Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ [Араб.                                          - Краткое изложение истории епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута с 1532 года христианского летосчисления], компилятивный исторический труд, созданный в среде правосл. арабов Бейрута в XVIII-XIX вв. Основную часть летописи (ок. половины объема) составляет повествование о возникновении католич. унии в Сирии, события во времена патриаршества Кирилла V аз-Заима, Афанасия III Даббаса и Сильвестра (с сер. XVII в. до 1757). Изложение связное, не разбитое по годам. Особое внимание автор уделяет событиям в Халебе, эпицентре противостояния Православия и католичества. Б. ц. л., возникшая, видимо, в окружении Патриарха Сильвестра, носит резко антилат. характер, временами изложение событий прерывается религиозно-полемическими отступлениями. Позднее к этому повествованию была добавлена светская бейрутская хроника, охватывающая события с 60-х гг. XVIII в. по 1791 г. и составленная, по мнению А. Е. Крымского, членами правосл. клана Бустросов. В центре ее - фигура бейрутского шейха Юнуса Никулы († 1789), влиятельного политического деятеля и многолетнего лидера правосл. общины города. Жизнеописание шейха Юнуса в одном месте прерывается вставкой из др. светской ливан. летописи, повествующей о политической истории Горного Ливана с правосл. позиций, но иногда резко расходящейся с биографом Юнуса в оценке конкретных исторических деятелей. Все эти произведения были в 1792 г. скомпилированы четвертым автором, выходцем из бейрутского клира, к-рый составил по сохранившимся источникам список епископов Бейрута с 1532 г. (очень неполный), помещенный им в самое начало летописи, добавил к повествованиям своих предшественников ряд сведений, касавшихся церковной истории Бейрута в XVIII в. (о митрополитах и ученых города), а также об Антиохийских Патриархах после Сильвестра (1766). Эта ранняя редакция летописи получила распространение на Ближ.

http://pravenc.ru/text/77830.html

Разделение Антиохийской Церкви в 1724 г. на православную и униатскую (см. в ст. Мелькитская католическая Церковь ) сопровождалось острой идейной борьбой; не остался в стороне и вопрос самоназвания общин. Униат. патриархи, претендуя на историческое преемство с антиохийской церковной традицией, именовали себя титулом «патриарх Антиохийский и всего Востока», а своих приверженцев - «христиане-ромеи» и «община ромеев-мелькитов католиков» ( Brayk M. Ta " rkh aš-Ša  m=[История Сирии], 1720-1782. Dimašq, 1982. Suppl. P. 123-131). В документе Римской курии о присылке паллия 1-му униат. патриарху Кириллу VI Танасу (1744) кратко излагается история М. с позиции Папского престола. Согласно этому тексту, М., сторонники халкидонской ортодоксии эпохи Вселенских Соборов, всегда пытались воссоединиться с Римской «Матерью-Церковью» и нынешние католики, приверженцы Кирилла Танаса, противостоящие патриарху-«схизматику» Сильвестру, как раз и представляют собой «истинных мелькитов-православных». Уже в этом послании очевидно стремление присвоить униатам прежние самоназвания православных арабов (Ibid. Suppl. P. 164-166). Впрочем, данный документ был творением рим. идеологов; сами же арабо-униатские авторы именовали себя «община ромеев-католиков» (Нима ибн аль-Хури Тума, 60-е гг. XVIII в.), «католики» (Ханания аль-Мунайир, нач. XIX в.; анонимная Дамасская хроника 1782-1841 гг.). Своих правосл. оппонентов они называли «ромеи» или более эмоционально - «раскольники» (Ibid. Suppl. P. 138-155; Kita  b khu   r     ana   n ya   al-Munayyir=[Книга священника Ханании аль-Мунайира]//Ta " rkh Ahmad ba  ša   al-Djazza  r. Bayru  t, 1955. P. 351-516; Ta " rkh hawa  dith aš-Ša  m wa-Lubna  n aw Ta " rkh Mikha   " l ad-Dimašq=[История событий в Сирии и Ливане, или История Михаила ад-Димашки], 1782-1841. Dimašq, 1981. P. 62). Правосл. хронисты кон. XVIII - нач. XIX в. ( Михаил Брейк ад-Димашки, Абдаллах ибн Трад аль-Бейрути - см. в ст. Бейрутская церковная летопись ) употребляли самоназвания «община ромеев» (    ) или «православные» (  ), а униатов называли «католическая община» (    ) или - реже - приверженцами «исповедания франков», «западного исповедания», «учения папского» ( Brayk M.

http://pravenc.ru/text/2562946.html

Активной была церковно-адм. деятельность И. Он провел множество епископских хиротоний, в т. ч. Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйи (впосл. Антиохийский патриарх Игнатий III ). После смерти митрополитов Евхаит (1597) и Халеба (1599) И. разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под упр. митр. Мармариты Симеона. Крупнейшим событием Патриаршества И. стало основание в сент. 1602 г. правосл. мон-ря Баламанд близ Триполи. Однако в целом И. плохо удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Свт. Мелетий I Пигас , патриарх Александрийский, в письме от апр. 1595 г. укорял И. за церковные нестроения в Антиохийском Патриархате, где епископы незаконно занимали по 2 или 3 престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии. Внутрицерковные проблемы Патриархата иллюстрирует ситуация в Бейруте: И. поставил Бейрутским митрополитом Парфения, но в источниках с 1594 по 1610 г. фигурирует др. Бейрутский митрополит - Иоаким, видимо пребывавший в расколе с патриархом. В этот период на территориях Сев. Месопотамии, номинально входивших в состав Антиохийского Патриархата, почти не оставалось храмов и священников, христиане были оторваны от церковных центров, религ. представления населения деградировали. Летописи передают историю о том, как в эти области бежал уличенный в недостойном поведении дамасский мон. Ибн Каббаб. Пользуясь тем, что местные христиане никогда не видели архиереев, он выдавал себя за митрополита, проводил хиротонии и собирал подати. И. с трудом добился ареста самозванца, но тот, будучи доставлен в К-поль ок. 1599 г., принял ислам и тем самым избежал наказания. Вслед за ним обратились в ислам мн. христиане данного региона. Этот летописный рассказ - единственное письменное свидетельство прогрессирующего исчезновения христианства в верховьях Тигра и Евфрата. Пик этого процесса приходится предположительно на кон. XVI - нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/468923.html

Позднейшие правосл. полемисты утверждали, что Серафим Танас после смерти дяди стал претендовать на его епархию. Получив отказ от Афанасия, Серафим якобы подкупил ливан. эмира Хайдара Шихаба, при помощи к-рого силой, с нарушением канонов, принудил 2 архиереев возвести его на Сидонскую кафедру. Эта легенда не соответствует действительности: Серафим оставался в сане священника до своего избрания на Патриаршество. Афанасий Даббас скончался 25 июля 1724 г. в Халебе, к-рый был его постоянной резиденцией. Дальнейшие события вполне соответствовали схеме привычного для Антиохийской Церкви соперничества христ. региональных элит Халеба и Дамаска. Дамасская община поддержала претензии на Патриаршество своего земляка Серафима Танаса, за к-рым стояли также католич. круги и правитель города Осман-паша. 20 сент. 1724 г. Серафим был возведен на Патриаршество с именем Кирилл. Хиротонию провели еп. Сайднаи Неофит Насри, еп. Баяса Василий Финан и Евфимий Фадыль, незадолго до того возведенный на кафедру Фурзуля (впосл. правосл. иерархи отрицали каноничность этого поставления и соответственно хиротонии самого К.). Сохранились документы об избрании К., скрепленные подписями 29 священников, 3 диаконов, 11 дамасских старейшин и 287 глав семейств, а также извещение, отправленное правительству Осман-пашой Абу Тауком ( Brayk. 1982. P. 123-131). Правосл. Бейрутская церковная летопись приводит множество скандальных подробностей поставления К., к-рое сопровождалось насильственным давлением османских властей на правосл. иерархов, не желавших признавать патриарха-католика. Подобные утверждения следует считать полемическим преувеличением. К. первоначально не старался насаждать в Антиохийской Церкви католич. вероучение, он хотел получить признание Высокой Порты и Фанара как легитимный патриарх. Халебские христиане, несмотря на свои католич. симпатии, отвергли избрание К., ставленника дамасской общины, и поддержали кандидатуру, определенную еще покойным патриархом Афанасием,- его протосинкелла Сильвестра . 27 сент. 1724 г. Сильвестр был возведен на Антиохийский престол К-польским патриархом Иеремией III в К-поле. В дек. Иеремия издал грамоту, в к-рой извещал христиан Антиохийской Церкви о низложении и об отлучении К. и ряда его единомышленников. Сильвестр больше года провел в К-поле, ожидая благоприятных политических обстоятельств. Только в окт. 1725 г., после отставки дамасского Осман-паши, он отправился в Сирию, имея на руках фирман об аресте и о ссылке К. Не дожидаясь этого, К. бежал из Дамаска (по некоторым данным, в янв. 1725), забрав с собой все ценности Патриархии. Сначала он пребывал в резиденции ливанского эмира Дайр-эль-Камаре и в униат. мон-рях Кесруана. В авг. 1728 г. известный путешественник В. Г. Григорович-Барский встречался и полемизировал с К. в мон-ре св. Георгия близ Бейрута. В 1729 г. К. окончательно перебрался в монастырь Дайр-эль-Мухаллис, основанный митр. Евфимием Сайфи в 3 часах пути к востоку от Сайды.

http://pravenc.ru/text/1840393.html

Христ. присутствие в городе сохранялось в течение всего средневековья. Основными христ. общинами были мелькиты (православные) и марониты , имевшие в городе своих архиереев. В общем русле расширения контактов Маронитской Церкви с Римом в XV в. в Б. действовала миссия францисканцев - крупнейшая в Сирии. В 1516-1517 гг. Сирия была завоевана Османской империей. Б., как и при мамлюках, остался в составе Дамасского вилайета (с 1660 - Сайдского вилайета). Городом управляли губернаторы, назначаемые Высокой Портой, но сохранявшие значительную автономию; иногда Б. переходил под контроль ливан. эмиров. В частности, в нач. XVII в. он вошел в состав владений эмира Фахр ад-Дина Маана, при к-ром пережил новый подъем, став одним из основных центров торговли ливан. шелком и хлопком с Венецией и Францией. Спрос европ. текстильной промышленности на ближневост. сырье обеспечил в XVII-XVIII вв. значительное оживление сиро-ливан. экономики и процветание портовых городов. В ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. Б. в 1772 и 1773 гг. подвергался нападениям рус. флота; во второй раз город был взят после продолжительной осады, и до конца войны там находился рус. гарнизон. Согласно османским налоговым реестрам XVI в., христиане составляли 10-12% пятитысячного населения города. Православные и марониты имели тут свои церкви и митрополитов. Правосл. архиерей носил титул «митрополит Бейрутский, пречестный, и экзарх Прибрежной Финикии». Правосл. община Б. играла заметную роль в жизни Антиохийской Церкви, один из бейрутских митрополитов - Иоаким ибн Джума - стал Антиохийским Патриархом (1543/44-1576). В 1736 г., в ходе противоборства Православия и католич. унии в Сирии, часть бейрутской общины перешла в унию и образовала собственную иерархию; неск. десятилетий православные и униаты, опираясь на различные группировки в мусульм. администрации, оспаривали друг у друга влияние в городе. После перехода в унию большей части правосл. общины Халеба - крупнейшего экономического и культурного центра Сирии - Б. выдвигается наряду с Дамаском на лидирующие позиции в правосл. культуре Антиохийского Патриархата. В XVIII в. здесь создавалась собственная хроника (см. Бейрутская церковная летопись ), трудились видные писатели и проповедники, под патронатом влиятельного правосл. шейха Юнуса Никулы была создана типография (1751), перестроена городская церковь. Ряд Бейрутских митрополитов славились ученостью и любовью к собиранию книг.

http://pravenc.ru/text/77828.html

А. Д. был образованным человеком, писал сочинения на араб. и греч. языках. В 1702 г. он составил «Историю Антиохийских Патриархов» на греч. языке, представляющую интерес для реконструкции церковных событий кон. XVII в. (не издана). В 1721 г. по настоянию К-польского Патриарха Иеремии III А. Д. перевел с греч. языка и издал в своей редакции антилат. полемический трактат еп. Илии Минятия «Камень соблазна». А. Д. принадлежит первая попытка учреждения книгопечатания для правосл. арабов и создание первой на Ближ. Востоке типографии, печатавшей араб. шрифтом. В 1700 г., находясь в Валахии для сбора средств на нужды своей кафедры, А. Д. учредил типографию, издававшую книги на араб. языке. Позже он воссоздал эту типографию в Халебе, где в 1706-1721 гг. выпустил ок. 10 изданий церковных книг, гл. обр. богослужебного содержания. В поисках средств на книгоиздание А. Д. неоднократно обращался за поддержкой к России. Еще в нач. XVIII в. А. Д. оказывал услуги рус. дипломатам в Стамбуле, вел переписку с Петром I, канцлером Г. И. Головкиным и др. российскими гос. деятелями. В 1706, 1707-1710 и 1714-1715 гг. в Россию приезжали посольства от А. Д. с просьбой о денежной помощи, к-рая и была выделена в виде значительной суммы на поддержку араб. книгопечатания; финансовую поддержку типографии, созданной А. Д., оказывал гетман Украины И. С. Мазепа. Отношение к Патриарху его современников и потомков было весьма противоречивым. Одни считали его беспринципным авантюристом, готовым в любой момент изменить свое вероисповедание, др. расценивали его «мягкость» в отношениях со сторонниками унии как проявление дальновидности и политического такта, к-рые только и могли предотвратить отпадение от Православия значительной части сир. христиан. Ист.: Михаил Брейк. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 346-457; Крымский А. Е. Из бейрутской церковной летописи XVI-XVIII вв.//Древности Восточные. М., 1907. Т. 3; Rabbath A. Documents inédits pour servir à l " histoire du christianisme en Orient. P., 1909-1910. 2 t.; РГАДА. Ф. 52/1. 1707. 19, 25; 1709. 12; 1714. 13; Ф. 52/2 719.

http://pravenc.ru/text/76958.html

Востоке и дошла до наст. времени в большинстве сохранившихся списков «Краткой истории епископов». В XIX в. была составлена еще одна редакция летописи, включившая ряд поздних продолжений, составивших ок. 20% текста. Они содержат сведения о событиях церковной истории Бейрута, митрополитах, конфликтах с католиками, открытии школ. Авторами дополнений к летописи были правосл. жители города Абдаллах Трад (до 1824) и Халиль Файяд (до 1885). Со 2-й пол. XIX в. в летописи заметны отголоски арабо-греч. противостояния в Антиохийском Патриархате, последняя приписка (свящ. Илии Мжааса о выборах Патриарха Спиридона в 1892) содержит резкие обличения греч. клира. Б. ц. л. сохранила множество уникальных сведений о событиях XVIII-XIX вв. в Сиро-Ливанском регионе и является важным источником по истории христ. Востока в этот период. Начало ее изучения связано с деятельностью еп. Порфирия (Успенского) , к-рый в сер. XIX в. вывез в Россию текст ранней редакции летописи и в 1874 г. опубликовал ее рус. перевод. В 1903 г. в Египте был издан араб. оригинал Б. ц. л. в приложении к «Истории Антиохийских патриархов» Михаила Барика . Еще одна рукопись этого сочинения известна в собрании ун-та св. Иосифа в Бейруте. Все эти тексты представляют собой редакцию 1792 г. и неск. различаются в деталях. До наст. времени Б. ц. л. слабо введена в научный оборот западноевроп. и араб. ученых (возможно, из-за своей резко антикатолич. направленности), ее араб. издание стало библиографической редкостью и неизвестно нек-рым серьезным исследователям. В отечественной историографии Б. ц. л. изучена лучше; помимо издания еп. Порфирия (Успенского) еще один сокращенный перевод летописи был опубликован в 1907 г. Крымским. Он предпринял попытку выявить составные части этой компиляции и определить их авторов. Крымский использовал текст поздней редакции летописи, привезенный им из Ливана в кон. XIX в., однако он опубликовал лишь фрагменты этого сочинения, охватывающие события до 1791 г. О содержании ее неопубликованных частей (приписок XIX в.) можно судить по разрозненным упоминаниям и цитатам в монографии Крымского «История новой арабской литературы».

http://pravenc.ru/text/77830.html

Серьезной проблемой Антиохийской Церкви в XVIII в. было противостояние католич. унии. Во внутренних районах Сирии, где сохранялась прочная османская власть, правосл. иерархи могли прибегать к поддержке мусульм. администрации и не допускать присутствия в городах униат. митрополитов. Ок. 1784 г., после убийства правосл. священника в Сайднае, Д. добился заключения в тюрьму униат. иереев этого селения и передачи под свое управление 4 униат. церквей Сайднаи. Однако через 2 года униаты вернули себе церкви при поддержке Гандура аль-Хури, могущественного сановника ливан. эмира Юсефа. Отношение османских властей к Д. было весьма переменчивым: в 1787 г. паша повелел бросить в тюрьму патриарха и одного из его митрополитов, по-видимому патриаршего наместника Варнаву ад-Димашки, и держал их в цепях, пока христиане не выплатили крупную сумму за их освобождение. Выйдя из тюрьмы, патриарх бежал из Дамаска в К-поль. В горных районах Ливана, неподконтрольных напрямую османским властям, положение правосл. Церкви было довольно сложным. Эмир Юсеф и Гандур аль-Хури придерживались маронитского исповедания. Гандур при содействии католич. миссионеров и униат. митрополита Бейрута захватывал правосл. церкви и принуждал православных к обращению в католичество. В 1789 г. эмир Юсеф поднял мятеж против аккского паши, но потерпел поражение, попал в плен и был казнен вместе с Гандуром аль-Хури. Преследования православных прекратились, им были возвращены церкви. В кон. 1791 г. К-польский Синод предложил Д. уйти на покой ввиду его преклонного возраста и неспособности выплатить долги Патриархата и противостоять унии. Анонимная униат. хроника «История событий в Сирии и Ливане», относившаяся к Д. крайне негативно, сообщает, что он был смещен и выслан на Хиос принудительно, хотя это утверждение ничем не подкреплено. Характеристики, к-рые униат. летописец дает Д., в нек-рых случаях перекликаются с отзывами правосл. дамасского хрониста Михаила Барика ад-Димашки. В то же время Бейрутская церковная летопись , далекая от дамасских страстей, отзывается о патриархе более доброжелательно, а относительно обстоятельств его отставки сообщает, что Д. предложили выбрать себе преемника (см. в ст. Анфим , патриарх Антиохийский) и определили пожизненную пенсию, после чего патриарх уехал на родину.

http://pravenc.ru/text/171218.html

Оставшиеся годы жизни К. провел в мон-ре Дайр-эль-Мухаллис. На склоне лет он выбрал себе в преемники 27-летнего иером. Игнатия Джаухара из Дамаска, своего внучатого племянника (по нек-рым сведениям - племянника). Мелькиты-католики восприняли характерную для др. ближневост. Церквей тенденцию передачи патриаршей власти по наследству в рамках элитарных кланов. Однако халебская группировка мелькитов выступила против преобладания в церковной иерархии дамасского землячества. В апр. 1759 г. 7 мелькитских епископов и настоятель ордена аль-Мухаллисия выработали правила избрания патриарха. 19 июля того же года Собор архиереев большинством голосов принял отречение К. и возвел на Патриаршество Игнатия Джаухара с именем Афанасий. Четверо делегатов Собора, группировавшихся вокруг Халебского митр. Максима аль-Хакима, выступили против этого избрания. Обе партии в сент.-окт. обратились в Рим за поддержкой, каждая из них имела в Ватикане своих сторонников. После смерти К. Мелькитская католическая Церковь вступила в затяжной период смут. Хотя К. получил блестящее образование и знал 5 языков, он не проявил наклонности к лит. творчеству. Ему принадлежит ряд посланий, хранящихся в архивах Ватикана, Парижа и в ближневост. собраниях (часть этих текстов опубл. А. Раббат, К. Баша и др. исследователи), и документов церковно-адм. характера. Ист.: Mansi. T. 46. Col. 1-470; Brayk M. Al-haqa   " iq al-wa  fiya f ta " rkh baa  riqat al-kansa al-ana  kiyya. Bayru  t, 2006. P. 158-168 (рус. пер.: [Михаил Брейк.] Список Антиохийских патриархов/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 6. С. 449-455); idem. Ta " rkh al-Ša  m, 1720-1782. Dimašq, 1982; (?)lsquo; Abdallah ibn T rad. Mukhtasar ta " rkh al-asa  qifa. Bayru  t, 2002 (рус. пер., фрагм.: Сказание о Сирийской унии/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 9. С. 491-553; Из Бейрутской церк. летописи XVI-XVIII вв.//Древности Восточные. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 1-89 (отд. паг.)); Rabbath A. Documents inédits pour servir à l " histoire du christianisme en Orient (XVI-XIX siècle). P.; Lpz., 1910. T. 2; Š a   ru   n K. Tala  tat maa  mi‘ li-l-ru  m al-katu  lk//al-Mašriq. Bayru  t, 1906. Т. 9. P. 112-120; [ Š aykhu   L.] Risa  lata  n li-l-batrirq Krillus Ta  na  s//Ibid. 1909. T. 12. P. 706-709; Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся. СПб., 18005. C. 290.

http://pravenc.ru/text/1840393.html

Большая же часть рукописи утеряна, и нельзя с уверенностью распространять это предположение на весь труд. 462       Базили Константин Михайлович (1809–1884) – известный русский дипломат, выдающийся востоковед и историк. В 1839–1853 гг. – консул и генеральный консул России в Бейруте. 466       См.: Mukhtaar trkh al-askifa... Р. 215–217; Сказание о Сирийской Унии... С. 546–550. 469       См.: Из Бейрутской церковной летописи... С. 28–29; Mukhtaar trkh al-askifa... Р. 159. 471 Шихабы – династия эмиров, правивших в Горном Ливане. В публикуемом отрывке летописи упоминаются правители из этого рода – Эмир Юсуф (1770–1788) и Эмир Башир II (1788–1840). 473 Mukhtaar trkh al-askifa... Р. 159. В рукописи Файйада эта запись выполнена красными чернилами (см.: Из Бейрутской церковной летописи... С. 29). 476 Нисба – часть имени, указывающая на место происхождения, этническую, религиозную или социальную принадлежность ее носителя. 477 Подробнее о семье Традов см.: Крымский. Письма из Ливана... С. 99, 291; Он же. История... С. 284, 394; Салиби К. С. Очерки по истории Ливана/Пер. с англ. С. М. Лейферова, В. М. Федоренко; Вступ. ст. и ред. Н. С. Луцкая. М., 1969. С. 215. 484       По данным Н. Каидбей, текст хроники иногда дословно совпадает с трудом известного сирийского христианского историка XVIII в. священника Михаила Брейка († ок. 1781 г.) «Непреложные факты из истории патриархов Антиохийской Церкви» (см.: Mukhtaar trkh al-askifa... Р. 21). Подробнее о Михаиле Брейке см.: Панченко. Цит. соч. С. 128–130). 486       Перевод с арабского выполнен И. Г. Константинопольским по изд.: Mukhtasar trkh al-asifa al-ladhn raaw martabat ri’sat al-kahant al- djalla f madnat bayrt. Bayrt f-’l-arnayn al-thmin ‘ashar wa-’l-tsi‘ ‘ashar. Tak wa tadm n’ila ’idbayh. Bayrt, 2002. P. 126–159. Страницы издания указаны в квадратных скобках; в круглых скобках с аббревиатурой указываются страницы рукописей. 488       Ахмад-паша аль-Джаззар (1720/22/35 (?)–18 апреля 1804) родился в Боснии, возможно в христианской семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004