Все вы, похотствующие украшаться орденами, облечься в красные ленты, воззрите просвещенными очами сердца на души свои и посмотрите, в какой студ греха и порока облечены ваши души, созданные по образу и по подобию Божию, – в студ себялюбия, корыстолюбия, лихоимства, зависти, гордости, жестокосердия, блуда и всякой нечистоты, уныния, нерадения, лености, суетности, тщеславия. Не украшения нужны вам орденские, а вретище и власяница, не мягкие одежды, а одежда из верблюжьего волоса. Исказив в себе образ Божий, эту чудную божественную красоту, вы мечтаете украситься одеждами изящными и орденами – напрасно мечтаете: душа останется так же, если не больше, безобразною и в орденах и в одеждах блистающих. Облекитесь во Христа, в эту нетленную, вечную красоту, в эту одежду славы и нетления – вот наша христианская одежда! Вот наше украшение! Это украшение не возбуждает зависти, не сопряжено с денежными тратами, не оставляет нас при смерти и по смерти: оно сопутствует нам всюду, и в загробную жизнь, тогда как здешние украшения только до могилы, да и при жизни бывают нередко в тягость или не нужны бывают, например во время болезни, в скорби, беде, тесноте, бедности. Итак, попекись снять с души своей безобразие грехов, этих как бы орденов сатанинских, и облекись в благолепную, нетленную одежду добродетелей: кротости, незлобия, нестяжания, милосердия, чистоты, воздержания, поста и покаяния, веры, надежды и любви. Стяжите в неотъемлемое достояние души Христа, ибо Он дает Себя Самого в достояние всем, боящимся Его. 5-го июля. Вечер. Благодарю Господа, скоропослушавшего молитву покаяния моего в тесноте и смятении, постигших меня за огорчение на купца Полякова за неответ на мою записку. Я был виноват в озлоблении неправедном, а Поляков прав, ибо он дает свои рубли на попечительство и считает, что довольно с нас этой жертвы, и потому ни разу десяти рублей мне не дает. Да и я не имею нужды в его деньгах. Благодарю Господа, державно избавившего меня от злобы, скорби и тесноты и даровавшего здравие душе, силу, крепость, мир, мужество, пространство, легкость, непреткновенность, смелое служение всей вечерни с повечерием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На все собранные, как указанными, так и другими способами, средства епархиальное попечительство могло бы устроить в каждом уезде по одной богадельне и одному детскому приюту для призрения исключительно сельских жителей, но только таких, которые находятся положительно в беспомощном состоянии, у которых нет близких родственников и для которых нет достаточного приюта при сельских попечительствах. Что касается губернских и уездных городов, то для устройства богаделен и приютов в них мог бы образоваться союз приходских попечительств при содействии, конечно, и руководстве центрального епархиального попечительства. Нам нет, впрочем, нужды подробно излагать здесь программу деятельности названного попечительства. Такая программа может определиться только на основании детальной разработки всех соприкасающихся с его устройством вопросов. Для нас достаточно указать только, что устройство такого попечительства возможно, что оно совершенно необходимо и что с ним связаны неисчислимые блага для дела призрения и благотворения в епархии. Как широка ни была бы деятельность епархиального попечительства или братства, оно никогда не в состоянии обнять собою все нужды нищеты и бедности. Так, для него едва ли когда возможно облегчение участи таких несчастных, как слепые, глухонемые, идиоты, малолетние преступники и все вообще пострадавшие от пожара, наводнения, градобития и т. п. Для призрения всех таких, а равно и для объединения всей попечительной деятельности в государстве, необходимо дружное усилие всего национального союза, необходимо учреждение одного всероссийского попечительства или общества и братства. И основа для него есть уже. Мы разумеем здесь Императорское человеколюбивое общество, имеющее, как известно, главным попечителем своим и председателем совета своего первенствующего члена святейшего синода, митрополита С.-Петербургского. Стоит только придать ему более широкое, чем теперь имеет оно, значение, и оно как нельзя более удовлетворять будет указанному назначению. Оно и теперь уже заведывает многочисленными благотворительными учреждениями в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Было бы логично начать формирование министерства с расширения функционала Федерального агентства по делам молодежи, включив в его ведение вопросы семьи, материнства и детства. В область задач будущей структуры должны входить не только вопросы материальной поддержки, но и правовое регулирование, взаимодействие с образовательными и лечебными учреждениями, формирование дружественной информационной среды с учетом традиционных ценностей и других важных аспектов. В этот список стоит добавить и защиту суверенитета и формирование позитивного образа семьи, повышение престижа многодетной семьи. Почему сегодня при достижении статуса многодетности огромное количество семей оказывается за чертой бедности? Если государство призывает женщин рожать, то оно должно гарантировать им счастливое материнство. Демографы утверждают, что только многодетность позволит нивелировать сегодняшнюю демографическую яму, вызванную кризисом рождаемости девяностых. Мне всегда невыносимо больно видеть, как у наших матерей отбирают детей по причине тяжелого материального положения. Министр по делам семьи обязан отвечать за обеспечение поддержки прежде всего кровной семьи, которую никто не заменит. Откуда у государства возьмутся на это деньги? Оттуда, откуда они берутся на содержание сироты в детском доме. В зависимости от региона России на эти цели выделяется от 700 тыс. до 2 млн рублей в год на ребенка. Так же у государства находятся средства на зарплату приемных родителей. Где справедливость? Почему 80% российских сирот — это сироты при живых родителях. Необходимо вводить уголовную ответственность для сотрудников органов опеки, которые злоупотребляют своими должностными полномочиями и безосновательно разрушают кровную семью (сюда не относятся случаи, когда детей отбирают у асоциальных родителей). Я считаю, что делать это нужно только тогда, когда дальнейшее пребывание в семье несет угрозу для жизни и здоровья детей. Во всех остальных случаях государство должно поддерживать кровную семью, причем профилактика играет чрезвычайно важную роль. Существует огромное количество нерешенных до сих пор задач, включая, например, создание системы подготовки специалистов отделов опеки и попечительства. Это позволит избежать наблюдаемого сейчас грубого вмешательства в семью, минимизировать риски неправомерного изъятия детей и значительно снизит присутствие в профессии случайных людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/07/pr...

Софийская больница стала «красой и гордостью» учреждений Ведомства императрицы Марии. Плата за лечение составляла 4 рубля серебром в месяц, но дети неимущих получали помощь бесплатно по предоставлении свидетельства о бедности. Врачи ее славились высокой квалификацией, но даже Н.Ф. Филатов так и не смог спасти Ванечку, младшего и любимого сына Льва Толстого. Писатель хорошо знал и доктора Е.И. Покровского, тоже бывавшего на консилиумах в Ясной Поляне; он и посоветовал доктору переработать научную монографию о физическом воспитании детей в книгу для простого народа, и она вышла как пособие по уходу за малолетними. Расскажем немного о последних Щербатовых. Князь Александр Алексеевич, совершивший дарение, занимал должность городского головы Москвы. При нем появилась новая детская больница – святого Владимира (в советское время – Русаковская), построен «старый» Бородинский мост, Москва украсилась газовыми фонарями, сменившими спиртовые и керосиновые. Дочери Щербатова были членами Дамского попечительства о бедных. Софья Александровна вышла замуж за В.М. Петрово-Соловово, племянника писателя А.В. Сухово-Кобылина, а Вера Александровна – за русского философа-правоведа Е.Н. Трубецкого. Сын Щербатова, Сергей Александрович, владевший ценной художественной коллекцией, тоже остался в памяти Москвы. В 1913 году архитектор А.И. Таманов построил для него на Новинском бульваре, 11 необычное владение, сочетающее в себе личный особняк и доходный дом. Его считают первым прообразом современного пентхауза: вопреки традиции, съемные квартиры были в нижней части, а свои апартаменты князь разместил на верхнем этаже. Там была устроена и смотровая площадка, откуда домовладелец любовался широкой панорамой на башни Кремля. Вход украшали традиционные каменные львы и даже фонари из Московского университета, стоявшие в день его открытия в 1755 году на парадной лестнице, – это было под стать хозяину, которого называли «последним московским барином», а дом получил первую премию на конкурсе городских фасадов. Квартиры в этом доме были крайне дорогими – 1000 рублей в месяц, но весьма удобными, с интерьерами в стиле модерн. Одну из них перед Первой мировой войной занял А.Н. Толстой. В этом же доме В.А. Серов писал свой последний портрет – княгини Полины Ивановны Щербатовой, жены Сергея Александровича, подаренный потом Третьяковской галерее. Хозяин строил этот дом и для своей коллекции, и для экспонирования частных собраний, а в дальнейшем собирался завещать его городу как музей, но грянула Октябрьская революция.

http://pravoslavie.ru/29027.html

Утверждая, что богатство есть благо в силу того, что мы, обладая им, можем делать добро, он проявляет социальный элемент в оценке материальных благ. Его взгляды на факты экономической жизни сложились под влиянием социальных контрастов, наблюдавшихся в таком большом городе, как Антиохия. Там, в борьбе с нуждой и бедностью, он предлагал устраивать светские попечительства о бедных частного характера, с почетными покровителями во главе; позднее, в Константинополе, он развивал уже чисто коммунистические теории. Хотя он высказывался вполне убежденно, тем не менее, впоследствии он несколько изменил свой взгляд, объявив, что идеал его пригоден лишь для людей совершенных, для остальных же вполне достаточно раздавать милостыню. В подтверждение своей мысли о том, что богатые должны сочувственно встретить введение коммунистического устройства, он говорит, что всякая собственность принадлежит Богу. У него встречаются иногда теории спасения делами, напр., он поддерживает заповедь десятины и признает, что милостыня искупает грехи. Особого запрещения взимания процентов мирянами у него нет, но ростовщиков он порицает труд он признает, но считает его уделом среднего человека. Он не отрицает также значения торговли и промышленности. Два проповедника конца 4го века старались привить на Западе идеалы восточного христианства. Это были Иероним и Амвросий. Первый просто перенял реакцию против современного положения вещей, другой отвечает своей реакцией на реакцию. Иероним подчеркивает важность аскетических идей восточного монашества, как противовеса обмирщению Церкви, и вообще выступает апологетом монашества, строго относясь к белому священнику. Он ограничивает право собственности обладанием самым необходимым, но различает между заповедью и советом, говоря, что его требования не могут быть осуществимы всеми. Труд имеет у него цену только как средство аскезы. Объективной оценки экономических явлений у него нет. В учении св. Амвросия заметны три влияния, это – этическая доктрина стоиков, заимствованная им из сочинений Цицерона, взгляды Оригена и учение св.

http://azbyka.ru/xozyajstvenno-eticheski...

Как видите сами, цели благие, истинно-христианские и весьма обширные. На осуществление их и средств нужно много, очень много, и притом, чем более будет средств, тем больших успехов можно достигнуть. Поэтому попечительство каждый раз в неделю о слепом делает по церквам сборы в пользу слепых и приглашает всех православных христиан Империи нашей к пожертвованиям. Порадейте же, православные христиане, о горькой участи слепцов. Подавая милостыню на руки, мы иногда опасаемся, как бы она не послужила вместо пользы во вред получившему, потому что некоторые во зло употребляют ее. Здесь нет места подобным опасениям. Будьте уверены, каждая ваша лепта пойдет на пользу. Она послужит к успокоению старичка – калеки слепого в покойном приюте, а молодому слепцу поможет научиться своим трудом зарабатывать себе пропитание. Не говорите, что вы сами бедны. Побольше даст тот, кто побогаче тебя, а ты будь милостив в бедности своей, – от бедноты твоей помоги усладить горькую участь слепых. Отдельно взятая лепта мала и незначительна, но когда жертвователей много, то незначительные лепты, соединяясь вместе, составляют большой капитал. До 200 тысяч насчитывается у нас в России слепых. Взоры всех их ныне к нам устремлены с упованием на нашу помощь. С высоты Престола слышим мы первый призыв к сей помощи и там же видим первый пример ее. Митрополиты, архиепископы, епископы и многие сановники собственным словом и примером побуждают нас к тому же. Откликнемся и мы посильным приношением. И Господу, ныне даровавшему зрение слепорожденному, приятна будет наша жертва. «Лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов.12:8–9 ). «Блажены милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), но «суд будет без милости не сотворившему милости» ( Иак.2:13 ). (Христ. беседа, изд. «П. Соб.» 1897 г., т. I). 4. Голос спасающей благодати 28 Вот что поведала о себе одна монахиня, по имени Евсевия, жившая в брянском монастыре: «Я родилась от православных родителей и воспитана была ими в православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архиепископ предполагал, что попечительства могут скорее возникнуть в среде крестьян, переселяющихся на Амур из внутренних губерний страны, поскольку они привержены к Церкви. Однако и в данном случае затруднялся назвать хотя бы приблизительный срок, так как крестьяне еще оставались малочисленны и не организованы в административном отношении 813 . В епархиях Западного края прихожане тоже формировали попечительства крайне неохотно. Так, в привисленских губерниях за первые 2 года удалось открыть всего 3 попечительства. Не принес перемен и 1867 год, к концу которого общее число попечительств здесь достигло 6 814 . К указанным причинам здесь присоединялась еще и бедность сельского населения. Именно крайняя бедность православной паствы препятствовала воплощению Положения 2 августа в Рижской епархии, где в ряде приходов попечительства состояли всего из нескольких человек и собирали пожертвования не только деньгами, но и вещами и продовольствием, чтобы наделить ими нуждающихся. К 1880 г. число попечительств достигло 61, то есть менее чем в половине приходов (141 приходская церковь ) 815 . В Литовской епархии (Виленская, Гродненская и Ковенская губернии) сохраняли церковные советы, а в 1867 г. просто переименовали их в приходские попечительства 816 . Спустя годы, разбираясь в причинах краха проекта в данном регионе, новый обер-прокурор обратил внимание на парадоксальную ситуацию (которую, впрочем, вполне могли бы предвидеть при подготовке закона его авторы). В западных епархиях непременными членами попечительств нередко состояли по должности волостные старшины, принадлежавшие по вере к Католической Церкви! Так же, как и раскольники в смешанных казачьих приходах, они нисколько не сочувствовали целям попечительств и использовали должностные возможности, чтобы вредить их работе 817 . Следует добавить, что в практическом исполнении закона о приходских попечительствах наблюдалось отсутствие единой тактики церковных властей. Если в одних епархиях их создание пытались форсировать, то в других отнеслись с долей равнодушия и даже прохладно. Во многом развитие событий зависело от позиции епархиальных архиереев. Они же, каждый на свой лад, вносили новшества. Так, подольский епископ приказал попечительствам завести книги протоколов собраний и решений, а митр. Киевский Арсений, чтобы хоть как-то воспрепятствовать становлению института, против начала которого он столько спорил в присутствии, под предлогом координации действий попечительств отдал их под надзор Владимирского братства 818 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нынешний причт составляют: священник Илья Вишняков, студент 1-го разряда C -Петербургской духовной семинарии, бывший сперва комнатным надзирателем при Александро-Невском духовном училище, а потом псаломщиком Знаменской церкви в Петербурге; псаломщик Николай Алексеев Соколов, уволенный из 5 класса С.-Петербургской духовной семинарии. Церковь содержится своими средствами, а на случайные издержки собирается сумма по сборным книжкам, или дается помощь от попечительства, открытого в 1870 г. Церковного капитала около 300 р. Помещица Нефедьева исправила церковную ризницу, истратив на это до 500 р., за что получила письменную благодарность от митрополита Исидора. Красносельский купец Арсений Николаевич Бородулин пожертвовал серебряную чашу, 84 пробы, в 2 ф. весом. При церкви есть дома для священника и псаломщика. Дом для священника построен в 1874 г. священником Васильем Боротинским, а от попечительства дано на постройку 400 бревен; остальной материал и плата рабочим пошли из церковных денег. Священник Боротинский истратил своих 146 р. 91 к. сер. Из них 46 р. 91 к. возвращены Боротинскому из сумм попечительства в 1877 г., а от остальных священник Боротинский отказался. Дом священника застрахован в 700 руб. сер. в 1882 г.; на поправку его крыши дано от попечительства 65 р. 80 к. сер. Дом псаломщика построен в 1883 г., на что истрачено церковных денег 170 р., от попечительства дана солома для крыши и поставлена в избе кирпичная печь с железными рукавами. Дом застрахован в 200 р. сер. По бедности прихожан, плата за требы незначительна; многие не платят ничего. Поэтому жалованье причту дается в усиленном размере 96 . Священник получает 235 р. 20 к. в год. Псаломщик – 78 р. 40 к. и просвирня 29 р. 30 к. Церковной земли, кроме усадебной, 32 дес. 800 саж. Четвертая часть ее находится под пашней, остальное занято покосом. Кроме того, в Лугском уездном общественном банке на имя причта есть 100 рублевый билет, положенный на вечное поминовение Наталии Пешковой. Ближайшие погосты: Торошковичи–Тырковы – в 4 верст., Югостицы – в 7, Чупровая гора – в 8, Передольский погост – в 9 верстах. Река Луга, по мелководью и зарослям, может считаться средством сообщения только во время весеннего разлива; в остальное время пригодна только для сплава леса. В приходе одна усадьба – жены потомств. дворянина Елены Михайловны Мартьяновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

VIII. Речь при открытии Попечительства при Богородице-Рождественской церкви Казанского Епархиального женского училища 13 . О пользе и необходимости новооткрываемого Попечительства Я очень счастлив, что сегодня принес бескровную жертву в храме, посвященном имени Божией Матери, и особенно счастлив потому, что помолился пред чудотворным Казанским образом Богоматери, покровительницы г. Казани, да и не одной Казани, а всей России. Мне приятно ознаменовать свое первое служение в училищной церкви добрым делом–открытием Попечительства о бедных ученицах. Бедность нашего духовенства, особенно низших членов причта, известна всем. Я знаю эту бедность не только по служебному своему положению, но и сам испытал ее, когда в дни своего обучения получал от отца на свое содержание 3 руб. в 4 месяца, итого 9 рублей в год. В мое время даже в академии студенты-товарищи собирали деньги в складчину, чтобы купить чаю и сахару некоторым беднякам из своей братии. Хотя я недавно в Казанской епархии, но уже и здесь мне приходилось видеть низших членов сельского духовенства в самом беспомощном положении. Прожив по своим делам три-четыре дня в городе и истратив здесь все свои сбережения, некоторые из них вынуждаются обращаться к сторонней помощи за какими-нибудь 50 – 70 копейками, чтобы возвратиться из города домой... При такой бедности духовенство лишено возможности давать соответствующее образование всем своим детям. Впрочем, мальчики еще получают образование в училище и семинарии, – и кто не знает, как много выдающихся и полезных деятелей выходило из среды бедного сельского духовенства ... Но дочери, особенно низших членов клира, часто остаются без образования, за недостатком или отсутствием материальных средств. В самом деле, даже священники, получающие годового содержания от 300 до 500 р., как, на какие средства могут содержать своих детей, одновременно обучающихся и в семинарии и в училищах? А что сказать о бедных дьяконах, и псаломщиках... Между тем, в надлежащем школьном образовании не менее мальчиков нуждаются девочки, особенно дочери псаломщиков и бедных дьяконов, священников. Поэтому не думаю, чтобы кто стал сомневаться в пользе и необходимости устройства при Казанском епархиальном женском училище благотворительного учреждения. Итак, объявляю Попечительство открытым. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Сегодня же Господь даровал мне дивное спасение после молебна в квартире курьера губернаторского, когда я нарочито помолился наедине пред иконами. Во время молебна было искушение опять по причине дьячка моего по немощи моей. Затем Господь избавил меня от демона блудного в квартире Семена Андреевича Морозова. После молебна я наедине принес Господу покаяние и получил прощение с миром и свободою в сердце. Слава Господу! А блуд во мне царствует из-за чревоугодия. Когда я умерщвлю чрево? Когда я научусь воздержанию? Еще Господь спас меня, грешника, в храме после крестин [и в квартире] Верзина рыбака. Благословен Бог спасений наших, Бог наш есть воистину Бог спасати [ Пс.67:21 ], как диавол есть диавол губити. Господи! Спаси всех людей от губительства его, как спасаешь меня, как спасаешь ежедневно бесчисленное множество ведущих Тебя, как спас в прежние роды бесчисленное множество покаявшихся. Буди! Господи! Помяни наше юное попечительство о бедных по щедротам Твоим и милостям Твоим, яже удивил еси в древние и нынешние роды по всей земли. Бедность нашу сотвори в богатство славы ради имени Твоего! Бедность и нищета да найдут в нем всё потребное: и труд, и доброе возмездие за труд, и первоначальное учение, и кров, и все потребное для жизни. Буди! Аминь. Господи! От Негоже всяк дар совершен сходит [ Иак.1:17 ]! Да снидет дар Твой совершенный на попечительство наше приходское, да не будет притчею в людях бедность наша, – богатство Твое, богатство даров Твоих даруй нам. Священник должен быть нелицеприятен и смотреть на всех одинаково как на вверенных его духовному начальству, учительству, молитве, даже на самого носящего державу и скипетр, градоначальников, разных управителей, людей ученых в стихийной мудрости, богатых тленным и скоропреходящим богатством, на мужской и женский пол, на юных и старых, красивых и некрасивых, – и держать себя при кротости и смирении с свойственною сану его важностию, чтобы не уронить столь высокий сан лицеприятием или страхом и боязнию лица человеческого, или корыстолюбием, или сластолюбием, или трусостию и подобострастием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010