«Милостив и щедр и праведен». Определяет же сие, водясь правдою, милостию и благостию; потому что печется как человеколюбивый, но, когда угодно Ему увенчать праведных, попускает подвиги, и, как можно скорее, прекращает их по безмерной благости. Пс.111:5 .   Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. «Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде». А Симмах перевел так: добр, благотворителен, готов служить, устрояет дела свои с разсуждением; потому что, подражая Владыке Своему, щедро врачует нужды подобных ему рабов, оказывая им милосердие, как причастный того же с ними естества, и охотно их снабжая, как ожидающий воздаяния от общаго Владыки. А таковый ничего не делает безразсудно, но право водясь разсудком, располагает и слова и дела свои. «Яко в век не подвижится»; потому что такой человек имеет твердую волю, не допускающую никакой перемены в затруднительных обстоятельствах. Пс.111:6 .   Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. «В память вечную будет праведник». Таковый будет славен, всеми восхваляем, и оставит по себе приснопамятную славу. Пс.111:7 .   Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. «От слуха зла не убоится». Не устрашится ни угроз, ни известий, достаточных внушить страх. Пс.111:8 .   Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. «Готово сердце его уповати на Господа». А Симмах вместо: «готово» перевел опять: твердо; то есть, имеет непоколебимую и твердую надежду на Бога, и потому пренебрегает подобныя молвы. «Утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя». Ибо не только не боится неприязненных, но по надежде на Бога ожидает их низложения. Пс.111:9 .   Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. «Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века». В каждом из сих речений предлагается желающим учение добродетели. Говорит же Пророк, что украшающийся благоговением и страхом Божиим не просто оказывает милость нуждающимся, но делает сие с великою щедростию, и подражает тем, которые не щадя сеют и расточают семена в надежде собрать рукояти. Ибо подобно сему и он ожидает приобретений правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В особенности пастырям Церкви необходимо теперь более, чем когда-либо быть на высоте своего призвания и ни в чем не сливаться и не идти в ногу с современным Богоотступническим миром. Своим мужественным предостерегающим словом и особенно примером своей личной жизни пастыри должны призывать всех к служению  именно Богу, а не «маммоне»,  не плыть по общему течению, следуя «моде» и стремясь тщеславно играть роль в общественной и политической жизни, угождая людям с тем, чтобы приобрести среди них «популярность». Не к лицу никому в наше время занятие какой-то более чем сомнительной «высшей политикой», когда все сейчас так отравлено ядом Богоотступничества и открытого и безстыдного служения диаволу. Особенно опасно и губительно дать вовлечь себя в какие бы то ни было отношения или сношения с тайными обществами и организациями, проникнутыми явно или скрыто антихристианским духом, и пользоваться их материальной помощью или какой бы то ни было поддержкой, ибо за это рано или поздно так или иначе придется расплачиваться, продав таким образом «кому-то» свою духовную свободу. Даром, вполне безкорыстно и без всякаго разсчета в наши дни никто почти уже не помогает, а «христианскими» и «церковными» часто теперь именуются организации, ничего общего с истинным христианством и Церковью не имеющие, а только прикрывающие этими названиями свои подлинные темные цели. Лучше жить в бедности и тесноте, но не пользоваться такой лукавой «помощью»! А  «желающие обогащаться»,  как учит Слово Божие,  «впадают в искушение и в сеть и во многие безразсудныя и вредныя похоти,  которыя  погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»  ( 1Тим. 6, 9–10 ). Нет ничего опаснее и зловреднее стремления к роскошной жизни. Это отводило и отводит даже совсем от истинной веры. Вот как плохо служить двум господам – и Богу и маммоне! Будем же тщательно проверять самих себя:  кому мы служим? Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Это (апостол) и выражает далее: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ), т.е., претерпевая то же самое, участвуя в Его страданиях. Как Он, будучи осуждён, распят за вратами, так и мы не будем стыдиться удаляться от мира; это внушает (апостол) словами: «вне стана», и «вне врат». «Ибо не имеем здесь, – говорит, – постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:14–15 ). «Через него», т.е. первосвященником, в отношении к плоти. «Прославляющих имя Его»: как бы так говорит: если должно исповедать Его, то не будем говорить ни­чего богохульного, ничего постыдного, ничего дерзкого, ничего безразсудного, ничего надменного; но будем всё делать и говорить со страхом и благоговением. Он говорит это не без причины, но потому, что знал об их страданиях; а в страданиях душа отчаивается и раздражается. Но мы, говорит, не будем так поступать. Здесь (апостол) опять говорит то же, что говорил выше в словах: «Не будем оставлять собрания своего» ( Евр.10:25 ). Таким образом мы будем в состоянии – делать всё со страхом; часто ведь, стыдясь людей, мы воздерживаемся от многого дурного. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ) 3. Так говорил тогда Павел; так и я говорю теперь, и говорю не присутствующим только братьям, но и отсутствующим. Никто не отнял у вас имущества; а если и отнято что-нибудь, то оказывайте страннолюбие из остального. Какое мы будем иметь оправдание, когда и слушателям (Павла) сказано это уже после расхищения их имущества? И заметь: здесь он говорит: «Не забывайте также благотворения»; а выше сказал: «Страннолюбия не забывайте», – разумея не различное что-нибудь, но одно и то же выра­жая различно. Не сказал: не забывайте страннопримства, но: «страннолюбия», т.е. не просто принимайте странников, но с лю­бовью. И не указал на будущее и предстоящее воздаяние, чтобы они опять не сделались беспечными, но (указал) на воздаяние, уже дарованное: «ибо через него некоторые, – говорит, не зная, оказали гостеприимство Ангелам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе (Навине), Давиде, Самуиле, Илии, Данииле и всех пророках? Ты найдёшь, что все они прослави­лись посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь просла­виться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос тоже сказал: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ); и еще: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» ( Ин.16:20 ). «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:14 ). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен; а ты ищешь широкого? Не безразсудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идёшь другим путём, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда. Хочешь ли, я расскажу и представлю тебе людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, – почему погибли? Подобно современникам Ноя, не потому ли, что избрали эту роскошную и развратную жизнь? Также и содомляне (погибли) за чревоугодие: «пресыщении, – сказано, – и праздности» ( Иез.16:49 ). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержен Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? Не таковы ли были те, которые удовлетворяли похоти на мужчинах? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь? Послушай, что говорит Христос: «Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» ( Мф.11:8 ); а те, которые не носят таких одежд, те – на небесах. Мягкая одежда расслабляет и твердую душу, изнеживает и расстраивает; и как бы ни было крепко и сильно тело, которое она облекает, от такой роскоши оно скоро делается изнеженным и слабым. Скажите мне: почему, думаете вы, женщины бывают так слабы? Неужели только от природы? Нет, но и от образа жизни и от воспитания; их делают такими изнеженное воспитание, праздность, омовения, намащения, изобилие ароматов, мягкое ложе. И чтобы тебе понять это, послушай, что я скажу. Из кучи деревьев, растущих в пустыне и колеблемых ветрами, возьми какое-нибудь растение и посади на место влажное и тенистое, – и ты увидишь, как оно сделается хуже, нежели каким ты взял его сначала. А что это справедливо, доказательством служат женщины, воспитывающиеся в деревнях; они бывают гораздо крепче городских мужчин и могли бы преодолеть многих из них. А когда тело делается изнеженным, то по не­обходимости вместе с ним и душа испытывает то же зло, потому что отправления души по большей части соответствуют состоянию тела. Во время болезней мы бываем иными по причине расслабления, а во время здоровья опять иными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иер. 50:35–38 35. Мечь на Халдеевъ, глаголетъ Гдь, и на жители Вавлнскї, и на кнзи, и на мдры ег: 35. Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его. 36. Мечь на батели ег, и бїи бдтъ, и мечь на силны ег, и слабютъ: 36. Меч на обаятелей, и они обезумеют, меч на воинов его, и они оробеют. 37. Мечь на кони ег, и на колесницы ег, и на вс прчы люди, же сть посред ег, и бдтъ к жены: мечь на сокрвища ег, и расхиттс: 37. Меч на коней его, и на колесницы его, и на все разноплеменные народы среди его, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены; 38. Мечь на воды ег, и постыдтс, к земл изванныхъ есть, и во островхъ хвалхс. 38. Засуха на воды его, и оне изсякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ. 35–38. Назвав сначала халдеев вообще, пророк указывает потом, в частности, на жителей столицы халдеев с подразделением их на различные классы: кнзи и мдрые ег=приближенные царя халдейского, его советники и ближайшие помощники; батели (=вульг. divinos)=ложные пророки, обманывающие народ своими предсказаниями, частнее – астрологи, для которых Халдея была родиною (ср. Ис. 44:25 ); – силны=воины. Под «конями и колесницами» нужно разуметь военных коней и военные колесницы, которые вместе с воинами составляли упорядоченную защиту государства. Под «всеми прочими людьми», по смыслу евр. их названия, нужно разуметь тех разноплеменных людей, которые (подобно грекам в Египте, ср. толков. на Иер. 46:16, 21 , также Иер. 25:20 ) служили, вероятно, в войске вавилонском. Относительно «сокровищ» ср. толков. Иер. 50:26 . Водам «меч» (70 толковников читали ) не может быть вредоносен. Чтение, предлагаемое масоретами: «засуха () на воды его» удобоприемлемее в настоящей связи речи. И они обезумеют от идольских страшилищ: это предложение, вместе с непосредственно предшествующим: к земл изванныхъ есть – относится к стихам Иер. 50:35–38 , как показание основания, почему Вавилон должен быть наказан. Поэтому лучше видеть «в идольских страшилищах» не (по русск. переводу) причину «безумия» халдеев, но (по слав.-греч.) предмет их похвалы, их безразсудной гордости. Здесь не новая угроза Вавилону, но указание на его грех (ср. Иер. 50:31, 32 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

14. «И опять поднял я глаза мои и увидел: вот развернутый свиток: и сказал мне Ангел: что ты видишь? Я ответил: вижу развернутый свиток; длина его 20 локтей, а ширина его 10 локтей. Тогда он сказал мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как значится на одной стороне, и всякий клянущийся ложно истреблен будет, как значится на другой стороне. Я навел оное, изрек Господь, и оно придет на дом татя и клянущегося Моим именем ложно и, пребывая в доме его, истребит его и древо его и камня его». Видишь ли ты, на кого спустился этот свиток? Это – проклятие, сказал пророк, которое нисходит на лицо всей земли, ибо всякий, кто крадет, будет наказан им до смерти. Я навел оные, говорит Господь, на дом татя. Но кто этот тать? Не ты ли, лживый человек, пришедший в России украсть её благочестие, вкравшись через ограду канонов? Сам Господь сказал: Истинно говорю вам: всякий, входящий в стадо не через дверь, то же, что вор и разбойник. Что же иное ты, как не вор? Какой дверью вошел ты в стадо? И что делаешь там?.. (Еще Иоанна Х, 7, 9, 10 ). Вор и разбойник тот, кто обманывает простых людей своими гибельными и безразсудными ответами… А кто тот, кто клянется ложно Именем Божиим? Заметил ли, что выше написано? Как 18 Карфагенское правило постановляет, чтобы каждый Епископ при своем избрании заявил свое исповедание Св. Символа, перечислил все церковные законы перед своим посвящающим и торжественно обязался их все соблюдать? Но ты и все русские Митрополиты и Архиепископы ни во что поставили свою клятву, и потому исполнилось написанное в Псалме 53, 36: «Бог с небес воззрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий, ищущий Бога. Все уклонились; все растлились: нет творящего добро, нег ни одного. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, седающие передо Мной, как едят хлеб, не призывающие Бога? Там вострепетали они от страха, где нет страха (т. е. побоялись противоречить царю и боярам), и Бог разсеет кости человекоугодников. Ты посрамишь их, потому что Бог отверг их».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Вместо нравственного совершенства и постоянного стремления к доброму, язычники были „исполнены, по словам того же самого апостола Павла, всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безразсудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако, не только их делают, но и делающих одобряют“ ( Римл. 1: 29 – 32 ). А что значит, что в последнее время язычники так нравственно пали, что уже ничего нельзя найти у них, кроме дурного? Очевидно, это значит, что и язычники, чувствуя внутренний разлад в себе и не находя для себя нигде удовлетворения или успокоения, в отчаянии бросаются в ту пропасть, куда их влечет испорченная грехом природа их. Вот почему „хотя они и знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют“. Утружденный и обремененный язычник, чувствуя внутреннее противоречие с самим собой и не слыша ниоткуда гласа, призывающего его к успокоению, бросается в омут собственных страстей и сам ищет для себя праведного суда Божия, сам желает своей смерти. И действительно, самоубийство, хладнокровное принятие яда, равнодушие к жизни и смерти и тому подобные признаки отчаяния перед пришествием Спасителя считались у язычников лучшим исходом для жизни. Ко временам Спасителя Римская империя обнимала собой все населенное пространство древнего мира; Рим был центром, в который сходились все жизненные силы, все нити древнего мира; римские знамена развевались в руках римского войска на берегу Евфрата на востоке; Египет и все северное побережье Африки получали приказания от Рима; южную границу в Испании составляли столбы Геркулеса; отдаленные германцы на севере были покорными подданными Рима. После битвы при Акциуме (в 31 году до Р. X.) Римом стали управлять императоры, которые крепче связали в своих руках разноплеменные народы, входившие в состав Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Когда человек подавляет вначале эти движения внешних чувств, тогда диавол уходит , ибо нет, чем ему питаться. Так: «могучий лев погибает без добычи» ( Uob. IV, 11 ). 135. Как предохранять себя от расположения грешить против 7-й Заповеди? Необходимо следовать такому порядку жизни, при котором трезвение духа и живая деятельность берут все силы и время: 1 .    Первостепенное значение имеет молитва . «Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всих святых» ( Eф. VI, 18 ). 2.    К трезвению относится наблюдение за своими помышлениями . " Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль« ( Bmop. XV, 9 ). Здесь важно иметь в памяти слова Спасителя: " Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ... ( Mф.V, 29 ). 3 . Самолюбие, уныние (духовная лень) и похоть суть страсти, находящияся во взаимной зависимости, как говорит опыт самопознания аскетов. – » Самолюбие есть безразсудное любление тела . Отсекший его, отсек и все страсти, кои из него» (св. Максим Исповедник ). – « Печалится... не улучивший плотских утех ; презревший их беспечален пребывает» (Авва Фалассий). – « Бегай ничего неделания и лености, – стой бодренно » ( Никодим Святогорец ). 136. Бели мы не побеждаем греха против 7-й Заповеди, то каковы будут меры правосудия Божия? Духовная смерть прежде смерти телесной. Оскудение в грешнике, и даже отнятие, Божиих дарований . Порочность души и тела, неудачи, отчаяние. 137. Каковы телесныя последствия укоренения греха? Разслабление, скверныя болезни, умственныя повреждения, разстройство нервов, слабыя и болезненныя дети. Окончательное безумие после утраты упования на исправление. 138. Только ли себе приносит вред нарушающий 7-й Заповедь? Это грех одновременно: против себя самаго, против того, кто вовлекается в грех, а также против общества, среди которого грех может распространиться. Обличения от пророков и апостолов указывают на общественное значение этого греха ( 2Nem. I, 4 ; 1Фec. IV, 3 ; Иуд. 7 ; Исх. XXXIV, 16; Oc. I, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Можно полагать, что по разрушении Соломоном своих капищ, они потом были неоднократно восстановляемы нечестивыми царями Иудейскими – под именем Соломоновых. Глава 19. Ревность пророка Илии против распространившегося в Израильском царстве идолопоклонства а) Клятва гневной Иезавели об отмщении Илии за истребление жрецов Вааловых (ст. 1–2). б) Удаление Илии в Вирсавию, и затем – в пустыню на день пути (ст. 3–4). в) Подкрепление от ангела принесенной пищей, и путешествие до горы Хорива (ст. 5–8). г) Явление Бога в веянии тихого ветра на горе Хориве, и божественные повеления пророку Илии (ст. 9–18). д) Помазание Елисея в преемники Илии (ст. 19–21). Ст. 1. И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков (Вааловых) мечом… Судя по тому, что Ахав показал некоторое раскаяние под впечатлением Кармильских событий, даже плакал 511 , и, умиленный, возвращался домой в сопровождении Илии 512 , можно полагать, что он своим рассказом хотел подействовать на жену в пользу Израильской религии. Но Иезавель оказалась закоренелой и фанатичной язычницей, Ахав же – слабодушным и бесхарактерным угодником ее. Эти черты слабодушия и бесхарактерности проходят через всю историю Ахава. Ст. 2. …И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них… Т. е., если ты, Илия, в своих поступках так смело опираешься на свое достоинство пророка Иеговы и так превозносишься своим именем; то и я хочу дать тебе почувствовать, что значит Иезавель, чтительница Ваала. Пусть же чем угодно накажут меня боги, если я так же не убыо тебя завтра, как ты убил моих жрецов. Достойно примечания, что Иезавель не только не скрывает своего мстительного замысла, но спешит предупредить о нем пророка Илию. К этому увлек ее сильный и безразсудный гнев, овладевший всей ее душой, а, может быть, и тщеславное желание показать презрение к силе пророка, и самого его заставить трепетать в ожидании казни. Между тем, Провидение Божие все эти замыслы и желания нечестивой царицы обращает в средство ко спасению для пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Григория Богослова (Слово о Богосл. 2-е), «выражается почти так же, как и Давид, который называет судьбы Божии бездною многою». Некоторые оо. и уч. церкви и последние слова 7-го ст. человки и скоты спасеши Гди – объясняют, как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под человеками людей благочестивых, «живущих по здравому смыслу (Зигабен), и в частности, «израильтян, как наученных законом и разумеющих лучшая ( Рим.2:18 ), а под скотами, как неразумными – язычников, преклонившихся долу к земле и питающихся человеческими мудрованиями, но никогда не слышавших» о тайне откровения (св. Афанасий), и вообще людей нечестивых «живущих безразсудно и бессмысленно» (Зигабен). Сл.-греч. на нбс млть тво (ст. 6а) – букв. перевод с еврейского, но евр. выражение (бегашшамаим=на небеси), как показывает соответствующее ему выражение 2-го полустишия (ад-шехаким=до облаков) и параллельные места Пс.56:11 и 107:5, – должно быть понимаемо так же, как Быт.11:4 ; Втор.1:28; 9:1 (ср. Пс.18:5 и Иер.51:9 в значении; достигая от земли на небо, или тоже, что до небес. и. к умножилъ єс млть твою, бже: сынове же человчестїи въ кров крил твоєю надтис имтъ. 8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: . Оупїютс тка дом твоег, и потокомъ сладости твое напоиши . 9. насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, і. к у тебє источникъ живота, во свт твоемъ узримъ свтъ. 10. ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. 8–10. Хотя в основании спасения своего и всего мира псалмопевец полагает совокупное проявление различных божественных свойств милости, истины и правды, но так как различные действия божественные в неисповедимых судьбах Промысла равно направлены ко благу и спасению мира; то при созерцании этой последней цели, различие их сливается и исчезает в единстве спасающей божественной благости и – Бог милости, истины и правды пред взором псалмопевца, подобно, как и в новозаветном откровении, является по преимуществу Богом любви ( 1Ин.4:8:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010