Один человек был богат и облачался в порфиру и виссон. Двумя краткими словами Писание порицает и осмеивает безразсудную и неумеренную расточительность дурных богачей. Порфиры цвет крайне дорог и совершенно излишен, а виссона употребление не необходимо. Избирающим же себе благоустроенную и полезную жизнь свойственно и достолюбезно измерять употребление предметов необходимостию и избегать пыли суетнаго тщеславия и безполезнаго препровождения жизни, как матери зла. И чтобы нам яснее уразуметь значение этого изречения, да будет сначала разследовано употребление одежд, сколько и как оно должно быть допускаемо, будучи ограничиваемо благоразумными побуждениями и правилами. Что же говорит закон правды? Овцу Бог создал с прекрасными волосами на коже и с обильным руном. Взяв ее, остриги и, отдав шерсть ткацкому мастерству, изготовь себе нижнее платье и верхнюю одежду, чтобы избегать страданий от холода и вреда от палящаго луча . А если тебе нужна и более легкая одежда во время лета, то Бог дал на пользу нам лен для самаго широкаго употребления: из него тебе удобнее иметь покров благообразный, облекающий и вместе прохлаждающий своею легкостью. Употребляя это, исповедуй Творцу благодарение за то, что Он не создал только нас, но и позаботился об обезпечении (нашей) жизни. Если же, оставляя овцу и шерсть и уготованныя Создателем всего необходимыя средства, — суетными помыслами и безразсудными пожеланиями уклоняясь от обычнаго образа жизни, — станешь изыскивать виссон и собирать волокна персидских червяков, — если будешь ткать воздушную ткань паутины и, приходя к красильщику, платить огромныя деньги на то, чтобы он, добыв раковину из моря, кровью животнаго намазал одежду: то это есть (уже) свойство человека пресыщеннаго, злоупотребляющаго достоянием своим , не знающаго, где расточить избыток свой. За это и бичуется таковый, подвергаясь обвинению от Евангелия, как глупец и неженка, разукрашенный нарядами жалких девченок. Впрочем некоторые преданные любители подобной суетности, доводя зло уже до крайности, на вышесказанном не ставят границы своих безумных помыслов, но изобретши какой-то пустой и безполезный способ тканья, которое посредством переплетения основы с утком подражает живописному искусству и выделывает на плащах изображения всяких животных, — искусно приготовляют цветистую и многими идолами испещренную одежду — себе, женам и детям, уже забавляясь по ребячески, а не занимаясь важным делом, — при безмерности богатства злоупотребляя жизнью, а не пользуясь (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Однако, было ясно, что личная судьба поэта висела на волоске. Но может быть новый Император во всем этом разберется? Слава Пушкина, как замечательного поэта распространилась не только по всей России, но перешла и за ея пределы. Во многих журналах Франции, Германии, Англии и других стран, имя Пушкина уже стало известно. Не даром и Гете прислал ему свое перо. И вот, Пушкин снова взывает к своим друзьям о помощи. «Вероятно Правительство удостоверилось», пишет он Жуковскому, «что я к заговору не принадлежу и с возмутителями 14 декабря связей политических не имел». Зная неподкупную совесть Пушкина, зная его прямую, честную, смелую, правдивую мужественную и открытую натуру – нельзя сомневаться что каждое слово этого письма было искренним и честным. Если бы он был во время возстания в Петербурге, – он мог бы заразиться безразсудным настроением своих легкомысленных горячих друзей и под минутным порывом солидарности с ними – попасть на Сенатскую площадь. Но Благое Провидение удержало его в с. Михайловском. В середине февраля 1826 г. Пушкин пишет Дельвигу, как всегда искренно и прямо: «Никогда я не проповедовал ни возмущения, ни революции – напротив...» «Как бы то ни было, я желал бы вполне и искренно помириться с Правительством...» «Не будем ни суеверны, ни односторонни, как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира...» Под этим Пушкин подразумевал глубину и широту исторического и политического кругозора, уменье разсматривать совокупность многообразных фактов как целое, и оценку исторических лиц и событий с высшей точки зрения философии истории (историософии). «Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный», – пишет он Жуковскому, – «я храню его про себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости». Приблизительно в таком же смысле было написано Пушкиным и письмо самому новому Императору. Ответа долго не было и поэт этим очень тревожился. «Жду ответа, но плохо надеюсь» – писал он Вяземскому 10 июля. «Бунт и революция мне никогда не нравились – это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

" На основании донесений пресвитера Даниила» (Кирилл) «жалуется на клеветы Феодорита и на его безумное к нему» (Кириллу) «отношение и настаивает на том, что должны быть обузданы безразсудные порывы этого своевольнейшаго человека». Я думал, что благоговейнейший Феодорит вместе с остальными богочестивейшими епископами стер с себя пятно новых суетных учений Нестория. Ведь я полагал, что, написав однажды, он уже возлюбил мир и что, получив в ответ приветствия с моей стороны, он и сам уже устранил то, что, повидимому, является препятствием к соглашению. Но, – как передал мне благоговейнейший пресвитер Даниил, – он до сих пор упорно не оставляет прежняго и придерживается хулений того (Нестория), а это очевидно, раз он не анафемствовал (Нестория) и не согласился подписать его низложение. И пусть твое преподобие дозволит мне, говорящему из чувства любви, такое дерзновение: по какой причине так упорствуют некоторые следовать достолюбезному примеру твоего богочестия даже и в том, что ты сделал соборно 1 , но – как небрегущие стадом (собором) 2 – делают только то, что им самим угодно? И если правда то, о чем я получил известия, то следует тебе, достопамятный богочестивейший муж, употребить в дело принудительныя средства твоего богочестия. 1 Текст весьма неясен; погречески: " ς μ πεσθαι τ ξιαγστ σκπ τς σς θεοσεβεας, μτε τος ν οκουμενικος, а в Synodicon’e (col. 836) так: non sequantur probabilem tuae religiositatis intentionem, «necque in his, quae cum orbe fecisti.» В греческом подлиннике это письмо напечатано у Migne, gr. ser. t. LXXVII, col. 328, a латинская версия сохранилась в Synodicon’e, cap. CCX (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 836–837). Читать далее Источник: Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского в 7 том. : Письма Блаженного Феодорита : в русском переводе С-Петербургской Дух. ак. Н Глубоковского – Вып. 1. 1-150) – Ч. 7-8. Письма. - Сергиев Пасад: Тип. СТСЛ, 1907. – 521 с. (Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии)./Письмо 179. Письмо Кирилла (Александрийского) Иоанну, епископу Антиохийскому против Феодорита. 311-312 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Иов. 2:10 . Он же воззрев рече к ней: вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прахом от руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключшихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом и не даде безумия Богу. На злыя внушения жены муж отвечает: вскую яко от безумных жен возглаголала еси? В этих словах слышится негодование Иова и сожаление, что слышит он от жены речи, которые можно ожидать не от разумной и благочестивой, верующей в Провидение Божие женщины, а от безумной, т.е. глупой и нечестивой. Слово безумный в последнем смысле нередко встречается в Писании ( Пс. 13:1, 73:18 ). – Аще благая прияхом от руки Божией, злых ли не стерпим, вопреки злому совету жены Иов исповедует, что Бога должно чтить и Ему верно служить не только тогда, когда Он благодетельствует, но и когда посылает бедствия, что должно с благодарностью принимать от Него блага, и со смирением и покорностью Ему переносить лишение их. – Таким образом диаволу не удалось и чрез жену Иова поколебать его веру и любовь к Богу. Во всех сих приключшихся Иов не согреши пред Богом, ни одним словом ропота и нетерпения не проговорился против Бога, – и не даде безумия Богу, не произнес ничего безразсудного и нечестивого против Его промышления. Паримии о страданиях Иова положены для чтения во дни страстей Христовых потому, что этот страждущий праведник был образом страждущего Христа. Иов угодил Богу благочестием и добродетелями, Христос по самому человечеству Своему был во время земной Своей жизни образцом благочестия и святости. – Иов пользовался благоволением Божиим и ущедрен был от Бога дарами земного счастия. На Христе, как на возлюбленном Сыне Бога Отца, почивало все благоволение Его и обилие даров Св. Духа. – Иов подвергся страданиям по навету диавола, и в кознях врагов Христа, доведших Его до крестной смерти, принимал участие диавол. Он вложил в сердце Иуде Искаритскому предать врагам Христа ( Ин. 13:2 ). С того времени, как Христос предан был в руки врагов, наступила, по слову Христа, власть тьмы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Будет ли Страшный Суд? «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..» ( Матф. 25, 34 ). «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!..» ( Матф. 25, 41 ). Приближается Великий пост – время покаяния -, и вот в предпоследний воскресный день перед наступлением его, в так называемую Неделю Мясопустную, св. Церковь , с особою силою стремясь расположить нас к действенному покаянию, в евангельском чтении и в живых и ярких образах богослужебных песнопений, напоминает нам о предстоящем Втором Пришествии Христовом и об ожидающем нас Страшном Суде – последнем и окончательном суде Божием над всем человеческим родом. Коротко и сжато, но, вместе с тем, величественно и грозно говорит о нем евангельское чтение словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, в истинности которых мы поэтому не можем сомневаться: «Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..»  A сущии ошуюю услышат грозный приговор: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!»... «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный»   ( Матф. 25, 31–46 ). Чья безчувственная душа не содрогнется при одном только представлении этого воистину  страшного зрелища! Но то, что будет тогда на самом деле, как учит нас св. Церковь , превзойдет всякое человеческое представление и разумение. Какой ужас охватит сердца всех упорных нераскаянных грешников! Какой отчаянный вопль исторгнется из груди тех, которые во время своей земной жизни безумно хулили Имя Божие, кощунствовали, издевались над св. верой и Церковью, насмехались и ругались над людьми верующими и даже над этим самым Страшным Судом, в безразсудной гордости своей считая себя слишком «умными», слишком «учеными» и «высокообразованными», чтобы веровать во все то, во что учит веровать св. Церковь ! Никакой язык человеческий не сможет выразить того безграничного отчаяния, которое овладеет ими тогда, но... будет уже поздно!..

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Блудные сыны! Не пора ли вернуться в дом отчий? Во вторую приготовительную к Великому посту неделю Святая Церковь приводит нам в назидание притчу о блудном сыне. Этой притчей внушается нам, что все мы, люди – грешники, блудные сыны, ушедшие из отеческого дома нашего любящего Отца-Бога «на страну далече и переживающие тяжкие бдения от всевозможных лишений, а также и то, что любящий нас Господь всегда готов простить нас и принять к себе, если только мы образумимся, сознаем бедственность своего положения вдали от Бога,«придем в себя» ( Лк.15,17 )  и обратимся к Нему с словами (и, конечно, не с одними словами, а и с соответствующими чувствами искреннего покаяния: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя, яко единого от наемник Твоих» ( Лк.15,18–19 ) . Грешники, безумно и легкомысленно удалившиеся из отеческого дома в далекую страну и бедствующие вдали от Бога, переживают нечто подобное тому, что переживал согрешивший пред Богом избранный народ Божий Израиль в плену Вавилонском, тяжко томясь в неволе, в изгнании, и скорбя о своем утраченном отечестве. Вот почему и поется на богослужении этого дня этот скорбный гимн иудеев, начинающийся словами: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» ( Пс.136 ) . Если все это имеет ближайшее отношение к каждому грешнику, отошедшему от Бога, то не можем мы, православные русские люди, не чувствовать, как особенно близки все эти назидательные образы, воспроизводимые перед нашим мысленным взором Святой Церковью перед началом Великого поста, нам, русским людям, находящимся ныне в пленении и в изгнании за грехи наши, подобно древнему Израилю. И действительно! как много общего между судьбой ветхого Израиля, разсеянного за грехи свои между всеми народами земли, и судьбой Нового Израиля, каковым наименованием называл себя наш народ в лице лучших церковных витий наших! Мы – русские люди – блудные сыны, ушедшие легкомысленно и безразсудно от Бога «на страну далече», но до сих пор – увы! – еще не пришедшие в себя и не покаявшиеся, почему и остаются пока тщетными наши молитвы о спасении Родины, хотя и строим мы храмы и даже посещаем их, но далеко не так усердно, как бы следовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Однако, я едва не забыл еще нечто, в чем ты имеешь преимущество пред братиями, - именно то, что ты легко можешь, если погрешил в чем-нибудь, загладить эти грехи теперешним несчастием. Это известно нам из того, что сказал я выше, когда говорил о Лазаре и о блуднике коринфском. Но боюсь за отца, говоришь ты; свои скорби я смогу спокойно перенести, но легко ли будет нам перенести его смущение и негодование, если он когда-нибудь узнает что либо из этого? Однако до сих пор он не узнал; а унывать и мучиться из-за того, что случится когда-нибудь после, а может быть никогда не случится, весьма малодушно. И откуда известно нам, что он узнает? Впрочем пусть будет это нам известно; допустим, если хочешь, что он и узнает и сделает много зла; хвалю тебя за то, что ты скорбишь об его горестях, но не одобряю того, что делаешь это со вредом для себя; тем, которые помышляют о горнем, а не о земном, должно преодолевать не только гнев и похоть и прочия страсти, но и уныние; потому что оно может причинить нам больше зла, чем эти страсти, и с ним должно мужественно бороться тем, кто не хочет совсем погибнуть. Если бы тебе самому предстояло быть виновником горестей твоего отца, тогда действительно следовало бы тебе бояться и трепетать, как виновнику такого бедствия; но если он сам захочет подвергать себя крайним огорчениям, тебе нет до них никакого дела; остается только соболезновать отцу. Притом мы не знаем, как он примет это известие; часто многое случалось противоположно ожиданиям; хотя это бывает не так обыкновенно и редко, но в данном случае это и естественно и очень возможно. Откуда же что видно? Твой отец много заботится о побочных детях, и такая любовь к ним может затьмить его печаль о тебе; не мучь же ты себя напрасными тревогами. Если же нужно сетовать об отце, то по поводу его безумной расточительности, пиров, гордости, жестокости, теперешней блудной жизни. Неужели малое зло, по твоему мнению, - при жизни жены, вашей матери, иметь связь с другою женщиною и рождать детей от беззаконнаго сожития? Вот это явное, приводящее к худому концу дело, - это достойно сетования и слез; а что случится из-за тебя, то, может быть, будет худо, а может быть - и не худо; терпеть верную муку в виду неизвестнаго будущаго - весьма безразсудно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Несметное множество зверя в лесах И тысяча живности всякой в горах. И дичь полевая и всякая птица, — Всем этим Моя обладает десница; И если бы муки Я голода знал, Зачем бы Я пищи просить у вас стал? Да разве Я мясом воловьим питаюсь, Иль кровию ваших козлов упиваюсь? Всевышняго в сердце своем прославляй, И благодаренье в душе воздавай, В дни злые к Нему обращайся с моленьем, И чти Его помощь сердечным хваленьем. Я знаю, как Мой ты приемлешь закон, В устах лишь твоих почитается он, Но в сердце презрел ты его наставленья, Далеко отринул Мои повеленья: Порочной душой одобряешь воров, Участвуешь в гнусных делах блудников, На ближних своих постоянно клевещешь, На брата родного солгать не трепещешь, Устам своим злобным ты волю даешь, И гнусный язык твой — коварство и ложь. Когда совершал ты такия деянья, Глубокое в дни те хранил Я молчанье, И ты в развращеньи своей слепоты Подумал, что Вышний таков же, как ты. Вот Я обличаю твои преступленья, Смотри отвергни свое ослепленье, Дабы не постиг тебя грозный Мой суд, Ничьи тебя руки тогда не спасут: Я тем лишь дарую святое спасенье, Кто, путь Мой храня, воздают Мне хваленье. Псалом 50 Любовью Твоею безмерной, Твоей благостыней святой, Грех, Боже, очисти мой скверный, Страстей моих язвы омой! Я вижу грехов моих мерзость, Все время она — предо мной, И сделал безумную дерзость Я, Боже небес, пред Тобой. И если мои преступленья Ты с строгостью стал бы судить, Какое тогда извиненье Себе бы я мог получить? С минуты зачатья я скверен, В грехах родила меня мать, Ты ж праведен, Боже, и верен И правду велишь почитать. Но, Боже, росою небесной Очисть безразсудный мой грех, И силой Твоею чудесной Я буду белее, чем снег. Ты радость душе моей грустной Великую, Боже, пошлешь, Когда с нея мерзости гнусной Гнетущее бремя возьмешь. Омой же мои беззаконья, На их срамоту не взирай, Очисть, удали их зловонье И новое сердце мне дай; Пошли в него Духа Святого И крепко к Себе обрати, И радость подай ему снова Стезями спасенья итти. Смотря на меня и другие

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

Напротив, гневное и нерасчетливо грубое, хотя бы и правдивое слово – меня бы только больно уколоть могло и встревожить. От того и говорить премудрый: сладкия уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь ( Сир. 6:5 ), Пусть человек имеет какие-либо явные недостатки, или слабые и смешные стороны; но глумиться над этим значит возмутить спокойствие его духа, и лишить его простора в деятельности, может быть не лишенной пользы и доброго значения в своем кругу и в своем месте. От того вежливый и приличный человек сдержит и скроет свои насмешливые поползновения, и тем сбережет свои добрые отношения ко всем и каждому; напротив боятся в городе дерзкаго на язык, по слову премудрого, и ненавидят опрометчивого в словах ( Сир. 9:23 ). Допустим, что подчиненный не имеет теплых отношений к начальнику; но не прямотою, а дерзостию назвали бы не сдержанное и неучтивое выражение его чувств, потому что таким выражением нарушался бы узаконенный порядок отношений между властию и подвластными. Потому и премудрый учит: в собрании старайся быть приятным, и пред высшим наклоняй свою голову ( Сир. 4:7 ). Положим, что некрасивая наружность не возбуждает у нас и симпатических чувств; но дать заметить это некрасивому человеку – значит не только незаслуженно обидеть его, но и показать свою собственную мелочность и поверхностность. Поэтому и премудрый наставляет: не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его ( Сир. 11:2 ). Положим, что в беседе, особенно горячей и живой, когда сталкиваются противоположные мнения, естественно желание – расположить других и склонить к своим убеждениям; но крикливая настойчивость и перебиванье, кроме своего неудобства, вносила бы в речь бранчивый и желчный характер, и портила бы приятное впечатление беседы – при всем ее интересе. Поэтому и премудрый внушает: прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай ( Сир. 11:8 ). Иной молчит, и оказывается мудрым, а иной бывает ненавистным за многую болтливость. Мудрый человек будет молчать до времени, а тщеславный и безразсудный не будет ждать времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

„Не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники царства Божия не наследуют». ( 1Кор. 6:9–10 ). Люди поврежденного ума, чуждые истины „думают, будто благочестие служит для прибытка... Великое приобретение быть благочестивым и доволь-ным, ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многия безразсудные и вредные похоти. Ибо корень всех зол есть сребролюбие». ( 1Тим. 6:5–10 ). Изречения „Блага телесные, всякие удовольствия мы добываем, только отнимая это у других. Благо духовное, благо любви мы добываем только тогда, когда увеличиваем благо других». Грех нельзя измерять внешнею мерою, количеством вреда для других. Поэтому имеет некоторую долю справедливости следующий парадокс Шиллера: „Дерзко украсть миллион, но безмерно дерзче украсть одну гинею. Грех, кажется, уменьшается с увеличением размеров преступления». Спаситель всякое богатство назвал „мамоною неправды» ( Лк. 16:9 ). Объясняя это изречение, бл. Августин замечает: „уже в том одном неправда, что ты имеешь, а другой не имеет, у тебя излишек, а другой нуждается в необходимом». „Не перестану я повторять: я порицаю не богача, а грабителя. Иное дело – богатство, иное дело – алчность. Различайте же то, чего не должно смешивать. Ты богат? Я не препятствую тебе. Ты грабитель? Я обличаю тебя в преступлении. Если ты враг бедного, я обвиняю тебя. Но пойми: жестокость богача гибельнее для него самого, чем для бедного. Я не против богатых, знайте это; напротив, я за богатых; я не нападаю на них, а хочу исцелить их недуг». (Златоуст). „Никогда не нюхайте денег, потому что оне дурно пахнут». „У ростовщика – медь и золото, и все нерождающее рождает вопреки природе. Скажи мне, денег ли и прибыли ищешь ты у беднаго? Если бы он мог обогатить тебя, то чего бы стал просить у дверей твоих? Он пришел за помощию, а нашел врага; он искал лекарства, а в руки дан ему яд. Надлежало облегчить убожество, а ты увеличиваешь нужду, стараясь отнять и последнее у неимущего. Ты несчастия бедных обращаешь в случай к своему обогащению. Ты желаешь людям скудости и убожества, чтобы деньги твои могли приносить тебе прибыль». (Св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010