В нашей стране, в нашу эпоху, казалось бы, внешне спокойную, нам также предстоит утверждать Слово Божие, основываясь на живом опыте Церкви. Вот почему следует вновь и вновь говорить о подвиге новомучеников внешнему миру, в то же время продолжая научно-богословскую рефлексию этого подвига внутри Церкви. Важно отмечать неординарность, исключительность подвига новомучеников. Хотя всякая святость восходит к одному источнику – Спасителю, но, как мы видим на приведенных исторических примерах, в разные времена эту святость мы встречаем в различных формах и проявлениях. Мы в самом начале пути К сожалению, пока у нас не накоплено достаточно богословского, идейного материала, который бы во всей полноте раскрывал подвиг новомучеников, показывал его уникальность. И совершенно ясно, что в деле прославления новомучеников мы находимся в начале пути. Полагаю, утверждать это можно сегодня, невзирая на то, что количество новопрославленных святых нашей Церкви беспрецедентно и не имеет аналогов в истории. Но количество жертв из среды верных чад Церкви эпохи новейших гонений в десятки и сотни раз превышает количество поименно канонизированных новомучеников. Даже далеко не полные базы данных – современные списки мучеников, например база данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – включают десятки тысяч имен, а пострадали сотни тысяч, миллионы. В связи с этим следует сказать, что полная картина мученичества во имя Христово отличается от того частичного, которое явным образом уже засвидетельствовано Церковью. Не все предначертания Божии становятся сразу известными нам. Мартирологи, записанные в книгу небесную, отличаются от наших земных мартирологов. Новейшая эпоха мировых войн, индустриальное и постиндустриальное время явило множество таких жертв, которые не имели, в отличие от древних мучеников выбора: отступить от Бога или нет. Такова семья последнего российского императора, которому никто из гонителей не предлагал отречься от Христа, но именно в безальтернативности страдания за Него наша Церковь увидела подвиг, достойный прославления. Таковы же сотни известных и безымянных жертв массовых репрессий как в нашей стране, так и в других странах мира. Конечно, не все пострадавшие от человеконенавистнических идеологий являются мучениками. Трудно назвать безвинным страдальцем и подвижником того, кто незадолго до того, как попасть в репрессивный молох, сам был гонителем и не раскаялся до последнего дня в своих деяниях, будучи уверенным в правоте содеянного.

http://e-vestnik.ru/church/ilarion_ob_is...

В нашей стране, в нашу эпоху, казалось бы, внешне спокойную, нам также предстоит утверждать Слово Божие, основываясь на живом опыте Церкви. Вот почему следует вновь и вновь говорить о подвиге новомучеников внешнему миру, в то же время продолжая научно-богословскую рефлексию этого подвига внутри Церкви. Важно отмечать неординарность, исключительность подвига новомучеников. Хотя всякая святость восходит к одному источнику — Спасителю, но, как мы видим на приведенных исторических примерах, в разные времена эту святость мы встречаем в различных формах и проявлениях. К сожалению, пока у нас не накоплено достаточно богословского, идейного материала, который бы во всей полноте раскрывал подвиг новомучеников, показывал его уникальность. И совершенно ясно, что в деле прославления новомучеников мы находимся в начале пути. Полагаю, утверждать это можно сегодня, невзирая на то, что количество новопрославленных святых нашей Церкви беспрецедентно и не имеет аналогов в истории. Но количество жертв из среды верных чад Церкви эпохи новейших гонений в десятки и сотни раз превышает количество поименно канонизированных новомучеников. Даже далеко не полные базы данных — современные списки мучеников, например база данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  — включают десятки тысяч имен, а пострадали сотни тысяч, миллионы. В связи с этим следует сказать, что полная картина мученичества во имя Христово отличается от того частичного, которое явным образом уже засвидетельствовано Церковью. Не все предначертания Божии становятся сразу известными нам. Мартирологи, записанные в книгу небесную, отличаются от наших земных мартирологов. Новейшая эпоха мировых войн, индустриальное и постиндустриальное время явило множество таких жертв, которые не имели, в отличие от древних мучеников выбора: отступить от Бога или нет. Такова семья последнего российского императора, которому никто из гонителей не предлагал отречься от Христа, но именно в безальтернативности страдания за Него наша Церковь увидела подвиг, достойный прославления. Таковы же сотни известных и безымянных жертв массовых репрессий как в нашей стране, так и в других странах мира. Конечно, не все пострадавшие от человеконенавистнических идеологий являются мучениками. Трудно назвать безвинным страдальцем и подвижником того, кто незадолго до того, как попасть в репрессивный молох, сам был гонителем и не раскаялся до последнего дня в своих деяниях, будучи уверенным в правоте содеянного.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3219067...

В списке 64 сестер милосердия Марфо-Мариинской обители по состоянию на 1911 г., хранящемся в «Деле Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве при Управлении Московского градоначальника об охране ея императорского высочества великой княгини Елисаветы Феодоровны» Варвара Яковлева указана как сестра милосердия. Она прибыла в обитель из Ялты 20 августа 1910 г. и на момент составления списка ей исполнился 31 год . Остается открытым вопрос: получила ли сестра Варвара свою фамилию при рождении или она была вдовой человека по фамилии Яковлев. В полицейских документах, как правило, давалось указание на вдовство лица. Относительно же Варвары Яковлевой подобного указания не обнаружено. Следовательно Яковлева – это девичья фамилия Варвары Алексеевны. Тем не менее для окончательного ответа необходимо тщательно исследовать документы тверских архивов и, в частности, метрические книги, а также материалы фонда Тверской мещанской управы. Нет ясности и в вопросе о том, почему сестра Варвара прибыла в обитель из Ялты. В ГА РФ также хранится дело, содержащее документы (всего 152) предварительного следствия, произведенного судебным следователем Н. А. Соколовым об убийстве великой княгини Елизаветы Федоровны, великих князей Сергея Михайловича, Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича и графа Владимира Павловича Палей . Обратимся к одному из документов, помещенных в материалах следствия – протоколу наружно-милицейского осмотра тела «фрейлины или монахини» В. Яковлевой, проведенного 12 октября 1918 г. начальником милиции Алапаевского района штабс-капитаном Шопаковым и милиционером Якуцени (см. публикацию, документ 9). В документе указано, что рост осматриваемого тела был выше среднего. Волосы на голове темно-русые, длинные. И, что для нас очень важно, «левая рука отведена несколько в сторону, полусогнута со сжатыми в кулак пальцами, а правая – согнута в локте и приподнята кверху на высоту правого плеча, указательный палец которой прямой, средний несколько согнут, большой и безымянный согнуты и соединены и мизинец – пригнут (вид благословляющей руки)». Таким образом, алапаевские мученики до последних минут своей жизни превозносили молитвы Всевышнему и благословляли живущих на веру, терпение, любовь и жизненный подвиг.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

Восьмое января — день, когда, кажется, вся природа пребывает в мире и гармонии, празднует Рождение Спасителя мира. В этот морозный день 1938 года схимонахиню Августу вместе с другими священниками и монахинями привезли на 162 километр Симферопольского шоссе в зимний лес под Тулой, расстреляли и сбросили в братскую могилу. Но это не было концом — а только началом пути в бессмертие. Рейтинг: 9.9 Голосов: 319 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии elena 10 января 2017, 10:06 8 января - Собор Пресвятой Богородицы, вот их и " присоединили " к небесной его части. Глеб 9 января 2017, 11:03 Продолжаю: как не пытались богоборцы в фуражках сделать из Православия музейный экспонат - сами стали экземпляром в выставке человеческой злобы. А Православие живёт. А мучителей если и поминают, то безымянно и только как мучителей святых. Nataliia Gubenko 11 июня 2015, 12:32 Спаси БОГ! Людмила 21 апреля 2015, 21:13 Платону. Подобные многодневные пытки хорошо известны и применялись повсеместно.Назывались допрос " конвейером " . НКВДэшники сменялись, а пытаемый без еды и сна непрерывно допрашивался.Почитайте литературу. Биографию святителя Луки Войно-Ясенецкого хотя бы. Его пытали конвейером 13 дней. Прочитайте книгу " Отец Арсений " и оставьте свои иллюзии. С монахами " не церемонились " звучит просто смешно. По изощренности пыток 20-30-е годы превзошли времена первых христиан. Ирина Матвеева 14 апреля 2015, 11:43 Огромное Вам спасибо за интереснейшие статьи. Жизнеописание мученицы Августы меня потрясло. Петр Рябоненко 21 февраля 2015, 12:09 Платон: Я читал уголовное дело прич. Августы что стоят эти бумаги и кто будет писать на себя компромат. Разве применявшиеся пытки описаны. Знаю человека который был подозреваем в уголовном преступлении и был 40 дней в карцере без всякого суда и следствия это 1970 год подробности описывать нет смысла также никто не поверит роман илющенко 14 января 2015, 12:03 Святые новомученники оптинские, молите Бога о нас! Алексей 13 января 2015, 09:09

http://pravoslavie.ru/76357.html

Добрую память о себе оставили в сибирских землях Св. праведные   Василиск и Зосима (Верховский). Трогательная дружба связала их на всю жизнь. Из лесов Чувашии принесли эти монахи на р. Томь близ Кузнецка молитвенный дух и традиции иноческого жития, воспитав в Сибири духовных детей и приняв на себя попечение о новом Свято-Николаевском монастыре. А на островах, прилегающих к Аляске, как яркая звезда, просиял Святой преподобный Герман Аляскинский , вышедший из стен древнего Валаамского монастыря. Простой монах, он выдержал суровейшие условия, оказавшиеся неодолимыми для других миссионеров. С 1807 г . он, по существу, стал главой русской духовной Миссии на Аляске. Он крестил, воспитывал духовно местных жителей, и одновременно защищал их от произвола дельцов-промышленников. Сущность своего служения он выразил простыми словами: «Я – слуга здешних народов и нянька». Этот святой стал в России одним из самых ярких примеров беззаветного пастырского служения ближним. Исповедники XX век дал Сибири десятки тысяч новых святых – известных и безымянных, пострадавших в годы гонений на Церковь. Сибирь справедливо называют «Русской Голгофой». «Красный террор», жертвами которого стали члены царской семьи и тысячи безвинных людей, завершился созданием на пространствах Сибири огромного лагеря смерти. В СИБЛАГЕ от холода, голода, непосильной работы, от болезней и в топях погибали люди всех национальностей, и среди них – те, кто предпочли верность Богу и чистую совесть – жизни по безбожным законам в сытости и достатке.   Эти исповедники веры Христовой вошли в Собор Сибирских святых в белых одеждах мучеников. О дне сегодняшнем С утверждением в Сибири советского строя под ударом оказалось крепкое крестьянское хозяйство. Насильственно собранные в совхозы, превращенные в подобие сельского пролетариата, люди не только утратили традиции земледелия, но и чувство ответственности за землю перед Богом. В царское время экспорт лучших в мире сибирских сыров и масел давал России прибыли вдове больше, чем экспорт золота! Теперь когда-то освященная молитвой, крепкая нравственными устоями крестьянских хозяйств земля почти заброшена. «Коммерческое», ориентированное на прибыль, хозяйство не способно исправить положение. Возрождению аграрному, крестьянскому должно предшествовать возрождение христианское . Земля «благоволит» лишь к людям с чистым сердцем. И в день празднования Собора Сибирских святых наследникам этого сокровища – русской Сибири полезно вспомнить об исторической связи: Сибирь прирастала верой.

http://pravmir.ru/sibir-prirastala-veroj...

Имена этих мучеников обозначены в Иеронимовом мартирологе: под 14 янв.- диак. Гликерий как мученик, пострадавший в Антиохии. По мнению И. Делеэ , этого мученика не следует идентифицировать как Гликерия, о к-ром говорится в Мученичестве Индиса и Домны, т. к. он «из числа древних (de antiquis) [мучеников]», пострадавших до «великого гонения» (MartHieron. Comment. P. 40), под 12 марта - пресв. Мигдоний, Домна, Мардоний, Петр, Дорофей, Горгоний и др. (MartHieron. Р. 138-139), под 27 апр.- еп. Анфим и Зинон, ошибочно названный епископом (Ibid. P. 212-213). Под 23 дек. в Иеронимовом мартирологе упоминается 30 безымянных Никомидийских мучеников. Делеэ предположил, что эта запись является ошибочной и память 30 мучеников следует отнести к предыдущему дню (22 дек.), где говорится о таком же числе пострадавших в Риме (Ibid. P. 662-663). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 31 дек. указана память мц. Домны и «многих, пострадавших в Никомидии и сожженных в церкви» ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168). В Патмосском списке Типикона кон. IX - нач. X в. (Patm. 266) под 26 дек. содержится память «многих, сожженных в Никомидии», а в Оксфордском списке (1329 г.) (Bodl. Auct. E. 5 10) под 28 дек. упоминаются Индис, Домна и Н. м. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 159, 165). Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 22v) Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 22v) Память Н. м., 20 000 и краткое сказание о них впервые появляются в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 дек. (SynCP. Col. 349-352). Согласно сказанию, когда имп. Максимиан вернулся с победой из военного похода против эфиопов, он пожелал принести благодарственные жертвоприношения богам и отправил послания, призывавшие всех к совместному поклонению идолам. Наступил день Рождества Христова; Анфим, еп. Никомидии, собрав в церкви народ, праздновал с ним это событие и учил паству истинной вере.

http://pravenc.ru/text/2566232.html

Кто мог бы предположить тогда, что прозвучавшее в октябре 1917-го название «Алапаевск» менее чем через год войдет в историю как место мученической кончины Елизаветы Федоровны и других членов царской семьи! Из центра княгиню и ее спутников — великого князя Сергея Михайловича с преданным слугой — Федором Ремезом, трех сыновей великого князя Константина Константиновича — Иоанна, Константина и Игоря, юного князя Владимира Палея,  и келейницу матушки инокиню Варвару (Яковлеву)  — переместили в Екатеринбург, где была особенно сильная большевистская организация, и 18 июля 1918 г., на следующий день, после убийства семьи Николая Александровича, сбросили в заброшенную Староселимскую шахту близ р. Межной в 12 верстах от Алапаевска, не слишком искусно инсценировав похищение узников «агентами мировой контрреволюции». Во исполнение христианского долга Возможно, мощи Прмч. Елисаветы так и остались бы в безымянной могиле на Урале или подверглись осквернению, если бы не верность слову и не мужество ее духовника. Как только с приходом на Урал армии Колчака был освобожден Алапаевск, игумен Серафим приехал к месту трагедии с двумя послушниками. Отец Серафим участвовал лично в поисках тел и их извлечении со дна шахты. Ему принадлежит и свидетельство о том, как проходило их погребение: «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только  заполнен был храм, но и вся окружающая площадь. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только из Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с Мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной музыке «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены, и вход в склеп был заложен кирпичом».

http://pravmir.ru/igumen-serafim-kuzneco...

Обращённая в приходскую церковь . Находилась в Каргопольском уезде расстоянием от Каргополя в 65, от Новгорода в 765 вёрстах. В ней ныне церковь деревянная во имя Трёх Святителей. Земли пахотной и сенокосной до 90 десятин. Священнослужение отправляет священник с двумя причётниками, а содержание своё получают от земли. Аграфенинский Покровский монастырь Рязанской Епархии второклассный девичий. От Переславля Рязанского в 13 вёрстах с половиной, находящийся на луговой стороне большого безымянного озера, построен в 1607 году бывшими того монастыря начальницами. И поскольку в записной книге о начальницах этой обители упоминается первая Игуменья Агриппина, а по просторечию Аграфена, из дворян Глебовых; то можно заключить, что она, построив с церковью главной во имя Покрова Пресвятой Богородицы другую, во имя св. мученицы Агриппины, сотезоименитой себе, наименовала этот монастырь Агриппинским или просто Аграфенинским Покровским. В монастыре сем находятся ныне две старинной архитектуры церкви и много каменных строений, а также и ограда каменная. Начальство с самого построения оного доныне Игуменьинское. До учреждения Штатов за монастырём сим было 2.244 души крестьян, а с того времени состоит он во втором классе. Адрианов Пошехонский монастырь Мужской, Ярославской Епархии 3 класса. Находится при реке Ветхе с северной стороны расстоянием от города Пошехони в семи вёрстах, почему и называется Пошехонским. Начат строением в 7051/1543 году, по благословению Макария, Митрополита Московского и всея России, первым того монастыря Игуменом Адрианом, от имени коего и монастырь получил своё прозвание. Достойные замечания строения в нём следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: а) во имя св. Николая и б) Преподобного Адриана, основателя этой обители, коего тут и св. мощи почивают поверх земли. 2 . Тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня с приделом Рождества Пресвятой Богородицы; обе покрыты тёсом. Начальство в монастыре сем ныне Игуменское; но из записок древних видно, что были там иногда и Архимандриты. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году было за ним 1.486 душ крестьян; а с тех пор состоит он в третьем классе. Адрианова пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Помимо Житий Н. были написаны богослужебные тексты, посвященные им. Так, прп. Никодим Святогорец составил службу всем греч. Н. и т. о. ввел понятие «Собор новомучеников» (пам. греч. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα, 1799. Σ. 325-338). Прп. Никифор Хиосский написал «безымянное последование, общее всякому новому мученику», обеспечив их литургическое почитание (Ibid. Σ. 1-16). Также сохранились письма лат. миссионеров XVII в., наравне с греч. агиографическими произведениями свидетельствующие о Н., напр. Никола Вабуа рассказал историю Николы Кассети (см. Николай , нмч. Смирнский; пам. греч. 6 дек.), который принял мученическую кончину в 1657 г., после того как в гневе сказал, что перейдет в ислам. Причины перехода в ислам Согласно мусульм. законодательству, иноверные подданные исламского гос-ва имеют право сохранять вероисповедание при соблюдении ряда условий (см. ст. Зиммии ), однако отречение от веры мусульманина (урожденного или перешедшего в ислам из др. религии) карается смертной казнью. Как правило, выделяются неск. причин, по к-рым христиане могли быть арестованы тур. властями или к-рые способствовали переходу христиан в ислам. Помимо возвращения в христианство после принятия ислама или перехода мусульманина в христианство существовал социальный мотив для принятия ислама: всякий, кто хотел войти в правящий класс, должен был исповедовать ислам; немусульмане считались «гражданами второго сорта», и продвижение по социальной лестнице было для них невозможно. Кроме того, немусульмане облагались большими налогами (см. Джизья ), что приводило к крайней бедности мн. христиан. Архиеп. Афинский Хризостом I (Папандопулос) в предисловии к кн. «Новомученики» писал о том, что эпоха туркократии была эпохой гонений, напоминающих гонения в первые века христианства. Но в отличие от рим. императоров, к-рые открыто преследовали христиан, тур. власти не издавали законов против них, а вели «необъявленную войну» ( Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτρες. Σ. 3-4). Классификация Н.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

После смерти апостола Павла Лука продолжил миссионерство в Италии, Галлии, Далмации, Греции, бывал он и в Африке. В этих землях он проповедовал Евангелие, основывал христианские общины и исцелял людей, уже не только как врач, но и как апостол. Он принял мученическую кончину в старости, в греческом городе Фивы, где его распяли на растущей маслине за неимением готового креста. Там же было похоронено его тело, а позднее, b IV beke, оно было перенесено в Константинополь. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Память апостола отмечается 22 апреля и 18 октября (по старому стилю). Выше было сказано, что в Евангелиях о самом Луке не говорится ничего. Это так, но всё же есть одна зацепка… В самом конце своего Евангелия Лука упоминает некоего безымянного ученика Иисуса, который вместе с другим учеником, Клеопой, вскоре после Воскресения (о котором они ещё ничего не знали) шли из Иерусалима в селение под названием Эммаус. По дороге они беседовали обо всех произошедших в Иерусалиме событиях: их надежды на то, что Иисус установит Своё Царство здесь и сейчас, не оправдались. И вдруг они встретили странного человека, который стал расспрашивать их, чем они так опечалены. А потом он объяснил им, начиная с ветхозаветных пророчеств, что именно так и должен был пострадать Христос ради спасения людей. Так они вели учёные беседы по пути, а вечером Клеопа и неназванный ученик пригласили своего спутника разделить с ними трапезу. И когда он благословил и преломил хлеб, они узнали Его голос, Его руки, Его лицо — это и был воскресший Учитель! Пока Он беседовал с ними по дороге, у них «горело сердце», но разум был слишком занят сложными богословскими вопросами, чтобы вот так просто узнать Его — для этого потребовалось получить преломлённый Им хлеб, принять участие в одной трапезе с Ним. Похоже, что эту историю рассказал действительно очевидец — так много он привёл деталей, так увлечён он был своим повествованием. И может быть, второго ученика, чьё имя не названо в рассказе, действительно звали Лука? Во всяком случае, этот рассказ повествует обо всех тех, кто получил хорошее образование, собрал множество исторических фактов, задумался над их интерпретацией… и всё-таки для главного, решающего вывода потребовалась живая и непосредственная встреча с Учителем. И этот урок апостола и евангелиста Луки мне особенно дорог и близок.

http://pravmir.ru/apostol-luka/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010