Мы можем сколько угодно (в общем - в достаточно, увы, узком, своем кругу) жить последовательной литургической жизнью и провозглашать ее самым смыслом бытия Церкви и самого учения Христова, и,тем более, самого спасения, но окружающему-то миру все это или глубоко безразлично, или - непонятно - в силу его упорно сохраняющейся изначальной отстраненности от спасительных христианских основ человеческой жизни. И потому такое самозамыкание Церкви и упование на одну только свою " евхаристичность " (вполне естественные и достаточные, например, в рамках православного портала " Богословие РУ " ) - в окружающей нас жестокой реальности (за его пределами) оборачивается в результате духовной индифферентностью мира к Истине Христовой. Мы живем (после состоявшегося в массе своей богоотступничества человечества) вновь в эпоху " начального " христианства, иначе говоря, новой АПОСТОЛЬСКОЙ эры, и то, что годилось и годится для христианского " внутреннего пользования " (стяжание духовного мира в православном по своим основным интенциям обществе)- то, что преимущественно и определяет целиком НАШУ церковную жизнь, совершенно внеположно, по сути, на сегодняшний день большинству жителей земли (в том числе,увы, ныне - и земли Русской)! И именно поэтому, думаю, основная современная задача Церкви, если мы не хотим заниматься только самими собой, - апостольство, а отсюда - и максимальный " выход в мир " . Но при нынешней глобальной постиндустриальной " информационной эре " невозможно - для проповеди вечной жизни во Христе - никакое самозамыкание христиан вокруг суммы собственных спасительных знаний (в первую очередь - именно " евхаристических " ): мы-то эту правду знаем, но мир-то - нет!. Именно поэтому, таково мое личное мнение, мы и обязаны любыми способами сделать наше христианское знание достоянием всего общества, стремясь, по возможности, вновь к той или иной степени воцерковления и христианизации всех институтов и всех форм современного человеческого бытия. И в этом смысле Церковь, пребывая в состоянии " не от мира " , просто-напросто ОБЯЗАНА небрезгливо идти в этот мир, стремясь по мере сил воцерковлять - через своих наиболее активных членов - и такие его формы, как государственность, как определение тех или иных ее (наиболее близких христианской традиции) форм, как политику этой государственности, напрямую связанную с характером общественной " духовности " (как основы социальной устремленности того или иного государства) - чтобы пытаться христианизировать самые основы государственного самосознания той или иной нации,в которой судил оказаться нам Бог.

http://bogoslov.ru/article/465391

Искушения людей церковных и нецерковных В нашем мире православный человек сталкивается с проблемой, принять которую он никак не может. Его никогда не устроит то, что люди, рядом с которыми так или иначе проходят его дни, не воспринимают Церкви Божией. Как понять мировоззрение неверующего человека, как правильно говорить с ним о своей вере? 24 августа, 2011 В нашем мире православный человек сталкивается с проблемой, принять которую он никак не может. Его никогда не устроит то, что люди, рядом с которыми так или иначе проходят его дни, не воспринимают Церкви Божией. Как понять мировоззрение неверующего человека, как правильно говорить с ним о своей вере? В нашем мире православный человек сталкивается с проблемой, принять которую он никак не может. Его никогда не устроит то, что люди, рядом с которыми так или иначе проходят его дни, не воспринимают Церкви Божией. Всякий, однажды, но навсегда вошедший в неё, очень чётко и глубоко ощущает её спасающую роль. Любой человек, стоящий в храме Божием, вошёл туда потому, что захотел попасть в Рай, ибо те, кому это безразлично, туда не входят, а те, кто желает ада, идут в церковь сатаны. Некоторые же как-то иначе понимают своё спасение в надежде, что путём, предлагаемым иными конфессиями, они придут к Богу. Но существует ещё очень немалая, если не сказать подавляющая, группа людей, которые не то что индифферентны к вопросу о вечной жизни, но отодвигают его решение на потом. Если представить себе ситуацию, что некто выйдет на многолюдную площадь и очень весомо заявит, что вот к этой самой остановке прямо сейчас подойдёт автобус, и все желающие без ограничений могут, сев в него, отправиться в Царство Небесное, то около него если и соберётся, то очень маленькая горсточка людей, а все остальные разбегутся как можно дальше. Подобное же замечательно сформулировал Блаженный Августин в своём вопле: “Господи, спаси меня… но только не теперь!”. Через полторы тысячи лет мы находимся в той же ситуации. Этой остановкой по сути своей является храм Божий, а авторитетным голосом, собирающим людей, — колокольный звон, но большинство людей обходит его стороной. Это-то и неприемлемо для православного сознания. Зная скоротечный характер жизни и её зыбкость, мы не желаем примиряться с тем, что близкий нам человек может пройти мимо своего спасения.

http://pravmir.ru/iskusheniya-lyudej-cer...

Между последователями того и другого течения с самого начала их возникновения происходит острая вражда. Автономная или «славянская» церковь (так ее называют потому, что она сохранила славянский язык в богослужении) обвиняет автокефальную церковь в том, что она приняла к себе без перерукоположения неправильно рукоположенных липковцев, которых автономисты считают еретиками, а по каноническим правилам вошедший в молитвенное общение с еретиками сам становится еретиком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому они считают украинскую церковь неканонической, самосвятской, еретической. Священнослужители славянской церкви не раз обращались к верующим с церковного амвона с призывом не ходить в Украинскую церковь, потому что она еретическая. Другие же последователи славянской автономистской церкви, которые к спорным каноническим вопросам относятся более индифферентно, ставят в упрек украинской церкви введение в церковный быт и службы ярко выраженного национального колорита и ставят перед ней обвинение, что она более интересуется вопросами национальными, чем религиозными. Co своей стороны последователи украинской церкви обвиняют автономную славянскую церковь в том, что она на хочет порвать с русской церковью, находящейся в плену у большевиков, и с стоящим во главе русской церкви митрополитом Сергием, что она хочет опять подчинить Украинскую церковь Москве, за что и называют их сергиевцами, московитянами 437 . 438 Такое взаимоотношение – вражда и ненависть между церквами – не могло не привести к деморализации как в обеих церквах, так и в украинском обществе. В церквах это привело к упадку дисциплины среди духовенства и мирян, постоянные перебеги из одного лагеря в другой, когда это было почему-либо выгодно или когда нужно было избежать кары за нарушение дисциплины или какой-либо проступок; и отсюда подрыв авторитета духовенства и самой церкви и кощунство над святынею. Вследствие этого многие отходят от церкви и переходят в лагерь индифферентизма к религии, если не полного отрицания ее. Особенно сильное деморализующее влияние производит вражда церквей именно на те круги населения, которые, после 24-летнего преследования религии и пропаганды атеизма остались до сего времени чужды или, по крайней мере, безразличны к религии, а таких, к сожалению, большинство. Эти круги вместо возвращения к религии, к церкви еще дальше от нее отходят и изощряются во всяких остротах и издевательствах по адресу обеих церквей; а этим они, по сути, продолжают то самое дело разрушения религии и пропаганды безбожия, которое вели большевики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Александр Мень. Фото: Владимир Сычёв А на сайте, посвященном отцу Александру — можно познакомиться со всеми аудио- и видеозаписями, оцифрованными на сегодняшний день. Но есть безразличное, индифферентное отношение. Религиозной литературы сегодня — море. Как ориентироваться в этом море, могут помочь грамотные пастыри. А таких — знающих первостепенное значение книг отца Александра, его просветительское слово, увы, меньшинство. Рядовой требоисполнитель думает, читали бы его прихожане Евангелие каждый день, там все написано. А не знает, что книги Меня — это развернутый современный комментарий к Священному Писанию. Более того, переведенное на русский язык полтораста лет тому назад, оно нуждается в современном осмыслении.  Развивается язык, развивается человеческое сознание. А если вспомнить, что в большинстве храмов Евангелие и сегодня читается по-церковнославянски, то для большинства прихожан оно — темный лес. Хорошо, если священник в своей проповеди главное в чтении прояснит. Но ведь в Слове Божием все главное. Посмертно вышел трехтомник отца Александра «Как читать Библию» — конкретный комментарий ко многим библейским и евангельским текстам. — Какой из стереотипов в восприятии отца Александра церковнослужителями и мирянами как в Москве, так и в российской глубинке, которая вам знакома не понаслышке, что, например, подтверждает ваша документальная проза «От крестин до похорон — один день» (2010), преодолеть по-прежнему невозможно и почему? — Экуменические взгляды отца Александра, его открытость к Вселенской Церкви. Для упертых традиционалистов братское единство, уважение к канонам другого вероисповедания неприемлемо. — Что вы считаете самым важным сказать об отце Александре тем, кому его имя пока еще неизвестно? — Господь послал на русскую землю еще одного святого, просветителя, чтобы русская земля не погибла. Христианин не может с этим мириться — Насколько применимы к общине, выпестованной отцом Александром, библейские слова: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада»?

http://pravmir.ru/u-menya-net-ni-edinogo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Почти половина россиян поддерживает идею возвращения религиозного имущества 01.07.2010 Почти половина россиян (49%) поддерживает инициативу передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности государства, сообщили " Интерфаксу " в четверг социологи ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса, проведенного 29-30 мая. По данным исследования, сторонниками возвращения церковного имущества религиозным организациям являются православные и те, кто ходит в церковь редко. Противники этой идеи - в меньшинстве (19%). В основном это неверующие, но есть и те, кто ходит в храм регулярно. Эти же группы респондентов безразлично относятся к вопросу возврата религиозного имущества (22%). В целом вопрос о том, кому будет принадлежать религиозное имущество, оказавшееся в советское время в государственной собственности, важен для большинства россиян (60%). Причем этот момент имеет значение как для последователей православия (66%), так и для атеистов, хотя в меньшей степени (47%). Важным этот вопрос также является для пожилых респондентов (65%) и постоянных прихожан (70%). 28% опрошенных вопрос передачи религиозного имущества не волнует. Индифферентное отношение демонстрируют 18-24-летние россияне (34%) и те, кто в храм не ходит. При этом, согласно результатам исследованиям, большинство россиян имеет установку, что хранение культурных ценностей религиозными организациями носит более закрытый характер, нежели светскими. В случае, когда респондентам предлагают представить себе старинную икону, которую не так-то просто увидеть, опрошенные склонны считать, что такое, скорее всего, возможно на территории монастыря (45%). Значительно меньше тех, кто склонен думать, что подобная ситуация характерна для музейного комплекса (29%). Что касается вопроса о том, где лучше условия хранения культурных ценностей - в светских или религиозных организациях, то здесь у граждан нет единой точки зрения. Например, ситуация, когда часть фресок по случайности была утрачена в последнее десятилетие, кажется респондентам практически в равной степени вероятной как на территории монастыря (35%), так и на территории музейного комплекса (33%). В середине июня правительство РФ внесло в Госдуму законопроект " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.07.2010 16:13:17

http://drevo-info.ru/news/8691.html

Ее цель вырвать идею Бога из человеческого сердца, сделать людей индифферентными, такими, которым совершенно безразлично, к какой конфессии принадлежать и в каком культе участвовать. Уничтожение идеи Бога — конечная цель антихристовой деятельности. Будучи не в состоянии уничтожить Бога в Его беспредельной Действительности, дьявол избирает путь к Его идее в человеческом бытии и здесь начинает действовать, омрачая и разрушая эту идею до тех пор, пока совсем не искоренит ее. Тогда человек, это подобие Господа, Бога не отражает, и дьявол ощущает себя победителем, и антихрист торжествует со своим лжепророком. IV. ЦАРСТВО  АНТИХРИСТОВА  ДУХА 1. ПОХОЖЕСТЬ НА ЦАРСТВО  ХРИСТА Антихристова деятельность созидает антихристово царство. Оно есть воплощение антихристовых свойств и дел в жизненной действительности. Оно - концентрация антихристова духа в человеческом бытии и в его историческом развитии. Антихристово царство — это совокупность антихристова духа, выраженная в постоянных исторических формах. Это историческая плоть этого духа. Это своеобразная «церковь», охватывающая всю жизнь во всем ее многообразии. Ранее уже упоминалось о том, что антихрист во всем подражает Христу. Он — обезьяна Бога, которая пытается поступать так, как поступает Бог. Антихрист — не творец. Он ничего не изобретает самостоятельно. Ему совершенно чужда оригинальность. Подражание — его основной  образ действия. Вне сомнения, это подражание не является младенческой наивностью. Антихрист идет за Христом не как за своим первообразом, дабы своей деятельностью постоянно Его осуществлять, как это делают святые, но — как за объектом, который он постоянно высмеивает своими действиями. Антихристова подражательность всегда скрывает в себе разрушающее начало. Дьявол подражает деяниям Бога для того, чтобы осмеять эти деяния и таким образом уничтожить их смысл. Откровение говорит, что зверь, выходящий из земли, этот дьявол в человеческом обличии, «имел два рога, подобные агнчим» (Откр., 13, 11). Антихрист появился в мире, приняв внешний облик Христа.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Возвращение святого отца из Смирны в Константинополь после семилетнего изгнания было торжественным. Православные повсюду приветствовали его, устраивали пышные встречи, чествовали как великого мужа. Жители Лака Митата, Ксиролофов, Птелеи, Пруссы, Халкидона, подвижники Олимпа соперничали между собой в усердии и первенстве принять знаменитого исповедника Православия и удостоиться его святых молитв и дара чудотворения. В монастыре του γαμθυ близ фракийского Босфора преп. Феодор посетил патриарха Никифора. «…и была у них духовная радость при взаимном свидании и пролитие слез пред Богом, и славословили они человеколюбивого Господа…». 143 Преп. Феодор всецело привязался к своему сподвижнику и другу, выражая неизреченными словами свое расположение к нему и вознаграждая прежнее разделение настоящим соединением. 144 В монастыре γαθο состоялось и совещание защитников иконопочитания относительно дальнейших их действий. Отношение императора Михаила Травла к иконопочитанию был индифферентным; иконоборцы продолжали занимать доминирующее положение в государстве и Церкви, поэтому преп. Феодор отказался возвратиться в Студийский монастырь, находившийся во власти иконоборцев. Он удалился в так называемые Крискентиевы места, близ Никомидийского залива; сюда к нему собралось много монахов и мирян, и он учредил новый монастырь. 145 Спустя немного времени иконопочитатели во главе с преп. Феодором приступили к решительным действиям. На соборе, состоявшемся, вероятно, в монастыре γαμθυ в присутствии патриарха и лучших митрополитов было решено испросить у императора Михаила аудиенцию для заявления от имени иконопочитателей справедливых просьб. Явившись во дворец, преп. Феодор и иерархи рассказали царю о преследовании иконопочитателей и о гонениях на иконы в предшествующее царствование, объяснили догмат иконопочитания и просили восстановить его и возвратить православным отнятые у них еретиками храмы и монастыри. Но в ответ на это ходатайство царь заявил о своем безразличном отношении к православным и еретикам, разрешив, однако, почитать иконы, но лишь вдали от столицы. Отцы увидели, что вели речь с глухим и неразумным человеком, и тотчас удалились из Константинополя. Преп. Феодор опять отправился в Крискентиевы места. 146 Между тем Михаил Травл захотел примирить иконопочитателей с иконоборцами путем богословского диспута, рассчитывая, по примеру Льва Армянина, авторитетом своей власти решить вековой принципиальный спор в пользу той или другой партии. Снова возник вопрос о границах царских полномочий в церковно-религиозной области и о свободе и независимости Церкви в своей внутренней жизни. Эта проблема стала предметом новых писем для преп. Феодора. Он писал, что дела веры и Церкви находятся в компетенции духовной власти, а вмешательство царя и мирян принесет только один вред. Любые диспуты с иконоборцами он отвергал в силу канонических соображений и того, что царь оказывал явное предпочтение иконоборческой партии. 147

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

И вот, продолжает Бог устами пророка: «Я Иегова, простру руку Мою», с целью истребить беззаконников (сн. Втор. 4:34; 5,15 ; Ис. 5:25; 9:12–17; 10:4; 14:26, 27 ), «на Иуду и на всех жителей Иерусалима и изглажу с места сего остатки Ваала», изглажу всё, что ещё осталось не уничтоженным как от грубого, так и более утончённого идолослужения, изглажу «имя жрецов», – этих лиц, поставленных царями иудейскими для отправления служения на высотах и нечестивого символико-идолопоклоннического служения Иегове (см. 4Цар. 23:5 ; Ос. 10:5 ), « и имя священников», жрецов в собственном смысле идольских, отправлявших только идолослужение. Вместе с идолами и их жрецами Бог угрожает изгладить с места, стереть совершенно с лица земли и всех идолопоклонников и во 1-х совершенных идолопоклонников, «поклоняющихся» через возжигание курений ( Иер. 19:13 ) и чрез принесение закланных жертв ( 4Цар. 23:12 ) «на крышах», или точнее, на алтарях, устроенных на плоских кровлях домов, «небесному воинству» 2 , – и во 2-х поклонников, которые идолослужение Ваалу соединяют с истинным богопочтением ( 3Цар. 18:21 ), «которые клянутся царём своим» (Ваалом, который на надписях прямо называется царём, – Movirs, Phöniz (15, 171, 7), при клятвах призывают имя царя – Ваала, как Бога; таким образом кланяясь Иегове в верности Ему, в подтверждение истинности своей клятвы призывают имя идола. Наконец Бог угрожает изгладить ещё третий класс людей, – презрителей Бога, которые индифферентно совершенно холодно, безразлично или безучастно относятся к делу религии, «которые от Иеговы и которые не помышляют об Иегове и не ищут Его» (1, 4–6). Угрожаемый суд наступит скоро. Все должны подчиниться ему, все должны ожидать его в смиренной и молчаливой покорности определениям Иеговы, всевластного управителя мира. «Умолкните», требовательно взывает ко всем пророк, «пред лицем Господа Иеговы; ибо день Иеговы близок (ср. Иоил. 1:15 ) и Бог», как совершитель суда, «приготовил (уже) жертву» (ср. Ис. 34:6 ; Иер. 46:10 ; Иез. 39:17 ) – народ Иудейский, «освятил званных Своих», освятил на войну народы (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

«Мария родила простого младенца. На которого сойдет затем Дух, и он станет Мессией», – так говорили еретики. «От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из Назарета явится как Христос», – так говорит Церковь. Мысль, как клинок, оттачивается и, как алмаз, огранивается. Иначе мысль удобосклонна ко лжи. И тогда, когда ты в ложь поползнулся, за твою участь в вечности никто не даст дохлой мухи. Прискорбно для многих, но – факт. Человек спасается не сентиментальностью чувств, а верой. Причем верой правой. Отсюда – ключ к пониманию той жестокой борьбы, которую столетиями вела Церковь за чистоту мысли, то есть за догматы. Бездогматичная вера – это либо вера людей, не умеющих и не желающих думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри все перемешается». Но отрезвимся антихристом. Христос ведь ко всеми близок, поскольку всех любит. Но Он же и далек от всех, поскольку мы Ему не подобны и не любим святость и праведность более всего прочего, не ищем прежде всего Царствия Божия. Зато антихрист никого, кроме себя, любить не будет, но всем именно поэтому и близок. Он – сын лжи, а мы все в этой же самой лжи и запутались. Как же нам после этого не чувствовать внутреннего притяжения антихристового мироощущения? Например, мы – сребролюбцы. Значит, рано или поздно нам захочется оправдать Иуду. Мы придумаем свои или повторим чужие байки (не одни же мы в истории мира сребролюбцы) про то, что Иуда не был виновен, но был посвящен в тайны и исполнял повеления свыше. Или мы индифферентны к Истине. Тогда нам близок Пилат и его процеженное сквозь зубы: «Что есть истина?» Значит, и его оправдаем и наименуем посвященным в тайны. Дальше останется только сатану пожалеть, чем уже многие в истории занимались, неизменно плохо заканчивая свой жизненный путь. Внутреннее сочувствие лжи при отсутствии четкого понимания самых важных вещей духовного порядка – вот смесь, готовая в любое время вспыхнуть. А нам между тем говорят: «Верьте попроще. Не надо мудрствовать». Ой, не знаете вы, возлюбленные, какие драконы выползают из-под мнимой простоты.

http://pravoslavie.ru/50614.html

Готовы ли мы примириться с такой " наукой " и отдать ей душепопечение? Этот вопрос нам, православным христианам, нужно поставить перед собой со всей определенностью. И забыть, наконец, о четкой разделительной черте между областью науки и областью веры. К религиозно безразличным наукам относятся, наверное, лишь математика, физика, химия и им подобные. Даже биология стала сферой борьбы идей, а не сухих объективных истин и гипотез. Поэтому общественные науки и науки о душе должны быть полем, где православная мысль должна присутствовать в полной мере, смело подвергая испытанию любые теории, вдалбливаемые в мозги " от имени науки " не столько уже учеными, сколько политиками, преподавателями, журналистами и различными практиками. Я не верю, что вся мировая история руководится масонскими ложами или другими тайными обществами. Между прочим, так считают не только наши православные " ультра " , но и некоторые светские деятели, тем же масонам вполне симпатизирующие. Вот подлил масла в споры вокруг масонов и католических орденов, якобы им противостоящих, пресловутый фильм " Код да Винчи " ... Впрочем, нельзя отрицать, что в мире есть тайные общества, пытающиеся влиять на жизнь человека, народов, международных структур. Есть группы, которые создали настоящую религию человекобожия – со своим " богословием " , со своими догматами, с обрядами, подчас более чем странными и даже изуверскими. Фанатизм и уверенность в своей конечной правоте у них развиты не хуже, чем у тоталитарных сект. Не эти ли группы и являются реальным центром " идеологически индифферентного " секуляризма? Так это или не так, скрытность подобных сообществ демонстрирует, что они чувствуют свою слабость в открытой дискуссии. Зачем держать в тайне собственные взгляды, если люди способны их принять и разделить? Между прочим, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви православным христианам предписывается не создавать тайных обществ, которые предполагают " исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации " перед Священноначалием или на исповеди. Документ также говорит, что Церковь не может одобрить участия наших мирян и в неправославных тайных обществах, ибо они " по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и ее каноническому строю " (ОСК, V. 4).

http://religare.ru/2_33364.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010