А в деревне жизнь словно остановила свой бег: те же хлебосольные соседи, только постаревшие, та же любящая безгранично матушка, Анна Павловна; только вышла замуж, не дождавшись своего Сашеньку, Софья, да по-прежнему вспоминает о желтом цветке тетка, Марья Горбатова. Потрясенная переменами, произошедшими с сыном, Анна Павловна долго допытывается у Евсея, как жил Александр в Петербурге, и приходит к выводу, что сама жизнь в столице настолько нездорова, что состарила сына и притупила его чувства. Дни проходят за днями, Анна Павловна все надеется, что у Александра вновь вырастут волосы и заблестят глаза, а он думает о том, как бы вернуться в Петербург, где так много пережито и безвозвратно потеряно. Смерть матери избавляет Александра от мук совести, не позволяющих признаться Анне Павловне в том, что он снова замыслил побег из деревни, и, отписав Петру Ивановичу, Александр Адуев вновь едет в Петербург… Проходит четыре года после повторного приезда Александра в столицу. Много изменений произошло с главными героями романа. Лизавета Александровна устала бороться с холодностью мужа и превратилась в спокойную рассудительную женщину, лишенную каких бы то ни было стремлений и желаний. Петр Иванович, огорченный переменой характера жены и подозревающий у нее опасное заболевание, готов отказаться от карьеры надворного советника и подать в отставку, чтобы увезти Лизавету Александровну хоть на время из Петербурга Зато Александр Федорович достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казенное содержание, посторонними трудами» зарабатывает немалые средства да еще и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ… На этом мы расстаемся с героями романа. Какая, в сущности, обыкновенная история!.. Н. Д. Старосельская Обломов Роман (1849–1857, опубл. 1859) В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух — тридцати трех, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание — это определенный образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живется…

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

1 . Вот опять я приглашаю вас к наслаждению евангельскими струями, вот опять призываю почерпать вместе со мною эту чистую и светлую влагу, следуя словам пророка: «в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:3 )! Источников много, но спасение одно, один источник всех благ – Господь наш Иисус Христос , источивший всякую мудрость и всякое ведение. И удивительно, что собственно странного находили иудеи в том, что Он знает книги не учившись? Об этом именно прочитано было нас сегодня, – что когда Спаситель предлагал Свое божественное учение, иудеи удивлялись и говорили: «как Он знает Писания, не учившись»? О книгах спрашивают они, когда речь идет об источнике слова, или лучше сказать о самом Боге – Слове; допытываются, откуда знает книги Христос, Который даровал закон и вдохновил пророков, от Которого истекает всякое ведение, и учение, и совет, и разумение, потому что «всякая премудрость – от Господа» ( Сирах 1:1 ). Спрашивают о книгах у (Источника) слова, из которого черпали вдохновение все пророки и от которого все богословы получили все то, что стало достоянием их душ. Его воспринял Моисей, от Него почерпали все пророки, этим источником пользовались все апостолы, как об этом свидетельствует и Иоанн: «и от полноты Его все мы приняли» ( Иоан.1:16 ). Требуешь (изучения) книг от Бога, как будто книги породили разум, а не разумом изобретено искусство письма? Разве разум от книг? Напротив, разуму обязаны книги своим происхождением: как не искусство произвело вещество, но вещество послужило поводом к развитию искусства, так не книги породили разум, но разум создал самое искусство письма. Не книги сначала, а потом разум, но сначала разум, а благодаря ему появились и книги. Прежде всего то, что есть дар Божий, а потом уже то, что является плодом искусства. Не глаз произвел предметы видимые, но глаз служит к познанию того, что им созерцается; не ремесла дали руки, но руки трудились над развитием ремесла; не бег выработал ноги, но ногам обязаны люди способностью бегать. Так и не книги одарили человека разумом, но разум изобрел книжное искусство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А вскоре после того неожиданно явился в Батурино брат Георгий. Был июньский вечер, во дворе уже пахло холодеющей травой, в задумчивой вечерней красоте, как на старинной идиллической картине, стоял наш старый дом со своими серыми деревянными колоннами и высокой крышей, все сидели в саду на балконе за чаем, а я спокойно направлялся по двору к конюшне седлать себе лошадь и ехать кататься на большую дорогу, как вдруг в наших деревенских воротах показалось нечто совершенно необычное: городской извозчик! До сих пор помню ту особенную острожную бледность, которой меня поразило знакомое и вместе с тем совсем какое-то новое, чужое лицо брата… Это был один из счастливейших вечеров в жизни нашей семьи и начало того мира, благополучия, которое в последний раз воцарилось в ней на целых три года перед ее концом, рассеянием… XVII Уже с юношескими чувствами приехал я весной того года в Батурино. Уже почти дружески делил летом поездки брата Николая к его невесте в Васильевское, всю прелесть их: вольный бег тройки в предвечернее время, по проселкам, среди все густеющих ржей, кукованье кукушки в далекой березовой роще, еще полной травы и цветов, вид причудливых облаков на золотом западе, вечерние смешанные запахи села, его изб, садов, реки, винокуренного завода, кушаний, приготовляемых к ужину в доме управляющего, резкие, подмывающие звуки аристона, на котором играли для нас его младшие дочки, вестфальские пейзажи на стенах, огромные букеты черно-красных пионов на столиках, все то веселое, немецкое радушие, которым окружали нас в этом доме, и все увеличивающуюся родственную близость к нам той высокой, худощавой, некрасивой, но чем-то очень милой девушки, которая вот-вот должна была стать членом нашей семьи и уже говорила мне «ты»… Шафером я еще не мог быть, но и положение свадебного отрока, принятое мной на себя, уже не подходило ко мне, когда я, затянутый в новый блестящий мундир, в белых перчатках, с сияющими глазами и напомаженный, надевал белую атласную туфельку на ее ногу в шелковом скользком чулке, а потом ехал с ней в карете на могучей серой паре в Знаменье.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Ещё эти «дети» имели удивительной силы духовное чутьё и внимание. X 1 Вигель вспоминает о тех годах (начала XIX века): «…полупросвещённые повесы проповедовали безбожие и клялись Вольтером и Дидеротом; чувствительные юноши, женщины, принадлежащие ко второстепенным обществам, и молодые литераторы, также чуждые высшему кругу, пленялись нежностями, мадригалами, гримасными улыбками мелких французских писателей. Духом сего времени созданы (были) Измайловы и Шаликовы, с их отвратительной чувствительностью, – Вяземский был из «высшего круга» Карамзина, Кутузова Александра Михайловича, Новикова Николая Ивановича. =Вигель: «Комедии Фон-Визина чистили вкус и нравы». Вигель: «Недавно остроумнейший из наших стихотворцев, Пётр Андреевич Вяземский, в 1838 году украсил тележную езду всею прелестью поэзии; трогательная шутка его расшевелила мне сердце до самой глубины. Улыбаясь сквозь слёзы, читал я прекрасные его стихи к Орловскому о былом мучении, которое мы так весело выносили. Мне казалось, он описывает первую поездку мою из Петербурга в Москкву. Всё нашёл я тут: и вихрю подобный бег тройки, и ловкость ухарского ямщика, и шляпу его, украшенную даровою лентой, и руку его, вооружённую вдохновительным кнутом, и русокосых красоток, коими любовался, несмотря на боль моих рёбер. Ни я, ни он, хотя меня моложе, добровольно не согласились ли бы теперь без памяти и скакать, и прыгать по крупным камням и мелким брёвнышкам тогдашней мостовой, а вспоминать о том, право, приятно». Как приятно перечитывать стихи князя Петра Андреевича. Тем паче, что дороги в России стали лишь местами получше. Князь не просто был человеком воцерковлённым, но, более того, он прекрасно разбирался в тонких деталях церковной практики и устава. В 1825 году Вяземский пишет статью «Чернец, киевская повесть. Сочинение Ивана Козлова», где не только виртуозно разбирает поэму Козлова, но высказывает далёкие от литературоведения соображения: «В конце (текста – Авт .) описываются самая смерть и погребение инока. Жаль, что поэт не воспользовался всеми обрядами, совершаемыми у нас при погребении иноков. Хорошо сделает, если при втором издании обогатит в этом месте поэзию» (ПСС. – Т. 1. – С. 191).

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ts...

Неудивительно, что такое «чтение», как оно понималось древними, было широко рекомендуемым упражнением. Луций Эней Сенека (ок. 55 д. н. э. – 39) в Послании 8, 5 говорит, что врачи рекомендуют чтение вслух (ut legat clarius) как дыхательное упражнение. 529 И именно точно это мы видим у великого римского врача Авла Корнелия Цельса в его трактате De medicina I, 2,7–8: 1 .2. Commode vera cxercent clara lectio, arma, pila, cursus, ambulatio... 530 Полезные упражнения: чтение вслух, вращение, ручной мяч, бег, ходьба 1 .8. Si quis vero stomacho laborat, legcre clare debet ct post lectionem ambulare. 531 Если у кого-нибудь болит желудок, ему следует читать вслух, и после чтения гулять. «Естественная история» 532 Плиний Старшего (Gaius Plinius Secundus, 23–79 н. э.) так же как и Послание IX 533 рекомендуют в качестве упражнения энергичное чтение (intentio vocis). Плутарх (ок. 46 – после 119) в Совете о здоровье 16 среди прочих «упражнений пригодных для ученых (περ γυμνασων φιλολγοις ρμοζντων)» допускает «чтение вслух или декламацию (ναγιγνσκοντας ναφωνοντας). 534 Клемент Александрийский (ок. 150-после 215) в трактате Педагог III, 10, 50.3, пишет: «Для многих чтение вслух служит телесным упражнением [πολλος δ σθ» τε κα τ γεγωνς τς ναγνσεως γυμνσιν στιν]». 535 Некоторые, исцелившиеся от плеврита находили, однако, clara lectio слишком напряженным, в этом случае трактат Цельса De medecina IV, 13 рекомендовал взамен чтение тихим гласом – levis lectio. 536 Следовательно чтение, как оно понималось в те дни, было столь утомительным занятием, что авторы медицинский трактатов рекомендовали его с той же целью, как сегодня современному человеку, лежащему на диване перед телевизором, советуют заняться бегом трусцой, поднятием тяжестей или аэробикой (но не чтением). Ди Капуа цитируя многочисленные примеры из Балога, 537 курьезно замечает, что чтение перед сном является полезным, и сегодня любой врач мог бы рекомендовать его в качестве целительного средства! 538 Жан Леклерк показал, как это обыкновение перешло в монашескую культуру Средних веков, где монастырское lectio divina, созерцательное чтение, стало скорее молитвой, чем чтением: «оно было по необходимости активным чтением... очень близко медитации». 539 Отсюда выражение в латинской Вульгате Пс.36:30 : «Os justi meditabitur sapientiam [уста праведника медитируют премудрость]». Иоанн из монастыря Св. Анульфа утверждает в своем Житии св. Иоанна, аббата Горза (†976) § 80, что шевеление уст святого, медитирующею над псалмами напоминало гудение пчелы: «in morem apis psalmos tacito murmurare continuo revolvendo». 540 Подобным же образом Петр Преподобный (†1156), аббат Клюни, в трактате «О чудесах» хвалит монаха, человека молитвы такими словами: «Без отдыхе уста размышляли над священными словами [os sine requie sacra uerba ruminans]». 541 Когда сам Петр страдал от катара, то он был не в состоянии говорить или читать. 542

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Исповедование Божественного Учения Христова превращается в соблюдение обрядовой стороны, что постепенно становится невыносимым и нелепым для них же самих, и конец их атеизм, озверелый крик: Нет Бога! Нет религии! Бог - человек, религия - сытая, буржуазная жизнь. Как было говорено мной выше, христианство не только шло за общественной жизнью, но и само влияло на нее, примером чего и может служить появление социализма. Господи, сколь велика милость Твоя! Не все ли ополчились на меня, и Ты, бесконечно Благий, чудесным образом избавляешь мя «от сети ловче и словеселукаваго»... О будь благословен во веки веков! Боже мой, и в заключении вижу Милосердие Твое...». А вот думы Бориса Николаевича Соловьёва о спасении Отечества - вопль любящего сердца, терзаемого бедами, постигшими Россию: «Спасение родины придет не из Сибири, а из самой многострадальной России. Не с помощью варягов, а с Божьей, в пробуждении духа, религиозно-национальном стремлении души народной я вижу залог будущей Великой Российской Империи, пред могуществом коей согнут свои выи все ныне могучие державы. Все будут полны зависти и удивляться счастливой жизни народа, вручившего свою судьбу в Руки Божии и под сиянием православного Креста нашедшего мир и спокойствие. И будет. На многие лета, пока не прогневит вновь Создателя тягчайшими прегрешениями. И накажет Господь народ свой - то и начало конца. Пути Господни неисповедимы. Никто не знает, где найдет спасение и когда. Так и мы теперь; гнев Господень обрушился на нас за беззакония наша, тяжка чаша страданий и горька, но милостью Отца нашего Небесного претерпим, «претерпевший же до конца - спасется». Буди же милостив к нам, Господи, прости согрешения наша». (Русский Остров. 29-30 июля 1919 г). Две последние записи, сделанные в дневнике: «31 июля 1919 г. Русский Остров. Вот и 1-ое августа н. ст. Время мчится быстро, быстро, и нет силы остановить его искрометный бег. Да и стоит ли? Наоборот, скорее вперед и вперед! 4 августа. Все тяжелее и тяжелее на моей душе». Интересная приписка в материалах дела: «На одном из предпоследних листов тетради имеются два обозначения, сделанные химическим карандашом. Одно из них изображает крест, а другое символический знак, тот же самый, какой был сделан Государыней Императрицей на косяке одного из окон в комнате дома Ипатьева».

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

Всё это построение представляется нам довольно несостоятельным, а догадка переводчика – произвольною, не соответствующею данным жития св. Иоанна, ибо известно, при каких обстоятельствах он нарушил своё послушание. Дело разъясняется, по нашему мнению, несколько иначе. По психологическому взгляду отцов и учителей церковных, сказавшемуся в богослужебной поэзии, наши отношения к Богу определяются главным образом двумя чувствами или эмоциями: с одной стороны страхом (φβ), с другой любовию (πθ). Страх Божий заставляет нас трепетать при мысли о своем недостоинстве. Любовь Божественная побуждает нас стремиться к единению с Божеством и даёт нам дерзновение ввиду искупительных заслуг Спасителя. Характерно сказалась эта психология в молитве Шестого часа, в словах, о которых у нас выше уже была речь. Святой отец, взяв у Псалмопевца слова: пригвозди страху (κ το φβου) твоему плоти наша, тотчас же прибавил и новозаветное дерзновение: но любовию (τ πθ) твоею (т. е. к Тебе) уязви души наша. Трогательное сопоставление тех же чувств мы видим в стихире Вечерни Великого Пятка: Егда от древа Тя мертва... Здесь Иосиф любовию (τ πθ) подвиз а шеся сердцем и устнами Тело нетленное Твое облобызати. Но в то же время был одержим страхом (φβ). Всего же яснее сопоставлены эти два расположения благоговейной души в одной из «похвал» третьей статьи в Великую субботу: Любовию и страхом (πθ τε κα φβ) страсти твоя почитающим даждь прегрешений разрешение. Само собою разумеется, что указанным психическим импульсам – любви и страху – соответствуют и разные формы нашего поведения, – разные добродетели. Любовь , раскрывая сердце, раскрывает и уста, подвигает стопы к деланию, устремляет нас к подвигу. Она учит громко исповедовать Бога, петь Ему хвалу; она исторгает из уст Девы Марии восторженную песнь; она устраивает предрассветный «бег» ко гробу мироносиц и апостолов... А страху – приличнее всего молчание и стояние: «да молчит... и да стоит со страхом и трепетом…». Добродетель молчания (σιωπ, σιγ) изобильно изображена в писаниях святоотеческих. Мы приведём лишь несколько извлечений. «Таков у благочестивого неослабный образ действования – всё чествовать молчанием», пишет святой Афанасий Великий 22 . Разумеется, речь идет о тайнах нашего спасения. «Не любомудрствуй о рождении Бога, – пишет святой Григорий Богослов , – ибо сие небезопасно (οκ κνδυνον)… Божие рождение да почтено будет молчанием» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

29 июня 2010 г. архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 12 ноября 2010 г. архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 г., на следующий день купол с крестом были установлены. 26 мая 2012 г. митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия. 21 декабря 2012 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил чин великого освящения церкви во имя Преображения Господня, находящейся в ротонде храма прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 18 июня 2013 г. - часы, установленные на Саровскую колокольню в 1965 г., были остановлены, и стрелки завершили свой бег на отметке 11 часов 20 минут. В 2016 г. в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора. http://nnesp.ru Законченность и красоту архитектурному облику Саровской пустыни во многом придавали башни со шпилями, стоявшие по углам монастырской территории и над восточными проездными воротами. Таких башенок было пять, сохранились из них две, и ещё одна частично (Северо-западная). В начале XVIII века монастырь был окружён деревянной оградой. В 1753 году стали строить каменную ограду с " фасадной " западной стороны. С обоих концов ограды были построены две двухэтажные башни. Их строительство окончилось в 1756 году. Угловые башни западной стороны монастыря - древнейшие из построек, сохранившихся в Сарове. В 1789 году западная каменная ограда вместе с церковью Николая Чудотворца была сломана, и на её месте построена колокольня с двумя двухэтажными корпусами: певческим и губернаторским.

http://sobory.ru/article/?object=01580

Можно ли в ходе купирования приступа бронхиальной астмы прибегать к помощи спасительного ингалятора? Разумеется, можно, но только после упорной физкультурной работы с больным. И после ингаляции продолжайте проведение физкультурных мероприятий. Межприступный период бронхиальной астмы На время межприступного периода следует поставить перед собой следующие основные задачи: комплексным применением в систематических занятиях определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий повысить общую выносливость и закаленность, физическую работоспособность, улучшить внешнее дыхание, физическое развитие и физическую подготовленность детей. Детям и взрослым, делающим первые шаги в занятиях физической культурой, я рекомендую использовать все свободное время на следующие мероприятия. Подъем ранним утром (в 5б ч). После подъема холодная ванна или обливание как можно дольше, но не более 4 мин. Промокание тела простынкой или сухим банным полотенцем. Бег трусцой при пульсе до 120 уд/мин или подвижная игра (в зависимости от возраста больного) босиком, в обнаженном или полуобнаженном виде, чередуя естественное и выражение диафрагмальное дыхание – 6 мин. Одеться. Обуться только по необходимости. Массажлица в сочетании с водными процедурами – 1 раза. Массаж грудной клетки, в ходе которого чередовать естественное и выражение диафрагмальное дыхание – 15 мин. ВЫЖс. 6 раз по 10 с. Упражнения А, Б, В – соответственно 10, 5 и 10 раз. Одеться и продолжить тренировку на свежем воздухе. Бег трусцой или бег трусцой в чередовании с ходьбой и подвижными играми (в зависимости от возраста и выносливости) при пульсе 120–130 уд/мин, чередуя естественное и выражение диафрагмальное дыхание – б мин. Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с правильным кашлем – 3 мин. При развившейся одышке отдых стоя или сидя, управляя своим дыханием до его восстановления и снижения пульса до 90–100 уд/мин. ВЫЖс или ВЫЖст. 6 раз до 10 с. Бег трусцой или бег трусцой в чередовании с ходьбой и подвижными играми (в зависимости от возраста и выносливости) при пульсе 120–130 уд/мин, чередуя естественное и выражение диафрагмальное дыхание б24 мин (согласно физическим возможностям).

http://azbyka.ru/zdorovie/b-s-tolkachev-...

Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусиках – 6 мин. Пляска вприсядку – 20 раз. Надеть тренировочный костюм, при хорошем самочувствии можно остаться босиком. Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки – 8–10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – Руки», «живот – грудь», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация ва межреберных промежутках. ВЫЖс (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз. Упражнения А, Б, В. Дозировка: н. – 10, 5, 10 раз, Ф. – 20, 10, 20 раз. Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания – 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст2 (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз. Бег трусцой в квартире (н. – 6–10 мин, ф. – 6–12 мин). Со второй недели выздоровления бег трусцой нужно проводить утром и вечером на свежем воздухе (н. – 10–20 мин, ф. – 12–30 мин). Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием – 3 мин. Пляска, упражнение К, маховые движения, подтягивание на перекладине, борьба (по желанию ребенка чередовать упражнения с отдыхом (н. – 6 мин, ф. – 10 мин). Спокойная ходьба – 3 мин. Привычное обливание холодной водой или купание. Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин. Одеться и бодрствовать до очередного цикла оздоровительных занятий. Ночью через час после засыпания и через каждые последующие 2 ч ребенка обливать или купать в холодной ванне (дозировка обычная), обтирать тело насухо, при необходимости массажем лица восстанавливать носовое дыхание и затем укладывать спать. При сборах на прогулку или в детский сад проделать следующие мероприятия. Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза. Купание или обливание холодной водой (дозировка обычная). Промокание тела сухим банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин. Растирание спины ладонью догоряча. Растирание подошв.

http://azbyka.ru/zdorovie/b-s-tolkachev-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010