Четвертая речь (36–37 глл.). В ней Елиуй говорит о смысле страданий, непостижимости путей Божиих и Его всемогуществе. Елиуй здесь говорит, что Божественная Премудрость направлена против грешников, что она наказывает гордость, с тем чтобы виновный раскаялся, и после покаяния все утерянное будет восстановлено. Иов противится, по его мнению, покаянию в тех ошибках, которые он мог совершить в дни своей славы и величия. Речь оканчивается в 37-й главе, которая содержит гимн Богу и Его всемогуществу, с призывом благоговеть перед Всемогущим, Непостижимым и Правосудным Богом. Речи Господа 42:6). Первая речь 40:5). Бог внезапно обращается к Иову из бури. Иов требовал суда и вопрошал Бога о путях Божиих и о Божьей правде, и Бог ему отвечает. Смысл этого ответа заключается в том, что нет и не может быть рационального объяснения Божественных решений. Бог отвечает тем, что показывает дела премудрости Божией. Божественные дела превышают всякую человеческую мудрость и оставляют человека в полном недоумении. Бог указывает, что Иов ничего не знает о происхождении мира, об его устройстве, о том, как и чем мир держится. Иов также не знает, откуда свет, что такое свет, что такое бездна, ничего не знает о шеоле (12–21 стт.), не знает он, откуда снег, град, гром, дождь; откуда небеса, звезды. Далее Бог напоминает Иову, что он не знает и не поймет тайну того, как Бог заботится о животных; ему непонятны их нравы, которые до того удивительны, что не могут восприниматься иначе, как только свидетельство о глубине премудрости Божией. В заключение этой речи Бог обращается к Иову и говорит ему, что тот, кто осмелился судить о делах Божиих перед лицом всего вышеупомянутого – должен сознать все свое легкомыслие и исповедать его перед лицом Божиим. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (40:3). Вторая речь Господа 41:26). Тема ее – власть Бога над всеми силами зла. Бог говорит, что Иов хотел обратить Его суд против злых, но располагает ли Иов тем всемогуществом, которым располагает Бог , чтобы иметь власть и над злом? Далее Бог обращает внимание Иова на двух чудовищ, которые не подчиняются человеку, но находятся во власти Бога: это гиппопотам (бегемот (40:10–24)) и левиафан, т.е. крокодил 41:26). Для правильного понимания этого места следует иметь в виду, что в Библии звери иногда служат символами, олицетворяющими зло ( Быт. 3 гл., у Исаии, Даниила и др.). И в данном месте книги Иова бегемот и левиафан, по мнению многих библеистов, являются персонификацией тех сил зла, торжество которого соблазнило Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

А дальше Бог говорит о том, что ни одно существо в этом мире не оставлено Его заботой: «Кто устраивает для ворона охоту, когда взывают его птенцы к Богу и рыщут в поисках пищи? Кто пустил на волю скакуна, избавил от пут дикого осла, которого Я поселил в пустыне?» Если даже нечистая птица ворон и такое неблагородное животное, как дикий осел (Иов еще сравнивал с ним бездомных бедняков), получают все необходимое, то человек и подавно может на это рассчитывать. Так неужели Иов все-таки настаивает на том, чтобы вершить правосудие самому? «Может, мощью ты подобен Богу и, как Он, говоришь в раскатах грома? Тогда… волю буйному гневу дай, взгляни на гордеца – и покори его, а нечестивых – раздави на месте! Разом их с пылью смешай, в подземелье в оковах заточи!» Опыт XX, а теперь уже и XXI веков показывает, что происходит, когда человек сам выбирает, кто чист, а кто нечестив, и начинает «давить нечестивых». Никакие стихийные бедствия, никакие болезни и катастрофы не породили столько невинных страданий, сколько причинили друг другу сами люди в концлагерях и на фронтах мировых и локальных войн. Под конец разговора Бог упоминает двух животных – Левиафана и Бегемота (на древнееврейском слово «бегемот» означает просто «зверь»). Это огромные, страшные существа, с которыми не под силу справиться человеку – только Сам Бог может одержать над ними победу. Некоторые толкователи утверждают, что речь идет о крокодиле и гиппопотаме, которых сегодня можно увидеть в любом зоопарке. Но едва ли эти зоологические версии справедливы, тем более что Левиафан оказывается огнедышащим змеем (по описанию он больше всего похож на дракона). Другие толкователи видят здесь намек на сатану, упомянутого в самом начале книги: дескать, Бог таким образом указывает Иову на источник его несчастий. Однако почему бы ему в таком случае не сказать все напрямую? Скорее всего, перед нами – мифологические образы: Дракон и Чудище (так можно их назвать), которые символизируют жуткие и неподвластные человеку силы, действующие в этом мире и в нашей собственной душе. И пока они действуют рядом с нами и внутри нас, с человеком будет происходить много такого, что приводит его в ужас. Только в этой книге Бог ничего еще не говорит о том, как с ними справиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Раз пришел к ним лукавый человек, которому они предложили вкусное угощение и который взял часть свою, завернув в одежду, чтобы показать людям. Ангел отнял ее у него, когда он хотел достать. В другой раз послал рас Села-Крестос (Se‘la-Kr.) воина-шпиона, сына мужа Эхта-Крестос разведать, как они живут. Они и его угостили, и он рассказал своему начальнику, что они едят вкусно и живут лучше его. Рас захотел напасть на них. Тогда Валатта-Петрос решилась бежать в Дабра-Антониос к Абабит (Ababit) на лодке по озеру. На пути их чуть не потопил гиппопотам. Когда ее спутницы потерялись и хотели сами броситься в воду, она упрекнула их в маловерии, покрыла их своею одеждой, стала читать „Богородице Дево радуйся“ (Salama Mal’ak), и стала считать зубы чудовища; их оказалось девять. Бегемот ушел и исчез. Монахини прибыли, куда хотели, и спустя несколько дней вернулись в Загё. Когда здесь опять за ними стали „охотиться“ франкские воины, они убежали в Вальдеба. Авва Цегэ-Крестос, которого они покинули, хотел удержать их и остановить на пути. Но Валатта-Петрос сказала: „не вернешься ли ты домой? Что тебе до меня, и чего ты от меня ищешь? Не слыхал ли ты, что говорит писание: „прежде всего да удаляются праведные и монахи от женщин “. Путь был трудный; они утомились, и к тому же пришли в безводную местность. Когда спутницы стали унывать, святая источила воду среди деревьев qüilquäs 221 Прибыв в Вальдеба, они стали подвизаться постом и молитвой. Валатта-Петрос стала добровольно служить одной сварливой старухе, которой никто не мог угодить и которую все покинули. Она с терпением собирала для нее колосья, молола муку, пекла хлебы, носила воду, получая от нее, вместо благодарности, оскорбления и попреки за неумение и непривычку к черной работе. Когда она умерла, она сама похоронила ее. На все вопросы, неужели нет другого средства угодить Богу, она отвечала, что оскорбляет ее не старуха, а сатана. Шесть месяцев жила она в пустыне, питаясь листьями, пока не испортила себе зубов. Когда мать ее Крестос Эбая прислала в монастырь ослов-, нагруженных мукой и всякой провизией, все сестры обрадовались, но святая до тех пор не привяла посланных, пока после трехдневной молитвы не получила откровения, что это не козни дьявола, искушавшего Спасителя после сорокадневного поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

– Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но говорю тебе, чтобы ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять вреда! Услышав слова святого отца, медведь послушно опустил мохнатую голову и ушел. С той поры все хищники, живущие на Зедазнийской горе, убегают прочь, встречаясь с человеком, исполняя волю преподобного Иоанна» [VIII, с. 130–131]. Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня) «...Заметив в скале пещеру, он подошел ближе, чтобы по­лучше рассмотреть ее, и обнаружил логово большого медведя. Старец ласково попросил зверя уйти и больше не возвращаться к этому горному перевалу. Медведь послушался его слова и более не возвращался » [VIII, с. 92]. Преподобный Арсений Комельский (24 августа) «Преподобный решил вернуться опять в Комельский лес, на место своих первоначальных подвигов; его сопровождал инок Герасим. Теперь уже не злые люди, а медведи стали обижать их, расхищая их огород, но Преподобный молитвой своей отогнал их, и медведи ушли » с. 470]. Преподобный Вин (Бен) «Когда в одно время бегемот производил в соседней стране опустошение, этот Святой, быв упрошен земледельцами, стал у реки и, увидевши зверя огромной величины, кротким голосом сказал ему: – Именем Иисуса Христа повелеваю тебе не опустошать более этой страны. Зверь, как будто прогнанный Ангелом, совсем скрылся. Точно так в другой раз прогнал он и крокодила » с. 128]. Руфин передает данный эпизод следующими словами: «Однажды гиппопотам опустошал близкие по соседству страны. Земледельцы просили его о помощи. Придя в ту местность и увидав огромного зверя, он обратился к нему со словами: – Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю! Зверь бросился бежать, как бы гонимый Ангелом, и никогда более не появлялся там. Сказывали нам, что подобным образом в другой раз он прогнал крокодила » с. 16]. Иногда власть над зверями Святые проявляли, являясь не в телесном облике, а духовно – таинственным образом. Преподобный Иоанн Молчальник (3 декабря) Старец помог защититься от льва двум своим ученикам Феодору и Иоанну, которые поведали монаху Кириллу, написавшему впоследствии его житие, следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И, возведя Его (Христа) на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк.4,5–6 ). Следуя этим словам Св. Писания, можно ли утверждать, что власть и слава на земле от диавола? Диавол – лжец, и поэтому его слова не могут быть удостоверением истины. Власть демона над миром весьма условна и относительна, так как зависит от потенциала греха, совершаемого в мире. Христос назвал демона «князем мира сего», но не царем; царь – это Бог , в Его руке – судьбы человечества. О бегемоте и левиафане Мне бы хотелось задать Вам вопрос по книге Иова. Верно ли, что бегемот и левиафан, описываемые Господом, – это не просто животные, а олицетворение дьявола, и если да, то почему в святой Книге о них говорится с таким восхищением? Бегемот и левиафан – метафорическое изображение сатаны. Здесь не восхищение, а предупреждение о его силе, когда еще не было совершено искупление Иисусом Христом человечества. Обратите внимание на 14-ый стих 40-ой главы Иова: «Это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой». Сатана – первоангел – «верх путей Божиих»; одно из его имен – Люцифер – «сияющий», «светозарный». Он был создан высшим из творений Божиих. Но тот, кто был выше всех, – стал ниже всех, однако сохранил свою прежнюю силу. Она неодолима для людей; только Бог может победить сатану. Меч, о котором говорится в этом стихе, – Крест Иисуса Христа. В следующей главе сатана назван царем «над всеми сынами гордости» (41,26). Господь, показывая силу сатаны, дает надежду, что Он в свое время победит его. Эту приточную речь понял Иов. Поэтому Иов отвечает Господу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (42,2). «Все можешь» – то есть победишь сатану, смерть и ад. Образом этого является исцеление Иова от проказы, как бы воскрешение его от смерти и тления. «Намерение Твое не может быть остановлено» – как ни сопротивлялись демоны и люди деяниям Христа, намерение Божие воплотилось и искупление совершилось. Помоги вам Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Иоанн использует древние мифологические образы и представления, чтобы проследить глубинное измерение земной истории. За властью Рима стоит Дракон, сатана. Империя – только некая земная представительница диавола. Оба зверя, стоящие на службе сатаны, со своей стороны суть изначальные древние силы хаоса – Левиафан и Бегемот, которых Бог покорил в начале творения, но которые вновь появляются в конце времен как символы погибели. Левиафан обитает в бездне моря, а Бегемот на суше: «Бегемоту Ты дал одну часть из Земли, осушенной в третий день, да обитает в ней… Левиафану дал седьмую часть водяную» ( 3Езд.6:49–52 ; ср. Ис.27:1 ; Иов.40:10 ). На таком древнем библейском фоне война, которую ведет со святыми зверь из моря ( Откр.13:7 ; ср. Откр.12:17 ), приобретает эсхатологический, возвышающийся над земной историей характер, ибо в этой борьбе речь идет о разрешении спора между Богом и сатаной, между спасением и гибелью. Эта битва – восстание тех, некогда покоренных при творении сил, которые благодаря сатане получают последний, хотя и тщетный, шанс. Чтобы достичь максимального изобразительного эффекта, Иоанн использует не только черты из видения четырех зверей Книги пророка Даниила, но и всячески подчеркивает, что зверь из моря – антихрист, то есть пародия на Христа. Интронизация зверя (возведение его на престол) обнаруживает много параллелей к интронизации Агнца в Откр.5 . Агнец получает свою власть от Бога ( Откр.5:7,12 ), а зверю из моря дает свою силу и великую власть дракон ( Откр.13:2 ). Агнец ( Откр.5:9 ) искупил своею кровью людей «из всякого колена и языка, и народа и племени», даровав им тем самым спасение. Вот и о звере из моря говорится, что он получил «власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ). Но власть эту он использует на погибель людям. Как всякое создание на небе и на земле поклоняется Агнцу ( Откр.5:13 ), так люди поклоняются и зверю ( Откр.13:4 ). Агнец называется «как бы закланным» ( Откр.5:6 ). И одна из голов зверя «была как бы смертельно ранена», но рана эта исцелела ( Откр.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

прот. Константин Буфеев 9. Гигантские змеи – драконы «Диавол-искуситель в образе дракона». Фрагмент пономарской двери. Поволжье. Середина XVII в. ФААП В настоящей главе приведен ряд библейских и житийных примеров, говорящих о существовании гигантских змеев (как их называли по-русски) или драконов. Данные факты представляются нам не менее достоверными или, по крайней мере, не менее достойными внимания исследователей, чем коллекции динозавров, собранные в палеонтологических музеях. Не касаясь специальных вопросов геохронологии и классификационных признаков описанных ниже ящеров, отметим, что как Священное Писание, так и святоотеческое Предание доносят до нас вполне определенные сведения о драконах. Нижеприведенные свидетельства выглядят не более фантастическими и невероятными, чем все прочие, представленные в нашей книге. 9.1. Свидетельства о существовании гигантских змеев В книге Иова описываются два весьма крупных животных, каждое из которых мало похоже на известные науке виды. Одно из них именуется бегемотом , но его не следует путать с известным африканским животным гипопотамом, которого можно встретить во многих современных зоопарках. Библейский бегемот – зверь несравненно более грозный и могучий. Иов, гл. 40 10. Но убо се, зверие у тебе, траву аки волове ядят ; 11. Се убо, крепость его на чреслах, сила же его на пупе чрева; 12. Постави ошиб яко кипарис, жилы же его яко уже сплетены суть; 13. Ребра его ребра медяна, хребет же его железо елияно 14. Сиесть начало создания Господня; сотворен поруган быти Ангелы Его; 15. Возшед же на гору стреминную, сотвори радость четвероногим в тартаре; 16. Под всяким древом спит, при рогозе и трости и ситовии; 17. Осеняют же над ним древеса велика с леторасльми и ветви напольныя; 18. Аще будет наводнение, не ощутит; уповает, яко внидет Иордан во уста его; 19. Во око свое возмет его, ожесточився продиравит ноздри. 10. Вот бегемот , которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; 11. вот, его сила в чреслах го и крепость его в мускулах чрева его; 12. поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бёдрах его переплетены; 13. ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; 14. это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; 15. горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; 16. он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; 17. тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; 18. вот, он пьёт из реки и не торопится; остаётся спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. 19. Возьмёт ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так, Златоуст пишет: Господь говорит «о двух зверях, один из которых живет на суше, другой – в воде, в море. Небезызвестно нам, что многие разумеют в этих словах диавола, понимая [их] в иносказательном смысле. Однако нужно наперед заботиться об истории, а когда можно принести пользу слушателю и иносказательным объяснением, то не следует пренебрегать и им... Возможно, что... [здесь] говорится [именно] о чувственных диких зверях...» 1070 Итак, сначала Господь начинает вести речь о бегемоте, все же воспринимаемом большинством древних Святых Отцов именно в качестве одного из библейских символических образов сатаны. Так, например, святитель Григорий Великий в этом ничуть не сомневается: «На кого Он [Господь] намекает под именем «бегемот», как не на древнего врага?» 1071 Господь говорит Иову, сначала описывая физическое устройство этого удивительного и грозного зверя: Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья ( Иов. 40:10–13 ). По убеждению пресвитера Филиппа, видящего в образе бегемота символ диавола, здесь «названиями частей тела обозначено то, что дьявол жесток, свиреп, непримирим, непреклонен со своими». Так, например, «в «ногах» и в «костях» (ср.: Иов. 40:13 ) его, то есть снаружи и внутри, в словах и действиях [сатаны], подлинно проявляется его беспредельное зло» 1072 . Также, по убеждению пресвитера Филиппа, здесь содержится намек и на то, что диавол, «будучи надменным и нечестивым в своей тирании... никогда не раскается. Возвысившись, словно кедр (ср.: Иов. 40:12 ), он обречен на разрушение и уничтожение гласом Господа, судящим праведно... «Жилами» (ср.: Иов. 40:12 ) же, которые очень крепки и неразрывны, Он [Господь] называет те удовольствия, с помощью которых дьявол удерживает людей плоти» 1073 . Затем Господь говорит о бегемоте: ...это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой ( Иов. 40:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

1 Иов призывает на себя проклятие, если он грешил похотью, 5 лукавством, 9 прелюбодеянием и пренебрежением других, 16 самолюбием, 24 скупостью, 26 идолопоклонством, 29 мстительностью, 31 негостеприимством, 33 лицемерием, 38 похищением земли. 1 Гнев Елиуя на Иова и его трех друзей; 6 он сожалеет о своей юности, но готов представить свое мнение; 11 он заявляет, что Иову не был дан ответ; 15 друзья Иова молчат; Елиуй будет говорить. 1 Елиуй приглашает Иова слушать и отвечать; 8 он упрекает Иова за его самоправедность и осуждение Бога. 13 Бог больше человека; Он учит его в видениях; 19 Бог наказывает человека; 23 если человек при таком наказании находит наставника и молится, Бог милостив и избавляет его. 1 Елиуй приглашает друзей разобрать вместе с ним самоправедность Иова; 10 «Не может быть у Бога неправда»; 16 Бог «не смотрит на лица князей»; 21 «очи Его над путями человека», но «скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его»? 31 Пусть люди разумные скажут мне: «Иов не умно говорит … он ко греху своему прибавит отступление». 1 Елиуй отвечает на жалобу Иова против Бога, есть ли польза от праведности. 9 «Но неправда, что Бог не слышит». 1 «Я имею еще что сказать за Бога»; 11 «если послушают» … «если не послушают»; 17 «Ты преисполнен суждениями нечестивых»; 26 «Бог велик, и мы не можем познать Его». 1 Приближение бури, являющей чудеса Божии; 14 «стой и разумевай чудные дела Божии». 22 «Окрест Бога страшное великолепие»; «да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» 1 «Господь отвечает Иову из бури»; «Где был ты, когда Я полагал основания земли» и сказал морю: «доселе дойдешь и не перейдешь»? 12 Бог требует знания Иова об утробе, глубинах моря, вратах смерти, хранилищах снега, об узлах Хима и уставах неба, о молниях. 1 Бог спрашивает, имеет ли Иов знание о путях диких коз, 5 диких ослов и онагров, 13 о павлине, 19 коне, 26 хищных птицах. 33 Отвечал Иов Господу: «Руку мою полагаю на уста мои». 1 Господь снова говорит Иову: «Объясни Мне: ты хочешь … обвинить Меня, чтобы оправдать себя»? 10 «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя». 20 «Можешь ли ты удою вытащить левиафана»?

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

5. Политика двойных стандартов. Ничего, когда-нибудь люди откроют глаза и вам придет конец. А разве эта бредовая статья не противоречит вот этому - Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак 4:11,12) 4. Справедливость Алексий Мороз, будь проклят ты и отец твой, и отец твоего отца. Юрий Агещев, гори в аду, несчастный. Не ведаете, что творите, окаянные. 3. Re: «Они становятся пособниками врагов России» Вы тут еще и модерастией занимаетесь))) Такое понятие как свобода слова вам неизвестно. Вам же стадо нужно, не так-ли? 2. Re: «Они становятся пособниками врагов России» Да куда вы лезете со своей религией? У нас светское государство и если когда-то там довно вас слушали, то теперь времена поменялись и умных людей, которые не желают возвращаться в средневековье, стало гораздо больше. Сидите в своих сектантских домиках и молитесь в тряпочку, а нас не трогайте. И если вы думаете что кто-то верит в сатану и поэтому слушает Бегемот(которые также в него не верят, ибо его просто не существует), то вы совсем глупые. Хотя, именно такие люди и лезут к власти. 1. Они становятся пособниками врагов России Я думаю, обращаться к Президенту не стоит. И вот почему. Сейчас настало такое время, когда " тайное становится явным " ; одним словом, выявляется сущность каждого. Неужели Вы думаете, что Президент (а тем более Полтавченко) не в курсе? Почему они никак не реагируют на " культурную " Васютину (ну, может быть, не самую " культурную " , все-таки зам, а не глава)? Да потому, что чтобы бороться с врагом, его надо знать в лицо. Значит, идет процесс " персонификации " пятой колонны. Пусть они пока " покувыркаются " , ошалев от кажущейся вседозволенности и безнаказанности. Тем хуже для них. И, на мой взгляд, лучшее, что ждет Васютину - это Васюки. Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/08/on...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010