У Бога недолго, а у нас тотчас. У Бога палок много. У Бога света все приспето. 20 У богатого груз в корабле, у бедного хлеб на уме. У богатого мужика уродил Бог сына дурака. У богатого сто рублей лежит, а у бедного остальной бежит. У богатого телята, а у бедного ребята. Убогой рад киселю, а богатому и золото в горло нейдет. 25 Убогой, что уродливой (юродивый), что есть, то и носит. Убогому ласина, а богатому лысина. Убог камени не гложет, а богат золота не глотает. Убог монастырь, игумен сам воду носит. У боярина семь дочерей, будет из них смерд и жена. 30 У брюха нет ушей. Убыток учит нажить прибыток. У бедного богатства блохи, да вши, больше не ищи! У бедного и два гроша куча хороша. У бедного шуба овечья, а душа человечья. 35 У вас дрова рубят, а к нам щепки летят. У волка в роте (в зубах), Егорей дал. У вора заячье сердце, и спит и боится. У вора не хер на лбу написан; почем его узнаешь? У вороны искал петух обороны. 40 У всякого молодца своя ухватка. У всякого Павла своя правда. У всякого попа по-своему поют. У всякого празднества не живет без дуровства. У всякого Фомки не без хомки. 45 У всякой скотинки есть ласинка. Увязывай плачучи, а развязывай скачучи! Увечье чести не отымет. Угличане толокном Волгу перепрудили. Уговор лучше денег , будь на слове лишь добренек! 50 У голого порой бывает пир горой; да горько после пиру, ходить за хлебом по миру. Уголь сажи не белей, а возьмешь его смелей. У горького бортника и мед горек. Угорела барыня в нетопленой горнице. У горя и у нужды и Фома дворянин. 55 Угрозы глупым страх. Уда серебрена волочит рыбу со дна моря. Удастся голубец, а не надо и дубец. Удалой долго не думает. Удалой о том не тужит, что конь не служит. 60 Удалому все трын-трава. Удалось теляти волка поймати! Удалось сидню с печи упасть. Ударил лицом своим в грязь, хоть и князь. Удастся квас, а не удастся кислы щи. 65 Удача кляча, лишь скачи да кричи! Удача попович, проскурнин сын. У денег нету глаз, хоть ты бросай их в грязь. Удица крива, да рыбица пряма. У добра всегда ноги кривы.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Пригож хохолок на несучке (коли курица . Не смотри на кличку, смотри на птичку. Не смотри на дело, смотри на отделку. Не дорого дело, дорого угодье. Письмо дороже сумы. Шпага дороже ножен. Не будь складен, да будь ладен. Не горшки купят (т. е. покупают), а угодники (т. е. угодье) . Черная корова, да белое молочко. Черен мак, да бояре едят. Нужды нет, что плохо имя: была бы хорошо вымя. Мыло серо, да моет бело. Бела береста, да деготь черен. Криво впряг, да поехал так. Сиди криво, да суди прямо! Кривы дрова, да прямо горят. Улица крива, да рыбица пряма. Криво дерево, да яблоки сладки. Сук да кривулина, а яблочки сквознина. Крива свиль, да столяры хвалят. Дерево смотри в плодах, человека в делах. У бабушки криво век было, да дедушка не хулил. Не ладно скроен, да крепко сшит. Неуклюж, да дюж. Не отесан кряж, да навес держит. Не ради красы шуба, ради тепла. Не ради пригожества, ради крепости. Не тем красен пир, что в трубы трубят, а тем, что люди людям любы. Рогожный парусок лучше крашеный весел. Лучина с верою чем не свеча? Не красиво, да скажешь после спасибо. Не красиво, да спасибо. Лыс конь – не увечье; плешив молодец – не бесчестье. Не порок, что хвост короток: везла бы воз да кряхтела. Хоть кафтан и сер, а ум не черт съел. У серого армяка казна толста (а синий армяк мот) . Не пыльна, да денежна. Не рысиста, да без спотычки. Спутан из лычка, да набит ремешком. Черен, да задорен; бел, да не смел. Хоть серо, да сбойливо. И серо, да носко. Платье черненько, да совесть беленька. Рожа кривая, да совесть прямая. Глазами и кос, да душою прям. Грамота тверда, да язык шепеляв. Щедровит, да миловид, а и гладок, да гадок. Хоть щедровит, да денежкой дарит. И ряб, да люб; и кос, да на меня похож. И кривоног, да спляшет; и прям, да не ступит. И косолап, да цеп из рук не валится. Сморчком глядит, а богатырем кашу оплетает. Не сто ит гроша, да походка хороша. Голосиста пташка, да черна рубашка. Без хвоста птица – ком. Без гребня петух – каплун. Не из тучи гром гремит, а из навозной кучи.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Рыболове влекуще невод. Тяжку же ему сущу, – радовахуся и плясаху 384 , многу ловитву, мняще, быти. Егда же невод на брег извлекоша, тогда рыб убо обретоша мало, камень же в сети великий обретоша , – скорбети начата не толико о малости рыб, елико о сем, еже сопротивная восприяша 385 . Един же некто от среды их старейший рече: «Не скорбим, о друзи! Ибо радости всегда 386 , яко же обычай, бывати сестра скорбь. И вам такоже подобает, прежде радующимся, всячески же и поскорбети». ТОЛКОВАНИЕ. Притча знаменует, яко не подобает скорбети, аще что и не получим. 16. О рыболовех Рыболовы на ловитву изшедше. И понеже многое время трудившеся, не уловиша ничтоже, зело скорбяху и разытися хотяху. Абие же рыбица селдь 412 , от великих рыб гонима, в корабль их скочи. Они же и сего вземше, с радостию разыдошася. ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко множицею 413 , яко художество 414 не подаст, сие случай дарует. 17. О жабах 415 Жабы две во езере пасяхуся. На весне 416 же езеру изсохшу, они же, оставльше се, искаху иного и обретше глубокий кладезь. Узрев, едина другой глаголет: «О друже! Снидем в сей кладезь». Другая отвещав рече: «Аще убо и та, яже в нем , вода изсохнет, то како от него изыдем?» ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко не подобает неразмысленно и неразсудително 417 приступати к вещем. 18. О старом мужи и о смерти Старец некто дрова секий в горе и на раму 418 несый. И понеже многий путь идый, утрудися, сложи с себя на землю дрова и смерти приити призывание. Смерти же абие представши и вину вопроси: чесо ради ю призывает? Старец же, убоявся 419 , рече: дабы взяла сие бремя дров и на его раму возложила. ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко всяк человек любоживотен сый: аще и тмами 420 бед впадый, мнится смерти призывати, но обаче 421 жити множае, нежели смерти, желает. 19. О бабе и о враче Баба некая , болезнующи очима, призва некоего врача, и на мзде согласившеся тако: аще убо исцелит ю, хоте ему мзду дати; аще ли же ни – ничто же дати. Восхоте убо и врач тако врачевати. И на всяк день приходя к старейшей 422 и очи ея мазаше мастию , еже никако же возрети в то время ей от помазования не могущы. Он же, егда она не смотряше 423 , едино нечто из дому ея от сосудов украдый, отхождаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь апостола Андрея Первозванного в архитектурном ансамбле усадьбы Шаховских " Белая Колпь " по адресу: Шаховской район, с.Белая Колпь, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Современный адрес: с/п Раменское, с.Белая Колпь, ул.Западная, д.21. Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г. Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что в селе стоял деревянный храм в честь мученика Андрея Стратилата и другая церковь Косьмы и Дамиана. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев. Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. В 1813 году была составлена " Ведомость Московской епархии и губернии Волоколамского округа Воскресенской церкви, что в селе Белая Колпь состоящей в благочинии Знаменского священника Никиты Евграфова " , в которой перечисляются приходские церкви и священнослужители. Так, на 1813 год в Воскресенской церкви служили: священник Михаил Иванов, 31 года, закончивший Саввинскую семинарию и 25 декабря 1806 года произведенный в священники к Андреевской церкви епископом Дмитровским преосвященным Августином; диакон Козма Никитин, 24 лет, обучавшийся в Московской академии, произведенный в диаконы к Андреевской церкви 25 июня 1810 года тем же епископом; дьячок Николай Иванов, 31 год. Также указано, что после умершего в селе Белая Колпь священника Иосифа Яковлева остались вдова Агафья Никитина и дочь Пелагея.

http://sobory.ru/article/?object=01149

В 1787 г. к юго-западному углу церкви был пристроен Ефремовский придел, к которому в 1812 г. пристроили двухъярусную колокольню. В 1878 г. был надстроен третий ярус колокольни, увенчанный шатром. Второй придел, освященный во имя святителя Арсения, епископа Тверского и мученицы Татьяны, построен в 1864-1867 г.г. у северо-западного угла храма. Настенная живопись относится к концу XVIII – середине XIX в.в. Иконостас датирован исследователями XVIII веком. Под главами Троицкой церкви имеются два свода, между которыми устроены три потайных помещения, предположительно служившие для хранения церковной утвари, а также в качестве убежища для жителей на случай нападения неприятеля. В ограде, окружавшей храм, имелось несколько ворот. Вокруг церкви когда-то существовало кладбище. Единого мнения о происхождении названия «Белая Троица» среди исследователей нет. По одной из версий, кровля Троцкого храма была покрыта белой черепицей, поэтому его стали называть Белой Троицей. Согласно другой версии, церковь принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю и не платила подать, то есть была «белой». После застройки Затьмачья по новому регулярному плану, принятому в 1777 г., «Белая Троица» оказалась рядом с границей города. Вокруг приходского храма была сформирована площадь. Архитекторы XVIII века не хотели изолировать Троицкую церковь от границы Твери жилым кварталом. По замыслу градостроителей, «Белая Троица», широко раскрытая вовне, должна была встречать подъезжающих к городу со стороны Старицы. Храм должен был стать парадным убранством Старицкой заставы. Позднее градостроительные планы были изменены, между границей города и церковью появилось несколько кварталов, «Белая Троица» оказалась практически в центре Затьмачья. По одному из старинных преданий, связанных с храмом «Белая Троица», в давние времена существовал подземный ход длиной до 250 сажен, в котором во время набегов неприятелей городские жители укрывались и прятали свое имущество. Троицкая церковь – единственная в Твери, в которой богослужения практически не прекращались даже в советские годы, исключением стали только несколько лет в конце 1930-х г.г. После разрушения кафедрального Спасо-Преображенского собора на «Белую Троицу» были возложены функции главной церкви Тверской кафедры, отныне она стала именоваться собором.

http://sobory.ru/article/?object=00015

Белая. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1787 и 1901. Адрес: Кировская область, Фаленский район, с.Белая Координаты: 57.985838, 51.676673 Проезд:Дорога Фаленки-Уни (частично битый асфальт, частично гравийка). В селе Талица поворот по указателю на с. Белая. От поворота 12км(гравийка/бетонные плиты). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы села Белая, Фаленского района. В конце XVII века в Хлыновском уезде довольно большая территория (центр и юг Вятки) называлась «Филипповской Слободкой». И «В 1703 году выборной крестьянин Елизар Иванов сын Жвакин с мирскими людьми подал челобитную, в которой просил о построении в Филипповской слободе Святицкой волости, на устье Белой речки вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сорока мучеников, мотивируя свою просьбу тем, что де от той их Святицкой волости все церкви находятся на дальнем расстоянии, верст по двадцать и более, и ездить на богомолье крайне затруднительно». Но в своей челобитной Елизар Жвакин не указал о выделении земли под церковное строение, под дома служителей, под кладбище, под пашню и сенокосы для церковных служителей. Челобитная из Вятской епархии была возвращена Жвакину обратно без рассмотрения до решения всех земельных вопросов. Два года решали мирские люди вопросы о выделении земли из своих угодий и в октябре 1705 года выборный крестьянин Елизар Иванов сын Жвакин, Стефан Лысков, Прокопий Скрябин, Иван Шуклин, Трофим Оверин с мирскими людьми подают новую челобитную, четко обозначив место под земли «в Филипповской Слободке вверх по Святице реке по нижнюю сторону раменья, под Черным лесом». Смелые бельские жители, имея в приходе всего 25 дворов, обязались на кровные деньги и своими силами строить деревянную церковь. 20 октября 1705 года Вятский архиепископ Дионисий выдал бельским прихожанам благословенную грамоту на построение в Филипповской слободке вверх по Святице реке на устье Белой речки вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сорока Святых Севастийских Мучеников, в которой оговаривались условия и требования: «...а вверх бы той церкви был не шатровый, и алтарь сделать прирубной, круглый, из алтаря построить три двери: царские, северные и южные, и святые иконы поставить по чину, а как та святая Божия церковь построится и ко освящению изготовится и земля в отводе и в очищении под дома попу с причетниками и под пашню, и под сенные покосы, и под огородцы, и под скотский выгон в готовности будет, тогда и будут даны указания на освящение той церкви и выдан антиминс из града Хлынова из соборной церкви».

http://sobory.ru/article/?object=09042

Из этой благословенной грамоты можно представить, как выглядела первая деревянная церковь в село Белая. Умелые мастера в течение полутора лет срубили деревянную церковь, и в августе 1707 года церковь была освящена, и в ней начались службы. К 1744 году первая деревянная церковь обветшала и стала тесной, т.к. приход по количеству прихожан значительно вырос, поэтому поп Трофим и прихожане села Белая просят разрешение на строительство новой, более просторной церкви. В этом же 1744 году в селе Белая начато строительство, и шло оно три года. Церковь была освящена 13 декабря 1748 года. Теперь в селе стояли две деревянные церкви. Бельские прихожане, привыкшие к старой уютной деревянной церкви, долго ее не разбирали, и она простояла в селе еще более 7 лет. 9 марта 1773 года, через 25 лет, деревянная церковь была расширена, к ней был пристроен теплый придел во имя Сорока Севастийских Мучеников. 29 июля 1787 года эта деревянная церковь сгорела «от мгновенного запаления», т.е. от молнии. После пожара бельские прихожане построили небольшую временную деревянную церковь, в которой и велась служба. 23 августа 1787 года бельские крестьяне обращаются с челобитной, подписанной священником села Белая Андреем Сунцовым, церковным старостой Андреем Беляевым и выборным от приходских людей крестьянином Филиппом Петровым сыном Шуклиным, в которой просят о построении в селе Бельском, вместо сгоревшей деревянной церкви, вновь каменной в именование Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами — правый во имя Святителя и Чудотворца Николая, а левый во имя Сорока Мучеников. 26 августа 1787 года Вятский епископ Лаврентий дал бельским прихожанам храмозданную грамоту за 1898 на построение в Бельско-Богородицком приходе новой каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Сорока Мучеников. В приходе начался ежемесячный подворный сбор денег и изготовление кирпича на кладку церкви. Каменная церковь строилась 10 лет на собственные деньги бельских крестьян. Сначала была построена теплая церковь, но не на два придела, а только на один, освящена 1 февраля 1797 года во имя Святителя Николая и в ней начались службы.

http://sobory.ru/article/?object=09042

Киев. Собор Николая Чудотворца. Никольский военный собор, Великий Микола /// Объект утрачен Общий вид с юго-запада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196838. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/22. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева .. - .. Никольский военный собор. Восточный фасад, 1900-1910 г.г. На переднем плане деревянные хозяйственные постройки. Из коллекции Красовского, II-44. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 11,8х8,8 см. Номер в Госкаталоге: 8196525. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/21. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева 1 июня 1900 Фрагмент фасада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196682. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/26. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева 1 июня 1900 Вход, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 10,3х8,4 см. Номер в Госкаталоге: 8196626. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/27. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева 1 июня 1900 Карта и ближайшие объекты Никольский военный собор в Киеве — православный храм, построенный в 1696 году по инициативе и на средства гетмана Ивана Мазепы . Располагался рядом с Пустынно-Николаевским монастырем. Уникальный образец украинского барокко. Располагался высоко над Днепром, напротив гостиницы " Салют " , теперяшняя улица Ивана Мазепы. По решению советских властей был снесен в 1934 году. «За северной стеной вала, ограждающий Печерский городок, у склона днепровских гор, располагался Никольский монастырь. Его территория была огорожена деревянным “заметом”, западная линия которого шла параллельно дороге, ведущей из Печерского местечка в город. Детальную привязку этого монастыря мы находим в тексте верхней надписи плана Ушакова, где говорится, что «Никольский монастырь по мере в длину по дороге мимо столба 180 сажень, поперег по горе до бояраку, где Старый монастырь в длину 135 сажен, от ворот, что подле монастыря от посаду по дороге к Печерскому монастырю до Киевских ворот 324 сажени…».

http://sobory.ru/article/?object=34156

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Белокриницкий старообрядческий Свято-Успенский собор Карта и ближайшие объекты Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Свято-Успенский собор, построенный в период 1900-1908 годов, как главный храм женского монастыря в селе Белая Криница. Храм строился на средства богатой семьи московских староверов Глеба и Ольги Овсянниковых. В память о погибшем сыне Александре родители выделили на возведение храма солидную сумму - 500 тысяч карбованцев золотом. Официально автором собора считается австриец В. Клик, а среди инженеров-консультантов значится русский архитектор Александр Кузнецов, один из лучших мастеров позднего русского модерна. Думается, что это ошибка. Село Белая Криница тогда находилось на землях австрийской империи, и, вероятно, собор строил В. Клик по проекту А. Кузнецова, ведь так тонко владеть неорусским стилем мог только россиянин. Храм возводил подрядчик Тряпкин, прибывший из Москвы. Строительные материалы, гранитные детали и отделка для храма были доставлены непосредственно из Москвы. Специально были привезены две подводы русской земли под фундамент храма. Собор представляет собой грандиозный пятиглавый крестово-купольный храм. Центральный купол и четыре главы, поставленные по сторонам света, увенчаны позолоченными крестами. Мощные формы собора богато декорированы элементами неорусского стиля – кокошниками, арками, гирьками, бусинами, подзорами, выполненными из глазурованного кирпича, резного камня, майолики, прорезной позолоченной меди. Стройная многоярусная колокольня по высоте превышает собор, богато украшена и увенчана шатром, покрытым глазурованной черепицей, и маленькой главой с крестом. Западный вход в храм акцентирован перспективным порталом с мощными арками и колоннами в русском стиле. Одновременно с собором была возведена каменная ограда монастыря и арка ворот. Интерьер собора украшают большой и два малых дубовых иконостаса, выполненные во Владимире, иконы написаны мастерами Палехской иконописной школы и украшены серебряными и золотыми окладами; паникадила изготовлены по древневизантийским образцам. В соборе почивают мощи святых персидских мученников Дады, Гаведая, Каздоя и Гаргалла.

http://sobory.ru/article/?object=33573

При этом священнике был в 1867 г. основан и освящен новый придел во имя свят. Арсения и муч. Татьяны; в 1874 г. при нем были построены два церковных дома на средства потомственного почетного гражданина И. И. Боброва и в одном из них в 1875 г. основана была церковно-приходская школа. При нем же в 1878 г. была надстроена колокольня, построенная в 1818 г., на целый ярус, настлан деревянный пол в холодной церкви на белокаменный, а вокруг церкви была построена каменная ограда с чугунною решеткою старостой Добринским. В 1878 г. на средства прихожан братьев Ивана, Степана и Алексея Борисовичей Барановых слит новый колокол весом в 311 пуд. 4 фун. и стоимостью в 6000 руб. Колокол этот был слит тверским мастером Клевуновым и по достоинству своему, по мягкости и гармоничности звука должен быть отнесен к числу лучших колоколов г. Твери. Особо памятным для прихожан является посещение Троицкого храма в 1858 г. Государем Императором Александром II и супругою его Государыней Императрицею Мариею Александровною, которые были встречены священником А. И. Пешехоновым. О визите Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны сохраняется медная доска, которая находится в храме на западной стене главного придела. В.И. Некрасов «Церковь Белая Троица в г.Твери». - Тверь. Типография Губернского Правления, 1900 г. Белая Троица — старейший храм и сооружение вообще во всей Твери. Памятник архитектуры федерального значения. Храм построен в 1564 году, а в течение 25 лет в 20 веке он был кафедральным собором Тверской епархии. Храм был построен московским купцом Гаврилой Андреевичем Тушинским в 1564 году. Находится в исторической части города Затьматьче, на пересечении улицы Троицкой с переулком Трудолюбия. Длина собора около 32 метров, ширина 20 метров. Предположительно в XVII веке храм был перестроен и стал семиглавым, в таком виде он сохранился до наших дней. После перепланировки города при Екатерине II собор оказался на краю города, но позже Тверь выросла и храм оказался в центре Затьмачья. До 1990 года Белая Троица была кафедральным храмом Тверской епархии и единсвенным действующим храмом в городе с населением 400 000 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00015

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010