В основу их положены начала свободы деятельности и самоуправления. К сожалению, опыт показал, что многие из них еле влачат своё жалкое существование, а кое-где и совсем позакрылись вследствие того, что простой наш народ беден; обременённый разными податями и общественными работами, он уклоняется от всего, что требует от него новых расходов, а ведь учреждение попечительств обязательно предполагает существование разных взносов. Что же касается до интеллигенции, если она имеется в наших деревнях и сёлах, то помещики и разночинцы, составляющие её, мало в большинстве случаев интересуются жизнью прихода и церкви. При таком контингенте прихода трудно вести дело священнику: что ни задумай он, всё разбивается о равнодушие богатых и бедность бедных. Вот почему, между прочим, духовенство иногда неохотно устраивает попечительства; при равнодушии прихожан к делам прихода священники смотрят на попечительства, как на обузу для себя, излишнее обременение. Между тем именно попечительства вместе с братствами и могут служить, при настоящих условиях, самым лучшим, самым ярким выражением жизни приходской общины. При многих столичных церквах они успели развить широкую благотворительность и просветительную деятельность, да и по сёлам местами в них прекрасно осуществляются все характерные черты древнерусского прихода, за исключением выборного начала. В целях религиозно-нравственного просвещения прихода они заводят школы, народные библиотеки и читальни, устраивают внебогослужебные беседы; организуют певческие хоры; мало того – принимают меры к искоренению пьянства и разгула в народе и к разумному провождению последним праздничного досуга; принимают на себя заботы о медицинской помощи населению, устраивая больницы, приёмные покои; основывают приюты, ясли, богадельни; оказывают помощь нуждающимся деньгами, вещами и сельскохозяйственными продуктами; берут на себя руководительство по правильной постановке сельского хозяйства во всех его видах. Большинство из действующих попечительств, правда, не развивает такой обширной деятельности, а замыкается в тесном круге забот только по благоустройству своего храма; но это же является и доказательством того, что церковное хозяйство, от заведования которым община устранена, дорого для неё: иначе бы она через своё попечительство не на нужды храма скорее устремила своё внимание, а на школы и другие просветительно-благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разгул и пьянство особенно усиливаются в дни получения жалованья, т. е. в субботу после 15-го числа каждого месяца. Тогда вся ночь на воскресенье, все воскресенье и даже понедельник проводятся в самом безобразном пьянстве мужчин и женщин. В эти дни не пропивается только то, что уплачено в лавку по «заборной» книжке; после 2–3 дней кутежа начинается голодование до следующей получки. Время получки хорошо знают торговцы и разносчики и они, в эту субботу, с раннего утра вереницами идут сюда из Петербурга, с лотками и под пьяную руку покупателей торгуют удачно. Число жителей прихода постоянно меняется. Все население, со множеством иноверцев, можно определить до 8000 человек. На исповеди ежегодно бывает не более 2500 человек обоего пола. Раскольники бывают иногда между пришельцами. Прежде по слободе протекала речка Габуза, но теперь она почти вся засыпана и на ней воздвигнуты разные постройки, и вся слобода выстроена на ямах, оставшихся от прежних кирпичных заводов и засыпанных шлаком с заводов и фабрик. Еще и ныне бывает, что, над громадной, наполненной водою, ямой, в сажень, и даже больше по величине, строится на сваях дом и жильцы взбираются в него по подмосткам, а потом яма постепенно засыпается шлаком и, на месте ее, образуется двор. Земля ныне очень дорога. Есть, например пустопорожнее место Путилова. За него прежде не хотели дать и 25000, а ныне просят за него уже 200000 р. Попечительство открыто 12-го августа 1880 г. Председатель его потомственный почетный гражданин Евгений Александрович Варгунин. Пожертвования собираются на книжки, выданные членам и в кружки, поставленные в церкви и по разным торговым заведениям. По бедности большинства прихожан сбор невелик. В первый год было собрано 1765 р. 52 к., во второй 1228 р. 21 к.; в третий 951 р. 60 к. Попечительство выдает пособия бедным, имеет родильный приют с двумя кроватями и бесплатно погребает умерших. Оно же устраивает, по воскресным дням, народные чтения с туманными картинами. Слобода Фарфоровская находится на 11-й версте Шлиссельбургского шоссе, на левом берегу Невы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Священнослужителям назначается пособие несколько больше причетников (Уст. общ. призр. ст. 1602 в XIII т. Св. Зак.). Тем вдовам и возрастным детям, которые могут приобретать пропитание трудом, или совсем отказывается во вспоможении, или дается только единовременное пособие, когда они имеют нужду обзавестись орудиями и материалами работы, или когда сиротствующие девицы вступают в брак (1603 ст.). Жены и дети тех лиц, которые в духовно-учебных заведениях не обучались, или если обучались, но по выходе из оных ни мест псаломщиков при церквях не занимали, ни на другой службе по епархиальному ведомству не состояли, не имеют права на призрение существующими в духовном ведомстве способами (Ук. Св. Син. 1871 г. июня 17 дн. за 37). В тех видах, чтобы пособия раздавались действительно нуждающимся, просители в своих прошениях к епархиальному архиерею должны объяснить: 1) чьи они дети; 2) сколько им лет от роду; 3) где и сколько времени находились на службе; 4) имеют ли семейство и кого именно в семействе; 5) где имеют жительство и в собственном ли доме (Уст. общ. призр. ст. 1605). Сии сведения епархиальное попечительство обязано тщательно проверять посредством справок в Консистории и, если нужно, посредством разведывания на месте чрез попечителей и сотрудников и тогда уже полагает решение о пособии (там же ст. 1606). Посему просители во избежание проволочки и излишней канцелярской переписки могут просить местных благочинных, как сотрудников епархиального попечительства, о выдаче свидетельства о своей бедности, какое свидетельство затем и прилагать к своим прошениям на имя епархиального преосвященного (см. «Права и обязан. пресв.» част. II в отд. II об епархиальных попечительствах и благочинных). в) Другие способы призрения бедных духовного звания Сверх пособий из попечительства епархиальное начальство обязано оказывать бедным духовного звания и другие способы призрения, как-то: 1) принятие сирот на казенное содержание в духовных училищах и семинариях (Уст. д. Кон. ст. 80 п. 1; Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Когда шестнадцатилетняя девочка, отнятая у родителей в Архангельске, повесилась, за это никто не отвечал. 3 марта 2017 г. по инициативе сенатора Елены Мизулиной в Совете Федерации прошли парламентские слушанья, посвященные ограничению полномочий органов опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. По её словам на данный момент любая российская семья может пострадать от действия органов опеки и попечительства. С точки зрения законодательства действия опеки считаются выше суда, они непогрешимы. При этом нормы, по которым можно изымать детей из семьи, очень размыты и могут трактоваться субъективно. 76% несовершеннолетних забирают из семьи под предлогом уклонения родителей от исполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка. Это уклонение чиновники из опеки могут трактовать, как им вздумается. Таким уклонением может считаться отсутствие свежего ремонта в квартире, недостаточное количество одежды в шкафу ребенка, определенной еды в холодильнике или то, что малыш выглядит грустным. Во Владимирской области был случай, когда во время планового рейда в одной из семей был изъят младенец, памперс которого был переполнен. «Модель поведения, которую из раза в раз демонстрируют нам сотрудники органов опеки, позволяет сделать единственный вывод: им наплевать на судьбу конкретных детей» – сказала сенатор Е.Мизулина. В наше время, когда подробные данные о гражданах содержатся в едином учетном банке компьютерных сведений, следить за всеми легко. Утром умер отец, а днем уже приходят чиновники из опеки и забирают детей у матери под тем предлогом, что теперь у семьи нет кормильца, а мать в данный момент не работает. Мнения детей не спрашивают! Внутри России образован рынок замещающих семей. Этот рынок состоит не только из порядочных и добрых людей, любящих детей, но также из мошенников, имеющих тут особую заинтересованность. Дело в том, что, если из родной семьи ребенка забрали за бедность, то новая, чужая семья получает от государства большую сумму в виде ежемесячной субсидии. Поэтому возник рынок замещающих семей, на котором бойкую торговлю ведут те, кто имеет право этими детьми распоряжаться.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/01/...

Представляя в попечительство опись имуществу умершего духовного лица, благочинный, на основании 83 § инструкции, должен указать, кто бы мог быть опекуном над имуществом, кроме тех случаев, когда один из родителей остается в живых, которому, – если он не откажется, – по ст. 229, т. X, ч. I свод. гражд. зак. принадлежит по праву опекунство над детьми, – или когда в оставшемся духовном завещании назначен опекун самим завещателем. Опекуны могут быть определяемы как из родственников или свойственников малолетнего, так и из посторонних (ст. 254, т. X, ч. I св. гражд. зак.). Но выбор в опекуны должен быть обращаем на таких людей, кои нравственными качествами дают надежду к призрению малолетнего в здравии, добронравном воспитании и достаточном по его состоянию содержании, и от которых ожидать можно отеческого к малолетнему попечения. Посему запрещается определять опекунами: 1) расточавших собственное и родительское имение, 2) имеющих явные и гласные пороки, или лишенных по суду прав состояния, 3.) известных суровыми поступками, 4) имевших ссору с родителями малолетнего, 5) несостоятельных (ст. 256, т. X, ч. I св. гражд. зак.), 6) состоящих под уголовным судом (Сборн. Сен. реш. т. II, 967). Опекуны над сиротами духовного звания состоят под ближайшим надзором местных благочинных, которым они обязаны представлять означенные в ст. 286, т. X, ч. I (п. 2) отчеты, по истечении каждого года непременно в январе месяце, для поверки и представления на ревизию в попечительство о бедных духовного звания. е) Выдача благочинным разного рода свидетельств, справок и удостоверений Благочинный, как официальное и административное лицо, имеет право выдавать справки, удостоверения и свидетельства тем или другим лицам духовного ведомства по личным их нуждам, напр., выдавать свидетельства о бедности, какие свидетельства должны быть представляемы в правления разных учебных заведений при прошениях о пособии, стипендии, принятии на казенное содержание и пр. 58 : свидетельствовать выписки из клировых ведомостей о семейном положена молодых людей, подлежащих отбыванию воинской повинности; выдавать удостоверения о личности пенсионеров для получения из казначейства пенсий, и т, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Синода двадцати тысяч рублей, образовавшихся из процентов с суммы, которая отчислялась из духовно-учебного капитала на пособие попечительствам до израсходовала оной (Уст. пож. ст. 99 в XII т. Св. зак. по прод. 1876 г.). Пособия назначаются по просьбам, подаваемым епархиальному начальству по принадлежности (там же ст. 100). Епархиальное попечительство должно рассмотреть: 1) не от вины ли самого просителя и от какой именно причины произошел пожар (сведения о сем требуются от полиции, которая обыкновенно в подобных случаях производить исследование); 2) какого поведения проситель; 3) как велико семейство просителя, то есть, сколько у него детей, где сии дети, и если не при должностях еще, то не состоят ли в духовном училище и на чьем иждивении, нет ли детей, особые должности и какие именно отправляющих, какие способы имеет проситель к восстановлению своего состояния, и не имеет ли сверх обязанностей по церкви других занятий и жалованья; 4) сколь велик убыток, просителем показанный по совести, есть ли на то какие доказательства и чего бы, по мнению попечительства, стоило погоревшее; 5) какое, по мнению епархиального архиерея, пособие нужно оказать просителю (там же ст. 101). По различию случаев, для коих пособия нужны, епархиальным начальствам поставляется в непременную обязанность наблюдать, чтобы дела по просьбам о пособиях сего рода имели самый скорый ход (там же ст. 104). Понесшим убытки от пожаров может быть оказываемо вспомоществование лишь таким погорельцам, которые при бездоходном имуществе и дознанной бедности, не были в состоянии уделить частицы своего достатка на взнос такой премии, при которой могли страховать свое имущество, хотя на 1 / 8 части стоимости оного (Ук. Св. Син. 1868 г. янв. 27 дн. за 6; Цирк. Мин. вн. д. 1865 г. нояб. 10 дн. зм 7289). б) Ежегодные пособия заштатным священно- церковнослужителям, их вдовам и детям Заштатные священно- церковнослужители, вдовы их и несовершеннолетние дети их могут просить о ежегодном пособии из сумм епархиального попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

XX. Речь при открытии Попечительства при церкви Чистопольского духовного училища о бедных учениках 24 . Неотложная надобность в открытии Попечительства. Я очень счастлив и рад, что мне пришлось ознаменовать свое первое посещение и служение в училищной церкви добрым делом – открытием Попечительства о бедных учениках. Открытие таковых попечительств для помощи бедным ученикам я всегда и везде ставил в своем служении первой задачей; облегчить получение образования бедным ученикам – первая и главная моя забота. Бедность нашего духовенства, особенно низших членов причта, известна всем; я знаю эту бедность, знаю ее не только по своему служебному положению, но и по личному опыту; я сам ее испытал. Я сам сын бедного дьячка, следовательно сам прошел суровую школу жизни... В училище я бегал босиком, в одном крашенинном халате, питался самым неприхотливым образом. Поступив в академию, я получал от отца на свое содержание 9 р. в год, чтобы поступить в академию я шел 700 верст пешком, пользуясь по временам услугами какого-либо крестьянина, попадавшегося на пути, и который посадит, бывало, меня на какой-нибудь куль или мешок, и подвезет некоторое расстояние... Все эти лишения и материальные невзгоды так мне памятны, что я дал себе слово, когда это сделается для меня возможными, избавлять от них других. Вот почему и теперь, в своем служении, я и поставил своей первой задачею и целью помогать и облегчать нуждающимся детям доступ к получению образования. До сих пор Господь везде благословлял мои искренние труды и старания. Надеюсь, что Он не оставит меня и здесь своим благословением. К сему приглашаю всех здесь присутствующих, а особенно духовных лиц, которых дело это касается ближе всех. Надеюсь, что здешнее духовенство приметь самое деятельное участие в судьбах вновь открываемого Попечительства. Итак объявляю Попечительство открытым. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но частная и церковная благотворительность оказалась бессильною в борьбе с бедностью, тем более, что отсутствие единства и организации в самом способе благотворительности только развивало и поощряло тунеядство и нищенский промысел, а не помогало бедности, как естественному последствию нравственных, экономических и социальных недостатков целых народов. 696 Такое положение вещей, весьма опасное для политического строя, привело современное государство к осознанию того, что попечение о бедных возлагается на него самого не только чувством гуманности, но и интересом собственного самосохранения, что одной церковной и частной благотворительности недостаточно и что одних карательных мер против нищенства мало 697 . Оттого – на Западе попечение о бедных составляет в настоящее время обязательную общественную повинность, определяемую в общих своих основаниях государственными законами 698 . Повсюду введены налоги и подати в пользу бедных, и всякий, в случае нужды, имеет право на общественную благотворительность, без различия вероисповеданий 699 . Церковное попечительство о бедных допускается, но только под контролем государства (ввиду прозелитизма и пропаганды). В России государственная организация призрения бедных начинается только со времени императрицы Екатерины II, да и то только по городам; о сельских бедных никто не заботился; они даже не были заметны для глаза под прикрытием помещичьего права и общинной сельской жизни 700 . Принципы, на которых покоится государственная или казенная благотворительность, весьма неудовлетворительны. Государственное попечение слишком страдает бюрократическим механизмом; главное в нем – кипы бумаг, цифры и таблицы, а также – личные усмотрения, приказы и распоряжения; расследование же причин бедности, удаление этих причин, нравственное воздействие на бедных – вещь второстепенная, да и невозможная для государственных чиновников. Наши приказы общественного призрения, как нельзя больше подтверждают эту мысль о формализме и о неудовлетворительности казенной благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Хотите удостовериться во множестве нищих в Кронштадте? Выйдите поутру, часов в 9 или 10, в субботу и вы во множестве увидите их в гостином дворе и по всем улицам. В этот день они собирают милостыню, как в день сборный, в который бывает им подача по 1/4 коп., редко по грошу, и вы уверитесь в справедливости сказанного. Да это еще далеко не все: сколько есть больных, старых и малых, не могущих ходить за подаянием! Хорошо бы для ознакомления с количеством кронштадтских нищих привести в известность число их! А угодно кронштадтской публике видеть непривлекательную картину бедности наших нищих? Вы заранее отказываетесь ее видеть, вы отворачиваете лицо! Не гнушайтесь, ведь это члены наши, ведь это братья наши, хоть и не привлекательные по наружному виду. Вот эта картина: представьте сырые, далеко ушедшие в землю подвалы домов некоторых улиц, в которых, по преимуществу, помещаются наши нищие; тут помещается по 30, 40 и 50 человек в жилье, иногда положительно, как сельди в бочке; тут старые и взрослые, и малые дети, тут и младенцы, сосущие сосцы, в сырости, в грязи, в духоте, в наготе, а часто и в голоде. Интересующийся сам может проверить истину этих слов. Но к чему же я утомляю такой картиной воображение читателей, привыкших к изящной обстановке? Не для того, конечно, чтобы читатель только сказал: слава Богу, что я не родился в бедности или не живу в бедности; слава Богу, что у меня есть капиталец – и я обеспечен; слава Богу, что я живу с комфортом и во всяком довольстве; или: я свою лепту вношу в богадельню, на приют, до этих нищих мне дела нет. Нет, господа, это дело касается до всех жителей города, как живущих на жалованье, так и купцов, мещан и прочих, имеющих какое-либо состояние. «В чем же дело?» – спрашиваете вы. В том дело, чтобы всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому образовать из себя попечительство или братство при разных церквах, по примеру существующих попечительств и братств в некоторых городах, в том числе и в С.-Петербурге, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В других званиях нищета не редко происходит от лености, от предприимчивой жадности к приобретению, от расточительности, и потому есть не бедствие, но наказание: в звании служителей Олтаря, почти всеобщий жребий его составляющая бедность превращается в нищету обыкновенно болезнию, старостию, или смертию начальника семейства, доставлявшаго себе и ему пропитание. В ином звании сирота и вдовица безпрепятственно, по крайней мере, укрываются под осиротевшим кровом отца и супруга: в нашем звании сиротство и вдовство, даже болезнь и старость, заграждая источник пропитания, по большей части отъемлют у нищаго и жилище, которое, по установлениям, должно всегда принадлежать действительно служащему Церкви. Наконец – «сей нищий воззва, и Господь услыша и» ( Ncaл. XXXIII, 7 ). «Да узрят нищии, и возвеселятся!» ( Пс.68:33 ) Правда, и теперь нищие наши могут видеть у нас только еще приготовление к облегчению их участи; могут веселиться только еще надеждою. Ибо средства призрения их меньшею только частию подает нам человеколюбивая рука Правительства, большею же частию оне скрыты еще в руках частнаго человеколюбия. Совершится ли и с сей стороны надежда убогих, и будет ли радость их действительно исполнена? Узрят ли они в участниках одного звания один дух братолюбия, и столь же искреннюю попечительность о бедности звания, как о бедности собственнаго семейства? Узрят ли в чадах Церкви возвещаемую Апостолом «веру чистую и нескверную пред Богом и Отцем, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их» ( Uak. I, 27 ), и во-первых, сирых и вдовиц, оставленных служителями сея чистыя веры? При ходатайстве за сих вдовиц и сирых, вспомните ли вы, чада веры, что те, от которых оне остались, провели и окончили жизнь в молитвах за вас и в служении спасению душ ваших? Подумаете ли, что сии вдовицы и сироты пастырей ваших потому не получили наследства, и самые сии пастыри потому не собрали запаса на старость или болезнь, что посещали «стадо Божие не нуждею, но волею, и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно» ( 1Nemp. V, 2 )? Пожелаете ли на ваше изобилие, на ваше великолепие, на ваши увеселения, которыя поистине часто делает нечистыми неумеренность, – пожелаете ли положить на оныя добровольную очистительную дань человеколюбию и нищелюбию?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010