Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832) – гений немецкой словесности со­здал свое великое творение, трагедию «Фауст». Михаил Александрович Булгаков (1891–1940) – уникальный русский писатель, автор неподражаемого романа «Мастер и Маргарита». Не сложно заметить, что «Мастер и Маргарита» – книга, выросшая из гетевского «Фауста». Бог – Иешуа Фауст – Мастер Маргарита – Маргарита Мефистофель – Воланд Тема там и там одна – пытливый ум человека (доктора Фауста и Масте­ра-писателя), с одной стороны, а демоны и зло (Мефистофель, Воланд и их деяния) – с другой стороны. И Драма человеческой жизни, интрига миро­здания. Разница между той и другой книгой точно такая, как между немцем и рус­ским. А история и вопросы одни и те же. Признание: автор и составитель сей книги – российский немец (по рожде­нию – Генрих, по крещению – Геннадий). О той и другой книге написано множество литературоведческих исследо­ваний. Мы отметим только уникальную, художественную теодицею, общую и единую для обоих авторов. В своем Studierzimmer (комнате для штудий) – ученый доктор Фауст. Когда в глубоком мраке ночи Каморку лампа озарит, Не только в комнате рабочей, И в сердце как бы свет разлит. Я слышу разума внушенья, Я возрождаюсь и хочу Припасть к источникам творенья, К живительному их ключу. Загадочный пудель поднял ворчанье и лай, беготню и вытье. За печку оттеснен, он вверх растет, как слон, готовый, словно дым, по потолку рас­плыться. Когда дым из-за печи стал рассеиваться в одежде странствующего студента, появляется Мефистофель. Фауст поражен и вопрошает: Как ты зовешься? Пришедший не торопится отвечать. Фауст понимает, что явившийся – из тех, кто именуется «царь мух» (Веельзевул), «губитель» (Аполлион), «лжец». Nun gut, wer bist du denn? Mephistopheles – Ein Teil von jener Kraft, Die stets das Böse will und stets das Gute schaft. ... так кто ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Эти слова, это самоопределение Мефистофеля Михаил Александро­вич Булгаков вынесет в эпиграф к своему роману «Мастер и Маргарита». Явившийся Фаусту в одежде странствующего студента явится в Москве на Патриарших прудах сидящим на лавочке председателю МАСОЛИТа Михаилу Берлиозу и поэту Ивану Бездомному в виде иностранца в се­ром костюме с тростью с черным набалдашником в виде головы пуделя. Профессор черной магии, Воланд. А у Воланда целая свита: Кот, Бегемот, Коровьев, Азазелло.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

— Папа!.. Папочка!.. Папся!.. Или: — Папа! Можня? Излишняя торопливость и приглушенный голос вызваны опасениями, что ее поймают и схватят. А ловят и хватают ее на каждом шагу: — Нельзя, Машенька! Папа работает. Нельзя!.. 12.9.58. Машенька! Дочка! Как видишь, задолженность свою я погашаю честно: пишу каждый день, каждый вечер, а еще точнее — каждую ночь. Два дня я тебя почти не видел. Вчера весь день сидел в своем холодном чуланчике и работал. А сегодня бабушка и мама возили тебя в город делать какую-то прививку. Вернулись вы из города в восьмом, кажется, часу вечера. И не успела ты поесть, как тебя стали укладывать спать. А спать тебе не хотелось. Ты была возбуждена, вела себя за столом шумно и неприлично, настолько шумно и неприлично, что отцу пришлось даже прибегнуть к строгости. Тебя это не успокоило. Едва кончив ужинать, ты стала носиться по комнатам с теми дикими выкриками, которые свидетельствуют о том, что нервы у ребенка возбуждены свыше меры. Без конца ты кричала: — Пописала! Пописала! Этим ты вводила в заблуждение твоих родителей и бабушку. Родители щупали твои штанишки, бабушка заглядывала под стул — нет ли там лужи? Предлагали тебе сесть на горшок… А дело небось объяснялось просто: ты сегодня, только что, научилась произносить такое трудное слово, как «пописала» — и радовалась этому, без конца упражнялась и наслаждалась. 14.9.58. Сегодня, дочка, ты много была на воздухе. Погода стоит никудышная: пасмурно, ветрено, но все-таки дождя не было. Перед ужином мы играли с тобой недолго в саду: собирали камушки и сажали их в «клетки», нарисованные папой на песчаной дорожке. Камушки — это звери. Мы наперебой придумывали, какой камушек — какой зверь. — Это будет слон! — говорю я. Ты тащишь осколок кирпича и кричишь: — Живаф! В соседних клетках размещаются олень, павлин, попугай, лев, тигр, лисичка, бегемот, крокодил, зайчик. Ты уже многих зверей знаешь — и не только по названиям. А вот простой лягушки никогда не видела… И еще одного «зверя» ты ни разу не видела, хотя второе лето живешь за городом: свинью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Как вам названия их песен: «Сокрушающий Христа путь», «Антихристианский феномен», «Христиан — львам»? По сей день под этой новостью люди пишут гневные отзывы. Православие, мол, призывает всех любить, а не бить. Впрочем, может, так оно и было, как написали СМИ... с той лишь разницей, что группа была вовсе не безобидной. По ряду причин. Например, тур группы «Бегемот» назывался «Русский сатанист». А как вам такие названия их песен: «Сокрушающий Христа путь», «Антихристианский феномен», «Христиан — львам»? Перед началом исполнения последней песни солист группы несколько раз кричит в зал: « Christians to the Lions « («Христиан – львам»), призывая зрителей скандировать данную фразу вместе с ним. За такое можно и по 282-й статье привлекать. Но нет. Обструкцию сегодня модно устраивать только для представителей Церкви. Либеральные активисты теперь жаждут отомстить за... сатанистов Создав в обществе отрицательное отношение к православным, либеральные активисты теперь жаждут отомстить за... сатанистов (!). Кто-то предложил сорвать проведение Крестного хода в День славянской письменности и культуры, кто-то — провести митинг возле храма, включив на «полную катушку» сатанинские песни группы «Бегемот». Подумать только. И эти люди называет христиан мракобесами. Получается, что те, кто верят в Бога — мракобесы, гопники и быдло, а те, кто поклоняются сатане, вешают кошек и пьют кровь на кладбищах — творческие люди? По-моему, «креативному классу» пора определиться с жанром. Провести эдакий конфессиональный «coming out». Иначе получается нечестно. По той простой причине, что Церковь они никогда не поддерживают, выбирая каждый раз сторону каких-нибудь маргиналов. То сектантов, то сатанистов , то панкушек без стыда и совести. Мы знаем, с кем боремся. Сатанисты знают, кому поклоняются. И только либералы думают, что все понарошку Свежи в памяти православных христиан убийства трех оптинских монахов сатанистом . Мы знаем, с кем боремся и какой силе противостоим. Сатанисты знают, кому поклоняются. И только либералы думают, что все понарошку. Им, конечно, объяснили, что сатанизм — это просто философия такая. Бери от жизни все.

http://pravoslavie.ru/71032.html

Ст. 10. Но убо се зверие (т. е. бегемот) у тебе, траву аки волове ядят 70 . Иов должен был узнать, что для него невозможно единоборство с Богом; посему Господь обращает его внимание на представителя величайшей мускульной силы – такого зверя, который, по дивно устроенной природе своей, одинаково страшен и неодолим, как для животных, обитающих на суше, так и живущих в воде. По-видимому, это – вол, он ест травы; но по условиям своего существования, это – обитатель рек, озер и болот. Это – страшный бегемот. Ст. 11. Се убо крепость его на чреслах, сила же его на пупе чрева. «Тяжелое, толстое тело бегемота вытянуто в длину, почти равно – круглое (цилиндрическое), только в средине оно несколько утолщено; живот по средине висит так низко, что касается земли, когда бегемот идет по тинистой почве на своих несоразмерно – коротких ногах. На болотистых берегах рек (в Африке) можно часто видеть следы бегемота в виде широких ям (около 2 ф. глуб.) по обеим сторонам широкой борозды: ямы остаются от ног, а борозда – от живота его, волочившегося по мягкой почве. Иногда эти следы можно проследить более, чем на четверть мили» 71 . От. 12. Постави , ошиб (хвост) яко кипарис, жилы (νερα) же его (яко уже, т. е. веревка) сплетены суть. Короткий и тонкий хвоста, бегемота сплюснут с боков и на конце усажен короткими щетинами в роде проволок. Поднятый вверх, он стоит прямо и твердо как ствол кипариса. Если может быть так крепок хвост ( – обыкновенно слабый член тела), то как же крепки нервы в хребте этого животного? они подобны сплетеной веревке, которую перервать невозможно. Ст. 13, Ребра ею, ребра медяна, хребет же его железо слияно. Основание телесного состава (организма) – кости бегемота несокрушимы: ребра не ломаются, а хребет, к которому они прикреплены, не гнется, как будто это труба, вылитая из железа. Ст. 14. Сиесть (это) начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его (Господа). Тело бегемота так крепко, сила его так велика, а потому и страх пред ним столь силен, что он может быть признан представителем животного царства: его могут одолеть только «Ангелы Божии», которые могут «смирить и угасить всякого нечестивого» (ст. 6); ибо Господь одарил ангелов высшим могуществом, почему им покорно служат даже самые стихии – воздух, огонь, вода (ср. Быт. 19:1. 13. 24 – 25 ). Но Иов отнюдь не может «наругаться» над бегемотом, как над побежденным врагом, повалить его и топтать ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Появление «зверя из земли» в качестве пары «зверю из моря» вводит нас в другой круг мифологем, не связанный непосредственно со «зверями» Книги Даниила. Образы «зверя из моря» и «зверя из земли» уходят корнями в древнесемитскую мифологию. В Ветхом Завете враждебную водную стихию воплощает Левиафан (] ГгЬ; от евр. лава – «виться, свертываться»; то же, что и семиголовое чудовище Латану в Угарите, – по одному мнению крокодил, по другому – некий вымерший морской змей), называемый в Ис. 27:1  «змеем изгибающимся, чудовищем морским», в Иов. 41:26  «царем над всеми сынами гордости» (Септ.: дракон (бракогтсх), «царь над всеми водами»). Сушу же олицетворяет Бегемот (Л1СЛ2 – «животное, зверь» во множественном числе; Септ.: 9r pLoi› – «зверь»), «верх путей Божиих» ( Иов. 40:1019 ). Согласно ЗЕзд 6:49–52, Левиафан и Бегемот были произведены на пятый день творения и получили каждый свой удел. В Книге Еноха говорится об отделении друг от друга Левиафана и Бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, причём женское чудовище Левиафан было помещено в «бездну моря», мужское же, Бегемот, в необитаемую, пустыню Дендаин (1Ен 60:7–8). Возникло поверье, что Левиафан, уже однажды пораженный Богом ( Пс 73 /74:14; 103/104:26), перед концом света вырвется из своего узилища и вновь будет повержен ( Ис. 27:1 ). Это поверье и отражено в Откровении Иоанна Богослова. В сирийском Апокалипсисе Баруха предсказывается даже то время, когда Левиафан выйдет из воды, а Бегемот из своего места (2Бар 29:4). В еврейском апокрифе «Тайны Симона бен Иохаи» к этим двум чудовищам добавляется птица-великан Зиз, олицетворяющая воздушную стихию. Согласно еврейской агадической литературе, по пришествии Мессии Левиафан и Бегемот, а также птица Зиз будут служить пищей на пиру праведников, – мотив, звучащий уже в Пс 73 /74:14 и ЗЕзд 6:52. Напротив, псевдо-Енох полагал, что не люди будут пожирать их, а они – людей (1Ен 60:24). Соответствующие животные, символизирующие природные стихии, имелись также в вавилонской и древнеиранской мифологии. См.: ЕЭ, 1908; Caquot, 1975; Гусейнов, 1987. С. 43; Мень, 1992. С. 117–118. Однако, если раввинская традиция говорит о появлении натуральных чудовищ, то Иоанн Богослов превратил их в символы, в условные обозначения неких враждебных сил или даже отдельных личностей. Враждебный характер чудовищ – «зверей» также можно считать новшеством автора Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Вполне справедливо требовать, чтобы вероисповедание человека никак не влияло на его отношения с государством. Так лучше и для Церкви; совершенно незачем наполнять храмы лицемерами, ищущими не Бога, а продвижения по службе. В этом смысле против “равноудаленности” государства было бы нечего возразить. Но в устах секуляристов речь идет о совсем другом.   Если, к примеру, большевики, взрывают собор, и устраивают на его месте религиозно нейтральный бассейн, это никак нельзя назвать “равноудаленным” или “нейтральным” актом - это акт имеющий ярко выраженную идеологическую окраску. Сам по себе бассейн идеологически нейтрален - и его постройка на новом месте была бы делом вполне “равноудаленным”. Идеологически мотивированным является снос Собора. Белая стенка действительно идеологически нейтральна - но удаление Распятия оттуда, где оно уже находилось, это ни в коем случае не нейтральный акт. Когда Талибы в 2001 году взорвали знаменитые гигантские статуи Будды, оставив на их месте религиозно нейтральные пустые ниши, никому в голову не пришло называть это нейтральным актом. Попытки изгнания религии и ее символов из общественного пространства под предлогом “нейтральности” - никоим образом не нейтральное дело. Европейская культура сложилась не как “нейтральная” - “нейтральных” культур просто не бывает - она сложилась как христианская. Джотто и Рублев, Данте и Достоевский не были секулярными гуманистами; отнюдь не секулярные гуманисты возвели Шартрский Собор и Храм Покрова на Нерли, отнюдь не они написали “Мессию” или “Страсти по Иоанну”. Нравится это кому-либо или нет, но это христианский континент. Это не христиане вторгаются на территорию, по праву принадлежащую их противникам; дело обстоит наоборот - секуляристы пытаются изгнать христианство из его дома. При этом они постоянно делают вид, что их победа неизбежна - что тенденция к выдавливанию христианства из жизни общества неостановима, и, как сказал поэт, “вместо статуй будут урны - и красиво, и культурно”. Но последние события показывают, что это не так - иногда людям достаточно просто сказать “нет” - как итальянцам - чтобы всепопирающий бегемот споткнулся.

http://radonezh.ru/analytics/spotknuvshy...

Илья 29 мая 2014, 22:51 Ужасная и даже опасная статья. Люди, вы только вдумайтесь! Верующий публично одобряет избиение людей на концертах, дожились... Мол, раз группа " сатанинская " , то сами виноваты, можно и побить " нечисть " . А пострадала охрана, ни в чем не повинные мужики-работяги. Разжигание религиозной нетерпимости налицо. Пусть автор статьи потом не плачет, если костры инквизиции запылают и по его душу. Как аукнется - так и откликнется. Валерий 29 мая 2014, 21:01 Я - крещёный православный христианин. Не могу назвать себя очень религиозным, хотя в церковь я время от времени захаживаю и молюсь, не за себя - за близких. В то же время люблю тяжёлую музыку (недавно, кстати, прослушал даже один из альбомов упомянутого здесь " Бегемота " ), хотя и никогда не фанател по сатанинским группам: мне кажется, у них мрачноватая музыка и мне не особо нравится их стиль звучания. В тексты песен я вообще особо не вникаю, особенно если они на иностранных языках, а если они ещё и на религиозные темы (мне не важно - на христианские или на сатанистские), то мне это вообще неинтересно. Но при всём этом мне эта статья показалась как раз настоящим мракобесием. Особенно то место, где говорится, что сатанисты " поклоняются сатане, вешают кошек и пьют кровь на кладбищах " . Санек Логинов 29 мая 2014, 20:24 Не знаю, что имели ввиду " музыканты " , выбирая название для своей группы, но в книге Иова бегемот - это как раз и есть образ сатаны. (см. Ф.Н. Козырев " Искушение и победа святого Иова " , а также лекции Авдеенко). Во второй речи Господа, глава 41, описывается левиафан, тот самый " зверь " , земной последователь " бегемота " . особый акцент сделан на то, что никакими собственными усилиями люди не могут одолеть левиафана (рекомендую читать на ц-с). Кроме того, нелишне вспомнить, кто из людей был самым первым сатанистом, и что сказал ему Бог (Быт.4:11-15). Сатанисты всегда враждовали на сынов Божьих и будут враждовать на Церковь, потому что они нуждаются в нас, как в источнике жизни, но мы-то в них не нуждаемся. Наше дело - веровать во Христа. Наше дело - евхаристия. А то, что некоторые православные христиане называют защитой Церкви, на самом деле - отрицание жертвы Христовой. Ведь Господь сказал " Я победил мир " , а мы все пытаемся от себя чего-то добавить. Как будто не для нас сказано, что сила Божья совершается в немощи. Христианин, по-моему, должен браться за меч или из любви к врагу или в знак признания своего духовного бессилия. Обнажение христианином оружия, мне кажется, один из величайших актов покаяния и смирения, наверное поэтому монашеское делание называется бранью. Брань состоится там, где заканчивается правда своя и наступает Правда Божья. И главное ее отличие от мордобоя и крестовых походов – отсутствие пафоса. Как раз он-то и смущает в данной истории.

http://pravoslavie.ru/71032.html

Прохожий 31 мая 2014, 23:18 " Есть ли и теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах; еще не связан сатана, и теперь-то, кажется, он наиболее свирепствует на держащихся правой веры... Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом, либеральностью, попросту - вольнодумством, безразборчивостью к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветой, или гордым невниманием и презрением. ...Терпи гонения, насмешки, колкости; впрочем, не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие... " Святой праведный Иоанн Кронштадский. Александр Иванович 31 мая 2014, 21:44 Спасибо, Илья! Замечательная статья! Наши СМИ - не наши, не славянские... не православные. Это журналисты для карьеры ли, для пропитания семьи ли... за гранды от США, АНГЛИИ готовы писать все, что потребуют колониальные власти!!! Они, СМИ, просто не представляют что существуют: " служение Богу, Царю и Отечеству " ; Церковь - победившая и Церковь воинствующая! У Вас все прекрасно... Вы не раб Божий, но Воин Христов!!! Евгений Шапошников 31 мая 2014, 15:38 Идет война за умы подрастающего поколения, которое неистово пытаются оторвать от Бога, от правды. Отпор должен быть жестким. Ведь это еще и проверка на нашу духовную прочность, доказательство врагу, что мы способны и будем противостоять злу. Влад 30 мая 2014, 21:00 Эта группа своим " творчеством " сама противопоставила себя Христу. Их сюда никто не звал, получили по заслугам. И если бы в каждом городе так с ними поступали - то у них и в мыслях бы не было ехать в православную Россию со своими мерзостями. Василий Н. 30 мая 2014, 20:29 Ярослав писал: Не скрою Церковь в лице верующих должна бороться с проявлениями сатанизма в лице такого рода групп как " Бегемот " но по христиански и в рамках закона. Привлечение фашиствующих молодчиков, которые не то, что к православию, к христианству весьма имеют далекое отношение есть фарисейство со стороны Церкви, если она конечно в этом принимала участие...

http://pravoslavie.ru/71032.html

Брачная вечеря, трапеза, торжество, праздник — еще в Ветхом Завете символ брачного, мессианского пира, когда и Спаситель находится среди людей, и все они вместе, за единым столом. И вот осуществление этого идеала. Интересно, что человечество символизирует идеал в виде семьи, сидящей за столом, духовной семьи, во главе которой — Сам Спаситель. Фантазия апокалиптиков придавала этой трапезе какой-то необычайный смысл, говорили, что Левиафан, как и Бегемот, будет вытащен из бездны и употреблен в’пищу. На самом деле в этом немного странном и грубом мифологическом пророчестве есть глубокий смысл, потому что Левиафан и Бегемот, как я уже говорил, — образы природы и материи. Теперь материя уже вся подчинена человеку и будет ему служить, как бы становится пищей на трапезе. Далее следует маленький диалог между апостолом и Ангелом, как бы вставной; Ангел говорит — напиши, что “блаженны званные на брачную вечерю”, и Иоанн падает перед ним на колени, а Ангел говорит: “Не делай сего”. Дело в том, что в мистических течениях и настроениях того времени начал развиваться настоящий культ ангелов; их стали называть по именам, составляли колоссальные списки и апокрифические книги, как христианские, так и иудейские, были полны самыми подробными описаниями жизни ангелов, из которых впоследствии черпали “сведения” литература, мистика и оккультизм. (Все, что было описано у Мильтона в “Потерянном рае” и “Возвращенном рае”, все, что описывал Байрон и другие, заимствовано из этих апокрифических книг.) Поэтому здесь и подчеркивается, что ангелы отнюдь не являются существами, достойными обоготворения: “Я сослужитель тебе и братьям твоим”, то есть Ангел сослужит людям, “имеющим свидетельство Иисусово, которое и есть дух пророчества” ( Откр.19:10 ). Дух пророчества, который угас за несколько веков до Рождества Христова и возродился вместе с Христом, снова невидимо присутствует в Церкви, и это есть свидетельство Иисусово. Впервые после новозаветного уничтожения Христа Он представлен здесь в образе Бога-Воителя, Воина на коне. Но пусть нас не соблазняет и не обманывает эта форма, хотя мы и видим всадника, забрызганного кровью, как в древних описаниях битв. Меч Его — меч, выходящий из уст, и подчеркивается, что этот меч — слово Божие. Вспомните слова апостола Павла: слово Божие — обоюдоострый меч, это духовное оружие, и все символы здесь духовные, Христос характеризуется как антипод дракона: у него тоже диадемы, короны на голове, но имя его (в отличие от дракона — там были написаны имена богохульные) — прежде всего имя тайное, которое уходит в непостижимость божественного. Человек не только явлен, но и укоренен в непостижимом. А другое Его имя, открытое людям, — это Слово Божие; здесь впервые Иоанн прямо говорит “Слово Божие”, так же, как сказано в Евангелии от Иоанна: “В начале было Слово”…

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Брачная вечеря, трапеза, торжество, праздник — еще в Ветхом Завете символ брачного, мессианского пира, когда и Спаситель находится среди людей, и все они вместе, за единым столом. И вот осуществление этого идеала. Интересно, что человечество символизирует идеал в виде семьи, сидящей за столом, духовной семьи, во главе которой — Сам Спаситель. Фантазия апокалиптиков придавала этой трапезе какой–то необычайный смысл, говорили, что Левиафан, как и Бегемот, будет вытащен из бездны и употреблен в " пищу. На самом деле в этом немного странном и грубом мифологическом пророчестве есть глубокий смысл, потому что Левиафан и Бегемот, как я уже говорил, — образы природы и материи. Теперь материя уже вся подчинена человеку и будет ему служить, как бы становится пищей на трапезе. Далее следует маленький диалог между апостолом и Ангелом, как бы вставной; Ангел говорит — напиши, что «блаженны званные на брачную вечерю», и Иоанн падает перед ним на колени, а Ангел говорит: «Не делай сего». Дело в том, что в мистических течениях и настроениях того времени начал развиваться настоящий культ ангелов; их стали называть по именам, составляли колоссальные списки и апокрифические книги, как христианские, так и иудейские, были полны самыми подробными описаниями жизни ангелов, из которых впоследствии черпали «сведения» литература, мистика и оккультизм. (Все, что было описано у Мильтона в «Потерянном рае» и «Возвращенном рае», все, что описывал Байрон и другие, заимствовано из этих апокрифических книг.) Поэтому здесь и подчеркивается, что ангелы отнюдь не являются существами, достойными обоготворения: «Я сослужитель тебе и братьям твоим», то есть Ангел сослужит людям, «имеющим свидетельство Иисусово, которое и есть дух пророчества» (Откр. 19, 10). Дух пророчества, который угас за несколько веков до Рождества Христова и возродился вместе с Христом, снова невидимо присутствует в Церкви, и это есть свидетельство Иисусово. Впервые после новозаветного уничтожения Христа Он представлен здесь в образе Бога–Воителя, Воина на коне. Но пусть нас не соблазняет и не обманывает эта форма, хотя мы и видим всадника, забрызганного кровью, как в древних описаниях битв. Меч Его — меч, выходящий из уст, и подчеркивается, что этот меч — слово Божие. Вспомните слова апостола Павла: слово Божие — обоюдоострый меч, это духовное оружие, и все символы здесь духовные, Христос характеризуется как антипод дракона: у него тоже диадемы, короны на голове, но имя его (в отличие от дракона — там были написаны имена богохульные) — прежде всего имя тайное, которое уходит в непостижимость божественного. Человек не только явлен, но и укоренен в непостижимом. А другое Его имя, открытое людям, — это Слово Божие; здесь впервые Иоанн прямо говорит «Слово Божие», так же, как сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010