– А что Вы можете сказать о духовенстве того времени? – Духовенство, как безпристрастно свидетельствует история, вопреки репутации одного из самых консервативных, патриархально-настроенных сословий, также было в известной мере охвачено либеральными брожениями. Свидетельства об этом весьма объемны, и проявлялись они даже в настроениях Синода – высшего органа управления Церковью на то время. Февральская революция в полной мере обнажила эти нездоровые тенденции. Представьте себе, к плененному Государю, томившемуся под домашним арестом вместе с Семьей, в Гатчинский дворец не прибыло ни одной церковной делегации, ни одного сановника церковного, ни одного Крестного хода! Вспомним историческую параллель, когда молодой Иоанн Васильевич Грозный ушел в Александровскую слободу и Москва снаряжала туда безконечные посольства – и с плачем, коленопреклоненно просили Самодержца вернуться к управлению. Ничего подобного в 1917 году, увы, не было – Царь действительно остался один. Это и есть главная причина трагического крушения Самодержавия. Впрочем, из сказанного не следует, что советская Россия стала весело и бодро строить на разрушенном до конца основании «новый мир». К 37-му году, когда завершилась сталинская перепись населения, оказалось, что две трети деревенских жителей и едва ли не половина городских в графе «вера» отождествили себя с Православной Церковью. Это была сокрушительная победа над пятилеткой воинствующего безбожия, к концу которой само слово «Бог», по мысли безбожных идеологов, планировалось предать забвению. Гонения 37-го года, обрушившиеся и на священнослужителей, как считают историки, были ответом на результаты этой переписи. Приходится признать, что, начиная с 1918 года, над нашим народом был свершаем чудовищный геноцид – как над сирыми детьми, украденными у их Родителя, который был убит в подвале Ипатьевского дома. Коршуны-демоны выклевывали самое сердце Русского народа, физически истребляя Православную веру в лице ее носителей и уничтожая тысячелетний уклад Русской жизни. Я имею в виду декреты Советов об отмене сословий, обезображивание традиционной орфографии, переход на григорианский календарный стиль, насильственное закрытие храмов и, безусловно, планомерное атеистическое воспитание.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/04/tol...

Блудный сын «Пусть и добро вооружается! Келейные разговоры о красоте, истине только обессиливают человечество перед ликом громогласного, организованного зла» , – говорил Шукшин. Отсюда – поэтизация Шукшиным «народного заступника» Стеньки Разина. Вера позволила бы понять, куда идти блудному сыну. Именно она помогала сохраниться среди не меньших жизненных испытаний русским писателям – Достоевскому, Шмелеву, Чехову. Но в воспоминаниях детства Шукшина нет памяти о Церкви, в памяти у Шукшина от детских лет – разрушенные и поруганные храмы. Такой поруганный храм в творчестве писателя, в том числе и «Калине красной», – это не просто некая аллегория и аллюзия. Поруганный храм – это реальная часть интерьера русского пейзажа конца XX века. В центральной России не было села без остова разрушенного храма. В творчестве Шукшина также нет действующего храма, ведущейся службы. Хотя Шукшин был крещен и был крестным своих племянников, воспитание его проходило в годы безбожных пятилеток. Поэтому у Шукшина нет не только образа пастыря, богослужений, но нет даже образа благочестивых верующих людей, того, что грело и спасало Шмелева, – воспоминаний из детства и веры в Россию. Шмелев видел действительно лучших людей – русский верующий народ. Позже друг и духовно близкий Шукшину человек – Василий Белов – с горечью скажет: «Долог и труден наш путь к Богу после многих десятилетий марксистского атеизма. Двигаться по этому пути надо хотя бы с друзьями, но колоннами к Богу не приближаются. Коллективное движение возможно лишь в противоположную сторону...» . Наверное, поэтому почти все верующие христиане в творчестве Шукшина изображены в карикатурном свете, особенно «новообращенные». Даже беспутный, несостоявшийся массовик-затейник Гена Пройдисвет, когда пытается «вывести на чистую воду» своего уверовавшего дядю Гришу, странным образом оказывается нравственно выше обратившегося к Богу дяди. Пусть вера дяди наивна, в чем-то невежественна и даже корыстна, но по крайней мере это все-таки путь, а не застой. Гена своим эксцентричным поведением, однако, будто бы доказывает: лжет дядя и ни в какого Бога не верит. От этого открытия на душе у Гены становится, кажется, даже несколько спокойней. В рассказе «Письмо»:

http://pravoslavie.ru/124279.html

Даже по большевистским, обычно лживым данным, число разгромленных храмов измеряется тысячами. На самом деле разгромленных храмов десятки тысяч. Каждая из разгромленных большевиками православных обителей имела по несколько храмов, а в лаврах и обителях великих храмы считались десятками. Разгромлены все без исключения храмы особого назначения: храмы учебных заведений, храмы военные, храмы ведомств и т. п. Храмов монастырских и храмов особого назначения на Руси было до тридцати тысяч. Прибавьте к этому счету разгромленные приходские храмы, о разгромлении которых изо дня в день хвастливо вещают и совпресса, и соврадио. Прибавьте к этому счету еще разгромленные храмы инославные, мечети и синагоги, и вы поймете, что на протяжении всей истории человечества никогда и нигде ничто подобное не имело место. Большевики не таясь заявляют, что мечтают в ближайшую пятилетку разгромить в злосчастной стране все без исключения храмы. Нельзя умолчать и о том, что пока еще не ликвидированные храмы в настоящее время повторными налетами большевиков доведены до убожества. Все, имеющее материальную ценность, из храмов насильственно изъято. Большевистские гонения и утеснения веры и Церкви не ограничиваются насильственным подавлением веры и Церкви. Насилия большевиков всегда сопровождаются грубейшими издевательствами и жесточайшим моральным и физическим истязательством. Кто знаком с большевистскими изданиями, знает, что представляет собою так называемая безбожная литература. Это сплошное грубейшее зубоскальство над верующими и верою, над всем святым и чтимым в былом и настоящем. Для целей зубоскальства бесстыднейшим искажениям подвергают и вероучение, и историю, и текущую действительность. Это литературное хулиганство на потеху подонкам человечества. Антирелигиозные выступления большевиков на митингах, в антирелигиозных процессиях еще грубее и безстыднее их «литературы». Не диво, что вся их так называемая антирелигиозная пропаганда ведет к результатам совершенно противоположным желанию большевиков.

http://pravoslavie.ru/142291.html

Изобразительное искусство эпохи большого террора и великой войны отмечено несколькими очерками, в которых кратко говорится о судьбе русской иконописи на фоне «безбожных пятилеток», о крестьянской теме, об отражениях войны в зеркале искусства. Наконец, самый пространный и глубокий очерк исследователя христианских мотивов в искусстве ХХ века Анны Шаманьковой посвящён художественному творчеству времён оттепели. Особой бескомпромиссностью отличаются театроведческие воззрения одного из старейшин цеха Марка Николаевича Любомудрова. Он безжалостно препарирует «театр времён Сталина и Хрущёва» как выросший на обломках русской театральной традиции в эпоху превращения страны в политический концлагерь и существовавший в борьбе авангардного формотворчества и психологического реализма. Театр, который существовал под диктатом госидеологии и соцреалистических требований, но сумел стать живым творчеством «многосмысленного» спектакля и общественной трибуной. Уходящая натура советской эпохи Третий и четвёртый тома, объединённые одной обложкой, завершают современное осмысление уходящей натуры советской эпохи. Они посвящены позднесоветскому, «вегетарианскому», по выражению Ахматовой, периоду и той же теме – сохранению «драгоценного христианского ядра» отечественной культуры (А.Л. Казин). Которое по высшей милости не до конца было задавлено глыбами интернационал-коммунизма, подавлявшего любую свободную мысль и сами основы русской цивилизации. Темы по-прежнему охватывают основные виды искусств: здесь поэзия (знаковые имена – Бродский, Тарковский), проза – лагерная и историко-политическая, Шаламов и Солженицын, деревенщики с их драматическими путями-дорогами – Белов, Распутин, военные и городские скрещения дорог и судеб Леонова и Бондарева. Изобразительные искусства представлены очерками Скоробогачевой и уже упомянутой Шаманьковой, они дают художественный образ России через значимую, хотя и спорную фигуру И. Глазунова и религиозные мотивы светской живописи. Раздел кино осмысляет сложнейшую фигуру А. Тарковского, а М.Н. Любомудров продолжает своё беспощадное препарирование взлётов и падений отечественного театра.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/07/k_civi...

Историческая встреча (4 сентября 1943 г.), Сталина с тремя митрополитами РПЦ Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) радикально изменила отношение советского государства к Церкви. Сталин высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание церковного журнала и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 г. стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток. Сталина обвиняют за сталь в его характере. Но не будь в тяжелые военные годы у власти такого стального диктатора, смогли бы организоваться народные массы для того, чтобы победить фашистскую Германию? Вряд ли... А это еще раз подтверждает, что Господь не оставил в беде Россию: Русь Святую не раз жгла большая беда, Смерть гуляла по нищей, убогой... Но Господь не бросал наш народ никогда, Это мы уходили от Бога. Все ли правильно было в действиях Сталина во время ВОВ? Ответы у сторонников и противников социалистического строя различаются кардинально. Одни выгораживают кумира, другие очерняют. Впрочем, удивляться не приходится, если знаем, что «белые» и «красные» так и остались врагами, не смотря на то, что фашистов гнали до Берлина в одном строю (об иудах, пособниках фашистов не говорю). И после войны восстанавливали хозяйство тем же единым фронтом. И были неплохие, и даже непревзойденные результаты сплочения народа. Да и где бы народ жил сейчас, если бы «хрущевок» не наштамповали в годы советской власти? С развалом СССР в 1991 г., развалилась и Российская Империя. А в чем дело? Вроде бы богоборческие времена остались в прошлом. А дело в том, что незаметно подкрались последствия богоборческих времен. В 40-е веру православную держали на Руси неприметные богомольные старушки да священники, что не отреклись от сана, несмотря на гонения и продолжали служить Господу на дому. А вот в 70-80-е годы молитвенников за землю Русскую стало критически мало. А общество поглотило самое настоящее мещанство.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/03/...

Когда наступил перелом? Когда стали открываться закрытые властями церкви и на фронт массово пошло мобилизованное поколение 90-х годов XIX, начала ХХ века, которое было почти поголовно крещённым и обучено родителями молитве. По данным засекреченной предвоенной переписи, верующими себя не побоялись назвать более половины опрошенных – вот и пришёл их черед отмаливать и отвоёвывать Россию у оккупантов и безбожников. Есть свидетельства, как наши командующие фронтами смиренно, склонив головы, молились о победе, Так было под Сталинградом, в Ленинграде, под Кёнигсбергом. Средний возраст солдата, взявшего Берлин – 38 лет, родившегося до безбожных пятилеток. А вы думали, победу нам обеспечили Т-34 и «Катюши»? К сожалению, об этих фактах мало кто знает, в т.ч. в армии, где весь опыт войны изучается без присутствия в ней Бога. Здесь мог бы помочь лучший из наших полководцев – генералиссимус Александр Васильевич Суворов, учивший своих чудо-богатырей, что «безверное войско учить, что перекалённое железо точить», но эта сторона его боевой деятельности слабо изучается в наших профильных вузах и академиях. Но неужто напрасны наши усилия и жертвы, которые ведомы только Богу? Мы можем с уверенностью сказать, что нет! Благий Бог попускает войны с двоякой пользой, чтоб не только уменьшить через страдания грехи, творящиеся в мирное время людьми, но и спасти для вечной жизни их души. Есть немало духовных откровений периода войн, в которых ясно видно, что происходит с душами павших на поле брани воинов, не бывших в мирной жизни образцовыми христианами. В книге «На берегу Божьей реки» Сергея Нилуса, где собраны духовные наблюдения, размышления и воспоминания современников приводятся откровения о судьбах павших на фронте воинов. Вот как он описывает реакцию юродивой Дивеевской старицы Паши Саровскй: «Блаженная маменька… всё радуется, всё в ладоши хлопает, да приговаривает: «Бог-то, Бог-то милосерд-то как! – разбойнички в Царство Небесное валом так и валят, так и валят!», поясняя: «За мученичество, значит, своё на войне от утончённого зверства культурных дьяволов в образе человеческом, от разрывных пуль, от удушающих газов, и, что всего для Царствия Небесного важнее, – за слезу покаяния, за одинокую слезу на поле смерти, вознесённую к престолу Божию Ангелом Хранителем».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/20/o_...

Насильственная оседлость народа, веками ведшего кочевой образ жизни, приводила к катастрофическим последствиям. Изымание хлеба производилось подчистую -- «до последнего зернышка», как с гордостью рапортовал «наверх» Голощекин. Возникавшие при этом волнения подавлялись самым жестоким образом. Но, не видя или не желая видеть результатов своей деятельности, Голощекин докладывал в Центр об успехах сплошной коллективизации: «Мы находимся на новом этапе новых головокружительных побед»  5 . Следующим шагом антирелигиозной политики нового социалистического государства было проведение «Безбожной пятилетки». Главный безбожник страны Емельян Ярославский объявил в 1929 году на антирелигиозном совещании в ЦК: «В ближайшие годы нам придется выкорчевывать в СССР капиталистические элементы иного порядка, чем в 1917--1921 годах. Сейчас мы имеем дело с 3--4 миллионами кулаков, составляющих основной актив религиозной организации»  6 . Это была программа действий. По всей стране начинаются массовые аресты, административные высылки. Самая работящая часть русского и украинского крестьянства высылается «в тундру и болота Севера и Сибири, пустыни и степи Казахстана». Лучшие в стране казахи-скотоводы изгоняются за пределы родного края, перемещаются за тысячи верст. Стада гибнут от бескормицы. Надвигается голод. Голощекин продолжает посылать в Центр бесстыжие реляции о несравненных успехах в строительстве социализма. А в это время народ вымирает от голода. В Кустанайском районе, более других пострадавшем, в городке, носящем имя самого Голощекина, проверяющая Комиссия не нашла ни одного живого человека -- лишь горы трупов  7 . (Зато сама Комиссия разъезжала в обшитом бархатом теплом вагоне, набитом всяческой снедью и прекрасными винами – в обществе красивых, разодетых в меха женщин.) Те же 1931–1933 годы были годами неисчислимых потерь и среди ссыльных: русских, украинцев, представителей других народов. Начиная с 1931 года, эшелон за эшелоном они прибывали на Казахстанскую землю. Чаще всего их оставляли на голой земле, без воды, без пищи, иногда -- в преддверии суровой казахстанской зимы. К весне оставались в живых единицы. В начале 1933 года Голощекин был отозван в Москву, но не для того, чтобы понести заслуженное наказание за свои преступления, а затем, чтобы занять почетный пост Главного арбитра при Совнаркоме СССР, а затем – стать членом ЦК и ЦИК ВКП(б). Он был арестован по совсем иным, надуманным обвинениям в 1939 году и расстрелян в 1941-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Плен советский безбожный страшней вавилонских чужбин. Что за время настало? Откуда повсюду подмены? Стал монахом тиран, всесоюзным курортом – ГУЛАГ. Позабыли отцы, вспоминая доступные цены, Что людей зарывали тогда без молитв, как собак. Мне напомнят, конечно, счастливое детство у моря, Целину, кукурузу, коммуну за ближней межой. И кино про уборку, и пир на колхозном просторе – Был бы рад за людей, если б те не платили душой. Кто припомнит картину: в Артеке ребячья ватага, Все с крестами несутся и славят безбожную власть? И представить смешно: не для всех черноморское благо, Без удавки на шее в Артек никому не попасть. Хоть родился в Союзе, однако советским я не был. И не прыгал, как все – человек покорил небеса! Я на небо глядел, на бездонное звёздное небо, И скорбел, что когда-то навечно закрою глаза. Не вступал в комсомол, с малолетства претила измена, Крест нательный носил, но тайком, опасаясь невзгод: Плен советский намного страшней вавилонского плена – Становился безбожной ордой православный народ. Две дороги в стране. Вы шагали к победам упрямо, Высоко поднимая плакаты и с идолом стяг. Вы смотрели на стройки, а мы – на развалины храмов. Вы стремились вперёд, чтоб, дойдя, пировать на костях. Ум, и совесть, и честь – только партия этим владела! Остальных обрекла жить без совести, чести, ума. И душе – ничего! Пятилетки и стройки – для тела! Всех, кто думал иначе, ждала иль сума, иль тюрьма. Слышу слева и справа истошные вопли-укоры – Мол, отец фронтовик, а сынок на отца восстаёт. Но отвечу исчадьям взрывавших святые соборы: Мой отец воевал, защищая не власть, а народ. Забывается всё, и святое мешается с тленом. Кто когда на Руси оды тяжкому игу слагал? Был ли русич такой, чтобы он, воротившись из плена, Воспевал полоненье и чтил юбилеи врага? Таковых не бывало: иуд на Руси отлучали, Величали Святой нашу Матушку-Русь неспроста. Шли за веру на смерть и потомкам своим завещали: Русский – значит Христов, Русь не может стоять без Христа! На реках Вавилонских молчали органы и трубы,

http://pravoslavie.ru/125544.html

Провал построения индустриального рая бросил на скамью подсудимых инженерную интеллигенцию. Начался процесс над Промпартией, организацией, которой никогда не существовало в действительности, но которую создало воображение сталинского ЦК. На экстренном собрании работников искусств («Известия» от 17 декабря 1930 г.) Шкловский, Пудовкин, Таиров, Довженко, Качалов, Мейерхольд заклеймили арестованных инженеров как «платных шпионов», «изменников, продающих нас врагу». А Александр Довженко требовал «запретить им дышать». В заключение «работники искусств» обращаются к правительству с просьбой «наградить ОГПУ орденом Ленина». Параллельно громам и молниям, которые гремят на митингах и собраниях, требующих «раздавить гадину», звучит густой окающий бас Горького. В те годы он отсиживался в фашистской Италии, не желая возвращаться в коммунистическую Россию. Он посылает в «Известия» статьи из Сорренто, именуя главарей Промпартии «дегенератами», «уродами», «идиотами», «негодяями», «кретинами» и «подлецами». «Надо ли вспоминать о людях, которые исчезают из жизни медленнее, чем следовало бы им исчезать? – пишет он. – Употребляется ли ради развития сознания человека насилие над ним? Я говорю – да!» " »Культура« есть не что иное, как «организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей». С «культурой», «гуманизмом» и прочими цветами красноречия покончено. Естественно, что рабоче-крестьянская власть бьёт своих врагов, как вошь». (Через несколько лет один из вождей немецкого национал-социализма скажет: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету»). 15 ноября 1930 г. появляется статья «Если враг не сдаётся – его истребляют». В других изданиях её кровожадность несколько сглажена: «Если враг не сдаётся – его уничтожают». Не Бог весть какая милость, но раз «с гуманизмом покончено», то что же роптать? 11 В те годы у Горького были ницшеанские усы и ницшеанские идеи: «Падающего подтолкни». 15 мая 1932 г. декретом правительства за подписью Сталина было объявлено о «безбожной пятилетке»: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто» на всей территории СССР 12 . Таков был воздух, которым юный Борис дышал с детства. Вот эпизод, описывающий тогдашнее отношение местных властей к Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С кем же сегодня мы - с Хрущёвым или с нашими Патриархами? По жизни получается, что с Хрущёвым. Представим обычную россиянскую семью: 4 дедов и бабок, 2 родителей и на всех 1-2 внука, да и те девчонки! Это «продолжение рода»? Понастроено множество особняков, в которых уже сегодня почти некому жить. Зато, подобно дворянам, «жадною толпой стоявшим у трона», ездим по заграницам, где «всё включено». Ради этого стоит жить и умирать? Рождаемость в Удмуртии даже в 1942 году при жизни впроголодь была выше современной! Гитлер еще в 1938 году планировал для России: «Должны быть использованы пресса, радио, кино, а также брошюры, буклеты и лекции, чтобы распространить в русской популяции идею, что вредно иметь несколько детей. Мы должны указывать на расходы, которые приносят дети, и на хорошие вещи, которые люди могли бы иметь на деньги, потраченные на детей. Мы должны намекать на опасность рождения детей для здоровья женщины. Параллельно этой пропаганде должна быть запущена широкомасштабная пропаганда в пользу противозачаточных средств… Нельзя преследовать ни распространение и производство противозачаточных средств, ни аборты». Как видим, эти планы Гитлера осуществил сам наш народ. В любой нецерковной семье сегодня имеются противозачаточные средства, характерные лишь для публичного дома. А какая может быть рождаемость в публичном доме? Бессмертный полк воинов-победителей возрос в семьях, где было по 5-8 или 19, как в семье М.Т. Калашникова, детей. А сами они в большинстве своём родили по 1-3 ребенка. Царская Россия, не имевшая национальных ленинс ких республик, развалилась на десятки частей, которые в свою очередь распадались на тысячи временных владений «пановатамановгрициановтаврических» за разгул безнравственности в народе, особенно, в среде аристократии. От Достоевского и Толстого до Блока и Шолохова наша великая литература подтверждает это. Небольшая группа большевиков в партии сумела, подобно Бисмарку, «железом и кровью» объединить эти разрозненные территории в государство, которое превышает по площади нынешнюю «демократическую» РФ. Так что, до ленинских границ нам ещё расти и расти, как бы мы ни относились лично к безбожнику Ленину. Тут наш Президент, конечно, ошибается . Народ сегодня вымирает от безбожной жизни. Творец как бы вырезает сухие и бесплодные стебли, оставляя один, зеленеющий. И из него со временем вырастет хороший плодоносящий куст. Так и произошло в годы сталинских пятилеток.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/23/ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010