О. Иоанн служил литургию в своем Иоанновском женском монастыре, при участии местнаго причта. В конце литургии, по обычаю своему не оставлять молящихся без слова назидания, высокочтимый о. протоиерей произнес приблизительно следующее назидательное поучение. Премудрость построила Себе дом (нашу обитель и храм в ней), вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила в Чаше Своей вино и приготовила у Себя трапезу, послала слуг Своих (Апостолов и Священников) с высокою проповедью: кто неразумен, обратись сюда, и скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб Мой и пейте вино, Мною растворенное; оставьте неразумие и живите, и ходите путем разума ( Притч. 9:1–6 ). Эти слова сказаны за тысячу лет до пришествия в мир Спасителя. Премудрый царь Соломон, сын Давидов, умудренный Духом Божиим, предсказывает в них о нашем великом благополучии, великом счастии и сокровище – о причащении Св. Тайн Христовых. Ветхозаветные цари, праотцы, пророки не имели такого счастия, чтобы самолично видеть Господа Иисуса Христа, а мы имеем это счастие, эту неизреченную милость Божию, потому что сами мы (священники) совершаем это чудное Таинство, сами причащаемся и вас причащаем после искренняго вашего покаяния. Вот как Премудрость Божия измыслила спасать нас через Чашу, в которой наше очищение, наше обновление, наша жизнь, наше спасение, великое счастие и блаженство. Замечательно, что премудрость Божия устами Соломона всем дает такое наставление: кто неразумен, обратись сюда (ко Мне), и скудоумным она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие и живите, и ходите путем разума. Скудоумием одержимы все грешники. Возьмем пьяницу, или лениваго, блуднаго, собирателя богатств, возьмем какого угодно грешника, как все они безразсудны, глупы, потому что непрестанно работают страстям своим и умирают в страстях. Для них крайне необходимо вкушать пречистое Тело и пить животворящую Кровь Христову, которыя научат нас бегать лукавства и всякаго греха, и жить в простоте, правде и во всякой добродетели. Поэтому уже премудрый Соломон говорит: все приступайте к Святой Чаше, оставляйте всякое неразумие и ходите путем разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

134. Вразумление немирным сестрам Возлюбленныя о Господе сестры! Верую: что делается промыслительно от Господа, то делается всегда к пользе нашей душевной, если только мы сами не захотим лишить себя этой пользы. Одна из вас совсем было собралась ехать в свою обитель, но нечаянная болезнь удержала ее и протянулась до тех пор, пока приехала возлюбленная ея сестра. Тут я вспомнил то, о чем как будто бы забыл, а именно какое между вами находится приражение друг к другу, так что вы всегда стараетесь уклоняться одна от другой. Кто из вас более прав, или более виноват, этого я не знаю, и не мое дело судить, а да судит Сам Господь Сердцеведец и Всеведущий, Иже воздает комуждо по делом его. Но меня устрашает страшное Евангельское слово: аще не отпущаете человеком согрешений их от сердец ваших, ни Отец Небесный отпустит вам согрешений ваших. — Жаль мне вас, весьма жаль. Сожалею и боюсь, как бы вам не лишиться милости Божией за упрямство свое по причине оскорбленнаго самолюбия за какия-то пустыя претензии. Жаль мне и себя, как бы немощному и измождалому не протрудиться даром по той же причине, то есть если не захотите истинно смириться и искренно примириться. О сем прошу каждую из вас и умоляю о Господе преискренно и усердно. Пощадите себя и меня, да не раскаиваемся после все тщетно и невозвратно. Поэтому кто не пощадит себя, ради самолюбивых безразсудных претензий, тот виноват будет не только пред Богом и людьми, но и сам перед собою, когда раскаяние будет неуместно. 1866 г. октябрь. 135. Совет относительно устройства училища при монастыре Пишете, что благодетель вашей обители поставил вас в необходимость иметь при монастыре вашем женское училище, и уже имеете оное, и ходит к вам учиться, на гостиницу, человек до 40; и новичок по монастырской жизни Л. М. попала в наставницы. Помози ей Господи! Пусть потрудится в этом деле с простотою сердца за святое послушание, памятуя, что послушание паче жертвы и паче поста и молитвы. Как вы объяснили мне об этом деле, не скрою и я пред вами своего грешнаго мнения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Кто не исповедует двух рождений в одном Сыне Божьем, Бог Слов, рожденном прежде веков от Отца, а в последние времена рожденном от Матери, тот да будет анафема. Кто не исповедует Христа сложным после воплощения, тот да будет анафема. Кто (говорит), что грех заложен в природе, приписывая безразсудно причину греха Творцу природы, тот да будет анафема. Кто не исповедует, что первородный грех вошел в мир через преступление Адама, по слову Апостола, говорящего: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5, 12 ), тот да будетъ анафема. Анафематствуем также учение Пелагия, Целесция и всех, которые, подобно им, мыслят; принимаем все, что в разных местах против них было постановлено и написано первосвященниками апостольского престола, т.е.. Иннокентием, Бонифацием, Зосимой, Целестином , Львом, Аттиком Константинопольским и Августином, епископом африканской провинции». Обнародовав эти анафематизмы, легаты скифских монахов, не ожидая суда римского первосвященника, в первых числах августа 520 года 60 ушли обратно из Рима в Константинололь 61 . Разгневанный этим поступком скифов, папа Гормисда 13 августа того же 520 года 62 написал письмо жившему в это время в Константинополе африканскому епископу Поссессору, в котором он поносил скифских монахов самым безпощадным образом. Эти монахи, –так, между прочим, почти буквально говорит он в этом письме,–слишком привыкли к спорам и чрезвычайно уважают свои мнения. Они не считают православными тех, которые следуют преданиям отцов, если только они не соглашаются с их мнениями. Они привыкли клеветать, злословить и возбуждать несогласия. Мы, замечает о себе папа, не могли подействовать на них ни кротостью, ни властью 63 . Ознакомившись в Константинополе с таким содержанием письма папы Гормисды к Поссессору, Иоанн Максенций hanucaл–Responsio ad epistolam Hormisdae 64 , в котором он задается целью оправдать себя и своих товарищей от несправедливых обвинений римским первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

3Мак.3:2 . Когда готовилось это, тогда люди помышляющие о причинении зла, распространили худую весть о роде иудейском, так как поводом к такому настроению служили самые уставы (иудеев), отдаляющие их (от прочих народов). 3Мак.3:3 . Однако иудеи сохраняли благорасположение и неизменную верность к царям. 3Мак.3:4 . А почитая Бога и живя по его закону, отделялись от других кое в чем и допускали отмены [языческих обычаев]: по сей причине некоторым казались враждебными. 3Мак.3:5 . Благоделанием праведников отличаясь в сношениях своих с другими, они пользовались уважением всех людей. 3Мак.3:6 . Но благоделание сего народа, всеми разглашаемое, иноплеменники не принимали в расчет, 3Мак.3:7 . а разглашали только различие в поклонах и снедях, говоря, что эти люди не дружны ни с царем, ни с войсками, напротив злонамеренны и много вредны в делах, и не случайною обносили их хулою. 3Мак.3:8 . А жившие в городе еллины, ни в чем не обиженные ими, видя неожиданное возмущение против сих людей и бывающие безразсудные сходки, хотя не могли помочь им, потому что распоряжение было царское, однако утешали их, и негодовали, и полагали, что все это пройдет. 3Мак.3:9 . ибо не будет же в презрении толикое множество народа, ни в чем невиновное, 3Мак.3:10 . А некоторые соседи и друзья и соторговцы, тайно принимая некоторых из них, давали им удостоверения в том, что будут защищать их, и употребят всякую меру к вспоможению им. 3Мак.3:11 . Он же, надмеваясь надменным благополучием, и не помышляя о державе величайшаго Бога, а полагая что навсегда останется непреложно намерение его; написал на счет их такое послание: 3Мак.3:12 . «Царь Птоломей Филопатор сущим в Египте, и местным военачальникам и воинам обрадование и здравие. 3Мак.3:13 . Здравствую и я сам, и дела наши успешны. 3Мак.3:14 . После бывшаго похода нашего в Азии, который, как вы сами знаете, неослабным споборничеством богов и нашею силою разумно доведен до наилучшаго окончания, 3Мак.3:15 . мы думали не силою копья, а кротостию и великим человеколюбием благоустроить народы, обитающие в Килисирии и Финикии, охотно благодетельствуя им.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3Мак.6:16 . Как только Елеазар кончил эту молитву, царь с зверями и со всем гордым воинством, пришел на ристалище. 3Мак.6:17 . И воззрев, иудеи громко воззопили на небо так что и близ лежащие водопроводы откликнулись и вызвали неудержимый плач во всем воинстве. 3Мак.6:18 . Тогда великославный и вседержительный и истинный Бог, явив святое лице свое, отверз небесные врата; и из них сошли два славные грозные видом ангелы, видимые всеми, кроме иудеев, 3Мак.6:19 . и стали супротив, и воинство вражие исполнили смятением и трепетом, и связали неподвижными путами, 3Мак.6:20 . Да и тело царя объял трепет, и забывчива стала дерзость его ярая. 3Мак.6:21 . И звери ринулись на сопровождавшие их вооруженные полки, и топтали их и губили. 3Мак.6:22 . И гнев царя превратился в жалость и в слезный плач о том, что было предпринято. 3Мак.6:23 . Ибо услышав вопль и увидев всех, павших ниц для потоптания, он заплакал и гневно погрозил любимцам своим, говоря: 3Мак.6:24 . Вы злоупотребляете властию, и тиранов превзошли жестокостию, и меня самого, вашего благодетеля, уже покушаетесь лишить власти и жизни, тайно замышляя неполезное царству. 3Мак.6:25 . Кто этих, верно охранявших укрепления нашей страны, отлучил от дома, и каждаго позвал сюда безразсудно? 3Мак.6:26 . Кто этих, издревле превосходивших все народы полною преданностию к нам и многократно терпевших от людей самыя тяжкия бедствия, подверг таким непозволенным мучениям? 3Мак.6:27 . Разрешите, разрешите неправедные узы; с миром отпустите их во свояси, извинившись в преждесодеянном, 3Мак.6:28 . Отпустите сынов Вседержителя небеснаго, Бога живаго, который от наших предков до ныне доставляют нашим делам безпрепятственное благосостояние и славу. 3Мак.6:29 . Когда он высказал это, иудеи развязаны были немедленно, и благословили святаго Спасителя Бога своего, внезапно избежав смерти. 3Мак.6:30 . Потом царь, возвратившись в город и призвав заведывающаго доходами приказал вино и прочее потребное для пиршества давать иудеям в течении седьми дней, присудив, чтобы они в каком месте ожидали себе погибели, там в полном веселии праздновали свое спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.12:43 . Сделав же по числу мужей, утвари в две тысячи драхм серебряных, он послал в Иерусалим принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и пристойно, размышляя о воскресении, 2Мак.12:44 . (ибо если бы он не надеялся, что падшие воскреснут, то было бы излишне и безразсудно молиться о мертвых), 2Мак.12:45 . и наконец видя наилучшее воздаяние усопшим в благочестии. 2Мак.12:46 . Преподобное и благочестивое помышление! Посему-то за умерших он принес умилостивление, да разрешатся от греха. Глава 13 2Мак.13:1 . В сто сорок девятом году пал слух бывшим с Иудою, что Антиох Евпатор идет в Иудею с многими ратями, 2Мак.13:2 . и с ним Лисий наместник и делоправитель, и что каждый имеет рать еллинскую, сто десять тысяч пехотинцев, и всадников пять тысяч триста; и двадцать два слона, и триста колесниц с воинами на них. 2Мак.13:3 . Соединился с ними и Менелай, с большою лестию упросив о том Антиоха, не для спасения отечества, а в надежде получить начальство. 2Мак.13:4 . Но Царь царей возбудил гнев Антиоха на сего нечестивца; и когда Лисий доказал, что он есть виновник всех зол, тогда он приказал отвесть его в Верию, и по обычаю сего места умертвить. 2Мак.13:5 . А в сем месте есть башня в пятьдесят локтей, наполненная пеплом: в ней был снаряд, вертящийся кругом и сбрасывающий в пепел. 2Мак.13:6 . Тут виновнаго в святотатстве, или чрез меру учинившаго иныя какия злодеяния, все ввергают в погибель. 2Мак.13:7 . Такою-то смертию пришлось умереть нечестивому Менелаю, не сподобившемуся и погребения. Весьма справедливо! 2Мак.13:8 . Ибо он сделал много грехов у жертвенника, котораго огонь и пепел был свят; и за то смерть получил в пепле. 2Мак.13:9 . Царь же, ожесточенный помыслом продолжал поход, с тем, чтобы причинить иудеям озлобления горшия тех, какия были при отце его. 2Мак.13:10 . А Иуда, узнав сие, повелел народу днем и ночью призывать Господа: авось поможет Он, и теперь, как некогда, 2Мак.13:11 . имеющим лишиться закона и отечества и храма святаго, и народ, немного отдохнувший, не допустить до порабощения злохульным язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Счастлив тот, кто при всяком первом порыве страстей своих, когда оне еще не усилились, прибегает к Отцу Небесному, и получая от Него молитвою силы благодати, умеет побеждать свое самолюбие любовию к Богу. Но как часто своевольство, единожды овладев сердцем грешника, ведет его от греха ко греху, и повергает в неудержимыя волны страстей. Подобно как упоминаемый в притче безразсудный юноша не долго оставался под отеческим кровомъ – но «Не по мнозех днех собрав все имение, отыде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно». Как легко можно было ему возвратить прежнюю любовь отца своего, и сохранить имение, ежели бы он, получив оное, раскаялся в своей дерзости, и приняв родительский дар с благодарностию, остался в отцовском доме! Но отеческий надзор сделался несносным для его своевольнаго сердца. Присвоив себе единому право располагать имением, из одного милосердия ему дарованным, и мечтая сам собою составить свое счастие, он собирает все, и отходить на страну далеку, куда бы не мог достигнуть взор отца его, дабы там ненаказанно предаться влечению страстей своих. Безразсудный, конечно думал он, что ему достанет имущества на много лет, как бы он глупо ни проживал его. Но для распутной жизни его не надолго стало и великаго богатства. Скоро расточил он все имение свое. Не то же ли самое происходат и в душе грешника, допустившаго своеволию возобладать над своим сердцем, и во зло употребившаго дарованныя ему от Бога силы? Нарушение Кореннаго закона любви и повиновения Богу, от исполнения котораго единственно проистекает всякое истинное благо наше, влечет за собою нарушение всех законов, и всякое зло. Развращенное самолюбие в сердце грешника, заступив место любви к Богу, прасвоивает себе все, неоставляя ничего Господу, подателю всякаго блага. И хотя во всей вселенной нет места, куда бы можно было удалиться от Вездесущаго: но грешникь находит его в своем сердце, изгоняя из онаго чувство вездеприсутствия Божия, отдаляя от себя мысли о праведном суде Его, дабы заглушить, ежели возможно, и глас совести, сего недремлющаго стража, и неумолимаго судии дел наших. Так нераскаянный грешник отходит от Бога Отца Небеснаго на страну далеку, куда для освещения омраченной грехами души его не проникает свет Божий, свет истиннаго Боговедения, и деятельнаго разумения воли и заповедей Божиих. И в сей темной стране предаваясь безстрашно необузданному стремлению страстей своих, расточает сокровище даров Божиих, живя блудно. Так-то часто гибнут самыя превосходныя дарования ума, и самыя добрыя от природы качества сердца, не будучи воспитаны в благочестии и ограждены спасительным страхом Господним: подобно как распутный сын скоро лишился всего своего имения, удалившись от мудраго надзора отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Меня очень огорчило твое самомыслие безразсудное касательно Евангелия, что будто бы в Евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется, вопреки будто бы сказаннаго в Евангелии: просите и дастся вам. Поэтому дура ты из дур, и безразсудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиною внешняго смирения, но наконец показала великий свой рожон. Подумай сама. Как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в Евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что помнится мне, я уже писал тебе о сем слово св. Лествичника, степень 26, отделение 60, где он говорит: «все чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием, или потому, что получивши просимое возгордились бы, или потому, что по исполнении их желания впали бы в нерадение». И св. Исаак Сирин в слове 33 говорит: «не всяко желание добро, от Бога впадает в сердце, но одно пользующее (т. е. только действительно полезное). Овогда бо желает человек блага, и не помогает ему Бог; впадает бо и от диавола подобное некое желание сему; и то непщуется быти в помощь (но ошибочно), и множицею несть веры его, и сам диавол вред ему ухищряет, и понуждает человека взыскать сего, не у еще достигша жительства того, или чужде есть образа его, или паки не есть время, в не мощно ести сие исполнити, или подвигнути, или несть доволен вещию, или разумом, или телом, или время не подает нам руки, и всяким образом аки личиною онаго благаго, или смущает его, или вредит в тело его, или скрывает сеть во уме его». После всего скажу: смирись, оставь безумие свое, — и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвою: «Господи, прости безумие и прегрешение мое!» 286. Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Посему и от тех, которые сами хотели взять и сделать Его царем, Он отошел далеко, желая отклонить от этой мысли окружавший Его народ. А там совершалось необходимое дело; посему Он с пользою и благовременно ради большага блага не обратил внимания на соблазн. Тогда уже благовременно было - стремившихся восходить к высочайшему любомудрию не останавливать из угождения иудеям, но направлять к душевной чистоте, так как время призывало к этому, не задерживать соблюдением заповедей касательно тела, но освободить от этой неважной заботы. Так и Павел иногда не обращает внимания на соблазняющихся, а иногда обращает, следуя Учителю, и говорит: аз во всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся (1 Кор. X, 33). Если же Павел презирал собственную пользу, чтобы оказать пользу другим, то какого не будем достойны наказания мы, не желая даже отстать от вреднаго нам самим для доставления пользы другим, но охотно погубляя вместе с собою и других, тогда как можно было бы спасти и себя и других? Посему он, когда видел великую пользу, превышающую вред от соблазна, то не обращал внимания на соблазняющихся; а когда не было никакой пользы, но мог произойти один только соблазн, то решался делать, и терпеть все, чтобы не произошел этот соблазн. Не разсуждал он так, как мы, и не говорил: почему они немощны, почему безразсудно впадают в соблазн? - но по тому самому особенно и щадил их, что они безразсудно впадают в соблазн, что они - немощные. 4. Какую, скажи мне, основательную причину может представить соблазняющийся тем, кто ест мясо и пьет вино, тогда как это издревле дозволено законом Божиим? И однако, когда кто-нибудь соблазнялся этим, то Павел воздерживался и от этого: не имам ясти мяса и пить вина, говорил он, да не соблазню брата моего (1 Кор. VIII, 13). Он не говорил того, что говорим мы: разве я буду виновен в неразумии других? - и: если кому угодно соблазняться напрасно, то разве я должен терпеть наказание? Между тем, если бы он и сказал это, то сказал бы с большею справедливостью, нежели мы; ибо соблазняющийся этим весьма безразсуден и безумен; а соблазняющийся тем мог бы представить много справедливых и основательных причин; однако Павел, который мог сказать это справедливее нас, не сказал, но взирал только на одно, на спасение ближняго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Теперь мы должны сказать о душевныхъ и телесныхъ порокахъ, т. е. страстяхъ. Душевныя страсти сіи суть: забвеніе, леность и неведеніе. Отъ сихъ трехъ страстей око души, т. е. умъ помраченный, бываетъ обладаемъ всеми страстями, которыя суть: нечестіе, неправоверіе, т. е. всякая ересь, хула, ярость, гневъ, огорченіе, вспыльчивость, ненависть къ ближнимъ, памятозлобіе, злословіе, осужденіе, безразсудная печаль, страхъ, боязнь, спорливость, ревнованіе, зависть, тщеславіе, гордость, лицемеріе, ложь, неверіе, корыстолюбіе, любовъ къ вещамъ, пристрастіе, привязанность къ земному, уныніе, мадодушіе, неблагодареніе, роптаніе, надменность, самомненіе, высокомеріе, кичливость, желаніе начальствовать, человекоугодіе, лесть, наглость, нечувствіе, ласкательство, пронырство, насмешливость, двоедушіе, мысленное согласіе на те грехи къ которымъ преклоняется страстная частъ души, и частое размышленіе о нихъ, скитаніе помысловъ, родительница зла — самолюбіе, и корень всехъ золъ — сребролюбіе, злонравіе и лукавство. Телесные страсти и пороки суть следующіе: объяденіе, лакомство  , наслажденіе, пьянство, тайнояденія, различное сластолюбіе, блудъ, прелюбодейство, мужеложство, нечистота, кровосмешеніе, деторастленіе, скотоложтво, греховныя похотенія и все противоестественыя и постыдныя страсти: воровство, святотатство, разбой, убійство и всякій покой и отрада телесная, особенно если тело здраво; чародейство, волшебство, птицегаданія, обаянія, любоукрашеніе, суетная утварь, изнеженность, употребленіе прикрасъ, натираніе лицъ, достойная осужденія праздность, разсеянность, провожденіе времени въ пустыхъ играхъ  , пристрасное употребленіе во зло всего пріятнаго въ міре, жизнь плотолюбивая, которая, одебелевая умъ, соделываетъ его земнымъ и скотскимъ, и никогда не допускаетъ возвысится къ Богу и къ деланію добродетели. Корни всехъ сихъ страстей, и, такъ сказать, первыя причины оныхъ суть: сластолюбіе, славолюбіе и сребролюбіе, отъ которыхъ происходитъ всякое зло. Но человекъ не согрешаетъ никакимъ грехомъ, если прежде, какъ говоритъ мудрейшій изъ подвижниковъ Маркъ, не победятъ его и не возобладаютъ имъ сіи крепкіе исполины: забвеніе, леность и неведеніе. Произрастаютъ же они отъ того, что человекъ предается телеснымъ наслажденіямъ и покою, любитъ славу человеческую и развлекается житейскими заботами. А первая вина всехъ сихъ страстей, и какъ бы злейшая матерь, какъ сказано выше, есть самолюбіе, т. е. безразсудная любовь къ телу и греховное пристрастіе. Разсеянность и разслабленіе ума съ кощунствомъ и сквернословіемъ бываютъ виною многихъ золъ и паденій, какъ и дерзость и смехъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010