Примечательно, что почти все осужденные проживали в Ковровском районе. Данный процесс проходил в самом начале второй пятилетки. Можно предположить, что он являлся частью практической реализации планов проведения безбожной пятилетки: ликвидация черного духовенства было одной из первых задач по времени осуществления. Вероятно, власти считали, что ликвидация черного духовенства пройдет для верующих более незаметно. Начинать борьбу с Церковью масштабной ликвидацией приходского духовенства для государства было нежелательно, т.к. верующие, оставшись без пастыря, утвержденного местными органами власти, могли попасть под влияние нелегально действующего духовенства; это в лучшем случае, в худшем же - в секты. В свою очередь, борьба с монахами являлась борьбой, во-первых, с тем самым нелегально действующим духовенством, во-вторых, с наиболее религиозной часть населения страны, показывавшей остальным верующим пример правильной духовной жизни; но в то же время отсутствие черного духовенства не создавало верующим трудностей с отправлением религиозных потребностей. Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. 322 с. С. 171-174. Село Эдемское, при пруде, отъ уезднаго города находится въ 17 верстахъ, а отъ губернскаго города въ 49 верстахъ. Село принадлежало помещику окольничему Никите Ивановичу Акинфову. Род Акинфовых известен с давних пор. Прадед Никиты Ивановича — Петр Чудинов Акинфов — был дмитровским помещиком во времена Ивана Грозного; дед — Федор Петрович — служил воеводой при Борисе Годунове и в годы Смуты; отец — Иван Федорович — состоял при царском дворе в Москве и умер в 1678 году. Сам Никита Иванович начинал службу также при дворе — стольником, затем возвысился до думного дворянина, а около 1689 г. стал окольничим. За многолетнюю верную службу московские государи жаловали Акинфовых поместьями, одним из которых и оказалось Эдемское (другое название — Введенское).

http://sobory.ru/article/?object=02467

Однако, у нас речь о Сталине и Церкви, и мы будем держаться этой темы. Летопись умалчивает... В 2015 году Сретенский монастырь выпустил издание «Русская Православная Церковь ХХ век». 800 страниц, альбомный формат, достойного качества бумага и печать, на обложке – сонм новомучеников и исповедников российских. В предисловии автор проекта (тогда еще) архимандрит Тихон Шевкунов пишет: «Эта книга – хроника жизни Русской Церкви в ХХ столетии» (будем ссылаться на нее как на Хронику). В конце предисловия сказано: «Мы осознаем, что некоторые факты остались за пределами этой книги, и будем благодарны за ваши уточнения, дополнения и критические замечания, которые постараемся обязательно учесть при переизданиях». Поверим, хоть верится с трудом: необходимые  «уточнения и дополнения» должны носить характер, не соответствующий характеру издания, в особенности в том, что касается части «Новый курс» (1941–1957). Начиная с Великой Отечественной Войны Сталин представлен в Хронике как благодетель в отношении Церкви – явным образом и через умолчания. Ввиду общей тенденции, обозначенной нами как «Сталин-2», проблема достойна серьезного исследования, здесь мы, естественно, можем лишь коснуться отдельных моментов.   Впервые Сталин упоминается в Хронике в связи с переписью 1937 года (январь) и началом репрессий. В Хронике почти ничего не говорится об активной позиции и активной деятельности Сталина по уничтожению Русской Церкви в начале 1920-х годов и в течение 1930-х годов. Упомянут (может быть, и случайно) лишь его ответ на телеграфный запрос одной из американских газет в марте 1931 г.: Сталин сказал, что да, представители духовенства в СССР преследуются, и он «жалеет лишь о том, что не смог до сих пор покончить со всеми ними». Но ничего не говорится ни о «Союзе безбожников» (1925-1945), председатель которого Ярославцев был верным сподвижником Сталина, ни о «Безбожной пятилетке» (1932-1937), объявленной 15 мая 1932 г. декретом правительства за подписью Сталина. Союз воинствующих безбожников к этому времени насчитывал свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. На каждом членском билете СВБ были напечатаны антирелигиозные цитаты из трудов Сталина.

http://bogoslov.ru/article/4979048

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

7. Re: Открытое письмо Президенту Путину Предлагаю каждому написать на сайт Президента (вариант - Прокуратура, Правительство и т.д.). В порядке письменного обращения. Обратить внимание на то, о чем говорит В.Н. Осипов. Дать ссылку на этот материал. 6. Re: Открытое письмо Президенту Путину " историю русского языка " отменили в пед вузах прошлым годом. Старославянский язык- великая духовная ценность, за которую нам всем нужно стоять горой. Иначе все потеряем- и веру и отечество. 5. Для всех кто надеется на ВВ. Никогда нельзя надеяться на человека. Это великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Безсилен человек без Божией помощи. Преподобный Никон Оптинский 4. Re: Открытое письмо Президенту Путину Я согласен с каждым словом боли уважаемого автора. Но что сказать на это? Обращаться надо не к Путину, а к Господу напрямик. Путин 1) этого обращения не прочитает, 2) принадлежит к " официальному Православию " , а оно ставит другие задачи нежели " Православие или смерть " . 3. Тучи сгущаются над Православием. Каждое слово Владимира Осипова проникуто больюю за поругание православной культуры, православных призывов и православного воспитания. Чего стоит толко 10-тилетнй " юбилей " со дня фактического запрещения преподавания «Основ православной культуры» в школах России с 1 по 11 класс. По нынешним правилам наших детей знакомят с азами православного вероучения в одной лишь четверти 4 класса и в одной четверти 5 класса, т.е. почти ничего. В православной стране фактически запрещено преподавание Православия. " В православной стране с 1000-летней православной традицией, с православным президентом вся православная общественнсть присоединяется к просьбам совести народной - Владимиира Осипова - " уделить внимание (при всей Вашей огромной занятости) положению с Православием в России. Мы в православной стране или в стране «безбожных пятилеток»? 2. Re: Открытое письмо Президенту Путину Наш соратник был арестован за хоругвь с надписью «Православие или смерть», которую капитан полиции счел «экстремистской».

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

А. Г. Денисов: - Правильно. Потому что вы помните цель, которую сформулировали под руководством товарища Сталина в 1932 году члены ВКПБ, когда говорили о предстоящей безбожной пятилетке? 1932-1937 год. К 37-му году имя Божие должно исчезнуть на территории СССР. И вот мы должны понимать, что главный смысл именно в этом. Вот почему оппоненты Солженицына стараются обходить эти темы. Не упоминать их. Они никогда не упоминают, что целая глава посвящена Соловкам у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ», где рассказано, как формировалась вот эта система подавления, уничтожения человека на территории одного из самых знаменитых святых мест России – Соловецкий монастырь. И какие люди там сидели. Там один Павел Флоренский стоит целого института сегодня. Но мы никогда не узнаем, что бы он мог сделать, если бы не был уничтожен там. И поэтому вот этот библейский масштаб взгляда Солженицына на историю России, вот этот христианский глубокий смысл, который несет это произведение – важен для нас прежде всего. Ведь Солженицын не случайно в эти же годы, когда он работает над «Архипелагом ГУЛАГ», в 1972 году пишет великопостное письмо к патриарху Пимену. Жесткое письмо, надо сказать. И не все его одобряли, но там ведь есть очень важные слова, смысл которых мы только сегодня, наконец, можем понять до конца. Цитирую: «мы теряем последние черточки и признаки христианского народа, - пишет Солженицын в этом письме, - сумеем ли мы восстановить в себе хоть некоторые христианские черты или потеряем их все до конца и отдадимся расчетам самосохранения и выгоды». Вот о чем он предупреждал еще в 72-м году. И когда он в 1983 году произносил уже на Западе свою знаменитую Темплтоновскую лекцию, она начиналась с потрясающих слов. И всегда нужно о них помнить, потому что в них секрет и его гения, и мирового успеха его произведений. Цитирую дословно: «Больше полувека назад, еще ребенком, я слышал от разных пожилых людей в объяснение великих сотрясений, постигших Россию: «Люди забыли Бога, оттого и все»». А что касается статистики… Вот что произошло с Россией, когда она забыла Бога. Есть сборники, которые издавались очень большими тиражами, я принес вам 2010 года издания. На основании архивных документов, которые хранятся в Государственном архиве РФ, в архиве Социально-политической истории, это бывший институт марксизма-ленинизма, изданы они институтом Научной информации по общественным наукам РАН. И там опубликовано очень много удивительных и страшных цифр, но мы их не знаем. Вот, например, рождаемость и аборты в СССР. Кто сегодня скажет, что в 70-е годы СССР был абсолютным мировым лидером среди индустриальных держав по количеству абортов? Например, в 75-м году на 4600 000 новорожденных приходилось только легальных абортов в СССР – 7135 000. То есть аборты от общего числа беременностей составляли 60%.

http://radonezh.ru/2023/02/13/ob-aleksan...

Более красноречивой передачи эстафеты от Царственного дома новой власти, пускай в чём-то и от противного, доказавшей верность Отечеству и народу, трудно. Говоря о советском атеизме, стоит отдельно отметить, что несмотря на вполне конкретную государственную пропаганду безбожия, практики «безбожной пятилетки», СССР не был провозглашён атеистическим государством. Это было государство, где свобода вероисповедания была закреплена конституционно. Статья 124 Конституции Союза ССР в редакции 1936 года звучала так : «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Сложные отношения Советской власти и православного духовенства во многом имеют под собой, не сколько мировоззренческую, сколько политическую подоплёку, рассмотрение которой нельзя отрывать от конкретно-исторических условий того времени. Часть духовенства во главе с Ленинградским митрополитом Иосифом отказалась признать «Послание» заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия Старогородского и Временного Патриаршего Синода, где подчёркивалась лояльность православного духовенства советской власти. Фактически это означало раскол, произошедший к тому же на фоне ещё недавней Гражданской войны. Хотим мы этого, или нет, но духовенство уже показало себя как политического субъекта, поддержав в своё время Февральский переворот, что вполне себе определяет отношение к духовенству со стороны Советской власти. В первые годы советской власти отмечалась направленная пропаганда на разрушение института семьи, который на основании работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» объявлялся пережитком прошлого. Вкупе с легализацией абортов это вступало в жёсткое противоречие с христианскими ценностями. Но, надо отметить, что упор на данную политику делал Л.Д. Троцкий, высланный из страны, а позже ликвидированный по приказу Сталина.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/06/an...

В 1921 г. чекисты рапортовали о ликвидации «Армии Спасения России». По версии властей это была контрреволюционная организация, готовившая восстание на Дону, Кубани и поход на Москву. В качестве обвиняемых было привлечено 257 человек. Среди них и настоятель Ростовского кафедрального собора прот. Павел Верховской. Постановлением ВЧК на Юго-Востоке России от 22 и 25 окт. 1921 г. обвиняемые по делу об «Армии спасения России» были признанны противниками советской власти и неисправимыми контрреволюционерами. Из них 58 человек были казнены. В 1921-1922 г.г. в связи с голодом в Поволжье большевиками была развернута кампания по изъятию церковных ценностей. Первая акция кампании в Ростове проходила 11 марта 1922 г. в Ростовском кафедральном соборе, но была фактически сорвана, т.к. комиссию избили возмущенные ее поведением люди. В связи с этими событиями были арестованы епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), 7 священников, в т.ч. прот Иоанн Цариненко, ключарь собора, 4 члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. Всего перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек. В 1930-е гг. ужесточились гонения на Церковь. Повсеместно осуществлялось массовое закрытие и разрушение храмов. С колоколен снимали колокола и тысячами сжигали иконы. Оставшиеся храмы использовались под производственные цеха, склады и клубы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Не был исключением и Ростовский кафедральный собор. В 1929 г. с куполов были сбиты кресты (ГАРО, Ф. Р-3952, оп. 1, л.39), а 1937 г. собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. В 1942 г. было принято решение о взрыве колокольни в целях демаскировки. Но успели взорвать только два верхних яруса. В годы Великой Отечественной войны изменилась политика Советского государства по отношению к Церкви. Открывались приходы, закрытые в безбожные пятилетки 1930-х г.г., многие священники были освобождены из лагерей и возобновляли служение в храмах. В июле 1942 г., в период оккупации Ростова немцами, был открыт и собор. Прихожане сами принесли все необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы. В 1950 г. в соборе был произведен ремонт и восстановлены росписи. По проекту Л. Ф. Эберга в 1954 г. был установлен иконостас — аналог уничтоженного из храма Христа Спасителя. В 1950-е гг. на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой.

http://sobory.ru/article/?object=06365

В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). В одной из башен (вероятно, северной) собора, в 1864 году, была устроена часовня св. Евфросинии Полоцкой. Интерьер сформирован пятью нефами с открытыми световыми фонарями и тремя ярусами боковых оконных проёмов. Центральный неф переходит в полукруглую апсиду, в 1835-1837 г.г. выделенную иконостасом. На втором ярусе апсиды находится галерея, соединённая с боковыми нефами. Крайние нефы разделены на ряд капелл.Изначально, собор был построен в стиле позднего барокко. Объёмно-пространственное строение храма формировали мощные объёмы нефов и и полукруглого апсида. Силуэт украшали 3 фонаря: над главным куполом (надстроен в 1804 году) и на двух башнях главного фасада. В оформлении фасада использован классический коринфский ордер с пилястрами, арочными нишами, карнизными поясами. В XIX веке композиция была завершена треугольным классическим фронтоном. Размер храма: 55 на 33 метра. Общая высота - 51,4 метра. После установления в городе Советской власти собор и духовная семинария были закрыты. А в сентябре 1936 (по словам Григоренко - осенью 1934) года в ходе так называемой «Безбожной пятилетки», собор был взорван командой сапёра П.Г. Григоренко, будущего генерал-майора, диссидента и правозащитника. Позже он раскаивался, в том, что принимал участие в уничтожении трёх храмов. О самом взрыве Успенского собора он писал: «Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал - не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Именно кирпичей, а не обломков стен. Взрыв мы произвели на рассвете. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение «чистотой» работы. Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал - кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей...».

http://sobory.ru/article/?object=52353

Вот она, идея нового этапа старой войны! Оставить кентавров в мифологии, человека-паука – на экране, Карлсона – на крыше. В жизни же – даешь человека-демона и (или) человека-свинью. Использовать для достижения цели новейшие медицинские технологии, древнюю магию, атеистическую философию и извращенное искусство! Все использовать. Пусть звучит гонг, и начинается следующий раунд! Это вам не тайные протоколы всяких-разных мудрецов. Это дух эпохи, в которой мы живем. Мы и не распознаем этот дух сразу потому, что принюхались. Лукавый не перековал меч в плуг, но перенаправил острие меча в иную сторону. Ему гораздо выгоднее довести человека до состояния невосприимчивости Евангелия. До некоего отупения или развращения, при котором внутренний мир людей будет вполне чужд любому действию Святого Духа. Церковь тогда будет умирать и умаляться сама собой. Она подавляющему большинству людей просто не нужна будет. А Бог, будучи объективной сверхреальностью, хоть и не исчезнет никуда (невозможно Ему исчезнуть), не найдет больше путь в человеческое сердце и сознание. Это и есть цель падшего ангела. Для того, чтобы эта цель была сформулирована, человечество преодолело мало-помалу долгие столетия своей духовной истории. Сами посудите. Кто страшнее Сталина? Кто наглей Хрущева? Что въедливее поп-культуры и мелодии шлягера? И Сталин обещал, что слово «Бог» исчезнет из лексикона к концу безбожной пятилетки. А Хрущев обещал последнего попа по телевизору показать. Битлы, и те, обещали христианству скорый и неизбежный крах, а себя видели в скорой перспективе более известными, чем Иисус Христос. Но вот, все ушли со сцены за кулисы, и крики их там, за кулисами, нам, к счастью, не слышны. Церковь же не исчезла, и вера остается. Значит, теперь борьба будет идти как-то по-другому. Собственно, почему «будет»? Дело давно делается. Главный плод будет ожидаться врагом в борьбе по превращению человека в животное или демона Открытая агрессия против христиан и их веры никуда не денется. Будут продолжаться словесные выпады, информационные атаки, идеологические подкопы. Где возможно, будет и травля, и запугивание, и прямое насилие. Но главный плод будет ожидаться врагом в иной борьбе – в борьбе по превращению человека в животное или демона.

http://pravoslavie.ru/115447.html

Вскоре пятиглавие храма лишилось крестов, звонницы — колоколов. На центральном куполе установили звезду. Фасад «украсили» надпись: «Краевая выставка социалистического строительства Северного Кавказа» и лозунги: «Пятилетка — знамя борьбы за социализм», «Даешь пятилетку в четыре года». Вокруг храма разместилась рыночная торговля. Дальнейшая судьба собора была предрешена в начале 1930 года, когда объявили конкурс на проект краевого Дома Советов на площади Нового базара. После завершения конкурса 13 мая того же года в газете «Молот» публиковалось заявление начальника управления строительством Краевого Дома Советов тов. Мальте, о том, что «...принято решение Крайисполкома — приступить в нынешнем году к постройке дома — обязательно». И следом сообщалось, что по проекту «строительство захватываем и ту часть площади, на которой расположен бывший собор. В связи с этим необходимо снести здание. Образована Техническая комиссия, которая должна установить, как практически осуществить разборку здания. По-видимому, это будет сделано обычным порядком». Обычный порядок разрушения собора, как показало время, включал взрыв верхней его части и разборку основного четверика. Точной даты взрыва установить в настоящее время не удается. С уверенностью можно только сказать, что случился он между концом 1930-го и началом 1931-го года. В последующие годы в разборке стен храма принимали участие многие «воинствующие безбожники». Среди них были рабочие, служащие, рабфаковцы, школьники. В середине 1930-х гг. о разрушенном храме напоминали лишь изваяния львов перед фасадом Госбанка, недавно объединявшие два главных сооружения площади. http://www.a-nevskogo.ru/story/ Комментарии и обсуждение В настоящее время на площади Советов об Александро-Невском соборе, разрушенном в 30-х годах прошлого века, напоминает макет храма и его очертания, обозначенные тротуарной плиткой, где он был построен. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33882

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010