Существо содержания всех рассмотренных теперь молитв более или менее тожественного характера. В частности на этот раз мы читаем в них следующее: «Даждь прощение и отпущение... заблуждениям, беззакониям и непотребным деяниям раба Твоего..., обрати лице Твое на него и даждь ему во благо время, да даст земля произведения ея и деревья равнины плоды их и да вкушает и он хлеб свой в изобилии, и даждь мир и братолюбие в среде его..., и не отвратись от него ради прирожденнаго его неведения и слабости его телесной; и вот, ныне даю от Тебя [ему] совершенное прощение и исцеление его, да ходит, и соизволи ему пользоваться всеми происходящими от тебя благами, сколько надлежит».., (мол. 1-я). «Ослаби, остави, прости ему согрешения... в ведении [и] в неведении... бывшая..., или презрел слово иерея, или под проклятием иерея был, или своему отлучению подпал, или клятвою [чьею] одержим...» (мол. 2-я). «Боже..., благоволение показывый... ко всем прибегающим к Тебе, власть имущему прощать прегрешения и заблуждения безумно живших, и [благоволивший] также и нам даровать свободу и произволение прощать всем исповедующим нам своя согрешения..., прости... раба Твоего..,, ибо Ты еси врач душам и телам нашим»... (мол. 3-я). «Господи Боже наш.., прими моление раба Твоего..., преклонившаго свою выю пред святою Твоею славою, и если согрешил..., или под клятвою архиерея или иерея был,.., прости... и удостой его пречистаго Тела Твоего и честной Твоей Крови... во исцеление души и тела...» (мол. 4-яг). «Господи, разреши грехи раба твоего, если... слово иерея преступил, или под проклятием был, или принял от иерея заповедь и отлучение, или клятвою согрешил, или под проклятием отца или матери был..., прости ему и свое отлучение и освободи от всякой заповеди, гнева и отлучения " … (мол. 6-я, ср. мол. 2-ю). «Господи... разреши оковы грехов его, если... или слово иерея преступил, или во отлучение впал, или клятвою согрешил»... (мол. 7-я). «Господи... освободи раба сего от належащих на нем уз..., разреши всякое слово, узы, клятву, анафематисание, всякое проклятие и отлучение, которыя безразсудно были наложены... от неведения, или от забвения, или от зла, или словом сам себя связал...» (мол. 8-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Об этой скорби так образно говорит евангельское чтение второго дня праздника Рождества Христова: «Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть»   ( Матф. 2, 18 ). Четырнадцать тысяч невинных младенцев, убиенных за Христа неистовым царем Иродом, – вот какой страшной скорбью для их матерей сопровождалась великая радость рождения в мир воплотившегося, нас ради человек и нашего ради спасения, Сына Божия! Разве это не самый разительный урок для нас! Разве это не постоянное яркое напоминание нам о том, что в этом лишь временно-существующем и во зле лежащем грешном мире не может быть радости без скорби и это поэтому безразсудно искать  здесь полного освобождения от скорбей и мечтать об устроении какой-то тихой, безмятежной жизни – «земного рая», или «Царствия Божия на земле». Тем более, конечно, безумно воображать, что этого люди могут достигнуть сами, одними своими собственными силами – без веры в Бога, без послушания истинной Церкви, без содействия благодати Божией. Мы уже не раз видели, к чему на практике приводили такие попытки. Достаточно страшного примера одной только нашей несчастной Родины-России. Особенно теперь, в наше страшное время, безумно, вопреки всякой очевидности и здравому смыслу, не говоря уже о явном противоречии таких мыслей учению Церкви, мечтать об этом. «Не приидет Царствие Божие с соблюдением»,  то есть: приметным для всех образом,  «ниже рекут: се, зде, или: онде»,  то есть и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там.  «Се бо Царствие Божие внутрь вас есть»  ( Луки 17, 20–21 ) – так ясно учил о Царствии Божием спрошенный об этом фарисеями Сам Господь Иисус Христос. О каком же осуществлении Царствия Божия «на земле» можно после этого говорить?! И это сейчас – когда одна часть человечества, не приявшая доселе Христа и Его благовествования, беснуется, помышляя только о земном – о достижении своего чисто-земного, эгоистически-корыстного благополучия, а другая – отступившая от Христа и Его истинного учения, или открыто гонит Его, или, лукаво и лицемерно прикрываясь Его Именем, стремится к уничтожению Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Им созданной.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Братия! Худо мы видим грехи наши. Но будем смотреть на них, и мы увидим более, чем теперь видим; отвратим взор наш от суетного мира, не будем смотреть на предметы мятежных страстей наших; соберем разсеянные мысли наши, остановим, удержим их на одном — на памяти о себе и своих грехах. Если мы решились узнать себя, свои грехи: то необходимо, чтобы на себе самих остановили мы все внимание наше. Иначе, никогда не узнаем мы себя. Как узнать, как разсмотреть себя, когда пред нашими глазами мир с толпою прелестей его, когда мысли наши заняты, наполнены суетами, заботами, впечатлениями земными? Ты, который говоришь, что готовишься принесть исповедь в грехах своих пред Господом, а в тоже время волнуешься заботами житейскими, расчетами по торговле, хлопотами по дому, или помыслами страстей, что ты делаешь? Себя ли ты хочешь обманывать, или Бога? Первое безразсудно, последнее страшно. Опомнись! Вот в целом году Церковь назначает тебе несколько дней, чтобы ты собрался с собою, посвятил часы молитвы на обзор дел твоих; а ты и это не многое занимаешь. Бог знает, чем. Мир с его суетами и обольщениями разстроил тебя, разсеял, осквернил душу твою ужели не довольно того, чтобы бросить его, хотя на несколько часов? О, пагубное ослепление! «Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Псал. 50:5). Так познавал себя кающийся Давид. Выну — постоянно, не уклоняясь ни к чему другому, смотрел он на грех свой, — и тогда-то узнал его, как должно было узнать. И беглое ли внимание нужно, когда дело идет о спасении, или погибели души? О! нет, не спеши отклонять взора от греха твоего, всмотрись в него прилежно. Сознал ли в себе грех осуждения? Разсмотри: что такое ты сделал? Взвесь тяжесть греха твоего. Ты увидишь, что восхитил ты себе право Судии всех Бога; будучи грешником, принял на себя лице безгрешного, безумно блуждал мыслию за делами другого и оставил себя самого во власти грехов; гордость, или суетность заставила тебя судить другого, и твой суд оскорбил его, твой суд навел его на грех недовольства тобою, а, может быть, и гнева. Вот как много грехов в одном грехе осуждения брата! Достаточно-ли беглого внимания, чтобы разсмотреть и обсудить несчастную плодотворность, одного греха?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2972...

Пс.93:3 . Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся? Пророк сими словами извиняет жар свой пред Богом, прося благовременныя и скорыя помощи против нечестивых, которые не полагают пределов гордости своей. Таким образом изъясняется, что жалоба его не от легкомыслия, ниже от маловажной причины происходит, но что несносныя обиды исторгают оную. К увеличению зла присовокупляет обстоятельство времени, показывая, что грешники, о которых говорит, употребляя во зло Божие долготерпение, не токмо ожесточились и от ожесточения простерлись к дерзости, но и дошли до такого безстыдства, что стали думать, аки бы Бог беззакониям их благоприятствует. Ибо чрез наречие доколе, дважды повторенное, означает долговременную ненаказанность, аки бы сказал, что нечестивые не ныне только начали грешить, но давно уже, во зло употребляя Божие долготерпение, не знают меры во грехах. А когда нечестивые издревле толикое употребляли мучительство в церкви и не вдруг были караемы от Бога, то мы не должны удивляться, ежели она и ныне долговременным подвержена бывает угнетениям, но притом и думать не должны, чтоб была она вовсе оставлена от Бога, хоть и не скоро простирает руку Свою ко исцелению зол ея. Глагол восхвалятся означает дерзкую похвальбу нечестивых, соединенную с гордостию, когда они при долговременном благополучии мечтают, аки бы им все делать позволено. Пс.93:4 . Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие? Сими словами яснее изображает то же, что и выше, показывая, что нечестивые толикою надмеваются гордостию, что не стыдятся даже хвалиться своими беззакониями: ибо глагол провещают, без сомнения, относится к дерзким и безразсудным похвальбам. Отсюду видим, до чего доводит гордость нечестивых людей. Она так ослепляет их, что они, забыв и стыд и благопристойность, безумно превозносят силу свою. Следующия слова: возглаголют неправду, возглаголют (жестокая), означают угрозы, склонность к убийству, к насилию и к жестокости. Сия-то есть та неправда, о которой глаголет здесь Пророк и которая из сердца плотянаго и мягкаго делает каменное. А как таковое расположение нечестивых было тяжким искушением для верных (ибо видеть таких извергов господствующими членами в церкви не токмо для всякаго соблазнительно, но и несносно), то мы не должны почитать за нечто новое, ежели церковь и ныне от подобных извергов страждет; но имеем долг молиться Богу, дабы, по долговременном терпении, наконец или исправил их, или правосудно наказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Это, – следовательно, не пустая похвальба. Это – великая милость Божия к нам, которой мы – увы! – не ценили, как должно, а в последнее время и совсем перестали ценить. Последствия нашего неразумия – налицо! «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры»  – так говорил об этом нашем призвании приснопамятный праведник наш, великий молитвенник и чудотворец о. Иоанн Кронштадтский . Ведь в течение всей второй половины новозаветного периода, в котором мы ныне живем, русский народ был таким же верным хранителем и твердым оплотом единой истинной веры в Бога, каким в ветхозаветный период был народ иудейский – Ветхий Израиль. И не удивительно поэтому, что в судьбах того и другого – так много общего. Нам вверен был Богом «великий спасительный талант Православной Веры» – без сомнения не для того, чтобы мы зарывали его в землю или безумно расточали, оскверняя святость и чистоту его неподобными делами. Назначение наше было в том, чтобы, через ревностное приумножение этого великого таланта, стать светильниками для всего мира, не ведущего Христа, или, в ослеплении своем, от Христа и подлинной веры в Него отступившего. Но, увы! Позавидовал нам враг вселукавый и прельстил нас, как некогда Адама и Еву, прельщением пагубным. В ложном освящении представил он все милости Божии к нам – все те безчисленные сокровища благодати Божией, которыми мы обладали. Тесно и скучно показалось нам в Дому Пресвятой Богородицы, как издревле именовалась наша Родина – Святая Русь. Потянуло нас, как евангельского «блудного сына», «на страну далече»: прельстились мы мишурным блеском и обманчивыми благами глубоко чуждой нам и ничего не дающей, ни уму ни сердцу, западной лже-культурой, бездушной и безбожной, человека в его безумной гордыне на место Бога поставившей. И так как,  «познавши Бога»,  мы  «не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачились несмысленныя сердца наша; называя себя мудрыми, мы обезумели, то и предал нас Бог постыдным страстям и превратному уму делать непотребства... Так что исполнены мы всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безразсудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы»   ( Puмл. I, 21–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Изнуряя, таким образом, всячески свое тело, бл. Василий в тоже время еще более старался смирить свой дух, не дать развиться в себе самомнению, горделивому сознаний важности своих подвигов, которые он считал маловажными и не имеющими никакой ценности, и посему всячески избегал людской похвалы, находя ее, по-своему смиренно, не заслуженною. Но блаженный не хотел бежать от неё в пустыню: для своей деятельности во славу Божию и на пользу ближних святый подвижник шумную столицу предпочитал пустыне: живя здесь, «в мире», он скорее и убедительнее, чем в пустыне, мог поучать христианской жизни любителей суеты мирской. К тому же никто не мог ему поручиться, что людская слава и в пустыне не будет преследовать его. По сему блаженный, не имея возможности скрыть своих подвигов от людей, избрал другое средство для избежания людской похвалы и для смирения своего духа: вместе с подвигом ноготы принял подвиг юродства (безумия) Христа ради и под внешним неприличием этого подвига скрывал от людей, не прозревших далее внешнего, свое добродетельное житие, представляясь как бы лишенным разума, ни чего несмысляищим. Ходя по улицам, он всегда молчал, сам почти никогда не начинал говорить и на вопросы обыкновенно безразсудные, а иногда при начале юродства даже обидные, ничего не отвечал, показывая вид, что он ничего не понимает; если же когда и говорил, говорил темно и безсвязно, загадками; в поступках своих был непонятен: допускал странные действия, входил в близкое соприкосновение с людьми порочными и низко павшими в общественном мнении и т. п. Но во всех этих особенностях своего поведения, в своих странных и иногда, повидимому, безумных речах и поступках блаженный никогда не позволял себе чего-либо греховного, какой либо несправедливости или оскорбления по отношению к другим. Напротив, в своем юродстве блаженный проявлял много мудрой заботливости о спасении людей, любил их и ради этой любви не жалел себя. Сколько, напр., требовалось с его стороны решимости, чтобы отказаться от обычного употребления разума? Но блаженный не усомнился это сделать, зная, что своим юродством он не унижает данного ему от Бога разума, но только необычно употребляет его для высших целей и действий, где обычное употреблеше разума было бы бесполезно и даже вредно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.106:12 . И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помагаяй. Пс.106:13 . И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: Пс.106:14 . и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза. Пс.106:15 . Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: Пс.106:16 . яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Сими словами исправляет ложное оное мнение, аки бы противныя обстоятельства бывают по случаю. Ибо ежели помыслим о судьбах Божиих, то не дадим места случаю или счастию. А донележе люди не будут удостоверены, что бедствия насылаются от Бога, то никогда и в мысль не приимут просить от Него спасения. Впрочем, слова оныя: яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго презреша, не к тому относятся, аки бы оные люди, о которых говорит здесь Пророк, были явные грешники, осужденные на суде человеческом, но люди слабые, малодушные и нетерпеливые в напастях. Почему не просто говорит, что они согрешили, но что преогорчили словеса Божия, то есть, были невнимательны к Божиим повелениям. Отсюду научаемся, что единственное утешение в бедственных обстоятельствах в том состоит, чтоб следовать тому, что Бог повелевает. Следовательно те, у которых исторгает вопль к Богу крайняя нужда, а не произвольное расположение сердца, зело безумны суть, ежели не будут признавать, что избавление их зависит от Бога. Врата медная и вереи железныя, полагает ради увеличения благодеяния, аки бы сказал, что Бог силен есть разрешить и самыя крепчайшия узы рабства. Пс.106:17 . Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Пс.106:18 . Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. Пс.106:19 . И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: врагам за то, что не повинуются Богу: так здесь показывает, что всякаго рода болезни насылаются от Бога за грехи. Но когда восчувствует грешник Божие наказание, тогда удобно признает милость Его. Безумными же нарицает тех, кои безразсудно последуя похотям своим, впадают в погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

будучи здесь, по случаю разговора с князь Сергием Долгоруковым начал, чрез разговор с арххепископом новгородским Феофаном Прокоповичем и с князь Алексей Михайловичем Черкасским, яко же с некоторыми профессоры академии, разсуждал, продолжая и тебе тем пользу принести». 500 В этой духовной он советует сыну читать наряду с творениями знаменитых отцов и учителей церкви сочинения Феофана Прокоповича – истолкование десяти заповедей и блаженств, которое за катихизис, а малый Букварь – за лучшее нравоучение служить могут. 501 Во взглядах у него много сходного с Феофаном. Совершенно согласно с его образом мыслей, Татищев пишет в духовной, что «прологи и жития святых в Минеях-Четьих надобно читать такому, кто довольно в письме святом искусился и мог бы довольно разсудить; ибо хотя в них многия истории в истине оскудевают и неразсудным соблазны к мнительству о всех, в них положенных, подать могут: однакож тем не огорчевайся, но разумей, что все оное к благоуханному наставлению предписано и тщися подражать делам их благим». Между прочим, он советует сыну, после достоточного ознакомления с своим (православным) законом, изучать творения писателей католических, лютеранских и кальвинских, чтобы, встречаясь в обществе с людьми этих вероисповеданий и вступая в разговоры с ними, не быть ими обманутым; но не советует вступать в споры с единоверцами, чтоб не подать людям о себе злого мнения. В пример он указывает, на самого себя. «Я хотя о Боге и правости. божественнаго закона никогда сомнения не имел, ниже о том с кем в разговор или прение вступал; но потому, что я некогда о убытках, законами человеческими в тягость положенных, говаривал, от несмысленных и безразсудных, неведущих Божьяго закона и токмо человеческие уставы противу заповедания Христова чтущих, не только за еретика, но и за безбожника почитан и не мало невиннаго поношения и бед претерпел». 502 «С хвалящими вольности других государств и ищущими власть монарха уменьшить никогда несогласуйся, понеже оное государству крайнюю беду нанести может, о чем тебе истории нашего государства ясные приклады показать могут, как то некоторые и пред немногими леты безумно начинали».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Братия! Худо мы видим грехи наши. Но будем смотреть на них, и мы увидим более, чем теперь видим; отвратим взор наш от суетнаго мира, не будем смотреть на предметы мятежных страстей наших; соберем разсеянныя мысли наши, остановим, удержим их на одном — на памяти о себе и своих грехах. Если мы решились узнать себя, свои грехи: то необходимо, чтобы на себе самих остановили мы все внимание наше. Иначе, никогда не узнаем мы себя. Как узнать, как разсмотреть себя, когда пред нашими глазами мир с толпою прелестей его, когда мысли наши заняты, наполнены суетами, заботами, впечатлениями земными? Ты, который говоришь, что готовишься принесть исповедь в грехах своих пред Господом, а в тоже время волнуешься заботами житейскими, расчетами по торговле, хлопотами по дому, или помыслами страстей, чтó ты делаешь? Себя ли ты хочешь обманывать, или Бога? Первое безразсудно, последнее страшно. Опомнись! Вот в целом году Церковь назначает тебе несколько дней, чтобы ты собрался с собою, посвятил часы молитвы на обзор дел твоих; а ты и это не многое занимаешь. Бог знает, чем. Мир с его суетами и обольщениями разстроил тебя, разсеял, осквернил душу твою: ужели не довольно того, чтобы бросить его, хотя на несколько часов? О, пагубное ослепление! Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Псал. 50, 5). Так познавал себя кающийся Давид. Выну — постоянно, не уклоняясь ни к чему другому, смотрел он на грех свой, — и тогда-то узнал его, как должно было узнать. И беглое ли внимание нужно, когда дело идет о спасении, или погибели души? О! нет, не спеши отклонять взора от греха твоего, всмотрись в него прилежно. Сознал ли в себе грех осуждения? Разсмотри: что такое ты сделал? Взвесь тяжесть греха твоего. Ты увидишь, что восхитил ты себе право Судии всех Бога; будучи грешником, принял на себя лице безгрешнаго, безумно блуждал мыслию за делами другаго и оставил себя самаго во власти грехов; гордость, или суетность заставила тебя судить другаго, и твой суд оскорбил его, твой суд навел его на грех недовольства тобою, а, может быть, и гнева. Вот как много грехов в одном грехе осуждения брата! Достаточно-ли беглаго внимания, чтобы разсмотреть и обсудить несчастную плодотворность, одного греха?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Просишь скоро уведомить тебя, дадут ли что-нибудь на уплату долга вашего за келью обещанныя благодетели, а иначе вы с сестрою должны уступить кому-нибудь половину кельи и принять товарку. Отвещаваем на сие: были и есть такие благодетели, которые могут уплатить до полутораста рублей, о чем я уже извещал тебя в одном письме, говоря так; если можете с сестрою пешком прийти к нам, то получите больше, а если на лошадке или на двух приедете с сестрою или с кем-нибудь, то получите меньше, потому что из тех же денег нужно заплатить и за извоз. Но ты на письмо мое отвечала горделиво, что пешком придти не можешь, потому что слаба, и более ничего не писала. Советую тебе осмотреться и посмотреть на себя со всех сторон со светильником Евангельскаго учения; а то в тебе проглядывает не малая горделивость. Сама же ты должна знать, что гордым Бог противится, смиренным же дает благодать. Тебе мать игуменья запрещает подавать советы сестрам, в каких бы то ни было случаях, а ты об этом запрещении разсуждаешь с горделивым негодованием. Лучше смирись и покорись в простоте сердца запрещению матери игумении, так как сказано: несть власть, аще не от Бога, противляйся власти, Божию, повелению противляется. Напомню тебе и то, что ты за ревность твою неблаговременную и неуместную довольно наказалась, и потому нужно смиряться и покоряться воле Божией, выражающейся устами начальствующих. Повторю: смиряйся, и тогда можешь получить означенныя деньги через почту или лично в конце августа, если разсудишь пожаловать к нам. 287. Перешедшия в другой монастырь всегда испытывают тоску Живя в тамошнем монастыре, не удивляйся тому, что иногда тоска отягчает душу твою. Все, переходящия в другой монастырь, это чувствуют, куда бы они ни перешли. Особенно остерегайся ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безразсудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную. 288. Враг более всего возстает против молитвы. Качество молитвы определяется ея концом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

  001     002    003