Кресты и иконы. Большая часть святынь К. хранится в ГМИГе. Среди перевезенных в 1924 г. в Тифлис ценностей Бочоридзе упоминал неск. крестов: деревянный крест (15×7 см) в киоте (26×14 см), украшенный 7 камнями и обручами; распятие из кости (33×15 см); деревянный киот со стеклянной поверхностью (30,24×25,5×4,5 см), в который помещены серебряный крест (9×7 см), деревянный крест (9×5 см), серебряный кулон с распятием (7×6,5 см), нательный крест (3×2 см), мощевик (5,5×5 см); а также серебряный потир, в 1813 г. пожертвованный монастырю служившим здесь прот. Иосифом и позже переданный в одну из церквей г. Гори. Живописную икону Пресв. Богородицы с Младенцем (14×9 см) в позолоченном окладе царь Кахети Арчил II (1664-1675) брал с собой во время поездок в Россию (считается, что оклад появился именно в это время). В 1751 г. она была возвращена К., в 1821 г. перевезена в Тифлис и затем вновь в К., в 1924 г. передана в тифлисский Преображенский монастырь. По описанию Иоселиани, икона была украшена драгоценными камнями (большая часть не сохр.): 4 крупными камнями синего (1) и красного (3) цветов, 10 камнями бирюзы, 8 крупными и 95 мелкими жемчужинами. На окладе вычеканены сцены из земной жизни Спасителя и Богородицы. На оборотной стороне иконы был прикреплен серебряный крест с надписью, согласно к-рой в 1695 г. икона была обновлена и украшена драгоценностями «рукой» мастера Георгия на пожертвование супруги Георгия XI царицей Хорешан. В списке Бочоридзе упомянуты также чеканная Тавкавтская икона вмч. Георгия (серебро, 27×14 см) в стеклянном киоте (41×36,5 см) с надписью, выполненной асомтаврули и содержащей молитвенное обращение Николоза Магаладзе вмч. Георгию (1616), и икона-медальон (6,5×4,75 см), на лицевой стороне которой изображена Божия Матерь с Младенцем, на обратной - святой ( Хаханашвили. 1898. С. 61-62; Табл. 1; Меликсет-Бег. 1925. С. 143; Чубинашвили. 1959. С. 642. Табл. 192; Иоселиани. 1973. С. 95-96; Бочоридзе. 2011. С. 257, 288, 289). Другие святыни. С 1865 г. в К. хранилась выполненная в 991-998 гг. рукопись «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 134-136). В списке Бочоридзе перечислены 3 медные доски (39,25×23, 25,75×20,5, 23,5×15 см) для печатания Свящ. Писания, драгоценности (браслеты и пояса), живописные картины («Кончина царицы Тамар» и др.) и литографии (портреты царя Ираклия II, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I и др.) ( Бочоридзе. 2011. С. 288, 289).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Суббота издревле чтилась как седьмой день по создании мира, когда Господь почил от дел творения, освятил и благословил день. Будучи последним днем седмицы, суббота указует на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому в этот день Церковью вспоминаются все преподобные, мученики и все святые, достигшие вечного блаженного покоя, и совершается служба за умерших. Тропарь всем святым, Глас 2й Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имуще ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите/спастися, молимся, душам нашим. + Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии… В основе – слова апостола Павла: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним, что течение – это бег); а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его ( 2 Тим.4:6-8 ). О усопших, глас тот же Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости;/никтоже бо безгрешен, токмо Ты,/могий и преставленным дати покоя. Елика – сколько. Тропари, кондаки, величания и задостойники двунадесятых праздников Двунадесятые праздники имеют огромное значение в духовной жизни христианина: со всей Церковью мы переживаем величие празднуемого события, всю его полноту — прежде всего в богослужебной жизни Церкви, но также и в неотделимой от нее нашей внутренней и внешней жизни. Это не может не сказаться на основе духовной жизни православного человека — на келейном молитвенном правиле. Тропарь и кондак праздника непременно должны включаться вутренние и вечерние молитвы; часто молитвы перед трапезой заменяются тропарем, а после трапезы — кондаком праздника. По прямому указанию молитвослова тропарь праздника читается в составе Правила ко Святому Причащению. И, конечно же, не возбраняется на келейном правиле по столь естественному порыву души воспевать величание празднику.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance История русского православного прихода в Тунисе началась в 1920 году. Хранители православия в Тунисе (часть 1) 9 мин., 01.01.2009 Начало. Окончание в (46), 2007 г. Тунис – небольшое государство на самом севере Африки. Узким клинышком врезается оно между Ливией и Алжиром. Летом – сорок пять градусов в тени, зимой – не ниже пяти. Мечети, дома с окнами самой причудливой формы, пальмы. В центре города Туниса на авеню Мухаммеда V стоит православный храм в честь Воскресения Христова. А в портовом городе Бизерта еще один – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Кто построил эти две скромные церкви? Когда? Кто в них ходит? Как живется православным людям в мусульманской стране? Во всем этом попыталась разобраться на месте наш корреспондент Алина Исаева. Бег История русского православного прихода в Тунисе началась в 1920 году, когда войска генерала Врангеля потерпели окончательное поражение в Крыму, и более 150 тысяч наших соотечественников были вынуждены бежать из России. Никто не знал, что будет с теми, кто останется. Оставаться боялись. Корабли были до отказа набиты людьми – военными, их женами, детьми, гражданскими беженцами. На “Владимир”, рассчитанный на три тысячи человек, втиснулось двенадцать тысяч. Ночью началась буря. Суда то кидало в разные стороны, то сталкивало между собой. Мощный “Кронштадт”, тащивший на тросах миноносец “Жаркий” (у которого были повреждены машины), два истребителя и парусную яхту, столкнулся с болгарским судном. Шторм оторвал сперва яхту, потом истребители. Оборвались тросы “Жаркого”. Со сломанными машинами, без света, набитый беженцами миноносец беспомощно бросало на волнах. На “Кронштадте” чудом заметили потерю, вернулись. А дальше была страшная пересадка с “Жаркого” на “Кронштадт”. Ночь, скользкая палуба, качающиеся трапы. Женщины, маленькие дети. Жалкие пожитки падают в воду. Счастье, что все пассажиры уцелели. Первый пункт стоянки – Константинополь. Он же Стамбул. Судьбу беженцев решали бывшие союзники России в Первой мировой войне. Англия предпочла сохранить нейтралитет, и вся ответственность легла на Францию, которая в свое время признала правительство Врангеля. В результате сложных переговоров Сербия, Болгария, Румыния и Греция согласились принять гражданское население. Добровольцы, донские казаки и кубанцы осели в Турции. Оставался флот – более тридцати кораблей. Он был переименован из Черноморского – в Русскую эскадру, и после долгих колебаний местом его стоянки был выбран порт Бизерта в Тунисе, который был тогда под французским протекторатом.

http://foma.ru/xraniteli-pravoslaviya-v-...

Без монады нельзя представлять сущности чисел, между тем как сама она может существовать и без множества, поскольку сама она несравненно выше и превосходнее всякого числа, ибо все творит и устанавливает, не увеличиваясь ни от чего Ей сродни и триада: она также нерассекаема и неделима, она есть первая величина, состоящая из четных и нечетных чисел, ибо четное - два, присоединив к себе монаду, произвело первую нечетную природу триады. Триада указала на справедливость, ибо привела к понятию о равенстве, потому что в ней начало, средина и конец - равны. Все это есть образ Триады мистической, всесвятой и царственной, Которая, имея природу безначальную (anorcon) и нерожденную (agenhtou), носит в себе семена, основания и причины сущности всего рожденного; так что сила Троицы справедливо почитается началом всякого бытия. Наконец, декада заключает в себе предел всех чисел: она останавливает все, до себя доходящее, и справедливо названа числом полным и совершенным, потому что обнимает собой все идеи (ideas), и меры всех чисел, причин, согласий и гармоний. Монады, увеличивающиеся через сложение, ограничиваются в самом деле десятью. Имея в декаде мать и очерченную границу, они совершают в ней свой круговой бег, пройдя же второй круг, третий, четвертый и так далее - до десяти, из десяти декад производят сотни и потом возвращаются к прежней точке разрушения. Отсюда снова начав свое движение и совершив его десять раз, то есть обойдя свой путь десятижды сто, на обратном пути по тем же кругам, через возвращение из себя на самих себя, пробегают огромные расстояния. Таким образом, десятая часть десяти есть монада, и десять монад составляют одну декаду. Декада есть предел монад, есть их круг, их грань, круг бесконечности чисел, грань - конец монад. Троица, в соединении с декадой, совершив три раза период десяти кругов, рождает число самое естественное - тридцать, ибо, что в монадах триада, то в декадах тридцатка: она есть постоянный предел второго, после солнца, великого светила, ибо период луны, от первого сближения ее с солнцем до второго, составляют круг месяца, после чего, получив снова начало рождения, она озаряется новым светом и проявляет новые дни, украшенные тридцатью - она прославляется тремя декадами и сияет десятью триадами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/742/...

Свой личный вариант покаянного слова Пушкин выразил в замечательном четверостишии, написанном за полгода до смерти, в 1836 году. Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам… Так ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий . Корни этого образного ряда находятся в библейских текстах. Так, в псалме 83 говорится: «Пойдут от силы в силы, явится Бог богов в Сионе» (Псалом 83:8: «Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе»), в псалме 41: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:2: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже»). В славянском переводе образом души становится «елень», то есть олень, как и у Пушкина. В первом послании апостола Петра дьявол уподобляется льву, преследующему свою добычу: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Душа у Пушкина уподобляется оленю, жаждущему живой воды, а её преследователь дьявол — льву, который гонится за своей добычей. Пушкин в этом четверостишии воспроизвёл также характерную для гимнографических текстов символическую оппозицию: Сион (или Иерусалим) как образ Царствия Божия и Вавилон (или Египет) как царство греха. Анализируя эти строки, исследователь М.Ф. Мурьянов отмечает: «...чтобы приблизиться к небу (иначе говоря, стать совершенным), необязательно бежать к собственно Сиону как географическому пункту. Речь идёт о мысленном Сионе, как выражались византийские поэты... Значение имеет движение не физическое, а нравственное, осуществимое независимо от того, где находишься, повсеместно (Ин 4: 21, 23). Таков ход церковной мысли, повторённый Пушкиным» . Однако влияние богослужебных текстов на творчество Пушкина касается не только лексики, но и синтаксиса. В одном из стихотворений встречаем: На тихих берегах Москвы Церквей, венчанные крестами, Сияют ветхие главы Над монастырскими стенами . Стихотворение навеяно воспоминаниями о Саввино-Сторожевском монастыре, рядом с которым Пушкин часто бывал в детстве. (Житие преподобного Саввы Сторожевского Пушкин перевёл в 1830 году.)

http://bogoslov.ru/article/6174817

Согласно преданию, первыми устроителями и монахами в Яблечне были рыбаки. Те самые, которым явился святой Онуфрий Великий и предсказал, что на этом месте будет славиться его имя. Через какое-то время те же рыбаки нашли икону святого, которая приплыла по Бугу. Они восприняли это как исполнение пророчества и стали обустраивать обитель. Это было в начале XV столетия. Официальной датой начала истории монастыря принято считать 1498 год. Тогда уже действующему монастырю жители Бреста подарили Евангелие, на котором и указана эта дата. Впрочем, древняя обитель не сохранила для потомков ни толстых крепостных стен, ни башен средневековых храмов. Не за этим едут сюда паломники и туристы. Здесь время как бы замедляет свой бег и тебя обволакивает невесомость безвременья и несуетности. И, если сможешь это почувствовать и удержать, скоро внешняя тишина становится внутренней потребностью - никуда не спешить, говорить мало и по существу, слушать и слышать своё сердце. Эта благодатная волна как-то сразу и одновременно накрыла и нас, и даже наша супершустрая трёхлетняя дочка как-то притихла, повинуясь общему настроению, а муж твёрдо заявил, что никуда мы не поедем, а останемся ночевать здесь. Храм был закрыт, до вечерней ещё далеко, во дворе обители - ни души, и мы пошли осматривать территорию самостоятельно. Ухоженная, стриженая травка, цветы, какой-то игрушечный каменный мостик через такую же кукольную речушку, колодец, гнездо аистов. Мило и уютно, особенно нравится дочке, она вслед за нами стаскивает с себя туфельки и босиком носится по траве. Рядом с храмом - небольшое монастырское кладбище. Всё тот же ровненький газон, одинаковые кресты на могилах братии. Один из них - место упокоения мученика Игнатия. Он был круглым сиротой и с четырёх лет жил в обители. Его послушанием было звонить в колокола к службе. Игнатию было уже более восьмидесяти, когда 9 августа 1942-го гитлеровцы напали на обитель, стали грабить её и учинили поджог. Тогда многое сгорело: братский и настоятельский корпуса, трапезная церковь, библиотека, архив. Уцелели только колокольня, главный храм и гостиница для паломников. И сохранились эти здания благодаря монаху Игнатию. Он забрался на колокольню и ударил в набат, созывая людей на пожар. Вслед за Игнатием на звонницу вбежал немецкий солдат с автоматом. Колокол пробил дважды и замолк...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Анафема ли?! Лев Толстой Многим известен рассказ писателя Куприна «Анафема». И хотя повествование не соответствует исторической действительности, читателей не мог не взволновать образ взбунтовавшегося протодьякона, который, находясь под впечатлением от прочитанной ночью «прелестной повести» Толстого, на утреннем богослужении вместо того, чтобы торжественно объявить об анафеме писателю, провозгласил ему «многая лета». Литературный вымысел Куприна подогрел общественный интерес к «анафематствованию» Толстого. Но дело в том, что ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась! Решение же Синода относительно Толстого было лишь констатацией того факта, что писатель перестал являться членом Православной Церкви, то есть «отпал» от неё по собственной воле. В Синодальном Акте 20–22 февраля говорилось и то, что Толстой может вернуться в Церковь, если принесёт покаяние. Бегство из Ясной Поляны Чтобы прожить оставшееся время в соответствии со своими взглядами, восьмидесятидвухлетний писатель решился «бежать» из Ясной Поляны туда, где он мог бы найти душевный покой. Осенью 1910 года в непогоду, в ночную тьму и сырость Толстой, быстро собравшись, стараясь никого не разбудить, покинул дом. Взяв с собой лишь своего личного врача Д.П. Маковицкого, уже на ходу, трясясь в тарантасе, Толстой долго решал, куда же направить свой бег: на Кавказ или в какую-нибудь глухую деревню… И вдруг твёрдо сказал: «Еду в Оптину!» Мятежная душа писателя рванулась к спасению – туда, где ему смогли бы помочь преодолеть то мучительное одиночество, от которого не смогли спасти его ни семья, ни всемирная слава. Лев Толстой с сестрой-монахиней В Летописи Оптинского скита 28 октября записано: «Прибыл в Оптину пустынь известный писатель граф Лев Толстой. Остановившись в монастырской гостинице, он спросил заведующего ею рясофорного послушника Михаила: “Может быть, вам неприятно, что я приехал к вам? Я Лев Толстой, отлучен от Церкви; приехал поговорить с вашими старцами. Завтра уеду в Шамордино”.

http://pravoslavie.ru/148286.html

В поэтической номинации «Золотым витязем» был награжден Николай Рачков за книгу «Другое измеренье», за публицистику - Чеслав Кирвель (Белоруссия) за сборник статей «Драма противостояния», а в номинации «Детско-юношеская литература» - Владислав Бахревский за книгу «Непобежденные». Две награды форума увезли постоянные авторы «Русского единства» - писатели-харьковчане Станислав Минаков и Анна Минакова . На нынешнем Литературном форуме было, как и прежде, немало внимания уделено пишущим братьям-сербам: состоялась презентация книги писателя и государственного деятеля Добрицы Чосича, форум почтила присутствием известная писательница лауреат II Славянского Литературного форума Лиляна Хабьянович-Джурович. Искреннюю песню благодарности России исполнила любимица своего народа актриса Ивана Жигон. Русские писатели сражаются не только словом, но и делом: литератор из Архангельска Александр Тутов, написавший о русских добровольцах в Сараево, участвовал в боевых действиях в Сербии. О духовных основах человеческой жизни, о пути Христовом как целого народа, так и каждого человека, рассказывается в книгах архиепископа Курганского и Шадринского Константина (Горянова) «И познаете истину», Валентины Амиргуловой «Апостольский путь преподобного Макария (Глухарева)». За книгу-бестселлер «Несвятые святые», изданную совокупным тиражом уже более 1 млн. экз. и получившую целый ряд престижных литературных премий, удостоен «Золотого витязя» в номинации «Большая проза» настоятель московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Гран-при III Литературного форума «Золотой витязь» за книгу стихотворений «Дороги неба и земли» получил молодой поэт уроженец Ангарска Василий Попов, посвятивший награду своей Иркутчине. Это его строки: Чёрный лес, заснеженное поле, Вдалеке саней весёлый бег. За любовь к родимому доколе Будет биться русский человек? На торжественной церемонии закрытия форума «Золотой витязь», состоявшейся днем позже в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, было оглашено приветствие президента России В.В. Путина . В нем отмечено, что «Золотой витязь» по праву считается ярким заметным событием в культурной жизни России и других государств, за прошедшие годы форум обрел свои традиции, завоевал преданность поклонников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Наша Московская Патриархия стоит на весьма разумной основе. Она как бы сдерживает на себе стремительный бег времени. Она как бы отечески говорит людям: «Хорошо быстро ехать, но как ведь опасно! Хорошо высоко лететь, но страшно падать! Хорошо бежать стремительно вперёд, но как мно­гие отстанут и потеряются, погибнут совсем... Хорошо, что научились летать с одним крылом, но как надёжно летать Кораблю-Церкви на двух крыльях (старый и новый стиль)». Вот Святейший Патриарх силой своей святости, силой Божией и удерживает нашу Православную Церковь в разумном ритме движения. Как настоящий Духовный отец всех верующих своих детей, он болеет душой за всех слабых и больных, которые могут соблазниться тем или иным нововведением в нашей святой Церкви. Как разумный кормчий, он отечески охраняет и тех, которые слишком опрометчиво несутся вперёд, которые считают, что патриарший курс слишком устарел, пахнет болотным застоем, что Патриарх бездеятелен, стар, болезнен, надо омолодить, обновить Церковное руководство. Такие слишком горячие головы забывают, что сила Великого Бога выражается именно вот в таких старцах, разумом которых руководит Сам Бог, а не расчёт и дипломатия. Дай Бог Святейшему Патриарху жить ещё многие и многие лета на благо нашей Святой Русской Православной Церкви и спасения многих-многих верующих. 2. НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Оно вытекает из кругов Высшей Церковной Иерархии: некоторых митрополитов, архиепископов, епископов. Сущность этого направления – толкать Русскую Церковь вперёд как можно быстрее, обновляя Её Богослужения, отменяя чрезмерно длинные суровые посты, отстраняя древние святоотеческие и соборные каноны и традиции. Словом, толкать Церковь вперёд, чтобы Она шла в ногу со временем, чтобы Она не отставала в жизни, а жила вместе с людьми современного XX века. Представители нового прогрессивного направления считают, что люди теперь стали совсем другие: они стали и образованнее, и требовательнее к вопросам жизни. Поэтому надо «поднять» Церковь до их понимания, до их настроения, заставить Её, чтобы Она снисходила к их порокам, их слабостям, их прихотям, чтобы оправдывала людские беззакония, человеческие грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В 1997 году рассказ публиковался под псевдонимом Владимир Маслов. Семейное чтение:  Александр Ткаченко.   Мироносицы: пасхальная история. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой//Фома. - — апрель 2020. - С.74-79. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение») . Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Илья Оганджанов . Брат мой кузнечик . Подборка стихотворений («Бессонный бег автомобилей…»; «К синим звёздам уносится дым...»; «Куда убегает дорога?..»; «послушай как бьётся сердце...»; «я говорю с травой листвой волной...»; «Небо, поле, тишина...»; «С утра про себя напеваю...»; «качнётся лодка у причала...»; Роберт Фрост (1874-1963). Зимним вечером у леса. Перевод И. Оганджанова). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Романа Макагонова. Фото Евгения Саенко//Фома. - – апрель 2020. – С.80-81. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:   литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.   Афанасий Фет  и  И. В. Гёте «Фауст» Афанасий Фет [ о «Фаусте» Гёте. Цитата]: «... Фауст, убедившись в бессилии науки отвечать на капитальнейшие вопросы бытия, с отчаяния как бы махнув рукой на свое прошлое, вступает в союз с Мефистофелем в надежде узнать  истину. Гёте в своей трагедии выдвигает на авансцену историю развития  человеческого духа. Обращаясь к Фаусту с обычными требованиями  верности идее, природе и наставительности, мы найдем, что ни одно произведение искусства не захватывает такой широкой идеи, как  “Фауст”. Если под верностью природе разуметь природу искусства, то на каждом шагу мы будем изумлены той очевидностью, с какой  трагедия вводит нас из мира будничных явлений в мир самых волшебно-несбыточных. Что же касается поучительности, то “Фауст” выставляет такую массу фактов и глубочайших мыслей, что поучиться есть чему, была бы охота». Рисунок Анастасии Бабич//Фома. - — апрель 2020. - С.82-83. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “ Фомы ”. Книга. Классики рекомендуют »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-204-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010