Наиболее существенный массив материалов содержится в Архиве внешней политики: документы так называемого Греческого стола (ф. 142, оп. 497), связанные с деятельностью генерального консульства и Русской духовной миссии в Иерусалиме, Императорского православного палестинского общества, Антиохийского и других восточных патриархатов; Турецкого стола (ф. 149, Оп. 502), включающего документы Константинопольского посольства, Бейрутского генконсульства, Яффского вице-консульства. Особый интерес представляет так называемый фонд РИППО (ф. 337/1, оп. 765 и 337/2, оп. 873), содержащий наиболее полные материалы по истории Палестинского комитета (1859–1864), Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД (1864–1889) и, разумеется, Императорского православного палестинского общества (1882–1918). Одно лишь аналитическое описание корпуса относящихся к теме источников потребовало бы нескольких томов. Комплекс документов, впервые публикуемых нами в настоящем издании, может стать в этом смысле источниковедческим прологом, началом новой документальной серии. Предпосылки и предыстория российского присутствия в Святой Земле Возникновению Русской духовной миссии в Иерусалиме в середине прошлого столетия, а следовательно, начальному этапу планомерного утверждения российских церковных и дипломатических структур в Святой Земле, предшествовала многовековая история теснейших и глубочайших русско-палестинских религиозных и духовно-культурных связей. Вскоре после крещения Руси (первым русским митрополитом, возглавившим Русскую Церковь в 988 г., был, напомним, святой Михаил Сирин, т. е. сириец) одно из первых посольств, согласно Никоновской летописи, было направлено князем Владимиром в Иерусалим. Столетием позже, сразу после освобождения Святой Земли крестоносцами, мы встречаем здесь игумена Даниила, который со своей иноческой дружиной исходил в 1106–1107 гг. Палестину, затеплил лампаду у Гроба Господня «от имени всех князей русских» и первым из наших соотечественников описал в своём замечательном «Хождении», среди прочих виденных чудес и достопримечательностей, таинство схождения Благодатного Огня в Великую субботу 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

страны Персидского зал. и в Сев. и Юж. Америку. Арх.: РГАДА. Ф. 52 «Греческие дела»; Архив Внешней Политики Российской Империи. Ф. 208 «Консульство в Бейруте, 1820-1914»; ОВЦС МП. Ист.: Порфирий (Успенский), архим. Сирийская Церковь//ЖМНП. 1850. Ч. 67; он же. Восток христианский. Сирия//ТКДА. 1875. Июль, 1. C. 1-32. Авг. 1. C. 33-48. Окт. 2. C. 49-64. Нояб. 2. С. 65-80. Дек. 1. С. 81-96; 1876. Март, прил. С. 97-125; Павел Алеппский. Путешествие; Михаил Барик ад-Димашки. Список Антиохийских Патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 346-457; он же. Тарих аш-Шам (История Сирии, 1720-1782). Димашк, 1982; Михаил ад-Димашки. Тарих хавадис аш-Шам ва Любнан [История событий в Сирии и Ливане 1782-1841 Михаила Дамасского]. Димашк, 1981; Иоанн ‘Аджаими. Антиохийские Патриархи в арабском списке священника Иоанна Жеми 1756 г.//ТКДА. 1875. Март, 1. C. 385-457; Григорович-Барский В. Г. Странствия по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1-2; Петкович К. Ливан и ливанцы. СПб., 1885; Из Бейрутской церковной летописи XVI-XVIII вв.//Древности восточные. М., 1907. Т. 3. Вып. 1; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962; http://www.antiochian-orthodox.co.uk. Лит.: Шевырев С. Антиохийская Церковь. СПб., 1850; Муравьев А. Сношения России с Востоком. СПб., 1858. Т. 1-2; Николаевский П. , свящ. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII в. СПб., 1882; Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882-1884. 2 ч.; Лебедев А. П. История греко-восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (1453) до настоящего времени. Серг. П., 1896-1901. Т. 1-2; История христианской Церкви в XIX в.: Православный Восток. СПб., 1908. С. 238-261; Соколов И. И. Дидаскал Иаков Патмосский: Очерк из истории духовного просвещения в Сирии и Палестине в XVIII в.//СИППО. 1909. С. 321-351; Жузе П. Епархии Антиохийской Церкви//Там же. 1911. С. 481-498; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Активной была церковно-административная деятельность патриарха Иоакима VI. Он провел множество епископских хиротоний, в т. ч. Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйи (буд. Антиохийский патриарх Игнатий III). После смерти митрополитов Евхаит (1597) и Халеба (1599) Иоаким VI разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под упр. митр. Мармариты Симеона. Крупнейшим событием патриаршества Иоакима VI стало основание в сентябре  1602 года православного монастыря Баламанд  близ Триполи. Однако в целом патриарху Иоакиму VI nлoxo удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Мелетий (Пигас) , патриарх Александрийский, в письме от апреля 1595 года укорял Иоакима за церковные нестроения в Антиохийском Патриархате, где епископы незаконно занимали по два или три престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии. Внутрицерковные проблемы патриархата иллюстрирует ситуация в Бейруте: Иоаким поставил Бейрутским митрополитом Парфения , но в источниках с 1594 по 1610 год фигурирует другой Бейрутский митрополит - Иоаким , видимо пребывавший в расколе с патриархом. В этот период на территориях Северной Месопотамии , номинально входивших в состав Антиохийского Патриархата, почти не оставалось храмов и священников, христиане были оторваны от церковных центров, религиозные представления населения деградировали. Летописи передают историю о том, как в эти области бежал уличенный в недостойном поведении дамасский мон. Ибн Каббаб. Пользуясь тем, что местные христиане никогда не видели архиереев, он выдавал себя за митрополита, проводил хиротонии и собирал подати. Патриарх Иоаким с трудом добился ареста самозванца, но тот, будучи доставлен в Константинополь около 1599 года, принял ислам и тем самым избежал наказания. Вслед за ним обратились в ислам многие христиане данного региона. Этот летописный рассказ - единственное письменное свидетельство прогрессирующего исчезновения христианства в верховьях Тигра и Евфрата. Пик этого процесса приходится предположительно на конец XVI - начало XVII века.

http://drevo-info.ru/articles/13680637.h...

Монастырь был тесно связан с региональной православной элитой и стал одним из важнейших культовых центров округи. Явно из рук христианских шейхов Триполи Дейр аль-Баламанд получил упомянутые Григоровичем-Барским 978 владения – сады смоковниц и виноградники. Несмотря на постоянные политические потрясения в Ливане, монастырь оставался островком относительной стабильности. Соперничающие друг с другом феодальные кланы в равной степени покровительствовали Баламанду. 979 Баламандский монастырь превратился в один из крупнейших культурных очагов православной Сирии. Его библиотека рукописных книг насчитывает почти две сотни экземпляров и уступает только патриаршему собранию рукописей. Многочисленные пометки на полях книг – «читал» или «смотрел» такой-то – свидетельствуют об их интенсивном использовании. 980 Значительная часть рукописей написана баламандскими монахами; другие пожертвованы в монастырь. География дарителей весьма обширна – помимо уроженцев Триполи с округой (Амьюн, Батрун и др.) тут встречаются выходцы из Бейрута, Дамаска, Халеба, даже Палестины. В январе 1618 г. глава триполийской православной общины шейх Сулейман ибн Джурджис аль-Язиджи поднес монастырю роскошный подарок – древнейший полный арабский текст Библии , шедевр мелькитской каллиграфии XIII века, созданный Пименом Дамасским. 981 Следующие 200 лет этот манускрипт служил баламандским монахам чем-то вроде книги записей почетных посетителей, где оставили свои автографы многие паломники и церковные иерархи, бывавшие в обители (28 датированных записей за 1618–1817 гг.). Ряд записей носит летописный характер, фиксирует события политической истории Ливана, монастырские дела, нашествие саранчи и сильные морозы. Из окрестных архиереев теснее всего были связаны с монастырем митрополиты Триполи. В Библии сохранились приписки митрополита Ювакима (февраль 1636 г.), священника Ювакима аль-Халяби, племянника тогдашнего митрополита (1671 г.), еще одного митрополита Ювакима (1679 г.), митрополита Герасима (1786 г.). 19 декабря 1671 года свое пребывание в монастыре отметил диакон Ханания, внук патриарха Макария аз-За‘има. В сентябре 1806 г. известный книжник того времени бейрутский митрополит Афанасий оставил восхищенный отзыв о работе средневекового создателя манускрипта: «Да помилует Бог копииста и переписчика, ибо переписал он эту книгу аккуратно... в сравнении с другими рукописями, и она лучше, чем все книги, написанные по-арабски... в новое время (?), и лучше, чем печатные евангелия – старое, халебское, и новое, из (монастыря) Мар Юханна аш-Шувейр, 982 и почерк ее лучше, чем у всех существующих рукописей». 983

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Султанский берат отнюдь не решил проблемы Афанасия. Паства разделилась на приверженцев двух Патриархов. Летопись Брейка сохранила названия этих группировок: сторонники Кирилла именовались ан-намуси («легитимисты»), партию Афанасия уничижительно называли аль-баргаши («комары»). Н. Эделби пишет, что по-настоящему группировку Афанасия следовало бы называть Выше уже говорилось о спорности такого утверждения. Тем не менее за Афанасием, действительно, тянулся католический след, а к 80-м гг. XVII в. в Антиохийской Церкви уже появились люди, которых это раздражало. Бейрутская летопись изо всех сил отрицает филокатолические наклонности Афанасия, утверждая, что эти слухи распустили приверженцы В той черно-белой картине мира, которую выстраивал летописец, Афанасию отводилось место на стороне «добра», и все его католические симпатии старательно затушевывались. Но для современников таковые наклонности Патриарха отнюдь не были секретом. Об этом свидетельствует позиция настоятеля монастыря Мар Ильяс Шувейр Сильвестра ибн ад-Даххана, которого выбрали на кафедру митрополита Бейрута. Следовало отправиться к Патриарху Афанасию для хиротонии, но Сильвестр, согласно записям Кирилла аз-За’има, заявил: «”Патриарх наш – франк, не приму хиротонии от руки его”. И послали привести трех митрополитов из епархий, и хиротонисали они его в церкви Османские документы позволяют частично восстановить хронологию противоборства Патриархов. 25 апреля 1686 г. датируется официальное постановление о том, что налоговые выплаты пешкеш, причитающиеся с новоназначенного Патриарха Афанасия, остаются на уровне ставки обложения его 21 мая того же года Кирилл, именующийся «бывший патриарх», обратился в Высокую Порту с ходатайством о том, чтобы задолженность по налогам в пользу Церкви, не выплаченная паствой и клиром епархий Эрзурум и Ахиска (Ахалцих) с 1682 г., была бы возмещена именно ему, Кириллу, бывшему по состоянию на те годы Антиохийским Как видно из этого документа, Кирилл, хотя и заявлял претензии на часть налоговых поступлений патриархата, в целом не оспаривал властные полномочия Афанасия. Наряду с этим бывший Патриарх задействовал все свои ресурсы и связи, чтобы вернуть потерянный престол. В итоге Кирилл получил соответствующий берат (Б. Мастерс датирует его 1687 и вступил на патриаршее подворье в Дамаске, «как в собственное имение деда и отца его», Афанасий же закрепился в метохе монастыря Архангела Позже, оценив расстановку сил, он перебрался в Халеб, где имел более серьезную

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Вокруг Прокопия Даббаса начал складываться заговор, направленный на свержение Кирилла аз-За’има. Халебские торговцы, похоже, дали деньги на подкуп Фанара и Высокой Порты. Некоторые епископы, противники Кирилла, письменно засвидетельствовали случаи симонии, допускавшиеся Патриархом. Монахи францисканского ордена, с которыми Прокопий тесно общался в Святой земле и в Дамаске, а также консулы католических держав в Халебе задействовали свои связи с европейскими дипломатами в Стамбуле. Даже среди христиан Дамаска у Прокопия нашлись сторонники, прежде всего, его влиятельные родственники. Собственно, главным вдохновителем проекта по продвижению Прокопия на патриаршество выступил его дядя по матери Михаил Тарази, который отправился в Стамбул, похоже, вместе с Прокопием, в свите османского аги, видимо, отозванного в столицу по истечении срока Любопытно, что этого Михаила Трази, Наиля Каитбе, издатель хроник Абдаллаха Трада и Михаила Брейка, отождествляет с Мансуром по прозвищу Тарази-баша, родным братом тиро-сидонского митрополита Евфимия Хотя это предположение 2 могущественных дамасских христианских рода, Даббас и ас-Сайфи, действительно, не раз сплетались узами династических браков. Обращает на себя внимание, сколь узкой и взаимосвязанной была прослойка мелькитской верхушки. Судьбы примерно 200 тыс. православных арабов решало полсотни аристократических кланов, из среды которых происходила духовная и светская элита христиан.   Антиохийская смута: второй раунд Деньги халебских шелкоторговцев и ходатайства европейских дипломатов обеспечили Прокопию Даббасу султанский берат на патриаршество. Кирилл аз-За’им в своих приписках к рукописи В–1227 упоминает, что он, Кирилл, «был низложен тогда силой франков от Ибн Если это прочтение правильно (запись дефектна и ее понимание затруднено), то Патриарх винил в своих проблемах друзского эмира горного Ливана Ахмада Маана (1659–1697 гг.), связанного с маронитами и западными миссионерами. Конечно, ключевую роль в смене Патриархов сыграл Фанар. Именно решение Константинопольского синода о низложении Кирилла по обвинению в симонии, вымогательстве денег за хиротонии, стало основанием для выдачи султанского берата на имя нового Патриарха. Бейрутская летопись утверждает, что Прокопий понравился фанариотской верхушке «как муж ученый, умный и Это неудивительно: бывший игумен лавры св. Саввы, в отличие от Кирилла, был абсолютно «своим» в кругу греческого клира.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Разделение Антиохийской Церкви в 1724 г. на православную и униатскую (см. в ст. Мелькитская католическая Церковь ) сопровождалось острой идейной борьбой; не остался в стороне и вопрос самоназвания общин. Униат. патриархи, претендуя на историческое преемство с антиохийской церковной традицией, именовали себя титулом «патриарх Антиохийский и всего Востока», а своих приверженцев - «христиане-ромеи» и «община ромеев-мелькитов католиков» ( Brayk M. Ta " rkh aš-Ša  m=[История Сирии], 1720-1782. Dimašq, 1982. Suppl. P. 123-131). В документе Римской курии о присылке паллия 1-му униат. патриарху Кириллу VI Танасу (1744) кратко излагается история М. с позиции Папского престола. Согласно этому тексту, М., сторонники халкидонской ортодоксии эпохи Вселенских Соборов, всегда пытались воссоединиться с Римской «Матерью-Церковью» и нынешние католики, приверженцы Кирилла Танаса, противостоящие патриарху-«схизматику» Сильвестру, как раз и представляют собой «истинных мелькитов-православных». Уже в этом послании очевидно стремление присвоить униатам прежние самоназвания православных арабов (Ibid. Suppl. P. 164-166). Впрочем, данный документ был творением рим. идеологов; сами же арабо-униатские авторы именовали себя «община ромеев-католиков» (Нима ибн аль-Хури Тума, 60-е гг. XVIII в.), «католики» (Ханания аль-Мунайир, нач. XIX в.; анонимная Дамасская хроника 1782-1841 гг.). Своих правосл. оппонентов они называли «ромеи» или более эмоционально - «раскольники» (Ibid. Suppl. P. 138-155; Kita  b khu   r     ana   n ya   al-Munayyir=[Книга священника Ханании аль-Мунайира]//Ta " rkh Ahmad ba  ša   al-Djazza  r. Bayru  t, 1955. P. 351-516; Ta " rkh hawa  dith aš-Ša  m wa-Lubna  n aw Ta " rkh Mikha   " l ad-Dimašq=[История событий в Сирии и Ливане, или История Михаила ад-Димашки], 1782-1841. Dimašq, 1981. P. 62). Правосл. хронисты кон. XVIII - нач. XIX в. ( Михаил Брейк ад-Димашки, Абдаллах ибн Трад аль-Бейрути - см. в ст. Бейрутская церковная летопись ) употребляли самоназвания «община ромеев» (    ) или «православные» (  ), а униатов называли «католическая община» (    ) или - реже - приверженцами «исповедания франков», «западного исповедания», «учения папского» ( Brayk M.

http://pravenc.ru/text/2562946.html

Активной была церковно-адм. деятельность И. Он провел множество епископских хиротоний, в т. ч. Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйи (впосл. Антиохийский патриарх Игнатий III ). После смерти митрополитов Евхаит (1597) и Халеба (1599) И. разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под упр. митр. Мармариты Симеона. Крупнейшим событием Патриаршества И. стало основание в сент. 1602 г. правосл. мон-ря Баламанд близ Триполи. Однако в целом И. плохо удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Свт. Мелетий I Пигас , патриарх Александрийский, в письме от апр. 1595 г. укорял И. за церковные нестроения в Антиохийском Патриархате, где епископы незаконно занимали по 2 или 3 престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии. Внутрицерковные проблемы Патриархата иллюстрирует ситуация в Бейруте: И. поставил Бейрутским митрополитом Парфения, но в источниках с 1594 по 1610 г. фигурирует др. Бейрутский митрополит - Иоаким, видимо пребывавший в расколе с патриархом. В этот период на территориях Сев. Месопотамии, номинально входивших в состав Антиохийского Патриархата, почти не оставалось храмов и священников, христиане были оторваны от церковных центров, религ. представления населения деградировали. Летописи передают историю о том, как в эти области бежал уличенный в недостойном поведении дамасский мон. Ибн Каббаб. Пользуясь тем, что местные христиане никогда не видели архиереев, он выдавал себя за митрополита, проводил хиротонии и собирал подати. И. с трудом добился ареста самозванца, но тот, будучи доставлен в К-поль ок. 1599 г., принял ислам и тем самым избежал наказания. Вслед за ним обратились в ислам мн. христиане данного региона. Этот летописный рассказ - единственное письменное свидетельство прогрессирующего исчезновения христианства в верховьях Тигра и Евфрата. Пик этого процесса приходится предположительно на кон. XVI - нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/468923.html

512       В 1786 г. аль-Джаззар вымогал у православного шейха Юнуса Никулы, который тогда занимал пост начальника бейрутской таможни, деньги, а поскольку у него их не было, поручителем за уважаемого шейха выступил османский офицер Усман Ага (см.: Из бейрутской церковной летописи... С. 85; Mukhtasar trkh al-asifa... Р. 119). 513       Хронист употребляет словосочетание «зимние ночи» ( ), хотя описываемые события происходили ранней весной. В связи с этим интересно следующее замечание А. Е. Крымского: «Слово ‘шыта’... означает и зима, и дождь, потому что для прибрежного сирийца, не имеющего понятия о снеге и морозе и не видящего дождя во время лета, зима и дождь – одно и то же. Специальное слово «матар» (дождь) малоупотребительно в Сирии» (см.: Крымский А. Е. Письма из Ливана: 1896–1898. М., 1975. С. 293). Тем не менее ранее в тексте слово ‘матар’ () употребляется в рассказе о странном дожде, похожем на белую пыль. 516       Употребляемое в летописи слово (мн. ч. ) в данном контексте, по всей вероятности, означает ‘отрез материи’ (см.: Баранов X. К. Арабскорусский словарь. М., 2001. С. 649). Следовательно, термины и могут являться названиями видов материи. 519       Имеется в виду широко распространенная в то время практика скупки урожая по сниженным ценам до его созревания. Скупщики платили крестьянам деньги вперед, а когда урожай был собран – забирали его. 520       Кантар, или кынтар, – ближневосточная мера веса. По разным источникам, один кантар равнялся в Египте 44,9 кг, в Дамаске – примерно 190,5 кг, в Алеппо – около 256 кг, в Триполи – 48,83 кг. 521       Ардеб – мера сыпучих тел, которая варьировалась от местности к местности. Сегодня в Египте и Судане он равняется примерно 197,6 л. 523       Начиная с 1708 г. дамасские правители постоянно назначались на пост предводителя каравана паломников в Мекку. 524       Летописец использовал выражение . По всей видимости, речь идет о вещах, которые чужеземные купцы скупали за бесценок у местных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 54 , С. 158 опубликовано: 9 октября 2023г. ПАВЛИН еп. Тирский - см. Павлин (I) , еп. Антиохийский. Рубрики: Антиохийская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Антиохийская Православная Церковь Павлин, епископ Тирский - см. Павлин (I), епископ Антиохийский См.также: АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Антиохийский Патриархат) БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ краткое изложение истории епископов Бейрута БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2756942.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010