Настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери в Гдове отец Сергий Олисов рассуждает о необходимости ведения войны: что это за война, в каких случаях она необходима, кто должен воевать и как. А воевать, по убеждению священника, должен каждый христианин. Иерей Сергий Олисов с детьми – Мы все и всегда воюем, даже когда мир на земле: речь идет о войне духовной. Действительно, такая война не прекращается ни на мгновенье. В таинстве Крещения даже младенца уже называют воином Христовым. С кем должен воевать этот воин? Кто наш главный враг? – «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Но дьявол пытается убедить людей, что его нет; а раз зла нет, то и бороться не с кем – мне всё позволено, могу делать любые пакости безнаказанно. А ведь это всего лишь отвлекающий маневр. – Современный человек смотрит на всё преимущественно материалистически. Духовная подоплека остается за кадром великих сражений и катастроф – Современный человек разучился смотреть на мир, на подлинные причины, приводящие к войнам и прочим потрясениям. Духовная подоплека остается за кадром великих сражений и катастроф. Авторитетные мужи объясняют всё происходящее понятными земными категориями: то это «классовая борьба», то «борьба за ресурсы», то «борьба за рынки сбыта» и т.д. и т.п. Но именно в духовном-то пространстве и вызревают все земные события – плохие и хорошие. От того, как человек ведет духовную борьбу со своим собственным злом, зависит общий ход истории. Всякое содеянное лично нами зло – это наше поражение и победа дьявола. Отрицание или незнание духовных законов не отменяет их действия – если разгильдяю в школе «по барабану», что семью восемь – 56, это не рушит таблицу умножения. То же и с духовными реалиями. – Как это проявляется в истории мира? – В ответ на междоусобицы в Древней Руси мы получаем то крестовый поход каких-нибудь тевтонцев или шведов, то нашествие Мамая. Чуть позже, когда снова позабыли родную веру и культуру, увлеклись европейским духом (в то время – уже душком), пришел Наполеон, и вовсе не в виде торта, а с 12-ю языками. Потом объявили «безбожную пятилетку» – и из самого ада получили Гитлера. И так до сих пор: каждый раз, когда мы пренебрегаем соблюдением духовных законов, мы страдаем от последствий этого несоблюдения – всё как в Библии с избранным народом, Ветхий Завет буквально кричит об этом.

http://pravoslavie.ru/119490.html

Нательный крест на одной цепочке с жетоном «смертника», спрятанная в нагрудный карман гимнастерки иконочка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», который солдаты называли «живые помощи», – полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками. А сколько рассказов «как Бог спас» передавались из уст в уста! Как, уходя в разведку, шептали: «С Богом!», как молились втайне перед началом наступления и крестились уже в открытую, поднимаясь в атаку, и как пронзало радиоэфир предсмертное: «Господи, помилуй!». Хорошо известен афоризм: «На войне атеистов не бывает». А вот о том, как жила Церковь во время войны, известно не много. ОБЕСКРОВЛЕННАЯ ЦЕРКОВЬ К началу Великой Отечественной войны духовенство Русской Православной Церкви было почти уничтожено. Безбожная пятилетка была в разгаре. Закрыты и разрушены тысячи храмов и монастырей. Расстреляны более 50 тысяч священнослужителей. Сотни тысяч сосланы в лагеря. К 1943 году на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного действующего священника. Однако этим планам не суждено было сбыться. Разгул воинствующего безбожия остановила война. Узнав о нападении фашистской Германии, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) благословил верующих на борьбу с фашистским захватчиком. Свое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» он сам напечатал на пишущей машинке и обратился с ним к народу. Он сделал это раньше, чем Сталин. Несколько дней после начала войны главнокомандующий Красной армией молчал. Оправившись от шока, он также выступил с обращением к народу, в котором назвал людей, как называют их в Церкви, «братия и сестры». В послании Владыки Сергия были пророческие слова: «Господь нам дарует победу». Победа над фашистской Германией была одержана. И это была не только победа русского оружия. С первых дней войны руководство страны отменило столь явный богоборческий курс и на время приостановило борьбу с Православием. Атеистическая пропаганда была переведена на новые, более тихие рельсы, а Союз воинствующих безбожников демонстративно распущен.

http://pravoslavie.ru/37443.html

Остров мира в море остракизма 23.10.2015 13:53:19 Игумен Даниил (Гридченко) Взять немного правды, выдернуть её из контекста,  передёрнуть, подтасовать, где-то приврать, что-то приукрасить, чего-то не договорить, и выдать на-гора нечто дурно пахнущее желтовато-коричневатое – рецепт кухни от господина Невзорова, главного отечественного богоборца. Говорят, что если это не трогать, оно  не сильно пахнет: отсутствие реакции на активно на неё нарывающихся - реакция едва ли не самая адекватная… Грубовато, конечно, простите. Но всё же…   Всё же вежливость для людей вежливых, а не воинствующих хулиганов, забравшихся на кафедру, и размахивающих табуретками. Их глумливый стёб –  не повод для  богословских  прений.   Даже с безбашенными сектантами при желании можно найти тему для диалога, но никак не с  бессовестными демагогами. Впрочем,  поразмыслить есть над чем.  Ещё Достоевский в своё время тонко заметил, что безбожники, рассуждая о Боге, «всегда не о том говорят». Голова, даже столь не глупая, как у Александра Глебовича – не главный инструмент в Его идентификации. Бога, как известно, сердцем узрят. Причём, исключительно чистым (Мф.5:8)… От уровня учёности независимо. А так как в данном качестве  орган  сей  – явление   редкое, имеем то, что имеем.   Увы, что-то отличное от пятилетней давности оптимистичных реляций одного нашего православного  «эксперта»…  «Через четыре года здесь будет город-сад», - заверил он тогда.   Поторопившись... Судя по ёрническим опусам неистового коневода,  восторженным комментариям к ним, да  в принципе  по самой жизни без прикрас. Всё оказалось не так просто и для самих прекраснодушных миссионеров, вернее тех, кто сам себя таковым посчитал,  упустив из виду, наверное, что для того, чтобы быть убедительным, не столь важно о вере вещать, сколь являть её. Евангелие не отменимо, и именно то, что за умножение беззакония иссякнет любовь многих  (Мф.24:12) становится трендом современной жизни, выражаясь её  языком.    В определённом смысле Церковь ныне переживает уникальный опыт. Уже или ещё не гонений, ни новых глобальных ересей, ни безоблачного мира,  но некой общественной обструкции, остракизма – отторжения, неприятия вплоть до кощунственного глумления части наших соотечественников, и в первую очередь интеллигенции. Заслуженно иль нет – вопрос отдельный. Тенденция, однако, налицо.

http://radonezh.ru/analytics/ostrov-mira...

Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ 15 мая 2012 г. 15:20 В преддверии пятилетия подписания   Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей .Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! «Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 6:23-24). Ныне Русская Православная Церковь отмечает пятилетие подписания Акта о каноническом общении. Этот документ положил конец многолетнему разделению между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Мы вспоминаем о событии большого исторического значения, знаменующем собой преодоление одного из трагических последствий политической и духовной катастрофы, пережитой Россией в XX столетии. В минувшем веке нашу Родину и Церковь постигли тяжелейшие испытания. Разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась Богом дарованная человеку свобода, хитон церковный раздирали враги внешние и внутренние. Братоубийственная междоусобица погубила миллионы наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма Новомучеников и исповедников Российских. Революция и последующая гражданская война стали причиной массового исхода из России наших соотечественников. Миллионы их оказались рассеянными по всему миру. Православная вера объединяла беженцев, и они бережно сохраняли огонь веры, передавая его из поколения в поколение. Но драматические исторические обстоятельства вызвали разделение внутри русского православного рассеяния.

http://patriarchia.ru/db/text/2220312.ht...

Протоиерей Владимир Вигилянский. Фото: www.globallookpress.com      Вслед за легализацией «однополых союзов» леволиберальное греческое правительство начало «безбожную пятилетку», частью которой стали русофобские провокации Стоит ли говорить, сколь значимы для каждого православного христианина святыни Греции, и в первую очередь Святая Гора Афон? Пожалуй, даже самый далекий от Церкви человек это осознает. Прекрасно осознают это и в самой Греции, где религиозный туризм из стран Русского мира занимает далеко не последнюю строку в республиканском бюджете. Не говоря уже о бюджетах частных структур, в частности, турагентств. И хотя к этому вопросу нельзя подходить из сугубо прагматических соображений, начать приходится именно с них. Поскольку политику греческих властей, которая сегодня осуществляется в отношении России, нельзя объяснить и оправдать даже с самых меркантильных, далеких от темы православного единства, позиций. От русофобии до богоборчества – один шаг В числе пострадавших от русофобской политики греческих властей оказался духовник Телеканала «Царьград» протоиерей Владимир Вигилянский. Батюшка уже написал открытое письмо послу Греции в России, в котором детально изложил суть проблемы. Ему, неоднократно посещавшему Греческую землю по многократной трехлетней визе, в продлении этой визы было отказано (и разрешен въезд в братскую православную страну лишь на один месяц). И это не было бы трагедией, если бы не неформальное пояснение: «Зря вы написали, что вы священник. Если бы написали, что пенсионер, то дали бы на три года». На что отец Владимир в своем открытом письме задался целым рядом справедливых вопросов: Получается, что если бы я оформлял визу как член Союза журналистов РФ или как член Союза писателей РФ (а я являюсь членом и того, и другого союза), или, как мне советовала работница визового центра, как пенсионер, то такой бы дискриминации по профессиональному признаку не было? Уважаемый господин посол! Не кажется ли Вам, что это грубейшее нарушение статьи 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 года 47 странами Совета Европы?»

http://pravoslavie.ru/114881.html

Протоиерей Николай Дятлов (1932–2020). Фото: телеканал Царьград      18 мая на 88-м году земной жизни отошёл ко Господу один из старейших клириков Москвы почётный настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине протоиерей Николай Дятлов (1932–2020). Существуют устойчивые и несколько избитые словосочетания: " человек-легенда " и " человек-эпоха " . Когда провожают почтенных старцев, их используют очень часто. Сложно сказать, всегда ли это оправданно, но сегодня это более чем просто очевидно. Ушедший в Вечность замечательный московский батюшка – отец Николай Дятлов – свидетель нескольких эпох, в каждую из которых он показал веру и верность Русской Церкви. И без одного месяца 67 лет (!) самоотверженного служения Господу в священном сане. Будущий пастырь родился 17 декабря 1932 года в селе Осташково Мытищинского района Московской области в благочестивой христианской семье простого русского ремесленника-сапожника. В тот самый год, когда в СССР была объявлена " безбожная пятилетка " с целью, как амбициозно поставил задачу главный советский богоборец (глава " Союза воинствующих безбожников " ) Емельян Ярославский (Миней Губельман), чтобы в советском государстве к 1 мая 1937 года было " забыто имя Бога " . Разумеется, у воинствующих безбожников ничего не вышло. Более того, именно в 1937-м в ходе всесоюзной переписи населения большинство граждан СССР бесстрашно указали в отнюдь не анонимных анкетах, что являются верующими. Однако крови - как в переносном, так и в практически прямом смысле - у духовенства и простых прихожан попили изрядно. К началу Великой Отечественной войны на территории РСФСР оставались действующими лишь около сотни храмов, а в живых и на свободе – только четыре архиерея Русской Церкви. Именно в тех страшных условиях рос и возрастал в вере младенец Николай Дятлов. Вот как впоследствии в одном из своих интервью батюшка описывал годы своего детства: С 2-3 лет уже был в церкви, прислуживал в алтаре храма села Осташково. Наш дом находился близко от храма, который никогда не закрывался. Разумеется, его пытались закрыть, особенно в хрущёвское время. Придирались к тому, что у нас в общине нет 20 человек – все прихожане приезжали из разных сёл. Ко многим приходили и угрожали, что не будут платить пенсию, если они не подпишут бумагу для закрытия храма. Приходили и к нам, но моя тёща ответила: " Этого нет и не будет " . Люди не поддались и отстояли свой храм.

http://pravoslavie.ru/131234.html

Русская Православная Церковь ХХ век 9 июня Демонстранты-безбожники сжигают иконы. Подольск, Московская обл. 1929 год – 2-й съезд Союза воинствующих безбожников объявил о массированном наступлении на религию. Созданный в 1925 г . Во главе с Е. М. Ярославским (Минем Губельманом) Союз безбожников теперь, в 1929-м, получил свое «историческое» название. Тогда же, в июне, на совещании Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) было заявлено о беспощадной борьбе с Церковью. В ЦК партии было подготовлено специальное письмо “О мерах по усилению антирелигиозной работы”, в котором четко просматривались ближайшие планы, на основании которых Центральный совет Союза воинствующих безбожников (ЦС СВБ) принял решение провести не одну, а две “безбожные пятилетки”. Задачи, которые поставил перед атеистами страны главный безбожник Е. М. Ярославский,  сводились к следующему: Психологический прессинг беспощадных борцов с религией был настолько мощным, что под их знамена встали даже В. Д. Бонч-Бруевич и А. В. Луначарский, незадолго до этого говорившие о пагубности “войны с религией”. Внутренний вид воронежского Владимирского собора, превращенного в зернохранилище. 1929 г. Идеологи воинствующего атеизма хорошо понимали: одной пропагандой ничего не добьешься. Поэтому всем ячейкам СВБ предлагалось активно вторгаться в хозяйственную жизнь. Вот какие рекомендации давал журнал “Антирелигиозник” сельским активистам: “Безбожники на селе так же организуют ударные группы по проведению агроминимума на полях, организуют колхозы безбожников, создают группы по обслуживанию полей крестьян-бедняков в посевную и уборочную кампании, группу по утеплению хлевов и т. д. и т. п. Надо только, чтобы эти задачи были теми же, которые проводятся в плане пятилетки в данном районе, селе органами советской власти. Вокруг этих мероприятий также должна быть развернута разъяснительная антирелигиозная работа. О каждом достижении на поле безбожников в их хозяйстве должно быть широко оповещено население, население должно узнать, как это достижение было получено без богов и попов”. Надо отметить, что некоторые сельские партийные руководители были категорически против начавшегося антирелигиозного наступления и не хотели увязывать урожаи с вопросами безбожной агитации. Судьба этих “уклонистов” печальна.

http://pravoslavie.ru/5477.html

Русский Дом 2001. Несостоявшийся триумф ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТРИУМФ Прошедший 23-27 июня визит папы планировался как важнейшая идеологическая и политическая акция, призванная закрепить " западный выбор " Украины в его антироссийской интерпретации, по сути сменить ее культурно-цивилизационный вектор с восточного на западно-христианский. Казалось бы, все к этому располагало: колоссальная поддержка государственной власти, пропагандистская машина, работавшая в " тоталитарном " стиле и напоминавшая даже не брежневские, а сталинские времена культа личности и изображения всенародной любви к ней. Подготовка к визиту папы римского на Украину началась с нарушения целого ряда статей Конституции Украины, касающихся свободы совести и беспрецедентной информационной войны против канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Использовались следующие средства: откровенная ложь; искажение фактов; полное отключение неугодного властям ТВ канала; шельмование и унижение иерархов и священников УПЦ Московского Патриархата, а также Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; дискредитация православных верующих как небольшой группы маргиналов, пожилых бабушек, психически неуравновешенных людей, что показано в сюжетах интервью с " участниками протеста " против приезда главы Ватикана. Это либо подставные лица, либо отфильтрованные персоны неприглядного вида; молодых людей или православной интеллигенции камеры " не замечают " . Накал антиправославной пропаганды в эти дни был сопоставим с эпохой безбожных пятилеток 30-х годов. 22 июня в Киеве был отключен российский телеканал РТР (причем на всех студиях кабельного телевидения). Причиной отключения РТР стала демонстрация на нем фильма " Территория раскола " режиссера Татьяны Алдошиной, который прорвал информационную блокаду вокруг политики уничтожения УПЦ Московского Патриархата. Мониторинг ТВ программ в Киеве дал реальную картину " правдивости " информации о количестве участников Крестного хода 21 июня против приезда понтифика. Так, канал " Интер " сосчитал 3 тысячи, по подсчетам Союза Православных Братств Украины - в молитвенном шествии участвовало 25-30 тысяч человек.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/04.h...

Там, где не было меня Помню, как замирало сердце от какой-то строгой торжественности внутри церкви, как сразу безоговорочно нами был принят негласный устав: платок, юбка, отсутствие помады и громких возгласов. Казалось, мы — сопричастники какой-то тайны, чего-то запретного, что делают не все люди в Москве. 30 ноября, 2013 Помню, как замирало сердце от какой-то строгой торжественности внутри церкви, как сразу безоговорочно нами был принят негласный устав: платок, юбка, отсутствие помады и громких возгласов. Казалось, мы — сопричастники какой-то тайны, чего-то запретного, что делают не все люди в Москве. В рамках конкурса « История о вере, о настоящем человеке и о мужестве! » своей историей делится Ирина Трусова. Я выросла в СССР. Со всей соответствующей тому времени атрибутикой: пионерским детством, комсомольской юностью, 7-м ноября и не совсем понятным лозунгом «Религия-опиум для народа». Но вот парадокс: убеждая бабулю в том, что Бога нет, Гагарин его в космосе не видел, я, тем не менее, отчаянно по-детски Ему молилась, когда родители ссорились и грозили друг другу разводом. Молилась своими словами по-юношески, когда возвращалась поздно с дискотеки или шла сдавать трудный экзамен  неприступному преподавателю. Почему? Ведь меня никогда не водили в храм в детстве, не причащали. Покрестили в пятилетнем возрасте далеко от столицы, во Владимирской области, тайно, в избе. Потому что папа был коммунист и за такое дело могли исключить из партии со всеми вытекающими. Свои крестины я совсем не помню. До совершеннолетия я никогда не носила креста. Бижутерия и знаки зодиака – вот то, что украшало мою грудь. Но в самые трудные и страшные жизненные моменты, когда казалось, невозможно найти выход, я искала спасения у Него. В такие минуты необъяснимо и неосознанно из души словно вырывался крик: «Господи! Помоги!». Почему? Почему это молитвенное искреннее воздыхание произносили мои уста, не смотря на безбожное время?… Еще одна загадка: в институтскую пору я любила с подружками ходить в «Елоховку» — так мы называли Богоявленский кафедральный собор у станции метро «Бауманская». Это был целый ритуал: заранее договориться сбежать с последней «пары» и приехать в храм поставить свечку. Помню, как замирало сердце от какой-то строгой торжественности внутри церкви, как сразу безоговорочно нами был принят негласный устав: платок, юбка, отсутствие помады и громких возгласов. Казалось, мы — сопричастники какой-то тайны, чего-то запретного, что делают не все люди в Москве. И от того еще больше нравились старинные иконы внутри храма и нигде более не встречающийся неповторимый аромат ладана и горящих свечей. Почему моя душа так благоговела в такие моменты? Ведь она совсем не знала Бога? Наверное, потому, что Бог знал ее… Но откуда?

http://pravmir.ru/tam-gde-ne-bylo-menya/

Украшение града – собор Веры, Надежды, Любви и матери их – Софии. 22 года назад, в неделю Крестопоклонную, был заложен кафедральный собор в Тернополе.      Вспомнились «дела минувших дней», когда в начале 1990-х доводилось заезжать на старинную, выложенную камнем и отшлифованную временем улицу Русскую, 22 в центре города, заходить под своды храма Рождества Христова – бывшего кафедрального собора Тернополя. Когда можно было спросить: «А где здесь православный храм?» – не боясь услышать в ответ что-нибудь из арсенала заезженных политических штампов в адрес канонической Украинской Православной Церкви. В 1992 году раскольники, получившие регистрацию в Минюсте Украины, заручившись поддержкой радикальных политиков, стали захватывать православные храмы Западной Украины. Силовым образом были отобраны кафедральные соборы в Луцке и Ровно, а во Львове и Ивано-Франковске кафедральные соборы перешли к униатам.      Был захвачен и кафедральный собор Тернополя. Тогда еще молодой епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий) призвал свою паству к усиленной молитве. Верующие оборудовали домовой храм в здании епархиального управления, находившегося рядом с захваченным собором. Денно и нощно там совершались службы Божьи. Видимо, враг рода человеческого не мог вынести такой духовной брани – раскольники добились распоряжения областной администрации заполучить и это молитвенное здание. Помнится, в епархиальном домовом храме шла последняя литургия, которую возглавлял владыка Сергий. Люди стояли, не шелохнувшись, как свечи, каждый возглас сопровождался земным поклоном. И подумалось: «Наверное, так молились христиане в римских катакомбах во времена гонений Нерона. Или в годы «безбожных пятилеток» кровавого разгула репрессий прошлого века…»      Тогда владыка Сергий в проповеди говорил о силе молитвы, о радости, заповеданной Христом в годину гонений, «когда поносят вас, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради» (Мф. 5:9–12), о том, что Бог поругаем не бывает и Он никогда не оставит чад своих.

http://pravoslavie.ru/92393.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010