Это-общее пророчество, видящее далекие горизонты, и как мы думаем, видящее не только Вавилонское переселение, но и рассеяние Иудеев при Римлянах. Но вот (ст. 14) они возвышают голос свой и величают Господа „с моря“, славят Господа и на востоке и на островах моря. Кто они? Мы думаем, что это есть тот верный „остаток“, та „дочь Сиона“, из которого созидается будущая великая церковь Христианская. Восклицает она не из Иерусалима, который уже разрушен: голос ее воздымается из стран восточных и с островов моря, под именем которых разумеют весь греко-латинский мир, просвещенный проповедью Христианства. Заметим, что по-Еврейски вместо востока употреблено слово урим, в смысле света или страны света 936 . Англ. узак. перевод дает потому перевод стиха 15-го так: „Славьте Господа в огнях“ 937 ; другие переводят: „славьте Господа в свете“, с ссылкой на слова Ис. 9:1–2 „люди сидящие во тьме увидят свет великий“. Повидимому в том нельзя сомневаться, что читаемые нами стихи суть пророчество о тех временах, когда вспыхнули светильники Господни на островах моря, и возжегся тот огонь, о котором глаголал Господь. ( Мф. 5:14 ; Лк. 12:49 ). Потому-то и раздается глас славословия с островов моря. 16 . От края земли мы слышим песнь: „Слава Праведному!“ И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. От края земли несется (к Иерусалиму, как средоточию ветхозаветного мира) хвалебная песнь Единому Богу, Царю мира. В этой песни участвуют далекие страны, но не народ обетования, и горе охватывает сердце пророка. Горе это не за себя лично; это есть горе Иудеянина и жителя Иерусалима, предназначенного к разрушению, горе народа, к которому он принадлежит. Вникая в слова 16-го стиха, мы не можем отказаться от убеждения, что это есть откровение о священных событиях страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пророк видит „злодействующих злодеев“ 938 , задумавших убить Того, Которому вся вселенная кроме Иерусалима воспоет песнь: „Слава Праведному!“ А этот Праведный, по-человечески говоря, умирает в страшных мучениях на кресте, преданный братьями своими на распятие, окруженный ругающимися Ему злодеями (ср. Пс. 21 ). Исаия в ужасе, а между тем знает и чувствует, что он плотию и кровию принадлежит сам к этому роду злодеев. Он знает, что правда Божия взыщет с этого племени все его преступления (ср. Лк. 11:46–51 ) и он глубоко скорбит о народе своем, возмущаясь его злодействами. 17 . Ужас и яма и петля для тебя, житель земли. По указанию Шмидера (Iesaya in loco) три слова 17-го стиха: ужас, яма, петля 939 , на Еврейском языке выражаются тремя созвучными словами, что придает особую силу угрозе. Слова эти пахад, пахат и пах. 18 . Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. 19 . Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но не без связи между всеми этими добродетелями старайся исполнить эти три условия, но, поверх всех их, приобрети любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ). Желая же приобрести ее, послушай того, кто сказал: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ) потому что миром ты приобретешь любовь к ближнему, святынею же любовь к Богу. Ищи же, брат, мира и любви к ближнему, подражая блаженному Титу, иноку и пресвитеру Печерскому, покаявшемуся, и охраняй себя всячески от вражды, не давай власти бесу гнева, но скорей поклонись враждующему с тобою брату; ибо сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». И так ты не будешь предан на поражение немилостивому ангелу, как гневающийся Евагрий, дьякон Печерский, но сохранит тебя Господь, как блаженного Тита пресвитера. В святости же и любви к Богу подражай блаженному епископу Нифонту и будь тверд в православии, храня все заповеди Господни и предания святой Его Восточной Церкви, ибо в том состоит любовь к Богу, чтобы соблюдать Его заповеди ( 1Ин.5:3 ), и от такой любви Божией да не разлучит тебя, брат, ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч что все любящим Бога идет во благо. Итак, ты, неразлучно со всеми прежде угодившими преп. отцами Печерскими, сподобишься быть возлюбленным Богом, нераздельным в Троице, Которому слава и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Жития самих составителей этой книги, преподобных отцов Нестора, летописца Российского, Симона, епископа Владимирского и Суздальского и Поликарпа, архимандрита Печерского Житие преподобного отца нашего Нестора летописца Российского Он написал жития святых и преподобных отцов наших Печерских, помещенных выше Всякая вещь, если она не будет запечатлена писанием, будет забыта и неизвестна. Так, если бы Моисей не был бы научен Богом о самом начале и первом строении мира, и о первом родоначальнике нашем Адаме, и не оставил бы нам всего этого в своих книгах все бы то продолжительность времени покрыла как тьма и привела бы в неизвестность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3). И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов и погибель их не дремлет. " Словом из любостяжания показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, а именно, смерть. Слово давно готов означает предвидение Божие. Ибо Бог по предвидению, как добрым приготовил блага, так и злым свойственное им место» (блж. Феофилакт). «И погибель их не дремлет, – ибо не дремлет Господь, Который… погибших сохраняет для погибели» (св. Иларий Арльский). 4). Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; «Три способа, которыми согрешили ангелы: гордыня, зависть и жадность. В этом месте показано, что грех есть, хотя бы он совершался не по плоти» (св. Иларий Арльский). «Когда пришел с небес Христос, то самых главных из демонов Он заключил в бездну. Ибо Он одних связал, а других изгнал (из людей)» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Следовательно, ангелы-отступники еще ожидают осуждения на последнем суде, хотя они уже претерпели наказание в преисподней, то есть в самой глубокой и темной небесной сфере, как в некой тюрьме» (св. Беда). 5). И если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; «Стало известно Ноево дело во всей вселенной и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды» (свт. Димитрий Ростовский . Келейный летописец).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Наследуют мрак люди, согрешающие по произволению. Они как бы блуждающие звезды, совратившиеся с пути прямого и идущие путем, противоположным ему. Потому им блюдется мрак, то есть не звездам, а людям, ибо у Апостола, речь идет не о звездах или облаках, или волнах, но о людях, впавших в зверство, распутство и кичливость, и своим поведением причиняющих вред тем, кто с ними сближается» (Прп. Исидор Пелусиот . Письма, 2:561). «Звезды блуждающие, потому что не идут вслед Солнца истины» (Св. Иларий Арльский). 14–15). О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «вот, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которыми они нечестивились, и во всех жестоких словах, которые сказали против Него нечестивые грешники». «Это цитата из «Книги Еноха», которую Церковь причислила к апокрифическим писаниям не потому, чтобы написанное патриархом можно было бы отбросить в сторону, но, потому что подписанная его именем книга вряд ли принадлежит ему. Видимо, кто-то другой составил эти писания и поставил под ними имя Еноха… и ясно, что автором этой книги не мог быть правдивый муж, поскольку она запятнана ложью. (Однако апостол) Иуда привел из апокрифической книги такую цитату, которая сама не является апокрифом, ни каким-либо сомнительным высказыванием, но являет свет истины» (св. Беда). «Свое пророчество праведный Енох не только устами проповедовал, но и предал писанию, дабы не только присутствующие и слушающие, но и далеко живущие устрашились суда Божия и согласно с его увещанием, перестали творить злое. Есть достойное вероятности повествование некоторых ( Тертуллиан и Иероним), говорящих, что эта книга пророчества Енохова была взята Ноем в ковчег, дабы она сохранилась в целости от потопа. Таким образом Енохово пророчество о Страшном Суде Божием стало известно и последующим народам, умножившимся после потопа» (свт. Димитрий Ростовский , Летописец). 16). Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сердце мудрого по правую сторону, а сердце глупого по левую . Справа – правда и благочестие, пусть спасения, слева – ложь и беззаконие, путь погибели. Так устроены мудрость и глупость – одна избирает первое, а другая – второе. «Затем прислали греки к Владимиру философа», – сообщает «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца . После своего слова князю «философ показал Владимиру занавес, на котором было написано судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево – грешников, идущих на мучения. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись» Повесть временных лет]. Сердце мудрого на правую сторону. Через девятьсот лет другой Владимир увидел другой рай, рай Карла Маркса, утопию коммунизма. И выбор был другой. И раскрестилась Русь, расхристанная пошла налево. Малая глупость перевесила мудрость и почёт. Всё покатилось в тартарары, а сердце глупого по левую . Можно ли помочь глупому? По какой бы дороге ни шёл глупый, у него всегда недостаёт смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Всё-таки глупому ничто не поможет, нет дорог, на которых он хотя бы казался умным, ему всегда и везде недостаёт смысла , и он не преминёт всякому высказать, что он глуп . Беда великая – глупость. В оригинале говорится не о нехватке смысла , а о нехватке (леб), то есть сердца. Это далеко не Vernunft (разум, смысл), как в немецких переводах. Зато точно передано в LXX: καρδα=сердце. Вот чего не хватает глупому – не ума, а сердца! Даже при малых умственных способностях человек бывает мудрым, а вот если недостаёт сердца , то и гений глуп. Недостаёт смысла – это проблема сердца, а не ума. И вот такой не забудет всякому высказать, что он глуп , то есть продемонстрировать свою глупость, чтобы всем была видна. Только сам он её не видит. Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. Бывает, провинится человек, бывает, совершит и большой проступок .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В том же апреле подал прошение об увольнении учитель одесской дух. семинарии по церковной истории Николай Успенский . Причиной увольнения г. Успенского было его назначение настоятелем собора в г. Василе нижегородской губ. с возведением в сан протоиерея 356 . Остановимся теперь на некоторых предложениях ректора семинарии правлению ее. В декабре ректор предлагает правлению сделать предложение правлениям духовных училищ, а также родителям, дети которых обучаются в духовных училищах, о том, чтобы как те, так и другие позаботились о приучении учеников к славянскому чтению в церкви, так как особенно в последнее время ученики, поступающие в семинарию, не только оказываются мало знакомыми с церковностью, но и вообще слабо читают по славянски в церкви. Правление постановило: «в виду того, что ученики, поступающие в семинарию, по недостатку навыка, неудовлетворительно читают в церкви, просить родителей позаботиться о приучении детей к славянскому чтению в церкви во время праздников и каникул, которые дети проводят в домах родителей, о чем напечатать в епархиальных ведомостях, и училищным правлениям предложить о том же особыми отношениями» 357 . Плохое чтение в церкви, как видно из приведенного предложения, давняя, застарелая болезнь в нашем церковно-религиозном укладе жизни. Всемерно бороться о ней – долг, прежде всего, церковной, духовной школы. Конечно, важно, чтобы и родители с своей стороны, прилагали к этому старание. Да беда в том, что ныне стали дичиться славянского языка даже в духовных семьях. А старину этого не было. Начатки учения проходились по букварям славянской печати. Сначала нужно было осилить славянскую азбуку, а потом уже читать по «граждански», как тогда выражались. Не беда была бы, если бы начинали сейчас с грамоты русской, но оканчивали бы славянским языком. Но дело в том, что последний совсем забыт, особенно в светских школах. Быть может, последний циркуляр министра народного просвещения несколько усилит в гимназиях внимание к церковно-славянскому языку. А в наших духовных школах необходимо довести чтение и знание славянского языка до искусства. Это отразится на совершении богослужения будущими пастырями и, быть может, тем отобьет охоту «современным» батюшкам кричать о замене в богослужении церковно-славянского языка русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От этого, во время бедствий, прилив народонаселения и естественное размножение народа уменьшалось по причине выхода людей в чужие край. В XII веке известие о голоде встречается под 1128 годом. B 1161 г. от засухи летом и теплой зимы сделался неурожай, и цены на хлеб поднялись; и летописец восклицает: «О, великое горе было тогда людям!» То же случилось в 1181 году. В XIII-м веке тяжел был для Новгорода 1215 год, во время войны с Суздальцами. Горькими страданиями покупал себе народ в потомстве славу, которую дал ему в этой войне Мстислав-Удалой; сильный мороз побил озими; получить из России было невозможно; Ярослав держал Торжок в своих руках и не пропускал в Новгород ни одного воза с зерном. Кадь ржи дошла до неимоверных в то время цен: до 10-ти гривен; овса кадь продавалась по три гривны; репы – по две гривны; и люди – говорит летописец – ели сосновую кору, липовый лист, мох, отдавали своих детей в рабство; умирало множество от голода: по торгу валялись их трупы и псы не успевали их съедать.» Тогда страшная судьба в особенности досталась Водской Земле: там все почти народонаселение вымерло или разбежалось. «И разошлась, печально замечает летописец, – волость наша и город наш». 258 Это-то всеобщее бедствие должно быть и послужило Новгородцам побуждением к той решимости, какую они тогда показали. В 1230 году Новгородский край был жестоко поражен голодом; тогда и во всей России был неурожай, исключая Киева. В Новгородской волости сталась беда от того, что раньше морозы (на Воздвижение) уничтожили озими и цены на хлеб стали быстро подниматься. Бедняки разбегались толпами. «И полны были чужие грады и страны наших братий и сестер – говорит летописец, – а оставшиеся умирали с голода; и кто не прослезится от этого, видя мертвецов, валяющихся по улицам, и младенцев, съедаемых псами». В одной скудельнице на Прусской улице положено было в яме три тысячи трупов, умерших с голода. Сверх того, устроили еще две такие же ямы на Чудинцевой улице и на Колене; и те были полны. Пожирали падаль собачью, кошачью; ели мох, липовую кору, обрезывали трупы и пожирали; иные резали свою братью и ели; а другие их за то ловили, жгли огнем и вешали; а смельчаки грабили зажиточных людей, где только чуяли жито.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ну что тут такого в конце концов? . Но всё-таки самое трудное было не с рукописями. Рукопись подделал и ставь на полку. Сложнее было изготавливать надписи на предметах. Надо было, например, рассылать агентов писать надписи с фальшивыми именами и датами на стенах церквей – в Киев, в Новгород, в Смоленск и много куда еще. Хорошо, если просто приехал и нацарапал. А если в церкви старый пол уже перекрыт новым, на метр или два выше? Штаб понимал: если написать на стене, которая видна сейчас, потомки живо разоблачат – это ведь будет на высоте в два человеческих роста от древнего пола. Приходилось разбирать новый пол, залезать под него, лежа, задыхаясь, писать на стене то, что приказано штабом (не забывая, конечно, соблюдать и палеографию и орфографию заказанного века и диалектные особенности), а потом восстанавливать разобранный новый пол – да не как попало, а так, чтобы будущие археологи ничего не заметили. А сколько возни было со штукатуркой! Ведь напиши по новой штукатурке – и подлог ясен. Надо было ее сбить, написать на голой стене и аккуратненько заштукатурить заново. Зато через триста лет реставраторы снимут штукатурку и наивно обрадуются: «Надпись! Эта уж несомненно древняя!». И уж совсем беда с надписями, зарываемыми в землю, – скажем, на бересте. Возьмем новгородские берестяные грамоты. В них ведь постоянно обнаруживаются совпадения с летописью. Например, в слоях, которые археологи оценивают, как 2-ю половину 14 – начало 15 в., близ древней улицы, именуемой на старых планах Космодемьяньей, найдено несколько грамот, адресованных Юрию Онцифоровичу, – и к этому же времени относится, согласно новгородской летописи, деятельность посадника Юрия Онцифоровича; а в записи к новгородскому прологу (сборнику житий) с датой 6908 (т. е. 1400 г.) Юрий Онцифорович назван в числе бояр Космодемьяньей улицы. На том же участке раскопок в слоях 1-й пол. 15 в. найдены письма к Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему. А в слоях середины 14 в. найден ряд писем к посаднику Онцифору – и по летописи посадничество Онцифора Лукинича (отца Юрия Онцифоровича) приходится именно на этот период. А еще несколько глубже найдено письмо Луки – и по летописи отцом Онцифора был Лука Варфоломеевич. А еще несколько глубже найдено письмо Варфоломея – и по летописи отцом Луки был посадник Варфоломей Юрьевич. Если все эти совпадения обеспечил штаб фальсификаторов, значит, он работал блистательно: подделать берестяные грамоты и закопать их на правильных глубинах было, конечно, куда как нелегко! В 17 в. уже ведь и другие дома стояли на этих местах, надо было иной раз прямо под дом подкапываться (а хозяев, если ворчали, пристращивать).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

См. статью Вл. Соловьева «Беда с Востока». — Статья Вл. Соловьева называется «Враг с востока» (1892); выражение «беда» ошибочно внесено Лесковым в заглавие из текста статьи: «…грозящая нашей земле, а в некоторой степени уже наступившая беда не есть частное и случайное явление, а роковое следствие общего… стихийного процесса, который несомненно был ускорен беспечно-хищническим отношением населения к природе (вырубание лесов), а также некоторыми благонамеренными, но необдуманными предприятиями (осушение болот)…» 196 «Гостомысловы ковырялки». — Гостомысл — по свидетельству летописей, новгородский посадник в IX веке. 197 …стали разом на равных постатях…— стали на равных полосках поля. 198 Вышло «табло», и просвещенный ум Перовского не знал, как отшутить мужику его шутку. — Табло (от франц. tableau) — картина, сцена. 199 Панчулидзев, А. А. (1789–1867) — с 1831 года пензенский гражданский губернатор (см. наст. изд., т. VII, стр. 495). 200 …продолжали жить как обры и дулебы, «образом звериным». — Обрами в русских летописях назывались авары, тюркский кочевой народ, соседивший с древними славянскими племенами; дулебы — одно из древних славянских племен; «образом звериным», по словам летописи, жили древляне — одно из славянских племен. «А древляне живяху звриньскимъ образомъ…» («Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи», изд. АН СССР, М.—Л., 1950, стр. 15). 201 Арапов, А. А. (1801–1871) был пензенским предводителем дворянства в течение восемнадцати лет. 202 Веретье — рядно, дерюга; мешок из этой ткани и грубая одежда. 203 …сотрудничал в изданиях гг. Каткова и Комарова. — M. H. Катков издавал журнал «Русский вестник» и газету «Московские ведомости». В. В. Комаров (1838–1908) издавал несколько журналов: «Русский мир», «Славянские известия», газету «Свет»; большая часть статей всех этих журналов и газет была консервативного направления. 204 Рачением Бурнашова почти одновременно вышли две хозяйственные брошюры: одна «О благотворном врачебном действии коры и молодых побегов ясенева дерева», а другая «О целебных свойствах лоснящейся сажи». — В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Исполнение высокого гражданского долга в качестве присяжных заседателей преподавателями учебных заведений, приносит сим последним существенный ущерб. Попавший в присяжные наставник должен прекратить свою работу в классе самое малое на две недели, говоря иначе, должен отстать от товарищей в выполнении программы на несколько уроков. С каким трудом вообще налаживается школьная машина после известного перерыва занятий, об этом знают педагоги. Но не в этом беда. Беда в том, что наставник, попавший в заседатели нередко к своей педагогической болезни нервов присоединяет новую – в виде полного переутомления. Это бывает особенно в тех случаях, когда в сессию попадают сложные дела, требующие нервного напряжения и бессонных ночей. Тогда преподаватель-присяжный вместо того, чтобы приняться за наверстыванье пропущенных уроков, должен просить отпуска для отдыха. Приходилось наблюдать состояние здоровья таких преподавателей. Нечего говорить о том ущербе, какой наносится школе, если из корпорации, как в вышеприведенном предложении, изымается три души. Еще предложение ректора о составлении правил для внеклассного чтения учеников семинарии не только в видах усовершенствования их письменных работ, но и в видах возможно лучшего направления их образования и воспитания. Председатель собрания при этом обратил внимание на те стороны этого вопроса, какие намечены в журнале учебного комитета при св. синоде от 28 мая 1875 г. 105, стр. 28–29. В этом журнале сказано: «предмет этот, к сожалению, до сих пор мало подвергавшийся обсуждению в педагогических собраниях, заслуживает полного и даже особенного внимания. Внеклассное чтение учащихся, при отсутствии правильного руководства, из прекрасного учебно-образовательного средства может обратиться в орудие расслабления и рассеянности мысли, ведет к безусловному многочтению, при чем ученик мало по малу теряет способность находить удовольствие в серьезном чтении и совершенно отвыкает от сосредоточенной и напряженной деятельности мышления, направленного к систематическому развитию понятий. Для предупреждения и устранения подобных явлений необходимо, между прочим, обстоятельное обсуждение вопросов: аа) что рекомендовать ученикам для чтения; бб) как следует читать книги с пользой; вв) в чём должно состоять руководство сим делом со стороны преподавателей; гг) как правильно педагогически устроить наблюдение за чтением; дд) как поставить внеклассное чтение в прямую и тесную связь с классными занятиями и вообще с учебном курсом и, наконец, ее) как поставить чтение в связь с их письменными работами, при этом, как уже было изъяснено в определении св. синода от 7–19 июля 1872 г., весьма полезно требовать от учащихся письменных отчетов в прочитанном, а равно поручать им делать краткие извлечения из прочитанных книг, изложение общего плана, хода главных мыслей и доказательств и сжатой передачи целых статей и т. п. Всего лучше, если подобные задачи будут стоять в связи с известным отделом учебного предмета, который проходится учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010