Второе – если все-таки ребенок остался без попечения родителей, то здесь и государство, и все неравнодушные люди должны сделать все возможное, чтобы ребенок не оказался надолго в детском доме. Ребенок должен идти в семью. Самое главное – это неравнодушное отношение общества. Когда мы видим, что рядом семья не может выбраться из нищеты, в ней страдают дети, надо постараться помочь, выявить социальные риски, которые могут повлечь изъятие детей или разрушение семьи. Все сделать возможное и невозможное, чтобы оставить детей в семье, а только потом уже говорить: «Мы сделали все, но не смогли помочь, поэтому надо спасать хотя бы детей». Понятно, что в этом случае речь идет не просто о бедности родителей, а о пьянстве, еще каких-то аморальных вещах. Когда с высоких трибун говорят о профилактике сиротства – это не более чем просто болтовня. Потому что профилактика начинается с того момента, когда создается семья. Как только создалась семья, все общество должно помочь. Если у семьи хоть какие-то проблемы, нужно, чтоб ей было, куда обратиться – психологическая служба, юридическая служба, медицинская. И все – доступно. Вот у нас есть органы опеки и попечительства. Но это структуры, которые предназначены законодателем обеспечить защиту прав ребенка. Все, больше ничего. Такой орган контролер по сути своей. А функции помощи – это социальные функции. Органы опеки обеспечивают защиту прав несовершеннолетних. Если ребенок остался без попечения родителей, они находят приёмную семью или устраивают в сиротское учреждение. А вот здесь должны работать социальные службы, которые во многом действуют по старинке. Их же никто не учит, что делать с семьей, как находить или определить эти социальные риски. Я много говорю, что у неблагополучия тонкая грань: сегодня семья благополучная, завтра папа потерял работу, запил (мужчины в Российской Федерации слабые), ушел от семьи, потерялся и все – вот оно, неблагополучие. Мама одна воспитывает детей в бедноте. Должны быть рычаги экономической помощи семье, сопровождение семьи, которое никоим образом не влезает в саму семью.

http://pravmir.ru/kogda-s-bolshih-tribun...

Великой княгиней восхищались все хирурги, обращавшиеся к ней за помощью в проведении сложных операций. Она ассисти­ровала с удивительным самообладанием и вниманием, мгновенно выполняя каждую просьбу врача. Сумев преодолеть первое есте­ственное отвращение, она ощущала лишь удовлетворение от того, что приносит пользу». «В одной только Москве, – сообщалось в отчете о деятель­ности больницы Марфо-Мариинской Обители милосердия за 1910 год, – насчитывается до 100 тысяч семейств бедняков и до 40 тысяч детей, нуждающихся в общественном призрении. Что­бы видеть, насколько нужда велика в церковно-религиозной бла­готворительной деятельности, стоит только посмотреть на детей ночлежек, почти одичавших. Чему может научиться, например, девочка 9 лет, вот уже полтора года ночующая со своей матерью в бесплатном Морозовском ночлежном доме, куда стекаются до 1 500 человек ночевать со всех концов города? Поэтому это посещение сестер принимает само собой характер внутренней миссии, на каковую сестры и посвятили себя, произ­несши обеты служения Господу и Святой Церкви . Исходя из того взгляда, что обитель должна прийти на помощь прежде всего к тем бедным, кои живут в районе ее, решено было начать деятельность с Якиманского участка городского по­печительства, обслуживающего район местонахождения обите­ли. Пользуясь указанием попечительства, сестры обошли многие семьи, особенно нуждающихся. Выяснилось, что бедные жители этого района, особенно Бабьего городка, крайне нуждаются в го­рячей пище. В числе бедняков на первое место были поставлены семьи вдов, обремененных подчас малолетними детьми в пять и более человек. Их дневной заработок поломойством, стиркой бе­лья и мелкими услугами ничтожен и непостоянен, семья же ме­шает им находить место постоянного заработка. Рядом с ними поставлены семьи, отцы коих или спились и бросили семьи, или лишились заработка. Одиночные же бедня­ки принимаются во внимание только в случае их беспомощности, так как их состояние все же лучше, чем бедность семьи. Непосредственное знакомство с беднотой тотчас же вызва­ло мысль об устроении бесплатной столовой, которая благодаря сочувствию городской управы, давшей бесплатно помещение и взявшей хлопоты на приспособление его, 5 ноября была уже от­крыта на Большой Ордынке в доме Ляминой. Все заведование приготовлением пищи и раздача ее ведется сестрами. До 1 янва­ря 1911 г[ода] было выдано всего 5 265 обедов, состоящих из супа или щей и каши или картофеля и хлеба. Обеды выдаются на дома, в столовой же питаются только немногие – приходящие. В числе получающих обеды состоят две школы – Бабьегородская и Николо-Пыжовская, коим выдается в день до 40 обедов. Число се­мейств, получающих обеды, дошло до 97.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

Из всех вдов и сирот самые несчастные, конечно, сироты духовного звания, и если о ком, так, конечно, о них следовало бы подумать нашему духовенству при всей его бедности. Не так тяжело оставаться после отца или мужа детям или жене какого-нибудь англиканского Дина или Ректора, когда он, получая при жизни 5 или более тысяч фунтов в год, успел скопить нечто для их обеспечения; не так тяжело здесь жить и вдове сельского пастора, когда есть до десятка обществ, устроенных с целью вспомоществования, и более богатых и щедрых, чем наше Попечительство о вдовах и сиротах духовного звания, выдающее по 10 р. в год с вычетами. Спасибо не забыл владыка и науку, не знаю, только всей ли тяжестью своей она ложилась или, сказать лучше, была положена на весы в то время, когда развешивались Архипастырем разные цели его благотворительности. Во всяком случае спасибо ему и за то, что дано. Подобный пример благотворительности случился здесь на днях. Один из богатейших купцов лондонских, бывший некогда одним из беднейших мальчиков какой-то приходской школы, питавшийся в одной из богаделен, передал в распоряжение избранного им комитета 500 тысяч фунтов стерлингов в пользу бедных Лондона и для устройства и содержания на родине школ. Этим он выполнил свой обет, данный в начале торгового поприща, когда в его кармане было не более 500 шиллингов. Должно быть, богат стал. С полной готовностью рад служить чем-нибудь при выборе или выписке книг для библиотеки нашей. Доселе я имел дело преимущественно с английской литературой и со своей стороны душевно желал бы, чтобы при выборе новых книг для нашей библиотеки, было положено основание английскому отделению в ней. Со своей стороны я не замедлю доставить вам список книг, которые, на мой взгляд, представляются наиболее достойными приобретения. Из французской литературы по части церковной истории я доселе успел встретить только одну, действительно хорошую и достойную книгу, о которой, конечно, знаете и Вы, – это церковная история аббата Guettée. Michelet и D’Aubigné я приобрел для себя и затем знаю только французские памфлеты с их минутным интересом и достоинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не было бы нарушением ее завещания, когда мы отдадим деньги прямо в школу и богадельню? – спросила невестка покойной, жена старшего из ее сыновей. – Для сбора в школу и богадельню у нас в церкви, близ входа, как вам известно, поставлены кружки,– отвечал священник,– не все ли равно, стоят ли сами кто из бедных детей и старых людей, для сбора на свое содержание, или поставлены кружки для этого сбора, и подавать ли прямо в руки, или класть в кружки? Кладите, пожалуй, в кружки завещанную вашей матушкой сумму по частям каждый день до сорока дней, а не за один раз; отделите из нее нечто и некоторым из нищих, стоящих в паперти. Право, лучше подать в школу и богадельню, чем раздать поручно в паперти каким ни попало нищим. Теперь, к случаю, нельзя не сказать о церковных попечительствах. Вот учреждения, которые могли бы избавить нас от нищих тунеядцев. Если устроить попечительства о бедных при всех городских церквях, то нищие тунеядцы уничтожатся в городе сами собой, пришедшие в город из деревень ложные нищие должны будут убраться обратно домой: им уже не будут подавать милостыни, так как везде милостыня прихожан будет идти не по рукам в церковных папертях или в других местах, а будет слагаться в кассу попечительств; попечительства же будут раздавать ее не без разбора. У иноверцев, например католиков, лютеран, по большей части так и бывает: иноверных нищих мы почти не видим, например у себя в Москве. Еще средство против нищих тунеядцев это по моему мнению,– выдача свидетельств истинно нищим, за подписью и печатью не священника только приходского, но и светского начальства местного. И в этом случае нищие-обманщики должны также потерпеть поражение, так как они не могут иметь свидетельств, а без свидетельств подавать им не станут. Ведь и теперь даются же священниками свидетельства о бедности бедным лицам и семействам, живущим в их приходах. В Москве у нас был Комитет о просящих милостыню. Через полицию он обыкновенно забирал на улицах нищих. Но что же пользы было от этого? Всех ли нищих забирали, и из взятых всех ли препровождали в Комитет-то? Да и представленные в Комитете-то что? Комитет отсылал каждого из них в свое общество: городское, сельское ли; а они через несколько времени возвращались опять в Москву и начинали снова упражняться в своем привычном ремесле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Ваши отношения к учащимся неизменно были проникнуты чисто отеческой любовью к ним, сочувствием всем добрым порывам, свойственным молодости... Желая лучше подготовить учащихся к разносторонней деятельности приходского пастыря, вы располагали их к участию в народных чтениях, проповеданию слова Божия. Давали им в этом личный пример, вели несколько лет подряд религиозно-нравственные беседы среди так называемых бывших людей, нимало не гнушаясь входить для этого даже в ночлежный дом. Вашему доброму, отзывчивому сердцу, сердцу человека, испытавшему в своем детстве большие лишения и бедность, были близки и материальные нужды воспитанников. Памятником ваших забот в этом направлении остается созданное вами Попечительство о бедных воспитанниках, столь необходимое при увеличивающемся количестве нуждающихся учеников. Эстетические запросы нашего юношества тоже всегда находили в вас самый живой отклик, об этом могут свидетельствовать наши юные певцы, музыканты и художники. Вашей инициативой было открыто при семинарии обучение ручному труду, столь необходимому в жизни человека, в особенности в сельской обстановке» . Отец Мефодий, обращаясь к учащимся семинарии, сказал: «Мои отношения к вам были более отеческие, чем начальнические. В основу своих отношений к вам я ставил полное доверие отца к детям, любовь и снисходительность, не переходящую пределов дозволенного. Для меня вы были все одинаково дороги: и добрые, и порочные, усердные и ленивые. О всех болел я душой и молился, чтобы Господь сохранил вас от соблазнов и искушений зла. Мне хотелось, я стремился к тому, чтобы между вами и воспитателями и наставниками установились самые искренние, правдивые отношения. Я всегда просил вас быть откровенными, говорить правду. Я был утешен в этом отношении вами. Мне приходилось выслушивать правду от вас иногда и в очень резкой, грубой форме. Но лучше грубая правда, чем льстивая, деликатная ложь. Бывали, конечно, в нашей семье семинарской и неприятности, недоразумения. Были минуты, когда вы и огорчали меня своими поступками в массе и отдельно, но я снисходительно прощал вам ради общего мира и, помня слова псалмопевца: “от юности моея мнози борют мя страсти”. Юность неуравновешенна, пылка и горяча. Но ни один отец не воспитает детей своих без огорчений и препятствий.

http://fond.ru/kalendar/113/mefodiy/

О вдовах и сиротах в клировых ведомостях следует показывать – при каких именно церквях их мужья или отцы занимали места, в каких должностях или чинах, сколько именно лет, месяцев и дней состояли на службе, которого года, месяца и числа уволились за штат, и которого года, месяца и числа умерли. При них также кратко перечислить всех их детей или братьев, или сестер , состоящих уже на службе или в училищах, или уже (сестер и дочерей) вышедших замуж. Если вдова или сироты получают пенсию 273 , то прописать, за какую именно службу и сколько, с которого времени и из какого казначейства, а также если вдова или сироты получили единовременное пособие от Св. Синода, то обозначить – в котором году и в каком количестве. А если таковые лица пользуются только пособием от епархиального попечительства, то прописать, с которого года и в каком количестве и по каким уважительным обстоятельствам, кто состоит опекуном над сиротами 274 . Все это очень нужно 1) дла справок епархиальных начальств по делам опекунским, по назначению пособий нуждающимся сиротам и вдовам, для составления ежегодного списка пенсионеров в епархии и 2) при выдаче сиротам мужеского пола свидетельств для представления в присутствие по делам о воинской повинности о семейном их положении, а также и свидетельств обучающимся в гимназиях, университетах и других светских учебных заведениях, удостоверяющих в том, что лица эти, по своей бедности, не в состоянии взносить платы за слушание лекций 275 . в) В третьей части – в ведомости о прихожанах, в 1-й графе следует точно прописать: в каких местах и какого звания прихожане, – а именно: дворян, купцов, мещан и т. п., а если прихожане живут в разных деревнях или хуторах, то подробно поименовать названия сих деревень и хуторов; в следующей – 2-й графе прописать – сколько именно в каждом хуторе и деревне числится в данный год дворов; в 3-й число душ мужск. пола, в 4-й число душ женского пола, в 5-й – сколько душ обоего пола; а в последней – 6-й графе с точностью обозначить – в каком именно расстоянии от церкви отстоят деревни и хутора, нет ли препятствий в сообщении, в какое время года случается это препятствие и в чем оно заключается, а также кому принадлежат селения и деревни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Значение самого здания православных храмов для христианского просвещения и образа жизни иное, по сравнению с значением зданий католических и протестантских храмов. Эти последние храмы, имея открытый алтарь, являются зданиями, исключительно предназначенными для общественных богослужений и остаются открытыми (за исключением таких храмов, которые представляют исторический памятник древнего зодчества) только в дни богослужений. Между тем, устройство наших храмов другое и, вследствие отделения самого священного места (алтаря) иконостасом, в средней части храма могут быть допущены не только богослужебные собрания православных, но и внебогослужебные их собрания для всяких религиозно-просветительных задач и целей. Так, например, в наших храмах могут быть устраиваемы певческие собрания для изучения и исполнения церковных песнопений (впрочем, духовные концерты допускаются и в протестантских храмах), собрания для выслушивания бесед священника на разные религиозно-нравственные темы, деловые собрания разных религиозно-просветительных и благотворительных обществ (братств, попечительств и будущих приходских советов), собрания для выбора церковных старост и т. п. Весьма было бы желательно при будущих постройках наших храмов (особенно в селах и деревнях) устраивать, по старинным образцам, трапезные помещения в притворах и этим способом возобновить древний христианский обычай кормления в нарочитые дни – воскресные, праздничные и храмовые – местных нищих и убогих, которые всегда ютятся около наших храмов, особенно монастырских. При бедности наших сел и деревень, где трудно найти и выстроить особые здания для удовлетворения религиозно-просветительных потребностей и запросов, возможность для этой цели использовать здания наших храмов представляется истинным благодеянием для нашего народа, жаждущего религиозного просвещения и общения. Но для этого необходимо предварительно озаботиться «общественной» (приходской) охраной этих храмов, при помощи добровольного дежурства, в них прихожан, как об этом указано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ибо с одной стороны все дети в послужных списках родителей показываются не как самостоятельные лица, т. е. не для них самих, а только по отношению их к тому лицу о котором составлен список для уяснения личного его положения, а с другой стороны епархиальные попечительства по учреждению своему (св. зак. изд. 1857 г. т. XIII учр. и уст. общ. призр. ст. 1560–1620), не принадлежат к такого рода кассам (пенсионным, эмеритальным и т. п.), из которых выдачи обусловливаются определенными правилами и на пособие со стороны такового попечительства, не существует иного права, кроме права бедности, нужды, несчастия, беспомощного положения. Но как при возможной многочисленности подобных лиц и при недостатке средств, которыми располагает то или другое из епархиальных попечительств, круг признаваемых ими лиц ограничивается выбором тех, кто находится в более стесненном положении и более других заслуживаете помощи, в чем, равно как и в принадлежности ищущего пособия лица по его службе или происхождению, к кругу лиц, на. коих простирается благотворительность попечительства, сие последнее удостоверяется, кроме имеющихся в делах епархиального управления сведений, к которым принадлежат и клировые ведомости, из представляемых самими просителями сведений и документов, а равно посредством расследования на месте чрез членов попечителей и сотрудников; то посему и имея в виду, что хотя законоположениями 26 мая 1869 года и 15-го марта 1871 года дети духовенства от духовного состояния отчислены, тем не менее учреждение опекунства над малолетними и выдача дочерям видов на отлучки из места жительства, остается по прежнему на обязанности духовного начальства, епархиальное начальство может сделать распоряжение, чтобы о не имеющих в живых родителей детях духовных лиц были вносимы в клировые ведомости сведения, на сколько это представляется необходимым для распоряжений Консистории по означенным предметам. Вследствие сего Святейший Синод определяет: дать знать указом Преосвященному Донскому, на представление сего за 300, что 1) как в особом послужном списке, при том лице, о котором список составлен, так и в общих клировых ведомостях, при тех лицах, которые вносятся в эти документы по принадлежности к духовному званию, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Построение и устройство дома Вы можете поручить кому заблагорассудится из подчиненного Вам духовенства, предоставив себе главный надзор и руководство. При свидании с Преосвященным Петром переговорите с ним об этом деле и, как и чем решите Вы с ним, потрудитесь меня уведомить. 10 марта 1867. Благовещенск. 204 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 279 В отношении моем к Вашему Сиятельству от 5 августа минувшего года за я, между прочим, имел честь сказать, что Г. Военный Губернатор не имеет уведомления о тех распоряжениях, какие последовали относительно возврата денег за провиант, выданный приамурскому духовенству в 1861 и 1862 годах (как об этом сказано в указе Св. Синода от 6 ноября 1863 года); то же он подтвердил опять в другом отношении своем от 29 августа 1866 г. за прося меня сообщить ему, куда именно и в каком количестве поступили деньги за провиант, но и мне об этом ничего не известно. Ныне он от 14 Февраля текущего года опять, отношением своим за просит моего распоряжение о присылке к нему 9190 руб. 7½ коп. за выданный духовенству провиант с 1860 по 1865 год. Уведомляя о сем Ваше Сиятельство, я честь имею ожидать Вашего по сему распоряжения и надлежащего о том уведомления. 15 марта 1867 года. Благовещенск. 205 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! 280 На отношение Вашего Высокопреосвященства ко мне от 21 января текущего года за касательно устройства приходских попечительств при амурских церквах вместо церковных советов – честь имею уведомить, что хотя в положениях об Амурском крае и было между прочим предполагаемо иметь приходские советы; но таковой совет открыт был только в г. Благовещенске, но и тот, по открытии в сем городе Епархиального Управления и собора, был закрыт по желанию открывших. Было сделано распоряжение к открытию Приходского Совета в г. Николаевске на Амуре, но осталось без последствий; и главное потому, что там нет постоянных жителей, т.е. одни из служащих сменяются новыми из России. Прочее же население Приамурского края почти до 1863 года состояло из одних казаков забайкальских людей, большею частию взросших вдали от церквей и потому совершенно равнодушных к ним во всех отношениях и при том они как подначальные, не могли и не могут составлять никаких общин без дозволения своего начальства; а начальство их меняется часто. Но если бы оно и возымело желание устроить Приходский Совет или Попечительство, то встретило бы непреодолимое затруднение по бедности и несостоятельности прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

«За 30 лет Россия из примерного ученика Вашингтона постепенно превращается в его антагониста. Но можно ли объяснить это безумием, когда, отказываясь от советов и попечительства США, страна становится сильнее, богаче и влиятельнее? Украина, наоборот, осталась самой верной проамериканскому курсу, что сделало ее в конечном итоге самой бедной страной в Европе. Получается, что сегодня Украина отчаянно сражается за свою бедность? Логичнее предположить, что вопрос намного шире. США важно всеми силами сохранить проамериканский вектор Украины, чтобы прикрыть свое политическое банкротство. Легко предположить, что после того, как Украина сменит политические ориентиры, ее примеру последуют многие страны, мировая монополия США начнет терпеть поражение. Отсюда такое внимание США к конфликту и многомиллиардная помощь за счет американского налогоплательщика. Проамериканские украинские политики никогда не скрывали, что их главной задачей является не пустить Россию в Европу, вбить клин между ЕС и Россией. Что касается самого Европейского союза, то его расширение и функционирование становилось все более формальным. Руководство Евросоюза воспитало в украинских управленцах не столько какие-либо принципы, сколько обыкновенные иждивенческие настроения. Украинский чиновник знал, что при вступлении страны в ЕС его зарплата возрастет, а где возьмутся средства на это, его совершенно не интересовало. Европейская мечта для вновь вступающих стран была мечтой получить экономического донора, а не желанием стать равноправным партнером с ведущими европейскими странами. Евросоюз повторяет ошибку Советского Союза, когда меньшее количество республик кормило большее. В такой ситуации руководство дотационных регионов превращалось в специалистов по выбиванию денег из центра, а вот интересы тех, кто наполнял общий бюджет, всегда учитывались мало», - считает украинский политик. «Естественно, брать на баланс такую большую и неустроенную страну, как Украина, ЕС не хотел. И проблема не в том, что Украина нищая страна — она-то как раз не обделена ни природными ресурсами, ни трудолюбивым народом. Проблема в том, что Евросоюз не мог справиться с управлением странами, которые уже в него вошли. Присоединение еще одной большой страны добавило бы хаоса, которого и так в избытке.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010