Правитель Максимъ сказалъ: влейте ему въ ротъ вина и положите мяса — съ жертвенника. Провъ отвечалъ: Господи Христе, Сыне Бога живаго, призри съ высоты Твоей на это и разсуди судъ мой. Правитель Максимъ сказалъ: видишь, несчастный, хотя после продолжительныхъ ты однакожъ вкусилъ отъ жертвъ: чтоже теперь еще остается тебе делать? Провъ отвечалъ: ты не сделалъ ничего важнаго, насильно, противъ моей воли, давши мне вкусить твоихъ нечистыхъ жертвъ. Богъ видитъ мое Правитель Максимъ сказалъ: ты елъ и пилъ (жертвенное), безчувственный: сознайся же, что ты самъ сделалъ это и получишь свободу отъ узъ. Провъ отвечалъ: что въ этомъ хорошаго для тебя, беззаконникъ, что ты насилуешь мою волю и силою вынуждаешь у меня Знай однакожъ, что если ты вложишь мне (въ уста) даже все твои нечистыя яства, то и этимъ нимало не повредишь мне; поелику Богъ съ небесъ видитъ какое мне делаютъ. Правитель Максимъ сказалъ: раскалите клинки и жгите ему голени. Провъ отвечалъ: ни огонь, ни пытки, ни, какъ я несколько разъ говорилъ, отецъ твой сатана — ничто не заставитъ служителя отказаться отъ истиннаго Бога. Правитель Максимъ сказалъ: смотри, у тебя не осталось на теле ни одного здороваго места, а ты все еще упорствуешь въ своемъ безразсудстве, несчастный! Провъ отвечалъ: я отдалъ на твой произволъ свое тело, для того, чтобы сохранить и чистоту своей души. Правитель Максимъ сказалъ: раскалите острые гвозди и пронзите его руки. Провъ сказалъ: слава Тебе, Господи Христе, что Ты и руки мои сподобилъ страдать за Имя Твое. Правитель Максимъ сказалъ: чемъ больше, Провъ, я мучу тебя, темъ безразсуднее ты делаешься. Провъ отвечалъ: твое и непомерная злость делаютъ тебя, Максимъ, не только безумнымъ, но и решительно слепымъ: потому что ты самъ не знаешь, что делаешь. Правитель Максимъ сказалъ; нечестивецъ, ты осмеливаешься называть безумнымъ и слепымъ человека, который прилагаетъ столько о делахъ Провъ отвечалъ: о, еслибы ты былъ слепъ очами, а не сердцемъ! Но, считая себя видящимъ и имея глаза ты остаешься во тьме.

http://predanie.ru/book/69877-mucheniche...

Богъ видитъ мое расположеніе. Правитель Максимъ сказалъ: ты елъ и пилъ (жертвенное), безчувственный: сознайся же, что ты самъ сделалъ это и получишь свободу отъ узъ. Провъ отвечалъ: что въ этомъ хорошаго для тебя, беззаконникъ, что ты насилуешь мою волю и силою вынуждаешь у меня сознаніе. Знай однакожъ, что если ты вложишь мне (въ уста) даже все твои нечистыя яства, то и этимъ нимало не повредишь мне; поелику Богъ съ небесъ видитъ насиліе, какое мне делаютъ. Правитель Максимъ сказалъ: раскалите клинки и жгите ему голени. Провъ отвечалъ: ни огонь, ни пытки, ни, какъ я несколько разъ говорилъ, отецъ твой сатана — ничто не заставитъ служителя Божія отказаться отъ исповеданія истиннаго Бога. Правитель Максимъ сказалъ: смотри, у тебя не осталось на теле ни одного здороваго места, а ты все еще упорствуешь въ своемъ безразсудстве, несчастный! Провъ отвечалъ: я отдалъ на твой произволъ свое тело, для того, чтобы сохранить здравіе и чистоту своей души. Правитель Максимъ сказалъ: раскалите острые гвозди и пронзите его руки. Провъ сказалъ: слава Тебе, Господи Іисусе Христе, что Ты и руки мои сподобилъ страдать за Имя Твое. Правитель Максимъ сказалъ: чемъ больше, Провъ, я мучу тебя, темъ безразсуднее ты делаешься. Провъ отвечалъ: твое полновластіе и непомерная злость делаютъ тебя, Максимъ, не только безумнымъ, но и решительно слепымъ: потому что ты самъ не знаешь, что делаешь. Правитель Максимъ сказалъ; нечестивецъ, ты осмеливаешься называть безумнымъ и слепымъ человека, который прилагаетъ столько попеченія о делахъ благочестія? Провъ отвечалъ: о, еслибы ты былъ слепъ очами, а не сердцемъ! Но, считая себя видящимъ и имея глаза ты остаешься во тьме. Правитель Максимъ сказалъ: имея раны на всемъ теле, ты, несчастный, не ставишь ли мне въ вину того, что я доселе оставилъ невредимыми твои глаза? Провъ отвечалъ: пусть, по твоей жестокости, у меня не станетъ телесныхъ очей, но никакая сила человеческая не можетъ ослепить очей моего сердца. Правитель Максимъ сказалъ: я выколю тебе глаза и после того еще буду мучить тебя, безразсудный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Ибо где вода дает свободный путь одним, а других поглощает так, что из безчисленнаго множества ни един не спасается, там очевидное совершается чудо; да и самое имя бездны не малое количество воды означает, но неизмеримую глубину, каковая свойственна морю, а не болоту. Пс.105:12 . И вероваша словеси его и воспеша хвалу его. Пс.105:13 . Ускориша, забыша дела его, не стерпеша совета его: Сие не в похвалу Израильтянам приписывается, что поверили Божию слову, и воспели хвалу Его: но отсюду усугубляется грех их, что будучи убеждены толикими и толь ясными доказательствами, вскоре паки открыли нрав свой, и как бы ничего не видя, произвели мятеж против Бога. Таковое нечестие поистине было неизвинительно: ибо как можно было в одну минуту забыть толь преславныя чудеса, которыя сами принуждены были признать? Пророк убо, увеличивая грех неверия их, глаголет, что вера и хвала величием дел Божиих как бы насильно была исторжена из них: ибо вскоре по сих паки обратилися к неверию своему. Ускориша, рече, забыша дела Его, не стерпеша совета Его. Пс.105:14 . и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней. Здесь историческим образом продолжает описывать тот порок, о котором выше по обычаю учителя вкратце упомянул. Итак, ежели бы кто спросил, каким образом Израильтяне не потерпели совета Божия? на сие ответствуем, что нетерпеливо восхотели удовлетворить необузданным желаниям своим. Бог с намерением попустил им на время претерпеть недостаток в хлебе и воде, искушая веру их, но они не разумея намерения Божия, не могли ни на малое время потерпеть глада и жажды, но пожелали мяса в пустыне, где не было ни хлеба ни воды, и таким образом искусили Бога. А искушать Бога не что иное есть, как не покоряться воли Его и желать больше, нежели сколько Он хощет дать. Пс.105:15 . И даде им прошение их, посла сытость в душы их. Сими словами означает, что Бог столько был терпелив и снисходителен, что удовлетворил желанию безумных Израильтян и дал им по прошению их хлеб, мясо и воду в таком изобилии, что насытил алчныя души их столько, сколько им хотелось. Здесь вторая часть стиха в еврейском тексте противным образом читается так: и посла несытость в души их, – чем означается, что хотя Бог и послушался невоздержнаго народа, однако так, что те, которые возгнушалися манною, не нашли в мясах желаемаго вкуса без сомнения потому, что Бог сим образом хотел наказать безразсудную прихоть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Они убегают городов и общественных собраний, потому что воюющему не годится сидеть в доме, но должно жить в таком жилище, которое легко оставить; они, если нужно, оставляют его, как воины оставляют лагерь во время мира. Но приятнее видеть пустыню, усеянную хижинами монашескими, нежели видеть стан воинов, раскидывающих в поле шатры. В палатках воинов Христовых мы не увидим ни растянутых покровов, ни острых копий, ни золотых тканей покрывающих палатку царскую. Но если бы кто распростер на земле, которая обширнее и неизмеримее нашей, многие небеса, тот представил бы подобное жилищам иноков. Ибо их обитель ничем не хуже небес; потому, что к ним сходят Ангелы, даже Сам Господь Ангелов. Сии подвижники, как воины, живут в шатрах не с копьями, не со щитами и бронями, – и однако они совершают такие подвиги, каких те и с оружием произвести не могут. Они каждый день сражаются и побеждают все возстающие из них похоти. Одним хотением они побеждают врагов, которыми воины побеждаются. Пьянство и пресыщение побеждено у них питием воды и лежит повержено и мертво. А это – многовидный и многоглавый зверь. В воинстве духовном каждый воин одерживает победу. Кто сам не нанес врагу смертоносного удара, того он не перестает безпокоить всячески. Каждый из сих воинов воздвигает такие трофеи, каких не могут воздвигнуть воинства, собранные со всех концов вселенной. Они отринули от себя все безпорядочное и безразсудноебезумные слова, неистовые и отвратительные болезни, кичение, и все, чем вооружается против человека пьянство. Они употребляют пищу не для пресыщения и наслаждения, но для удовлетворения естественной потребности. Нет между ними ни птицеловов, ни рыболовов. Они довольствуются хлебом и водою. Смятение, шум и безпокойство совершенно от них изгнаны, и как в жилищах их, так и в теле великая тишина. И не только над сладострастием одержали победу оные Святые мужи, но и над любостяжанием, славолюбием, завистью и вообще над всеми болезнями душевными. Итак, трапеза сих воинов не лучше ли трапезы воинов Царя земного? Трапеза мужей Святых возводит на небо; её приготовляет Христос; правила для нее дает любомудрие и целомудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия!» ( Рим. 11:33 ). О, какая по-истине огромная благостыня! Потому что тогда, когда нас не было раньше, Он нас создал из ничего. И затем, когда мы поскользнулись в гибель, в результате безумного и безразсудного совета, и вниз головой были брошены в адскую бездну смерти, Он нас снова восставил из могилы; и, победив смерть, которая крепко держала нас в своем плену, снова восстановил наше естество способным для жизни, и, кроме того, самую духовную силу, в равной мере, как это было прежде, отнюдь не перестал вливать в него. Поскольку Он – Бог , то и тем, которые нуждаются в Его помощи, Он непрерывно уделяет дары и благодеяния, по-истине, божественные и великие. И посему я снова взываю и всегда вместе с небесными оными воинствами буду взывать: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Потому что, действительно, что более соответствующее и, по-истине, более подобающее и самой вещью более славное, могут сказать те, кто желают родившегося Бога славить и превозносить похвалами, чем – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение»? Бог пребывает на земле, и есть ли кто, кто не пожелал бы пойти на небо? Бог, родившись от Девы, приходит в нашу среду, и есть ли кто, кто не пожелал бы сегодня стать божественным? Кто, для того, чтобы иметь возможность ближе к Нему подойти, не возжаждет девства, и бодрым духом не посвятит себя воздержанию? Бог повивается убогими и смиренными пеленами, и есть ли кто, кому приключится встретить в своей жизни что-нибудь неприятное и огорчающее, не примет это с распростертыми объятиями, для того, чтобы быть причастником Божеству? Потому что не по какой иной причине Бог облекся в человеческую бедность, как для того, чтобы Своей благодатию сделать нас богами. И, вот, это псалмопевец Давид, он же и праотец Христов, просвещенный пророческим духом и извещенный о том благодеянии ему, что от него (по плоти) произойдет Христос, и ясно видя пресветлые и божественные Его деяния, уже издавна возвестил ясно-выраженными словами: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс. 81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Это видитъ Богъ, ведающій мысли человека и могущій исторгнуть меня отъ ярости сатаны и служителей его. Правитель Максимъ сказалъ: долго ли ты, безразсудный, будешь оставаться въ своемъ безуміи и предаваться пустословію, совершенно для тебя безполезному? Андроникъ отвечалъ: я потому–то и терплю все это, что надеюсь этимъ получить себе воздаяніе отъ Бога. Но ты не знаешь техъ (благъ), на которыя я уповаю, оставаясь твердымъ (въ исповеданіи). Правитель Максимъ сказалъ: долго ли ты будешь пустословить? Я отрежу тебе языкъ, чтобы ты не пустословилъ. Я самъ виноватъ, что, оставляя тебя безъ истязаній, даю пищу твоему безумію. Андроникъ отвечалъ: я прошу тебя о томъ, чтобы ты отнялъ у меня губы и языкъ, чрезъ которыя ты надеялся осквернить меня своими нечистыми жертвами. Правитель Максимъ сказалъ: безумный, не смотря на истязанія, ты все еще остаешься при своемъ упорстве. Между темъ, по моему приказанію, ты уже вкусилъ жертвеннаго. Андроникъ отвечалъ: темъ хуже будетъ для тебя, проклятый мучитель, и для техъ, кто далъ тебе эту власть, если я вкушу нечистыхъ жертвъ. Подумай, что ты сделалъ съ рабомъ Господнимъ. Правитель Максимъ сказалъ: какъ смеешь ты, злая голова, поносить государей, доставившихъ прочный миръ вселенной  . Андроникъ отвечалъ: и поносилъ и буду поносить, какъ кровопійцъ и язву человеческаго рода, развратившихъ міръ, за что и сокрушитъ ихъ Богъ Своею безсмертною Десницею, не простирая на нихъ более своего долготерпенія и погубитъ ихъ силою того ученія, которое вразумитъ ихъ, какъ они поступаютъ съ Его служителями. Правитель Максимъ сказалъ: возьмите ножъ и отрежьте ему скверный и злоречивый языкъ, чтобы онъ зналъ, чтó значитъ хулить государей. Сожгите языкъ и губы его и, обративши ихъ въ пепелъ, развейте по ветру, чтобы какія нибудь женщины, одной съ нимъ нечестивой веры, не стали хранить ихъ, какъ драгоценность и святыню. Теперь возмите его и держите въ темнице до того времени, когда, вместе съ своими товарищами, онъ будетъ отданъ зверямъ. Такъ происходило все это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

XXII, 30)? Да и несвойственно этой безтелесной природе иметь такое (плотское) вожделение. А сверх того, нужно подумать и о том, что принять такое мнение и по разуму было бы величайшею нелепостию. Если святые, удостоенные Духа Святого мужи, не в силах были переносить даже явления ангелов, если и муж желаний, узрев присутствие ангела, не самое существо (потому что, как можно видеть безтелесное существо?), но воспринятый им образ, лишился сил и едва не самой жизни, если и столь великий и высокий муж упал почти бездыханным, - то кто, и самый безразсудный, согласится с этим богохульным и крайне безумным мнением, будто безтелесная и духовная природа имела совокупление с телами? 3. Но, чтобы не показалось, что и мы сами, много говоря об этом, напрасно теряем время, для этого, самым делом доказав вашей любви невозможность такого события, раскроем теперь вам истинный смысл предложенных слов, снова прочитав сказанное божественным Писанием. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех яже избраша. Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они (ou3toi) вели род свой от Сифа и от сына его, названнаго Еносом (сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род. И бысть, говорит Писание, егда начаша человецы мнози, бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии (потомки Сифа и Еноса) дщери челоеечи (дщери, родившияся от тех, о которых [Писание] сказало, что и дщери родишася им), яко добры суть. Смотри, как этим выражением Писание показало нам всю их необузданность. Они устремились к этому делу, не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти. Видевше же, говорит Писание, дщери человечи, яко добры суть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Такимъ образомъ, на приведенныхъ текстозъ 1-го къ Коринянамъ, можно заключить, что подъ „буйствомъ " слдуетъ разумть смиренную вру, которую надо предпочитать вншней мудрости; и если человкъ не уничтожилъ въ себ гордости и а въ замнъ ихъ не покорности и преданности вол то для него невозможно. Богъ, лишивъ человка самохвальства, чтобы снабдить его духовными преимуществами самаго высокаго достоинства – каковы правда, и о Христ [CXIII] , помогаетъ ему очищаться отъ грховъ, руководитъ въ борьб съ и способствуетъ ему чрезъ это чистоты души, получивъ которую и, всегда хвалясь о Господ, никогда не превозносится этимъ, но еще боле смиряется. Вотъ смыслъ слова „буйство " , употребляемаго священными писателями, при свт святыхъ отцевъ и епископа еофана. „Буйство " составляетъ неотъемлемый признакъ „юродства " ; оно есть главная существенная черта, прежде всего замчаемая въ св. юродивыхъ; оно есть то свойство человка, которое длаетъ его „не сущимъ " [CXIV] , мало цннымъ для того, чтобы обращать на него „худороднымъ " , т. е. не такимъ, какъ въ род, а худымъ въ род, простымъ, не похожимъ на другихъ и, значитъ, отличнымъ отъ нихъ, выдленнымъ изъ среды другихъ. Въ самомъ дл, „буйство " по своимъ побуждаетъ общество отдлять изъ его среды всхъ тхъ лицъ, которыя обладаютъ имъ; вотъ почему и Анхусъ не принялъ мнимобезумнаго Давида въ свое общество, вотъ почему и считалъ апостоловъ за ничто, признавая ихъ безумными, и подобно сору („отреби " ) выметалъ изъ своей среды; этотъ особый классъ людей, отдлившихся отъ общества и самимъ имъ отвергнутый, представлялъ изъ себя лицъ, преданныхъ всестороннему [CXV] . Эти признаки „буйства " апостольскаго составляютъ существенныя черты и „юродства " . Что „буйство " глупость) является главнымъ признакомъ „юродства " , это ясно видно изъ слдующихь мстъ священнаго М. V, 22 („аще речетъ уроде…), М. VII, 26 („уподобится мужу юродиву (безразсудному " ), М. XXV, 2, 3, 8 („пять же б юродивы " …), I Кор. II, 14 („юродство бо ему есть и не можетъ разумти " …), Ефес. V, 4, Тит. III, 9 отступай " ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

39. Знай, что в духе неприязни порицать с удовольствием учение, дела и добродетели ближняго есть признак людей злопамятных и завистливых. 40. Видал я людей, тайно совершающих тяжкия прегрешения, только не оглашающияся, которые в мнении о своей чистоте безжалостно нападали на впадавших в грехи, хотя легкие, но огласившиеся. 41. Судить — есть безстыдное похищение сана Божия; а осуждать есть погубление души своей. 42. Как возношение и без всякой другой страсти может погубить человека, так и осуждение само по себе одно может нас совершенно погубить. Так Фарисей оный за это осужден был. 43. Встретились друг с другом гпевливый и лицемер; и в беседе их невозможно было найти ни одного слова правды. Заглянув в сердце перваго, найдешь неистовство; а разсмотрев душу втораго, увидишь лукавство. 44. Как ветры взволновывают бездну, так ярость больше всех страстей возмущает ум. 45. ( Исповедь сей страсти). Скажи нам безумная и постыдная страсть, как зовется породивший тебя отец, и как имя зле родившей тебя матери, также, какия имена скверных твоих сынов и дщерей; и не это одно, но и то, кто суть борющиеся с тобою, и кто — убивающие тебя? — «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, а иногда и блуд; отец же мой главно — гордость. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Соперники мои суть противоположныя дщерям моим добродетели — безгневие и кротость; наветница же моя смиренномудрие». д. Борьба с печалию. 1. Кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему либо видимому, то еще не избавился от нея; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем нужно нам иметь трезвение, но паче всего должно нам в этом отношении наиболее быть благоразумно внимательными. 2. Когда настоятель искушает нас полезным безчестием досадами и выговорами, тогда представим себе страшное изречение всемирнаго Судии, и всеваемую в нас безразсудную печаль и горесть, без сомнения, посечем кротостию и терпением, как обоюду острым мечем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Пс.72:18 . Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Давид, преодолев вышереченное искушение, становится как бы новым человеком, и уже спокойно глаголет, – как бы стоя на высокой стражнице, якоже и Пророк Аввакум в подобных обстоятельствах такое же употребляет средство, научая нас примером своим и глаголя: на стражи моей стану, и взыду на камени ( Авв. 2:1 ). Тако и Давид показывает, коль полезно человеку приближаться к Богу. Вижу, глаголет, Господи, что Ты творишь; пусть нечестивые возвышаются, но они стоят на скользком пути, и скоро упадают, – они для того только и возвышаются, чтоб претерпеть тяжчайшее падение. Сие обстоятельство хотя общее есть всем, как благим, так и злым (понеже весь мир во зле лежит), но как верные зависят от Бога и основаны на Нем яко на камени, то нельзя сказать, чтоб они стояли на скользком пути. А хотя иногда и колеблются и даже падают, но Господь, подлагая руку Свою, колеблющихся подкрепляет, а падающих возставляет. Что касается до нечестивых, то они сперва претерпевают поползновение, а потом и совершенное падение; поползновение их бывает оттого, что они на силе своей, аки на льду утверждают ноги, а безумным превозношением располагают себя к совершенному падению. Здесь не должно мечтать нам о превратности непостояннаго счастия, которое, безразсудно коловращаяся, смешивает все, но проникать в Божие намерение, о котором упомянул Пророк и которое всем благочестивым во святилище Божием открывается, что нечестивые сокровенным Божиим промыслом низлагаются. Пс.72:19 . Како Быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое. Сей вопрос, соединенный с удивлением, много способствует к подтверждению предыдущаго изречения. Якоже бо благополучие нечестивых часто приводит людей в недоумение, а иногда и во изумление, тако внезапная погибель их возбуждает нас от усыпления и заставляет удивляться чудным судьбам Божиим. Сего ради Пророк аки о вещи невероятной вопрошает, глаголя: како Быша в запустение? Аки бы сказал: каким образом статься могло, что те, которыя казались горами неприступными, вдруг сделались на подобие града опустошеннаго, где кроме развалин ничего не видно? како внезапу исчезли те, которые казались вечно имеющими жить на земле? Предложив такой вопрос, Пророк припоминает, что Бог ежедневно такия чудеса производит, дабы имели мы справедливую причину удивляться им, ежели очей веры не имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010