Преследованиям подвергалось не только Православие, но и другие конфессии. Одной из первых жертв этого преследования стал известный религиозный и общественный деятель Татарии мулла Габдулла Апанаев. Он был расстрелян в 1918 году. На территории Украины и Белоруссии, в местах компактного проживания евреев с 1920 года также проводились различные антирелигиозные кампании: «Суды над богом Иеговой’,»кампании по борьбе с субботним отдыхом». Мечети и синагоги закрывались, начальные религиозные школы прекращали свое существование. Не обошли репрессии и католиков, проживавших на территории нашей страны. В 1923 году приговорены к расстрелу два католических священнослужителя — архиепископ Я. Г Цепляк и петроградский прелат К. Ю. Буткевич (Буткевич расстрелян, Цепляк выдворен за пределы страны); наряду с православными священниками заключение на Соловках отбывали несколько десятков католиков, в том числе, два архиепископа и один епископ. Немало католиков встречается в числе заключенных других лагерей. 8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР был принят закон «О религиозных объединениях’.’ Жизнь Церкви ставилась под еще больший контроль государства. Вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» теперь дозволялась лишь «свобода вероисповеданий и антирелигиозной пропаганды’.’ Повсюду закрывались монастыри и храмы. На II съезде Союза воинствующих безбожников (СВБ существовал с 1924 по 1947 год) было решено следующую пятилетку провести как «безбожную»: в первый год планировалось закрыть все духовные школы, во второй — провести массовое закрытие храмов и запретить издание религиозной литературы, в третий — выслать всех служителей культа за границу (?!), в четвертый — закрыть оставшиеся храмы всех религий и в пятый — «закрепить достигнутые успехи». Авторы планов полагали, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто по всей территории СССР» (В. Цыпин История Русской Православной Церкви. 1917 — 1990. Московская Патриархия. Издат. дом «Хроника’.’ 1994. С. 196-197). Начиная с 1931 года продолжается ужесточение политики властей по отношению к Церкви.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

Причисленная официальной пропагандой к «пережиткам прошлого», униженная и ограбленная, Русская Православная Церковь все же оставалась объектом ненависти атеистов, которые в ней продолжали ощущать серьезного конкурента во влиянии на умы и сердца жителей страны. Антирелигиозные идеологи, готовившие программные материалы «безбожных пятилеток», хвастливо обещали, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто на территории страны» 6 . Но, несмотря на громогласную пропаганду богоборчества, несмотря на репрессии, а также массовое закрытие и разрушение храмов, проводившаяся в 1937 году перепись населения показала, что верующими по-прежнему называло себя большинство жителей Советского Союза: верующими назвали себя 55,3 млн человек или 56,7% в категории лиц 16 лет и старше 7 . В годы Великой Отечественной войны гонения на Русскую Православную Церковь были временно ослаблены. В 1943 году с разрешения властей состоялся Поместный Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси Сергия. По всей стране начался процесс постепенного открытия храмов и монастырей. «Союз безбожников» был распущен. Прекратила существование и раскольническая «живая церковь». Однако период потепления в церковно-государственных отношениях оказался сравнительно недолгим. Во второй половине 1950-х годов в СССР были развернуты новые гонения на Церковь. Резко усилилась и обрела агрессивный характер антирелигиозная пропаганда, создавались условия для максимального вытеснения верующих из жизни советского общества, вновь массово закрывались храмы и монастыри, а над внутренней жизнью Церкви был установлен жесткий контроль со стороны государства. В жизнь советского общества вернулась систематическая дискриминация православных христиан и неприкрытое силовое давление на Церковь. Милиция и органы государственной безопасности осуществляли систематический контроль за храмами, порой не пропускали туда верующих. Посещение богослужений стало сопряжено с риском не только для карьеры, но и для элементарного жизненного благополучия советского гражданина. Верующим чинили препятствия в получении высшего образования, а лица, таковое ранее получившие, не имели возможности поступить в духовные школы Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/107615.html

С 1890 г. штат Воскресенской церкви утверждена диаконская вакансия и, таким образом, он состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1916 г. церковь Воскресения Словущего при кладбище в Подольске имела следующее описание: «Зданием церковь из белого камня с таковою же колокольней, кроме приделов южного и северного, сложенных их кирпича…. Здание крепко, крыто железом, при нем каменная ограда с деревянной решеткой с двумя воротами». Настоятелем храма в 1916 г. состоял о. Александр Васильевич Уразов, диаконом – Иоанн Петрович Честнов, псаломщиком – Василий Александрович Разумовский. Церковным старостой на трехлетие 1914-1917 гг. был избран подольский купец 48 летний Афанасий Алексеевич Солодков. Годы революционной смуты, гражданской войны, гонений новых большевистских властей на православную веру и церковь не обошли и уездный Подольск. В городе еще в 1918-1919 гг. после декрета Советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (23 января 1918 г.) были закрыты домовые храмы при Подольской городской тюрьме и городских учебных заведениях, в общественных организациях, на фабриках и заводах снимали святые образа и запрещалось проведение религиозных собраний, отменялись преподавание Закона Божиего в школах и учебных заведениях, закрывались уездные монастыри, отбирались у приходских церквей причтовые постройки и земельные участки. Совдеп подписывал с приходскими советами договор о бесплатном использовании культового здания с находящимися там имуществом по описи. Наиболее ценные золотые и серебряные церковные украшения и богослужебные сосуды были изъяты из городских и уездных храмов местными властями во исполнение декрета голодающих». Члены причта и миряне, входящие в состав церковных советов, лишались избирательных прав и как «лишенцы» находились в совершенно бесправном состоянии перед большевистским Молохом. «Декларация» июля 1927 г. и последующая регистрация церковных общин Синодальной ориентации дала небольшую передышку перед началом беспримерных гонений на Церковь, которые новые власти задумали в конце 1920-х гг., объявляя «безбожную Пятилетку» и приступая к ликвидации Русской православной церкви в СССР.

http://sobory.ru/article/?object=05117

С детства был знаком с монахиней Марией (Матвеевой). Вот и поехал к блаженной старице, которая ослепла в пятилетнем возрасте и уже 56 лет лежала недвижима в селе Семеновском. Она-то и посоветовала отцу Филарету ехать к старцам в Глинскую пустынь, что в Курской области. И после же предрекла ему принятие священного сана. Приехал в знаменитую обитель. Первое впечатление от ее неустроенности после времен безбожных разрушений было нерадостным. Церковь располагалась в бывшем больничном корпусе, здания опустошены, повсюду разруха, мало осталось от того, что было Глинской пустынью с начала ее основания. Бродя по разбитым дорожкам пустыни, отец Филарет встретил монаха в телогрейке. И только взглянув в его глаза, вдруг понял, что нашел то, что искал. Нигде таких старцев он еще не видел. И решил остаться. Помогал, чем мог: чистил уборные, убирал на кухне, послушался каждый день, от зари до зари, без выходных. Но долгие годы северных ссылок, голод и изнурительные работы подорвали здоровье, и он заболел. Работать так напряженно уже не смог, поэтому перевели его на послушание в канцелярию. В 1958 году отец Филарет получил благословение на поступление в Ленинградскую Духовную Семинарию. На каникулах приезжал к старцам в Грузию. До сих пор до мельчайших подробностей помнит отец Филарет второе свое духовное рождение — монашеский постриг, совершенный архимандритом Андроником (Лукашем) в Тбилиси. Затем была диаконская хиротония, совершенная митрополитом Гурием (Егоровым) и иеромонашеская, совершенная митрополитом Никодимом (Ротовым). Долгое время находился отец Филарет рядом со старцами, день за днем впитывая каждое их слово, поучение, в основе которых заложено было самое главное и важное для каждого православного человека — любовь к Богу и людям, терпение, смирение и кротость, дар молитвы. Даже когда отца Филарета направляли на различные послушания, при первой же возможности он приезжал к старцам в Тбилиси. Совсем приехал в 1967 году. В жизни случается много чудес. Чудеса – Божий дар нам, грешным. И самые незамечаемые из чудесных явлений – это святые люди, окружающие нас. Они есть всегда, потому что Церковь Христова жива, потому что Христос вчера и днесь тот же. Они скромны и незаметны, потому что святость не трубит о себе, потому что святой не видит себя святым…

http://pravmir.ru/starec/

Строгая централизация Позиция противников митрополита Сергия понятна — сосуществование Церкви с открытыми гонителями, выполнение их воли ничего хорошего ей не сулило. Но нельзя не понять и сторонников нового курса. Займи митрополит более жесткую позицию в отношении государства, оно, вероятно, окончательно ликвидировало бы остатки тихоновского духовенства, оставив в качестве «законной Церкви» лишь обновленческий раскол. Такой вариант не представляется фантастичным. Не будем забывать, что к концу 1920-х годов обновленцы, именовавшие себя «Православной Российской Церковью», стали понимать непопулярность модернистских идей и постепенно отказывались от некоторых скандальных новшеств. Глава раскольников «митрополит» Виталий (Введенский), рукоположенный еще до раскола, носил титул «Московского и Коломенского» и внешне ничем не отличался от архиереев тихоновского направления. Целые регионы — Северный Кавказ, Кубань, Сибирь — были обновленческими. В довершение ко всему раскол поддерживал Константинополь. Разобраться в ситуации могли лишь те, кто жил духовной жизнью, в то время как малоцерковный народ нередко ориентировался не на каноническую чистоту, а на то, какой храм был ближе к месту их проживания. Кроме того, митрополит Сергий был убежден, что Церковь не может полностью уйти на нелегальное положение, что жестокий государственный режим не оставит в покое «катакомбы», в то время как легальная церковная структура может не только выжить, но и пережить коммунистическую диктатуру. Поскольку Соборы атеистическая власть созывать не разрешала, единственным условием жизнеспособности Церкви митрополит Сергий считал строгую централизацию иерархической власти во главе с одним руководителем. Безбожная пятилетка Однако новый курс митрополита Сергия успокоения Церкви не принес. «Трагедия мит­рополита Сергия, — напишет годы спустя Пат­риарх Алексий II, — заключается в том, что он пытался “под честное слово” договориться с преступниками, дорвавшимися до власти» 8 . Действительно, самые страшные годы были впереди. Укрепление у власти Сталина в конце 1920-х годов стало началом наступления на Церковь.

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_ser...

Строгая централизация Позиция противников митрополита Сергия понятна — сосуществование Церкви с открытыми гонителями, выполнение их воли ничего хорошего ей не сулило. Но нельзя не понять и сторонников нового курса. Займи митрополит более жесткую позицию в отношении государства, оно, вероятно, окончательно ликвидировало бы остатки тихоновского духовенства, оставив в качестве «законной Церкви» лишь обновленческий раскол. Такой вариант не представляется фантастичным. Не будем забывать, что к концу 1920-х годов обновленцы, именовавшие себя «Православной Российской Церковью», стали понимать непопулярность модернистских идей и постепенно отказывались от некоторых скандальных новшеств. Глава раскольников «митрополит» Виталий (Введенский), рукоположенный еще до раскола, носил титул «Московского и Коломенского» и внешне ничем не отличался от архиереев тихоновского направления. Целые регионы — Северный Кавказ, Кубань, Сибирь — были обновленческими. В довершение ко всему раскол поддерживал Константинополь. Разобраться в ситуации могли лишь те, кто жил духовной жизнью, в то время как малоцерковный народ нередко ориентировался не на каноническую чистоту, а на то, какой храм был ближе к месту их проживания. Кроме того, митрополит Сергий был убежден, что Церковь не может полностью уйти на нелегальное положение, что жестокий государственный режим не оставит в покое «катакомбы», в то время как легальная церковная структура может не только выжить, но и пережить коммунистическую диктатуру. Поскольку Соборы атеистическая власть созывать не разрешала, единственным условием жизнеспособности Церкви митрополит Сергий считал строгую централизацию иерархической власти во главе с одним руководителем. Безбожная пятилетка Однако новый курс митрополита Сергия успокоения Церкви не принес. «Трагедия мит­рополита Сергия, — напишет годы спустя Пат­риарх Алексий II, — заключается в том, что он пытался " под честное слово " договориться с преступниками, дорвавшимися до Действительно, самые страшные годы были впереди. Укрепление у власти Сталина в конце 1920-х годов стало началом наступления на Церковь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5468666...

Такое «христианство» - как и «христианство» героев фильма «Молчание» - лишено главного: небесной устремленности: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Для того чтобы жить со Христом, нужно умирать вместе с Ним: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим. 6, 4). А если человек умирать вместе с Ним не собирается, но хочет жить под Его защитой - это полнейший самообман. Это не христианская вера. -Эта вера, которую Вы называете нехристианской или христианской в кавычках, родилась, когда закончилась первая эпоха мучеников, когда христианство стало государственной религией? -Да, и ответом на этот процесс стало добровольное бескровное мученичество - монашество. Оно ведь возникло именно тогда, в IV веке, и сразу стало бурно расти. В пустыню из комфортной, часто роскошной жизни уходили те, кто не принимал компромисса, кто хотел идти за Христом до конца. И когда в России произошла революция - несмотря на Синодальный период, на слияние с властью, несмотря на все то, за что Церковь ругали, за что она сама себя ругала - она дала множество мучеников, и мучеников самого высокого достоинства. Если бы этого не произошло, Церковь бы действительно отмерла в годы «безбожных пятилеток», в полном соответствии с марксистско-ленинской теорией. -Если христианство не есть христианство без готовности к жертве, к страданию за Христа - значит, мы все должны сознательно готовить себя к мученичеству? -Если ты действительно хочешь быть христианином, ты, безусловно, должен быть готовым пострадать за веру, если придется. Мы не знаем, что будет с нами завтра. Никаких гарантий, что гонения не возобновятся, нет, пророчеств Апокалипсиса никто не отменял, и мы должны это осознавать. Вера - не констатация факта «Бог есть». Что такое вера - объясняют два однокоренных слова: доверие и верность. Вы верующий человек, если вы доверяете Богу и если вы Ему верны по-настоящему - до смерти крестной . -Но не слишком ли высокое это требование для обычного человека? Если даже апостол Петр в свое время оказался к мученичеству не готов - как мы можем себя подготовить?

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/20/hris...

У созревающей духом общины не прерывалась духовная связь с Оптиной Первая волна серьезных испытаний пришлась на 1931 год, когда арестовали священников и многих членов общины. Следствие в Бутырской тюрьме закончилось для них ссылкой в Сибирь, в Мариинские лагеря. К счастью, она продлилась недолго. Благодаря ходатайству за ссыльных Татьяны Николаевны Ростовцевой, родственницы отца Андрея, трехлетняя ссылка была заменена запретом на проживание в 12 крупных городах страны – «минус двенадцать», как тогда говорили. В середине октября 1931 года, после освобождения из лагеря, отцы Петр и Андрей поселились в городе Муроме. Начался новый период жизни, связанный с тайным служением в православных общинах Мурома и духовным самообразованием. «Церковь “не от мира сего”, – читаем в документах допроса отца Петра. − Мои интересы… чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, какими обладает Бог, в Которого верю». Простые и безыскусные слова, а в них весь подвижник. Подобное скажет и отец Андрей в написанной им во Владимирской тюрьме биографии: «Я хотел остаться простым монахом, так как меня интересовали вопросы только личного нравственного самоусовершенствования». Наверное, поэтому друзья и оставались единомышленниками на протяжении своих недолгих жизней. После окончания муромской ссылки священники разъехались: отец Петр – в Можайск, отец Андрей – в Киржач. И каждый на своем месте нес далее служение. Службу Божию они вершили в тайных домашних храмах, сохраняя верность своему последнему духовному отцу − митрополиту Петру (Полянскому), местоблюстителю Патриаршего престола. Власти объявили не идущего на уступки непоколебимого владыку Петра умершим, а сами гноили того в заточении за Полярным кругом. Знал ли владыка, что его чада не верят в его мнимую смерть, сказать теперь трудно, но молитвенно он всех их поддерживал до конца… Службу Божию вершили в тайных домашних храмах, сохраняя верность своему духовному отцу − митрополиту Петру (Полянскому) Конец же и для его верных духовных детей был близок. Догорали две тонкие свечи. Наступил страшный 1937-й. Безбожная пятилетка заканчивала беспощадную расправу с инакомыслящими. Первым арестовали отца Андрея – в феврале, вскоре, в апреле, – отца Петра. «Во всем происшедшем в нашей стране вижу пути Промысла Божиего, всегда ведущего нас во благое», − слова, сказанные отцом Петром в заточении, стали пророческими.

http://pravoslavie.ru/126279.html

Мы считаем, что именно такая богословская максима стоит за концепцией «безбожной пятилетки». В ней обнаруживаются следующие элементы: (гностическая) идея пересотворения (несовершенного) мира в Революции, отвержение грехопадения (и кайрологического времени) и идея производственного и технического овладения временем как ичислимым хроносом. Неслучайно, что «безбожная пятилетка» должна была быть завершена к 1937 году – к двадцатилетию Октябрьской революции, которая мыслилась как исходное событие сотворения мира ex nihilo. С точки зрения этой большевистской ортодоксии, всякая другая религия рассматривалась как ересь (можно сказать, что все религии мыслились по аналогии с марксовой концепцией неисторичности предшествующих эпох, как извращенные, отчужденные формы религиозности, тогда как большевистская ортодоксия мыслилась, как единственное истинное мировоззрение, единственное учение, располагающее истиной и путями к спасению, т.е. как единственная истинная религия). На обложке 22-го номера «Безбожника у станка» красовалась «реклама» будущей «безбожной пятилетки». Под огромной римской цифрой «V» помещались окарикатуренные и раздавленные «боги» монотеистических религий, провозглашалось: «Пятилетка – это сокрушительная практическая программа в борьбе с религией» и «Да здравствует пятилетка». То есть сама идея управления временем и жизнью становилась самостоятельной формой религиозной ортодоксии. Если таким образом поставить вопрос о сущности «безбожной пятилетки», важным ее аспектом станет техника осуществления поставленных перед советской властью целей. В сущности, если время и жизнь сводятся к регулируемым параметрам целиком и полностью посюстороннего производства, главным фактором в этом процессе становится именно техника. Здесь необходимо отметить два главных параметра «техники обезбоживания». С 30 января по 4 февраля 1932 года в Москве проходила XVII партийная конференция, одобрившая план развития промышленности на 1932 год и принявшая директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства.

http://bogoslov.ru/article/5406999

«Овладение временем» есть не что иное, как отрицание грехопадения и возможности надеяться на Бога как на Спасителя Когда Августин пишет: «Время есть не что иное, как растяжение, но чего? – не знаю; может быть, самой души» , он недвусмысленно связывает реальность времени с грехопадением, растяжение здесь – не что иное, как травма души, следствие первородного греха. Это значит, с одной стороны, что во времени Бог является тем, кто способен к покаянию, а с другой – что любая попытка «овладения временем» есть не что иное, как сведение всей полноты времени (хроноса и кайроса) к исчислимому хроносу, и, как исходная предпосылка и неизбежное следствие, что «овладение временем» есть не что иное, как отрицание грехопадения и невозможность надеяться на Бога как на Спасителя. Мы считаем, что именно такая богословская максима стоит за концепцией «безбожной пятилетки». В ней обнаруживаются следующие элементы: (гностическая) идея пересотворения (несовершенного) мира в Революции, отвержение грехопадения (и кайрологического времени) и идея производственного и технического овладения временем как исчислимым хроносом. Неслучайно «безбожная пятилетка» должна была завершиться к 1937 году – к 20-летию Октябрьской революции, которая мыслилась как исходное событие сотворения мира ex nihilo. С точки зрения этой большевистской ортодоксии, всякая другая религия рассматривалась как ересь (можно сказать, что все религии мыслились, по аналогии с марксовой концепцией неисторичности предшествующих эпох, как извращенные, отчужденные формы религиозности, тогда как большевистская ортодоксия мыслилась как единственное истинное мировоззрение, единственное учение, располагающее истиной и путями к спасению, то есть как единственная истинная религия). На обложке 22 «Безбожника у станка» красовалась «реклама» будущей «безбожной пятилетки». Под огромной римской цифрой «V» помещались окарикатуренные и раздавленные «боги» монотеистических религий, провозглашалось: «Пятилетка – это сокрушительная практическая программа в борьбе с религией» и «Да здравствует пятилетка!». То есть сама идея управления временем и жизнью становилась самостоятельной формой религиозной ортодоксии.

http://pravoslavie.ru/104724.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010