В отчете вашингтонского аналитического центра «Институт изучения войны» за 2014 год (основной рупор ЦРУ и международного сионизма, антирусский центр в Украине, смотрите подробно здесь и здесь ) Мариса Салливан делает убедительный вывод: «Теперь у Хезбаллы есть кадры боевиков, которые имеют опыт ведения наступательных операций в городских условиях. А ротация боевиков в Сирии дала новобранцам или резервистам опыт на поле боя. Более того, подразделения Хезбаллы также приобрели опыт координации с союзными силами в бою, а также материально-технического обеспечения в течение более длительных периодов времени». По мнению экспертов нашей Академии, ЦАХАЛ не смог, особенно из-за поведения высшего командования и сухопутных войск, обеспечить эффективный военный ответ на вызов, брошенный ему войной в Ливане, и, таким образом, не смог обеспечить политическому эшелону военное достижение, которое могло бы послужить основой для политических и дипломатических действий. Ответственность за эти результаты лежит главным образом на ЦАХАЛе, но несоответствие между образом действий и целями, определёнными политическим эшелоном, разделяет ответственность. Способность Хезбаллы вступить в еще один полномасштабный конфликт с Израилем, конечно, в значительной степени ограничена нестабильным характером более широкого ливанского общества. Разрушительный взрыв 2020 года в гавани Бейрута обнажил плачевное состояние управления страной и слабость политических институтов, опустошенных годами коррупции и бесхозяйственности. Но если Иран серьезно поможет Хезбалле, то Израиль будет ликвидирован, и это станет началом конца сионизма! В этом контексте значительная часть ливанского народа восприняла Хезбаллу враждебно — она в меньшей степени является хранителем суверенитета страны и в большей степени представляет собой религиозную угрозу. Однако общественное мнение является изменчивой сущностью, и особенно, когда речь идет о войне и конфликте. В 2006 году, например, решение Израиля бомбить цели в Ливане, включая бейрутский международный аэропорт имени Рафика Харири, позволило добиться широкой поддержки Хезбаллы в стране в тех местах и среди слоёв населения, где раньше она отсутствовала.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/18/et...

Приношу искреннюю благодарность и всем моим сотрудникам, кто поделился своими мыслями на страницах нашего маленького журнала по вопросам о просвещении приволжских инородцев. Если кто дорожит судьбою нашего бедного, но пока единственного в Приволжьи миссионерского периодического издания, то пусть поможет ему в ближайшем будущем и делом, и словом». 9 Помимо журнала, в 1911 г. «Кружком сестёр-сотрудниц» БСГ была выпущена небольшая, но весьма любопытная книга «Во славу Божию». В неё вошли: работа известной православной миссионерки М.А.Черкасовой «Наискорейший способ научения чтению и письму» 10 , а также отредактированные епископом Андреем рукописи самой Марии Александровны «Как Пресвятая Богородица меня исцелила» (1898 г.) и её сотрудницы – православной арабки А.Д.Абдо «Об основании Бейрутских школ Императорского Православного Палестинского Общества» (1909 г.). Рукописи эти привезла из Бейрута одарённый педагог, публицист и этнограф С.В.Бобровникова (урождённая Чичерина) 11 (1867 – 1918) – супруга педагога-просветителя Н.А.Бобровникова (приёмного сына выдающегося русского миссионера Н.И.Ильминского и брата жены «апостола чуваш» И.Я.Яковлева), племянница русского правоведа и философа Б.Н.Чичерина и сестра будущего народного комиссара по внешним делам РСФСР (затем – СССР) Г.В.Чичерина. Весной 1909 г. она посетила несколько учебных заведений «Императорского Православного Палестинского Общества» в Палестине и Сирии, где, как отмечала сама С.В.Бобровникова в предисловии к означенной книге, наиболее сильное впечатление на неё произвели «учебные заведения этого общества в Бейруте, руководимые Марией Александровной Черкасовой». «В них, – писала она, – я встретила не только замечательную постановку учебного дела и выдающиеся успехи учащихся в русском языке, но и образцово поставленное воспитательное дело. Учащие и учащиеся с Марией Александровной во главе образуют как бы одну большую семью. Весь распорядок школы, вся жизнь её держится уважением и любовью к «Маме-Московите», так зовут Марию Александровну православные жители Бейрута». 12

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стремясь предотвратить повторение конфликтных ситуаций, связанных с претензиями греч. Патриархатов на участие в выборах Антиохийского первоиерарха, М. разработал новый устав АПЦ, к-рый был утвержден Синодом в 1900 г. Устав предписывал избирать патриарха только из архиереев Антиохийского престола, бывших тур. подданными не меньше чем во 2-м поколении. Епископы должны были знать язык своей паствы и постоянно проживать в епархиях. Оговаривались прерогативы Синода, поместных Соборов и смешанного совета, в к-рый входили архиереи и представители от мирян. Современники оценивали Патриаршество М. как время духовного подъема правосл. арабов. Создавались благотворительные и просветительские учреждения, стимулировавшие консолидацию и рост самосознания общины. Главным образовательным проектом М. стало открытие в Баламанде духовной семинарии (1900), ставшей крупнейшим учебным заведением в АПЦ. Курс семинарии, рассчитанный на 6 лет, включал церковные и светские науки. Лучшие из выпускников продолжали образование в российских духовных академиях. Смена игуменов ставропигиальных мон-рей позволила увеличить доходы, поступавшие от обителей в казну Патриархии. Эти средства М. направил на ремонт ряда храмов и постройку патриаршего подворья в Антиохии (Антакье). Рост численности правосл. населения в Горном Ливане побудил патриарха выделить в 1901 г. из состава Бейрутской митрополии митрополию Гор Ливанских с центром в Библе (Джубайле). Арабизация АПЦ привела к значительному усилению рус. присутствия в регионе. В переписке с российскими дипломатами и гос. деятелями М. подчеркивал, что рус. поддержка стала главным фактором победы арабов в противостоянии с греч. клиром. Российские консулы отныне стояли справа от патриарха во время богослужений (ранее эта привилегия принадлежала греч. дипломатическим агентам). Главным инструментом рус. влияния на Ближ. Востоке выступало Императорское Палестинское православное общество (ИППО) - полуофиц. орг-ция, содержавшая, в частности, сеть школ в Сирии. М. был избран почетным членом ИППО и поддерживал постоянные контакты с его ученым секретарем, к-рым в 1903 г. стал бывш. консул в Дамаске Беляев. Образовательным программам ИППО был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, и число русских школ в Сирии за 5 лет выросло с 41 до 74. Рус. язык был включен в учебную программу Баламандской семинарии. АПЦ получала через ИППО ежегодные субсидии от 20 до 40 тыс. р., в т. ч. негласные выплаты патриарху и митрополитам через российское генеральное консульство в Дамаске.

http://pravenc.ru/text/2562862.html

Уже с месяц я в Байруте, мое присутствие, т. е. не особы моей, а двуглавого орла у моего подъезда и русского флага над домом, произвело в самом деле большое влияние на наших единоверцев. 20 ноября, в день восшествия на престол , был отсалютован наш флаг 21 выстрелом с крепости. Епископ Байрутский был еще в отсутствии по делам своей епархии; я ездил к нему в Ливан и пригласил его в город к 6 декабря для отпразднования именин государя в его байрутском доме. На этот год празднество ограничилось обеднею при большом стечении народа, даже с окрестностей, и бесконечными визитами европейцев и азиатцев. В Азии, Вы знаете, эффект полезен во всех отношениях; основываясь на этом, нанял я лучший дом в городе (а теперь Байрут не то, что Вы видели 9 лет тому), и мне удалось поставить его на хорошую ногу, благодаря доброму и внимательному графу Медему, который снабдил меня деньгами заимообразно. Полагая, что Вы всегда принимаете участие во мне, поставляю себе в приятную обязанность сообщить Вам, что покамест все мне благоприятствует, и я нашел хорошее расположение ко мне как у жителей и у духовенства, так и у местного начальства, и у моих товарищей консулов. Это вознаграждает, по крайней мере, за лишения бейрутской жизни. Между прочими визитами 6 декабря имел я удовольствие видеть у себя в первый раз и духовенство униатское. Я без обиняков говорил с ними о камилавках и поздравлял с тем, что уже положен конец раздорам их с нашим духовенством. Судя по наружности, была бы надежда примирить их в самом деле с православными; но вся беда в епископе Максиме, который по своему характеру мог бы занимать почетное место между Папами Римскими. Ему удалось в последние годы привязать к себе маронитов и Эмир-Бешира 314 , и если бы не всеобщее уважение христиан, мусульман и друзов к епископу Байрутскому, то Православие горько пострадало бы в этой епархии. Ожидаем даров Св. Синода 315 . Жаль, что не поспело к Николину дню облачение архиерея. Я хотел сделать ему сюрприз, но Патриарх предупредил меня письмом из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

свою собственность, в Яффе у нас имеется только наемный дом, находящийся под главным заведыванием иерусалимского консула, а в Кайфе и Назарете – две недвижимые собственности и два самостоятельных заведения; близость Иерусалима отнимает всякое значение у яффского вице-консула, тем более что яффский каймакам и все управление сего города подчинены иерусалимскому паше, с коим сносится прямо иерусалимский консул; значительное удаление Кайфы и от Бейрута, и от Иерусалима дает русскому представителю в том городе гораздо большую самостоятельность, а в непредвиденных экстренных случаях должно заставить его действовать своим умом, не испрашивая высшего разрешения; наконец, в Акре, первостепенной крепости, он имеет непосредственные сношения с двумя самостоятельными пашами, губернатором и комендантом. Теперешнее значение нашего яффского вице-консула в ряду русских консульских агентов на Востоке и издержки правительства на это вице-консульство (около 2500 р. в год) были основательны и необходимы в то время, когда в Иерусалиме вовсе не было ни консульства, ни Духовной Миссии, и яффский вице-консул должен был по временам ездить в Св. Град и всегда нести на себе все заботы по делам русских поклонников. Теперь все это переменилось, и не может быть никакого дела в Яффе, которое бы не решалось в высших инстанциях, Иерусалиме или Бейруте, без всякого затруднения от некоторой потери времени. Если, на что можно надеяться, министерство иностранных дел убедится в необходимости подчинить яффское вице-консульство вполне иерусалимскому консулу, а не бейрутскому генеральному консулу, то издержки казны на содержание в Яффе означенного учреждения сделаются излишними, а в Яффе совершенно достаточно будет иметь либо почетного вице-консула, либо простого консульского агента с незначительным жалованьем рублей в 1000. Зато совершенно правильно и полезно было бы в Кайфе учредить коронное вице-консульство, и это можно было бы сделать с весьма небольшим расходом, назначив вице-консулом того же г-на К. Авьерино, который может довольствоваться содержанием в 1200 руб., 18 лет уже служит России, заслужил прекраснейшую репутацию и в последнее время оказал нам большие услуги, обнаружив замечательную ловкость, сметливость и умение ладить и с греками, и с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Г. Авьерино уже несколько времени тому назад оставил свои коммерческие дела и имеет только одно желание: переменить ионическое подданство на русское. В прошедшем году я имел счастие упомянуть о сем во всеподданнейшей записке, которую государь император соизволил рассматривать, и против параграфа, говорившего о желании г-на Авьерино, Его Императорское Величество Высочайше соизволил собственноручно отметить: «Не вижу к сему препятствий». Однако до сих пор г. Авьерино не получил дозволения принять русское подданство по тому случаю, что вследствие требования английского правительства наше посольство в Константинополе обязалось не выбирать впредь в дипломатические агенты ионических подданных без особого согласия великобританского министерства. В этом смысле посольство наше отвечало уже письменно на просьбу г. Авьерино, хотя просьба эта была подкреплена самыми лучшими отзывами бейрутского генерального консула о службе г-на Авьерино. Во внимание к большим услугам, коими мы должны ему и за которые он по ходатайству Вашего Императорского Высочества удостоился в 1850 г. получить орден Св. Станислава, осмеливаюсь ныне вновь испрашивать у Вашего Высочества милостивого заступничества за г. Авьерино пред г-ном министром иностранных дел, дабы ему дозволено было принять русское подданство. По самому смыслу вышеозначенного соглашения с английским правительством он не может быть стеснен в исполнении дела, на которое он совершенно свободен по ионическим законам; нашей миссии в Константинополе не нужно и просить дозволения английского посла на предоставление г-ну Авьерино консульского звания, ибо он носит таковое уже 18 лет; а от нашего правительства зависит повысить его одною степенью в том же характере. Никакого нет сомнения, впрочем, что английское министерство не найдет затруднений к дозволению г-ну Авьерино принять русское подданство, если наше правительство обратится к нему по сему предмету; между тем просимая г-ном Авьерино милость становится для него все более и более необходимою, потому что он ныне напрасно подвергается личному неудовольствию английских консулов в Бейруте и Кайфе, узнавших о его стараниях переменить подданство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вышеизложенные обстоятельства касаются преимущественно министерства иностранных дел, но я счел обязанностию изложить оные в настоящем донесении моем потому, что с учреждением в Палестине и Галилее русских богоугодных заведений и введением всего поклоннического дела в новый порядок под заведыванием особого Высочайше учрежденного Комитета все это дело самым тесным образом связалось с особенностями консульского устройства в помянутых краях. Очевидно, что консульства существуют в известных размерах сообразно с развитием тех интересов, которые ставятся под их покровительство; следовательно, с расширением и возвышением этих интересов должны изменяться и средства, и размеры местных консульских учреждений. Для поклонничества на Востоке первостепенная потребность есть не только консульское покровительство, но и присутствие консульской власти; вследствие сего я и считаю долгом указывать на необходимость возвышения значения и средств консульского представителя в Кайфе. Точно так же обязываюсь выразить, что вместе с возведением кайфского консульского агентства в коронное вице-консульство необходимо дополнить эту меру учреждением в Назарете консульского агентства, под зависимостию от первого, для наблюдения за русскими богомольцами и содействия им в исполнении благочестивого подвига. Для такового учреждения потребовалась бы весьма незначительная ежегодная издержка, а наше бейрутское генеральное консульство и сам г. Авьерино, вероятно, не затруднятся приискать надежное лицо для назначения в Назарет. Наконец, считаю долгом почтительнейше объяснить пред Вашим Императорским Высочеством, что я с полным убеждением в исполнении долга справедливости принял на себя смелость горячо ходатайствовать за г. Авьерино потому, что при трудных условиях Востока почти весь успех зависит от личных качеств деятелей, а в г-не Авьерино министерство иностранных дел сделало один из счастливейших выборов. АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2427, л. 33–34об., 29–32об. 179. О статском советнике В.И. Доргобужинове и коллежском советнике К.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мерилом знаний для учащих и родителей учеников служит умение учащихся передать на память словами текста эпизод, начиная с любой строчки и даже слова страницы». 353 Не лучше были православные школы и в другом важнейшем городе Сирии – Бейруте. Вот в каком виде находилась здесь ещё недавно школа для мальчиков. Внешняя сторона школы, по описанию очевидца, непривлекательна: учебных пособий – географических карт, глобусов, картин и т.п. – нет. Училищная библиотека помещалась в небольшом старом шкафчике. В четырёх классных комнатах (из 5-ти) не было даже образов, только в одном классе заметили мы небольшую иконку, подаренную, как нам сказывали, каким-то русским посетителем, да в приёмной комнате оказался небольшой образ иерусалимского письма. На неосторожное же наше замечание относительно недостатка икон в классах, мы патриарха к учреждению, хотя при одном из пяти не малодоходных (патриарших) ставропигиальных монастырей, духовной семинарии или духовного училища для образования и подготовления местных священнослужителей, но, не смотря на тогдашние значительные доходы антиохийской патриархии из преклонённых Румынских и Бессарабских имений и на громадную сумму семидесяти пяти тысяч турецких лир (ок. 750.000 руб.), которую получил патриарх Иерофей от турецкого правительства, как вознаграждение за убытки, причинённые антиохийской патриархии и православным храмам в Дамаске резнёй христиан магометанами в 1860 году, – он, однако постоянно отклонял под разными предлогами (и часто под предлогом скудных доходов своей патриархии!) указанное всеобщее желание своей паствы. Преемник его Герасим, желая задобрить антиохийскую паству, недовольную тем, что он вышел из чужаков, членов святогробского Братства, поднял с первого же года своего патриаршества дело об учреждении духовной школы при патриархии в Дамаске; и с этой целью он не замедлил обратиться за помощью к разным учреждениям и благотворителям, местным и чужеземным. На собранные деньги был отремонтирован смежный с патриархией домик и на этом дело остановилось. Одним из главных обещаний его преемника, Антиохийского патриарха Спиридона, было немедленное открытие вышеуказанной духовной школы в Дамаске, но обещание это осталось обещанием. Патриарх нашёл более полезным обратить назначенный его предшественником для духовного училища домик в жилище для своей многочисленной свиты (благо, он был рядом с патриархией). – Убедившись в суетности надежд на обещание патриархов – Иерофея, а потом Герасима и Спиридона, вышеназванный митрополит Гавриил сначала открыл духовную школу в Бейруте, а затем и озаботился её организацией. Дело это он делал без всякой посторонней помощи и поддержки, расходуя свои средства. Училище это в 1894 году состояло из четырёх классов при 7-ми преподавателях и 30-ти учениках, преимущественно из Бейрутской епархии, живущих в самом училище. В нём преподавались исключительно на арабском языке 29 научных предметов. Затем они

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 . Народные училища, недавно учреждённые в Дамаске, Бейруте и Триполи, по бедности патриарха, архиереев и христиан уничтожились бы сами собой, если бы не получили человеколюбивого пособия с севера и из Иерусалима. По той же причине не могут быть открыты школы и в других епархиях. А настоит крайняя нужда завести ещё девять школ: 1) в Антиохии, 2) в Адане, 3) в Лаодикии, 4) в аркийской епархии, 5) в Эмессе, 6) в Еиифании, 7) в предместье Бейрута, 8) в Хасбее и Рашее и 9) в Хауране. Во всех этих местах дома училищные приготовят сами христиане на своё иждивение. А на жалованье учителям и на другие необходимые расходы для бедных детей требуется и испрашивается постороннее ежегодное пособие. а) в Дамаск 25.000 пиастров б) в Бейрут с предместьем 15.000 -//- в) в Триполи 10.000 -//- г) в Антиохию 8.000 -//- д) в Адану 8.000 -//- е) в Лаодикию 8.000 -//- ж) в Арку 8.000 -//- з) в Эмессу 5.000 -//- и) в Епифанию 5.000 -//- i) в Хасбею и Рашею 7.000 -//- к) в Хауран 5.000 -//- Итого : 104.000 пиастров Равным образом патриарх просит ежегодного пособия для бейрутской типографии 5.000 пиастров. 7) Испрашивается от российской державы крепкая защита бессильным и страждущим христианам Сирии против всех тех, которые преобладают над ними, попирают права их и даже посягают на жизнь их. 8) поскольку же испрашиваемая защита может быть приводима в действие только ревностью консулов, посему патриарх умоляет российскую державу назначить консула в Дамаск из православных, так как есть там консулы Франции, Англии, Австрии, Пруссии и Греции, для защиты церкви и его особы, и вместе для присмотра за русско-подданными мусульманами, которые ежегодно проходят через Дамаск в Мекку. Равным образом он желает и просит, чтобы все агенты и чиновники нашего генерального консульства в Сирии были православные. 9) Патриарх просит державной милости, чтобы для православных жителей ливанского княжества назначен был единоверный с ними начальник, по примеру маронитов и друзов, которые имеют своих собственных правителей, дабы православные после столь долговременных и тяжких порабощений и страданий обрели желанную свободу и покой. IV. Дело об избрании православного начальника на Ливане

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Православные сириане имеют некоторые достохвальные обычаи. Они любят крестить младенцев в день Богоявления и накануне праздника Предтечи. В церквах их нет повода к греховному услаждению женственной прелестью, ибо женщины отделены от мужчин и закрыты покрывалами и решётками. Вместо обычного у нас священнического благословения, в домах, в церквах, на улицах совершается возложение рук на преклонённые головы христиан обоего пола с произнесением какой-либо молитвы. Когда умирает священник, тогда бывает общая печаль по нему. В Сирии много бедных, но за них уплачиваются подати богатыми. Словом сказать, в сирийском православном народе есть жизнь религиозная; есть свободная покорность иерархической власти, далее чужеземной; есть ревность к дому Божию; есть охота к воспитанию детей; есть уважение к монастырям; есть братолюбие. Что касается до политического веса православных в Сирии, то он довольно маловажен. Эти христиане не составляют основной массы народонаселения в тамошнем крае. Они живут между многими разноверными племенами, на юго-восточном берегу Киликии, в приморских городах Сирии от Александретты до Тира, на горах Кельбие, Аккаре, Ливане, Антиливане, в пространной долине Оронтской, начиная от Антиохии до Бальбека, в окрестностях Дамаска и на плодородных полях Хаурана. На всём этом пространстве приблизительно считается православных жителей, начиная от севера к югу. В епархиях Число душ Церквей Монас-тырей Монахов Училищ 1) Аданской 2) Лаодикийской 3) Епифанийской 4) Эмесской 5) Аркийской 14.080 6) Триполийской 7) Бейрутской 20.000 8) Тиросидонской 9) Селевкийской и Илиопольской Управляемых патриархом: 10) Антиохийской Дамасской Хауранской 11) Алеппской В разных епархиях находится ставропигиальных монастырей Итого : 66.340 Это число весьма мало в отношении к числу прочих разноверных племён, населяющих Сирию, коих считается до 400.000 душ. В Сирии за исключением Палестины Курдов 50.000 Тюркменов 15.000 Измаилитов Ансариев Мутуалиев (мусульман шиитов) 15.000 Маронитов (в одном ливанском княжестве)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010