эффенди Габриелем Норадунгяном (на французском языке). 894 Общая картина выглядит следующим образом. Если до конца XVII в. главным соперником Турции была Австрия (соответственно, на ней же лежала основная ответственность по защите христианских подданных Турецкой империи), то с эпохи Петра Великого на восточно-европейской арене появился новый субъект политической истории – Россия. Еще в царствование старшего брата Петра, царя Федора Алексеевича, был заключен так называемый Бахчисарайский договор (1681 г.), по которому русское духовенство и миряне получили право свободного, беспошлинного паломничества в Иерусалим и святые места. Странным образом С. М. Соловьев в своей фундаментальной «Истории России с древнейших времен», рассказывая о переговорах в Бахчисарае, о иерусалимских или паломнических сюжетах не счел нужным даже упомянуть, 895 тогда как на Крымских переговорах 1681 г. в Бахчисарае вопрос о святых местах впервые прозвучал в русском дипломатическом документе. Некоторые историки даже видят в Бахчисарайских переговорах первый опыт вмешательства России по церковно-политическим вопросам в дела Османской империи. Бахчисарайский мир был заключен на двадцать лет. Но уже в период Крымских походов В. В. Голицына (в правление царевны Софьи) и Азовских походов молодого Петра ситуация изменилась. Во многом ее изменению способствовали иерархи восточных патриархатов. Инициатором сближения и взаимопроникновения церковных и политических интересов, во многом опередившим свое время, был патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара (1641–1707), один из просвещеннейших и значительнейших греческих иерархов поствизантийского периода. Большой заслугой его было реальное понимание значения России в решении вопроса об освобождении православных народов от исламского ига. Никогда и никто из греческих патриархов не занимался так глубоко и непосредственно проблемой ближневосточно-русских отношений. Разумеется, тяга к России диктовалась не личными его симпатиями или мистическими прозрениями, во всяком случае не ими одними. Патриарх Досифей не был бы греком и не был бы великим дипломатом, если бы на первом месте для него не стояли интересы Иерусалимского патриаршего престола и греческого православного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые дни служения митрополита Тихона на Крымской земле ФОТОРЕПОРТАЖ 21 октября. Торжественная встреча в Симферополе 21 октября 2023 г. митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) прибыл к новому месту служения в кафедральный Александро-Невский собор г. Симферополя. При входе в храм молодые хористы и юные ученики воскресной школы преподнесли Владыке каравай, пожелав Божьей помощи в грядущих трудах и испросив архипастырского благословения. В соборе нового главу Крымской митрополии тепло встретили митрополит Лазарь (Швец), митрополит Феодосийский и Керченский Платон, епископ Джанкойский и Раздольненский Алексий, епископ Ялтинский Нестор, епископ Бахчисарайский Каллиник, епископ Коктебельский Агафон, духовенство Крымской митрополии, игумения Топловского монастыря Параскева (Тищенко) с сестрами, преподаватели и студенты Таврической духовной семинарии и многочисленная паства. Вместе с духовенством Крымской митрополии владыка Тихон совершил молебен, за которым молились глава Республики Крым Сергей Аксенов, губернатор Севастополя Михаил Развожаев, председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов, а также руководители органов местного самоуправления. Церковные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением протодиакона Антония Марущака. По окончании молебна митрополит Тихон обратился ко всем молящимся с приветственным словом, в котором попросил молитв и заверил, что «пришел сюда с искренним намерением служить Господу нашему Иисусу Христу, Святой Церкви и народу Божьему». В ответном слове митрополит Лазарь (Швец), бывший Глава Крымской митрополии, призвал всех крымчан быть добрыми помощниками владыке Тихону и преподнес ему панагию с изображением св. блгв. князя Александра Невского. В свою очередь митрополит Тихон преподнес владыке Лазарю панагию, а кафедральному Александро-Невскому собору г. Симферополя - Корсунскую икону Божией Матери. Всенощное бдение в кафедральном соборе Симферополя 21 октября 2023 года, в канун 20-й Недели по Пятидесятнице, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон возглавил всенощное бдение в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополя. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ялтинский Нестор, епископ Бахчисарайский Каллиник, а также многочисленное духовенство епархии.

http://pravoslavie.ru/156878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 15 авг.), согласно преданию, Б. и. явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина) по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея. Икона была обретена в сияющем ореоле на скале, рядом был найден распавшийся на части змей. Б. и. почиталась как христианами, так и мусульманами, нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы (A. Guagnini). По др. версии (записана в XIX в. прот. Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма), образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного кн. Михаила (по др. версии - пастухом Михаилом). Перенесенная в княжеский дом, икона неск. раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм. В память о дне явления Б. и. храм был освящен в честь Успения Богородицы. Нек-рые авторы (Д. А. Хараджаев) отдают предпочтение 2-й версии и явление иконы относят к VIII в. Вместе с тем легендарный характер сказаний и исторические свидетельства о миграции в Крым анатолийских греков после взятия К-поля турками не исключают (А. Л. Бертье-Делагард) возможности принесения иконы в Крым из окрестностей Трапезунда (мон-рь Панагии, или Панагии Сумелы). Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII в. (статейный список посольства в Крым 1680-1681). В 1778 г., при последнем Готфском митр. Игнатии (Газадини) , Б. и. была перенесена в г. Мариуполь, где с 1780 г. находилась в специально сооруженной для нее деревянной ц. в честь Успения Богородицы. В 1848 г. Б. и. прославилась чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали спасение города в 1855 г., во время нападения англо-франц. эскадры в Крымскую кампанию. Записи о др. чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 г. Б. и. была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. (В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.)

http://pravenc.ru/text/77716.html

Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский пещерный монастырь — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви, расположенный в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов. Содержание История [ править править код ] Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком. По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. Монастырь в начале XX века В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником. В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.

http://azbyka.ru/palomnik/Бахчисарайский...

К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского). Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан. См. также: Крымский Афон. Бахчисарайский Успенский монастырь в исторических описаниях (В сборник вошли две брошюры, опубликованные в начале ХХ в. и дающие наиболее полное историческое описание древней православной святыни Крыма - Бахчисарайского Успенского монастыря (VIII-XX вв.)) Современное состояние [ править править код ] В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму. С октября 2015 года комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения. План монастыря [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Бахчисарайский...

Постановлением Синода от 3 авг. 1944 г. управляющим Крымской епархией был назначен архим. Иоасаф (Журманов) , хиротонисанный 13 авг. в Москве и 22 авг. прибывший в Симферополь. Кафедральным храмом стал греч. Троицкий собор, архиерейская резиденция находилась при Благовещенской ц. бывш. симферопольского подворья Космо-Дамиановского мон-ря. Вместо единого Крымского благочиния в 1944 г. в республике появились 7 благочиннических округов: Симферопольский, Севастопольский, Карасубазарский (с 1945 Белогорский), Джанкойский, Евпаторийский, Феодосийский, Керченский. Под давлением властей новый еп. Иоасаф 20 окт. 1944 г. отказался от Петропавловского собора в Симферополе (ГАРК. Ф. Р-2647. Оп. 7. Д. 2. Л. 12), к-рый готовился к открытию в период оккупации, а после освобождения сразу был передан Церкви (в храме даже проводились богослужения по случаю изгнания нем. оккупантов), в окт. 1944 г. закрыл Константино-Еленинскую, Трехсвятительскую и Покровскую церкви в Симферополе (на том основании, что для Симферополя 7 церквей - «слишком много»), 3 церкви в Ялте объединил в один приход с оставлением одного действующего храма. В кон. 1944 г. закрылись храмы в райцентрах Фрайдорф (ныне пос. Новосёловское Раздольненского р-на), Ички (ныне пос. Советский), Колай (ныне пос. Азовское Джанкойского р-на), часовня в Бахчисарае, прекратилось богослужение в храме, восстановленном в 1941 г. румынами, в с. Сарайлы-Кият (ныне Мирное Симферопольского р-на). В нач. 1945 г. упразднены Николаевский храм в Балаклаве, Рождество-Богородицкий в с. Сейтлер-Вакуф (ныне Разливы Нижнегорского р-на), Рождество-Богородицкий храм в с. Шакул (ныне Самохвалово Бахчисарайского р-на), Преображенский в с. Скеля (ныне Родниковское в черте Севастополя), Покровский в Джурчи (ныне Первомайское), Георгиевский в Лариндорфе (ныне Крестьяновка Первомайского р-на). Вместо изъятого храма в Ст. Крыму община получила бывш. арм. церковь в этом городе. К нач. 1946 г. в К. имелось 57 действующих церквей и молитвенных домов, служили 57 священников и 4 диакона. В 1946 г. в связи с депортацией из К. в 1945 г. греков и болгар закрылись храмы в селах Карасан (ныне Ровное Красногвардейского р-на), Мурзакой (ныне Дивное Белогорского р-на), Аджи-Ибрам (ныне Ключи Симферопольского р-на), Кишлав (ныне Курское Белогорского р-на). Ходатайства прихожан об открытии храмов не удовлетворялись. В виде исключения власти в 1945 г. поддержали просьбу свящ. Андрея Шовского, ранее состоявшего в партизанском движении, об открытии правосл. молитвенного дома в с. Мангуш (в 1945-1962 Партизанское; с 1962 - Прохладное) Бахчисарайского р-на, где в кон. 1943 г. все взрослое мужское население, свыше 150 чел., было расстреляно немцами за связь с партизанами, а церковь была сожжена. В 1944-1945 гг. несколько клириков было арестовано по обвинениям в коллаборационизме, в частности настоятель Всехсвятской ц. в Симферополе прот. Евгений Ковальский.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Повод для радости: монастырская жизнь в Крыму стремительно развивается Епископ Бахчисарайский Каллиник Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Литургическая жизнь есть сегодня во всех крымских обителях. В крупных монастырях, насчитывающих несколько десятков человек, Божественная литургия совершается каждый день. В горных, где иеромонахов один-два, Литургию служат три-четыре раза в неделю. О том, как происходил процесс становления современного монашества в их крае, рассказал порталу «Монастырский вестник» епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. Владыка, возрождение монастырей на Крымском полуострове, судя по статистике, идет стремительно.      Можно и так сказать, если принять во внимание тот факт, что до 1992 года здесь не было ни одной действующей обители, а с приходом на Крымскую кафедру митрополита Лазаря (тогда архиепископа) стали возрождаться монастыри, которых сейчас шестнадцать. Есть обители очень древние – в частности, пещерный Свято-Климентовской мужской монастырь в Инкермане (пригороде Севастополя). Такую его великую святыню как храм I века предание связывает со святым Климентом Римским, третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, четвертым Папой Римским. Сосланный за проповедь христианства и неуважение к языческим богам в Крым – северную часть Римской империи – он вытесает в скале малую церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, и с этого начинается зарождение святого монашества на земле благословенной Тавриды. Сегодня эта церковь действующая, мы с братией там регулярно служим. В преддверии великого события, когда мы вступаем в лето Господне 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в крымских монастырях вспоминают о тех, кто приближал этот праздник «со слезами на глазах». Так в рамках епархиального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре прошла конференция «Крымские монастыри в годы войн: патриотическое служение».

http://pravoslavie.ru/127027.html

Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму. В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат. Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале. Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета. В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери — точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы. Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях. Как проехать От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае — маршруткой 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком — подъем в горку. Службы: в будни — в 6.30 , в субботу и воскресенье — в 7.30.

http://pravmir.ru/tavricheskaya-krugosve...

Адрес: 298440, Крым, Бахчисарайский район, село Скалистое, переулок Шалфейный 7. Проезд: С автостанции Ж/Д вокзала сесть на любой автобус идущий на Бахчисарай или Севастополь и доехать до с. Новопавловка (поворот на пос. Научный, обсерваторию), оттуда пешком пройти до с. Скалистое(700 метров) и далее с села Скалистое (от карьерного озера) пройти 2, 5 км вдоль леса. Другой вариант: В Симферополе от автостанции «Западная» идёт автобус «Симферополь – Научный», которым можно доехать прямо до с. Скалистое и дальше пешком до монастыря. Возможен проезд своим автотранспортом (дороги вполне проходимые, кроме снежного периода зимой и оттепели после морозов). Телефоны: +7 (978) 064 54 38 (Петр); +7 (978) 017 99 45 ; +7 (978) 802 01 30 Электронная почта : petya.ki@mail.ru , lazar-mon.ru@yandex.ru , lazar.com.ua@gmail.com . Подробнее... Мужской монастырь преподобного Паисия Величковского (Морозовка) [ править править код ] Мужской монастырь преподобного Паисия Величковского — православный ставропигиальный мужской монастырь во имя прпеподобного Паисия Величковского Киевской епархии Украинской Православной Церкви. В обители находится более 700 частиц мощей угодников Божиих. Адрес: Крым, г. Севастополь, Балаклавский район, с. Морозовка, пер. Ключевой, 6 Телефоны: +7 978 724 71 99 (архимандрит Гавриил — наместник монастыря), +7 978 574 98 04 (иеромонах Спиридон — благочинный монастыря) Электронная почта: o.gavriil2002@mail.ru Подробнее... Мужской монастырь святого апостола Луки (Лаки) [ править править код ] В 1904 году на месте нынешней обители была построена новая приходская сельская церковь святого апостола и евангелиста Луки. В советское время село Лаки опустело, церковь значительно пострадала. В 2009 году при храме был открыт монастырь. На 2011 год в обители шло строительство храма святой великомученицы Варвары, был обустроен братский корпус. Адрес: АР Крым, Бахчисарайский район, округ с. Баштановка, монастырь апостола Луки Монастырь расположен в 5 км к юго-востоку от с. Баштановка Бахчисарайского района Крымской Автономии, на территории бывшего села Лаки (Горянка), в усадьбе старинного приходского храма святого апостола и евангелиста Луки.

http://azbyka.ru/palomnik/Крым_(монастыр...

В Крыму пытаются разрешить межконфессиональный конфликт вокруг строительства храма Симферополь, 24 октября 2006 г . Муфтий мусульман Крыма Аджи Эмирали Аблаев, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко вместе попытаются найти выход из конфликтной ситуации, сложившейся в селе Голубинка (ранее Фоти-Сала) Бахчисарайского района. Об этом сообщил спикер крымского парламента Анатолий Гриценко в ходе своей встречи с крымским муфтием Аджи Эмирали Аблаевым, состоявшейся накануне празднования Ураза-байрама. По информации пресс-секретаря председателя Верховной Рады АРК Аллы Горевой, в ходе встречи обсуждалась ситуация, сложившаяся в селе Голубинка Бахчисарайского района. В этом селе возникла конфликтная ситуация, поводом для которой послужило намерение местной общины Украинской Православной Церкви построить церковь на холме Кильсе-баир, где ранее располагались средневековый христианский храм, прекративший свое существование в XVIII веке, а также кладбище. Крымские татары, проживающие в селе, выступили категорически против строительства церкви на данном холме, поскольку это место у них считается святым, и на холме покоятся останки их предков. По словам Анатолия Гриценко, в ближайшие дни состоится совместный выезд в село Голубинка муфтия Крыма, митрополита симферопольского и крымского Лазаря и председателя Верховной Рады автономии, которые встретятся с людьми и на месте примут окончательное решение по ситуации. «Я думаю, что первый шаг был сделан, когда мы в Бахчисарае решили вопрос по рынку, который находился на месте мусульманских святынь. Также толерантно можно решить проблему и в Голубинке. Потому что у нас есть еще один камень преткновения – это Свято-Успенский монастырь, тоже под Бахчисараем. Подобные спорные вопросы можно разрешить без нагнетания ситуации»,- сказал глава крымского парламента. В ходе встречи крымский спикер также обсудил с муфтием ряд проблем, связанных с передачей мусульманских и христианских святынь церквям и конфессиям, имеющим на них историческое право. Пресс-служба Украинской Православной Церкви 24 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19002.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010