поиск:   разделы   рассылка Станислав Минин Бег на месте В наследство архиепископу Паоло Пецци достались неразрешимые проблемы Источник:  НГ-Религии В конце минувшей недели католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич, завершивший свое 16-летнее служение в России, прибыл в Минск. 10 ноября в соборе Пресвятой Девы Марии состоится торжественное богослужение по случаю вступления Кондрусевича на Минско-Могилевскую кафедру. Он покинул Россию, успев посвятить в епископы своего преемника Паоло Пецци. В Москве вовсю заговорили о потеплении в отношениях католиков с Русской Православной Церковью: дескать, на место поляка, олицетворения " недружелюбного " понтификата Иоанна Павла II, назначен итальянец, " компромиссная фигура " . Сам Пецци накануне посвящения в епископы 27 октября успел дать несколько блицкомментариев российским СМИ. В частности, он сказал, что рассчитывает на " доброжелательный, здравый и содержательный диалог с восточно-христианской традицией, представленной в России преимущественно Русской Православной Церковью Московского Патриархата и глубоко укорененной в российском обществе " . Оптимистично настроены и в Русской Православной Церкви (РПЦ). Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции в Интерфаксе 30 октября выразил надежду на то, что Пецци будет " содействовать преодолению тех трудностей, которые существуют между Церквами " . По словам иерарха РПЦ, во время прощальной встречи они с Кондрусевичем " нелицеприятно " поговорили о прошлом, " потому что были проблемы " . Судя по всему, проблемы сохранятся и при Пецци. От фигуры иерарха здесь зависит не слишком много. Митрополит Кирилл считает, что во взаимоотношениях двух Церквей " суровые заморозки " сменились " оттепелью " : католики и православные понимают, что на международной арене им необходимо выступать единым фронтом и отстаивать общие идеи и интересы. Для описания диалога РПЦ с католиками " оттепель " – очень меткое определение. Оттепель – это еще не весна, а лишь перерыв между заморозками. Во взаимоотношениях православных и католиков периоды потепления и похолодания меняются циклично. Медленное движение навстречу друг другу, о котором совсем недавно говорил в Москве кардинал Роже Эчегарай, порой напоминает бег на месте. Такой бег, быть может, и согревает на морозе, но лишь на время.

http://religare.ru/2_47178.html

Христиане были совершенно беспомощны пред администрацией. Их права не существовали для мусульманских административных властей. Любой санджак-бег (губернатор) или даже субаши (городничий) нападал на христианскую церковь , грозил виселицей епископу, брал выкуп с христиан и забирал все, что было ему угодно; найти против него суд и расправу было трудно. Напр., в 1587, вновь назначенный санджак-бег Иерусалима, по причине никому неизвестной, велел схватить и умертвить сирийского епископа, церковь сирийских христиан превратил в мечеть и грозил подобной же участью настоятелям четырех христианских монастырей, в случае, если они тотчас не заплатят десять тысяч дукатов. Христиане с большим трудом собрали требуемую сумму и откупились от этого разбойника 10 . Христианами подана была жалоба в Константинополь, но она не имела никаких последствий. Эта беспомощность христиан была неизбежным следствием системы управления Оттоманской империей, вытекала из тех недостатков, которые господствовали в административном строе государства. Роковым недостатком турецкого административного управления было взяточничество и вымогательства. Турецкие чиновники получали большие доходы по закону, субаши от 1 до 8 тысяч дукатов, санджак-бег от 3 до 16 тысяч, беглербеги от 15 до 30 тысяч, законные доходы великого визиря, стоявшего во главе административной лестницы, доходили до 100 тысяч дукатов. Но администрация не довольствовалась этими законными доходами, каждый чиновник получал незаконных поборов, по крайней мере, вдвое против той суммы, которая определена была законом. Великие визири составляли баснословные состояния продажей государственных должностей и подарками, взымавшимися ими со всех и каждого, кто имел к ним дело; до какой цифры простирались их доходы – видно из того, что Магомет Соколли, кроме законных ста тысяч, собирал каждый год около миллиона дукатов и имел недвижимого имущества на 18 миллионов. Примеру великого визиря следовали подчиненные ему беглербеги (генерал-губернаторы), беглербегу не уступали, подвластные беглербегам, санджаки, а за санджаками тянулись субаши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Несутся машины по воздуху, воде и земле, но не несут счастья человечеству; наоборот, разрушают еще оставшееся на земле благополучие. Вошла в мир диавольская торопливость (это словосочетание нужно запомнить), поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости (глубокомысленно замечает владыка Иоанн) открывает нам слово Божие в двенадцатой главе Апокалипсиса (вот это, наверное, самое глубокое, что можно узнать об ускорении прогресса XX века): И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. И так веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени ( Откр. 12, 10–12 ). Владыка Иоанн подмечает: Вы слышите: на землю и на море диавол сошел в великой ярости, зная, что не много ему остается времени. – Вот откуда это неудержимое, всё ускоряющееся круговращение вещей и даже понятий в мире, вот откуда всеобщая торопливость, и в технике, и в жизни – все более безудержный бег людей и народов. Царству сатаны скоро наступит конец. Вот причина веселия неба и тех людей на земле, которые живут небесным. Обреченное, предчувствующее свою гибель зло мечется в мире, будоражит человечество, раздувает себя до последних пределов и заставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крестной печати Агнца Божия, безудержно все стремиться вперед и ускорять свой бег жизни. Зло знает, что лишь в таком бессмысленном коловращении людей и народов оно может рассчитывать присоединить к своей гибели еще часть человечества. Затормошенные, куда-то несущиеся люди мало способны и рассуждать (это для нас важно!) об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

где ж их возьмешь Как человек расщеплён на два мира Между которыми вечный конфликт Так у Адама было два сына: Добрый один, другой - каинит Авель – природа – Бога творенье Каин – наш «образ», что мы сами творим Знаем истории той продолженье Каина свергнув, ее избежим Царствие Каина построено мыслью Мысль о себе - в нем царский дворец Времени боль там считается жизнью Смерть без конца – того царства венец Время всегда - порождение мысли А без нее в мире времени нет Виденье Бога устраняет все мысли Mipa соблазн ускоряет их бег В мipe, во времени – там, где борьба Есть разделенье на «я» и «не я» Что от природы в нем, что от ума? Знает лишь тот, кто отвергся себя Безмолвием мысли и смиреньем ума Он Каина сверг не на миг – навсегда «Вечный конфликт» в себе разрешил: Два наших мира одним заменил Время пока продолжает свой бег Каином будет любой человек И останется им, не пройдя до конца Путь свой – от Каина до Христова ума А в канун Рождества Отвергший себя обретет ум Христа В предпасхальные Авель воскреснет. В ритме Церкви живи. Прим.: «предпасхальные дни» - это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Окончательный синтез будет таким: Когда воображаемый ( гномический ) мир в человеке затихнет и исчезнет в состоянии внутренней исихии, а вместе с ним исчезнет и зафиксированный во времени и в пространстве внутренний наблюдатель, внешний материальный ( природный ) мир будет восприниматься совсем по-другому. Для этого нужно отвергнуть дух, возбуждающий в человеке самомнение, и нужно избавиться от заблуждений по поводу «внешнего материального мира». Разделения на дух и материю, на внешнее и внутреннее, на субъект и объект, - это продукты заблуждающегося ума падшего человека. Эти виды разделения неизбежны при существовании человека во времени, но они не абсолютны, они зависимы. Зависимы от времени. Время и будет тем связующим звеном, которое создаст синтез пар противоположностей, тезиса и антитезиса. В один период времени «тезис» будет справедлив, а в другой период – «антитезис».

http://bogoslov.ru/article/6021874

Но вот что важно. Сегодня можно сколько угодно упрекать Булгакова за «Мастера и Маргариту», за «Бег», за искаженный образ русского духовенства, вспоминать о сотнях тысяч мучеников за веру — однако не следует отказывать Булгакову в искренности. «Бег» — это ведь не попытка выслужиться перед властями. Михаил Афанасьевич действительно так думал, так видел Русскую Церковь. Он принадлежал к тому социальному кругу, который не знал о духовном подвиге, о мученичестве, о жертвенности православных людей в советские годы. Он видел, что Церковь идет на компромиссы (главный из которых — знаменитая декларация митрополита Сергия 1927 года, как раз совпадающая с написанием «Бега»), а компромиссов он терпеть не мог с юности. Ему казалось, что раз Церковь повела себя не по-аввакумовски, то Церкви больше и нет, истинно верующих больше нет. Посмотрите в «Мастере и Маргарите» на образы верующих: проныра Аннушка по прозвищу «Чума», буфетчик Соков, кухарка, которая хотела перекреститься, а ей сказали — руку отрежем, и она не сделала этого. Вот что осталось от верующей Руси! Причем ведь Булгаков не пасквиль писал — он действительно других верующих не видел, не знал. Он честно выразил то, что думал и чувствовал. Он писал в стране, где — как ему казалось! — Бог умер, Церковь умерла. Я думаю, именно поэтому он вывел слабого Иешуа и сильного Воланда. Сейчас сколько угодно можно говорить о том, как он заблуждался по существу, — но он написал книгу, в которой искренне отразил свои представления о христианстве в современном для него мире. На экзамене по богословию ему бы за нее поставили двойку и выгнали взашей, но это — честный ответ, без шпаргалки. Как видел и чувствовал — так и написал. — Но как, в таком случае, Вы сами воспринимаете религиозную компоненту «Мастера и Маргариты»? Все, что Вы говорили до сих пор, — это скорее преамбула, но какова же суть? — Я убежден, что «Мастер и Маргарита» — книга вовсе не сатанинская. Нет никаких оснований полагать, что в ней Булгаков прославлял дьявола. Скорее уж можно говорить, что он отстаивал идею человеческого милосердия, выразив ее в образе Маргариты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

Позволю себе к высказанному мною добавить еще небольшое послесловие. Мы уже цитировали Александра Блока. Он писал: «...степная кобылица несется вскачь». Это не просто поэтический образ. Это много больше. Это пророчество. Вскачь мчащаяся кобылица – это поступь нашей истории. Вот этот отрывок: Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови!... Неудержимый бег степной кобылицы – это наша судьба, точнее – наша историческая заданность. В жизнь каждого отдельного человека вписана его жизненная заданность, и вложена вся необходимая данность для свершения заданного. Обратимся опять к помощи поэзии. Вот Лермонтов «По небу полуночи ангел летел...»: И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой... Вот оно заложенное в нас! Так вписывается Божия заповедь в жизнь каждого человека. Так вписана она и в жизнь каждого народа. Вслушаемся: народ. Род – дети своих отцов и праотцов, наследие ген, переливающихся из поколения в поколение... Возьмем, как пример, оркестр. В оркестре каждый инструмент издает свой особый звук, свою ноту, только ему заданную. Из этого рождается музыкальная фраза, создается гармония, услаждающая слух. Так и каждый народ имеет свое задание, должен выполнить свою миссию, сказать свое слово. С него это спросится. Но в чем же состоит эта наша заданность, что же надлежит нам сделать? Нам нужно осознать, что та жизнь, которой живем каждый день от утра до вечера еще только часть жизненной полноты. Человек может, пишет И. Золотусский, «прожить лишь одной этой жизнью и о другой не догадаться. На рентгеновском снимке другой жизни не видно, на нем видна только эта жизнь. Но она, эта другая жизнь, дана ему изначала (с рождением), как дана и способность прозреть» (Очная ставка с памятью. М., 1983. С. 8). Наша миссия, задача русского народа, Святой Руси – это осознание и несение не раздробленного, а целостного понимания глубины жизни, и вытекающей из этого православной культуры, как творчества, как заданного. Мчащаяся кобылица – это бег нашей истории, знающей цель своего устремления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это рассказпритча о нашей жизни. Я его вспомнил, потому что мы сегодня читали евангельскую притчу о том, как царь звал людей на брак своего сына, на праздник, на пир. Все его друзья отказывались прийти под разными благовидными предлогами: один землю купил, другой — волов, у каждого было оправдание — и упустили они этот момент, и жизнь их понеслась дальше, понеслась, чтобы короткую дистанцию пробежать до конца. Вот и мы с вами так же несемся, а голос Божий зовет: «Остановись, обратись!» Голос Вечности зовет нас: «Есть у меня для тебя все: Сердце Христово, которое всем открыто, любовь Христова, которая всех покрывает, остановись, послушай!…» Для этого и колокола устроили в церквах, чтобы люди, которые шли по дороге или работали далеко, слыша голос колокола, перекрестившись, сказали: «Господь призывает нас»; чтобы каждый, кто был на пашне, или на торжище, остановился в это время и творил молитву. Есть даже благочестивый обычай — и у нас, и на Западе — в определенные моменты богослужения, когда освящают Святые Дары, звонит колокол, и раньше все люди, которые слышали голос колокола, прерывали на мгновенье свою работу, чтобы вспомнить о Господе, вспомнить о Небе, поднять глаза к Небу — мы же все время ковыряемся в земле, как будто нам вечно на ней жить. Нам надо поднять глаза к Небу, чтобы ожить, чтобы получить дар Духа Святого, чтобы почувствовать, что Вечность рядом. А мы проходим мимо, не замечаем, торопимся и остаемся с пустыми руками. Когда мы говорим «двухтысячный год», нам кажется, что это очень далеко, две тысячи лет! А он наступит через 12 лет. И кто из нас доживет до этого срока? Во всяком случае, из здесь стоящих очень многие, возможно, закончат свой жизненный бег. Да, это бег, останавливаться нельзя, но можно получить от Господа этот дар и в конце венец. Апостол Павел говорил о себе: «Я закончил свой век, веру сохранил, и теперь готовится мне венец правды» . И дай Бог, чтобы мы с вами к концу нашего бега могли сказать о себе, что мы век закончили, веру сохранили. Но как можем мы сохранить веру в этой сутолоке и суете? Только если время от времени будем смотреть на Небо, только обращая свое сердце к Тому, Кто всегда над нами, над всем преходящим, быстротекущим, временным, потому что всегда стоит Господь и призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, возьмите иго Мое на себя: ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» . Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Это рассказ-притча о нашей жизни, я его вспомнил, потому что мы сегодня читали евангельскую притчу о том, как царь звал людей на брак своего сына, на праздник, на пир, — и все его друзья отказывались под разными благовидными предлогами: один землю купил, второй себе волов — у каждого было оправдание, — и упустили они этот момент, и жизнь их понеслась дальше, понеслась, чтобы короткую дистанцию пробежать до конца. Вот и мы с вами так же несемся, а голос Божий нас зовет: “Остановись, обратись!” Голос вечности зовет нас: “Есть у меня для тебя все: Сердце Христово, которое всем открыто, любовь Христова, которая всех покрывает, остановись, послушай!…” Для этого-то и колокола устроили в церквах, чтобы люди, которые идут где-то по дороге или работают далеко, слыша голос колокола, перекрестившись, сказали: “Господь призывает нас”; и каждый, кто был на пашне, или на торжище, остановился в это время и творил молитву. Был даже благочестивый обычай — и у нас, и на Западе — в определенные моменты богослужения, когда освящают Святые Дары, звонил колокол, — и все люди, которые слышали голос колокола, прерывали на мгновенье свою работу, чтобы вспомнить о Господе, вспомнить о Небе, поднять глаза к Небу — мы же все время в земле ковыряемся, как будто бы нам вечно на ней жить. Поднять глаза к Небу — чтобы ожить, чтобы получить Дар Духа Святого, чтобы почувствовать, что Вечность рядом. А мы проходим мимо, не замечаем, торопимся и остаемся с пустыми руками. Когда мы говорим “двухтысячный год”, нам кажется, что это где-то очень далеко, две тысячи лет! А он наступит через 12 лет. И кто из нас доживет до этого срока? Во всяком случае, из здесь стоящих очень многие, возможно, закончат свой жизненный бег. Да, это бег, останавливаться нельзя, но можно получить от Господа этот дар и в конце венец. Апостол Павел говорил о себе: “Я закончил свой век, веру сохранил, и теперь венец готовится мне”. И дай Бог, чтобы мы с вами к концу нашего бега могли сказать о себе, что мы век закончили, веру сохранили. Но как можем мы сохранить веру — в этой сутолоке и суете? Только если время от времени будем смотреть на Небо, только обращая свое сердце к Тому, Кто всегда над нами, над всем преходящим, быстротекущим, временным, потому что всегда стоит Господь и призывает: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, возьмите иго Мое на себя: ибо иго Мое благо и бремя Мое легко”. Аминь. Хождение по водам

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

   Дай нам всем Господь духа осторожности, внимательности и разумения. О семи горячностях духа     Из сочинений архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского).    Горе человека в том, что он постоянно торопится, но торопится суетно, бесплодно. Человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки. Но если мы вглядимся в его энергию и посмотрим на ее последствия, мы увидим, что она не увеличивает добра в мире. А что не увеличивает добра, то бесплодно. Даже уничтожение зла бесплодно, если это уничтожение не есть проявление добра и не несет плодов добра.    Жизнь людей стала в мире очень торопливой и становится все более торопливой; все бегут, все боятся куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать. Несутся машины по воздуху, воде и земле, но не несут счастья человечеству; наоборот, разрушают еще оставшееся на земле благополучие.    Вошла в мир дьявольская торопливость, поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости открывает нам Слово Божие в 12-й главе Апокалипсиса: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:10—12).    Вы слышите: на землю и на море диавол сошел в великой ярости, зная, что немного ему остается времени. Вот откуда это неудержимое, все ускоряющееся круговращение вещей и даже понятий в мире, вот откуда всеобщая торопливость и в технике, и в жизни, — все более безудержный бег людей и народов.    Царству сатаны скоро наступит конец. Вот причина веселия неба и тех людей на земле, которые живут небесным. Обреченное, предчувствующее свою гибель зло мечется в мире, будоражит человечество, раздувает себя до последних пределов и заставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крестной печати Агнца Божия, безудержно все стремиться вперед и ускорять свой бег жизни. Зло знает, что лишь в таком бессмысленном коловращении людей и народов оно может рассчитывать присоединить к своей гибели еще часть человечества. Затормошенные, куда-то несущиеся люди мало способны думать и рассуждать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010