Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец указывают на то, что христианин верит, что в личности Иисуса Христа неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно соединились две при роды — Божественная и человеческая. Старообрядцы наоборот, крестятся двумя пальцами, и этим они тоже выражают веру во Христа как Богочеловека, а три пальца, прижатые к ладони, символизируют исповедание ими Триединого Бога. Сама форма сложения пальцев во время крестного знамения Православной Церковью никогда не догматизировалась. Попытка сделать это на Стоглавом Соборе 1551 года впоследствии была признана Церковью ошибочной. Церковь судит только о том, что касается отношений человека с Богом. Печально знаменитый Джордано Бруно, о котором до сих пор пишут в учебниках как о мученике науки, был плохим ученым и высказывал множество диких с точки зрения современной науки взглядов. Однако Католическая церковь осудила его не за это, а за антицерковное и неверное учение о Троице. Его сожжение — безусловно печальная страница истории западной цивилизации, тем более, что с точки зрения современной медицины он был, вероятно, не совсем здоров психически. Хотя этот пример взят из истории Католической церкви (для Православия подобное вовсе не характерно), факт остается фактом: Церковь не судит о том, что не связано с учением о Боге или отношениями Бога и человека. Тем не менее ее авторитет все время пытались и сейчас пытаются использовать (и иногда, как мы видим, небезуспешно) в политике, культуре и науке, чтобы отстоять свою человеческую, а не божественную, правоту. Поэтому очень важно уметь отличать истинный голос самой Церкви от тех многочисленных голосов, которые пытаются говорить от ее имени. Таким образом, догматами в Церкви, которые действительно являются неизменными и абсолютными, называют только те истины, которые говорят о Боге или Его отношении к миру и человеку. Этот точный смысл понятия очень важен, иначе Церкви можно будет произвольно приписать самые невероятные представления. Казалось бы, этим ответом можно ограничиться, но, напротив, как раз только теперь и возникает целый ряд непростых вопросов.

http://foma.ru/dogmatyi.html

Столь же неопределенно говорится и о политике государства в отношении Церкви. Оппонентами конкретных святых становится безликая сила: " По молитвам блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз предпринимали шаги к прекращению в нем богослужения. Наконец в начале 1930-х годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным. 31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную, но обвинений против нее собрать не смогли.... " . В отличие от древних мартириев, где мученик всегда претерпевает свои страдания по приказу конкретного, хотя иногда и безымянного чиновника, современные агиографические тексты делают все, чтобы за преследования верующих не отвечали конкретные люди. Это относится даже к тем, кто отправлял верующих в тюрьму или на расстрел: " 3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь " . Подобное стремление к абстрагированию приводит к тому, что в церковном предании не формируется представление о личной ответственности Сталина за то, что происходило со страной и Церковью. Еще более интересна в этом отношении служба новомученикам и исповедникам Российским, составленная святителем Афанасием Ковровским. Этот текст также не содержит никаких конкретных указаний на то, кем были спровоцированы гонения, и кто именно несет ответственность за преследование Церкви. Вот отрывок из 6 песни канона, посвященного новомученикам: " Волны безбожнаго нечестия тщашася потопити корабль Церкве Русския,/Ты же, Истинный Кормчий, спасл еси шествующия на нем молитвами страстотерпцев Российских, вопиющих:/Господи Сил, из смертоносныя глубины возведи ны. Безбожнии внуцы Каиновы святыни церковныя поруганию и огню предаша,/обители разориша, храмы, яко овощныя хранилища, содеяша,/христолюбивыя люди в темницы заключиша и умучиша./Вы же, страстотерпцы, с любовию учили есте:/сие бысть по грехом нашим, людие, покайтеся.

http://religare.ru/2_101399.html

Шестой час. Полдень. Жарко. Распятие — унизительная и мучительная смерть. Унижение. Один из самых трогательных моментов службы Двенадцати Евангелий — прокимен перед седьмым Евангелием «Разделиша ризы Моя себе…». Цитата из Псалтири легла на невероятную, душеразрывающую мелодию. Стоит вслушаться, чтобы ощутить хотя бы на мгновение то, что пережил Сам Бог, что бывает с каждым человеком, потому что он смертен и несчастен. Абсолютную брошенность, покинутость, пустоту, еще до смерти наступивший ад — когда у тебя вообще больше ничего не осталось. Даже одежду отобрали, и стоишь ты, нагой духовно и физически, перед вечностью, а вечность молчит. Христос страдает около трех часов под палящим иерусалимским солнцем. Лука говорит, что Его мучение сопровождается «тьмой по всей земле» от шестого до девятого часа, и Господь умирает. Что это была за тьма? Солнечное затмение? Ветер из пустыни — «хамсин», несущий слепящий песок, затмевающий солнце? Грозовая туча? В любом случае: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся». Эта тьма — эхо Его предсмертного крика. Бог не может умирать. Человек не должен умирать. Страшному уроку сострадания, преподанному Господом, вняла природа, но не люди. Только безымянный благоразумный разбойник пожалел невинного Страдальца: «Он ничего худого не сделал» (Лк.23,41). Остальные — только после Его смерти, увидев великие знамения, начинают осознавать, что натворили… «Воистину Он был Сын Божий», — растерянно говорит сотник (Мф.27,54). Сын Своей Матери В середине дня в Великую Пятницу совершается последняя служба Страстей — Вечерня с выносом Плащаницы. Снова читается Евангелие, описывающее все события от ареста до погребения Иисуса Христа. В этом богослужении, находящемся на границе Великой Пятницы и Благословенной Субботы (Лк.23,54: «День тот был пятница, и наступала суббота»), уже звучат нотки пасхальной радости: Когда в гробнице плотию Ты добровольно заключен был, Христе, по природе Божественной оставаясь вездесущим и безграничным, Ты запер все сокровищницы смерти, Ты опустошил все царские дворцы ада — тогда и эту субботу Ты почтил Божественным благословением, и славой, и Твоим сиянием.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-cht...

-Я совершенно согласен, что следует придерживаться четких критериев канонизации, но я считаю, что в деле канонизации не все закончено. Москва свои архивы проработала, но епархии тоже хотят этим заниматься. Я хотел бы обратить внимание всех, что дела не выдают вовсе не на основании закона, а на основании подзаконных актов, инструкции о порядке ознакомления с делами. Подзаконный акт — это не закон о защите информации. В 2011 году общество «Мемориал» пыталось через Конституционный суд оспорить некоторые положения этой подзаконной инструкции. Когда откроют архивы? Фактически, вопрос встает о возможности просить от государства изменения подзаконных актов. Что очень актуально: по мнению заместителя главного редактора журнала «Вестник архивиста» Зинаиды Петровны Иноземцевой, надежды на то, что архивы откроются, нет. Даже в самом лучше случае, если порядок о предоставлении дела через 75 лет после его закрытия будет соблюдаться, ждать еще очень долго. Иерей Максим Плякин напомнил, что 75 лет должны истечь с даты последнего документа в деле. А последним является документ о реабилитации — и зачастую это годы Перестройки. Надо ли прославлять поименно? Епископ Глобинский и Жлобинский Стефан попытался заявить о промыслительности закрытия архивов: -Что бы Церковь ни делала, она всегда начинает словами «изволися Духу Святому и нам». Посмотрите, в какие-то времена прославлялись преподобные, в иные — святители, в иные — мученики. Всегда проходило время. Господь уже дал нашей Церкви время, в которое она прославила новомучеников. Остается только вносить их имена. Надо посмотреть немного выше этого земного спора и подумать: а есть ли изволение Божье на то, чтобы внести в список мучеников этого человека? Ведь есть тысячи мучеников, имен которых мы не знаем — в календарях можно встретить слова «и триста мучеников…», «и тысяча двести мучеников»… Если мы признаем и светскую власть, и ее действия, в том числе и закрытие документов — то не задуматься ли нам: может быть, Господь что-то от нас отдаляет? Не пришло еще время. Слава Богу, что мы уже около двух тысяч имен назвали. Сколько десятков тысяч безымянных мучеников первых веков, но мы их все равно почитаем!

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

1. Святые в древних евангелиях, уставах, прологах и других церковных книгах от XI века до 1547 года 2. Святые, коим установлено празднование на соборе 1547 г 3. Святые, коим установлено праздновать на соборе 1549 г 4. Святые в печатных святцах и служебных книгах XVII в 6. Святые киевские в служебниках и месяцеслове всех святых (с 1891 г. в месяцеслове), но не в четиих минеях 7. Святые в уставе 1873 г.: 8. Святые, имена коих в служебных минеях печатных: 9. Святые в месяцеслове всех святых 1891 г. и в прежних изданиях 10. Святые в служебнике 1900 г., изданном С.-Петербургскою Синодальною типографиею Приложение 20 опущено. Приложение 21. Древнейших восточный месяцеслов по сирской рукописи 411–412 года В Кануне первом В Месяце Канун во втором ( Μην Κανον τ δευτερω), то есть, в январе, а первый месяц декабрь. Месяц Севаф (Февраль). Месяц Адар (Март). Нисан (Апрель). Месяц Иар (Май). Месяц Харизан (Июнь). Месяц Фамуз (Июль). Месяц Ав (Август). Месяц Елул (Сентябрь). Месяц Фесри первый (Октябрь). Месяц Фесри вторый (Ноябрь). Указатель имен Сирского месяцеслова 411–412 г Приложение 22. Январь. 1 Евфросина епископа, Приана или Примиана и других 9 мучеников в Никомидии. Иерон. Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Указатель восточных святых, не находящихся в месяцесловах Грекороссийской Церкви, (к приложению 22) Святые безымянные Праздники и события Поправки в I тому Предисловие 1-е (К изданию 1875 и 1876 гг.) Наша литература небогата исследованиями о святых Божиих; западная литература напротив имеет по сему предмету не мало капитальных изданий. Но и там нет общего сборника по сему предмету. Автор предлагаемого произведения имел целию восполнить, сколько мог, сей пробел особенно в отношении к восточной агиологии, впрочем им собраны сведения и о западных памятниках по сему предмету, главным образом древнейших, поскольку они имеют немалое отношение к восточной агиологии. Памятники восточной агиологии, отпечатанные в разных изданиях, которые имел в виду Мартынов, автор Церковного Года, нами вновь исследованы по первым изданиям, точнее разграничены и восполнены новыми, изданными на Западе и в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во время раскопок 1973 г. в результате выемки одного из известковых блоков порога был обнаружен вход на нижний уровень крипты, закрытый 2 известковыми плитами: верхняя оштукатурена снаружи, на нижней - греч. надпись: « W ΔΕ ΚΕ W ΔΕ/Ι CW Ρ/ΜΑΡΤ U Ρ W Ν», к-рую А. Штефан перевела как: «Здесь и там - кровь мучеников». Нижний уровень крипты был разделен на 2 части положенными на край 2 известковыми плитами, предназначенными для поддержки покрытия пола верхнего уровня. Стены нижнего уровня представляют собой единое строение с верхним, но покрыты известковыми плитами. Пол настлан кирпичными плитами, стянутыми раствором. Изучение строения привело к выводу, что крипта изначально строилась как 2-уровневая. Оба отсека нижнего уровня были наполовину заполнены черно-суглинистым грунтом. Непосредственно у входа в юж. отсек был установлен керамический сферический сосуд с 2 ручками, прикрепленными к венчику, внутри сосуд из серой керамики имеет форму усеченного конуса (Ibid. P. 141-146). В 1975 г. грунт был изъят и просеян, что позволило обнаружить 110 мелких, плохо сохранившихся костных фрагментов. Экспертиза, проведенная в Антропологическом кабинете Академии Румынии Д. Николэеску-Плопушор, установила, что костные останки принадлежат 2 мужчинам 45-55 лет и что они были перенесены вместе с грунтом из др. места. Установлено также, что эти мученики были сожжены на костре и жили намного раньше 4 известных по именам мучеников - при перезахоронении останков во время постройки крипты их имена были утрачены (Ibid. P. 147). В грунте, изъятом из овального колодца перед входом в крипту, который обеспечивал первоначальный доступ к ней, был найден археологический материал, отнесенный к кон. IV - нач. V в. На расстоянии 3,2 м от входа в крипту на глубине 0,57 м от уровня пола базилики были обнаружены остатки прямоугольной конструкции из кирпича (2,5 ´ 1,7 м), она была определена как гипогей. Судя по идентичности состава грунта в ней и на нижнем уровне крипты, скорее всего это было место первоначального захоронения 2 безымянных мучеников. Нумизматический материал, найденный в яме над гипогеем, позволил заключить, что данное строение разрушено не ранее 375 г., и уточнить хронологию постройки базилики и крипты (Ibid. P. 148-150). В 1981 и 1985 гг. археологические исследования были продолжены.

http://pravenc.ru/text/2577605.html

Первый имеющийся у нас официальный документ, указывающий, как следует поступать по отношению к христианам, содержится в переписке Плиния Младшего и императора Траяна. Гай Плиний Секунд, наместник в Вифинии и Понте с сентября 111 по январь 113 г., в конце 112 г. столкнувшись с христианами, запросил у императора инструкции, что предпринять в сложившихся обстоятельствах. Вряд ли ситуация была опасной или грозила выйти из-под контроля – он советовался с Траяном и по менее сложным вопросам, – но и обычной назвать ее трудно. Плинием был получен анонимный донос, «содержащий много имен» (Ер., X, 96, 5; здесь и далее пер. М. Е. Сергеенко). В ходе проведения дознания стало ясно, что упомянутые в нем лица делятся на три категории: во-первых, те, кто сознался в том, что он христианин, и упорствовал в этом; затем, те, кто «отрицал, что они христиане или были ими» (X, 96, 5); и, наконец, христиане, которые затем отреклись: «Все они почтили и твое изображение, и статуи богов, и похулили Христа» (X, 96, 6). Плиния смущали не первые две категории: упорствующие были казнены («Я не сомневался, что в чем бы они не признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство». – X, 96, 3), заявившие же о том, что никогда не были христианами – отпущены на свободу (X, 96, 5). Римский администратор не смог самостоятельно решить, что ему делать с отступниками от христианства: «Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем» (X, 96, 2). Ответ (рескрипт) Траяна определил политику по отношению к христианам почти на 150 лет: «Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени» (Plin. Ер., X, 97). С одной стороны, Траян ограничил преследование христиан и признал, что какой-то общей процедуры в суде над христианами быть не может, и эти процессы должны сообразовываться с обстоятельствами. С другой, своим рескриптом император санкционировал прежние преследования и казнь христиан; новым было лишь дарование прощения отступникам. Иначе говоря, христиане подлежат преследованию за само имя, только за то, что они христиане; здесь нет ни слова о нарушении ими других законов или этических норм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому и вам следует согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в лире. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос . Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начав песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа 36 . Очевидно, что Игнатий не обращается к фактическим ситуациям в церквах – напряженные отношения, созданные стычками между отдельными людьми, некоторые практики, какие можно было бы улучшить, и т. д. – каковыми они были в их обыденной жизни. Его идеализированное видение того, как они должны себя вести, убедило его в том, что все так и было в их церквах. И действительно, как мы вскоре увидим, Игнатий писал по большей части церквам, которые он никогда не посещал лично. Если так обстояли дела с церквами в Малой Азии, то еще больше это относится к римской церкви. Здесь он никого не называет по имени, что он делал в пяти других письмах. В письме к филадельфийцам он также никого не упоминает поименно, даже при его уверенности в том, что там есть епископ с советом пресвитеров и группой дьяконов 37 . Но он не упоминает ни имен, ни безымянных членов иерархии в письме к римлянам. Однако видение Игнатием римской общины относится не к евхаристии, но к арене: «По молитве к Богу я получил то, о чем много просил, чтоб увидеть ваши благочестивые лица. Связанный за Христа, я надеюсь приветствовать вас…» 38 Таким образом, он видит их в молитвенном видении, ожидая возможности приветствовать их как заключенный. Но как заключенный он может их приветствовать только на арене, а не в совместной евхаристии. Поэтому видение римской общины, собравшейся на его жертву на арене, заменяет видение эфесской церкви, собирающейся в согласии и гармоничном хоре в воскресной евхаристии: Не делайте для меня ничего более, чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе… Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божья: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

С этого момента изменилось всё и навсегда, кончилась эпоха 2018 года, а вместе с ней и эра человека разумного. Настала эра, которая может длиться и год, и вечность, но может и оборваться в одно мгновение. Кардинально изменилась и русофобия как идеология консолидации Запада. Из вполне понятной и вполне эффективной стратегии (ничего личного, только наличные), которая выполняла множество жизненно важных функций, русофобия вернулась в своё исконного состояние и русло - животного страха, ужаса, парализующего волю и останавливающую время. Но страхом нельзя жить вечно. Для тех же бесстрашных, кому деньги и власть дороже собственной жизни, не говоря уже о жизни миллионов людей, записанных в друзья и союзники или в изгои и враги, удар оказался поистине смертельным. Дело в том, что в мгновение ока были обнулены многотриллионные (!) инвестиции в создание системы, способной, как считали ее творцы, выполнить двуединую задачу - гарантированно защитить «центры цивилизации» в случае военного конфликта и, но это только при удобном случае, нанести ядерный удар с ограниченными последствиями по жизненно важным объектам на территории России. Да, не все игроки желали такого исхода, но то, что он планировался с учетом рисков и последствий, и были желающие осуществить «последнюю авантюру» - такой же неоспоримый факт, как и рассекреченная запись (по счастью не показанная в свое время) обращения английской королевы к своему народу в эпоху Андропова. Это было обращение с объяснением, почему был необходим ядерный удар по СССР ... Как нам относиться к тому, что сменились эпохи, измеряемые столетиями и тысячелетиями, на эпохи, измеряемые одним годом, илина эру, которая сжата до мгновения - дело сугубо личное, индивидуальное: можно протестовать (но против кого и чего?), можно просто принимать как новую данность, реконструируя ход событий и выявляя казуальные связи между ними, но можно начинать коллективное стратегическое планирование, навыков которого ни у кого ещё нет. Мы - кто такие? Это последний вопрос, на который пока нет ответа, как и нет согласованного с каждым из нас ответа на сугубо богословский вопрос, как лучше уйти в мир иной - в качестве жертв и мучеников, которые попадут в рай, или тех именитых и безымянных, кто «просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют». Или стоит подождать, когда пригласят?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/28/po...

Что касается взаимоотношений G и А , то вопрос этот очень труден и научно пока не разрешен. Немногие ученые давали предпочтение А , но большинство – G . В самом деле, сокращенный характер А , стремящегося избежать и нивелировать трудные для перевода и понимания места, во многих случаях очевиден. С другой стороны, часто А лучше сохраняет первоначальный вид подлинника, особенно в формулировке приговора (А 45). Некоторая непоследовательность А наблюдается в эпитетах ведущего допрос, которым вначале является «префект Теренций», а с § 35 какой-то безымянный «сенатор» (отражение «расширенного» заседания?), хотя и по контексту, и по G ясно, что имеется в виду одно и то же лицо. Терминология также явно приспособлена к армянским историческим реалиям. В целом в G «последовательность мыслей более логичная, формулировка более убедительная, хотя нельзя с полной уверенностью гарантировать цельность или чистоту текста» (Delehaye). Среди современных ученых наблюдается некоторая осторожность в обращении с текстом (Hamman, Musurillo), предполагающих возможность редакции V–VI вв., «не свободной от апологетических искажений и изменений» 697 . Однако мы более склонны, вместе с Гарнаком, доверять (mutatis mutandis) G, сверяя его постоянно с А . Достаточно указать на 1) латинские слова (уже упоминавшиеся κτα, § 11, σγνον § 45), хотя грань между переводами и латинизмами, свойственными греческому языку эпохи позднего эллинизма, достаточно тонка; 2) не встречающееся у прочих (по крайней мере, достаточно известных) авторов разночтение последнего слова из знаменитого «пророчества о праведнике» Платона (§ 40) и редчайший фрагмент Гераклита (§ 19); 3) вполне вероятную стоическую философскую терминологию (см. ниже) и 4) юридические подробности, которых компилятор не мог знать (о них далее). Ср. мнение Klette и Hilgenfeld’a, что греческий текст является переводом латинских Acta praefectoria. Мы, со своей стороны, отграничили бы только «официальную часть», где Мученичество является, скорее всего, переводом с латыни, от собственно литературной, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010