Икона Собора новомучеников Богородских На защиту пастыря рванулась, движимая состраданием, одна из его духовных дочерей… Душераздирающая картина зверства коснулась сердца еще одного мученика – красноармейца. Он не смог поднять руку на беззащитного. Именно их безымянные мощи пребывают сегодня в Богоявленском храме под фреской Собора Богородских новомучеников. История не сохранила их имена, но прославил их Отец Небесный, в том числе и перед людьми. Все это так перекликается с последними минутами жизни преподобномученицы Елисаветы. Те же слова о прощении, и инокиня Варвара рядом со своей матушкой. Все, как в древних Патериках. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Могила убиенного отца Константина Голубева сохранилась благодаря памяти народа. Сюда и в годы жесточайших гонений «не зарастала народная тропа». Ставили свечки, зажигали лампадки, приносили цветы. Думается, власти пытались не пускать людей, запрещали, грозили. Но разве можно «отлучить от любви Божией»? В 1995 году мощи священномученика были обретены и находились в Тихвинским храме. Если говорить о Богоявленском соборе, то он был передан верующим в 1989 году. К сожалению, в начале 1990-х годов храм оказался захваченным раскольниками. И лишь в 1997 году собор был возвращен Русской Православной Церкви. Примечательно, что первая Литургия в возвращенном храме была совершена в день памяти священномученика Константина – 2 октября. Благочинный Богородского благочиния отец Марк Ермолаев на презентации фильма в Усово В 2018 году в Богородском благочинии торжественно отмечали 100-летие со дня убиения Константина Богородского. Чуть позже, 2 декабря 2018 года, благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев представит в просветительском центре Спасского храма фильм о священномученике Константине. «Идея, которой руководствовались создатели фильма, заключается в том, что подобные проекты – одна из форм увековечения памяти святого, чье имя вписано в историю Церкви Русской, и способ распространения этой памяти», – говорил на презентации отец Марк.

http://pravoslavie.ru/128825.html

Кто же он — новый бог деревни Ляли? Как выяснилось, «золотой телец» Рассказал наш безымянный герой и о том, что в один из дней им будто бы явился сам отец Василий и погрозил пальцем. С криками ватага мальчишек бросилась вон из храма, после чего лестница, ведущая в храм Успения Божией Матери, обвалилась… Из рода святых Сведения о судьбе последнего священника храма Богоявления, отца Василия Распутина, разнятся. Кто-то из местных рассказывает, что батюшку расстреляли рядом с храмом и похоронили тут же. Отец Василий и матушка Агния Распутины      Чтобы побольше узнать о священнике и его супруге — матушке Агнии, возвращаемся в Сыктывкар, чтобы встретиться с краеведом Анной Малыхиной. Анна Георгиевна в своей маленькой хрущевке, превращенной в архив, который содержит сведения обо всех священнослужителях Коми края, покажет фото молодой и красивой четы Распутиных и сообщит поразительные факты из истории. Краевед Анна Малыхина      Так, оказалось, что священники рода Распутиных с XVI века служили на земле Коми. Супруга отца Василия — матушка Агния — и вовсе происходила из извест­но­го священнического рода Бронниковых. Представи­те­ли этой славной династии в течение 300 лет окормляли прихожан северной земли. Родной брат Агнии Алексеевны, свя­щенник Григорий Бронников, канонизирован Рус­с­кой Православной Церковью в лике ново­мучени­ков. Связан оказался род Распутиных и с другой известной свя­ще­н­нической фамилией — Спасских, представитель которой — отец Димитрий Спасский — первый мученик земли Коми, ра­сстрелянный без суда и следствия в 1918 году и причисленный Русской Православной Церковью к лику святых. Познакомились Василий и Агния в Вологде, где будущая ма­тушка училась в местном епархиальном учи­ли­ще и на два года раньше Василия заве­ршила обучение, ра­бо­тала учи­тель­ницей, потом вышла замуж и стала уже помощницей батюшки. Отец Василий и матушка Агния      Отец Василий в 1900 году окончил Вологодскую духо­вную семинарию и был переведен в Сереговскую Успенскую церковь Яре­нского уезда.

http://pravoslavie.ru/98917.html

Но как заглянуть в душу римского раба — вполне успешного в своей рабской жизни — сочувствовавшего христианам в начале четвертого века? В житии написано — он много молился… …Отчаяние. Когда не на что больше надеяться. Это чувство было знакомо безымянному иконописцу, подписавшего безымянную фигуру «человека некоего грешника» перед иконой Богородицы «Нечаянная Радость» именем «Фонифатий». …Он сидит в лодке, воздев руки в жесте призывающего Проповедника — зачем вышел ты из лодки, Петр, называя себя человеком грешным? Для грешных пришел Я, Сын Мариин, не для праведных. Весь мир — Его лодка, Его ковчег, корзинка Нового Моисея, которого нашла юная и мудрая царская дочь, неизвестная Мария. И корзина из тростника стала спасительным ковчегом Нового Ноя, стала новым миром и Царством Новым — ибо — посмотри! — руками пробитыми, перстами окровавленными творит Он все новое. Видишь? Крылья голубки прорвали навек окоём. Слышишь? Имя Его призывают вдвоём и втроём. Он пролился росой на траву, на пустыню дождём, Он свободен — Он стал посреде, прободенный копьём. Видишь? Он одолел, и восшел, и воссел со Отцом. Целование мира — о Нём. И вознесенный, Живой и пронзенный, Он всех привлекает к Себе. Вокруг — тьма. Жизнь — только в Лодке его, где парус живет Духом Его, наполняющим Собою Мать Его, пронизывающим светом Своим Лик Ее — начало нового творения, ибо — посмотри! — Он творит все новое. Закланный Агнец, творящий новое, не хочет смерти грешника — прииди, друже Петре — хоть ты не верен, Бог твой, Иисус Христос, пребывает верен — отречься не может Он от Себя, и от Той, от которой взаймы взял плоть, ибо — посмотри! — творит Он все новое. Нет ничего в мире надежного, чему можно сказать «аминь!», и ничего не останется в мире, когда придет Аминь, Свидетель верный, с язвами гвоздинными на руках, воздевающий в дни сии руки за каждой Евхаристией за всех и за вся. Когда совьется небо, останется только Лодка, чьи паруса полны Духа. Взойди же, друже, в нее. Я назвал тебя другом, потому что сказал тебе все и отдал жизнь за жизнь твою, за живую лодку, что приплыла для тебя и ждет…

http://pravmir.ru/muchenik-vonifatij-vyx...

Основой для обвинения послужили показания девочки–подростка о том, что батюшка якобы имел «нечистые намерения в отношении нее». Девочку эту о. Сергий видел несколько раз, гуляя по ярмарке в день праздника с кошельком в руках, и даже не обратил бы на нее внимания, если бы ни странное, вызывающее поведение ее брата. Произведенная очная ставка выявила нелепость показаний: «потерпевшая» свидетельствовала о том, что он ничего не говорил ей, но, все же, «прошел мимо нее». Что только не выдержал священник во время ареста! Кто-то оделся в его рясу, и начал благословлять всех, кто-то выкрикивал непристойности, дергал за волосы…После того, как он провел два месяца во владимирской тюрьме, дело это было закрыто, но тут же ему предъявили обвинение, «созревшее» в Вятке по ст. 119: «использование предрассудков масс в целях свержения рабоче-крестьянской власти». И на это он снова со всей ответственностью составлял развернутые письменные показания со ссылками на Святое Писание, уверяя в том, что по положению своему, как лицо духовного звания, он не мог никого призывать к свержению власти и нарушению закона, просил судей проявить милосердие к его семье, оставшейся в бедственном положении. – Все это ни к чему не привело: его оценка обновленчества как «течения вредного для церкви» была приравнена к «антигосударственной агитации». Так он и оказался на Соловках… В 1927-м его этапировали в Екатеринбург, а в 1928м отправили на три года в ссылку в Узбекистан. После окончания срока о. Сергий старался жить незаметно, служил в Подмосковье, в Кашире, в храме в честь Святых мучеников Флора и Лавра. 1937-й стал для священника последним годом земного служения. Снова пришлось потерпеть клевету, унижение и еще раз свидетельствовать о вере. Как будто повторение предыдущих «мытарств»: арестовали его сначала за «хулиганство», но, не имея против него ничего по существу, вынуждены были отпустить, однако вскоре взялись за него уже крепко, все по тому же поводу – «враждебное отношение к власти». Он не признал на следствии своей вины, не совершил самооговора, но для «тройки» это не имело значения. 27-го ноября 1937 г. отец Сергий Знаменский был расстрелян в Бутово и погребен в одной из безымянных могил-рвов.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-se...

Отец Вячеслав попросил красноармейцев позволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в храм, тихо читая молитву о упокоении своей души. Он видел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, крушат всё, что попадало им под руки. Говорить им что-либо было бесполезно. Один из молодых коммунистов выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал — убит прямо в храме, за молитвой… Священнослужителя волоком вытащили из собора и бросили в ещё тёплую могилу, вырытую его же руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чём свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода. А накануне праздновалась память перенесения мощей первомученика архидиакона Стефана. На службе звучали слова чтения из Апостола, читал отец Вячеслав: «…И камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе». Для отца Вячеслава эти слова оказались пророческими. По сохранившимся документам, отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо-Преображенского Собора. Отпевал священномученика Вячеслава вместе с безымянными братьями священник Иоанн Рыболовлев, который позднее сам был репрессирован. Диякон Вячеслав Невьянский (Луканин) был канонизирован в лике новомученников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. В субботу, 16 августа 2003 года, в г. Невьянске состоялось долгожданное событие — переосвящение восстановленного Спасо-Преображенского собора. Освящение собора  совпало с днём мученической кончины святого Вячеслава Невьянского. Когда собор был в поругании и под его крышей находился один из цехов местного завода, работавшие там люди неоднократно слышали в «цехе» ангельское песнопение, не догадываясь о его происхождении. Использованы материалы сайта Спасо-Преображенского собора г. Невьянска

http://pravmir.ru/diakon-vyacheslav-luka...

Отец Константин Голубев В храме прямо напротив явленного Тихвинского образа Божией Матери огромная фреска с изображением Собора новомучеников Богородских. Рядом с отцом Константином – священномученик Сергий Махаев. Здесь особенно чувствуешь это духовное родство двух мучеников за веру, которые при жизни скорее всего не были знакомы, зато пребывают рядом в Царствии Небесном. Под фреской собора – мощи еще двух безымянных новомучеников. После посещения собора мы направляемся за город: когда-то там, в лесном массиве был небольшой карьер, где и производились расстрелы. Практически до могилы священномученика Константина выложена асфальтовая дорожка. Много лет сюда ходили крестным ходом жители города. И мы идем этим скорбным путем вслед за мучеником за веру, и кажется, что время не разделяет нас. Рядом с пастырем шествуют его духовные чада – они как-то узнали о предстоящем расстреле. Говорят, что жители Богородска так любили своего настоятеля и благочинного, что при его аресте писали многочисленные прошения новой власти с просьбой об его освобождении. Они и сейчас, в последний его земной час, рядом с ним. Плачут, горестно вздыхают, крестятся… Кто-то слышит, как молится священник за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Тропинка выводит всех на опушку соснового бора. Отец Константин в свой последний час молился за своих мучителей: «Господи, прости им» Отец Константин стал одной из первых жертв красного террора. Он был расстрелян 2 октября 1918 года. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/1918 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новомучениках, так описывает смерть отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца – его засыпали живым».

http://pravoslavie.ru/128825.html

Таблица 1. Сюжет и образы апокрифа в сравнении с иконой Анастасис   Гл. Образы апокрифа Образы иконы Анастасис Рассказ Иосифа первосвященникам Анне и Каиафе о воскресении Симеона Богоприимца и его двух сыновей; все идут в Аримафею, чтоб увидеть их Иосиф Аримафейский, Симеон Богоприимец, его два сына, Первосвящ. Анна, Каиафа; Никодим, Гамалиил (Под присягой в храме воскресшие пишут свою историю). Свет в аду; Авраам с патриархами и пророками исполнился радостью; слова прор. Исайи (8:23, 9:1) проповедь Иоанна Предтечи (Ио. 1: 29, Мф.3: 16)     Авраам с патриархами и пророками; прор. Исаия, Иоанн Предтеча     –   Нет в ранних вар-тах Адам просит Сифа рассказать о том, как он пытался добыть лекарство от смертельной болезни; рассказ Сифа о встрече с Ангелом и его пророчестве. Названы «лекарства от смертельной болезни»: «елей и Древо, дающее этот елей» Адам,   Сиф;       Древо жизни – (Адам только вместе с Евой) – –   Диалог сатаны и Аида Мф. 26: 38 свободные еще сатана и Аид – (связаны) Пс. 23:7 Дважды возглашение Христа, затем вход приказ Аида об обороне пророчества Исаии и Давида; освобождение мертвых; весь ад осветился светом Аид, его слуги обороняются.   Исаия,   Давид.   Закованные в цепи мертвые –     –(нет в ранних вар-тах) – (только вместе с Соломоном) – Иисус берет сатану за голову, приказывает ангелам заковать ему ноги, руки, шею и рот. Затем отдает его Аиду Христос (держит сатану за голову),  ангелы, Аид как палач – (Попирает ад)   –(Нет в ранних вар-тах) – Речь Аида сатане Спор Аида и сатаны VIII 24 Христос берет за руку Адама, затем зовет всех, «кто из-за древа умерли», Христос начертывает знак креста на лбу у Адама и других прор. Аввакум 3.13, (неточная цитата) Поднимаются из ада; люди поют Пс. 118: 20 Христос и Адам, Древо познания   Христос елеепомазывает Умершие; пророки, святые, Мученики и праотцы   Прор. Аввакум   + –   –   – (Нет безымянных умерших)   – Христос вводит Адама за руку в рай, передает его и праведных архангелу Михаилу. Встреча с Енохом и прор. Илией.

http://bogoslov.ru/article/1634727

Спустя 100 лет, в 1838 г. на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 г. воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX в. на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов. Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 г. соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 г.г. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII в.в., среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 г. и пожалована храму к его освящению в 1698 г. патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными. В XVIII в. Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок. Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией чумы 1771 г. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа - Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х г.г. исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана. В начале XIX в. стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар. В 1801 г. городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова - мать знаменитого писателя Александра Грибоедова. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги - единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 г. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем - Ваганьковском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=02490

Заглавие его: здесь содержатся дни страдания святых и успения епископов, которым церковь карфагенская ежегодно празднует. В нем уже на 80 дней имеются памяти, из них 26 памятей находятся в греческих и славянских святцах. Господских праздников два: Рождество Христово и Богоявление. Епископов карфагенских, кроме св. Киприана, перечислено 7. К именам святых прибавляется: мученик, святой мученик, апостол, креститель (Иоанн), первомученик (Стефан), евангелист и мученик Лука. В некоторые дни многие мученики собраны безымянно, наприм., 19 янв. св. мучч. Рубренеких. Календарь начинается с 19 апр. с Пасхи, по обычаю Африканской церкви, и кончается 16 февраля, марта нет. Преходящих праздников и недель и вообще пасхальных знаков в нем не показано, так что и его в собственном смысле календарем назвать нельзя. Праздники и святые карфагенского календаря 52 общие с восточною церковию следующие: 19 июня св. Гервасия и Протасия мучеников (у нас 14 окт.). 24 июня св. Иоанна Крестителя. 29 июня св. апостолов (т. е. Петра и Павла). 1 авг. Маккавеев. 6 авг. св. Сикста еп. и муч. римского (10 авг.). 10 авг. св. Лаврентия. 13 авг. св. Ипполита. 29 авг. св. Августина (греч. синакс. 15 июня). 14 сент. св. Киприана, еп. карфагенского (31 авг.). 16 сент. св. Евфимии. – сент. Ианнуария 53 (21 апр. у нас, у римлян 19 сент.). – сент. Сосия (21 апр. у нас, у римлян 23 сент.). 13 окт. св. Луки еванг. и муч. (18 окт.). – ноября св. Климента (25 ноября у нас, 23 у римлян). – ноября св. Хрисогона муч. (у нас 22 декабря, у рим. 24 нояб.). – ноября св. Андрея апостола и муч. (30 ноября). 25 дек. Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия. 26 дек. св. Стефана первомученика (27 дек. у нас). 27 дек. св. Иоанна Крестителя и Иакова апостола, которого убил Ирод (Иакова у нас 30 апр. 54 ). 28 дек. св. младенцев, которых избил Ирод (у нас 29 дек.). 6 янв. св. явление (т.-е. Богоявление Epephania, след. с Востока взято первоначально). 20 янв. св. муч. Севастианы (у нас 18 дек.). 21 янв. св. муч. Агнии. 22 янв. св. муч. Викентия (у нас 11 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

- Приближался юбилейный год 2000-летия христианства, Рождения Христа. Все Церкви, конечно, собирались этот юбилей праздновать. Как можно отпраздновать? Можно поехать и послужить на Святой Земле. Можно провести какую-то большую конференцию. У нас в России к 2000-летию приурочили проведение Юбилейного архиерейского Собора и освящение храма Христа Спасителя в честь Рождества Христова. В 1998 году меня Высокопреосвященный митрополит Ювеналий пригласил работать в Синодальной комиссии по канонизации святых. Господь сподобил меня сослужить митрополиту Ювеналию первую архиерейскую Литургию на Бутовском полигоне. После Литургии мы пошли ко кресту, где служили обычно панихиду. По дороге состоялся разговор о праздновании юбилея 2000-летия христианства, и я высказал митрополиту Ювеналию мысль о том, что наша Русская Церковь может отпраздновать этот юбилей так, как ни одна другая Церковь этого сделать не сможет. Владыка спросил: — Это как же? — Мы можем прославить Собор всех новомучеников и исповедников Русской Церкви. — Но мы же уже его прославили. — Прославлено только несколько человек, а их же были многие тысячи. — Но мы же их не знаем, у нас нет данных. — По календарю 70 дней в году мы вспоминаем безымянных мучеников, например, двадцать тысяч в Никомидии сожженных, множество в Раифе избиенных и т. д. Поэтому мы можем прославить всех известных и неизвестных подвижников. И это будет память великому подвигу новых мучеников и исповедников XX века. Митрополиту Ювеналию эта идея очень понравилась, и он стал думать тогда, как это все сделать. Нужно было запросить от всех епархий все данные о новомучениках, а таких данных было очень мало в епархиях, но у нас в ПСТБИ уже была собрана большая база данных по пострадавшим за Христа. И мы по каждой епархии смогли выдать имена тех, кто был убит в первые годы после революции. Тогда никаких следственных дел не было, просто врывались в село, в храм и убивали священника. Эти имена уже были нам известны, и их нельзя было подвергнуть сомнениям – так получилось, что в этом прославлении участвуют все епархии. А потом в этом Соборе можно будет выявлять новые и новые имена, и это уже не будет новым прославлением, а просто выявлением новых имен.

http://pravoslavie.ru/134285.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010