80 лет назад в СССР началась " безбожная пятилетка " Москва, 15 мая 2012 г. Уникальный кадр, запечатливший момент взрыва колокольни Симеоно-Аннинского храма (август 1936 г.) За 1935-1936 гг. было закрыто около 10 тыс. храмов Во вторник исполняется 80 лет с момента издания декрета советского правительства о " безбожной пятилетке " , передает Интерфакс. Впервые речь о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» зашла в 1929 году, когда в ЦК ВКП(б) было подготовлено подписанное Л. М. Кагановичем специальное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». На XIV Всероссийском съезде Советов (10-18 мая 1929) в ряде выступлений содержались призывы «принять меры к массовому выходу трудящихся из религиозных общин» и объявить «безбожную пятилетку», как этого потребовал в статье «Чего мы ждем от II Съезда» ленинградский активист Союза безбожников И. Я. Элиашевич (Антирелигиозник. 1929. 6. С. 59). Председатель Союза Е. М. Ярославский на антирелиг. совещании в ЦК ВКП(б) 8 авг. 1929 г. важнейшей совр. задачей назвал создание многомиллионной антирелиг. орг-ции. В преддверии открытия 2-го съезда Союза безбожников один из его руководителей Ф. Олещук 2 июня 1929 г. в газ. «Правда» заявил, что «для превращения Союза безбожников в массовую многомиллионную организацию... необходимо применить систему плановой вербовки членов». В постановление съезда был включен призыв к ячейкам Союза «органически увязывать свою работу с практическим осуществлением пятилетнего плана, т. к. Союз является не только пропагандистской организацией, но передовым отрядом на фронте социального строительства». Съезд переименовал Союз безбожников в Союз воинствующих безбожников, сообщает Православная энциклопедия . План «пятилетки Союза воинствующих безбожников» был утвержден на заседании исполнительного бюро СВБ 29 января 1930 года. В докладе Ярославского «О пятилетнем плане работы безбожников» говорилось: «Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией... значительной части церквей». В соответствии с лозунгами XVII Всесоюзной конференции ВКП(б) (30 янв.- 4 февр. 1932), определившей основной задачей 2-го пятилетнего плана развития народного хозяйства (1933-1937) построение бесклассового общества «и ликвидацию капиталистических пережитков (к которым относились и религиозные. убеждения.- Ред.) в сознании людей», исполбюро СВБ в концемарта 1932 г. утвердило «ряд решений для фронтального наступления на Церковь».

http://pravoslavie.ru/53531.html

Календарь Материалы 15 мая 2012 г. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Портал Православие.Ru продолжает публикацию всех фоторабот, показанных на прошедшей выставке «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы». Ниже представлены фотографии из авторской галереи Эмиля Гатауллина. [Поместные Православные Церкви/Болгарская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Благодаря поддержке царя Бориса Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке. В 888 году царь отрекся от престола и ушел в монастырь. Но когда его сын начал разрушать все созданное им и поощрять язычество, он сменил монашескую одежду на военную. Восстановив порядок, царь Борис вернулся в монастырь и всю оставшуюся жизнь провел в подвиге, молчании и молитве. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Гермоген Шиманский В брошюре «Болезни» исследуются духовные причины и значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Не всякое добро угодно Богу, а только сделанное правильно, с рассуждением, как говорят, “в разуме”. Марина Борисова В 1932 году Сталин объявил начало «безбожной пятилетки», поставив цель — к 1 мая 1937 года на всей территории страны должны забыть имя Бога. Священник Алексий Лисняк — Вы ведь батюшка, да? Знаете, кто меня тревожит? Моя сестра. Да, да. А всё дело в том, что она — дура. Не обычная дура, нет. Редкая. Олег Слепынин Когда о нём говорят впервые, обычно упоминают интригующую подробность: Абашидзе был учителем юного Иосифа Джугашвили в Тифлисской семинарии. Примечательно и то, что для хиротонии во епископа государь император Николай II пожаловал владыке из своего кабинета полный комплект архиерейского облачения с мантией. В годы Гражданской войны он был сподвижником Деникина и Врангеля; при советской власти подвергался арестам, гонениям; старчествовал, проповедовал, творил чудеса; умер в Лавре при немцах Марина Бирюкова Церковь и деньги, храм и деньги, приход и деньги… Дискуссия на эту тему не теперь возникла, нет, она не прекращается с апостольских времен. Это действительно важный вопрос, как с практической, так и с вероучительной точки зрения. Церковь воинствующая стоит на земле, она включена в земную жизнь, она не может обходиться без денег, но каким образом они должны у нее появляться? English Edition [Education] Galina Kozlovskaya, Tatiana Shishova We could laugh at these ridiculous views if it weren’t so bitterly sad that a gang of people are growing up before our very eyes who will be quite alien from us in spirit and perception of life, broken off from classical culture and the traditional understanding of good and evil, honor and baseness, loyalty and betrayal. Новости 15 мая 2012 г.

http://pravoslavie.ru/archive/120515

Книга «Собор Саратовских святых: сборник житий» вышла в Саратовской митрополии 6 сентября 2017 г. 10:03 В издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Собор Саратовских святых: сборник житий». В новом издании собраны жития 15 святых, связанных с саратовской землей — архипастыря-подвижника XIX века и 14 новомучеников, пострадавших за веру Христову в годы безбожных гонений на Церковь в первой половине ХХ века. Книга знакомит читателя с жизнью и духовным подвигом этих святых, проявивших подлинное христианское мужество и свидетельствовавших о Христе даже до смерти. Сборник «Собор Саратовских святых» — плод многолетней кропотливой работы по сверке всех житий с историческими документами. Здесь читатель найдет не только текстовые материалы, но и большое количество фотографий из семейных и государственных архивов. Во вступительном слове к сборнику митрополит Саратовский и Вольский Лонгин отмечает: «На Саратовской земле за годы гонений были казнены сотни священнослужителей и мирян, тысячи оказались в заключении. К концу 1930-х годов в нашей епархии не осталось ни одного действующего храма. Практически все духовенство и саратовские архипастыри или были расстреляны, или находились в лагерях и ссылках. Казалось, что задача, поставленная " безбожной пятилеткой " — чтобы имя Божие было забыто на Русской земле, — на Саратовщине как никогда близка к исполнению. Однако сегодня мы знаем, что гонители так и не сумели убить Церковь и веру в людях. Особая заслуга в сохранении веры на исстрадавшейся, обагренной кровью земле принадлежит тем святым, которые просияли как небесные звезды сквозь мрак богоотступничества. Время поругания обернулось величайшими уроками христианского мужества и подлинным свидетельством о Христе. Новомученики и исповедники Российские одержали нравственную победу над своими гонителями, над властью безбожников и беззаконников». 8 сентября, в пятницу, в 18.00 в актовом зале Саратовской православной духовной семинарии состоится презентация книги. Сборник представит автор-составитель — секретарь комиссии Саратовской епархии по канонизации подвижников благочестия иерей Максим Плякин. Саратовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Милиционеры Псковской области собрали деньги на иконостас Успенского храма Псков, 5 сентября 2005 г. Милиционеры Псковской области перечислили 700 тысяч рублей на создание иконостаса для храма Успения Божией Матери, сообщает «Интерфакс-Религия» . " Это уникальная акция, которая когда-либо проводилась в России. Никогда еще сотрудники милиции не восстанавливали храмы на свои деньги " , – сообщил настоятель Успенского храма отец Виталий Скнар. Со своей тринадцатой зарплаты милиционеры выделили средства, чтобы заказать иконописцам новый иконостас. По словам настоятеля, " состояние резного позолоченного четырехъярусного иконостаса храма в настоящее время более чем плачевное, в нем полностью отсутствуют иконы " . Предполагается, что иконостас будет состоять из 55 икон. Его экспозиция продумана таким образом, чтобы каждый районный отдел милиции имел свою икону: на иконе Псковского района будет изображена княгиня Ольга, на иконе Великих Лук – Богородица, Куньинского района – патриарх Тихон. Иконы XV века, изначально находившиеся в храме, сейчас хранятся в разных музеях России. " Чудотворная икона Одигитрии Смоленской в настоящее время находится в фондах Новгородского музея-заповедника. Речь о возвращении этой иконы церкви не идет. Псковский музей-заповедник также не собирается возвращать храму иконы XIV и XV веков " , – сказал настоятель храма. Церковь построена в 1521 году на месте более старой. Она был любимым псковским храмом Ивана Грозного. Здесь царь молился перед Ливонским походом, здесь же, у чудотворной иконы Божией Матери " Одигитрии Смоленской " оставил свою панагию. Современный облик в основных частях она получила в последние годы XVII – начале XVIII века. Успенская церковь была закрыта во время " безбожной пятилетки " в 1938 году. В советское время была произведена реставрация купола. В звоннице Успенской церкви размещалась кузнечная мастерская известного псковского кузнеца и реставратора Всеволода Смирнова. Разоренный и оскверненный храм был возвращен Русской Православной Церкви лишь в 1994 году. На момент передачи он находился в плачевном состоянии: разрушены были стены и своды храма, отсутствовали полы, окна, был разрушен иконостас XV века. Первоначально был полностью отреставрирован придел святой княгини Ольги Российской, где с 1995 года происходили богослужения. В 1998-1999 годах проводились восстановительные работы в главном приделе храма. Были заменены деревянные части, полностью оштукатурены своды и стены центрального придела, выполнены работы по укладке новых полов. 5 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14430.html

На пожертвования сотрудников милиции восстановлен иконостас одного из старейших храмов Пскова 24 апреля 2007 г. 18:09 В Пскове состоялась торжественная церемония освящения иконостаса одного из старейших храмов областного центра — Успения Божией Матери. Четырехъярусный иконостас восстановлен за счет добровольных пожертвований сотрудников милиции Псковской области, сообщили «Интерфаксу» в епархии. Всего на собранные деньги — около миллиона рублей — было расписано 54 иконы. Торжественную церемонию освящения иконостаса храма провел архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий в присутствии начальника УВД Псковской области Сергея Матвеева и сотрудников управления внутренних дел региона и районных ОВД. По информации пресс-службы УВД Псковской области, идея восстановления иконостаса родилась в 2005 году после работы коллегии УВД и посещения храма начальниками горрайорганов. На сбор средств и роспись икон ушло два года. Теперь у каждого РОВД, подразделения и ряда руководителей есть свои иконы-покровительницы. Храм Успения Божией Матери перешел под попечительство УВД Псковской области в 1997 году после заключения соглашения о сотрудничестве между МВД России и Русской Православной Церковью. За эти годы в результате совместных усилий прихожан и милиционеров, древняя святыня Пскова возродилась из запустения, в котором храм пребывал долгие годы. Существующая церковь построена в 1521 году на месте более старой. Современный облик в основных частях она получила в последние годы XVII — начале XVIII века. Памятник этот еще никем не исследовался и нет точных данных о его первоначальной архитектуре. Церковь была закрыта во время «безбожной пятилетки» в 1938 году. В звоннице Успенской церкви размещалась кузнечная мастерская известного псковского кузнеца и реставратора Всеволода Смирнова. Разоренный и оскверненный храм был возвращен Церкви лишь в 1994 году. На момент передачи храма он находился в плачевном состоянии: разрушены стены и своды храма, отсутствие полов, окон, разрушен иконостас XV века. Первоначально был полностью отреставрирован придел святой княгини Ольги Российской, где с 1995 года происходили богослужения. В 1998-1999 годах проводились восстановительные работы в главном приделе храма — Успения Божией Матери. Церковь Успения с Парома (с Пароменья) состоит на охране как памятник республиканского значения. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/232052.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Перед зрителем предстает печальная картина всеобщего запустения: разоренный и поруганный храм, в который стекались сотни людей на службу под мощный звон колоколов, разливавшейся по окрестности города, обветшалые стены, древние исполины истории, раскрытая калитка, ведущая на колокольню. У стены мы видим двух людей: старого священника и его супругу, большая половина жизни которых прошла под стенами этого храма. Упавшие колокола – немые свидетели их жизни, безмолвно взирающие на прижавшихся друг к другу людей, выброшенных и забытых стремительным ходом истории. Вовсю гремит безбожная пятилетка: обезглавленные храмы, расхищенные дома, сожженные иконы: на все это безумие взирает чудом сохранившаяся на стене икона Христа-Спасителя, также преданного и распятого безбожной толпой. Казалось бы полотно выражает полную безысходность: мокрый снег, тяжелые пары наполненного весенней влагой воздуха, рвущееся клочьями пасмурное небо и, вместе с тем, всполохи солнечного света, смиренное безмолвие древних стен, хранящих память об ушедших временах и две хрупкие фигурки, упорно идущие в разоренную церковь, шепчущие слова молитвы, которые не проходят даром – их отзвуки как громовые раскаты звучат на небесах. Внимающий им Спаситель смотрит в вечность все зная и предвидя: и революционный разгром, забвение и опустение, и возрождение, восстание из пепла безверья. Безмолвные колокола, повергнутые ниц, спустя почти столетие, вновь зазвенят над городом ликуя, празднуя грядущую победу. История Тоской по патриархальной Руси пронизана картина И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Упавшие колокола». Написана она в 1930-е гг., в то время, когда активно разрушали церкви и монастыри, а на их месте разбивали парки, ставили Дома культуры, другие строения. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 46  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/upavshie-kolokola/

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Планета «Василий Ермаков». Ирина Корнилова, тема войны. Ведущая Елена Смирнова. 17.09.2018 22:00 Елена Александровна Смирнова Приснопамятный петербуржский протоиерей Василий Ермаков, чьим именем астрономы назвали одну из планет, прожил тяжелую жизнь, разделив все трудности кровавого для России XX века. Сохранив в богоборческие годы верность Христу и встав на путь старческого служения, он входил в ту святую когорту верующих, которая вымолила Россию, вымолила возрождение у нас православия. О батюшке вновь рассказывает Ирина Корнилова. Ее передача посвящена теме Великой отечественной войны 1941-45 гг. и трезвому взгляду отца Василия на причины войны - как следствия отхода от христианства и как божественного промысла остановить безбожную пятилетку. Во взглядах и выводах батюшки нет никаких иллюзий насчет победы в войне именно коммунистов — душегубителей нации. Победу принес Господь Бог за жертвы и молитвы горстки верующих людей, чудом оставшихся в живых под убийственными жерновами сталинизма. Отец Василий много размышлял об уроках истории и связи современности со Смутным временем. В передаче прозвучит его патриотическая проповедь о Дне народного единства. Ведет эфир Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 08.02.2019 - 00:05 Спасибо авторам за передачу. : Спасибо авторам за передачу. Очень интересный материал. Все понятно и логично, информативно. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/09/17/22-0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Смирися, гордый человек " - главу из книги О. Сенина " Благодати светлое крыло " читает автор 02.03.2021 22:45 Олег Михайлович Сенин Слова, принадлежащие Ф. М.Достоевскому, выражают известную евангельскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Наше своеволие, подогреваемое эгоизмом, неизбежно входит в противоречие с совестью и общепринятой моралью. Этот конфликт имеет свои причины. Все мироздание проникнуто законосообразностью, в которой главенствует великий нравственный закон. Позиция человека определяется его выбором: принимает или отвергает он заданный свыше строй жизни. Первое выражается в смиренномудрии, второе – в богопротивлении. Гордыне присуще отвержение авторитета Бога, упорное неприятие Его воли. Гордец не считается ни с кем и ни с чем – он сам себе указ. По учению Церкви, в гордыне сокрыт корень всех грехов. Главный герой повести «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского вопрошает: «Свету ли провалиться, или мне чаю не пить?». И тут же отвечает: «Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Последствия необузданного эгоцентризма разрушительны и катастрофичны. Вспомним вызывающе смелый призыв И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». В итоге, неразумным вмешательством человека природной среде огромной страны был нанесен непоправимый ущерб. Гонение на Церковь, учиненное в годы «безбожных пятилеток», обернулось упадком нравственного самосознания и ослаблением духовного единства нации. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/03/02/22-4...

Вед.: А можно ли сегодня говорить о том, что в ближайшее время или, как сейчас говорят, в среднесрочной перспективе еще кто-то будет канонизирован? Епископ Лонгин: Да, можно и нужно. Мы проводим такую работу и надеемся, что она увенчается успехом. Те 12 человек, о которых мы говорили в самом начале, канонизированы в течение последних 10 лет, буквально на наших глазах. Вед.: Владыка, существует мнение, что Саратовская область была своеобразным полигоном, где обкатывалась система репрессий в отношении христиан. Насколько это соответствует действительности? Епископ Лонгин: В каком-то смысле – да, можно так сказать. Наверное, имеется в виду тот факт, что партийное руководство Саратовской области было особо непримиримо настроено к Православной Церкви. Трудно сказать, почему, есть множество легенд, мы сейчас не будем их приводить, о людях, которые возглавляли по партийной линии Саратовскую область в 1920-е –1930-е годы. Но факт остается фактом – к 1938 году в Саратовской области не оставалось ни одного действующего храма или часовни. Такого не было в других областях. Везде оставался хоть один, хоть два храма – какой-нибудь затерянный кладбищенский, сельский, которые не закрывались. В Саратовской области, на ее современной территории, к 1938 году не оставалось ни одного незакрытого храма. Может быть, было просто желание отрапортовать об успехах на антирелигиозном фронте. Вы же знаете, как раз в те годы была объявлена " безбожная пятилетка " , поставлена задача, чтобы имя Божие было забыто на всей территории Советского Союза. Можно сказать, что эта " пятилетка " была выполнена в Саратовской области досрочно, едва ли не лучше, чем в других областях нашей страны. Вед.: Как сейчас происходит написание икон, что в основу иконы сейчас ложится: рисунок, фотографии, воспоминания тех людей, которые знали новомучеников? Епископ Лонгин: Всегда в основу того или иного иконного изображения святого ложилось его описание. Если был портрет, то портрет. Вот, скажем, апостол Петр – даже поздние его иконы очень похожи на наиболее древние изображения, которые сохранились в катакомбах. То есть несмотря на века, эпохи и страны, на изменения художественных стилей, тем не менее портретное сходство остается почти на протяжении двух тысяч лет. Мы знаем, что иконы преподобного Серафима Саровского восходят к его прижизненному портрету, достаточно известному. Точно так же иконы святых, которые близки к нам по времени, иконы новомучеников, подвижников благочестия XX века, конечно же, основываются на портретном сходстве. Это может быть или фотография, или описания очевидцев, иногда и то, и другое. Поэтому я думаю, что это абсолютно традиционная для иконописания вещь, здесь нет ничего нового.

http://religare.ru/2_88827.html

Здесь находились мощи первого Великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского. Здесь же были похоронены его родители — великий князь Ярослав Ярославич и великая княгиня Ксения Юрьевна. Усыпальница тверского великокняжеского дома в соборе насчитывала 24 князя и княгини. Это трагическое событие до сих пор окружено множеством небылиц и легенд, к которым можно отнести и газетное утверждение о том, что взрыв собора был продиктован необходимостью благоустройства города: он якобы мешал прохождению трамвайных путей по Советской улице – центральной улице города Калинина . У горожан также бытует мнение, что уничтожение собора на площади Революции было проведено за одну ночь, а на следующую ночь была взорвана колокольня. Однако, это не так. Фото Останки взорванного богоборческой властью Спасо-Преображенского собора в городе Калинине. Апрель 1935 года. Давайте постараемся восстановить ход событий и понять, что же здесь происходило на самом деле. Итак, 1935 год. Идёт сталинская пятилетка борьбы с Церковью и религией — т.н. «безбожная» пятилетка. Калининскую городскую парторганизацию возглавляет с 1930 г. по 1935 г. Анна Степановна Калыгина — ткачиха, член РСДРП(б) с 1917 г., участник Гражданской войны. Считается, что именно она «благословила» взрыв собора и даже получила почетную грамоту за благоустройство города. Её прочили на место второго секретаря Калининской областной партийной организации. Калининская область была образована Постановлением ВЦИК от 29 января 1935 года, выделением из Московской, почти за два месяца до взрыва собора. Однако работы по подготовке к его уничтожению начались ещё в конце 1934 года. Очевидно, что решение о взрыве Тверского кафедрального собора было принято по подчиненности — Московской областной партийной организацией ( Л.М. Каганович – 1-й секретарь, Н.С. Хрущев – 2-й секретарь), т.е. партийными лидерами, которые в 1931 г. решили судьбу московского Храма Христа Спасителя. Это было плановое идеологическое мероприятие. Скорее всего, какие-то документы о взрыве собора могут находиться в Московском партийном архиве Института истории партии МГП и МК КПСС или в материалах Постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме ВЦИК. Но на многое рассчитывать не приходится, т.к. антирелигиозными вопросами в стране официально занимался не партийно-советский аппарат, а «Союз Воинствующих Безбожников», который возглавлял старый большевик Е.М Ярославский.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010