– Множество людей. Это и первый батюшка, к которому я когда-то пришел на исповедь, и который, слава Богу, по сей день жив. И множество прихожан тех замечательных храмов, в которые я ходил на службы. Помимо этого, были замечательные книги, которых и сейчас очень много в православных лавках. – Как отнеслись Ваши родители к тому, что Вы решили посвятить свою жизнь христианскому служению? – Родители не были воцерковленными с детства, и для них это было не очень понятно. Но они отнеслись с большим уважением и понесли часть трудов вместе со мной, за что я им очень благодарен. Они взяли на себя житейские, бытовые нагрузки, чтобы у меня была возможность полноценно посвятить себя священническому служению. – Понятно, что Библия и Евангелие – это главные книги жизни. А есть ли у Вас любимые труды святоотеческой литературы? – Конечно. Например, уже в девяностые годы, которые совпали с началом моего христианского пути, издавалось много замечательных книг. Я помню книгу Сергия Нилуса « На берегу Божьей реки », прекрасное произведение о жизни Оптинских подвижников. Или – « Описание Серафимо-Дивеевского монастыря », это книга, составленная священномучеником Серафимом Чичаговым , она посвящена преподобному Серафиму Саровскому . Или – удивительная книга о новомучениках Оптинских « Пасха красная », которая стала ярким явлением своего времени. А из святоотеческих книг мне очень близки труды сербского святителя Николая Велимировича . Далее можно долго перечислять. – Недавно закончился Успенский пост, он самый короткий из всех Постов. Что мы могли успеть сделать за такой непродолжительный период для своего духовного роста? – В духовной жизни, как, например, в спорте, есть разные виды упражнений. Например, марафон и бег на короткие дистанции. Они значительно отличаются друг от друга, и не может человек одновременно заниматься тем и другим. В духовной жизни марафон – это Великий пост , а есть такая краткая дистанция, но совершенно яркая, как Успенский пост , он длится всего две недели. Он посвящен Успению Божией Матери , и важно успеть прочитать сказание о Ее жизни, почитать акафист Божией Матери, Ее Успению . А можно пройти этот Пост, молясь совершенно замечательными короткими молитвочками, которые посвящены Пресвятой Богородице. И все это позволяет за короткое время Успенского Поста прикоснуться к тайне жизни, чистоты и воскресения Пресвятой Богородицы . Это самое главное, что необходимо сделать.

http://azbyka.ru/way/vladyka-evgenij-kul...

В такой плодотворной атмосфере развития и создано Попечительство о нуждах Русской Зарубежной Церкви. Русские политические беженцы, обустроившиеся в США, теперь уже могли поддержать РПЦЗ – главную объединяющую силу русской белой эмиграции на протяжении сорока лет. Новый уровень благосостояния, помноженный на развитую в США культуру благотворительности, дали возможность не просто выживать, но и начать возвращать Церкви то, что члены РПЦЗ получали от нее . Члены первого правления фонда обратились к православным людям такими словами: «Наша первая цель всем русским зарубежникам понятна и близка. Если каждый из нас оглянется назад на прожитые годы, то он, безусловно, вспомнит о той духовной, моральной, а иногда и материальной поддержке, какая была оказана ему нашею Православною Церковью. Часто только заступничеством клира Церкви спасались наши жизни. Вспомним помощь, оказанную нашим духовенством при спасении многих из нас от репатриации или при переселении из Германии, Австрии и Китая» . В поддержку этой мысли в уставе Попечительства говорится: «Широко распространение среди русской эмиграции исповедания великой милости Божией. Она проявляется и в том, что с нами в нашем изгнании находится наша Православная Русская Церковь, стоящая на страже истины, окормляющая наши духовные нужды и воспитывающая молодое поколение в духе Православия и любви к России» . Итак, можно сказать, что к 1959-му году скитания русской интеллигенции окончились прибытием в «обетованную землю». «Бег» от большевиков закончился, и можно было наконец «распаковать чемоданы» . Руководство и востребованность Попечительства Со дня своего основания Попечительство было связано с русской аристократией и семейством главного идеолога Русской Зарубежной Церкви – протоиерея Георгия Граббе. Первым председателем правления стал Александр Тихонович Шишков . Его сестра Анна Тихоновна (†1981) – жена Дмитрия Николаевича Шмемана и мать протопр. Александра Шмемана (†1983) и его брата-близнеца Андрея (†2008) . Сын Александра Тихоновича протоиерей Владимир (†2009) был женат на дочери о. Георгия Граббе Марии. В марте 1965 г. на посту председателя правления Александра Тихоновича сменил Иван Иларионович Махарадзе (Марр, †1975), бывший с 1963-го по февраль 1965 года деканом Свято-Троицкой духовной семинарии . Однако в том же году он отказался от должности и на его место заступил вице-председатель правления кн. Теймураз Константинович Багратион-Мухранский, преданно трудившийся на посту председателя Попечительства до своей кончины в 1992 году . Под его руководством новому правлению удалось значительно увеличить пожертвования при снижении расходов на деятельность .

http://bogoslov.ru/article/6021339

Юcmuhuah II царствовал с 685 г. по 695 г.; потом вторично с 705 г. по 711 г. в древности назывались люди благородного происхождения; им обычно поручались важнейшие государственные должности. бег. или Херсон (древнерус. Корсунь) — древнее название теперешнего полуострова — Крыма. переводу с греч — «с отрезанным носом». ( < < back) Tubepuй III Апсимар царствовал с 698 г. по 705 г. ( < < back) в Константинополе. ( < < back) именем Аполлонии известно несколько древнегреческих городов. В данном случае разумеется, вероятно, Аполлония, находившаяся в Иллирии. ( < < back) совет, составлявшийся из старейших, почетнейших граждан (и представителей высшей духовной власти). ( < < back) святого Каллиника последовала в 705 г. ( < < back) занимал папский престол с 701 г. по 705 г. ( < < back) св. первоверховных Апостолов Петра и Павла празднуется св. Церковью 29 июня. ( < < back) Память святого мученика Луппа Аврелиан царствовал с 270 г. по 275 г. святого мученик Луппа последовала ок. 275 г. < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Страдание святой мученицы Сиры (или, точнее, Хосров) с персидского значит вообще царь. Это наименование обычно прибавлялось к собственному имени того или другого персидского царя. Хозрой Старший, т. е. Xoзpoй I Ануширван, царствовал с 531 г. по 579 г. персидский мудрец (маг); жил за 1000 лет до Р. Х.; основал очень сложное религиозное учение, построенное на дуалистическом принципе (т. е. на принципе строгого разделения добра и зла, как двух, непримиримых между собою, но в то же время самостоятельных начал). диаволом. более пространное сказание не дошло до нас. святой мученицы Сиры последовала в 558 г. Вскоре же после кончины святой мученицы Сиры начала страдальческий подвиг за исповедание имени Христова ее родственница, святая Мария (по-персидски Голиндуха); страдания ее начались при том же царе Xoзpoe I, но продолжались и при другом царе с именем Хозроя, — внуке первого, — именно, — при Xoзpoe II Парвезе (590 г. — 628 г.). — Память св. Марии Голиндухи 12 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но если что худое обретется у тебя, связывай это со своей немощью, молвя: «Я грешник, прогневавший Господа». 4,8 «Итак, умоляю вас, братия, милосердием» 3638 . Христовым, стяжите смиренномудрие и облекитесь 3639 им 3640 , в коем упокоевается Господь, и каждодневно, словно [только] сегодня начали [путь в] христианство, будьте пред Господом более всех людей смиренными и нуждающимися и считайте себя грешниками паче всех жителей земли. Аминь. Слово 17. двух видах откровения –божественном свете и разумении писаний, [Об уповании на Бога и О том, что нельзя 3641 1,1 3642 Об утверждающих, что откровение, которое излагают Писания для верно разумеющих, бывает в размышлениях и толкованиях, и не сияет истинный Божественный свет, мы возьмем свидетельства из Писаний 3643 . Апостол, сравнивая со славой лица Моисеева единовидную славу света, осиявающего достойных, говорит: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню» 3644 . И самого Павла на пути в Дамаск осиял Божественный свет, воссияв паче солнца 3645 . И Стефан стоя сказал: «Зрю небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную силы» 3646 и еще: «Кто любит Меня, – говорит [Господь], – тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю Его и явлюсь ему Сам» 3647 . 1,2 Тем самым доказано, что это не домыслы, но ипостась и сущность и сияющий Божественный свет Святого Духа [почивает] на достойных и верных, и ты найдешь множество согласных свидетельств в остальных местах Писания. Однако некоторые утверждают, что существует только один вид откровения в толкованиях и разумениях, опираясь на свидетельство апостола: «Если же другому будет откровение», «то первый молчи» 3648 , и: «Заповедь Господня пресветлая, просвещающая очи» 3649 , а также: «Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим» 3650 . 1,3 И мы исповедуем, что есть откровение и в толковании Писания, свершаемое Духом, но и они пусть признают, что в сердцах верных воссиявает Божественный свет в сущности и ипостаси 3651 . Следовательно, откровение истолковывается в двух образах: разумно и в познании Писания, и во свете Божественном и сущностно, каковой есть свет, являющийся и воссиявающий в душах паче солнечного. 2,1 О непостоянных и не имеющих фундамента веры, поскольку произволения их таковы: если я не буду причастен духовной благодати, то невозможно мне устоять, а если возымею [благодать], то пребуду постоянным. Сей, даже получив [благодать], не устоит, ибо не может благородно переносить скорби, сам не будучи таким образом подготовленным. Надлежит рассуждать, что мне необходимо служить Владыке моему со всяким благоразумием, и я – вне зависимости от того, дает ли Он мне [награду] или нет – не перестаю [свершать свой] бег, полагая то, что я не достоин даже имени Его призывать. Если же Он предаст меня наказанию в геенне, я не отступлю от Него. Так и 3652 [говорил]: если Ты [даже] убьешь меня, я не оставлю Тебя и от незлобивости моей не отступлю 3653 . Таковой справедливо унаследует жизнь [вечную].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад. Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого–нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого — от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми. Первый период — период Владимира — соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели. Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо–татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго. Третий период протекал уже во времена монголо–татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками! Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

«Война – это кара Господня, Наш искус в кровавой борьбе, За то, что мы любим „сегодня» И молимся только себе». В предисловии Александр Кондратьев отмечает: «Нужна ли эта рифмованная „публицистика» – как назвал и не без основания, один из критиков большинство современных стихотворений, посвященных войне, – пусть решат те, в чьи руки попадет эта маленькая книжка. Автор ее не претендует на художественную ценность своих произведений. У него просто явилась потребность под влиянием тех или других настроений передать волновавшие его образы в поэтической форме. Эта рифмованная „публицистика» невольно вылилась в созвучиях и, естественно, рвется на простор, стремясь громко выразить свой восторг или негодование. Конечно, эти стихотворные излияния – это однодневки, не претендующие на долговечность, и если они найдут отклик в родственном сердце и создадут созвучное настроение, то цель их будет достигнута». Но прошедшее столетие показало, что и такие однодневки со временем становятся историческими явлениями, а в ряде случаев литературно-историческими. «Отзвуки войны» Александра Кондратьева – одно из них. Из ранних (в том числе из сборника «Отзвуки войны») и особенно поздних его стихов особо выделяются молитвенные. «В религиозной лирике, – отмечает Вадим Крейд, – он вдохновляется благоговением – феномен редкий в поэзии нового времени». Вы, мирно спящие в серебряных гробницах Под схимой черною в сиянии лампад, С печатью вечности на потемневших лицах, Вы, некогда мечи сжимавшие в десницах, Стряхните тяжкий сон, откройте мутный взгляд! Проснитесь, иноки, когда-то в бой с Ордою Благословившие российские войска, Князья, недвижные под тлеющей парчою И вы, святители, хранимые Москвою, Восстаньте все – опасность так близка! Взгляните в даль, внимательны и строги, Из чуждых стран, где плещет океан, Где диких гор рассеяны отроги, На Русь идут языческие боги И им вослед полки островитян. Восстаньте все и твердою рукою Остановите наш позорный бег назад. Пусть снова грянет бой, пусть льется кровь рекою...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Что это за знак? Чистота сердца от всего страстного и греховного. В это и впери умные очи свои, сюда и направляй бег, на это обрати все усилия и труды» 62 . Следовательно, чтобы быть участниками блаженства, необходимо пожертвовать всеми своими себялюбивыми желаниями, даже самыми утонченными и возвышенными, необходимо положить средоточие жизни не в себе, а в воле Божией. После этого нам не покажется парадоксом, когда анахорет Памва у Лескова в «запечатленном ангеле» говорит: «ах, нет, братия, нет, я не смирен: я великий дерзостник, я себе в небесном царстве части желаю». Нельзя представлять себе дело так, что христиане отрекаются от себя в пользу добродетели потому, что знают конечный исход этого самоотречения, знают, что таким путем они все-таки придут в конце концов к большей выгоде. Иначе легко будет признать нравственного героя оборотливым себялюбцем. Он жертвует меньшим благом, отрекаясь напр. от земных удобств, даже от греха, что, конечно, сопровождается страданием для него, и взамен получает большее (вечное спасение), точь-в-точь как биржевый игрок. Такого вывода не будет, если поставим двигающим мотивом жизни в стремлении к блаженству не любовь к себе, а любовь к Богу, Которого нужно любить всем сердцем, всею душою, всем разумением т.е. всем своим существом. «Совершенная душа, – воспользуемся и еще раз психологическим выводом св. Максима Исповедника , – есть та, коея вожделетельная сила вся совершенно устремилась к Богу» 63 . После этого для нас станут понятными такие душевные состояния, когда человек, по любви к Богу, для счастья и блага других отказывается от своего собственного счастья в высшей его форме – небесного блаженства (Ап. Павла Сн. Филип. 1:21–25 . Рим. 9:3 ). Значит, нечего опасаться, что христианская любовь лишиться своего содержания, если предметом ее на ряду с чужим счастьем мы не поставим свое собственное. Это опасение могло стать действительностью разве лишь в том случае, если бы мы на самом деле нравственно основали на естественных законах и требованиях природы человеческой, хотя бы облагороженной христианством, если бы границы нравственного развития личности определяли не божественной нормою, а человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/u...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бег от судьбы Об авторе «Мастера и Маргариты» 25.11.2008 436 Время на чтение 10 минут О Булгакове — прежде всего в связи с его романом «Мастер и Маргарита» — написано очень много. Одни его превозносят, другие ниспровергают, причем споры не теряют остроты со временем. И вот в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышла новая книга — «Михаил Булгаков». Мы попросили ее автора Алексея Варламова рассказать о своем отношении к писателю и его знаменитому роману. Воображаемый собеседник — Алексей Николаевич, Ваш интерес к Булгакову — чисто литературного свойства или Вам, православному христианину, хотелось прежде всего осмыслить его жизнь и творчество в религиозном измерении? — Книга о Булгакове — это уже моя четвертая книга о судьбах русских писателей. И всякий раз, работая над книгой, собирая материалы, обдумывая их, я убеждался: религиозные взгляды моих героев — это важнейший критерий, своего рода дверь, через которую открывается их личность. Поэтому о ком бы я ни писал — непременно исследую отношение к вере. Для одних удельный вес этой составляющей меньше — как, например, для Алексея Толстого, для других больше, как для Пришвина. Но в случае с Булгаковым я берусь утверждать, что вера в Бога, ее утрата и попытки вернуться к ней — центральная коллизия его личности. Но есть и другая причина, по которой я в своей книге столько внимания уделил религиозным метаниям Булгакова. Мне хотелось разобраться в том, как современному православному человеку воспринимать его творчество — и, прежде всего, «Мастера и Маргариту» — роман, вокруг которого столько копий сломано. Я всегда, когда пишу, мысленно представляю себе некоего собеседника, к которому и обращаюсь. На этот раз таким моим воображаемым собеседником стал человек православный, воцерковленный и образованный, а главное — думающий. — А когда Вы начинали писать книгу, то учитывали ли уже сложившиеся в церковной среде версии по поводу «Мастера и Маргариты»? — Это и стало для меня отправной точкой. Из всего разнообразия мнений можно выделить по меньшей мере три концепции. Согласно первой, Булгаков продал душу сатане и роман «Мастер и Маргарита» — откровенно сатанинский, да и литературный дар Булгаков получил от дьявола путем погружения в наркотический транс. Откровеннее всего это прозвучало в статье Николая Никонова «Морфий для народа» («Православная беседа», N 5 за 2001 год). Другая, более умеренная концепция, высказана иеромонахом Иовом (Гумеровым) в статье «Каково отношение Церкви к творчеству Михаила Булгакова?». Отец Иов не обвиняет Булгакова в сатанизме, но констатирует, что тот отпал от Бога, и «Мастер и Маргарита» — роман явно антихристианский и ничего доброго читателю дать не может. Наконец, третья концепция представлена в книге диакона Андрея Кураева « " Мастер и Маргарита " : за Христа или против Христа?», где отец Андрей пытается доказать, что на самом деле роман глубоко христианский, просто нужно уметь эту глубину разглядеть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

«Благия во благости соблюди», произносит, например, священнодействующий в одной из молитв за литургиею Василия великого (во время задостойника). «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», или: «прочее время живота в мире и покаянии скончати у Господа просим», – слышится ежедневно в диаконской ектении. На такое моление Церкви указывал против полупелагиан еще блаж. Августин и замечал: « Церковь молит, чтобы верующие пребывали твердыми, – значит, Бог дает им твердость даже до конца» 748 . 3. Учителя Церкви ясно излагали это ее верование: Св. Василий великий : «Всякая душа препобеждается непреложными догматами, будучи утверждаема благодатию в непоколебимой вере во Христа» 749 . «И о праведнике необходима молитва , чтобы его преднамеренная правота и непревратность воли была исправляема под руководством Божиим, чтобы он даже и по немощи не уклонялся никогда от правила истины, и чтобы враг истины не мог растлить его превратными учениями» 750 . Св. Григорий богослов : «Течешь ли, подвизаешься ли, все имеешь нужду в Дающем венец. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его: и аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегущий его ( Пс. 126, 1 ). Знаю, говорит он, что не от легких в бегу зависит бег, не от сильных – война, не от ратоборцев – победа, и пристань не во власти искусных пловцов; но от Бога и победу устроить и ладию ввесть в пристань» 751 . Св. Иоанн Златоуст : «Это всецело дело Божие – утвердить и подкреплять нас так, чтобы мы не падали и не уклонялись на распутия» 752 . Св. Целестин : «Никто, даже из обновленных благодатию крещения, не способен к отражению напастей диавола и преодолению похотей плоти, если чрез ежедневную помощь, от Бога не получит твердости (perseverantiam) в добродетели» 753 . 4. В этой истине убеждаемся и посредством собственного размышления. Довольно обратить внимание, во-первых, на то, что и возрожденные, пока они находятся на земле, не свободны от искушений внутренних и внешних, напротив, должны вести непрерывную брань со врагами спасения, – мipoм, плотию и диаволом ( 1Иоан. 2, 16. 16 ; Гал. 5, 16. 17 ; Еф. 6, 12 ); а находясь постоянно среди многочисленных соблазнов, преследуемые, в особенности, невидимым, хитрейшим и сильнейшим супостатом, который, яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5, 8 ), могут иногда и падать, если будут предоставлены одним собственным силам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

25. Тот же Прокопий пишет, что Хосров, узнав об удачном покорении под римскую власть областей Африки и Италии, воспламенился сильной завистью и, что-то поставив в обвинение римлянам, 432 говорил, что они поступили вероломно и нарушили заключенный мир. Юстиниан прежде всего послал к Хосрову послов 433 – убедить его, чтобы он не нарушал взаимного бесконечного мира и не преступал договоров, но чтобы рассмотрел (возникшие) недоумения и порешил их дружелюбным образом. Но Хосров, внутренне возмущенный завистью, не принял никаких условий, и с огромным войском вступил в римские владения на 13 году управления Юстинианом римской империей. 434 Далее Прокопий описывает, как Хосров взял и разрушил лежащий у берегов Евфрата город Сур, показав на деле совсем не то, в чем условился с его жителями, то есть, дозволив себе всякого рода несправедливости и не сдержав ни одного условия, и таким образом овладев городом более через хитрость, 435 чем силой оружия; – рассказывает также, как предал он огню Берию 436 и потом пошел на Антиохию, когда в этом городе епископствовал Ефремий, который, впрочем, оставил его, потому что ни в чем не достигал своей цели. Говорят, (Ефремий) спас церковь и окружавшие ее здания, украсив их священными приношениями с тем намерением, чтобы они служили для них выкупом. 437 Прокопий описывает также и с чувством изображает, как Хосров взял Антиохию совершенно разорил ее огнем и мечем, 438 – как потом он был под смежным с Антиохией городом Селевкией и у предместья Дафны, и как наконец отправился против Апамеи, где в то время занимал епископский престол Фома, муж весьма сильный словом и делом. Он благоразумно дозволил себе, вопреки церковному постановлению, 439 смотреть вместе с Хосровом на бег лошадей в конском ристалище, стараясь всячески обласкать и укротить персидского царя. Хосров спросил Фому, хотел ли он видеть его в своем городе, – и Фома сказал, говорят, сущую правду, что весьма неохотно видит его у себя. Хосров, говорят, удивился такому ответу и за правду достойно превознес этого мужа похвалами. 440

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010