Он имеет обычай вить гнезда у самых берегов и кладёт яйца на песке. Когда алконост сидит на яйцах, то море бывает непоколебимо в продолжение семи дней, потому что в семь дней алконост выводит своих птенцов. Мореплаватели знают это, и называют эти дни алконостовыми» 72 . «Есть в море Скинопонте (?) малая рыбица, называемая ехиний (в рус. пер. прилипала), она останавливает величайшие корабли и держит их Дóндеже норцы отрежут её от дна корабля» 73 . «Морской ехиний (в рус. перев. морской ёж) даёт знать пловцам о тишине и буре. Когда он предчувствует бурю, то всходит на камень и на нём, как на якоре, с твёрдостью выдерживает бурю. Поэтому, когда мореплаватели заметят это, то в ожидании бури спешат в пристани» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010