иером. Иаков (Цветков) Святым мученикам: Терентию, Африкану, Максиму и прочим с ними 169 (Апреля 10-го). Кондак, глас 4-й. Подоб.: В молитвах неусыпающую.., Ныне настала веселящая всех честная память мучеников, премудраго Терентия и сподвижников его. Посему снидемся усердно, да приимем исцеления ибо сии, прияв от Бога благодать, врачуют недуги душ наших силою Божества 170 . Икосы: (Ττουτο) Какое странное и удивительно зрелище: мы созерцаем мертвых, а почитаем их как бы живыми, – тех, которые самопроизвольно (υτοπροφετως) претерпели добровольную (κοσιον) стерт за Христа, в руце Котораго предав души своя, они избавляют от власти (χεφν) пагубнаго змия души наша, вместе с нами всегда воюя так: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Ибо, вот, совершаются песнопения во гробе (ν τφ) тех, над которыми прежде ты владычествовал, а ныне ты соделался безсильным и бедным, силою Божества. (πεισελθν) 171 Вселукавый взошел в судию, и подвигнул его ко гневу. Почему сей заключает в узы Терентия, а богоприятнаго Максима с Африканом, и славнаго Помпия 172 и, потом, Зинона, призвав, предает бичеваниям. Но пораженный силою их, (наветник злобы) разрушился в прах 173 : ибо они потрудились устроить дом своего исповедания (ικν τς υτν μολογας) на камени, и бурное дыхание ветров не поколебало оный нисколько; почему и воспевали они: «Лукавый пал силою Божества». 169 Кондак и 1-й икос переведены из „Anal, sacra»; 2-й икос переведен из Афон. кондакария (конд. архим. Амфилохия, стр. 181). Творение неизвестного песнописца. Акростих, как предполагать можно, был: το ταπεινο, судя по назальным буквам икосов, – но далеко незаконченный. Разночтений в кондаке и 1-м икосе с текстом афонского кондакария не встречается. – Св. мученики, числом четыредесять, пострадали при Римском нечестивом императоре Декие (в III-м в. по Р. Хр.), в Африке, где было их отечество. 170 Этих двух слов недостает в месяцеслове помещенном в следованной псалтири Московск. изд. 1848 г. в 8°. 173 Указывается на то обстоятельство, как святые показали пред язычниками силу Всевышняго Бога, когда, по совершении молитвы, они одним дуновением разрушили языческое капище со всеми находившимися в нем идолами. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Св. апостолу Иакову, брату Св. апостола Иоанна Богослова 72 (Апреля 30-го). Кондак, глас 8-й. Все мы да почтим сына Зеведеева, Иакова, как самовидца Христова и наилучшаго проповедника, вопея к нему с верою: «Святый апостоле, молися за нас, с любовию совершающих память твою». Икосы: (ς) поскольку Господь наименовал тебя вместе с Богословом (Иоанном) сыном Громовым ( Мрк. 3:17 ); посему ты возгремел своими учениями над всеми, возводя к единой вере, чтобы вопият (к тебе) непрестанно: «Святый Иакове, непрестай моляся спастися совершающим с верою память твою, от губительства (φθορς) и всякаго греха, –ты. находящихся в опасностях теплейший предстателю. (Δυσπει) «Умоляй, блаженне, Создателя и Господа, Спасителя и Учителя твоего, да избавить всех, с любовно в песнопениях совершающих память твою, от (вечнаго) мучения (κολασεως), святый Иакове, и от врагов видимых и невидимых, от душевныя немощи и лукавых телесных страстей, – ты. яко сущий самовидец Господа, и находящихся в опасностях теплейший предстатель». ( θ’ κη) Рака святых мощей твоих, блаженне, отженяет множество демонов и страдания всех немощствующих, с верою, от души притекающих к тебе, святый Иакове. Почему с любовию тебя молю, исцели мою душу и тело, Боговидче, и утверди ум мой в страхе Христовом, своими к Нему молитвами, – ты, находящихся в опасностях теплейший предстателю. 72 Переведено из Anal.sacra кард. Питры. Творение неизвестного песнописца, подражателя, в прочем св. Феодору Студиту ; потому что в Корзинском кодексе, из которого заимствовано сие песнопение Питра, in fol. 110, есть надписание над кондаком: πρς τ Τ φαειν; – из чего явствует, что кондак и икосы св. Апост. Иакову составлены по образцу кондака с икосами составленными св. Феодором Студитом святителю Николаю (См кондаки и икосы разн. церк. Песнописцев, стран. 57 –60). Акростих (песнь). В Афонск. кондакарии сих кондака и икосов нет. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Св. мученикам: Конону и Арестею 109 Кондак, глас 2-й Подоб, В молитвах не усыпающую... Все мы да ублажим, в подвигать ревностнейшая (θερμτατον), Аристея, и во бранях крепчайшая подвигоносца, Конона; ибо прославил их Создатель, яко благий, единый сый Всесильный. Икосы: (νευφημεν) Желая прославить верная раба твоего, Боже мой, молю безмерную Твою благость – дати ми слово, благогласно (υρθμως) изрещи его жительство (πολιτιαν) и великую доблесть (ριστιαν), как преславный муж сей до конца победил страшная врага, и опять воприял отъ Тебя благодать чудес: ибо Ты всем, с верою просящим Тебя, подаешь равно щедро (φθνως), Творче, единый сый Всесильный. (Μγας) Великим ты, богомудре, явил себя нам; ибо еще от лона матерняго (κμητρικν), Кононе, ты взыскал Христа, пламеннейший ревнителю (θερμτατε), исполняя Его хотения. Почему, ты сподобился благодати чудотворения, как и сам Он во святых Евангелиях вопиет; «Имеющий твердую веру, если о чем помолится будет ему» (Мф. 21:22). Так и на самом деле ( κα πον) ты совершил преславныя чудеса, восклицая к Нему: «Слава Тебе, единый сый Всесильный». (παντες) Хотя все, блуждающие во мраке лести, пали, принося, несчастные жертвы идолам, как богам: ты же, муж премудрый и мужественный, одушевляемый вместе с сыном своим любовию ко Христу, как благочестивый и благоразумный (ревнитель Его славы), сокрушил капища их идолов, и, посему, чрез тебя, Кононе преблаженне, прославлялось божество Христа, к Которому вопиял ты: «Слава Тебе, едине сый Ввеесильный». 109 Переведено из Anal, sacra; Питрою заимствовано из Корзинск. кодекса, в котором (in f.: 132) следующее помещено надписание: μην ουλ. δ κοντ. ες τος γιους μαρτ. το Χριστο Κνονα κα τν ιν υτο. Имени Аристея как сына Кононова, ни в каких, извйстных нам, святцах нет; нет и в „полном месяцослове Востока». Откуда, наконец, сам Питра взял сие имя, о сем, в примечаниях своих, он также умалчивает. Он говорит только: Procul dubio iidem sunt, quos ad diem maii XXIX. martyrolog. rom. memorat, illustrant vero Bolland. t. VII, p. 4; habentur martyres Traiano coaequales, et acta fere proconsularia. Filii nomen nunc primum innotescit. – Между тем все сказанное в кондаке и икосах, как нельзя лучше относится и к изображению жития и страданий преподобно-мученика Конона с сыном его тогоже имени, пострадавших в царствование Аврелиана (270 – 275 гг. по Р. Хр.), память которых воспоминается 6-го марта; 2-й икос, в таком случае, относитя к Конону – сыну. Акростих неполный: Α(σ)μα. В Аф. кондакарии сих кондака и икосов нет. Творец песнопения неизвестен. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Св. преподобным отцам, во обителе св. Саввы Избиенным 177 (Марта 20-го). Кондак, глас 4-й Подоб.: Вознесыйся... Мудро 178 презрев наслаждение земным и тленным, преблаженные,. пустынное житие вы почли благолепнейшим, нежели мир сей и временное в нем наслаждение, за что сподобились небеснаго царствия; почему все мы вопием к вам прилежно: «От бед избавите нас». Икосы: (’Επστη) Ныне настал для нас спасительный день воспеть подвиги мучеников (μαρτρων) 179 , которые совершили они на земле благолепно, сперва постничеством и воздержанием многим, а после страданием. Отсюда и получила они венец нетленный, достойно ликуя с ангелами непрестанно, вовеки, умоляя Христа, да дарует прощение прегрешений благочестно прославляющим память их и вопиющим немолчно: «От бед избавите нас». (ον) 180 Древле лукаво прельстивший Адама в раю чрез Еву излил на нас яд своего злодейства (κακουργας): вы же, отцы, главу его мужественно сокрушили, почему, скорбя, онъ говорилъ; «Увы мне, что сотворю? Силы мои в конец исчезли, и я оказался посмешищем для тех, над которыми прежде царски владычествовал всецело. Ибо Христос воплотившийся показал неблазненную стезю всем желающим воспевать пред Ним: «От бед избавите нас». (Σωμτων) 181 Мужественно презревъ удовольствия плотския и самую жизнь свою носив на раменах своих крест Господень, вы последовали ему, созерцая мысленно будущую жизнь, которой и сподобились, как достойно совершившие путь мученический, и пощением возжегшие светло светильники свои; почему вместе вы взошли в чертог славы Христовой, созерцая таинственно божественную красоту, и избавляя от всякаго вреда вопиющих: «От бед избавите нас». 178 Переведено из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из Тавринск, кодекса; творение неизвестного песнописца. Акростих: ες, как видно, отрывочный, т. е. недоконченный. Третий икос дополнен здесь из Афон. кондакария (см. кондакар. архим. Амфилохия. стр. 92 и 173, где можно найти все сии три икоса. – О семь событии есть особенное повествование в славянской минее на 20-е число марта, озаглавленное· «Страдание преподобных Отец наших: Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих преподобных, во обители св. Саввы избиенных“. Повествование сие, как свидетельствует св. Димитрий Ростовский , заимствовано из греч. рукописей, сокращенно изложенных, на основании полной истории о сем событии, написанной блаженным Стефаном Савваитом (к концу 8-го и в начале 9 в.), творцем канонов. Год этого события, в Деян. св. у Болландистов означен 796-м, и в «Полном месяцослове Востока» это считается верным (см. Ч. П, стр. 84.) Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То есть людей уничтожали, так скажем, – или расстреливали. И так получилось, что к 1939 году у нас просто все пострадали, вопрос только в том, как кто пострадал. Просто у нас осталось несколько епископов в 1939 году, у нас осталось очень мало церквей. У нас если до революции их было около 50 тысяч – церквей с часовнями, то к 1935 году их стало 25 тысяч церквей. И с 1935 года по 1938 год их осталось около тысячи – примерно в такой пропорции шло уничтожение. А дальше некоторое количество еще пострадали в сороковые годы, чаще всего в лагерях уже. Были те, кто дожили до 50-х годов, и до 60-х годов – только они уже не мученики, а исповедники. Если они священники, то – священноисповедники, если монахи, то – преподобноисповедники. То есть это те люди, которые исповедывали Христа, приняли заключение за Него, за веру свою, за отстаивание своих идеалов, и потом все-таки не были приговорены к расстрелу, пережили заключение в лагере и вышли на свободу уже в 50-е годы, или как епископ Афанасий Сахаров – умер в начале 60-х годов. Да, они тоже были прославлены на этом Соборе, но уже как исповедники, по понятным причинам, историческим. Потому что они претерпели гонения, выжили и умерли уже в условиях свободы. Их Церковь тоже причислила к лику святых и такие также прославлены на этом Соборе. Кроме того, поскольку на Соборе была принята иная процедура прославления – такого еще не было никогда – были прославлены все мученики и исповедники, которые жили в России, принадлежали к Русской Православной Церкви. Из них более тысячи прославлены прямо, поименно на этом Соборе, а остальные прославлены безымянно. И поэтому в дальнейшем процедура церковная будет такая: мученики не будут канонизироваться или прославляться, будут выявляться только их имена, их подвиг и твердые доказательства этого подвига – то есть будут собираться все документы, свидетельства и только имена их будут включаться в список уже прославленных святых, который будет публиковаться, собственно, в Типиконе и в календаре Русской Православной Церкви. Это касается только мучеников. Процедура прославления и канонизации преподобных осталась той же, как она была раньше: изучение подвига и сам акт прославления. А мученики будут включаться в календарь только. Ведущая: Сегодня гостем программы " Православная энциклопедия " был член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Селище на месте часовни Никиты Мученика, XIV-XVII в. 0,9 км к ССВ от деревни, 70 м к В от дороги в д. Горенки, около 100 м к ЮВ от пруда, правый берег р.Сумерь, левого при­тока р.Талица (правый приток р. Воря, левого притока реки Клязьма), 0,9 км от русла, на водоразделе двух безымянных ручьев, на лесной поляне и к СЗ от нее, в лесу. Размеры селища 50×70 м, высота над ручьем 2-3 м. В цент­ре поляны до 1950-х гг. находилась часовня Никиты Мученика. Исследовано (С.З. Чернов) 100 кв. м. Культурный слой 0,2-0,4 м. Обнаружена керамика гончарная позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красно глиняная, бело глиняная и чернолощенная, железный граненый наконечник стрелы, ромбический в сече­нии, с перехватом — XIV в., деталь пружинного замка — XIV-XV вв., железное ушко от деревянного ведра, обломки оселков, гли­няных игрушек, грузило из обломка глиняного сосуда, металлическая фигурная накладка от книжного переплета, обломок над­гробной белокаменной плиты с орнаментом из треугольников -«волчий зуб» — XVI в. Исследованы подпольные ямы наземных жилищ XVI в. Рядом с жилыми сооружениями в XVI в., вероятно, уже существовала церковь. Последние упоминания о ските великомученика Никиты приходятся на период Смутного времени. Читая архивные данные, батюшка, как наяву, представлял события тех времен: как жили и как спасались монахи здесь; как, предвидя наступления врагов Земли Русской, спрятали они большой колокол в одном из бочагов речки Сумерь; как они зарыли все ценное, что было в монастыре, в близлежащем холме; как глумились поляки над нашими святынями и народом; как иноверцы бросали в воды речки Сумерь святые православные иконы. Еще долго лежали в траве остатки купола и крест, и, казалось, уйдет в небытие, будет забыто это место, где возносилась к небу монашеская молитва. Тем временем община прихода становилась на ноги – появились энергичные помощники, подсобное хозяйство, велось строительство; были дарованы святыни – частицы мощей, иконы, в том числе чудотворная – «Умиление Божией Матери». Сентябрь 2001 г. ознаменовался приездом Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который совершил освящение Престола артемовского храма. Услышав о желании создать здесь православную обитель, Владыко отнесся к этому весьма благосклонно, и деятельность в этом направлении получила свое архипастырское благословение.

http://sobory.ru/article/?object=34685

Вы сказали правду. А правду говорить, как известно, легко и приятно. Спасибо отче. 5. Ответ на 2, о.Сергий: Почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий 2 называл попытки канонизации Григория Распутина " антицерковной провокацией " . И именно общение императорской семьи с этим прохвостом было самой серьезной проблемой, затруднявшей канонизацию царственных страстотерпцев. Поэтому все действия почитателей Распутина (как и Иоанна Грозного) - провокационны и ведут к расколу Церкви. Также самописные " иконы " Распутина, Грозного, Славика из Чебаркуля, Сталина и тому подобные - не являются каноническими изображениями и не могут восприниматься в среде православных христиан иначе, как богохульство. Вы наверно никогда не участвовали в предвыборных кампаниях губернаторов, меров, руководителей муниципальных образований, кандидатов в ГД РФ? Люди все разные, но все они подчинены одной порочной системе, которая довлеет над всеми ими, как домоклов меч -шаг в лево, в право -расстрел на месте. Вот также было и с нашим страптотерпцем Царем Николаем Александровичем, когда через его ближайшее окружение, оклеветанное врагами государства Российского, привело в реализацию трагедии в Ипатьевский дом. Враги все рассчитали, через клевету на Друга семьи, Григория Распутина, оклеветать, унизить, создать имидж слабовольного и слабохарактерного Хозяина Земли Русской. Осмелились поднять пяту на Помазаника Божьего. Григорий Распутин, жертва всеобщего заговора масонов, попов либералов, английских шпионов. Надеюсь, что Вы, уважаемый о. Сергий, ни к одной из этих не относитесь и Вами движут благородные чувства, памяти всех тех безымянных исповедников и мучеников Российских, имена которые известны только одному Богу. С НАМИ БОГ! 4. о.Сергий Как почитание может расколоть Церковь?Почитание красных не свалила Церковь.А почитали тысячами.Иоанн Грозный уничтожил " ересь жидовствующих " ,Слава Чебаркульский привёл в Церковь огромное количество атеистически настроенных людей,Григорий Ефимович пал за Царя-Мученика.По,вашему православных почитать нельзя,но атеистов,погромщиков русской Церкви-можно?Достаточно того,что поглумились над ними все антицерковные силы,начиная от лагеря либералов,заканчивая коммунистами.По этому индикатору можно точно знать,кто есть кто.У этих громил нюх на святость и они зряче топчут людей наделённых чистой душой.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/06/pa...

“Подписал” храм прославленный древнерусский мастер Дионисий с сыновьями. Его авторство подтверждается автографом иконописца на северной стене церкви. Там указывается, что началась роспись 6 августа 7010 лета (1502 год) и завершена была 8 сентября, к храмовому празднику. “А писцы Дионисий иконник со своими чады”. Фрески покрывают всю внутреннюю поверхность храма общей площадью около 800 квадратных метров, они сохранились вполне. Утрачены лишь некоторые фрагменты из-за растески окон и перестройки иконостаса. Стенопись собора сделала Ферапонтов монастырь всемирно известным. Это единственный в стране памятник, в котором фрески начала XVI века уцелели в авторском исполнении почти в полном объеме. Поновления, сделанные в середине XVIII века, коснулись в основном росписей худшей сохранности. Дионисий писал в смешанной технике — фрески (по влажному грунту) и темперы. Для изготовления красок он, как гласит предание, частично использовал разноцветные минералы, находящиеся в окрестностях Ферапонтова монастыря в виде россыпей. Основная схема росписей традиционна: в куполе изображен Господь Вседержитель с архангелами и праотцами, в парусах — евангелисты, в сводах — евангельские сюжеты, на западной стене — Страшный суд, на столбах — воины-мученики и святители, внизу над орнаментальными пеленами — семь Вселенских Соборов, в алтаре — Богоматерь с Богомладенцем на престоле, в жертвеннике — Предтеча и Креститель Господень Иоанн, в диаконнике (он же южный придел) — Николай Чудотворец. Особое место среди росписей Ферапонтова монастыря занимает “Акафист Богородице” — живописная интерпретация хвалебного песнопения, состоящего из 25 песен. У Дионисия нашли свое отражение все песнопения. Мастер располагает сцены акафиста третьим ярусом росписей по всему периметру собора. Таким образом Дионисий создал одно из самых совершенных воплощений акафиста в живописи. Е. Стрельникова . По материалам сайта www.ferapontovo.ru Мастер оставил нам записку из прошлого, свой личный автограф на откосе северной двери - так называемая летопись собора (даты начала и завершения работ с именами исполнителей и заказчиков, на современном языке). Чтобы не осталось творение его безымянным. Надпись выполнена белилами прямо поверх серой рефти, без использования подкладочного синего фона - мастер знал, что таким образом красочный слой букв сохранится дольше, старался максимально продлить звучание своей молитвы: " uзбabiuxъ. ГИ. мукъ. вечныхъ " . Есть версия, что подобные обращения-молитвы изограф имел право оставлять лишь в случае бескорыстного исполнения живописных работ. Бескорыстного. На шестистах квадратных метрах. Взамен оплаты получив возможность вписать своё имя в небесные скрижали. Навечно. Деньги ведь с собой не унесешь. Память же - бесценна. Сознание переворачивается, когда понимаешь, по какой системе ценностей жили наши предки.

http://sobory.ru/article/?object=05144

В 1134 г. К. К. была восстановлена Мехмедом из династии Данишмандидов, к-рые управляли городом и его окрестностями приблизительно с 1090 г. В 1169 г. К. К. перешла под власть иконийских султанов. В 1211 г. город безуспешно осаждал кор. Киликийской Армении Левон II. В 1243 г. Кесарию захватили монголы. Польск. путешественник Симеон описал К. К. как турецко-арм. город с разрушенными домами из сырца, к-рый он видел в 1617 г. В 1895 г. здесь имел место крупный акт геноцида армян. В XIX в. большинство греков покинули К. К., переселившись в крупные приморские города. В нач. ХХ в. Кесарийскому митрополиту подчинялось ок. 40 тыс. православных. В нач. 20-х гг. XX в. ок. 1500 проживавших в К. К. греков вынуждены были переселиться в Грецию. Епископия В 1-м Послании ап. Петр обращается к христианам Каппадокии (1 Петр 1. 1), столицей которой была К. К. По преданию, первыми епископами в городе были св. Лонгин Сотник и ученики ап. Павла Аполлон и Епафродит ( Greg. Nyss. Ep. 17. 15). Точно установлено, что во II в. в К. К. жили христиане. Спасаясь от гонения Септимия Севера , Климент Александрийский бежал в К. К. к своему другу еп. Александру и проповедовал там. В первые 3 века христианства были известны епископы Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269) и Леонтий (285). Еп. Лукий принял здесь мученическую смерть ( Fedalto. Hierarchia. P. 20). Еп. Фирмилиан I был одним из крупнейших церковных деятелей своего времени, он вел обширную переписку, в т. ч. со сщмч. Киприаном , еп. Карфагенским. По его приглашению Ориген проповедовал в К. К. 2 года. Еп. Фирмилиан I конфликтовал с Римским папой Стефаном I из-за практики повторного крещения еретиков. Свт. Дионисий , еп. Римский, помогал К. К. в выкупе захваченных готами пленников. В 235 г. из-за начатого после землетрясения легатом Лицинием Серенианом гонения на христиан мн. каппадокийцы бежали в Иерусалим. В это время пострадали мученики Мамант (пам. 2 сент.), Иулитта (пам. 31 июля), Варлаам (пам. 19 нояб.), Евпсихий (известны 2 мученика Кесарие-Каппадокийских с таким именем, пам. 9 апр. и 7 сент.), Дамас , Гордий (пам. 3 янв.) и безымянные святые, принявшие мученическую смерть при Диоклетиане ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 1). Свт. Василий Великий привез в К. К. мощи св. Саввы Готфийского и 40 мучеников Севастийских.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

В иконе присутствуют также безымянные миряне – мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, – в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. ДЕИСУСНЫЙ ЧИН В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: “Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые десятого – девятнадцатого веков. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. КЛЕЙМА Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника. Для этого выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности. События переданы в условно-обобщенном, знаковом виде с целью подчеркнуть вечное, непреходящее значение страданий святых мучеников, ибо праведность святых есть “виссон чистый и светлый”, в который облечена Церковь – Жена и Невеста Агнца-Христа (Апок.19:8). Поэтому нужно было уйти от частного, преходящего и временного, что достигается использованием знаковой системы древней иконописи.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010