К слову, отбирать детей по той схеме, какую применили в случае со Стародумовыми, попросту незаконно. — Дети могут быть отобраны у родителей только по судебному решению, либо, в исключительном случае, когда есть непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка. Это крайняя мера, и применять ее вправе только органы опеки. Если же никакой прямой угрозы жизни и здоровью малышей не было, и тем более к делу не были привлечены органы опеки, то это просто милицейский произвол, — пояснила юрист Елена Ерошевич. Тревожная тенденция Случай со Стародумовыми действительно можно было бы списать на произвол милиции, однако факты настораживают. Примерно в то же время в других городах России произошли похожие случаи. Так, в Нижегородской области органы опеки отняли троих детей у малообеспеченной семьи. Сейчас трехлетний Максим, двухлетняя Анна и Даша, родившаяся осенью 2009 года, находятся в больнице, а родителей собираются лишить прав. Отнимая детей, чиновники цинично бросили главе семьи Сергею Пчелинцеву: «У вас тут чисто, но слишком бедно». Интересно, что семья не получает ни одного пособия, положенного по закону, в том числе и по федеральным льготам при наступлении многодетности. По словам Пчелинцева, им отказывают даже в выдаче бесплатного детского питания для грудничка после того, как глава семейства выступил на пикетах, где говорил о безработице, бедности, незаконных увольнениях работников нижегородского ГАЗа. В Санкт-Петербурге женщина также лишилась детей из-за бедности. У Веры Камкиной сначала умерла мать, затем муж. Несчастная женщина не работала и сидела с четырьмя детьми (младшей Ларисе чуть больше полутора лет), живя преимущественно на детские пособия. – Я не пью, не курю, не наркоманка, – отмечала Вера Александровна в одном из интервью. — Конечно, мы живем крайне бедно. Нам помогают благотворительный фонд и наши родственники. Тем не менее накануне прошлого Нового года в коммуналку к Камкиным пришли две женщины, представившиеся сотрудницами инспекции по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства. «Нам нужны документы на детей», – заявили они. Потом ребятишек отправили в больницу на обследование, а оттуда отвезли в детдом.

http://pravmir.ru/bednost-porok/

д) Совета Императорской Казанской «Духовной Академии, от 16 октября за 2349, с препровождением на трехмесячный срок для научных занятий проф. стипендиата А. Ремезова, книг; Kübel., Geschichte des katholischen Modernismus, Tübingen, и 2) Dorholt., Ueber die Entwicklung des Dogma. е) Канцелярии Комитета Попечительства о трудовой помощи, от 30 октября за 5516, с препровождением, для занятий студента IV курса С. Пятикрестовского, следующих книг: Андреев, И.–Филантропы и нищие. 2) Георгиевский Д. – Призрение бедных и благотворительность. СПБ. 1894; —562— 3) Григорович, Д. – Акробаты благотворительности. СПБ. 1888. 4) Кудрявцев, А. – Сравнительный очерк разных видов христианской благотворительности. СПБ. 1899:5) Лабутин – Характеры христианской благотворительности: 6) Линев, Д. – Причины русского нищенства. СПБ. 1891:7) Обнинский П. – Чего недостает нашей благотворительности. М. 1899; 8) Сахаров. П. – Наша благотворительность. М. 1895 и 9) Цвет С. – Прогресс и бедность по Генри Джоржу. СПБ. 1884. Справка: Все вышеозначенные книги и рукописи, немед­ленно по получении, сданы были для хранения и пользования ими в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. XVII. Представление Библиотечной Комиссии, от 31 октября за 1154: «На основании § 215 академического устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 765, 770 и 780 (Инспектора Академии, Проф. Архим. Иллариона), 776 (Проф. С.И. Соболевского), 762 и 1214 (Проф. С.С. Глаголева ), 1561 (Проф. А.А. Спасского), 1097 (Проф. М.М. Тареева ), 771 (Проф. М. М. Богословского ), 933, 937 и 938 (Проф. П.П. Соколова), 935 (Проф. С.И. Смирнова ), 754, 758, 764 и 769 (Проф. Д.П. Введенского), 766, 768, 779, 936 и 1129 (Проф. А.П. Орлова), 761, 763, 809, 810 и 931 (Проф. Свящ. Д. В. Рождественского ), 1204 (Доцента Н.В. Лысогорского), 772 (Доцента Н.Л. Туницкого). 767 и 774 (Доцента Свящ. И.В. Гумилевского), 799 (и. д. доцента О.М. Россейкина), 755 и 759 (и. д. доцента В.П. Виноградова ), 756 (и. д. доцента Свящ. И.М. Смирнова), 726 и 727 (и. д. доцента Н.Д. Протасова ), 699, 700, 703, 704 и 705 (и. д. доцента иеромонаха Варфоломея), 777 (Лектора Свящ. Н.А. Преображенского) и 778 (Лектора. Г.Я. Томсона)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Человек упорен и в мыслях не допускает, что можно положиться во всем на Творца. Человеку не видна его душа, не знает он без Бога, что ей полезно – быть в богатстве или в бедности; быть здоровым или больным. Душа человека повреждена как первородным, так и последующими, родовыми и собственными, грехами. Гордый человек любуется собою, потворствует своим страстям и как бы говорит: вот я, и нет иного кроме меня. Многим хотелось бы быть в здоровье и в богатстве, но что полезно душе, человек не знает. Господь же в вечности оценивает душу человека 52 . Бог неизменяем, Он даровал человеку свободу как неотъемлемое свойство творения. Спасение души человека заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом 53 . Именно так следует воспринимать Божественное попечительство о человеке и его домостроительстве. Господь посылает человеку не только скорби, но и силы на их преодоление. Бог видит, насколько тяжело человеку, однако не отнимает лечения Своего, но помогает, посылая благодать Духа (Утешителя), укрепляя человека, направляя помощников. И вот человек уже не сгибается под гнетом, но уверенно преодолевает все, что положено судом Божиим. Святые отцы отмечали, что нет человека без скорбей. Душа человека, проходя через трудности, получает возможность выздоровления при помощи Господа. Без помощи Бога человеку не пройти через скорби 54 . Человек является клеточкой единого взаимосвязанного организма природы и мироздания. Состояние души каждого человека влияет на других людей, но сильнее – на ближних его, а также и на все человечество. Благо народа, его экономики начинается с духовной здравости одного человека – с самого себя, утверждает христианское вероучение. Всякий индивид, вступающий в хозяйство, занимает в нем свое, как бы приуготовленное ему место. Каждого Бог ставит на место, наиболее для него полезное, будь то рабочий, учитель, военный или правитель. В каждый момент жизни эта польза заключается в том, чтобы человек познавал себя, – пусть не сразу, малыми шагами, но познавал.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Резолюция на прошении пономаря о пособии для его многочисленного семейства: «Попечительство учреждено для действительных служащих и не для отцов, у которых дети при месте. Сестра возрастная должна трудами приобретать пропитание. Преосвященный постарается пристроить к месту старшего сына Ивана» (Резолюции. Т. 4. С. 177. 9406). 13 июня. Присутствие на торжественном собрании в Московском университете по случаю окончания учебного года. Вместе с министром народного просвещения раздавал дипломы кандидатам и золотые и серебряные медали студентам (МВ. 1840. 49. С. 383). 14 июня. Письмо матери: «Я пробуду в Москве до 26 дня сего месяца; а потом буду в Лавре, вероятно, до половины Июля. Если угодно, можете приехать теперь; а если разсудите приехать в Июле, то, надеюсь, найдете меня более свободным, ибо тогда и отлучаться из Москвы причины не предвидится» (Письма. 1882. С. 351. 405). Письмо E. В. Новосильцевой: «Холодность к духовному не оттого ли, что мы не довольно холодны к делам мира и плоти, что внимание сильно занято земным и, привлекаясь к сему, нелегко восходить к небесному?» (Письма о духовной жизни. С. 363). 15 июня. Резолюция на прошении вдовы священника о назначении ей, 72-летней, какого-либо пособия по бедности: «Попечительству назначить ей единовременное пособие по настоящей дороговизне хлеба из той суммы, из которой недавно сделано подобное назначение по Консистории» (Резолюции. Т. 4. С. 178. 9407). 16 июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите, Отец Наместник; дело эконома и иеродиакона не кажется мне похожим на дело птенцов галочьего гнезда. Священник, который, идя к алтарю, отгоняет диакона, ему не нравящегося, и потом говорит, что не он отказал диакону, а сей отказался, – не то что птенец, который клюнул другого. Но напомните мне поговорить об экономе на месте» (Письма преподобному Антонию. С. 217. 265). 19 июня. Резолюция на прошении коммерции советника о том, что принадлежащие ему каменные лавки он предоставляет в вечное владение и пользование с оных доходами для содержания девиц и вдовиц уединенной жизни: «Поскольку существование Троицкой, что на усадьбе Одигитриевой церкви, построенной Грузинскою царевною Тамарою Георгиевною, Святейшим Синодом утверждено навсегда, между прочим ради поселившихся при ней лиц женского пола, составляющих общежитие... то с обстоятельствами места сообразно и полезно предлагаемое благотворение для обеспечения содержания находящегося при сей церкви богоугодного заведения, составленного женскими лицами, провождающими при оной скромную и набожную жизнь» (Резолюции. Т. 4. С. 129–130. 9312).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Само положение духовенства в приходе совершенно ненормально – по мнению автора. Приходский священник ныне едва ли больше, как только чиновник, присланный начальством для отправления известной службы, с той только разницей от других чиновников, что круг его обязанностей шире их и не так точно определен, и ему не положено за это никакого определенного содержания, как другим, а он должен сам выпрашивать его у тех, кому служит. Кастичность духовенства совершенно отделила его от остального общества, отняла у него и возможность и охоту заниматься общими интересами, лишила его в свою очередь общественной симпатии, внесла неподвижность, застой, мертвенность и схоластику в жизнь самого духовенства, в проповедь и духовную науку. Если ли нашему народу, привыкшему к бедности и нужде и редко видящему вокруг себя довольно выше того, каким пользуется духовенство, повод заботиться о возвышении его материального довольства. Подводя итог своим соображениям о современном положении православного прихода, автор находит в нем раздробленность и разрозненность элементов его составляющих, и эти элементы мало того, что разрознены, они даже враждебны между собой. Одна часть прихода – прихожане – должны играть чисто пассивную роль: давать, жертвовать и не принимать никакого активного участия в делах церковно-приходских; а другая часть – духовенство, пастырство – сбирать, принимать и заправлять всеми церковно-приходскими делами, не только без контроля, но и без ведома прихода. Очевидно, что части эти не органически соединены между собой, а сшиты насильственно и, как говорится, на живую нитку. Отсюда происходит между ними разделение – и внешнее и внутреннее, разделение и слабость средств и сил материальных, а также духовных и полная деморализация, как и всегда бывает в подобных случаях; отсюда происходит умаление всякого движения и развития нашей религиозно-церковной жизни, формализм, бессодержательная обрядность, косность и неподвижность вполне естественные и необходимые последствия такого порядка дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Что такое интересы ребенка? Как их определяют и учитывают, в том числе органы опеки и попечительства? Об этом мы говорим с Еленой Альшанской, руководителем БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Фото: Владимир Песня/РИА Новости      Что такое «интересы детей» – Словосочетание «интересы детей», хоть и звучит понятно, по смыслу довольно широкое. Недавние тому подтверждения – изъятие десяти детей в Зеленграде, угроза забрать детей у родителей-должников в Татарстане. Как и кем определяются интересы детей в каждом конкретном случае? – В российском законодательстве понятие «интересы ребенка» не определено. При этом оно активно используется и употребляется, например, в том же законе об опеке и попечительстве. Есть определения, данные Верховным судом или существующие на уровне регионального законодательства, но тоже с широкой и неконкретной трактовкой, например: «интересы ребенка – это условия, необходимые для его полноценного психического, физического и духовного развития». Что это за условия – совершенно непонятно. Интересы ребенка сегодня действительно часто воспринимаются как обеспечение физиологических и материальных потребностей – это видно по практике применения словосочетания или по условиям, в которых оно обычно используется. Ребенок – это объект, нуждающийся в хороших условиях для проживания, нуждающийся в полноценном питании. Чаще всего во внимание не принимается то, что связано с отношениями ребенка, его чувствами, психикой. И понятно, почему – это сложнее определить, это эфемерные вещи. Но они должны быть определены, хотя бы с базовыми потребностями ребенка нужно разобраться. Каждый из нас понимает: живому человеку его чувства, его психологическое состояние, отношения с другими людьми, не менее важны, а зачастую важнее, чем условия проживания. Человек, живущий в бедности и скудно питающийся, но в условиях любви, принятия и свободы, чувствует себя намного лучше лишенного привязанностей и любви, никому не нужного человека, живущего в достатке и идеальной чистоте. Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Фото с сайта diaconia.ru     

http://pravoslavie.ru/100262.html

В этом тексте есть всё. Прежде всего, - декларация интересов ребёнка в отрыве от интересов семьи. Что есть права ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие определяют органы опеки, поскольку именно опека устанавливает, есть ли противоречия между интересами родителей и интересами детей. Здесь же заложен механизм, когда ребёнок может самостоятельно обращаться в органы опеки с жалобами на родителей, а все иные граждане обязаны (!) сообщать в органы опеки о нарушении прав и законных интересов ребенка. Что такое законные интересы ребенка в данном случае, видимо, остается на усмотрение бдительных граждан. Далее в письме следует «утешающая» часть. В ней говорится, что приоритетами деятельности опеки является профилактика семейного неблагополучия на ранних стадиях, чтобы, по возможности, сохранить его пребывание в родной семье; что отобрание ребёнка у родителей осуществляется лишь как крайняя форма воздействия; что в случае отобрания с родителями проводится «реабилитационная» работа, чтобы, если это возможно, вернуть ребёнка в родную семью. И даётся ссылка на документ, в котором эти приоритеты реализованы, а именно на - Письмо Минобрнауки от 30 июня 2008 года ИК-1105/06 «О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства». В данном документе есть свои ювенальные достопримечательности. Во-первых, там прописывается бедность как основание для зачисления на ювенальный учёт. При поступившем сигнале органы опеки должны выяснить, каковы «жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, семейную историю, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребенка» .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/04/yu...

Закончил лекцию Булгаковский советом, как избавиться от этого губительного порока. Пьяницу лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство. Посему, восстановление и укрепление пошатнувшейся воли, решимость в борьбе со страстью, помощь ближнего в этой борьбе – лучшие средства к искоренению порока, средства, которые, без всякого сомнения, найдутся у любого человека, хотя не у всех в одинаковой мере, у некоторых даже в очень незначительной, но постепенными упражнениями они могут быть доведены до высокой степени развития» 408 . Следует несколько слов сказать о том, что вообще представляли собой народные чтения в России. К сожалению, они, как и все вообще внешкольное образование, развивались при самых неблагоприятных условиях. Хотя вопрос об устройстве народных чтений выносился на обсуждение представителей правительства ещё в конце 1860-х годов, общие правила для их устройства были изданы лишь в 1894 году. Но и эти правила оказались до крайности стеснительны, особенно для провинции, так как открытие чтений требовало разрешения из Петербурга со стороны министра народного просвещения, министра внутренних дел и обер-прокурора Святейшего Синода. Нередко разрешение давалось только через три-четыре года, а чаще совсем не давалось. При таких условиях немного находилось охотников устраивать народные чтения. Кроме того, чтения должны были производиться под непосредственным наблюдением и ответственностью ближайших представителей духовного или учебного ведомства, каждый раз нужно было указываться, кто именно предполагает устраивать чтения, и устроители должны были получить одобрение местного административного, учебного и духовного начальств. Между тем благоприятное значение для развития народных чтений имел изданный в том же году устав Попечительств о народной трезвости, которым, между прочим, было предоставлено право устраивать народные чтения и собеседования с целью предоставить населению возможность проводить свободное время вне питейных заведений. Мало того, что открытие народных чтений было обставлено множеством формальных сложностей, поразительной бедностью страдал каталог произведений, допущенных к прочтению в народных аудиториях, как в количественном, так и в качественном отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Еще более высокое достоинство в смысле благотворительности представляют нам, так называемые, алиментации или институты для воспитания детей бедных родителей. Эти учреждения мы находим при императорах времен христианства – Нероне, Антонине, Пие, Септимии, Севере и других. Для содержания детей взимался особый поземельный налог, на который и воспитывались мальчики до 18 лет, а девочки до 14 лет. Правом благотворительного воспитания пользовались дети свободных родителей. Основная цель здесь, как и в других случаях, была политическая: при заметном уменьшении народонаселения в Италии заботой императоров стало поддержать молодое поколение, особенно столь необходимое для легионов. Но нельзя отрицать, что названные учреждения имели своим основанием и гуманное чувство – сострадательность к детям; так как в то время дух христианства начинал заметно веять уже во всей исторической атмосфере римского государства. Но, бесспорно, в виде исключения, благороднейшим, высоконравственным мотивом отличается одно поразительное явление в истории языческого мира – строго организованное попечительство о бедных гражданах в Афинах. Это было обеспечение положения бедных единственно ради их бедности, исключавшее всякие другие, сторонние соображения и расчеты: оно состояло в том, что все, не имевшие возможности содержать себя по телесной слабости или болезненному состоянию – слепые, калеки и т.п. получали на содержание ежедневно по два 45 обола. 46 Точно также дети воинов, павших в битве, воспитывались на государственный счет до 18 лет. Вообще сироты, их состояние и интересы, оберегались с особенною заботливостью, их наследственное имущество освобождалось даже от государственной пошлины. Но такое истинно-филантропическое отношение к бедным ради их самих встречается в древнем мире, повторяем, только в Афинах и нигде более. Однако, и по отношению к этому замечательному исключению считаем не лишним заметить следующее: так как древний классический мир, греческий и римский, никогда и ни чрез кого, в лице какого-либо философа или поэта, не говорит о такой любви к ближнему, которая бы сострадала бедному или несчастному ради его самого; то забота афинян о положении бедняков скорее вытекала из простого желания видеть вполне благоустроенною свою общественную жизнь, на светлом фоне которой не являлось бы омрачающих ее пятен, в виде скитающихся всюду нищих, нежели из чисто нравственной безрасчетливой любви к последним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Если же, напротив, он не раскаивается и до самой кончины своей будет упорствовать в заблуждениях безбожия, то при этом случае пастор может, однако же с надлежащею осторожностью и с чувством христианского смирения и снисходительности, сказать несколько слов для увещания и назидания прихожан или, по крайней мере, родственников и друзей умершего. При распространении заразительных болезней, а равно и во всякой иной общественной опасности, проповедники не должны оставлять своих приходов и отказываться от обязанности посещать больных и приобщать их. В этих случаях, когда обстоятельства сильно действуют на умы и сердца людей, они должны стараться обращать особенное внимание своих прихожан на Божественные указания и испытания. По требованию начальства, пасторы обязаны посещать лиц своего исповедания, заключенных в тюрьмы и крепости. Но они не могут отказываться от этого и тогда, когда их посещения пожелают сами заключенные, особенно опасно больные, нуждающиеся в утешении и освящении таинствами. Мало того. Испросив дозволение начальства, пастор, и без приглашения, обязан посещать тюрьмы, чтобы заключенных лютеран наставлять и утешать словами Св. Писания. Затем, пастор в особенности должен заботиться о бедных в своем приходе, призирать их и доставлять им возможную помощь, поступая, впрочем, с надлежащею осторожностью при выдаче свидетельств о бедности (ст. 439). В царстве польском, у протестантов аугсбургского исповедания, пасторам также вменяется в обязанность призирать бедных своего прихода и доставлять им помощь, но-„вместе с церковною коллегией (т. е., попечительством), под наблюдением Советов Общественного Призрения” (ст. 907). Далее,-предметом попечения лютеранских пасторов должны быть школы и вообще воспитание юношества в их приходах. Поэтому пасторы обязаны тщательно посещать сельские школы и внимательно следить за религиозно-нравственным воспитанием детей как в общественных школах, так и в семействах своего прихода. Там, где существует или может быть введен обычай, по которому пасторы посещают своих прихожан в их домах, для испытания их в знании Закона Божия, они обязаны с точностью и, как можно чаще, пользоваться им, как весьма полезным средством для просвещения и нравственного улучшения вверенных им паств.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010