К чему же подводит Воланд? Если Христос не Спаситель мира, а не более чем пацифист, странствующий философ и просто хороший человек, то единственная сила, которая способна помочь человеку — это дьявол. Стало быть, к нему и надо обращаться. Но дальше мы видим поразительную вещь. Бесы, подручные Воланда, издеваются, глумятся над бравыми НКВД-ешниками. Бегемот раскачивается на люстре, в него палят изо всех стволов, но хотя стреляют в упор, Бегемот не умирает. Это эпизод особенно актуален в наши дни, когда многие горят желанием отловить «барабашку» или замерить дозиметрами благодать. Но если в квартире завелась нечисть, не надо делать евроремонт — надо дом освящать. Такое зло изгоняется только Божией благодатью. Чекисты этого не понимают, в это не верят, и бесы смеются над обезбоженным миром. Но перелистнем еще несколько страниц. Вот подручные Воланда забирают души уже умерщвленных Мастера и Маргариты. И вдруг Азазелло срывается на крик. Это признак слабости: не имея возможности доказать или заставить, Азазелло пытается взять на испуг. Что же так встревожило, казалось бы, всесильного демона зла и разрушения? По поводу чего кричат бесы? Оказывается, по поводу старушки-кухарки, которая, увидев черных коней, уносящих души Мастера и Маргариты, подняла руку для крестного знамения. Вот тут-то Азазелло и «крикнул с седла»: «Отрежу руку!» 5 января 1925 года Булгаков записал в своем дневнике: «Сегодня специально ходил в редакцию „Безбожника“. [...] Тираж, оказывается, 70 000, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, выходит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации... Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера „Безбожника“, был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне». Плакат 20-х годов. Иллюстрация с сайта davno. ru Данный эпизод перечеркивает всю версию Воланда. Если Крест так страшен для темных сил, то уж наверняка не потому, что на нем был распят «проповедник ненасилия», «пацифист», может быть, даже немного «экстрасенс», каким «Иешуа» выведен в так называемом «Евангелии от Воланда». Крест может быть страшен для бесовской силы только в одном случае: если на нем был распят Бог, Который таким способом вошел в смерть и разрушил ее и царство дьявола. Кстати, в романе подобные эпизоды встречаются не раз.

http://foma.ru/podval-na-dvoix.html

Однако это широко распространенное мнение не более чем версия, наряду с другими подобными, согласно которым, например, библейский «бегемот» в действительности представляет собой слона. Все эти версии объединяет одно предположение: Бегемот и Левиафан в книге Иова – живые воплощения могущества Бога, описание которых выполнено в залоге благодушной фразы из книги Бытия: «се, все хорошо весьма» 1008 . Но более древняя, – отголоски которой слышны также в средневековых и принадлежащих Новому времени комментариях, – версия, традиционная для святоотеческой экзегезы, утверждает, что Зверь, как и следующий за ним Змей, – в данном случае не просто животные, а метафоры врага рода человеческого, диавола, который и служит главным зачинщиком всего сюжета книги Иова 1009 . Данная интерпретация вовсе не является аллегорическим наслоением, обременяющим и без того далеко не всегда ясный текст; в ее основании лежат альтернативные чтения, представленные древнегреческим переводом Септуагинты. Иов 40–41 1010 40:1 И еще, отвечая, Господь сказал Иову из облака: 2 Нет, но препояшь чресла свои, как муж, Я буду спрашивать тебя, а ты Мне отвечай. 3 Не отвергай решения Моего. Думаешь ли, что Я иначе поступил с тобой, чем чтобы ты оказался оправданным? 4 Или у тебя мышца, как у Господа? Или таким голосом, как у Него, ты гремишь? 5 Так украсься величием и силою, в славу и честь облекись; 6 так пошли вестников во гневе и всякого гордеца смири; 7 высокомерного угаси, сгнои же нечестивых во мгновение; 8 зарой всех их в землю вне [города], а лица их покрой бесчестием. 9 Тогда Я признаю, что десница твоя спасает. 10 Но вот, у тебя зверь траву, подобно быкам, поедает. 11 Вот же, крепость его на чреслах, а сила на пупе чрева; и 12 поставил хвост, как кипарис, а жилы сплетены воедино; 13 ребра его – ребра медные, хребет его – литое железо. 14 Вот, это начало творения Господа, созданное для того, чтобы быть осмеянным ангелами Его; 15 взойдя на отвесную скалу, он доставил радость четвероногим в Тартаре. 16 Под всяким деревом он спит, при осоке, тростнике и камыше, 17 осеняют его древеса великие и ветвистые, отрасли священного [дерева].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Но в чем собственно заключается смысл этих мифических представлений, и где источник их происхождения? Основа сказаний о бегемоте и левиафане дана в книге Иова, где изображается сила и великая мощь этих животных ( Иов. 40:10–32 ). По догадке Вебера, на этой основе зародилась мысль «о борьбе космических сил, которые преступают свои границы и которые должны быть укрощаемы могуществом божественного слова, причем большое влияние на образование этих мифов имела восточная фантазия и поэзия с их склонностью ко всему чудесному». 821 Талмудические сказания действительно оправдывают отчасти такое предположение: там говорится, что левиафан и бегемот должны быть умерщвлены, чтобы они не размножились, так как в противном случае эти страшные чудовища могут угрожать земле уничтожением её; сила их так велика, что даже ангелы не в состоянии умертвить их; поэтому бегемот и левиафан по повелению Божию должны будут вступить во взаимную борьбу и сами умертвить друг друга; мясо левиафана должно сохраняться для будущего мира, когда оно будет дано в пищу праведным 822 . Очень может быть, что мысль о такой странной трапезе участников мессианского блаженства явилась результатом того воззрения, что с явлением Мессии все враждебные человеку силы не только должны быть побеждены, но и так или иначе служить на пользу участникам грядущего блаженства. Земные и чувственные блага мессианского времени поставляются иногда в иудейской и особенно в александрийской письменности в тесную связь с религиозно-нравственным состоянием избранников грядущего царства. Блага эти есть неизбежный результат того духовного возрождения, которое совершится в Израиле при наступлении благодатных дней: это будет время полного реализирования высшей нравственной правды, по требованию которой уделом истинного праведника должно быть полное земное счастье и благополучие; поэтому грядущее царство правды и истинного богопочтения должно быть и царством полного земного довольства: таков, по словам Филона, непреложный божественный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Выбирается «головной вагон». Остальные дети приседают на корочки, берут друг друга за пояс – они зайчики, которые сидят в трамвайчике. Следуя за «головным вагоном», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падают на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваются в кольцо. Задача зайчика – не вывалиться из вагона, чувствовать общий ритм. Выигрывает та команда, которая быстрее пройдет препятствие. Упражнение 18. Бегемот В игре развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи. Выбирается водящий – он будет «бегемотом»: вытягивает вперед руки одну над ругой, изображая огромную зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». Бегемот с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится бегемотом. Упражнение 19. Цирковой морж Игра способствует развитию сообразительности, умению преодолевать препятствия, используя ресурсы тела, активизирует воображение. Детям, лежащим на полу, связывают шарфиком ноги под коленями, и они превращаются в ластоногого моржа. Ведущий бросает воздушный шарик, и каждый пытается поймать его, отобрать у других и забросить его в корзину на полу, передвигаясь необычным способом. Побеждает самый меткий и вежливый «морж». Упражнение 20. Кенгуру Игра развивает чувство сопереживания, учит управлять своим телом. На пояс детей свободно завязывают шарфик, образуя сумку «кенгуру». В нее сажают детеныша – любимую мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего кенгуру начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками поддерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру». Упражнение 21. Рукопашная на одной ноге без рук Игра способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы. Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Ведущий следит за соблюдением правил.

http://azbyka.ru/deti/uprazhneniya-i-ety...

— Но книгой этой, по-моему, не восхищаться просто нельзя. Михаил ничего не сказал, только взял книгу, нашел нужную страницу и стал читать вслух: “Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиной, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост”. Голос Киреева звучал глухо, Мирей вновь показалось, будто тень коснулась его лица, а голубые холодные огоньки только подчеркивали эту сумеречность киреевского облика. Он продолжал читать: “Вряд ли теперь узнали бы Коровьева- Фагота, самозваного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом…” - Разве это не прекрасно? — прервала Киреева девушка. — Кто из современных писателей так может написать? - Да, он чертовски талантлив, — согласился Михаил. — Только… Скажи мне, Мирей: прочтя этот роман, ты не захотела, чтобы в твою жизнь вошли Бегемот, Фагот, наконец, сам Воланд? Вошли, и если не стали бы друзьями, то, по крайней мере, отнеслись к тебе с уважением? Девушка задумалась, потом ответила не очень уверенно: - Наверное, скорее — да. - А ты знаешь, кто они? - Конечно. Свита Воланда. - То есть сатаны. - Ты хочешь сказать… - Я хочу сказать, что зло на самом деле так ужасно и отвратительно, что если бы человек взглянул ему в “лицо”, то ужаснулся бы. Понимаешь? Поэтому злу нужен туман, который скрывает его очертания… Когда я сказал, что мне жаль автора, я имел в виду нечто другое, чем ты. - Что же? - Мне хочется, чтобы ты сама ответила когда-нибудь на этот вопрос. Девушка заглянула ему в лицо и улыбнулась. - Сама так сама. Знаешь, я не задумывалась раньше над такими вещами.

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

Мы думаем, что лучшего Деда Мороза, чем бегемот Поо, нам не найти. - Правильно, правильно, — закивали головами все, кроме мартышек. - Раз так, то мы больше не хотим помогать вам с праздником, — крикнула Янки и зарыдала. К ней сразу же присоединилась Манки. - Не плачьте. Вы будете снегурочками, — решил Лео. Слезы у обезьянок мгновенно высохли. Манки тут же представила себя в блестящем платьице, с венком из перьев на голове — таким ей виделся наряд снегурочки. Янки вообразила себя в серебряной юбочке, с венком из ярких тропических цветов. - А какое дерево мы будем наряжать? – поинтересовалась львица. И тут началось! Все звери хотели, чтобы именно их любимое дерево было новогодним. Даже бегемот, поддавшись всеобщему ажиотажу, предложил нарядить любимый болотный кустик, наполовину им же и обглоданный. Наконец, льву надоело слушать этот шум и вопли обезьян. - Значит так, — рыкнул он, — наряжать будем баобаб на большой поляне. Во-первых, баобаб — самое старое дерево в нашем лесу, во-вторых, самое большое, а это значит, что на него можно повесить все, что мы захотим. - Бананов, бананов больше вешайте, — закричали обезьяны. - И рыбы, — заволновались пеликаны. - Давайте не будем вешать на баобаб пищу, — сказал мудрый Поо, — а то мы все съедим, и новогоднее дерево останется не украшенным. А водить хоровод вокруг обыкновенного баобаба не интересно. - Правильно, — поддержал бегемота Лео, — на праздничное дерево надо вешать украшения. Поэтому я объявляю конкурс украшений, которые надо сдавать моим помощницам. Победителя ждет приз. Первыми ушли львы. Вслед за ними разбрелись и остальные. У водопоя остался леопард с мартышками. - По-моему все прошло хорошо, как вы думаете? – Лео потянулся. - Все прошло замечательно! — воскликнула Манки. - Замечательно все прошло! — поддакнула Янки. - Значит, день прожит не зря, — сказал Лео и, помахивая хвостом, отправился на свой любимый обрыв, чтобы вздремнуть. Волшебный баобаб До празднования Нового года в Пятнистом лесу оставалось несколько дней.

http://azbyka.ru/fiction/istorii-iz-pyat...

– Плюнь косточку! Мы уже видели, что малый ребенок далеко не всегда отличает вещь от того слова, которым эта вещь обозначена. То же происходит и с рисунками: изображенные на них существа воспринимаются ребенком как живые. Владику было полтора года. Ему прочитали басню “Ворона и Лисица” и показали иллюстрацию к ней. Он пожалел несчастную ворону, которая осталась без сыра. Когда через две-три недели к завтраку был подан голландский сыр – любимое лакомство Владика, – он побежал за книжкой, отыскал тот рисунок, где изображена ворона с открытым клювом, и, тыча вороне сыр, стал приговаривать: – На, ворона, кушай сыр, кушай! В детском саду воспитатель показывает детям картинку. На картинке изображен мальчуган, который убегает от разъяренного гуся; вдали домик, окруженный деревьями. Пятилетняя девочка берет указку и сильно стучит по домику. – Я стучу, – поясняет она, – чтобы мальчику скорее открыли, а то его гусь укусит. В другой раз воспитатель показал тем же детям картинку, на которой нарисована спящая женщина, а рядом ее дочь, вся в слезах: играя, она поцарапала руку. Девочка, всмотревшись в картинку, начинает тыкать указкой в спящую: – Мама, просыпайся: жалко девочку. Двухлетней Кате очень понравилась картинка, изображавшая козликов на зеленой лужайке. Она стала тянуть маму за руку: – Пойдем туда в картинку, к козликам! Наташа принесла в детский сад корейскую сказку “Ласточка”. В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками. – Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила ее дома. На картинке нарисован бегемот, бегущий за мишкой. Трехлетняя Саша прикрыла медведя ладонью, чтобы бегемот его не догнал. Глядя на лысого: – Почему у тебя так много лица? Увидел в Зоопарке полосатую зебру: – Лошадь в тельняшке. Сережа Сосинский с философским уклоном ума: – Когда я сплю, мне кажется, что меня нигде нет: ни в одной постели, ни даже в комнате. Где я тогда, мама? – Мама, а можно спать назад?

http://azbyka.ru/deti/neutomimyj-issledo...

– Ээ-э-ээ, – ответила я. – Будет, – радостно согласилась за меня Ирка. – Я сейчас мячик принесу. У меня до обеда мама дома. И Ирка поскакала к дому. – Ма-а-а-а-ма-а-а-аа! – заорала она так, что мне стало страшно. По моим ощущениям, на такой ор из окон должны вылезти все жители ближайших домов. – Ма-а-а-а-ам! В окне шестого этажа появилась Ирина мама. – Ски-и-и-и-инь на-а-ам мя-а-а-а-чик! Нормально. Ни у кого ни тени удивления. Люди вокруг как шли так и идут, в соседних домах никто не дернулся, мама спокойно сбросила мяч. Ловить его кинулись все, он весело скакал туда-сюда, этажа до третьего. – Анекдот знаешь? – спросила меня Светка. И тут же начала рассказывать, не дожидаясь ответа: – Решили колобок, жираф и бегемот сброситься с крыши. Знаешь? – Нет… – Как нет?! – закричала Ирка. И дальше они рассказывали, перебивая друг друга. – Летит бегемот и считает этажи… – 9,8,7,6,5,4,3,2,1… Ирка уползает смеяться. Продолжает Света: 1,-2,-3… Ха-ха-ха… Ирка, сидя на земле: – Летит жираф: 9, 8, 7, 7, 7, 1… ха-ха-хрю…ой… Света: – Летит колобок: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 2, 3, 4… ой, не могу… К этому моменту я уже тоже хохотала до слез из глаз. Дома я, по-моему, никогда так не смеялась. Потом мы играли в «Собачку», потом в «Выбивалы»… Весело было очень, но через час я уже не чуяла ног от усталости. Я завалилась на скамейку, а неугомонные девчонки связали две скакалки и еще час прыгали как заведенные и прыгали б и дальше, если б не вопль из знакомого окна: – Света-а-а-а-а-! Му-у-у-у-у-льтики начались! Двор опустел практически мгновенно. На следующий день я еле встала с кровати. Ноги гудели так, что каждый шаг я ойкала и проклинала всех на свете. Когда я, хромая на обе ноги, выползла из подъезда, то встретила Ирку, которая радостно скакала на нарисованных на асфальте квадратиках. – О! Олька! А ты чего вчера после мультиков не вышла? Я застонала. – Ты чего? – изумилась она. – Мы сегодня будем в «казаков-разбойников» играть, вчера договорились. – Опять бегать? – спросила я с ненавистью.

http://azbyka.ru/deti/vremya-vsegda-horo...

Но не все животные возвращались после такой встречи невредимыми. Придя однажды на пруд, чтобы набрать воды, авва Аммон заметил василиска. Он пал ниц и сказал: «Господи! Или я должен умереть, или он». И тотчас же «по силе Христа, василиск расторгся» 1277 . Другая история того же рода приписана авве Амуну. Речь идет об огромном змее, опустошавшем соседнюю область. Амун призвал Христа, и змей тотчас лопнул 1278 . Но обычно Отцы пустыни не истребляли вредоносных животных. Они довольствовались тем, что прогоняли их, говоря, чтобы те более не возвращались. Один бегемот опустошал область, где жил авва Вин. «По просьбе крестьян он, приблизившись к месту его и заметив громадного зверя, повелел ему тихим голосом: “Приказываю тебе именем Иисуса Христа не опустошать более эту страну”». Бегемот навсегда исчез из этих мест, будто его преследовал ангел. В другой раз авва таким же образом изгнал крокодила 1279 . Но случалось и так, что от диких зверей пустыни мог пострадать и сам отшельник. Антоний Великий устроил себе небольшой огород возле родника у подножия горы, где выращивал овощи. Поначалу звери, обитавшие в округе и приходившие туда на водопой, часто топтали посевы и плоды. Тогда Антоний ласково поймал одного зверя и сказал всем остальным: «Почему вы наносите мне вред? Я же не делаю ничего плохого никому из вас. Уходите отсюда во имя Господа и более не приближайтесь к этому месту». С тех пор звери, как бы боясь запрета, больше не приходили 1280 . Один комар дерзнул как-то укусить авву Макария в ногу, тот его раздавил, но, раскаявшись в содеянном, разделся и просидел возле скитских болот шесть месяцев, позволяя комарам свободно себя кусать 1281 . Но как-то раз он без сожаления убил аспида, который его укусил 1282 . Другой аспид, наоборот, отказался кусать авву Пахона, когда тот подносил его к своим гениталиям 1283 . Взаимное служение Животные и Отцы пустыни могли не только не вредить друг другу, но даже взаимно друг другу прислуживать по мере своих возможностей. Случалось, что отшельник приходил на помощь какому-то животному, страдания которого глубоко трогали его сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рим. и визант. периоды в регионе существовали евр. общины. В Хамате, Рехове, Иерихоне, Нааране и Скифополе обнаружены синагоги с декоративными мозаичными полами и посвятительными надписями на арам. языке. После араб. завоевания 638 г. И. по-прежнему оставался границей провинций: земли к западу от реки относились к пров. Фаластин, к востоку - к пров. Эль-Урдун. В Иерихоне был возведен зимний дворец омейядского халифа эль-Валида (Хирбат-эль-Мафджар, т. н. дворец Хишама). Землетрясение 747 г. разрушило и дворец, и большую часть городов Десятиградия, после этого вплоть до Нового времени крупные населенные пункты в долине И. не возникали. Крестоносцы выстроили на возвышенностях вдоль реки несколько небольших цитаделей и замок Бельвуар (Кохав-ха-Ярден). Я. Чехановец Образ И. в религиозных традициях В раннем иудаизме В правление прокуратора Иудеи Куспия Фада (44 - ок. 46 г. по Р. Х.) некто Февда, выдававший себя за пророка, вывел на И. много народа, чтобы перейти реку, разделив ее воды своим словом. Однако посланные прокуратором солдаты схватили и обезглавили его ( Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1; ср.: Деян 5. 36). Мн. толкователи упоминают эпизод с 7-кратным омовением Неемана, к-рый хотел исцелиться. Число 7 является не только символическим, обозначающим полноту чего-либо, но и часто (напр., у вавилонян) доминирует в ритуале очищения грехов ( Rengstorf K. H. Επτ//ThWNT. 1935. Bd. 2. S. 624; об истории текста и толкования см.: Baumgart N. C. Gott, Prophet und Israel: Eine synchrone und diachrone Auslegung der Naamanerzählung und ihrer Gehasiepisode (2Kön 5). Lpz., 1994; Smelik K. A. D. Das Kapitel 2 Könige 5 als literarische Einheit//Dielheimer Blätter zum Alten Testament u. seiner Rezeption in der alten Kirche. Heidelberg, 1988. Bd. 25. S. 29-47; Smith W. A. Naaman and Elisha//Religious Education. Chicago, 1994. Vol. 89. N 2. P. 205-219). В ВЗ и раннем иудаизме вода И. не рассматривается как имеющая особые свойства, т. к. она, как «смешанная», непригодна для ритуала очищения грехов (Парах. 8. 10), для омовения исцеленного от проказы и нечистого (Микваот. 1. 8); но в ней можно плавать и, судя по всему, проводить омовения прозелитов ( Rengstorf. 1959. S. 610-613). Раввин Иехуда бен Элай, давая урок ученикам, однажды совершил в водах И. ритуальное омовение (Ibid. S. 600; Вавилонский Талмуд. Берахот. 22a). Слова Иов 40. 18 («вот, он (бегемот.- Авт.) пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его») получают толкование уже в раввинистической экзегезе: «...сколько (воды) Иордан собирает за шесть месяцев, столько пьет бегемот одним глотком» (ср.: Billerbeck. Kommentar. Bd. 4. S. 1160-1161); иначе это место толкуется в кумран. Таргуме Иова 11Q 10: «Когда Иордан [омывает] свой берег, он верит, что Бог его принимает» ( Beyer K. Die aramäischen Texte vom Toten Meer. Gött., 1984. Bd. 1. S. 296-297). В христианстве

http://pravenc.ru/text/578378.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010