Косулино. Церковь Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты Флоро-Лаврская церковь, каменная, однопрестольная. Освящена во имя муч. Флора и Лавра в 1910 г. В 1922 г. изъято 6 фунтов 22 золотника серебра (2,4 кг.). С 1924 г. до закрытия сергиевской ориентации. Закрыта в 1930-е гг. Возвращена в 1995 г. Действующая. Впервые Косулино упомянуто в документе 1721 года как многодворная деревня на речке Бобровке, через нее шла дорога на Каменский завод и Долматов монастырь, а после 1735 года она упоминается уже как станция на Сибирском тракте. В 1709 году Косулино входило в приход села Багарякского. В 1866 году косулинцы вместе с жителями деревень Малая Брусяна и Гусево образовали Малобрусянский приход с церковью в Малых Брусянах. И лишь в 1877 году косулинцы построили свою церковь, стали селом и Косулинским приходом. Обращая часовню в храм, жители предполагали в скором времени приступить к постройке нового храма. Но не так вышло на самом деле. Не прошло и пяти лет, как село постигло большое несчастье. 15 мая 1883 года возник пожар, в пламени которого погибла лучшая половина села. Огнем было опустошено все вокруг храма, но сам храм остался цел и невредим. Священник Конев из-за бедности прихода стал продавать входные билеты в церковь, за что в 1885 году на год закрыли церковь, чтобы очиститься от скверны. Благосостояние косулинцев год от году скоро стало улучшаться, начали появляться новые хорошие дома, население стало значительно увеличиваться. Только один храм имел убогий вид, который не гармонировал с обывательскими домами. Благодаря неусыпной заботе бывшего церковного старосты, члена строительного комитета Н.Т. Слепухина было открыто в селе Косулино церковно-приходское Попечительство, целью которого была забота об изыскании средств на постройку нового храма. За шесть лет существования Попечительства было собрано около 2 тысяч рублей, заготовлено строительного материала на 1,5 тысячи рублей и скоплено церковного капитала до 4 тысяч рублей. Заказали план на постройку новой церкви и смету. По смете оказалось, что необходимо 20 тысяч рублей. Где взять такую сумму? Этот вопрос беспокоил всех членов Попечительства. Председателем Попечительства в то время был священник отец Конев – старец преклонных лет и человек болезненный. Идти дальше плана и сметы он не осмеливался. В 1903 году в село Косулино из Пермской епархии приезжает священник Знаменский, при котором дело постройки храма стало быстро продвигаться.

http://sobory.ru/article/?object=11102

Церковно-приходские попечительства существуют при 178 церквах Рижской епархии. Попечительства, состоящие при городских церквах, и имеющие в своем распоряжении более или менее значительные средства, оказывали, по мере своих средств, вспомоществование бедным семействам, сиротам, больным, престарелым и детям школьного возраста, не имеющим средств для платы за обучение в школах, и заботились о поддержании своих церквей; сельские же попечительства заботились большей частью о сборе пожертвований на церковные нужды и о содержании в порядке приходских кладбищ. Положение православия в Грузинском экзархате Грузинский экзархат состоит из 4 епархий: Грузинской, Имеретинской, Гурийско-Мингрельской и Сухумской. Православных приходов в Экзархате к концу отчетного периода состояло 1497. Всех церквей было 2390. В 1897 г. окончен, между прочим, постройкой Александро-Невский собор в г. Баку, на сооружение которого было ассигновано 300,000 рублей из казны. Недостатка в церквах в Грузинском экзархате, и в особенности в Грузинской епархии, не замечается, скорее чувствуется в них даже избыток, который объясняется тем, что в большинстве приходов указанной епархии, кроме штатных церквей имеется по нескольку приписных. Исключение в этом отношении представляет Сухумская епархия, где вследствие разбросанности населения, ежегодно увеличивающегося переселенцами из внутренних губерний России, начинает ощущаться недостаток в церквах. Большинство церквей Грузинского экзархата мало поместительны, не отличаются ни изяществом архитектуры, ни внутренним убранством, и вообще бедны. Эта бедность приходских церквей, по сообщению преосвященного экзарха Грузии, обусловливается разными причинами, главным же образом бедностью самих прихожан, отсутствием доброго навыка к благотворительности на устройство храмов Божиих и полным небрежением к духовным интересам. Православное население четырех епархий Грузинского Экзархата в 1897 г. состояло из 1.315.180 душ, в том числе мужеского пола было 702.267 и женского 612.913, разных национальностей, различающихся между собою и житейским бытом и умственно-религиозным складом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«А угодно ли кронштадтской публике видеть непривлекательную картину бедности наших нищих? Не гнушайтесь, это члены наши, ведь это братия наши. Вот эта картина: представьте себе сырые, далеко ушедшие в землю подвалы домов, в которых по преимуществу помещаются наши нищие; тут помещается по 30, 40 и 50 человек в жилье, тут старые и взрослые, и малые дети, тут и младенцы, сосущие сосцы, в сырости, в грязи, в духоте, в наготе, а часто в голоде». Отец Иоанн предлагал «всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому образовать из себя попечительство или братство, по примеру существующих в некоторых городах, в том числе в Петербурге, и соединенными силами заботиться о. приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища». Тем не менее потребовалось около 9 лет до закладки здания, которая состоялась только в 1881 году (открытие же Дома 12 октября 1882 г.). Сперва же, в 1874 году, было образовано приходское попечительство о бедных, в создании которого, как и в постройке дома, принял деятельное участие церковный староста собора В. Д. Никитин. В попечительство вошли люди самых различных классов населения и вели работу очень дружно. Умение объединить столь различных по происхождению людей – заслуга отца Иоанна Кронштадтского , которому принадлежал не только почин дела, но и главное руководство. К несчастию, когда Дом был уже почти готов, однажды ночью, невдалеке, в некоторых «веселых заведениях» возник пожар, скоро охвативший многие здания и приблизившийся к Дому трудолюбия. Отец Иоанн с тревогой смотрел на надвигающееся бедствие и просил полицмейстера Головачева принять предохранительные меры в районе Дома трудолюбия, в чем ему было отказано, – и Дом сгорел. Ценой огромных усилий Дом трудолюбия был спустя год восстановлен. При Доме был открыт храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Первоосновой Дома трудолюбия, который потом разросся почти в целый городок, были пеньковая и картузная мастерские, где в 1902 году, например, работало одновременно до 7281 человека. Легкий труд был сознательно избран для почина, чтобы от приступавших к работе не требовать каких-либо особых знаний, а только добрую волю. Важно было без промедления помочь отвыкшим от труда людям вступить на трудовой путь и пожинать сразу же хотя бы скромные плоды добрых усилий. Но тут же, главным образом для детей и подростков, открывалась возможность приобретать ценный капитал знания: начальное и специальное ремесленное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Школ и грамотных в приходе до половины настоящего столетия не было. Только с 1847 года священник И. Перетерский, при содействии и помощи помещика Половцова, завел небольшую школу, помещавшуюся то в его доме, то в мызе Половцовой, в которой ежегодно, по зимам, обучал до 20 человек крестьянских детей обоего пола чтению, письму, молитвам и началам арифметики; эта школа существовала до 60 года. После 61 года сами крестьяне стали заводить в деревнях небольшие школы, в которых обучали пришлые учителя или свои же грамотные крестьяне и отставные солдаты. С учреждением земских школ, дети крестьян стали учиться в них. В настоящее время ближайшая земская школа, в которую ходят дети прихожан, в соседней деревне Передольского прихода. Участие причта в последних школах ограничивается преподаванием священником Закона Божия. Грамотных всего в приходе в настоящее время до 100 человек. Церковно-приходское попечительство существует с 1869 года; председатель его местный священник, а члены: помещик Скобельцын, протоиерей Вдовьего дома в С-Петербурге, Иоанн Яковлевич Преображенский, уроженец нашего села, избранный прихожанами в 1869 году в знак признательности за его постоянные заботы о благостоянии местного храма и причта и многие пожертвования на тот и другой предмет, и наконец до 50 человек крестьян прихожан. Средства попечительства составляет единственно сбор в кружку при богослужениях, который за все время существования попечительства, по бедности и незначительности прихода, очень невелик, не доходит и до 100 руб. сер. и употребляется по частям на нужды церкви, поддерживание в порядке кладбищенской ограды и, в последнее время, на построение часовни на новом кладбище, при чем прихожане жертвуют по назначению попечительства, более личным трудом –доставкой и подвозкой к месту разных строительных материалов. Церковь Параскевы Пятницы в селе Чупровой горе Село Чупровая гора находится в 157 вер. от Петербурга и в 25 от Луги, на проселочной дороге, на гористой местности, называемой «Чупр-Гора» или «Чупруг-Гора», богатой некогда дубовым и кленовым лесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По желанию И.Л. Янышева стипендия предназначалась для «а) воспитанников семинарии из духовенства Калужской епархии, б) имеющих склонность к продолжению духовного образования или к служению церкви, в) отличающихся при бедности благонравием и успехами и г) не ниже 4-го класса семинарии» (там же, стр. 147). С учетом этих условий и назначалось поощрение семинаристов. Выдача стипендии протопресвитера И. Янышева неукоснительно продолжалась до прихода к власти большевиков. Справки процентных бумаг Правления КДС показывают, что ежегодно получали эти стипендии до пяти семинаристов (ГАКО, ф. 65, оп. 3, ед. хр. 2873, л. 144). Протопресвитером И.Л. Янышевым были пожертвованы книги для библиотеки КДС (ГАКО, ф. 65, оп. 3, ед. хр. 2585, л. 53). И.Л. Янышев интересовался работой Калужского Церковно-историко-археологического общества: «Из...протокола видно, что в числе почетных членов общества состоят некоторые высокопоставленные лица, как например протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, (Калужский уроженец), внесший единовременно 100 р.» (КЕВ, 1903, 4, ч. н., стр. 90), он старался быть в курсе всех благих начинаний в КЕ. Протопресвитер Янышев состоял почетным членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Мещовского Духовного Училища (КЕВ, 1903, 10, ч. о., стр. 190). В числе первых благотворителей, откликнувшихся на идею создания такого общества в г. Мещовске был именно Иоанн Леонтьевич: «В общество вспомоществования нуждающимся ученикам МДУ поступили пожертвования: 1) от протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств И.Л. Янышева...» (КЕВ, 1902, 11, ч. о., стр. 85). В Попечительстве Св. Гурия о бедных учениках Калужского Духовного Училища Иоанн Леонтьевич был пожизненным членом с момента создания этого благотворительного общества (КЕВ, 1904, 8, ч. н., стр. 236). В 1904 году «в почетные члены Попечительства единогласно были избраны: Преосвященнейший Вениамин, Епископ Калужский и Боровский; духовник Их Императорских Величеств, протопресвитер И.Л. Янышев и др. Собрание постановило: просить совет Попечительства уведомить означенных лиц об избрании их в почетные члены Попечительства и выразить им от лица общего собрания благодарность за их пожертвования и за сочувственное их отношение к Попечительству» (там же, стр. 238).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Величайший также недостаток государственного призрения – требование доказательства о бедности. Совестливый бедняк не пойдет в приказ со свидетельством о своей бедности и наглый попрошайка останется единственным предметом официального попечения. Правильное, жизненное призрение возможно только в форме личного обращения попечителей с бедными на месте их жительства, потому, что причины бедности так разнообразны и часто так глубоко коренятся в личности, что потребно точное наблюдение и многосторонняя деятельность, чтобы не впасть в ошибку при выборе средств благотворительности. Для достижения этой цели современное западное государство привлекло к делу благотворительности местные общины, а Россия – местные или земские учреждения. На Западе дело благотворительности организовано хорошо; но у нас – земские собрания сами сознаются, что в земстве нет для дела благотворительности надлежащих органов (в наше время, эти органы суть: губернская управа, уездная управа, волостные правления и проч.), нет людей, которые взяли бы на себя нелегкую обязанность следить за тем, кому нужно помогать, в каком размере и в чем выразить самую помощь, и прямо указывают, что дело благотворительности всего лучше передать не политическим, а приходским общинам. В самом деле, между тем как на Западе, в силу признания независимости гражданских прав от вероисповеданий, государство не может организовать благотворительность по приходским общинам, у нас на Руси они представляют для того удобную почву. Приходская церковь есть святыня для всякого православного русского; с нею связаны все драгоценные интересы его жизни; она одна может поднять и поддержать общее сознание, что Бог есть Отец всех, и что все мы – братья во Христе 701 . В пределах прихода удобнее расследование бедных и возможнее выбор лиц для распоряжения благотворительными средствами и контроль за их действиями. Правда, существующий при православных церквах (1865 г.), так называемые, приходские попечительства не оправдали общественных надежд в деле благотворительности; но это оттого, что они не имеют правильной организации, обременены выполнением разнообразных целей 702 , не поставлены во взаимное отношение, и самое открытие их предоставлено случаю и благоприятной возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Глава 3. Благотворительность отца Иоанна 1 Отец Иоанн Кронштадтский , конечно, сознавал, что одними подаяниями кронштадтской бедноте не поможешь; понимал, вероятно, и частичную правду некоторых нападок на него, а именно, что своею милостынею он отчасти поощряет нищенство. Но только на 17-м году своего священства он мог приступить к организации более существенной помощи. Для этого нужны были люди и деньги. Но отец Иоанн, согласно древней христианской традиции, думал не только о людях, которым надо было помочь, но и о тех, которые могли бы помогать. Он знал, что ничто так не облагораживает и не сближает людей, как работа на помощь ближним. Читая воззвания, с которыми он обратился к жителям Кронштадта, ясно видишь, что он думал о тех и других, как и о целом христианском обществе. Воззвания были напечатаны в 1872 году в газете «Кронштадтский вестник». Вот некоторые существенные места первого воззвания: «Кому не известны рои кронштадтских нищих – мещан, женщин и детей разного возраста? Причин кронштадтской нищеты и бедности множество, вот главные: бедность от рождения, бедность от сиротства, от разных бедственных случаев, например, от пожара, от кражи, от неспособности к труду по старости, болезни и маловозрастности, бедность от потери места, лености, от пристрастия к хмельным напиткам и в наибольшей части случаев – от недостатка средств, с которыми можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, инструмента или орудия». К этому надо отнести еще особые причины скопления нищих в Кронштадте. Как видно, отец Иоанн разбирается здесь во всех частных и общественных причинах бедности, но особенное значение придает последним, то есть социальным. Для лечения их требовались и меры более социальные, более широкого размаха. «А угодно ли кронштадтской публике видеть непривлекательную картину бедности наших нищих? Не гнушайтесь, это члены наши, ведь это братия наши. Вот эта картина: представьте себе сырые, далеко ушедшие в землю подвалы домов, в которых по преимуществу помещаются наши нищие; тут помещается по 30,40 и 50 человек в жилье, тут старые и взрослые, и малые дети, тут и младенцы, сосущие сосцы, в сырости, в грязи, в духоте, в наготе, а часто в голоде». Отец Иоанн предлагал «всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому, – образовать из себя попечительство или братство, по примеру существующих в некоторых городах, в том числе в Санкт-Петербурге, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Священники, которые не могли обеспечить себя в старости, были определяемы в богадельню. Свящ. Александр Ильинский прослужил 15 лет диаконом и 16 лет священником. После увольнения за штат и невозможности работать по найму был определен в городскую богадельню им. Геер, а его жена – в богадельню при Лазаревском кладбище 200 . Священнослужители, иногда даже пристроив детей, оканчивали свои дни в приютах, так как дети их были столь бедны и обременены семейством, что не могли содержать престарелых родителей. О назначении пособия просил в 1910 г. заштатный священник села Ламишина Звенигородского уезда Федор Васильев Садиков, служивший диаконом 22 года и священником 4 года. «Уволенный за штат в 1891-м году, я остался без всяких средств к жизни, так как все свое имущество, какое у меня было, движимое и недвижимое, я отдал своей дочери при устройстве ее за священника на свое место». Он проживал в приюте и просил средств для покупки лекарств 201 . Дети церковнослужителей по своей бедности не всегда могли помочь своим престарелым родителям. Диакон Михаило-Архангельской церкви села Поджигорова Клинского уезда Иоанн Васильев Боголепов, проживая с женой в приюте, направил прошение о назначении единовременного пособия: «Прослужив в должности псаломщика и диакона 38 лет... состою в настоящее время за штатом 12 лет. По болезни глаз я был в глазной больнице Набильковой, была мне операция глаза, в настоящее время повторяется заболевание глаз, и следовало бы лечить, а средств не имею, пособия ниоткуда не получаю, я и жена – мы люди старые, около 70 лет, нам, старикам, жить без копейки очень трудно...» У диакона И. Боголепова был сын священник, о котором Московская консистория и запросила сведения, на что благочинный сообщил следующее: «Сын Николай 42 лет, хотя состоит священником в селе Диакове Дмитровского уезда, в бедном приходе и обременен большим семейством – 8 человек детей, из них за троих платит за обучение, при таком положении этого сына... (сам сын. – Ю.Б.) не может помочь» 202 . Для священнослужителей, оставшихся без средств к существованию и не имевших возможности по старости или болезни работать, были организованы различные благотворительные учреждения, но их оказывалось недостаточно. Наилучшей по сравнению с другими организациями помощью бедному духовенству отличалась Московская епархия, в которой в 1823 г. было учреждено попечительство о бедных духовного звания. Законодательную базу епархиальных попечительств составляло положение «О призрении бедных духовного звания». Целью попечительств была помощь обездоленным клирикам. Данные попечительства финансировались за счет епархии – средств из казны они не получали 203 , – а полученные средства тратили на различные пособия и содержание благотворительных учреждений, среди которых подведомственными попечительству числились приюты и богадельни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Май 1878 года 1 мая. Даруй, Господи, лето Твое приятное. Аминь. Благодарю всем сердцем Господа моего, совершившего во мне вчера два преславных чуда милосердия Своего и силы Своея неизреченной: два раза избавил Он меня, многогрешного, от адовых, тяжких, смертных уз, в коих я довольно долго содержался грехами моими: во-первых, на пароходе «Надежда» пред молебном, который благодатию Божиею совершил плавно, сердечно, непреткновенно; во-вторых, в церкви Технического училища пред совершением брака [Токмячева] (Михаила) и Двуглазовой (Пелагии) и во время совершения самого брака, когда враг препял меня при чтении Евангелия (в конце) и потом запинал до конца, и при отпусте запял, но на молебне я, призвав Господа, восстал и сказал отпуст. Часа три до брака я томился диавольскою боязнию и мнительностию, сомнением, что не повенчаю хорошо, что одолеет враг, но Господь не предал меня зубам его, на волю его, но державно избавил меня, когда я из глубины души воззвал о помощи. Венчал я громко, торжественно, раздельно. Слава Господу! Да не отчаиваюсь никогда, да никогда же посрамлюсь, уповая на Господа, хотя бы все силы ада устремились на меня. Благодарю Господа, избавившего меня и сегодня во время утрени от злобы вражией, которую возбуждал в сердце враг на настоятеля за несочувствие его делу попечительства о бедных и мертвящее равнодушие к бедности при четырехтысячном его даровом содержании, достающемся легко, легко при малых трудах, при абсолютной бережливости себя (пальцем не двинет сверх прямой, неотложной обязанности своей), как некогда книжники и фарисеи и старейшины иудейские с первосвященниками. За что меня помиловал сегодня Господь в церкви и отъял от сердца тесноту и скорбь? За чистосердечное сознание мое, что я сам виноват был вчера, слишком поспешив с своим словом по окончании молебна царского, поспешив, не известив даже в свое время настоятеля. Слово надо было по случаю общего собрания прихожан для прочтения годового отчета попечительства о бедных. Даруй, Господи, мне искренно всегда обвинять и осуждать себя и извинять настоятеля и братию, и всех ближних. Даруй победити зло во мне во всяком виде. Даруй любить врагов, благословлять клянущих, добро творити ненавидящим меня, молиться искренно за врагов [ Мф.5:44 ]. Даруй мне решить верно великую задачу жизни – победить зло добром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Оставшись вдовой с такою многочисленною семьёй, С.Г. Булгакова естественно должна была обратить свое внимание на содержание себя и детей, а затем уже и на воспитание сыновей, так как о воспитании дочерей тогда не могло быть никакой речи. И Господь видимо благословлял Своею милостью осиротевшее семейство. Не смотря на то, что о. Петр Булгаков, умирая, не оставил никаких средств к обеспечению своего многочисленного семейства, его вдова успела вырости всех своих детей, воспитать сыновей и устроить судьбу своих дочерей. Но само собою разумеется, что жизнь осиротевшего семейства была далеко не красна. Средства для скудного содержания своей семьи С.Г. Булгакова почерпала из следующих источников. Прежде всего, семейству покойного о. Петра Булгакова было предоставлено тогдашним добрым курским архипастырем Владимиром право пользования частью священнического дохода. Преемник о. Петра должен был выдавать часть своих доходов вдове покойного. Затем из, епархиального Курского попечительства выдавалось вдове Булгакова с сиротами ежегодное пособие в размере двенадцати рублей. Наконец, вдова о. Петра и самостоятельно зарабатывала кое-что для содержания своей семьи, с большим усердием занимаясь печением просфор для местной приходской церкви и приготовлением церковных свечей из домашнего воска. Материальное положение осиротевшей семьи несколько улучшилось только с тех пор, как С.Г. Булгакова выдала старшую свою дочь Анну за окончившего курс семинарии А. П. Солнцева, который был тогда же определен священником в село Сурково и сделался кормильцем всей семьи своей жены. С этого времени С.Г. Булгакова могла уже легче вздохнуть и хотя несколько успокоиться от своих долгих трудов и тяжких жизненных испытаний. Она скончалась 29 июля 1855 года так же неожиданно, как и её супруг, во время холерной эпидемии, счастливая тем, что могла лично видеть одного из своих сыновей в сане архиерея. Из сказанного видно, что жизнь Михаила Булгакова в детстве была совершенно чужда тех удовольствий и приятных впечатлений, какие окружают иных счастливых детей. Детские годы Михаила Булгакова проходили посреди горькой нужды, бедности и всевозможных лишений. Далеко нередко осиротевшая семья испытывала и холод и голод. Так, крестом сиротства, бедности и других испытаний начался жизненный путь будущего митрополита: крестом же он, как увидим, и окончился. Бедность жизненной обстановки и лишения во всем тем чувствительнее должны были отзываться на Михаиле Булгакове, что он от рождения обладал весьма слабым здоровьем и постоянно страдал золотухой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010