Коротко и сжато, но, вместе с тем, величественно и грозно говорит о нем евангельское чтение словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, в истинности которых мы поэтому не можем сомневаться:     «Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мipa!..» A сущии ошуюю услышат грозный приговор:«Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!»...     «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный»  (Матф. 25:31—46).    Чья безчувственная душа не содрогнется при одном только представлении этого воистину страшногозрелища!    Но то, что будет тогда на самом деле, как учит нас св. Церковь, превзойдет всякое человеческое представление и разумение.    Какой ужас охватит сердца всех упорных нераскаянных грешников!    Какой отчаянный вопль исторгнется из груди тех, которые во время своей земной жизни безумно хулили Имя Божие, кощунствовали, издавались над св. верой и Церковью, насмехались и ругались над людьми верующими и даже над этим самым Страшным Судом, в безразсудной гордости своей считая себя слишком «умными», слишком «учеными» и «высокообразованными», чтобы веровать во все то, во что учит веровать св. Церковь! Никакой язык человеческий не сможет выразить того безграничного отчаяния, которое овладеет ими тогда, но...будет уже поздно!..    Ибо «прииде день великий гнева Его, и кто может стати  (устоять)?» (Апок. 6:17).    Это — «день гнева и откровения праведнаго суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом его»  (Римл. 2:5—6), ибо «Бог уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде» (Деян. 17:31), «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла»  (2 Коринф. 5:10).    Злые дела всех, даже самые сокровенные, все тайные мысли и чувства, стремления и пожеланияобличатся тогда явно пред всеми, и исполнятся воочию сказанные некогда слова Господа:«Ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется»  (Лук. 12:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Это, — следовательно, не пустая похвальба. Это — великая милость Божия к нам, которой мы — увы! — не ценили, как должно, а в последнее время и совсем перестали ценить.    Последствия нашего неразумия — налицо!     «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры» - так говорил об этом нашем призвании приснопамятный праведник наш, великий молитвенник и чудотворец о. Иоанн Кронштадтский. Ведь в течение всей второй половины новозаветного периода, в котором мы ныне живем, русский народ был таким же верным хранителем и твердым оплотом единой истинной веры в Бога, каким в ветхозаветный период был народ иудейский — Ветхий Израиль. И не удивительно поэтому, что в судьбах того и другого — так много общего.    Нам вверен был Богом «великий спасительный талант Православной Веры» — без сомнения не для того, чтобы мы зарывали его в землю или безумно расточали, оскверняя святость и чистоту его неподобными делами. Назначение наше было в том, чтобы, через ревностное приумножение этого великого таланта, стать светильниками для всего мipa, не ведущего Христа, или, в ослеплении своем, от Христа и подлинной веры в Него отступившего.    Но, увы! Позавидовал нам враг вселукавый и прельстил нас, как некогда Адама и Еву, прельщением пагубным. В ложном освящении представил он все милости Божии к нам — все те безчисленные сокровища благодати Божией, которыми мы обладали. Тесно и скучно показалось нам в Дому Пресвятой Богородицы, как издревле именовалась наша Родина — Святая Русь. Потянуло нас, как евангельского «блудного сына», «на страну далече»: прельстились мы мишурным блеском и обманчивыми благами глубоко чуждой нам и ничего не дающей, ни уму ни сердцу, западной лже-культурой, бездушной и безбожной, человека в его безумной гордыне на место Бога поставившей.    И так как, «познавши Бога», мы «не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачились несмысленныя сердца наша; называя себя мудрыми, мы обезумели, то и предал нас Бог постыдным страстям и превратному уму делать непотребства... Так что исполнены мы всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безразсудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы»  (Римл. I:21—31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Братия! Худо мы видим грехи наши. Но будем смотреть на них, и мы увидим более, чем теперь видим; отвратим взор наш от суетного мира, не будем смотреть на предметы мятежных страстей наших; соберем разсеянные мысли наши, остановим, удержим их на одном — на памяти о себе и своих грехах. Если мы решились узнать себя, свои грехи: то необходимо, чтобы на себе самих остановили мы все внимание наше. Иначе, никогда не узнаем мы себя. Как узнать, как разсмотреть себя, когда пред нашими глазами мир с толпою прелестей его, когда мысли наши заняты, наполнены суетами, заботами, впечатлениями земными? Ты, который говоришь, что готовишься принесть исповедь в грехах своих пред Господом, а в тоже время волнуешься заботами житейскими, расчетами по торговле, хлопотами по дому, или помыслами страстей, что ты делаешь? Себя ли ты хочешь обманывать, или Бога? Первое безразсудно, последнее страшно. Опомнись! Вот в целом году Церковь назначает тебе несколько дней, чтобы ты собрался с собою, посвятил часы молитвы на обзор дел твоих; а ты и это не многое занимаешь. Бог знает, чем. Мир с его суетами и обольщениями разстроил тебя, разсеял, осквернил душу твою ужели не довольно того, чтобы бросить его, хотя на несколько часов? О, пагубное ослепление! «Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Псал. 50:5). Так познавал себя кающийся Давид. Выну — постоянно, не уклоняясь ни к чему другому, смотрел он на грех свой, — и тогда-то узнал его, как должно было узнать. И беглое ли внимание нужно, когда дело идет о спасении, или погибели души? О! нет, не спеши отклонять взора от греха твоего, всмотрись в него прилежно. Сознал ли в себе грех осуждения? Разсмотри: что такое ты сделал? Взвесь тяжесть греха твоего. Ты увидишь, что восхитил ты себе право Судии всех Бога; будучи грешником, принял на себя лице безгрешного, безумно блуждал мыслию за делами другого и оставил себя самого во власти грехов; гордость, или суетность заставила тебя судить другого, и твой суд оскорбил его, твой суд навел его на грех недовольства тобою, а, может быть, и гнева. Вот как много грехов в одном грехе осуждения брата! Достаточно-ли беглого внимания, чтобы разсмотреть и обсудить несчастную плодотворность, одного греха?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Братия! Худо мы видим грехи наши. Но будем смотреть на них, и мы увидим более, чем теперь видим; отвратим взор наш от суетнаго мира, не будем смотреть на предметы мятежных страстей наших; соберем разсеянныя мысли наши, остановим, удержим их на одном — на памяти о себе и своих грехах. Если мы решились узнать себя, свои грехи: то необходимо, чтобы на себе самих остановили мы все внимание наше. Иначе, никогда не узнаем мы себя. Как узнать, как разсмотреть себя, когда пред нашими глазами мир с толпою прелестей его, когда мысли наши заняты, наполнены суетами, заботами, впечатлениями земными? Ты, который говоришь, что готовишься принесть исповедь в грехах своих пред Господом, а в тоже время волнуешься заботами житейскими, расчетами по торговле, хлопотами по дому, или помыслами страстей, чтó ты делаешь? Себя ли ты хочешь обманывать, или Бога? Первое безразсудно, последнее страшно. Опомнись! Вот в целом году Церковь назначает тебе несколько дней, чтобы ты собрался с собою, посвятил часы молитвы на обзор дел твоих; а ты и это не многое занимаешь. Бог знает, чем. Мир с его суетами и обольщениями разстроил тебя, разсеял, осквернил душу твою: ужели не довольно того, чтобы бросить его, хотя на несколько часов? О, пагубное ослепление! Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Псал. 50, 5). Так познавал себя кающийся Давид. Выну — постоянно, не уклоняясь ни к чему другому, смотрел он на грех свой, — и тогда-то узнал его, как должно было узнать. И беглое ли внимание нужно, когда дело идет о спасении, или погибели души? О! нет, не спеши отклонять взора от греха твоего, всмотрись в него прилежно. Сознал ли в себе грех осуждения? Разсмотри: что такое ты сделал? Взвесь тяжесть греха твоего. Ты увидишь, что восхитил ты себе право Судии всех Бога; будучи грешником, принял на себя лице безгрешнаго, безумно блуждал мыслию за делами другаго и оставил себя самаго во власти грехов; гордость, или суетность заставила тебя судить другаго, и твой суд оскорбил его, твой суд навел его на грех недовольства тобою, а, может быть, и гнева. Вот как много грехов в одном грехе осуждения брата! Достаточно-ли беглаго внимания, чтобы разсмотреть и обсудить несчастную плодотворность, одного греха?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Просишь скоро уведомить тебя, дадут ли что-нибудь на уплату долга вашего за келью обещанныя благодетели, а иначе вы с сестрою должны уступить кому-нибудь половину кельи и принять товарку. Отвещаваем на сие: были и есть такие благодетели, которые могут уплатить до полутораста рублей, о чем я уже извещал тебя в одном письме, говоря так; если можете с сестрою пешком прийти к нам, то получите больше, а если на лошадке или на двух приедете с сестрою или с кем-нибудь, то получите меньше, потому что из тех же денег нужно заплатить и за извоз. Но ты на письмо мое отвечала горделиво, что пешком придти не можешь, потому что слаба, и более ничего не писала. Советую тебе осмотреться и посмотреть на себя со всех сторон со светильником Евангельскаго учения; а то в тебе проглядывает не малая горделивость. Сама же ты должна знать, что гордым Бог противится, смиренным же дает благодать. Тебе мать игуменья запрещает подавать советы сестрам, в каких бы то ни было случаях, а ты об этом запрещении разсуждаешь с горделивым негодованием. Лучше смирись и покорись в простоте сердца запрещению матери игумении, так как сказано: несть власть, аще не от Бога, противляйся власти, Божию, повелению противляется. Напомню тебе и то, что ты за ревность твою неблаговременную и неуместную довольно наказалась, и потому нужно смиряться и покоряться воле Божией, выражающейся устами начальствующих. Повторю: смиряйся, и тогда можешь получить означенныя деньги через почту или лично в конце августа, если разсудишь пожаловать к нам. 287. Перешедшия в другой монастырь всегда испытывают тоску Живя в тамошнем монастыре, не удивляйся тому, что иногда тоска отягчает душу твою. Все, переходящия в другой монастырь, это чувствуют, куда бы они ни перешли. Особенно остерегайся ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безразсудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную. 288. Враг более всего возстает против молитвы. Качество молитвы определяется ея концом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И родившую Деву Оно само соблюдает и показывает ее в собственном смысле и воистину Богородицею, хотя бы и бесился сумасбродный Несторий и плакало и рыдало и выло его богопротивное воинство и опять снова терзалось вместе с ним. Потому что родившийся от Девы, святыя Богородицы Марии, был Бог, принявший ради нас второе и временное рождение после перваго своего и вечнаго рождения от Отца, — рождение естественное и несказанное, хотя воплотившийся и рождался для того, чтобы уподобиться нам плотским. Он воспевается как всецелый Бог, Он же принимается как всецелый человек; Он же признается как совершенный человек, потому что Он имел единение двух естеств: божества и человечества, и познавался в двух совершенных естествах: божестве и человечестве. Потому что ни соединению не способствовало какое-либо изменение или смешение, ни различием и двойственностью естеств или существ после соединения не вводится разделение и разсечение; хотя это (последнее) и печалит безумнаго Нестория, а то (первое) приводит в изступление безразсуднаго Евтихия. Соединяющееся между собою ипостасно не принимает изменения, не познает разделения, не знает того, что достунно слиянию, и не допускает признаков сечения. Что, как известно, (допускают) невежды Евтихий и Несторий и не знающие силы ипостастнаго соединения, по которой Слово воплотилось и плоть одушевленная и разумная неизменно обожилась: один увлекает в море слияния, а другой уносит в пропасть разделения. И поэтому один избегает исповедывать двойственность естеств, а другой затрудняется исповедывать одно воплощенное естество Бога Слова и боится говорить, что у Него одна составная ипостась: они беглецы, боящиеся страха там, где нет никакого страха. Мы же, мужественною мыслию отогнавши безумие, рабски (следующее) тому и другому из них, и безбоязненно утвердившись на камне благочестия, проповедуем ипостасное снисхождение Слова в плоть, от нас (заимствованную) разумную и одушевленную, и воплотившееся Слово почитаем за единаго Христа и Сына, и говорим, что у Него едина составная ипостась, и возвещаем, что Он в двух естествах, и веруем, что у этого Бога Слова два рождения: одно от Бога Отца, которое знаем как неограниченное временем и вечное, а другое от Богородицы Матери, которое признаем за новое и происшедшее во времени; и прославляем одно воплотившееся в Нем естество Бога Слова, но не так, как говорят Аполлинарий, Евтихий и Диоскор, но так, как передал нам мудрый Кирилл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

будучи здесь, по случаю разговора с князь Сергием Долгоруковым начал, чрез разговор с арххепископом новгородским Феофаном Прокоповичем и с князь Алексей Михайловичем Черкасским, яко же с некоторыми профессоры академии, разсуждал, продолжая и тебе тем пользу принести». 500 В этой духовной он советует сыну читать наряду с творениями знаменитых отцов и учителей церкви сочинения Феофана Прокоповича – истолкование десяти заповедей и блаженств, которое за катихизис, а малый Букварь – за лучшее нравоучение служить могут. 501 Во взглядах у него много сходного с Феофаном. Совершенно согласно с его образом мыслей, Татищев пишет в духовной, что «прологи и жития святых в Минеях-Четьих надобно читать такому, кто довольно в письме святом искусился и мог бы довольно разсудить; ибо хотя в них многия истории в истине оскудевают и неразсудным соблазны к мнительству о всех, в них положенных, подать могут: однакож тем не огорчевайся, но разумей, что все оное к благоуханному наставлению предписано и тщися подражать делам их благим». Между прочим, он советует сыну, после достоточного ознакомления с своим (православным) законом, изучать творения писателей католических, лютеранских и кальвинских, чтобы, встречаясь в обществе с людьми этих вероисповеданий и вступая в разговоры с ними, не быть ими обманутым; но не советует вступать в споры с единоверцами, чтоб не подать людям о себе злого мнения. В пример он указывает, на самого себя. «Я хотя о Боге и правости. божественнаго закона никогда сомнения не имел, ниже о том с кем в разговор или прение вступал; но потому, что я некогда о убытках, законами человеческими в тягость положенных, говаривал, от несмысленных и безразсудных, неведущих Божьяго закона и токмо человеческие уставы противу заповедания Христова чтущих, не только за еретика, но и за безбожника почитан и не мало невиннаго поношения и бед претерпел». 502 «С хвалящими вольности других государств и ищущими власть монарха уменьшить никогда несогласуйся, понеже оное государству крайнюю беду нанести может, о чем тебе истории нашего государства ясные приклады показать могут, как то некоторые и пред немногими леты безумно начинали».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Притч. 9 :1. Премудрость построила себе дом и утвердила (для него) семь столбов, Притч. 9 :2. Заколола свои жертвы, растворила в чаше свое вино и приготовила свою трапезу; Притч. 9 :3. Послала своих рабов сзывать громким голосом на чашу, говоря: Притч. 9 :4. «Кто неразумен, пусть уклонится ко мне», Притч. 9 :5. И скудоумным она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, которое я растворила вам. Притч. 9 :6. Оставьте безумие и будете живы 46 , чтобы вам воцариться на веки, и взыщите разума, дабы вам жить, и усовершенствуйте разум знанием». Притч. 9 :7. Поучающий злых получит себе безчестие, обличающий же нечестивого опорочит себя самого, ибо обличение нечестивому — раны ему 47 . Притч. 9 :8. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Притч. 9 :9. Дай мудрому наставление, и он будет мудрее; вразуми праведного, и он с охотою послушает. Притч. 9 :10. Начало мудрости — страх Господень и совет святых — разум, потому что знание закона свойственно доброму помыслу. Притч. 9 :11. Ибо (живя) таким образом ты проживешь долгое время и прибавятся тебе лета жизни твоей. Притч. 9 :12. Сын мой! если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних твоих 48 , а если зол будешь 49 , то один почерпнешь злое: Сын наученный будет мудр, а безумным воспользуются, как слугою 50 . Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. Ибо он оставил пути своего виноградника и заблудился с тропинок своего поля; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду, собирает руками безплодие. Притч. 9 :13. Женщина безразсудная и дерзкая нуждается в куске хлеба, — она не знает стыда; Притч. 9 :14. Садится у дверей дома своего и на седалище явно на площади, Притч. 9 :15. Приглашая проходящих, идущих прямо своими путями: Притч. 9 :16. «Кто из вас самый глупый, пусть уклонится ко мне и скудоумным повелеваю, говоря: Притч. 9 :17. Утаенных хлебов с удовольствием коснитесь и сладкой краденой воды испейте» 51 . Притч. 9 :18. И таковой не знает, что земнородные у нея погибают, и сходит на дно ада 52 . Но ты отскочи, не медли на месте ея 53 , не останавливай твоего взгляда на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую и перейдешь реку чужую. От чужой воды удаляйся, и из чужого источника не пей, чтобы пожить многое время и прибавились тебе лета жизни.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Правитель Максимъ сказалъ: да, если я не поступлю съ тобой, какъ съ крайне нечестивымъ человекомъ и не предамъ тебя самой жестокой смерти. Андроникъ отвечалъ: я не нобоюсь ни тебя, ни твоихъ угрозъ, (ограждаясь) именемъ моего Бога. Правитель Максимъ сказалъ: свяжите его, принесите огня и положите на его чрево. Андроникъ отвечалъ: хотя бы ты сжегъ всего меня, но, пока я дышу, ты не победишь меня, проклятый мучитель; потому что со мною меня Богъ, Которому я служу. Правитель Максимъ сказалъ: послушаешься ли ты когда нибудь, безумный? Хотя пожелай самому себе смерти. Андроникъ отвечалъ: пока я живъ, я побеждаю твою злобу, хотя вполне желаю, чтобъ ты предалъ меня смерти; потому что это составляетъ похвалу мою въ Боге. Правитель Максимъ сказалъ: вложите ему между пальцами раскаленные клинки. Андроникъ отвечалъ: безумный противникъ исполненый всякаго коварства сатаны, ты видишь, что все тело мое истерзано пытками: и ужели ты думаешь, что я теперь устрашусь твоихъ Со мною Богъ, Которому я служу чрезъ Христа; а тебя презираю. Правитель Максимъ сказалъ: безумный, ты не знаешь, что человекъ, имя котораго ты сейчасъ назвалъ, былъ злодей, по Игемона Пилата повешенный на кресте, о чемъ сохранились и судебныя записи (πομνματα)  . Андроникъ отвечалъ: загради свои уста, проклятый, тебе не следуетъ говорить объ этомъ; потому что ты недостоинъ, нечестивецъ, говорить о Немъ. Блаженъ ты былъ бы, если бы былъ того достоинъ, и тогда ты не поступалъ бы нечестиво съ рабами Господа. А теперь, не имея на Него, ты не только погубилъ себя, но и делаешь Его последователямъ, беззаконникъ. Правитель Максимъ сказалъ: а ты, безразсудный, какую пользу получишь отъ своей веры и надежды на этого злодея, котораго ты называешь Христомъ? Андроникъ отвечалъ: и получилъ и получу пользу, для которой и терплю все это. Правитель Максимъ сказалъ: я не хочу лишить тебя жизни пытками въ короткое время: но отдамъ тебя зверямъ: и ты погибнешь тогда, какъ у тебя будутъ отняты членъ за членомъ. Андроникъ отвечалъ: пусть такъ; потому что ты лютее всякаго зверя и злее всякаго такъ какъ людей, ни въ чемъ не причастныхъ и не обвиненныхъ, казнишь совершенно незаконно, какъ Я служу Богу моему во Христе и не боюсь твоихъ угрозъ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2364...

Подавай сюда самую жестокую пытку, какую знаешь, и ты увидишь мое мужество. Правитель Максимъ сказалъ: растворите ему уста и положите въ нихъ мясо съ жертвенниковъ и влейте вина. Но святый сказалъ: Господи Боже мой, призри на это Правитель Максимъ сказалъ: что теперь остается делать, демонъ? смотри, ты вкусилъ съ алтарей техъ, которыхъ не хотель почтить и (которымъ не хотель) принесть жертву. Андроникъ отвечалъ: несмысленный, слепой и безумный мучитель, ты насильно съ влилъ мне жертвенное въ уста. Это видитъ Богъ, мысли человека и исторгнуть меня отъ ярости сатаны и служителей его. Правитель Максимъ сказалъ: долго ли ты, безразсудный, будешь оставаться въ своемъ и предаваться совершенно для тебя безполезному? Андроникъ отвечалъ: я потому–то и терплю все это, что надеюсь этимъ получить себе отъ Бога. Но ты не знаешь техъ (благъ), на которыя я уповаю, оставаясь твердымъ (въ Правитель Максимъ сказалъ: долго ли ты будешь пустословить? Я отрежу тебе языкъ, чтобы ты не пустословилъ. Я самъ виноватъ, что, оставляя тебя безъ даю пищу твоему Андроникъ отвечалъ: я прошу тебя о томъ, чтобы ты отнялъ у меня губы и языкъ, чрезъ которыя ты надеялся осквернить меня своими нечистыми жертвами. Правитель Максимъ сказалъ: безумный, не смотря на ты все еще остаешься при своемъ упорстве. Между темъ, по моему ты уже вкусилъ жертвеннаго. Андроникъ отвечалъ: темъ хуже будетъ для тебя, проклятый мучитель, и для техъ, кто далъ тебе эту власть, если я вкушу нечистыхъ жертвъ. Подумай, что ты сделалъ съ рабомъ Господнимъ. Правитель Максимъ сказалъ: какъ смеешь ты, злая голова, поносить государей, доставившихъ прочный миръ вселенной  . Андроникъ отвечалъ: и поносилъ и буду поносить, какъ и язву человеческаго рода, развратившихъ за что и сокрушитъ ихъ Богъ Своею безсмертною Десницею, не простирая на нихъ более своего и погубитъ ихъ силою того которое вразумитъ ихъ, какъ они поступаютъ съ Его служителями. Правитель Максимъ сказалъ: возьмите ножъ и отрежьте ему скверный и злоречивый языкъ, чтобы онъ зналъ, чтó значитъ хулить государей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2364...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010