Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ханания (Анания) Ханания (Анания) [евр. Хананья, греч. Гананиас, «Яхве милостив» ]: 1) вениамитянин, сын Шашака ( 1Пар. 8:24 ); 2) левит, руководитель шестнадцатой чреды певцов, назначенных Давидом для служения в храме ( 1Пар. 25:4.23 ); 3) военач. царя Озии ( 2Пар. 26:11 ); 4) отец ⇒ Седекии , один из высших чиновников царя ⇒ Иоакима ( Иер. 36:12 ); 5) сын Азура, лжепророк из Гаваона, разбивший ярмо, которое по воле Господа носил Иеремия ( Иер. 27:2 ). За лжепророчество Господь возвестил ему через Иеремию скорую смерть, и через два месяца после этого он умер ( Иер. 28 ); 6) предок начальника стражи Иреии, современника Иеремии ( Иер. 37:13–15 ); 7) евр. имя ⇒ Седраха ( Дан. 1:6 ); 8) сын Зоровавеля, отец Фелатии и Исаии ( 1Пар. 3:19.21 ); 9) израильтянин из семейства Бевая, взявший иноплем. жену ( 1Езд. 10:28 ); 10) изготовитель мазей (в Синод. пер. – «сын Гараккахима»), принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены ( Неем. 3:8 ); 11) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся от имени своего рода под обязательством соблюдать Закон ( Неем. 10:23 ); 12) начальник Иерусалимской крепости, который вместе с братом Неемии Ханани получил в городе значит. власть ( Неем. 7:2 ); 13) глава священнич. рода Иеремии во времена первосвященника ⇒ Иоакима ( Неем. 12:12.41 ); 14) член первой христ. общины в Иерусалиме, отдавший апостолам часть средств от продажи своего имения для раздачи бедным. С ведома жены Сапфиры Анания утаил от апостолов часть средств, утверждая при этом, что отдал всю вырученную сумму. Т.о., пожертвование Анании шло не от чистого сердца. Солгав апостолам, он солгал Св. Духу, а также – Богу, Который обличил Ананию через Петра и произвел Свой суд: Анания и его жена умерли ( Деян. 5:1–11 ). ⇒ Бедность, бедный, попечительство о бедных ; 15) ученик из Дамаска, которому Господь, явившись в видении, поручил пойти в дом Иуды на Прямой улице и возложить руки на ослепшего Савла, с тем чтобы тот вновь прозрел и принял Св. Духа. Анания подтвердил Павлу, что он призван Иисусом, и отвел его в христ. общину ( Деян. 9:10–18 ; Деян. 22:12–16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Общность имущества: Общность имущества: 1) О.И. в первохрист. общинах, в частн. в Иерусалимской церкви ( Деян. 2:42–47 ; Деян. 4:32–37 ), принципиально отличалась от О.И. в других религ. и политич. организациях того времени. В христ. общинах имущество не изымалось принудительно, а добровольно передавалось ее членами в общее пользование ( Деян. 4:34.35 ; Деян. 5:4 ). О.И. не была закреплена к.-л. строгим уставом, которому автоматически подчинялся бы каждый вступивший в общину. Подобная практика в Иерусалимской церкви была вызвана целым рядом обстоятельств (см. ниже). Специфич. условия могли сложиться и в других местах (см. 2Кор. 8:13 , где ап. Павел говорит о необходимости равномерного распределения «избытка»); 2) объективной причиной для О.И. являлась, вероятно, несостоятельность: а) тех членов христ. общины, которые в результате своего обращения ко Христу потеряли работу или лишились поддержки своих семей; б) неимущих иудеев, утративших доступ к благотворит. помощи; в) галилеян, переселившихся в Иерусалим, но не имевших возможности заработать себе на жизнь. О.И. стала результатом самоотверженности первых христиан, готовых всем пожертвовать ради Господа и Церкви. Вероятно, еще одной причиной возникновения О.И. было желание последовать примеру апостолов – ведь именно принципом взаимопомощи руководствовалась в первую очередь община, в которой они жили с Господом. Одни вступали в общину, следуя завету помогать бедным ( Втор. 15:4–8 ), другие видели в богатстве источник соблазна ( Мф. 6:19–21 ; Мф. 19:23 ). На возникновении О.И., несомненно, сказалось ожидание скорого Второго пришествия Христа, с приходом Которого всё материальное будет обесценено; 3) несмотря на установление О.И., Иерусалимская церковь нуждалась в помощи извне. И помощь приходила: когда в Иерусалиме начался голод, помощь поступила из Антиохии ( Деян. 11:27–30 ). Позднее ап. Павел собирал в общинах, состоящих из обращенных язычников, дары для Иерусалимской церкви ( Рим. 15:26 ; 1Кор. 16:1 ; 2Кор. 8 – 2Кор. 9:1 ). ⇒ Бедность, бедный, попечительство о бедных . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1. Святой Анны, принадлежит Лавре святого Афанасия, возник в XI веке, имеет до 61 келлии, в которых пребывает до 238 иноков, почти исключительно греков, соборный храм во имя святой праведной Анны (25 июля). 2. Кавсокалийский, во имя Пресвятой Троицы, принадлежащий той же Лавре святого Афанасия, устроен в XIV веке, имеет до 39 келлий, в которых живёт до 95 иноков почти исключительно греков, соборный храм во имя Святой Троицы. Название монастырей Век основания или возобновления Число братства Количество десятин земли на Афоне Количества метохов вне Афона Количества скитов Количества келлий и калив Количество дохода за скиты и келлии Сумма: рублей, полученных из России Количества взноса в Протат Общая приблизительная оценка состоятельности Общежительные: Дионисиатский 80 Средний Кутлумушский 80 Бедный Каракальский 70 Бедный Симонопетровский 55 Бедный Павловский 00 Бедный Ксенофский Основан в X, обновлён в XIX при помощи России 45 Средний Григориатский 20 Средний Есфигменский Основан в V, обновлён в XI 50 Бедный Кастамонитский 85 Бедный В. Штатные Лавра св. Афанасия 75 Богатый Ватопед Основан в IV, возобновлён в X 120000 50 Очень богатый 120000 50 Богатый Пантократорский 95 Бедный Ксиропотамский Основан в V, возобновлён в X 25 Богатый Дохиарский 70 Средний Филофеевский Возобновлён в XI 05 Средний Ставроникитский Возобновлён в XVI 35 Бедный 3. Димитровский, принадлежит Ватопедскому монастырю, происхождения древнего (но точно время неизвестно), имеет до 23 келлий, в которых живут до 60 человек почти исключительно греков, соборный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября). 4. Предтеченский, принадлежащий Иверскому монастырю, возник в XVI веке, имеет до 10 келлий, в которых живёт до 40 иноков почти исключительно греков, соборный храм в честь усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 5. Пантелеимоновский, принадлежащий Кутлумушскому монастырю, возникший в XVIII веке, имеет 23 келлии с 60 иноками, соборный храм во имя святого великомученика Пантелеимона (27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень интересной была встреча с игуменией Серафимой 4 , настоятельницей Софийского Покровского монастыря в Княжево. Этот монастырь был основан владыкой Серафимом (Соболевым) 5 , известным русским архиереем, управлявшим после революции русскими приходами в Болгарии. Владыка был настоящим монахом, искренним и монахолюбивым человеком. Сегодня он прославлен в лике святых. К его могиле в крипте русского Никольского храма постоянно идет народ, как у нас к блаженной Матронушке, паломничество не иссякает ни на один день. Матушка Серафима - урожденная княжна фон Ливен; ее отец, князь Андрей, был до революции предводителем дворянства в Коломне, а в 1920-е годы принял священный сан в Болгарии. Сама она закончила Богословский факультет Софийского университета. Монастырь, которым она руководила, был лучшей в Болгарии женской обителью, с большим количеством сестер, с очень строгим богослужебным уставом. Я общался с матушкой Серафимой довольно регулярно. Это человек удивительной глубины, я таких людей больше никогда не встречал. В ней поражало сочетание образованности, благородства и богатейшего духовного опыта, что придавало какое-то особое звучание каждому ее слову. К ней ходили очень многие болгарские архиереи. Кстати, это - к вопросу о том, бывают ли мудрые игумении, способные быть духовными наставницами. Бывают, и в ее лице я это увидел. О грешнике ничего другого сказать нельзя, кроме этого слова - бедный Когда я учился в Болгарии, я общался с матушкой Серафимой достаточно часто, задавал ей самые разные вопросы и удивлялся ее отношению к миру, ее взглядам на духовную и церковную жизнь. И до сегодняшнего дня ее ответы кажутся мне очень точными и глубокими. Как-то раз произошел такой случай. Я пришел к ней и рассказал об очень, скажем так, неприглядном поступке одного человека, который и меня отчасти задевал. Впоследствии этого человека исключили из духовного учебного заведения, где он учился. Но когда я рассказывал, меня поразила реакция матушки. Слушая меня, она повторяла: «Бедный, бедный» - с чувством не просто глубокого сокрушения, а с сердечной болью... И я подумал, что если бы то, о чем я говорил, было рассказано другому человеку, он наверняка реагировал бы совсем по-иному: «Да ты что? Вот это да! Ну, негодяй!». А она действительно с состраданием ненаигранным - это была ее естественная реакция - говорила об этом человеке единственное: «Бедный!». Тогда меня это до глубины души поразило, и, думаю, Господь не случайно дал такой опыт: я увидел, как надо реагировать на человеческий грех. Потому что на самом деле о грешнике ничего другого сказать нельзя, кроме этого слова - бедный.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

’ Из жизни и слов Иисуса Христа видно, что Он не отвергал богатства, как такового. Если же Он богатому и знатному юноше посоветовал продать имение и раздать нищим, то это был только совет и указание пути совершеннейшего человека, желавшему совместить привязанность к богатству со служением Богу. Этот совет не был и не мог быть общехристианскою заповедью, как и апостольский совет девства. Могущий вместить эти советы, сделать их заповедью лично для себя, пусть вмещает! Христианская Церковь относится к богатым и бедным вполне беспристрастно. Она предлагает одну и ту же трапезу «и для богатого, и для бедного. Для самого царя, носящего диадему, облечённого в багряницу, которому вручена власть над землею, для этого царя и для бедняка, просящего милостыню, предлагается одна и та же трапеза. Часто (бывало в древней церкви): богатый и бедный стоят в церкви; наступает час принятия божественных тайн; богатый удаляется, как непосвященный, а бедный вступает в небесную обитель. Часто бедный имеет перед богатым первенство в благочестии, когда они стоят в церкви» 493 . Это значит, не то, что бедный выше богатого перед лицом церкви, но что они здесь равноправны. Кроме того существуют и положительные, хотя не безусловные, преимущества бедности перед богатством. «Люди, ничего не имеющие, преимущественно перед всеми могут говорить свободно. Сколько богатых было во время Ирода, сколько сильных. Но кто выступил на средину, кто обличил тирана? Кто защищал оскорбляемые законы Божии? Из богатых никто, а бедный и нищий, не имевший ни постели, ни стола, ни крова, житель пустыни Иоанн, – этот один и первый со всею смелостью обличал тирана. Также прежде него великий Илия, не имевший ничего, кроме милоти, один с великим мужеством обличил нечестивого и беззаконного Ахава. «Ничто не даёт такой смелости в речах, не располагает быть отважным во всех бедствиях, не делает столько непобедимым и сильным, как то, чтобы не иметь ничего и не быть связанным ничем» 494 . «Бедность – великая наставница людей: она побуждает и принуждает их к работе, занятию ремеслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

И когда ты видишь в церкви бедняка, стоящего рядом с богачом, частного человека с сановником, подчиненного с правителем, тогда как вне храма он трепещет его могущества, тогда подумай, что значат слова:  волк будет жить вместе с ягненком . Конечно, волком ты назовешь богатого, а агнцем бедного. И почему это? Потому что волк поступает с агнцем так же, как богатый с бедным. И не опускай из виду того, что часто богатый и бедный стоят в церкви рядом, а когда наступает время совершения таинства, богатый изгоняется как непосвященный, а бедный остается внутри под кровом неба; и богатый не негодует, потому что сам сознает себя чуждым божественных таин. Впрочем, о, божественная милость! Не только равночестность существует в церкви по благодати Божией, но часто и в том случае, когда богатый и бедный стоят рядом, по отношению к благочестию бедный стоит впереди богатого, и ни богатство нисколько не возвышает своего обладателя в деле благочестия, ни бедность не вредит верному, допуская его с дерзновением предстоять святому жертвеннику. Из слова о том, что нужно удаляться от зрелищ Мы же все, возлюбленные, последуя в любви к Богу примеру праотца нашего Авраама, вере в Бога не будем предпочитать никаких временных благ, ни отечества, ни племени, ни богатства, ни славы, ни любимого ребенка, хотя бы он был даже единственным, — чтобы, сделавшись по вере чадами праотца Авраама, нам упокоиться в недрах его вместе с Исааком, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слово нам показало, что даже над самими собой мы не господа, но правители. Все подлежит законам и повелениям; (человек) есть раб Законодателя и подданный. Если части нашего тела не свободны от власти (над ними), но в своих действиях руководятся волей Владыки, то что сказать о тех, которые думают, что они безотчетно владеют золотом, серебром, землей и остальными веществами? Нет ничего твоего, человек! Ты раб, и твое принадлежит Господу; у раба нет свободного имущества.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Вот ладно, как муж приказал, так жена и сделала: сидит да горючими слезами заливается. Приходит мужик в горницу, она его и спрашивает: «Тебе что?» – «За должком к Марку Богатому», – отвечает бедный. «Ну, мужичок, Марко Богатый приказал долго жить; сейчас только помер». – «Царство ему небесное! Позволь, хозяйка, за мою копеечку послужу ему – хоть грешное тело обмою». С этим словом ухватил чугун с горячей водою и давай Марка Богатого кипятком ошпаривать. Марко еле терпит, морщится да ногами дрыгает. «Дрыгай не дрыгай, а копейку подай!» – говорит бедный. Обмыл, снарядил как надо. «Ну, хозяйка, покупай гроб да вели в церковь выносить; я стану над ним псалтырь читать». Положили Марка Богатого в гроб и вынесли в церковь; а мужик стал над ним псалтырь читать. Наступила темная ночь. Вдруг открывается окно и лезут в церковь воры-разбойники; мужик за алтарь спрятался. Воры влезли и начали меж собой добычу делить; все поделили, остается золотая сабля – всякий к себе тащит, никто не уступает. Бедный как выскочит, как закричит: «Что вы спорите? Кто мертвецу голову отрубит, того и сабля будет!» Марко Богатый вскочил сам не свой. Воры испугались, побросали свою казну и кинулись бежать. «Ну, мужичок, – говорит Марко, – давай деньги делить». Разделили поровну; много досталось и тому и другому. «Что ж копеечку?» – спрашивает бедный. «Эх, брат, сам видишь – мелких нет!» Так-таки и не отдал Марко Богатый копеечки. Народные анекдоты Старуха-мать ругала мальчишку, чтоб он не ходил на реку купаться: «Ну, курвин сын, смотри, коль утонешь, так и домой не ходи!» Раз зимою ехали по Волге-реке извозчики. Одна лошадь заартачилась и бросилась с дороги в сторону; извозчик тотчас погнался за нею и только хотел ударить кнутом, как она попала в майну и пошла под лед со всем возом. «Ну, моли Бога, что ушла, – закричал мужик, – а то я бы нахлестал тебе бока-то!» Поехал молодой мужик на промыслы, а жена пошла его провожать; прошла с версту и заплакала. «Не плачь, жена, я скоро приеду». – «Да разве я о том плачу? У меня ноги озябли!»

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

«Я человек бедный,» скажешь. «Что-же мне делать, когда я едва себя могу содержать? Где взять мне сил и средств на содержание людей лишних?» — Ты человек бедный? Но так-ли ты беден в самом деле, чтоб был уже не в состоянии прокормить одного, лишнего по твоему, человека? Не гоняешься-ли ты за бóльшим, излишним? Не скопляешь-ли на черный день? Не скупишься ли ты? — Ты человек бедный? Но все-ли ты употребляешь силы и средства к облегчению своей бедности? Усугубляешь-ли свои труды, приумножаешь-ли свои занятия? Не ленишься-ли ты? — Ты человек бедный? Но если ты добрый сын, — скорее сам перенесешь известное лишение, чем заставишь переносить его своего престарелого отца, или мать. Если ты настоящий отец, — скорее себе откажешь в куске хлеба, нежели оставишь без него свое дитя. — Впрочем, выше мы видели, что не бедность только заставляет так делать. Гордость, самолюбие, своекорыстие, не любовь к людям — вот еще что, и бóльшею частию именно это заставляет так делать. Человеку досадно, что его трудами пользуются люди, не принимающие в них участия, и вот он гонит их от себя, как лишнее бремя, как напрасно ядущих хлеб его. Он забыл, что этот человек, напрасно ядущий хлеб его, есть первый благодетель его на земле, которому он обязан решительно всем, самою даже жизнию своею. Он забыл, что это дитя — его лишнее бремя — кость от костей его и плоть от плоти его, — что оно некоторым образом есть как-бы он сам, и во всяком случае нисколько не виновато тем, что родилось калекой… Есть и такие, которые заставляют своих домашних нищенствовать — в надежде и самим поживиться от их нищенских сборов. И — замечательное дело: этот человек, который заставил своего отца, свою мать, свое дитя пойти в нищие, — этот самый человек, при встрече с чужим нищим, нередко подает ему Христа ради. Так всегда и везде: ложь и неправда обманывает сама себя! Не думаешь-ли ты этими подаяниями чужим нищим загладить вину свою в отношении к своим, домашним? Или ты представляешь, что только тот — настоящий нищий, который бродит и просит, и только такому нищему поданная милостыня приятна Богу? Или это у тебя фарисейская замашка — делать благодеяния на-показ? Или, наконец, ты расчитываешь, что при таком благодеянии можно обойтись только несколькими копейками и спасти свою душу, тогда как на содержание тех людей, которых ты сделал нищими, потребно гораздо более? — Откуда-бы ни происходило это в тебе, — во всяком случае, не льстися, возлюбленный! Милостыня твоя не благоугодна Богу; она не спасет тебя. Вопли твоих присных, которых ты прогнал от себя, день и нощь вопиют во уши Господа Саваофа 5, 4): оне заглушают своею силою глас молитвы, возносимой за тебя чужим нищим, не дают ему доходить до престола Господня, и уготовляют тебе, вместо милости и любви, праведный гнев Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

«Бедность, по образу св. отца, безопасное прибежище, тихая пристань, всегдашнее спокойствие, неомрачаемая опасностями радость, чистое удо­вольствие, жизнь невозмутимая и безмятежная, благополучие ненаруши­мое, источник мудрости, узда надменности, свобода от наказания, корень смирения» 554 . Множество раз сравнивает св. Иоанн значение богатства и бедности в их отношении к внутреннему самочувствию человека и везде находит, что даже в отношении к этой жизни бедный счастливее богато­го. Добровольно бедный, по мысли святителя, всегда весел, не озабочен, не огорчается потерей. Он – собственник всей земли и моря; не боится и смерти, потому что его город – небо. Он и здоровьем крепче, а потому и счастливее богатого. Бедному даже при желании никто не может по­вредить, да и нет побуждений вредить: завидовать нечему, сердиться не за что 555 . «Бедный и спит, и ест, и пьет с большим удовольствием, нежели богатый»; при этом, бедный ни от кого не зависит, если у него бедность соединяется с любомудрием 556 . И так как сила души – в ее свободе от забот 557 , то эта внутренняя независимость есть высокое преимуще­ство бедности 558 . Мы не будем приводить указанных нами мест, а лишь скажем кратко, что во всех этих местах св. Иоанн Златоуст энергично борется против того ложного, но широко распространенного взгляда на богатство, по которому оно – благо, а бедность – зло, и защищает, не­редко в ярких образах, преимущества простоты бедности перед велико­лепием богатства. отец называешь низшими. Но есть еще, говоря его словами, «другое утешение, но только свойственное любомудрым. Какое же? То что и богатство – ничто, и бедность – ничто... все это кратковременно и различается одно от другого одним только названием. Кроме того, есть еще иное, большее (утешение), состоящее в том, чтобы представ­лять себе будущие страдания и блага: страдания истинные и блага истинные» 559 . Только будущая жизнь есть наше истинное и вечное благо, и вот, перед лицом этого истинного богатства бедность есть прямой путь для наследования вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Св. Иоанн Богослов говорит (1 посл. св. Иоан. 2:16 ): «яко все еже в мире похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская». Дух христианства совершенно этому противоположен, то есть он состоит в отречении от незаконных плотских наслаждений; от временных благ, обольщающих наше сердце через зрение; от гордости, которая проявляется во всех действиях земного человека, и есть не что иное как поклонение самому себе или себялюбие. В первой заповеди блаженства Иисус Христос одним словом начертал существенное свойство верного своего последователя, в противоположность приверженцу мира. Последний считает только себя целью всего существующего, желая употреблять все как средство к своему счастью, он становится рабом всего и несчастным. Христианин, напротив, ничего не видит в мире достойного привязать его дух и сердце. Его внимание всегда устремлено на будущий мир, где блаженство его будет полное; он пользуется всеми дарами мира, как средством достижения той цели, для которой он создан, то есть неба. Отсюда рождается дух самоотвержения, наименованный Спасителем духом нищеты. Богаты и бедный могут воспитывать его одинаково. Богатый и обремененный почестями может быть нищим по своим чувствам, если в богатстве и почестях видит только средства, данные ему Провидением для совершения подвигов любви и правды. С другой стороны, бедный благами здешнего мира может быть скупым и гордым вследствие незаконных пожеланий, если считает источником своего счастья те блага, которым завидует. Следовательно, можно получить благословение нищеты среди богатства и проклятие богатства, находясь в нищете. – Иисус Христос вознес бедного над богатым не потому, что он лишен благ здешнего мира; богатый и бедный равны перед Ним, если оба водятся духом нищеты и самоотвержения. Истинный нищий, в духе христианском тот, кто не прилепляется сердцем к благам мира, а не тот, кто их не имеет. По словам Иоанна Златоуста (Бес. 2 §5), «бедный не тот, кто не имеет ничего, – а желает много. Богатый не тот, который владеет многим, – а ограничивает свои нужды. Воля и образ жизни соделывают богатым или бедным, а не лишение или изобилие благ мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010