– церковь христианская должна быть не только путеводительницею людей в Царство Небесное, но и попечительницей об их земной бедности, чем она действительно была в первые века своего существования. При каждой приходской церкви должно быть учреждено попечительство о бедных прихода, которое должно состоять, кроме местного священника или священников, из того или другого количества честнейших и усерднейших к делу христианского добродеяния прихожан. Эти попечительства должны собирать и принимать от прихожан их добровольные приношения в пользу бедных прихода и потом, Богу и совести их назирающим, употреблять их по их назначению. При этом наше теперешнее нищенство, которое до такой степени неблаговидно и которым до такой степени злоупотребляется, должно быть вовсе уничтожено. Не может быть никакого сомнения в том, что прихожане относятся к учреждению братства с сочувствием. Но вопрос об их существовании и процветании будет зависеть от того, как отнесутся к делу священники, которые в начале могут стать главными его руководителями, и в случае должного участия, скоро смогут поставить его твердо, и, наоборот, в случае равнодушия могут убить его в самом начале, так, чтобы оно явилось на свет уже мертворожденным. По этой причине, христиански необходимое и в государственном отношении чрезвычайно важное дело должно быть вменено священникам в число их существенных и непременных обязанностей, за нерадение о которой им грозило бы такое взыскание, как за нерадение о других существенных и непременных обязанностях. Так как не во всех приходах средства для удовлетворения нужд будут соответствовать ее размерам, то, по примеру первенствующей церкви, дело должно быть организовано так, чтобы в пределах уездов или благочиний могла существовать между попечительствами братская помощь. В случае народных бедствий в каких-нибудь местах России, голода и пожаров, попечительства могут быть и посредниками в передаче пожертвований; – необходимо направить денежные вклады (не только прямо вклады денег, но и жертвование их на построение церквей) от монастырей в приходские церкви. По заповеди святых отцов, которая читается и в ныне принятом у нас церковнобогослужебном уставе, содержащем устав монашеской жизни, «стяжание чуждих трудов вносити (в монастыри) каково любо отнюдь несть на пользу нам (монахам); но (подобает) яко яда смертоносна отбегати же (сего) и отгоняти”. Без нужды благо украшать или строить церкви значит отнимать деньги у бедных. Но жертвовать следует на духовенство под условием, чтобы последнее должным образом исполняло свои обязанности проповеди и нравственного воспитания, так как разумность и полезность этого жертвования слишком ясна. После духовенства дело должно дойти и до самых приходов, так, чтобы устроялись при них больницы, богадельни, ремесленные школы;

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Церковная библиотека, из 50-ти книг, заведена Ефимом Андреевым и пополняется на церк. средства. В ней есть несколько старинных книг, как-то: Маргарит или беседы Златоуста (м. 1678) «Книга о вере» рукопись 70-ти летнего старца (1752 г.). Из пяти колоколов самый большой, в 50 пуд., по Высоч. повелению от 8 ноября 1866 г. отлит в петербургском арсенале, под наблюдением полковника Николая Алексеевича Шрамченко. Он устроен, как видно по надписи, в память спасения жизни вел. кн. Константина Николаевича в Варшаве. Один колокол, в пуд весом, пожертвован колл. советником Иаковом Андреевичем Тягуновым, в память уничтожения крепостного права. По звону этого колокола, в мызе Шапках, в 6-ти верстах отсюда, сзывали крестьян на барщину. Причт здешней церкви, по указу от 18 мая 1865 года за 1080, состоит из священника и дьячка. По штату 1869 г. положено священнику 150 р., дьячку – 70 р. Ныне священник получает 220 р., псаломщик – 80 р. Первым священником был окончивший курс в Спб. дух. семинарии Гавриил Константинов Белоносов. Он сперва служил в часовне и в неосвященной церкви. В 1873 г. он перешел в Заянье. На него то имели неудовольствие крестьяне за опущение службы 8 июля. Он не отличался и усердием к преподаванию в школе. После него сюда поступил в 1873 г. «впредь до усмотрения» священник погоста Белого (Гдов. у.) Иоанн Антипов Орлов. Чрез год его перевели в погост Зачеренье (Луг. у.) и здесь он умер в крайней бедности, выгнанный из церковного дома и приютившийся на мельнице. В 1874 году поступил Василий Федотов Пикалев, из диаконов Сиженской церкви. Он преподавал в здешней школе и умер 2 февр. 1881 г. в совершенной памяти, прося у всех прощения и скорбя о том, как предстать ему на суд Божий. Большую семью из малолетних детей он оставил в крайней бедности. В пособие семейству и на погребение было выдано из церкви 30 р., столько же собрано от крестьян, и 50 руб. дано от вел. кн. Константина Николаевича. До призрения в Петербургской епархиальной богадельне семейство его жило в сторожке, на поправку которой приходское попечительство истратило 100 р. В апреле 1881 г. поступил сюда, из военного ведомства, священник Евгений Петров Воинов, живший перед этим в Коневце на исправлении. За небрежность в служении он, в 1882 году, был уволен и выбыл в Петербург, для приискания места. Потом поступил Григорий Сергеев Тихомиров, из священников Коложицкой церкви (Ямб. у.), также побывавший в Коневце. В 1883 году он также был уволен, уступив место служащему ныне Василию Семенову Румянцеву, перешедшему из Кусягского погоста (Новолад. у.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Железные крыши, как на Преображенской, так и на Никольской церкви, появились в 1886 г. благодаря пожертвованиям церковно-приходского попечительства (200 рублей) и мещанина Арсения Пивоварова. В 1887 г. на украшение иконостаса прихожане пожертвовали 200 рублей. 6 октября 1896 г. Преображенский храм сгорел. Причт и староста, желая построить новую церковь, обратились с воззванием, опубликованным на страницах епархиальных ведомостей, ко всем благотворителям, прося оказать посильную помощь благому начинанию. «Причт и староста Преображенской церкви не рассчитывая на помощь своих прихожан, которые, по свое крайней бедности, отсутствием заработков и частых в последние годы неурожаев и градобитий, при всем их усердии, положительно не могут дать денежных средств, находятся вынужденными обратиться к сочувствию православных христиан и слезно просят их во имя Господне оказать свою посильную помощь денежными приношениями на устройство нового храма. Каждая лепта принята будет с величайшей благодарностью, и имена жертвователей будут записаны в церковный синодик для вечного у Престола Божия поминовения». Анализ отчетов о пожертвованиях на возведение нового храма позволяет утверждать, что на призыв причта откликнулись многие люди, при том не только из Смоленской, но и из других епархий. Таким образом, можно утверждать, что данное строительство велось действительно «всем миром» и новая церковь, как об этом подчеркнуто в архивных документах, была построена «на народные средства». Всего к 1899 г. было собрано 4026 рублей 27 копеек. Когда точно был воздвигнут Преображенский храм, сказать сложно. Во всяком случае, не позднее 1900 г., так как в епархиальной прессе с этого времени нет отчетов о пожертвованиях на его строительство. Известно, что в 1899 г. прихожане еще жертвовали на устройство фундамента, следовательно, церковь хоть и была срублена, но еще не установлена на своем постоянном месте. Можно лишь условно выделить две крайние даты: 1896-1899 гг., когда в источниках есть упоминания о строительстве храма.

http://sobory.ru/article/?object=44418

„Бог всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает вас непоколебимыми“ ( 1Петр.5:10 ). Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. 113. Грамота сия дана в Богоспасаемом великом граде Москве в лето от Рождества Христова 1918-е, месяца Марта в 12 день. Филарет (Дроздов), митр. Московский. Полное собрание резолюций Филарета [Дроздова], митрополита Московского/Под ред. прот. В. С. Маркова//Богословский вестник 1918. Т. 1. 1/2. С. 65–96 (3-я пагин.). (Оконч.) —65— из которых не указано ни одной, почему-либо примечательной для археологии церковной? В XI веке у нас известны были литургии Златоустого, Василия Великого . Неужели только в XI веке? Неужели ранее сего века неизвестны были литургии и не служили их в Российской церкви? – Останавливаюсь, не имея времени более просматривать (не говорю читать) записки об археологии. Необходимым нахожу заключить следующее. 1) Труд сей не ведет к тому, чтобы присудить священнику Быстрицкому награждение. 2) О. Ректор не строго исполнил свой долг надзора за сим преподавателем и руководствования, особенно нужного при новости дела. Обязанностью почитаю убеждать о. Ректора иметь более бдительный надзор за преподаванием наук. 3) Можно представить о пособии священнику Быстрицкому, как остающемуся без содержания, потому что он от училищной службы уволен, а в епархии не получил еще места, по неоткрытию места в Москве, и по нежеланию его принять место вне Москвы». 100 . Резолюция от 12 сентября 1855 г. на докладе Московского Попечительства о бедных духовного звания с мнением: «Хотя попечительство не имеет права давать пособие детям, у которых есть отец при месте, но по вниманию к многосемейству и бедности просителя, дьячка церкви села Рамелья, Волоколамского уезда, Николаю Иосифову Лебедеву, выдать ему пособие в 20 руб. сер. на приданое его дочери, поступающей в замужество: «1) Попечительство признается, что действует против своего устава.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И такое множество она содержит постоянно и всем дает пропитание» (Бес. на ев. Мф.6 ). Что было при больших церквах, то, в своей мере, было и при малых. У нас на Руси церк. благотворительность началась с самою верою. Так св. кн. Владимир, определяя десятину церкви, назначал ее на содержание храма, причта церковного, а также и призрения бедных. Я уже говорил, что в старину у нас жертвовались церквам большие земли, промыслы и вклады и проч. Все это также назначалось на содержание храма, приходского духовенства и бедных. Потому и у нас при церквах бывали встарину богадельни, больницы, странноприимные дома. Устраивали их часто святители, также князья, бояре, купцы, наконец, вообще прихожане, особенно там, где были церк. братства, как бы попечительства. Отсюда было в старину даже выражение; церковное богатство – нищих богатство. Одним из трогательных учреждений старинной церк. благотворительности были убогие дома, т.е. дома, куда собирались тела умерших бедных или безвестных, особенно во время поветрий, которые потом разбирались и погребались собща всеми набожными христианами. Постараемся же и мы, братие, исполнить долг церковной благотворительности в нашем приходе. Приход, как сказал я, есть своя церковная община, своя малая церковь , а Церковь , по единству жизни уподобляется телу, в теле, если страдает один член, то с ним страдают и прочие. Если видим или слышим, что наш односелец, одноприхожанин страдает от болезни, увечья, беспомощной старости, вдовства, сиротства, бедности, пожара или др. несчастия, то будем ли так бесчувственны, что не станем сострадать ему, а сострадая – не поможем? Если же не поможем, то будем уверены, что страдание, несчастие ближнего рано или поздо отозвется и против воли нашей, на нас или потомках наших! Мы не призрели своего односельца, соприхожанина в болезни, увечьи, беспомощной старости, вдовстве, сиротстве. Что же? Разве и мы не под Богом ходим? Разве не может несчастие случиться и с нами или нашими кровными? Что же, если тогда люди с нашего дурного примеру отворотятся от нас, как мы отворотились от других? Мы не поддержали бедного.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В ответ прошли съезды представителей западно-русских братств. Первый съезд был созван Минским православным народным братством во имя Св. Креста и проходил с 29 по 31 августа 1908 г. в стенах минского Свято-Духовского монастыря. В августе 1909 г. в г. Вильне состоялся второй съезд представителей западно-русских братств, организованный Виленским Свято-Духовским братством. Основной задачей съездов стало совершенствование организации братского движения — прежде всего устройство епархиальных центральных братств как руководящих и объединяющих приходские. Началось открытие новых братств, согласование их деятельности с приходскими попечительствами, миссионерскими советами. Особо обсуждался вопрос о противокатолической миссии и были рекомендованы следующие меры: строительство храмов и часовен, благолепное уставное богослужение, общенародное и хоровое церковное пение, оживление проповеднической деятельности, проведение крестных ходов, устройство миссионерских курсов, издание и распространение листков и брошюр. Для внутренней миссии среди русского населения основное внимание было уделено братским и церковно-приходским школам, приютам, внебогослужебным чтениям, публичным чтениям для простого народа и интеллигенции, библиотекам, реорганизации братской типографии. Для более обширной деятельности братств Западного края на съезде был основан общий братский фонд С. 337—345]. Св. Синод стал оказывать 15 западно-русским братствам ежегодное пособие в 250 руб. из своих специальных средств 20. С. 912]. Очередные съезды приходских братств прошли в 1911 и 1912 гг. в г. Вильне 20. С. 911]. На Четвертом Всероссийском Киевском миссионерском съезде (1908) также обсуждалось участие братств в борьбе с сектантством и старообрядчеством. Были предложены следующие рекомендации, направленные после одобрения Св. Синода на рассмотрение епархиальным архиереям: братствам вести борьбу с сектантами не только путем проведения полемических бесед, но и организацией в народе разных просветительно-благотворительных учреждений, изданием книг и листовок, устроением епархиальных типографий, предлагалось также открывать союзы трезвенников и школ миссионерского характера, вести миссионерские курсы, учреждать кассы взаимопомощи и проводить сборы на борьбу с приходской нищетой и бедностью и т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

К нач. 1859 г. И. и Муравьёвым-Амурским были совместно разработаны и утверждены «Правила об обеспечении духовенства в Амурской и Приморской областях». Их появление было вызвано пониманием И. общего нестроения приходской жизни: ослабления духовно-нравственной связи между пастырями и пасомыми, формального исполнения обязанностей первыми и равнодушия последних к содержанию духовенства. «Правила...» вносили серьезные преобразования в строй церковноприходской жизни региона, вводили новые самоуправляющиеся орг-ции - всесословные церковные советы, в задачи к-рых входили удовлетворение всех нужд церквей и причта, обеспечение священно- и церковнослужителей. На советы возлагались широкие просветительные и благотворительные функции в приходе, И. считал их необходимыми для устройства гражданского быта в крае. По одобрении Синодом 23 дек. 1859 г. «Правила...» были утверждены Александром II. Инициатива Синода в распространении их на все епархии империи (кроме западных) была отклонена светскими властями. Нек-рые идеи «Правил...» отразились в положении «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 авг. 1864 г. Но в отличие от «Правил...», оставлявших всю церковную кассу в ведении церковных советов, положение предусматривало изъятие основной части церковных доходов в пользу консисторий и Синода. В Камчатской епархии «Правила...» не привели к ожидаемому подъему церковноприходской жизни. Единственный церковный совет был ненадолго открыт в Благовещенске. Распоряжения об открытии советов в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) и др. местах выполнены не были. В прошениях в Синод И. предлагал главным источником строительства церквей сделать казенные ассигнования ввиду пассивности и бедности прихожан. Благосклонно отозвался о кн. «Описание сельского духовенства» (Лпц., 1858) свящ. И. С. Беллюстина , считал, что «в ней правды много». И. поддерживал реформаторские начинания правительства Александра II, в т. ч. отмену крепостного права, призывал уменьшить влияние светской бюрократии на дела церковного управления, укрепить авторитет архиереев и усилить их власть, оживить приходскую жизнь. Положительно оценил факт продажи США русских владений в Америке, видел в этом путь Провидения к утверждению Православия в Америке и предлагал провести ряд неотложных мер по устройству там правосл. Церкви.

http://pravenc.ru/text/389619.html

замечательное учреждение «Александро-невский дом для призрения бедных духовного звания», этот незабвенный памятник любви и милосердия Архипастыря к ближним и открыв епархиальные женские училища в Новгородской и С.-Петербургской епархиях. В высшей степени благоговейное, умиленное и умиляющее, при простоте, величественное богослужение Святителя, слово всегда здравое, твердое, сильное, носившее на себе печать глубокой, опытной мудрости, – все сии высокие черты, коим запечатлена личность маститого Владыки, знаменуют собой особое помазание и свидетельствуют о возвышенности его духа, облеченного силой свыше! Кроме занятий по епархии и по Св. Синоду, Высокопреосвященный Исидор находил время заниматься и другими посторонними делами. Испытанное им с детства сиротство и бедность, а также завет матери, о котором упоминалось раньше, подвигали его к участию в судьбе несчастных; он состоял Главным Попечителем Императорского Человеколюбивого Общества, принимал самое горячее участие в делах человеколюбия, всегда близких его сердцу. При Высокопреосвященном Исидоре Человеколюбивое Общество впервые необыкновенно широко развило свою благотворительную деятельность, при его ближайшем и живейшем участии и руководстве общество имело возможность значительно улучшить, находящиеся в его ведении, учебные заведения, и в течение 15 лет его главного попечительства, прирастило сумму в количестве 2-х миллионов к своему капиталу; а целый ряд дел личной благотворительности Приснопамятного Владыки мог бы составить целую летопись его славных деяний, прибавивших много иных драгоценных камней к венцу его славы! За обильные плоды христианской деятельности Человеколюбивого Общества и постоянное расширение его благотворительности на пользу неимущих и болящих, Владыке неоднократно было выражаемо Монаршее благоволение. При всей великой скромности Владыки, при всем глубоком смирении его, все его труды и добрые дела не могли укрыться и от внимания людей, они ясно обнаруживались в юбилейные годы служения его. Но, кроме того, многолетнее плодотворное служение его было ценимо и с высоты Престола; кроме всех высших отличий, доступных лицам священного сана, Высокопреосвященный Исидор еще в 1872 г., Всемилостивейше пожалован был орденом Святого Андрея Первозванного с алмазными знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

§ 8. Русским вправе называть себя только тот, кто представил в Императорское консульство законный свой вид и на сем основании пользуется правами и преимуществами, предоставленными всем русским попечительством правительства. § 9. По представлении такого вида в Императорское консульство, выдаётся каждому русскому поклоннику тескере, или паспорт на арабском языке, на всё время пребывания его в св. местах; казённые пошлины как на сей паспорт, так и на прочие, по уважении бедности большей части поклонников, вообще, даруются. § 10. На сем самом тескере будет расписка от консульской канцелярии в Яффе в деньгах, сколько кто из поклонников оставит на сохранение в казённом сундуке под своей печатаю с означением духовного его о них распоряжения в случае смерти. § 11. В случае потери паспорта после кораблекрушения или другого несчастья, консульство имеет возможность удостовериться в справедливости показаний и выдать от себя временный вид, а потому всякий, кто не снабжён подобным видом, есть бродяга, не имеющий никакого права на покровительство и попечение, оказываемые русским поклонникам, и если пребывание его в Иерусалиме окажется соблазнительным для русских поклонников, то консул примет законные меры к удалению такового. § 12. На общем основании закона обо всех подданных Его Императорского Величества, в Турции пребывающих, строго запрещается поклонникам ходить по какому бы то ни было делу к турецким властям. § 13. В случае же необходимости принести жалобу на кого из иноверцев в Иерусалиме и не подведомых православному монастырю, русские поклонники обязаны обратиться ни к кому более, как к монастырскому начальству, которое имеет все средства доставить им законное удовлетворение тотчас или передать дело в консульство. Глава II. О жительстве поклонников, о кельях и о плате за кельи, о поклонении на Иордан, в Назарет и на св. Синайскую гору § 14. Попечительностью правительства и блаженнейшего патриарха Иерусалимского назначены два монастыря в Иерусалиме для жительства русских поклонников: монастырь св. Феодора для мужчин и монастырь св. Екатерины для женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Однако собранные суммы были небольшими. В фондах Хотькова монастыря сохранились уведомления о полученных суммах некоторых обществ и организаций за отдельные годы: Мариинское попечительство для призрения слепых – 15 руб. (31 июля 1885 г.), 16 руб. (29 мая 1885 г.) 521 ; в 1887 г. – 13 руб., 1889 г. – 34 руб. 10 коп., 1890 г. – 45 руб., 1891 г. – 20 руб., 1892 г. – 20 руб. 522  В Главное управление Российского общества Красного Креста было переведено с 1885 по 1890 г. – 561 руб. 40 коп. 523 , с 1891 по 1896 г. – 370 руб. 524 ; в пользу Кирилло-Мефодиевского братства в 1893 г. было переведено 11 руб. 50 коп. 525  Миссионерское общество получило от Хотькова монастыря от кружечных сборов с 1890 по 1895 г. – 148 руб. На содержание церквей и школ в западных губерниях монастырь собрал всего 16 руб., на улучшение быта православных паломников в Палестине – 25 руб. и т. д. 526  Значительно большие суммы Хотьков монастырь передавал учебным заведениям. С 1891 по 1901 г. Дмитровское духовное училище получало от Хотькова монастыря по 500 руб. ежегодно 527 . Кроме того, некоторые обители могли оказывать помощь отдельным лицам, как, например, Тамбовский Тулино-Софийский женский монастырь, который в 1909 г. в течение 4-х месяцев бесплатно кормил 50 пострадавших от пожара жителей с. Тулиновки. Но учета такой благотворительной деятельности монастыри не вели 528 . В нач. XVIII в. в петровском законодательстве была определена основная роль женских монастырей. Она заключалась в том, чтобы служить «нищим, престарелым и младенцем». Однако тот факт, что большинство женских монастырей отличалось бедностью и многонаселенностью, а пожилой возраст пострижения – 50–60 лет, приближал их по своему статусу к богадельням. Только в некоторых, наиболее известных из них, существовали благотворительные учреждения: в Вознесенском монастыре – больница, в Новодевичьем – больница и приют и т. д. В результате екатерининской реформы 1764 г. необходимость использовать монастыри для благотворительных целей сама по себе отпала, так как монастыри стали финансироваться государством. Только штаты архиерейских домов и ставропигальных и первоклассных мужских монастырей подразумевали существование в них больниц для монашествующих. Однако женские монастыри и появившиеся после реформы 1764 г. общины в конце XVIII – начале XIX в., не имея специальных благотворительных и просветительских учреждений, тем не менее содержали престарелых и больных, а также занимались воспитанием и обучением сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010