99 В Ветхом Завете по отношению к падшему архангелу употребляются и другие имена. Перечислим их: «нахаш»  – «змей» (Быт. 3, 1–19; Ис. 27, 1; Ам. 9, 3; Иов 26, 13); «танин» – «дракон», «крокодил» (Ис. 51, 9; Иов 7, 12; Пс. 73, 13); «левиафан» – «извивающийся», «морской змей» (Ис. 27, 1; Пс. 73, 14; 103, 26; Иов 40, 20); «бегемот» – «крупное животное» (Иов 40, 10–19); «раав» – «гордыня», «морское чудовище» (Ис. 51, 9; Пс. 88, 11) – этим словом также называли Египет. В греческом переводе 70-ти имена «левиафан», «танин», «нахаш» часто переводятся словом «δρκων» («дракон»). «обольщающий всю вселенную» – то есть обманывающий, выдающий ложь за истину, вводящий в заблуждение.  Ложь есть главнейшее из всех оружий диавола. Именно ложь употребил он для убийства наших прародителей и с тех пор непрерывно использует ее для войны против рода человеческого. Не напрасно Господь называет диавола «человекоубийцей» и «отцом лжи» (Ин. 8, 44). Все то неизмеримое мировое зло, которое мы видим в человеческой истории, происходит в конечном итоге от одной единственной причины: от посеваемых диаволом в умах людей ложных мыслей, принимаемых ими за истину. 10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. 11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. На небе раздается славословие Бога за победу, одержанную над силами зла. Небесная литургия, описание которой началось в главах 4–5, продолжается.  Эта литургия продолжается на протяжении всей книги, вплоть до явления Царства Божия, в которое и входят верные ее участники. Раскрытие судеб Божиих в истории есть отражение этой литургии. Символично, что православная литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство…»   «клеветник братий наших» – диавол является обвинителем людей перед Богом. Мы видим, например, как диавол выступает в качестве лживого клеветника, беспощадного прокурора и мучителя праведного Иова (Иов 1–2). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В рамках смежного толкования, символы реки и моря указывают на власть Христа над стихиями, в частности – над водными ( Мк. 4:37–39 ). Бывает, что невдалеке от этих фигур воспроизводится одна или множество змей. Здесь можно увидеть связь с содержанием библейского стиха: «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде» ( Пс. 73:13 ). Кроме того, в данной моделлировке усматривается параллель с содержанием фрагмента из Книги Иова: «Вот бегемот (Ц-Сл. – зверь, греч. Θηρα), которого Я создал, как и тебя... Это верх путей Божиих, только Сотворивший его может приблизиться к нему... вот, он пьет из реки не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана (Ц-Сл. – змея, греч – δρκοντα) и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?» ( Иов. 40:10:14, 18–21 ). Названный пассаж располагает интерпретировать сцену со змеями, как указание на победу Христа над падшими духами. Рыбы у ног Богочеловека обнаруживают подчинение Господу мира живой природы (в том числе – рыб; вспомним о чудесной ловле рыбы, осуществленной апостолами по слову Христа). Между тем, приняв в соображение, что во время всемирного потопа на рыб не распространялось проклятие, связанное с губительным действием воды (ведь рыбам свойственно жить в водной среде), понимаем, что через эту аллегорию спасительные воды Святого Крещения противопоставляются губительным водам потопа, через что в очередной раз нам напоминается о величайшей Божественной милости и любви. Так, если во время наведения потопа грешники были истреблены, то с Пришествием Сына Божьего – не только не были истреблены, но и были искуплены. Наконец, рыбы возле Мессии могут знаменовать и Его верных последователей, близость их ко Христу. На некоторых иконах сцена Крещения включает людей, плавающих вместе с рыбами. При этом обводы их тел и конечностей ритмично сочетаются с обводами представленных рядом рыб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Глава 1 6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? 12 … вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. Глава 2 4 И отвечал сатана Господу и сказал: … за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. Сатана выполняет повеление Бога и всячески досаждает Иову. Кого Иов видит источником своих скорбей? Глава 27 1 И … Иов … сказал: 2 жив Бог … и Вседержитель, огорчивший душу мою… Глава 31 2 Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес? Даже такое величайшее в атеистическом понимании зло, как смерть человека, происходит не по желанию сатаны, но по произволению Бога — в разговоре с Иовом один из его друзей произносит такие слова: Глава 32 6 И отвечал Елиуй, сын Варахиилов: … 21 … никакому человеку льстить не стану, 22 потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой. Итак, Библия ясно показывает: сатана может сделать только то, что позволит ему заботящийся прежде всего о вечной и бесценной душе каждого человека Бог. Человеку сатана может причинить зло только с согласия на то самого человека. Эта идея настойчивейшим образом проводится в романе: Воланд сначала проверяет расположение души человека, его готовность совершить нечестный, греховный поступок и, если таковое имеет место, получает власть поиздеваться над ним. Никанор Иванович, председатель жилищного товарищества, соглашается на взятку (“Строго преследуется, — тихо-претихо прошептал председатель и оглянулся”), разживается “контрамарочкой на две персоны в первом ряду” (366) и тем самым дает возможность Коровьеву сотворить ему гадость. Конферансье Жорж Бенгальский постоянно привирает, лицемерит и в итоге, кстати по просьбе трудящихся, Бегемот оставляет его без головы (392). Финдиректор варьете Римский пострадал, собираясь “отвираться, валить все на Лиходеева, выгораживать самого себя и так далее” (420).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-prochteniy...

Глава шестая. Протоевангелие После грехопадения человека, Ягве Бог изрекает проклятие на змея-искусителя. И в этом проклятии, еще до изгнания человека из рая, звучат сразу же первые нотки благовестия. Господь не излил вино ярости Своей нерастворенным. Во мраке проклятия змея, мелькнул луч надежды. Святые отцы назовут его прото- или первоевангелием. И сказал Ягве Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт. 3:14–15 ). 6.1. Проклятие Божие и змей Искушение к совершению греха постигло человека через змея. О нем сказано: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Ягве Бог ( Быт. 3:1 ). Адам был введен в искушение Евой, Ева – змеем. За то проклинается Богом змей и осуждаются Ева и Адам. Кто же этот змей, которым человек был введен в грех? (нахаш), по равви Берману, «не извивающаяся змея, а прямоходящее демоническое существо, дракон» 238 . Символ змея (нахаша) Берман находит родственным с левиафаном (крокодилом?). Символами ужасной силы воды и земли показаны в словах Бога многострадальному Иову левиафан и бегемот ( Иов 40:10–41:26 ). При этом, однако, нахаш (змей) и левиафан не тождественны. В наименовании «нахаш», о котором сказано, что он был хитрее всех зверей полевых, есть, конечно, смысловая связь с глаголом «нахаш» – «шептать», «шипеть», «ворожить», «гадать». Агада именует этого змея еще (йецер га-ра), что значит «злой помысел», «злой инстинкт», «злое побуждение» 239 . Кто этот змей? Моисей ничего не говорит об этом. Св. Иоанн Златоуст отмечает, что «Священное Писание нигде не говорит о том, что в змие вел разговор (с Евою) диавол-искуситель» 240 . И в Новом Завете говорится, что змий хитростью своею прельстил Еву ( 2Кор. 11:3 ). При этом, однако, однозначным святоотеческим мнением является утверждение, что именно сатана, падший дух, явился искусителем Евы. Об этом однозначно свидетельствует и Писание. Ибо завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2:24 ). И, конечно же, на искушение вкусить от запретного плода в раю, через что смерть постигла человека, указывал Господь Иисус Христос , когда сказал о диаволе, что он был человекоубийца от начала и, когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Здесь же знай, что Я не враждуя попустил нанести тебе удар, потому что какая у тебя сила, чтобы Я вступил в борьбу с тобою? Разве у тебя мышца соответствует мышце Господа? Разве ты имеешь равную силу? " " И можешь ли возгреметь голосом, как Он? " (Или гласомъ на него гремиши?) (ст. 4). Не просто, для показу, гром и все другое, а для Богопознания. Смотри, как посредством всего этого обнаруживает скромность его природы, и не говорит: " ты скромен " , а говорит: Я велик, и ты не можешь того, что Я " . " Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол " (Но убо се... зbepie у тебе траву аки волове ядятъ) (ст. 10). Ю.: " Но вот у тебя зверь, подобно волам, траву ест " . Возможно, что в этом стихе говорится о чувственных диких зверях, которые часто, по воле Божией, изменяют свою природу - ведь удивительно, что дикий зверь не кровожаден, а питается пищей вола. Так как это необычайно, то и спрашивает Иова, может ли он сделать, чтобы звери ели траву, а не мясо. Потом говорит о двух из них, один из которых живет на суше, другой - в воде, в море. Не безызвестно нам, что многие разумеют в этих словах диавола, понимая в иносказательном смысле (кбфб бнбгщгзн). Однако нужно наперед заботиться об истории, а когда можно принести пользу слушателю и иносказательным объяснением, то не следует пренебрегать и им. " Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? " (Питаются ли же имъ языцы, и разделяютъ ли его Фihikiйcmiu народи?) (Акила: " разделяют между Хананеями " ) (ст. 25). Ю.: " Питаются ли им народы и разделяют ли его финикийские племена? " . Размер его тела таков, что может быть достаточным для целого народа. Говорит, однако, об этом, не как об имеющем быть. Упомянуто о финикиянах по причине занятия их торговлей. ГЛАВА 42. " Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле " (Темже укорихъ себе самъ и истаяхъ, и мню себе землю и пепелъ) (ст. 6). Ю.: " Поэтому я укорил сам себя и исчез, я считаю себя землею и пеплом " . Это раскаяние (брплпгйб) во всем прежнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

ибо (Господь) сотворил круг земной ради народа Своего... ради нас сотворен век (лат.), ради нее устроен мир (др.-греч.). 106 демоны вместе с предводителем их Зевсом (др.-греч.). 107 и Велиар придет и многие знамения сотворит людям (др.-греч.). 108 ...в котором весь сатана будет обитать телесно (лат.). 109 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (др.-греч.). Перевод дается по синоидальному изданию. 110 золотой и самоцветный (лат.). 111 белыми зубами будут есть росистую манну (др.-греч.). 112 Ты сохранил их, да будут пищей тем, кому Ты хочешь и сколько хочешь (лат.). То, что Бегемот представляет жаркое, а Левиафан – рыбу на стол Мессии, за которым постоянно восседают причастные царству, можно извлечь из 74-го (73) псалма. Феодотион переводит: «Ты дал дракона в пищу народу Твоему последнему» (нем., др.-греч.). 113 и они убеждены, что у душ есть бессмертная сила, и что под землею оправдания и почести, и для душ, которые при 114 ибо Ты от начала сотворил Его миловать души всех людей (др.-греч.) 115 Что у Личности столь безмерного исторического значения, как это мы видим у Иисуса, не может быть и речи о приноравливании, о разыгрывании роли, а равно и о каком-то пустом, не заполненном движущей идеей пространстве в сознании; что у такой личности каждая клеточка должна быть проникнута убеждением (нем.). 116 Он не Мессия и не хотел им быть (нем.). 117 ибо и мы все чаем, что Христос появится как человек от людей и что Илия, придя, помазал Его (др.-греч.). 118 и было, когда Господь восходил из воды, снизошел весь источник Святого Духа и почил на Нем, и сказал Ему: во всех пророках Я ожидал Тебя, да приидешь, и Я почию на Тебе (лат.). 119 Сей Помазанник Мой, посеянный во чрево неоскверненное (лат.). 120 они утверждают, что Он не родился от Бога Отца, но был сотворен как один из архангелов и еще больший и что Он господствует и над ангелами, и над всем, что сотворил Вседержитель (др.-греч.). 121

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

О царстве мессии, предшествовавшем общему воскресению и суду, говорит и Ш Эздра, писавший, не надо забывать, уже после   65.256           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 226   разрушения Иерусалима: " Откроется сын Мой мессия с теми, которые с ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет, а после этих лет умрет сын мой Христос (мессия) и все люди, имеющие дыхание " (7, 28 – 29, ср. 12, 32, 34). Псевдоэнох описывает необыкновенное плодородие земли, " обработанной в справедливости " (10, 18 – 19), не щадит красок для описания блаженства этой мессианской эпохи и автор сирского апокалипсиса Варуха, приблизительно современник III Эздры. Приближение эпохи мессии сопровождается здесь следующимипризнаками: " И откроется бегемот на своей земле, и левиафан выйдет из моря, и оба могучие морские чудовища, созданные мною в 5–й день сотворения мира и соблюдаемые на это время, будут тогда пищей для всех остающихся. И будет земля в 10 000 раз давать плод свой, и на одной виноградной лозе будет 1000 ветвей, и на каждой ветви 1000 кистей, а каждая кисть будет приносить 1000 ягод, а каждая ягода даст кору вина. И те, которые голодали, будут роскошествовать, далее каждый день будут они видеть чудеса. Ибо от меня будут исходить ветры, чтобы от утра к утру приносить с собой запах ароматных плодов, и в конце дня   65.257           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 226   облака будут орошать приносящей исцеление росой. И в это время сверху опять будут падать запасы манны, и они будут есть ее в те годы, ибо они пережили конец " (29 – 30) . В другом месте тысячелетнее царство изображаетсяещетакимичертами: " И когда он все, что в мире, покорит и воссядет навсегда на трон своего царства, тогда откроется благодать и явится покой. И тогда здоровье сойдет с росой, и болезнь удалится. И заботы, и тревоги, и вздохи исчезнут среди людей, и радость водворится во всей земле, и никто преждевременно не умрет, и никогда не случится внезапно чего-либо неприятного. И процессы, и жалобы, и споры, и месть, и кровь, и желания, и зависть, и ненависть, и все тому подобное будет подлежать проклятию, так как они будут искоренены… И дикие животные должны прийти из леса и служить человеку, и ехидны, и драконы вылезут из своих нор, чтобы предоставить себя в распоряжение маленьким детям (ср. Ис. 11, 6). Также и женщины будут рожать тогда безболезненно и не будут страдать, неся плод в своей утробе. И в те дни жнецы не будут уставать и стоящие утомляться от труда. Ибо сама собой будет продолжаться работа вместе с теми, которыеработаютв полномпокое " (73 – 74) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

См. также о воскурении благовоний: Исх.25:6, 30:7, 37, 37:29, 39:38, 40:5, 27 ; Лев.10:1 ; Чис.7:14, 16:17, 46–47 ; 3Цар. 3:3, 22:43 ; 4Цар. 16:4 ; 2Пар. 2:6, 28:3–4, 32:12 ; Ис.6:4, 43:23 ; Иез.8:11, 16:18, 23:41 ; Мал.1:11 . Л Левая рука не знает, что делает правая ЛЕВАЯ РУКА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВАЯ см. также ВНОСИТЬ свою ЛЕПТУ Оборот этот используют, говоря о несогласованности действий в какой-либо группе, коллективе, о неразберихе в руководстве каким-либо процессом; также о противоречивом, нелогичном поведении человека. В Нагорной Проповеди Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:1–4 , ср. 25:31–46). Как видим, смысл евангельской фразы и современное ее содержание далеко разошлись. Левиафан ЛЕВИАФАН Образное наименование существа, превосходящего по размерам всех прочих, неодолимого в своем могуществе или устрашающего своим видом. Левиафан — наделенное непомерной силой морское чудовище, которому «нет на земле подобного» ( Иов.41:25 , см. также Иов.3:8 ). Он подробно описан в книге Иова — Иов.40:20–27, 41 (в тексте слав. Б. это «дракон», «змей»). Левиафан, как и упомянутый вместе с ним бегемот ( Иов.40:10–18 ), предстает не только как уникальное создание Господа, но и как символ Его могущества и творческой мощи. Псалмопевец, вознося хвалу Богу Творцу, среди всего созданного Им называет и левиафана: «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» ( Пс.103:24–26 ). Левиафан олицетворяет и враждебные израильтянам силы (Египет, фараона): «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни…» ( Пс.73:13–14 ). Ср. Иез.29:1–5, 32:1–6 , где Египет (царь Египетский) сравнивается с большим крокодилом и морским чудовищем.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Ст. 15. Возшед же на гору стреминную (на утес скалы), сотвори радость четвероногим в тартаре. «Бегемот более всякого другого животного привязал к воде II ТОЛЬКО в виде исключения выходить по ночам кормиться на берег, в местах, где река недовольно богата растениями. Иногда, впрочем, он выходит и днем погреться на солнышке на песчаном берегу. Местопребывание бегемота можно найти по тропинкам, проложенным им во время выхода из воды по крутому берегу. Эти подъёмы совершенно не соответствуют неуклюжести животного; они иногда так круты, что человек, идя по ним, должен держаться справа и слева за ветви. От этих подъёмов идет обыкновенно во внутрь леса короткая тропинка; ветви здесь просто повалены на обе стороны или растоптаны» 72 . Так как такие выходы из воды и подъёмы на крутой берег бегемот делает не часто, то, при отсутствии его, все животные, находящиеся в «тартаре», т. е. в подводных глубинах реки, испытывают удовольствие – свободно и безбоязненно плавать, играть близ берега, греться на отмелях, не опасаясь, что бегемот раздавит их ногами или растерзает своими ужасными клыками. Ст. 16–17. Под всяким древом спит (бегемот), при рогозе и тростии и ситовии: осеняют же под ним древеса велика с леторасльми и ветви напольныя. Как бы уверенный в своей непреоборимой силе, бегемот почти не обращает внимания на окружающую обстановку и преспокойно проводит день на половину во сне. Он спит на воде и – где придется, преимущественно – под листьями лотоса, в лесу, в тропинке и др. «На время сна бегемот ближе поднимается к поверхности воды и правильными движениями ног поддерживает туловище в таком положении, чтобы ноздри, уши и глаза были над уровнем воды и давали ему возможность свободно дышать. Бегемот днем и ночью кормится водорослями, растущими на самом дне реки; ест многие ползучие растения, корни которых лежат глубоко в тинистом дне и которые распускают свои листья частью под водою, частью на её поверхности. Камыш и тростник также составляют его пищу. А где реки текут в крутых берегах, там бегемот должен идти за кормом на берег. Приблизительно час после солнечного заката, бегемот выходит, слушая и оглядываясь внимательно на все стороны, и взбирается на берег по крутому обрыву. В лесах можно отыскать его следы везде, где богатая растительность обещает хорошую поживу. Вблизи населенных мест тропинки направляются к полям. Здесь он делает страшные опустошения и иногда в одну ночь уничтожает целое поле. Бегемот пожирает огромное количество корма, он топчет и ломает все на пути и наконец, наевшись досыта, отыскивает себе углубление и начинает здесь валяться» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Подпишитесь на наш Телеграм Очередной выпуск «Крылатых выражений из Библии». Иерей Алексий Волчков о бегемоте: смотрите ролик или читайте его расшифровку: Наша тема сегодня — библейская лексика в обыденной жизни. Немногие знают, что многие знакомые слова, которые мы используем постоянно, ежедневно, не появились бы в нашем языке, если бы не было их библейских корней. В этой связи наша задача — заниматься такой познавательной библейской языковой археологией, то есть узнавать, какие же библейские корни, какой смысл — оригинальный, древний, аутентичный — имеется у того или иного слова. Тема нашего сегодняшнего маленького разговора — слово, знакомое вам с детства, — «бегемот». Все вы знаете бегемотов, таких существ, которые являются и толстенькими, такими, может быть, комичными, неповоротливыми. Впрочем, знают старшие, взрослые люди, что это довольно гневливые, опасные существа, которые, как считается, убивают больше людей, чем даже крокодилы. Но речь не об этом, речь о том, что есть такое слово «бегемот» в русском языке, слово, имеющее библейские, ветхозаветные, ивритские корни, а слово «бегемот» встречается именно в Ветхом Завете. Потом оно встречается в разных вариантах в европейских языках и однажды оказывается уже частью русского языка. Кто же такие бегемоты в Ветхом Завете? Многие из вас удивятся, но бегемот в Ветхом Завете не имеет почти ничего общего с нашим бегемотом. Наш бегемот — это существо, живущее в Африке на реке, например, Нил, обычная земная тварь, не самая большая, не самая сильная — такой вот интересный элемент африканского пейзажа. Однако в Ветхом Завете все не так. Дело в том, что ветхозаветное мировоззрение предполагает наличие разных существ, которые имеют древние корни, живут в океанах — настоящие монстры. Лучшая параллель к этим монстрам является известный персонаж современных фильмов — Годзилла. Годзилла выходит из моря, из хтонических слоев океана, и является угрозой всему мирозданию. Вот таким же является бегемот Ветхого Завета. У ветхозаветного бегемота есть своя парочка — Левиафан (мы о нем поговорим в одной из наших бесед). Бегемот и Левиафан — древние существа, которые однажды появились в мироздании, и создателем их является Бог.

http://blog.predanie.ru/article/v-chem-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010